Анализ стихотворения «Осенняя воля» Блока
Стихотворение А. Блока «Осенняя воля» (1905 г.) напрямую связано с революционными событиями в России. В это время поэт окончательно порывает с мистицизмом и обращается к патриотической теме. На первом этапе революционного движения 1905 г. Блок горячо поддерживал стихийные выступления. Он идеализировал революцию и считал, что только так русский народ обретет долгожданную свободу, которую он отождествлял с древнерусской вольницей.
Лирический герой, судя по всему, выходит из заключения («окно тюрьмы»). Возможно, это всего лишь художественный образ, символизирующий обретение внутренней свободы. Так или иначе, для него открыта широкая дорога. На первый взгляд хмурый осенний пейзаж не предвещает ничего хорошего («битый камень», «глины скудные пласты»). Лирический герой отмечает, что непогода «обнажила кладбища земли»
Но он обращает внимание на «красный цвет», который несомненно символизирует революционное движение. Именно это позволяет герою веселиться и с надеждой продолжать свой нелегкий путь
Автор задает себе вопрос: кто побудил его вступить на эту дорогу? Он с гордостью признается, что сам выбрал этот путь. Лирический герой с радостью окунается в грубый мир «Руси пьяной». Он хочет раствориться в огромной массе простого народа, почувствовать на себе его нелегкую жизнь. В произведении появляется мотив бесшабашной удали, который в дальнейшем блестяще разработает С. Есенин.
В последних двух строфах Блок уже прямо выражает свою любовь к родине. Поэт с горечью признает, что на Руси еще слишком много печали и страданий. Это вызывает у него слезы. Но родину нельзя не полюбить. Только в ее «далях необъятных» можно найти покой и понимание.
Произведение «Осенняя воля» очень близко по смыслу и идейной направленности стихотворениям и . Блок развивает тему искренней любви к нищей и серой России, резко отличающуюся от официального казенного патриотизма. Он замечает все недостатки своей несчастной страны, но они только усиливают его трепетное отношение к ней. Новаторскими являются скрытые намеки автора на неизбежность и радостное ожидание грядущей революции. Ведущую роль в ней будут играть все отверженные обществом «свободные, юные, статные» люди, которые не представляют себе жизни без родины.
Анализ стихотворения А. Блока «Осенняя воля» (комментарий к стихотворению)
Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия “фабричная”, родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях “Осенний день”, “Русь”, “Коршун” и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение “Осенняя воля”. Стихотворение Блока “Осенняя воля” носит, на первый взгляд, довольно странное название. “Осенняя воля” — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: “. звенит, звенит. ”, “пляшет”, “распевающий”, “слушать голос”. Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину. Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки. Одним словом, “Россия, Родина, тоска. ”. Возникает вопрос, почему же много “свободных, юных, статных” не могут “жить и плакать” без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? “Какая же непостижимая, тайная сила влечет” блоковского героя к ней? Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где “призывно машет узорный, цветной рукав”, — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в “окно тюрьмы”. И хотя лирический герой идет в путь, “никем не званный”, “земля будет ему легка”, ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его. При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина. У матери дети просят: “приюти!”. Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место “на просторах” Родины. В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и “необъятные дали”, и “узорный рукав” и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда.
5913
Композиция
Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.
Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.
Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что всё происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведётся от лица искренне страдающего человека.
Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюблённого в неё мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.
Символизм в творчестве и поэзии (Блок Александр)
Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним из декадентских течений в русской литературе конца XIX – начала XX века, возникшим
При всей неоднородности этого сложного явления его сущность заключалась в противопоставлении реальному миру мира идеального, якобы постигаемого с помощью символов, способных выявить тайную сущность бытия. В реалистическом искусстве символ служит средством художественного обобщения, типизации жизненных явлений.
Символические образы мы находим в творчестве Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Леонова, Шолохова и многих других писателей.
