«мирок» м. цветаева

Обобщающий урок по разделу
«поэтическая тетрадь №2» | начальная школа  | современный урок

Марина Цветаева — Дети — это взгляды глазок боязливых ( Мирок )

Deti — eto vzglyady glazok boyazlivykh,Nozhek shalovlivykh po parketu stuk,Deti — eto solntse v pasmurnykh motivakh,Tsely mir gipotez radostnykh nauk.

Vechny besporyadok v zolote kolechek,Laskovykh slovechek shepot v polusne,Mirnye kartinki ptichek i ovechek,Chto v uyutnoy detskoy dremlyut na stene.

Deti — eto vecher, vecher na divane,Skvoz okno, v tumane, blestki fonarey,Merny golos skazki o tsare Saltane,O rusalkakh-sestrakh skazochnykh morey.

Deti — eto otdykh, mig pokoya kratky,Bogu u krovatki trepetny obet,Deti — eto mira nezhnye zagadki,I v samikh zagadkakh kroyetsya otvet!

Ltnb — nj dpukzls ukfpjr ,jzpkbds[,Yj;tr ifkjdkbds[ gj gfhrtne cner,Ltnb — nj cjkywt d gfcvehys[ vjnbdf[,Wtksq vbh ubgjntp hfljcnys[ yfer/

Dtxysq ,tcgjhzljr d pjkjnt rjktxtr,Kfcrjds[ ckjdtxtr itgjn d gjkecyt,Vbhyst rfhnbyrb gnbxtr b jdtxtr,Xnj d e/nyjq ltncrjq lhtvk/n yf cntyt/

Ltnb — nj dtxth, dtxth yf lbdfyt,Crdjpm jryj, d nevfyt. ktcnrb ajyfhtq,Vthysq ujkjc crfprb j wfht Cfknfyt,J hecfkrf[-ctcnhf[ crfpjxys[ vjhtq/

Ltnb — nj jnls[, vbu gjrjz rhfnrbq,,jue e rhjdfnrb nhtgtnysq j,tn,Ltnb — nj vbhf yt;yst pfuflrb,B d cfvb[ pfuflrf[ rhjtncz jndtn!

Мирок

Дети — это взгляды глазок боязливых, Ножек шаловливых по паркету стук, Дети — это солнце в пасмурных мотивах, Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек, Ласковых словечек шепот в полусне, Мирные картинки птичек и овечек, Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване, Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей, Мерный голос сказки о царе Салтане, О русалках-сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий, Богу у кроватки трепетный обет, Дети — это мира нежные загадки, И в самих загадках кроется ответ!

Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. Т. 1. N.–Y., 1980. C. 5. Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. М., 1994. C. 13.

1

Марина Цветаева в критике современников. В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость / Сост. Л. А. Мнухина; коммент. Л. А. Мнухина, Е. В. Толкачевой. М., 2003.

М. Волошин. Женская поэзия*

«Невзрослый» стих М.Цветаевой, иногда неуверенный в себе и ломающийся, как детский голос, умеет передать оттенки, недоступные стиху более взрослому. Чувствуешь, что этому невзрослому стиху доступно многое, о чем нам взрослым, мечтать нечего. В начале книги это дитя, которое говорит о детях:

Утро России (Москва). 1910. № 323, 11 декабря. С. 6.

2

Библиография: Марина Цветаева. =Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993.

Мирок 1, 4 ; 30, I, 4 ; 55, I, 4

1 — ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ. Стихи. Детство – Любовь – Только тени. – Москва, Тов. тип. А. И. Мамонтова, 1910, 225 р. Id. — Paris, LEV, 1980, 238 p. Id. — Москва, Книга, 1988, 232 р. (Réimpr.)

30 — СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ: В 5-ти томах. — New York, Russian Publishers Inc., 1980-1983, t. 1-4 .

55 — СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОЭМ И ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 3-х ТОМАХ. Вступительная статья А. А. Саакянц. Составление и подготовка текста А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. Том I. Стихотворения и поэмы 1910-1920. — Москва, Прометей, 1990, 655 р.

Орфографические допущения. Не воспроизводятся буквы, отсутствующие в современном алфавите (ѣ, ѳ, i, ъ в соответствующих позициях). Не соблюдаются устаревшие нормы написания приставок (безпорядок) и падежных окончаний (мирныя).

Анализ стихотворения М. И. Цветаевой «Мирок»

Стихотворение «Мирок» вошло в «Вечерний альбом» поэтессы, напечатанный в 1910 году за ее собственные средства, в раздел «Детство», но критики дружно и незаслуженно обошли его вниманием. Текст произведения построен как совокупность определений детства, как мозаика смыслов, из которой составлен мир маленького человека

Текст произведения построен как совокупность определений детства, как мозаика смыслов, из которой составлен мир маленького человека.

