Анализ стихотворения Лермонтова «Время сердцу быть в покое…»
Образец любовно-философской лирики 1832 г. исследователи относят к «ивановскому циклу» — ряду лермонтовских творений, написанных под впечатлением романтического увлечения Наталией Ивановой. Мотив разуверения в любви, ставший ведущим в стихотворении «Время сердцу…», совпадает с общей темой дисгармонии в отношениях, когда жажда счастья оборачивается обманутыми надеждами, изменами и упреками.
В качестве конкретного источника, повлиявшего на идейное содержание начальной строфы лермонтовского произведения, называют стихотворение, созданное Байроном в день своего 36-летия. Романтические мотивы сердечной глухоты и забвения чувств, прощания с любовью и надеждой, затронутые английским поэтом, привлекли юного автора.
Лирический герой сообщает о наступившем охлаждении любовного чувства, прибегая к образу сердца. На смену волнений «безумной страсти» приходит время успокоения, когда утихающие переживания являются лишь отражением, следом ушедших событий.
Во втором восьмистишии появляется новая оригинальная тема обиды, протеста и упреков, адресованных бывшей возлюбленной. Звучат обвинения в жестокости и высокомерии. Показательно, что женскому образу не отказано в способности любить, однако героиня, обозначенная лирическим «ты», по непонятным причинам пытается скрыть «сердечный недуг», опасаясь его возрождения.
В катрене утверждается идея внутреннего единства распавшейся пары: героев объединяют воспоминания о прошедшей любви. Последнее двустишие катрена представляет собой афористичный вывод — парадоксальное философское заключение о близости разлучившихся людей. Эти строки повторяются в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…», также посвященном Ивановой.
В художественное пространство произведения входят две пейзажные зарисовки, причем лаконичное упоминание о море, мимоходом рождающееся в первой строфе, предваряет появление финальной развернутой картины. Береговые утесы, разделенные стихией друг от друга, относятся к сквозным образам лермонтовской творческой системы. Автора привлекает идея глубинной сокровенной связи двух начал, кроющейся за визуальной разобщенностью. При помощи символичного пейзажа поэт выстраивает параллель между картиной природы и переживаниями лирического героя.
Образ утесов возникает в «Романсе», датированном тем же периодом. В этом случае автор обращается к проблеме вечной памяти истинных чувств — мучительной, но неизгладимой, подобной следу на поверхности камня.
Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Бой»
Сыны небес; однажды надо мною Слетелися, воздушных два бойца; Один — серебряной обвешан бахромою, Другой — в одежде чернеца. И, видя злость противника второго, Я пожалел о воине младом; Вдруг поднял он концы сребристого покрова, И я под ним заметил — гром. И кони их ударились крылами, И ярко брызнул из ноздрей огонь; Но вихорь отступил перед громами, И пал на землю черный конь.
Стихотворение Лермонтова М.Ю. – Бой
См. также Михаил Лермонтов – стихи (Лермонтов М. Ю.) :
Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья Болезнь в груди моей и нет мне исцеленья, Я увядаю в полном цвете! Пу.
Бородино — Скажи-ка, дядя, ведь недаром — Москва, спаленная пожаром, Француз.
«Бой (Сыны небес; однажды надо мною…)» М.Лермонтов
«Бой» Михаил Лермонтов
Сыны небес; однажды надо мною Слетелися, воздушных два бойца; Один — серебряной обвешан бахромою, Другой — в одежде чернеца. И, видя злость противника второго, Я пожалел о воине младом; Вдруг поднял он концы сребристого покрова, И я под ним заметил — гром. И кони их ударились крылами, И ярко брызнул из ноздрей огонь; Но вихорь отступил перед громами, И пал на землю черный конь.