Символисты же создавали отвлеченные, мистические символы, намекающие на связь человека с потусторонним
В кругу символистов Блок занимал особое положение: он не был проповедником религии, крайнего индивидуализма, культа смерти, сознательного ухода от действительности, разрыва с классической традицией и увлечения чисто формальными экспериментами. Но он разделял с ними некоторое время идеалистические представления о нравственно-религиозном перерождении общества, о пришествии на землю “Вечной Женственности”, “Мировой Души”, о спасении мира красотой и т. д.
Влияние символизма сказалось в “Стихах о Прекрасной Даме” (1901-1902), которые носили субъективный, созерцательный характер. Это были вариации на тему идеальной, неземной любви и рыцарского поклонения поэта Прекрасной Даме, выступавшей в таинственном облике Светлой Девы, Золотой звезды, далекой души, желанной подруги, волшебницы и пр. В этих стихах были Он и Она, обитающие в условном, отрешенном от жизни и людей мире.
В них преобладали отвлеченные, туманные, зыбкие образы, выражавшие смутные и хаотические настроения поэта. Он использовал набор готовых эпитетов (лазурный, лучезарный, туманный, несказанный и т. д.)., метафор и символов (тьма, свет, ночь, день, рассвет, закат), обозначавших душевное состояние лирического героя.
От стихов о “Прекрасной Даме” до “Двенадцати” поэт прошел большой и сложный путь. Его творческое развитие определялось борьбой реалистических тенденций с символистской отвлеченностью и субъективизмом. И содержание, и поэтический строй стихов изменялись по мере сближения поэта с действительностью. Уже в ранний период он пробивался сквозь мистические туманы и грезы к выражению подлинных человеческих чувств и переживаний.
Его лирика все более и более проникалась осознанием обреченности буржуазного мира, тревожными предчувствиями грозных катастрофических событий (“За краткий сон, что ныне снится…”, “Гамаюн, птица вещая”, “Все ли спокойно в народе?”).
Анализ цикла «Стихи о прекрасной даме» Блока
«Стихи о прекрасной даме» — первый поэтический сборник А. Блока, включающий более ста стихотворений, написанных в 1901-1902 гг. Они были написаны поэтом под влиянием любви к будущей жене – Л. Менделеевой. Стихотворения расположены в строгом хронологическом порядке, часто указано конкретное место написания.
Блок был одним из ярчайших представителей символизма. Его сборник хоть и основан на реальном «земном» чувстве, описывает туманный возвышенный образ. В то время поэт увлекался учением философа В. Соловьева, особенно его идеей о Вечной Женственности. В стихотворениях этого цикла Блок очень редко «опускается на землю». Любимая женщина описана в образе бесплотной мировой души, олицетворяющей собой одновременной Жену, Мать, Подругу. Практически нигде не указаны конкретные физические признаки любимой. «Владычица Вселенной» обрисована только цветовыми оттенками («твоей лазурью») и неясными звуками («отдаленные шаги»).
В раннем возрасте Блок вообще был против плотских отношений. Любовь к женщине он воспринимал как вечное и безусловное преклонение перед недостижимым идеалом. Это мистическое чувство может быть описано только с использованием тайных символов, намеков, полутонов.
Многие стихотворения сборника содержат религиозную символику. В этом также видно влияние на поэта В. Соловьева. Блок идеализирует земное чувство, приравнивает его к божественному. Любовь становится явлением космического масштаба.
Прекрасная Дама Блока — высшее существо. Она обладает бессмертием, бесконечной мудростью и вселенским знанием. Ее помыслы и поступки недоступны простому смертному. Свою любовь поэт считает божественным поклонением, вечным рыцарским служением. У Блока получает дальнейшее развитие средневековый образ Прекрасной Дамы. Он еще больше отстраняется от всего земного. Физический облик женщины отходит на второй план. Главным становится таинственный образ, созданный в воображении.
