Сочинение на тему: «одиночество в лирике михаила юрьевича лермонтова»

Михаил лермонтов. стихотворение "один среди людского шума" лермонтов михаил юрьевич один среди людского шума история создания

«Один среди людского шума» это:

«Один среди людского шума» «ОДИН СРЕДИ ЛЮДСКОГО ШУМА». юношеское стих. Л. (1830). Характером медитации и образом разочарованного героя стих. в известной мере предвосхищает нек-рые мотивы «Думы» («. Не найду в душе моей / Ни честолюбья, ни участья, / Ни слез, ни пламенных страстей»). Обнаружено среди бумаг из архива А. М. Верещагиной (см. Верещагины ), хранившихся у проф. М. Винклера (ФРГ). Автограф — ГБЛ, ф. 456 (архив А. М. Верещагиной). Впервые — «Известия», 1962, 15 дек. в ст. И. Андроникова «Сокровища замка Хохберг». Датируется по пометке Л. в автографе: «1830 года в начале».

Лит. Андроников (13), с. 198—200.

Л. А Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва «Сов. Энцикл.»; Гл. ред. Мануйлов В. А. Редкол. Андроников И. Л. Базанов В. Г. Бушмин А. С. Вацуро В. Э. Жданов В. В. Храпченко М. Б. — М. Сов. Энцикл. 1981

Смотреть что такое Один среди людского шума в других словарях:

Лермонтов, Михаил Юрьевич — Запрос «Лермонтов» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Михаил Юрьевич Лермонтов … Википедия

Воздушный корабль (баллада) — У этого термина существуют и другие значения, см. Воздушный корабль (значения). Воздушный корабль «Наполеон поднимается из гроба», (картина Ораса Верне, 1860) Жанр: баллада … Википедия

Издания Лермонтова — ИЗДАНИЯ Лермонтова. Прижизненные издания. Единственным прижизненным сборником были «Стихотворения М. Лермонтова» (СПБ, 1840; тираж 1000 экз.); он включал 26 стих. и две поэмы «Мцыри», «Песня про. купца Калашникова» из 30 поэм и ок. 400 стих.,… … Лермонтовская энциклопедия

Как часто, пёстрою толпою окружён (Лермонтов) — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Валерик (стихотворение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Валерик. Валерик Я к вам пишу случайно, право … Википедия

Мцыри — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

  • Стихотворeния (1828-1841). Лермонтов М. Ю. … Подробнее Купить за 105 руб
  • Герой нашего времени. Стихотворения. Лермонтов М. Ю. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (1814—1841) считается одним из самых совершенных художественных творений мировой прозы. При жизни автора были напечатаны два издания,… Подробнее Купить за 40 руб

Почему герои Лермонтова, как правило, одиноки

Существует несколько объяснений, почему практически каждое стихотворение автора содержит упоминание об уединенности, тоске. В годы его творчества на пике популярности был печальный, одинокий образ Байрона. Сплин мог быть сформирован влиянием приверженности общества.

Пояснить особенность произведений можно, опираясь на историю жизни поэта. Воспитанием ребенка занималась бабушка, мама умерла рано, отец не уделял мальчику внимания. Михаил Юрьевич часто болел в детстве, поэтому редко общался со сверстниками.

За всю жизнь ему не удалось найти родственную душу – любимую женщину, надежного друга. Его искренняя влюбленность была несчастной – женщина обручилась с другим. Свою горесть одиночества он воплощал в произведениях. Автор старался донести читателю, что задание человека – справиться с душевными муками, сохранить свои принципы, веру, моральные качества.

С другой стороны, писатель позиционирует уединение как последствие силы духа. Лирический персонаж стремится к обществу, но непроизвольно отдаляется от него, оставаясь одиноким.

Смотри также: Тема Родины в лирике Лермонтова: какой образ Родины рисует поэт

Композиция и конфликт

Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.

  1. Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
  2. В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
  3. Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
  4. В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.

Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.

Михаил Лермонтов — Один среди людского шума

Odin sredi lyudskogo shuma,Vozros pod senyu chuzhdoy ya.I gordo tvorcheskaya dumaNa serdtse zrela u menya.I vot proshli moi muchenya,Nashlisya pylkiye druzya,No ya, lishenny vdokhnovenya,Skuchal sudboyu bytia.I snova muki posetiliMoyu voskresnuvshuyu grud.Izmeny dushu zaraziliI ne davali otdokhnut.Ya vspomnil prezhniye neschastya,No ne naydu v dushe moyeyNi chestolyubya, ni uchastya,Ni slez, ni plamennykh strastey.