Анализ стихотворения Лермонтова «Бой»
Стихотворение «Бой» датируется 1832 годом, относясь к раннему периоду творчества Лермонтова. В нем поэт представляет читателям фантастическую картину битвы «сыновей небес». Существует довольно распространенная версия, что на создание произведения Михаила Юрьевича вдохновила гроза. Фактически Лермонтов метафорически описывал явление природы – устрашающее и завораживающее одновременно. При помощи средств художественной выразительности ему удалось вывести обычную пейзажную зарисовку на бытийный уровень. Гроза стала аллегорией масштабной битвы между Злом и Добром. В бойце, на котором серебристые одежды, угадывается архангел Михаил. В православной традиции его принято считать главой святого воинства ангелов и архангелов. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается, как он победил «великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною». В текстах Ветхого и Нового завета его иногда именовали «князем снега, воды и серебра». Скорей всего, изображение архангела Михаила юный Лермонтов видел на иконе, которая висела в доме его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Интересно, что поэт полностью отказывается от упоминаний библейской терминологии. Более того – изначально лирический герой предполагает далекий от религиозных канонов финал поединка. По его мнению, победа вполне может достаться воину, выступающему на стороне Зла: И видя злость противника второго, Я пожалел о воине младом…
До последних строк стихотворения сохраняется интрига. Только в конце читатель узнает о том, чем завершилась битва: …Но вихорь отступил перед громами, И пал на землю черный конь.
Для Лермонтова было важно подчеркнуть контраст тьмы и света. Воин, представляющий силы Зла, облачен в одежды чернеца, сидит на коне черного цвета
Его противник «серебряной обвешан бахромою». Само описание воздушной битвы немного напоминает русскую народную сказку
Обратите внимание на следующие строки: И кони их ударились крылами, И ярко брызнул из ноздрей огонь…
Всадник в черных одеждах у Лермонтова не лишен обаяния, что говорит об обращении поэта к романтической традиции. Впоследствии Михаил Юрьевич будет возвращаться к подобному изображению злых сил. Пожалуй, самый яркий пример – знаменитая поэма «Демон», работа над которой фактически началась еще в 1829 году. Последнюю же ее редакцию Лермонтов завершил только в начале 1839-го.
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Бой»
Стихотворение «Бой» датируется 1832 годом, относясь к раннему периоду творчества Лермонтова. В нем поэт представляет читателям фантастическую картину битвы «сыновей небес». Существует довольно распространенная версия, что на создание произведения Михаила Юрьевича вдохновила гроза. Фактически Лермонтов метафорически описывал явление природы – устрашающее и завораживающее одновременно. При помощи средств художественной выразительности ему удалось вывести обычную пейзажную зарисовку на бытийный уровень. Гроза стала аллегорией масштабной битвы между Злом и Добром. В бойце, на котором серебристые одежды, угадывается архангел Михаил. В православной традиции его принято считать главой святого воинства ангелов и архангелов. В Откровении Иоанна Богослова рассказывается, как он победил «великого дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною». В текстах Ветхого и Нового завета его иногда именовали «князем снега, воды и серебра». Скорей всего, изображение архангела Михаила юный Лермонтов видел на иконе, которая висела в доме его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Интересно, что поэт полностью отказывается от упоминаний библейской терминологии. Более того – изначально лирический герой предполагает далекий от религиозных канонов финал поединка. По его мнению, победа вполне может достаться воину, выступающему на стороне Зла: И видя злость противника второго, Я пожалел о воине младом…
До последних строк стихотворения сохраняется интрига. Только в конце читатель узнает о том, чем завершилась битва: …Но вихорь отступил перед громами, И пал на землю черный конь.
Для Лермонтова было важно подчеркнуть контраст тьмы и света. Воин, представляющий силы Зла, облачен в одежды чернеца, сидит на коне черного цвета
Его противник «серебряной обвешан бахромою». Само описание воздушной битвы немного напоминает русскую народную сказку
Обратите внимание на следующие строки: И кони их ударились крылами, И ярко брызнул из ноздрей огонь…
Всадник в черных одеждах у Лермонтова не лишен обаяния, что говорит об обращении поэта к романтической традиции. Впоследствии Михаил Юрьевич будет возвращаться к подобному изображению злых сил. Пожалуй, самый яркий пример – знаменитая поэма «Демон», работа над которой фактически началась еще в 1829 году. Последнюю же ее редакцию Лермонтов завершил только в начале 1839-го.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Слыхали ль вы за рощей глас ночной»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «Месяц»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «К Наташе»
- Анализ стихотворения Александра Пушкина «К Лицинию. (С латинского)»
Сыны небес; однажды надо мною
Слетелися, воздушных два бойца;
Один — серебряной обвешан бахромою,
Другой — в одежде чернеца.
И, видя злость противника второго,
Я пожалел о воине младом;
Вдруг поднял он концы сребристого покрова,
И я под ним заметил — гром.
И кони их ударились крылами,
И ярко брызнул из ноздрей огонь;
Но вихорь отступил перед громами,
И пал на землю черный конь.