Идеалистические представления Блока были реализованы им в жизни. Поэт воспринимался как человек, полностью оторванный от реальности. Л. Менделеева была покорена его рыцарским преклонением и согласилась на брак. Однако она быстро испытала разочарование. Поэт продолжал витать в облаках. Он не признавал грубых чувственных отношений и продолжал относиться к настоящей жене как к несуществующему образу.
«Стихи о Прекрасной Даме» отражают самые искренние чувства и переживания Блока. Первый мистический сборник принес поэту большую известность. Вошедшие в него произведения удивительно лиричны и способны заворожить читателя.
В 1904 году впервые опубликовал Александр Блок «Стихи о Прекрасной даме». Анализ, проведенный исследователями его творчества, показывает, что это первый серьезный сборник стихотворений поэта. Он сразу же выделил Александра Александровича среди других художников слова. В нашей статье мы проведем анализ о Прекрасной даме» — одно из лучших творений Александра Александровича.
История создания
Историческое анализирование стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» показывает, что произведение было создано в 1912 году. Поэт написал его 10 октября, в петербургской квартире дома номер 57 на улице Декабристов (в то время — Офицерская улица). В настоящее время эта квартира стала музеем Блока.
Первым, кому Блок показал свои мрачные строки, стал его друг, также поэт — Василий Гиппиус. Василий Васильевич вспоминал в своих мемуарах, что был поражен унынием, царящим меж этих строк, и единственное, что он смог сказать — это заметить, что и у его дома есть аптека. На это Блок без тени улыбки ответил: «У всех домов есть аптека».
Изначально предполагалось, что прообразом аптеки стала фармацевтическая лавка Винникова, расположенная как раз на Офицерской улице, рядом с домом Блока. Но оттуда не видно канала, который упомянут в стихах. А вот от аптеки, расположенной напротив Мариинского театра, канал видно, и поэт любил совершать в этом районе ночные прогулки.
Безысходность стихов навеяна поэту временем: грядущие перемены, буквально витающие в воздухе, вселяли в тонкие, чувствительные натуры ощущение потери, одиночества и однообразия. Те, кто не принадлежал к революционному движению, либо боялись перемен, либо не верили в них. Блок относился к последним, не просто не веря, а именно считая, что даже самые глобальные перемены никак не затронут естественного хода вещей:
Мрачное стихотворение о ночных улице, фонаре и аптеке анализировать помогает личная жизнь Блока: тремя годами ранее, в 1909 году, скончались маленький сын и отец Александра Александровича. Возможно, недавняя утрата также повлияла на поэта, решившего отойти от символизма, оторванного от жестокой реальности.
«Выхожу я в путь, открытый взорам…» (Блок А.А. в 1905—1908 гг.)
При всей конкретности и детальности описания «дали» распахнувшаяся окрестность — это, конечно, не просто «красивый вид», а образ, символ прежде невиданного, волнующего простора, жизни, близкий запечатленному в «осенней воле» («Выхожу я в путь, открытый взорам… Приюти ты в далях необъятных!»). При этом «распахнувшийся» мир увиден поэтом в его драматических противоречиях, столкновениях противоборствующих сил. В поэзии Блока этих лет главенствует образ метели — символ стихии, с одной стороны, освободительной для человеческой души, но, с другой — сталкивающей ее со всем трагизмом жизни, со своеволием и гибельностью «раскованных» страстей. В соответствии с этим двойственный характер приобретают в книгах стихов Блока «Снежная Маска» (1907) и «Земля в снегу» (1908) драматические перипетии, связанные с его увлечением актрисой Н. Н. Во-лоховой. Образ возлюбленной воплощает то могучее вольнолюбивое начало (героиня цикла «Фаина» с «живым огнем крылатых глаз»), то нечто жестоко опустошающее душу: это «Снежная Дева» с «трехвенечной тиарой вкруг чела» и «маками злых очей», которая разительно напоминает андерсеновскую Снежную Королеву, похитившую мальчика Кая и заставившую его забыть всех близких:
Ты сказала: «Глядись, глядись, Пока не забудешь Того, что любишь» <…>
…И неслись опустошающие Непомерные года, Словно сердце застывающее Закатилось навсегда. ( «Настигнутый метелью» )
В стихах этой поры Блок отдал заметную дань декадентским мотивам «демонической» насмешки над жизнью, все-развенчивающей иронии, упоения и даже «кокетничанья» гибелью (об этом сказал он сам в письме Е. П. Иванову 15 ноября 1906 г.).
Крайняя напряженность душевного строя героя стихов, его метания, резкие перепады настроения определили заметное изменение блоковской поэтики. По сравнению с первой книгой чрезвычайно обогащается и усложняется один из главных изобразительных приемов Блока — метафора. Например, образ метели постоянно открывается новыми сторонами, порождая самые неожиданные ассоциации: «Рукавом моих метелей / Задушу. / Серебром моих веселий / Оглушу. / На воздушной карусели / Закружу. / Пряжей спутанной кудели / Обовью. / Легкой брагой снежных хмелей / Напою» («Ее песни»). Очень разнообразна строфика этих стихов, в пределах одного стихотворения ритмические интонации причудливо изменяются, возникают неканонические, «неточные» рифмы: ветер — вечер, уключины — приученный, шлагбаумами — дамами, гонит — кони, гибели — вывели, мачт — трубач…
Выразительность блоковского стиха часто достигает подлинной виртуозности, как, например, в «Незнакомке» (1906), где появление героини сопровождается редкой по красоте звукописью:
И кАждый вечер, в чАс назнАченный… Девичий стАн, шелкАми схвАченный, В тумАнном движется окне.
И медленно, пройдЯ меж пьЯными, ВсегдА без спутников, однА, ДышА духАми и тумАнами, ОнА садится у окнА.
Уже с этой поры за Блоком утверждается репутация «одного из чудотворцев русского стиха» (О. Мандельштам). Но ни возраставшая слава, ни шумный ажиотаж вокруг постановки «Балаганчика», осуществленной В. Мейерхольдом в театре В. Комиссаржевской, ни богемное окружение, где, по свидетельству Н. Н. Волоховой, «к Блоку тянулось много грязных рук, многим почему-то хотелось утянуть его в трясину», — ничто не мешало поэту очень трезво оценивать сделанное и внимательно присматриваться к писателям совсем иных творческих направлений. Если среди символистов преобладало высокомерное отношение к М. Горькому и другим демократическим авторам, группировавшимся вокруг сборников «Знания», то Блок в статье «О реалистах» (1907) с неподдельным интересом и сочувствием отозвался об этой литературе, в которой слышал «юношески страдальческий и могучий голос — голос народной души».
Эта статья вызвала новое обострение отношений с Андреем Белым и другими символистами (тем более что некоторое время существовал проект участия в горьковских сборниках самого Блока). Она была одним из проявлений стремления поэта избавиться, по его выражению, от «спертого воздуха» «келий» и его убежденности в невозможности «войти в широкие врата вечных идеалов, минуя узкие двери тяжелого и черного труда».
Праздное существование «сытых» охарактеризовано в цикле блоковских стихов «Вольные мысли» (1907) с крайней резкостью:
Что сделали из берега морского Гуляющие модницы и франты? Наставили столов, дымят, жуют, Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу, Угрюмо хохоча и заражая Соленый воздух сплетнями. («В северном море» )
Картина, схожая с нарисованной в начале «Незнакомки» («…Среди канав гуляют с дамами испытанные остряки» и т. п.).
Анализ стихотворения А.Блока «Сытые»
Стихотворение А. Блока «Сытые» было создано в ноябре 1905 года как отклик на кровавые события Первой Русской революции. Поэт чувствовал, что начинается новая веха в истории, свершаются колоссальные события, которые изменят устоявшийся веками российский уклад. Принимал ли сам Блок революционные перемены? Думаю, он относился к ним скорее положительно, ибо видел в революции справедливое возмущение угнетенных. В «Сытых» (стихотворение входит в цикл «Город») поэт создал портрет тех, кто жил за счет этих угнетенных, — портрет богатых людей. Уже в самом названии выражено отношение Блока к этим людям – презрительно-возмущенное: как можно радоваться жизни, когда вокруг столько горя и несправедливости, которые совершаются по их же вине. Но презрение лирического героя вызывает не только это – он считает, что «сытые» давно потеряли способность жить полной жизнью: Они скучали, и не жили, И мяли белые цветы. Метафора «мяли белые цветы», мне кажется, обозначает, что эти люди «пачкали» свою душу той жизнью, которой они жили. Больше того, они «пачкали» саму жизнь своим низким и бездуховным существованием. Вообще, можно сказать, что образ «сытых» передан в фантасмагорических тонах. Богачи давно превратились в ходячих мертвецов – их основной характеристикой стала скука
Важно, что по мере развития стихотворения Блок употребляет это слово несколько раз. Времяпрепровождение таких людей – это скучные «чинные» обеды «над грудой рюмок, дам, старух»
Так длилось из года в год, «сытые» влачили свое убогое существование в непрекращающейся спячке, пока их не «встряхнуло» неожиданное событие – «свет электрический потух». Эта реальная деталь быта — в те год действительно были частые перебои с электричеством – перерастает у Блока в метафору. «Потух свет», то есть прежняя жизнь «сытых» закончилась, их благополучно-равнодушному существованию пришел конец. «Сытые» пытаются как-то исправить положение – приказывают внести свечи, но это им практически не помогает и уж точно их не спасает. Потому что эти люди уже не способны нормально, «по-человечески», думать — они уже давно перестали быть людьми: К чему-то вносят, ставят свечи, На лицах — желтые круги, Шипят пергаментные речи, С трудом шевелятся мозги. С презрением и даже ненавистью лирический герой описывает тревогу «сытых» — они почувствовали опасность, «зашевелились». Что же больше всего беспокоит их? То, что они потеряют возможность «кормиться» — их «хлев» будет разрушен и будет нарушена «сытость» их важных чрев. Сравнение героев стихотворения со свиньями говорит само за себя. Оно очень эмоционально и откровенно выражает отношение Блока к тем, кого он описывает: Ведь опрокинуто корыто, Встревожен их прогнивший хлев! Что теперь, в новых условиях, ожидает «сытых»? Им выпадает «скудный жребий» — не только потому, что их социальное положение изменится, но и потому, что, наконец-то, они увидят то, что творится округ них: И жгут им слух мольбы о хлебе И красный смех чужих знамен! Обрисовав положение «сытых», герой Блока делает вывод в заключительной строфе. Какой же, по его мнению, участи достойны богачи? Последние строки, в какой-то степени, неожиданны – поэт призывает оставить их в покое. Судьба и так уже довольно наказала этих людей. Задача «новых людей» одна — не брать пример с «сытых», не принимать их ценностей, их образа жизни и мысли: Пусть доживут свой век привычно Нам жаль их сытость разрушать. Лишь чистым детям — неприлично Их старой скуке подражать. В этих последних строках выразился гуманизм Блока, его четкая позиция, которая коренным образом, как мы знаем, отличалась от позиции тех, кто пришел к власти. Стихотворение довольно богато средствами художественной выразительности. Здесь есть метафоры – «мяли белые цветы», «над грудой рюмок, дам, старух», «над скукой …свет потух», «шипят пергаментные речи» и т.д. А также здесь присутствуют и эпитеты – «пергаментные речи», «девственная мечта», «красный смех». В плане синтаксиса в стихотворении можно отметить наличие восклицательных предложений, выражающих эмоции лирического героя. Таким образом, стихотворение «Сытые» — это отклик Блока на события 1905 года. Можно сказать, что в этом произведении, в определенной степени, выражена позиция поэта, его взгляд на революцию, ее причины и последствия.