Произведение включает такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «глазок боязливых», «по паркету стук», «ножек шаловливых», «словечек шепот», «миг покоя краткий», «Богу … обет (обещание)», «мира загадки», «кроется ответ» – которая обусловлена необходимостью рифмовки;
  • эпитеты – «боязливые глазки», «пасмурные мотивы», «мирные картинки», «вечный беспорядок», «радостные науки», «ласковые словечки», «мерный голос», «трепетный обет», «нежные загадки», «сказочные моря»;
  • олицетворения – «боязливые глазки», «радостные науки», «картинки дремлют», «словечек шепот», «голос сказки»;
  • метафоры – «солнце в мотивах», «мир гипотез», «золото колечек (курчавых прядей)», «блестки фонарей»;
  • лексический повтор – «это вечер, вечер», «Дети – это…»;
  • ряды однородных членов предложения – «солнце, мир гипотез, беспорядок, шепот, картинки»; «вечер, блестки, голос» – для точного описания быта и жизни ребенка;
  • синонимы – «отдых, покой»;
  • контекстуальные антонимы – «пасмурный – радостный»; (повторение слов в смежных стихах или фразах при разной середине или начале и конце) – «…загадки, и в самих загадках … ответ», позволяющую создать акцент на ключевом слове;
  • аллитерацию (многократное повторение однородных согласных) – сказки о царе Салтане, о русалках-сестрах сказочных;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «мирок», «глазки», «ножки», «колечки», «словечки», «овечки», «картинки», «птички», «кроватка».

Первая строфа стихотворения отражает чередование радости и грусти, оборот «солнце в пасмурных мотивах» – переменчивость детского характера, когда на заплаканном лице может появиться улыбка. Вторая, несколько умильная по тону, напоминает подтрунивание, шутливую иронию. Обилие однородных форм слов в нем приводит к пародийному восприятию даже слова «беспорядок». Третья строфа проникнута тонким лиризмом, она отражает тихое материнское счастье, прелесть семейной атмосферы. В четвертой автор делает попытку заглянуть в будущее, отгадать, кем же станут дети.

Анализ стихотворения М. Цветаевой «Хвала богатым»

Екатерина Мастер (1681) 5 лет назад

«Хвала богатым» (1922)

«Поэзия у Цветаевой противостоит не миру, но живущей в нем пошлости, мелочности, серости. „Что же мне делать, певцу и первенцу, В мире, где наичернейший — сер! “ — вот что угнетает сознание того, кто живет с ощущением „безмерности в мире мер“. Миру, где руководствуются мелкими пошлыми мерками, где „насморком назван — плач“, Цветаева отвешивала одну пощечину за другой, не стесняясь в выборе слов, которые могли оказаться и убийственно резкими. При чтении цветаевской „Хвалы. “ вспоминается и давняя литературная традиция (например, „Похвала глупости“ Эразма Роттердамского). и новейший литературный опыт — прежде всего Маяковский с его сатирическими „Гимнами. “. <. > „Хвала. “, как видим, интересна не только резким разоблачительным тоном и полной недвусмысленностью авторской негодующей поэзии, но и своеобразным поворотом темы поэта — этой постояннейшей из тем. Поэт — в системе романтических представлений Цветаевой — почти всегда противопоставлен миру: он — посланец божества, вдохновенный посредник между людьми и небом, он — пророк высших истин. Именно такой поэт и противопоставлен богатым в цветаевской „Хвале. “, но есть и важный — новый — оттенок: отверженность поэта (он — пария) осознается отныне как его родство с миллионами других парий. В буржуазном, сытно-плотском, низменном и гнилом мире сытых, они, голодные, нищие и обездоленные, такие же парии, как и поэт. Поэт неподкупен. Сытый может обездолить миллионы парий, превратить их в рабочую силу, но поэта — Поэта! — он купить не в состоянии. Поэт — единственный защитник и глашатай миллионов нищих парий, он — их мессия».

А. Павловский. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой, 1989

«„Голод голодных и сытость сытых“ — ненависть к этим извечным врагам породила стихотворение „Хвала богатым“, исполненное презрительной жалости, звучащей уже в самом заглавии, обратном смыслу стихотворения: „. Объявляю: люблю богатых. За растерянную повадку Из кармана и вновь к карману. За какую-то вдруг побитость, За какой-то их взгляд собачий, Сомневающийся. “ Что-то, вероятно, послужило непосредственным толчком к созданию „Хвалы богатым“, — может быть, ожгла гневом какая-нибудь поездка в Прагу, повернутую к Цветаевой своими бедняцкими кварталами». А. Саакянц. Марина Цветаева. Жизнь и творчество, 1997

1. Чем вызвано столь резкое отношение поэта к тем, кто назван в стихотворении «богатыми». 2. С помощью каких выразительных средств передано убийственно-саркастическое отношение к тем, кому адресовано стихотворение? 3. Каковы особенности интонационно-синтаксического строя стиха и чем обусловлены они?

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: