Ответы на вопрос:
Slee1
Литература
4,5(68 оценок)
18
Василия андреевича жуковского по праву считают « колумбом руси» , открывшим ей «америку романтизма в поэзии» . в начале xix века романтизм в россии был новым направлением, которое пришло к нам из западноевропейской . романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. более того, можно сказать, что романтизм определил новое — романтическое — отношение к жизни. проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в россии жуковский. одним из ярких образцов романтической лирики жуковского является стихотворение «море» , написанное в 1822 году. оно пронизано романтическими темами, образами, настроениями, мотивами. это не просто морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море» , то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. но для романтика мир природы — это еще и тайна, которую он пытается разгадать
есть ли такая тайна в этом стихотворении жуковского? чтобы ответить на этот вопрос, надо проследить, как развиваются художественные образы, созданные здесь поэтом, как переплетаются разнообразные мотивы. прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь» , «тревожною думой наполнено ты» , «полное прошлой тревогой своей» , «ты долго вздымаешь испуганны волны»
но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы. такой прием использовался многими поэтами и до жуковского. особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может — с каким-то таинственным незнакомцем. потом такой прием будет использовать пушкин в своем стихотворении «к морю» , написанном чуть позже — в 1824 году. «ты ждал, ты звал…» — так обращается к морю пушкин, вспоминая прошлое и теперь говоря ему «прощай» . особо следует сказать о композиции стихотворения жуковского. это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря. но разве может быть душа у морской стихии? у романтиков это не вызывает сомнения. ведь, по их представлениям, именно в природе растворяется божество, через общение с природой можно говорить с богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с мировой душой. вот почему в произведениях романтиков так часто возникает тот особый лирический символический пейзаж, который мы видим в стихотворении жуковского «море» . его своеобразный сюжет можно разделить на три части. я назову их так: «безмолвное море» — первая часть, «буря» — вторая часть “обманчивый покой» — третья часть. в первом части рисуется прекрасная картина «лазурного моря» , спокойного и безмолвного. эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю кар тину. но эта чистота и ясность ты чисто в присутствии чистом его: ты льешься его светозарной лазурью, вечерним и утренним светом горишь, ласкаешь его облака золотые и радостно блещешь его. именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь
Анализ стихотворения Жуковского «Дружба»
Тема искренних товарищеских отношений – предмет пристального анализа Жуковского как просветителя и воспитателя. Дружба провозглашается «живым небесным чувством», которое важнее всех слов, в переводном эссе «О дружбе и друзьях», опубликованном в 1810 г. Молодые люди, способные к честным товарищеским отношениям, становятся приверженцами гуманистических идеалов, поэтому развитие потребности и умения дружить является одной из важнейших педагогических задач.
Романтическая трактовка культа дружбы представлена в лирике Жуковского. Сущность отвлеченного понятия передается при помощи аллегории в стихотворной миниатюре 1805 г. Основная часть произведения посвящена изображению картины природы. Пейзаж организуют две доминанты – остатки дуба, разбитого грозой, и плющ, который обвивал дерево. Впечатления от пейзажной зарисовки подталкивают лирического героя к размышлениям. Пауза, на которую указывает многоточие, подтверждает момент рефлексии на синтаксическом уровне.
Философский вывод, к которому приходит лирический субъект, отождествляет увиденное с понятием идеальной дружбы. Какие признаки позволили сделать такое умозаключение? Ползучий кустарник, уцепившийся за дубовый ствол, остался на нем и после гибели дерева. Прочная связь растений трактуется по антропоморфическим принципам, порождая ассоциацию с человеческими качествами – верностью и преданностью, которые не зависят от внешних жизненных обстоятельств. Классический механизм аллегории, задействованный автором, позволяет проиллюстрировать абстрактную категорию при помощи конкретного выразительного образа.
Тема истинных товарищеских связей развивается в стихотворении «Друзья! «прости» – словцо святое». Лирический субъект убежден в бесконечности дружеских отношений, которые не прервет даже смерть. «Верное свиданье» по ту сторону земного мира станет «восхитительным часом», вознаграждающим товарищей за надежду и терпеливое ожидание.
Возвышенная интерпретация чувства дружбы в поэтике Жуковского соответствует канонам романтизма. Формулу дружеского союза как «святого братства» можно описать, воспользовавшись пушкинскими определениями: «прекрасен», «неразделим» и «вечен», подобен благородной душе.
Трактовка дружбы как высшей ценности, не оскверненной обманом или корыстью, характерна для ранней лермонтовской лирики. В стихотворении «Я пробегал страны России…» встреча с товарищем становится спасением, освобождающим героя от груза одиночества, озлобленности и душевного опустошения.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