Средства выразительности
Это стихотворение прежде всего наполнено символами, однако Блок использует в нём и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:
-
Эпитеты –
“бледное небо”, “жёлтая заря”, “чёрная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
-
Сравнения –
“золотой как небо”, “словно сон мой”.
-
Метафоры –
“небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
-
Олицетворения–
“вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.
Все художественные приёмы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.
Александр Блок, analiz.doc
Стихотворение «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»также относится к этому циклу и посвящено Прекрасной Даме, в которой Блок видит божественное, спасительное начало, видит в ней надежду на новую жизнь. Но настроение лирического героя слышаться не только возвышенные мотивы и предчувствия чудесных перемен. Лирический герой ожидает появления той неземной Прекрасной Дамы, полон ощущения чуда, но чувствуется, что его не покидает страх, что «сменит образ свой» Прекрасная Дама и не сможет он «узнать свой идеал», и все мечты окажутся несбыточным сном, несбыточной надеждой. И смертельным кажется герою крушение надежд.
Местоимение «Ты» А. Блок пишет с большой буквы, чтобы показать насколько дорога лирическому герою его неземная Прекрасная Дама и как он ожидает ее появления.
Это стихотворение А.Блока произвело на меня большое впечатление. Атмосфера таинственности и тревоги заставляет искренне сопереживать герою, который так боится потерять свои надежды и мечты. Возможно, это стихотворение вызывает в моей душе отклик, потому что мне близки переживания героя. Я, как и лирический герой, часто ожидаю чуда, перемен и боюсь, что не сбудутся мои надежды.
Стихотворение « Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…» являются лирическим стихотворением, написанным катреном, перекрестной рифмой и используется стихотворный размер: пятистопный ямб.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,- тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
В стихотворении автор используют различные литературные тропы, например, такие, как метафора « горизонт в огне», эпитеты « смертельныя мечта», дерзкое подозрение», анафора: в третей строчке первого стиха и в первой строчке второго стиха повторяются слова « Весь горизонт в огне», а также повторяется строка « Но страшно мне: изменишь облик Ты» во втором и третьем стихе.
Краткое описание
Александр Блок, творивший на рубеже двух миров: мира дореволюционной России и России, уже охваченной революцией, является тем поэтом, чье творчество на протяжении всей жизни постоянно претерпевало изменения. Для юношеской лирики Блока характерна атмосфера, мистической тайны, загадки, чуда и тема ожидания и предчувствия. В первую очередь это проявляется в цикле стихотворениях о Прекрасной Даме, например, в таких стихотворениях как « Мне страшно с Тобою встречаться», « Вхожу я в темные храмы», « Я отрок, зажигаю свечи…».
Одной из жемчужин в коллекции стихов о Прекрасной Даме (1898-1904) считается стихотворение с мистическим подсмыслом «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо», которое Александр Блок написал осенью 1901 года. В строках один из кадров видения поэтом идеальной, своей женщины, где просматривается оригинальные подход к подаче мысли и глубина передачи эмоций. Стихи пишутся от имени лирического героя, всю жизни ищущего, ждущего и восхваляющего образ Дамы.
Образы и символика в поэзия А. Блока
А. А. Блок рассматривал все свои произведения как целостный роман в стихах. Он разделял свою поэзию на три тома и назвал «трилогией вочеловечения». Но главный цикл, и это несомненно, о Прекрасной Даме. До конца жизни это была любимая книга А. Блока, которая объединила лучшие стихи, посвященные Л. Д. Менделеевой. Это был своеобразный «роман в стихах», наполненный мистическим предчувствием приближения «Вечной женственности», которая озарит и преобразует мир. Огромное влияние на Блока оказало учение Платона о «Душе мира».
Известно, что Блок принадлежит к такому направлению в русской поэзии как символизм, а точнее к младосимволистам. В его стихах много различных образов и символов, истинный смысл которых раскрывается далеко не сразу. Поэзия Блока несколько раз претерпевала изменения.
Рассмотрим символику и образы блоковской поэзии. Поскольку Блок был символистом, то и чувство Блок изображает с помощью символов. Можно сказать, что ранняя поэзия Блока даже эротична Чувство любви к Прекрасной Даме (первому главному образу стихов А. Блока) поэт выражает как манящие руки, спадающая вуаль, «горячих поцелуев брёд». Любовь к Прекрасной Даме наполняет стихи Блока этого периода. Для Блока его Божество это — «Она», «Прекрасная дама», «Дева, Заря, Купина». Поэт исходит из платоновского противопоставления истинного мира идей и мнимого мира реальности. Лирический герой жаждет служить «царице звездных ратей» и воссоединиться с ней.
В стихах последнего цикла первой книги («Распутья») с наибольшей силой звучит тема катастроф. Лирический герой чувствует себя на распутье. Он по-прежнему рыцарь, верный служитель Прекрасной дамы, но возникают новые связи с реальным миром. В стихах меньше мистических упований на «Деву», меньше восторгов, все больше ощущается горечь узнавания жизни. Образ Прекрасной дамы трансформируется в обрат Прекрасной Незнакомки. Теперь ее лицо закрыто вуалью, что придает стихам печальное звучание. Лицо Незнакомки закрыто, видно, что она прекрасна, но разглядеть ее нельзя (стихотворение «В ресторане»). Прекрасная Дама как бы отдалилась от поэта, превратившись в Незнакомку. Синее платье, вуаль — все создаст чувство одиночества, покинутости. В ресторане полумрак (это не только в ресторане, во и в душе полумрак), за окном непогода, воет ветер. Настроение сразу становится печальным, появляется чувство одиночества поэта в мире людей. Вообще, Блок часто использует мотив погоды для передачи настроения, обстановки. Вьюга, ветер, холод а поэме «Двенадцать» показывают враждебность мира прошлого по отношению к человеку. Вьюга, ветер не дают просто так пройти к обновленному миру, они изображают силы, которые мешают отказаться от старого мира. Но образ Прекрасной Незнакомки не вечен и ему на смену приходит образ Родины. Блок любит Родину так, как он раньше любил Прекрасную Даму. Для Блока Родина — это жена. «О, Русь моя, жена мою». Родина — это третий главный образ блоковской поэзии. Он прослеживается во всех последующих его произведениях. В стихах, где возникает тема России («Осенняя любовь», «Россия»), создается двуликий образ страны — нищей, обездоленной и в то же время разбойной, вольной. Образ родины — тоскующей невесты, жены —наделен поэтом человеческими чертами. Он видит «прекрасные черты», «разбойную красу» России:
В 1917 году прогремела революция. Блок пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой он принимает революцию и все ее жертвы: «. Вы думаете, что народ — это паинька. ». Блок оправдывает жертвы тем, что без них нельзя отбросить старый мир и войти в новый мир.
И пес к ним не зря пристал. Пес — это символ старого мира. Старый мир по пятам идет. Прогоняют они его: «Уйди, штыком пощекочу. ». А он не отстает. Не так-то легко от него избавиться. Нельзя в одночасье из черного белое сделать. Надо трудный путь пройти, кровавый. Вот он и не отстает. И пурга, пурга, пурга. Непросто пройти к новому миру. Но Блок верит в революцию и число двенадцать. И Христос — символ надежды, символ того, что новое время настанет: «В белом венчике из роз впереди Иисус Христос».
Так заканчивается «трилогия вочеловечения», написанная одним из величайших русских поэтов. Так заканчиваются. поиски смысла бытия, гармонии, обретенной им в единстве с судьбой Родины.
Источник
История создания
Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.
Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребёнка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, всё же не может не чувствовать боль. Он выплескивает её со свойственным ему изяществом – в творчестве.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.
Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.
Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “бледное небо”, “жёлтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”.
Глубина блоковских чувств
Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.
Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.