Jlby chtlb k/lcrjuj ievf,Djphjc gjl ctym/ xe;ljq z/B ujhlj ndjhxtcrfz levfYf cthlwt phtkf e vtyz/B djn ghjikb vjb vextymz,Yfikbcz gskrbt lhepmz,Yj z, kbityysq dlj[yjdtymz,Crexfk celm,j/ ,snbz/B cyjdf verb gjctnbkbVj/ djcrhtcyedie/ uhelm/Bpvtys leie pfhfpbkbB yt lfdfkb jnlj[yenm/Z dcgjvybk ght;ybt ytcxfcnmz,Yj yt yfqle d leit vjtqYb xtcnjk/,mz, yb exfcnmz,Yb cktp, yb gkfvtyys[ cnhfcntq/

Анализ стихотворения Лермонтова «Один среди людского шума…»

Читая стихотворение «Один среди людского шума…», надо помнить, что оно написано шестнадцатилетним юношей, в 1830 году. В нем, несомненно, можно рассмотреть признаки большого таланта великого русского поэта и характерные черты его личности.

Небольшое стихотворение содержит массу выразительных средств, позволяющих создать образ лирического героя:

  • эпитеты – «людской шум», «чуждая сень», «творческая дума», «пылкие друзья», «воскреснувшая грудь», «пламенные страсти»;
  • олицетворения – «дума зрела», «муки посетили», «измены заразили» – являются удачным приемом отражения авторских эмоций;
  • метафоры – «зрела на сердце», «скучал судьбою бытия», «заразили душу», «найду в душе» – подчеркивают интимность переживаний – они сидят очень глубоко;
  • инверсия – «возрос я», «под сенью чуждой», «прошли мученья», «нашлися друзья»;
  • синекдоха – «муки посетили … грудь» – путем замены понятий (сердца, находящегося в груди, на саму грудь) образно передает глубину переживаний героя;
  • антитезы – «нашлися…, но скучал», «вспомнил, но не найду» – отражают неудовлетворенность лирического героя, которая и питает творчество ассоциированного с ним автора;
  • многосоюзие – «ни честолюбья, ни участья, ни слез, ни страстей» – оформляющее длинный ряд однородных членов предложения, которые позволяют полностью описать гамму чувств, которых не испытывает (по его собственному мнению) лирический герой;
  • лексика высокого стиля – «возрос», «сень», «бытие», «муки».

Частотность личных местоимений придает стихотворению исповедальный характер. Смысл жизни уже в юные годы автор видит в реализации поэтического творчества.

Как следует из текста стихотворения, автор отчаянно ищет дружбы, ищет родственную душу, но его постигают разочарования. Наряду с этим тон изложения спокойный, даже несколько отвлеченный, как будто автор говорит о постороннем человеке. Лирический герой явно гордится собственной эмоциональной отстраненностью, некоторой холодностью натуры.

Слова «один, муки, мученья, измены, несчастья» рисуют меланхолическое восприятие условий, в которых происходит становление личности поэта. Оборот «чуждая сень» является отсылкой к безрадостному детству под надзором властной бабушки. Именно детство и продолжительную болезнь, существенно ограничивавшую возможности мальчика, можно считать мотивом поэзии разочарования, сквозящего в строках стихотворения, одиночества среди множества людей и трагического разлада с действительностью.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

«Нет, я не Байрон, я другой…»

Индивидуальный стиль писателя формируется благодаря использованию определённых художественных средств, лексики, самой манеры изложения, и, конечно же, способу создания характеров и персонажей. В литературоведении для поэтических произведений есть термин «лирический герой» — персонаж лирики, чьи чувства выражает автор в стихотворении. Интересно, что некий собирательный лирический герой каждой культурной эпохи является носителем её идеалов. Например, в классицистических произведениях лирический герой прежде всего гражданин, ратующий за развитие родного государства, в сентиментализме – тонко чувствующий духовно-нравственный индивидуум, в романтизме – свободная, неисчерпаемая и бесконечно сложная личность. В русскую литературу романтизм пришёл из западной Европы. Одним из самых известных и значимых европейских поэтов-романтиков считается Джордж Байрон. В русской литературе таковым можно назвать Михаила Юрьевича Лермонтова. Несмотря на то что этих поэтов часто сравнивают, их творческое наследие очень разнится. Романтизм Байрона – это, скорее, реакция на новую буржуазную действительность и неприятие её, идеализация тоски и деление мира на внешний – греховный — и внутренний – чистый и естественный. Романтические тенденции в творчестве Михаила Лермонтова отразились несколько иначе. Образ лирического героя Лермонтова изменялся на протяжении всей жизни поэта.

В лирике раннего творчества появляется романтический герой-индивидуалист, характерный и для Запада. Лирические герои Лермонтова этого периода решительны и бескомпромиссны. Они не принимают действительность, остро реагируют на несправедливость мира, поднимаясь над бытом и реальностью. Это одинокие, свободолюбивые герои, которые видят мир, как и герои Байрона, двухчастным. Но у Лермонтова это не грешный и праведный варианты, а мир реальный, который отрицается, и мир идеальный. Интересно, что на ученическом этапе творчества мир лермонтовских героев все ещё делится на две непримиримые части, границу между которыми невозможно разрушить:

В стихотворении «Монолог», которое появилось в 1829 году, эта тема повторяется:

Очевидно, что «пустые бури» олицетворяют мелкие страсти, любовные переживания и интриги, а «яд злобы» — отравляющее действие публики и высшего света на чистую душу, которая в итоге пресыщается всем тем, что может предложить общество.

Появляется мотив свободы как одной из главных ценностей и мотив воли как конечной цели, где душа лирического героя, возможно, обретёт покой:

Разочарование в любви

Еще одной причиной стало сильнейшее в его жизни любовное чувство, которое принесло разочарование и обиду ранимой душе. Знакомство с «черноокой» красавицей Е.Сушковой, которая в своих записках описывала Лермонтова невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». В ответ все-таки поэт ей за это отомстил, но в душе глубоко осталось недоверие людям и неуверенность в себе.

Эти причины наложили большой отпечаток на все лермонтовское творчество в целом. Поэтому, вернувшись к эпиграфу, мы можем представить Лермонтова в виде паруса, одинокого, потерянного, не понимающего, куда дальше плыть. Может быть, именно эти причины еще с самого детства вели его через трагическое одиночество к не менее трагической гибели.

Booking.com

Стихотворение Лермонтова М.Ю. «Один среди людского шума. »

«Один среди людского шума. «

Один среди людского шума, Возрос под сенью чуждой я. И гордо творческая дума На сердце зрела у меня. И вот прошли мои мученья, Нашлися пылкие друзья, Но я, лишенный вдохновенья, Скучал судьбою бытия. И снова муки посетили Мою воскреснувшую грудь. Измены душу заразили И не давали отдохнуть. Я вспомнил прежние несчастья, Но не найду в душе моей Ни честолюбья, ни участья, Ни слез, ни пламенных страстей.

Стихотворение Лермонтова М.Ю. — Один среди людского шума.

См. также Михаил Лермонтов — стихи (Лермонтов М. Ю.) :

О как мила твоя богиня Экспромт О как мила твоя богиня.1 За ней волочится француз, У нее лиц.

О, как прохладно и весело нам О, как прохладно и весело нам Вечером плыть по заснувшим волнам. Солн.

Вариант 2

Слово «одиночество» — не что иное, как лейтмотив всей жизни М. Лермонтова. Начиная с самого раннего детства, поэт был одинок. Он рано остался без родителей и воспитывался бабушкой, которая не смогла их заменить. Слабое здоровье мешало юному Лермонтову играть со сверстниками и шалить как обычному мальчишке. Вынужденная изоляция и отсутствие общения не могли не сказаться на его характере. «Один среди людского шума возрос под сенью чуждой я…» – писал поэт.

Печорин, Мцыри, Арбенин, поэтические образы паруса и «одинокого утеса» – это далеко не полный список примеров противостояния окружающему миру. Все герои находятся в постоянной борьбе сами с собой. Мцыри – пленник монастыря, чуждый всем вокруг. Григорий Печорин борется с противоречиями не только в окружающей действительности, но и внутри себя.

Лермонтов не испытал счастья любви, тем самым усилив свое личное одиночество. В одном из самых своих известных стихотворений «Парус» состояние лирического героя – вечное одиночество, потерянность и безысходность.

«Увы, он счастия не ищет И не от счастия бежит!»

Совпадение лирического героя и автора встречается в творчестве Лермонтова постоянно. Все его герои очень трагичны, как и его одинокая творческая жизнь.

Мрачными красками прописано стихотворение «Утес». Игривая и веселая золотая тучка покидает старый «утес – великан». Он остается грустить совершенно один. Переживания, страдания и одиночество – все, что выпадает на долю лирического героя.

Бесконечную печаль, и грусть вызывают строки из стихотворения «На севере диком…». Казалось бы, простое описание природы России, но «одиноко», «на голой вершине» и даже в названии автор создает читателю мрачное настроение, тем самым усиливает картину одиночества. Сосне неуютно, холодно и печально. Она мечтает о теплых странах и солнце. Даже природа у поэта может грустить и плакать. Противостояние образов, это прием, который постоянно использует Лермонтов.

В стихотворениях, написанных в 30 – е годы жизни поэта, он много рассуждает о загробной жизни, слышит могильные звуки и видит гроб «уединенный». Лермонтов очень рано «постарел душой». Его дуэль и написание стихотворения «Смерть поэта» повлекли за собой ссылку на Кавказ. «Одинок я – нет отрады: Стены голые кругом» — пишет он в стихотворение «Узник». Практически в каждом третьем стихотворение Лермонтова легко встретить такие слова: гроб, смерть, могила, умереть. Читатель видит неудовлетворенность жизнью, иногда даже ожидание смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый». Смерть и одиночество неразрывно связаны между собой и следуют из одного стихотворения в другое в последние годы жизни поэта. Он разочарован во всем: любви, дружбе, семье, государственном устройстве. Не находит поэт себе места и в небесном мире. Он обречен на одиночество и вечные блуждания.

Вся короткая жизнь поэта пронизана этими болезненными мотивами. Природа этого состояния автора важна для понимания всего творчества М. Лермонтова.

Любовные мотивы

Лермонтов был не только едким и порой жестоким человеком, но и не особенно привлекательным. Маленький рост, небольшой горб вкупе с неприятным характером не сослужили хорошую службу поэту в нахождении возлюбленной. Он не пользовался популярностью у женщин и даже имел некоторые комплексы, связанные с этим. Любовью Лермонтова, которая нашла отражение на страницах его произведений, была очаровательная девушка, ставшая чужой супругой. Однако образ Варвары Лопухиной оставался с Михаилом Юрьевичем до самой смерти, и именно её отражение он пытался выискать в других женщинах.

Тот факт, что в любовной поэзии так ярко прослеживается тема одиночества и тоски, ведь многим женщинам просто нравилась играть с его чувствами. Так поступала и красавица Наталья Иванова, и известная Екатерина Сушкова, вдохновившая Михаила Юрьевича на написание прекрасных стихотворений.

  • Первое любовное стихотворение, посвящённое любви всей жизни М. Ю. Лермонтова, Варваре, называется «Мы случайно сведены судьбою». В нём автор осознаёт всю безнадёжность ситуации, невозможность взаимной любви. Он взывает к Лопухиной и просит стать единственной радостью в его жизни: «Будь, о, будь моими небесами, будь товарищ грозных бурь моих».
  • В основу сочинения «Нищий» легли отношения Михаила Юрьевича с Сушковой. Поэт сравнивает камень, поданный нищему вместо милостыни, со своей безответной любовью к Екатерине, ведь также и она вместо взаимности одарила его лишь насмешками и презрением.
  • А вот Наталье Ивановой Лермонтов сочинил целый цикл стихотворений. В них он рассказывает читателю о чувстве горького разочарования, которое настигло его после влюблённости в Иванову. «Болезнь груди моей» — так пишет поэт в своих строках. Казалось бы, какое светлое состояние — любовь! Однако в жизни Михаила Юрьевича ей всегда сопутствовали одиночество и тоска. «Я недостоин, может быть, твоей любви, не мне судить» — говорит Лермонтов в отчаянии и грусти.

На пути к реализму

В «Думе», как и во всей зрелой лирике Лермонтова, глубокая мысль сливается с её эмоциональной трактовкой. Современное общество предстаёт как духовно опустошённое. Стихотворение имеет кольцевую композицию. Начало:

Конец:

Замкнутость усугубляет безнадёжность положения. Благодаря этому рамочному компоненту раскрывается образ современников – малодушие, бесцельное существование, покорное принятие действительности. Единственным движением в жизни оказывается ожидание смерти. В самом стихотворении два смысловых центра: «я» и поколение. Примечательно, что противопоставление здесь не полное, так как лирический герой оказывается частью поколения. Смягчение и стирание характерных романтических черт отражают переход от романтизма к реализму.

Так каков же лирический герой Лермонтова? Проанализировав творчество поэта можно сделать вывод: Лермонтов рисует образ независимого, отчуждённого и одинокого героя, который не стремится к личному счастью. Лирический герой внутренне противоречив, не понят и не принят ни реальностью, ни ирреальным миром. Это – сильная и свободная личность, сознательно выбирающая изгнание.

Проведённый анализ творчества Лермонтова и его лирического героя пригодится учащимся 9 и 10 классов при написании сочинения на тему «Лирический герой Лермонтова».

Самые популярные материалы апреля для вашего класса:

Характеристика Маргариты

Алоизий Могарыч

Характеристика Платона Каратаева

Характеристика Собакевича

Образ Кутузова в романе «Война и мир»

«Илиада» главные герои

Соня Ростова

Образ Болконского в романе «Война и мир»

Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Внешность Коробочки

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: