Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Разговор»
Ни на Юнгфрау, ни на Финстерааргорне еще не бывало человческой ноги >>
Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Разговор».
Картинка 18 из презентации «Интегрированный урок»
Размеры: 108 х 108 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Интегрированный урок.pptx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 1405 КБ.
Похожие презентации
краткое содержание других презентаций на тему картинки
«Стихотворения Заболоцкого» — Однокоренные слова, определяющие позицию человека. Какова идея стихотворения? Не позволяй лениться! Тема – совет молодым (моралите) Жанр – философская лирика. Бурелом — поваленный бурею лес. Чему учит стихотворение Заболоцкого? Каким вы увидели лирического героя стихотворения? Но знания и навыки не приходят сами по себе.
«Современная проза» — Сюжетная экстремальность, правда, поначалу настораживает. Иногда не получается, потому что выхожу совсем не туда, куда хотелось бы. С 1995 года живёт в Нидерландах. Произведения активно переводятся на разные языки мира. Кысь Роман «Кысь» – о мутирующей после ядерного взрыва России. Проста и незатейлива.
«Разговор о правильном питании» — Постоянно нужно есть ягоду и кашу! Говорим о важности правильного питания на уроках. Наша школьная семья
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши. Разговор о правильном питании. Овощи и фрукты — витаминные продукты. Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу. Дары природы. Сохранить бодрость и здоровье отважным мореплавателям помогли витамины квашеной капусты.
«Романы в прозе» — Проза о колхозной жизни: Ф.Панферов «Бруски», П. Замойский «Лапти». Произведения отечественной прозы. Единообразие советской культуры. Эволюция драматургии и прозы. Литературный процесс 30-40-х гг. Герой действующий, не знающий нравственных мук и слабостей. Литература русского зарубежья. Человеческий и творческий подвиг Н.Островского, роман «Как закалялась сталь» 1932-34.
«Тургенев стихотворения в прозе» — Отличие поэзии от прозы. Ритм, размер, рифма. «Стихотворения в прозе» были написаны И.С. Тургеневым в конце жизни, в 1878—1882 годах. Стихотворение, поэма. Что такое стихотворение в прозе? Лирический герой. Переживания, чувства. И. С. Тургенев (1818 — 1883). — Какие два временных пространства нарисованы в стихотворении?
«Бородино стихотворение» — Михаил Юрьевич Лермонтов. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородином, деревней в 124 км. к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Редут – полевое укрепление; Лафет – станок, на котором укрепляется ствол пушки; Картечь – небольшие артиллерийские снаряды для стрельбы на близком расстоянии; Бивак – стоянка войск под открытым небом; Кивер – высокий головной убор военных;
Анализ стихотворения Ивана Тургенева «Стой»
Стихотворение Ивана Тургенева «Стой» написано в прозе. Герой обращается к героине, путаясь донести до ее сознания истину о вечности, которое длятся всего лишь мгновение.
Автор рассуждает о бессмертии, которое со временем переходит в новую жизнь. Но не уходит бесследно, а остается в памяти своим великолепием и красотой. У каждого свой миг любви, переходящий в бессмертие.
Герой Тургенева рассуждает о наследии, которое мы оставляем потомкам. Следует ценить каждый миг жизни, ведь он бесследно исчезнет очень скоро. Никто из нас уже не будет
прежним в следующий миг, и останется только вспоминать все, что ушло в вечность.
Жизнь и смерть ходят рука об руку. И «после последнего вдохновенного звука» несомненно, следует состояние, когда «глаза меркнут».
Красота лирической героини сравнивается с солнечным светом, и сам бог настолько впечатлен этим неземным очарованием, что ласково дунул на ее кудри. А «мрамор» и «побледневшее чело» навевают мысль о переходе из состояния жизни в совершенно другую конфигурацию – бессмертие.
Но даже бессмертие не может быть вечным, и через мгновение героиня превращается в «щепотку пепла»,
в то же время возвысившись над бренным миром бытия и из временного состояния преобразовавшись в вечность.
Наряду с живыми одухотворяющими словами: «горит», «лобзание», «отблеск», «торжествующие», автор употребляет много «мертвых» слов: «последний», «меркнут», «изнеможенные». Призывая читателя задуматься о том, что на этой земле ничто не вечно, и сколько бы ни было добра, красоты и счастья, рано или поздно всему придет конец. Или, по крайней мере, наступит переход из одного состояния в другое.
Но, по-видимому, полной уверенности в своей правоте у героя нет, ведь в произведении дважды задается риторический вопрос, призванный усилить насыщенность повествования и передать силу переживаний. Интонация постепенно нарастает, переходя к финалу к своей кульминации.
Тургенев сознательно идет на повторы слов, чтобы придать стихотворению яркости и выразительности. Использование эпитетов добавляют образности, а олицетворения помогают почувствовать то, что чувствует сам автор. Благодаря сравнениям усиливается смысл сказанного, а метафоры помогают нарисовать в воображении образы «глаз, отягощенных счастьем» и «изнеможенные руки».
Иван Тургенев хотел донести до потомков осознание того, что бессмертия можно добиться своими делами при жизни. Это своеобразное завещание писателя.
«Голуби» И.С. Тургенева
В данном произведении отражаются чувства поэта и его переживания. В самом начале произведения Иван Сергеевич описывает природу, которая находится в преддверии грозы. Далее он переходит к самому описанию ненастья. Каждое из данных описаний передают тревожные чувства поэта, его грусть и печать.
Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги. Все вокруг навевает тяжесть, давит. Описание самого природного явления очень сумбурно, тревожно. Буря совершенно не успокаивает поэта, поскольку лишена гармонии и умиротворения.
Тревогу, которую передает автор, можно объяснить тем, что он был очень одинок, находясь вдали от Родины: “… я один… один, как всегда”.
Но когда автор переходит к описанию двух голубей, которых увидел вдалеке, его настроение резко меняется. Появляется долгожданная гармония и умиротворение. Он начинает успокаивать сам себя тем, что мир полон прекрасных вещей, таких как дружба, теплота, спокойствие. Именно в названии данного произведения автор и выразил главные для себя вещи.
Старуха
Формальный ответ очевиден — это приятель автора, тоже литератор. Но всё не так просто
Во-первых, обращает на себя внимание странное имя героя. Sacerdos означает «жрец»
Странный облик Сакердона Михайловича («Он был в халате, накинутом на голое тело, в русских сапогах с отрезанными голенищами и в меховой с наушниками шапке») наводит на мысль о некоем жречестве, шаманизме — так же как и загадочное занятие персонажа: он просто «сидит на полу». Можно назвать этот облик и это времяпрепровождение «абсурдно-мистическими», что вполне соответствует духу хармсовской эстетики. Сакердон Михайлович кажется одним из бесчисленных экс, составлявших часть окружения Хармса.
Интересно, что герой хочет посоветоваться с Сакердоном Михайловичем о возникшей у него проблеме со старухой, но вместо этого обсуждает абстрактные вопросы — веру или «желание верить» в бессмертие. Возможно, именно в этом ключ к появлению старухи? Но ни рассказчик, ни его друг не говорят об этом прямо, давая почву для различных интерпретаций.
То, что Сакердон Михайлович снится герою «глиняным» — явная отсылка к «Голему». Значит ли это, что Сакердон Михайлович — объект фантазии автора, созданное им (или не им) таинственное орудие?
Наконец, Яков Друскин утверждает, что прототип Сакердона Михайловича — поэт Николай Макарович Олейников. На это указывает и место жительства героя (рядом с Михайловской площадью — в 1935–1937 годах Олейников жил в так называемой писательской надстройке в доме 9 по каналу Грибоедова, так же как и Заболоцкий), и его язвительный юмор, и даже звучание имени. Однако в повести Сакердон Михайлович — такой же, как и герой-рассказчик, богемный, безбытный, бессемейный, эксцентричный холостяк, что от образа жизни Олейникова (респектабельного издательского работника, отца семейства) было очень далеко. Заметим, что рассказчик описывает поведение Сакердона Михайловича после своего ухода — как будто видит его в окно. Однако Олейников жил на четвёртом этаже, и заглянуть к нему в окно с улицы было едва ли возможно.
К моменту написания «Старухи» Олейникова уже полтора года не было в живых: он был арестован 3 июля и расстрелян 14 ноября 1937 года. Хармс не знал о его смерти, но мог о ней догадываться. Если образ Сакердона Михайловича связан с Олейниковым, то он, возможно, обитатель царства мёртвых, как и старуха. Тогда встреча и беседа с ним происходит только в сознании рассказчика. Это объясняет и странный облик этого персонажа, и тему разговора.
Cочинение «Стихотворения в прозе»
Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение «Воробей» оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме.
Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет «огромное чудовище», собаку, отступить.
Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Разговор» — одно из первых его произведений в этом жанре — можно отнести к философским творениям писателя.
Главная идея произведения — вечность природы и смертность человечества. Тургенев представляет нам происходящие события как диалог двух неприступных гор-великанов — Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но они очень отличаются от людей. Для гор одна минута — тысяча человеческих лет. И что же происходит? Между Юнгфрау и Финстерааргоном ведется незамысловатый диалог о том, что творится под ними. Таким образом Тургенев описывает эволюцию человечества.
Первоначально его не было и вовсе, но прошла минута-тысячелетие — и среди чернеющих лесов, камней и морей появились люди. Через «некоторое» время мы видим уже не такую радужную картину: «сузились воды; «поредели леса». Да и «козявок» — людей стало меньше. И вот последние реплики диалога. Что же осталось? По словам Финстерааргона, «опрятно стало везде, бело совсем. «. А человечество исчезло так же неожиданно, как и появилось, будто и не было его вовсе. Только горы стоят, как и тысячи лет назад.
Вот в такой образной, метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную мысль произведения, заключающуюся в том, что все, даже человечество, может исчезнуть в любой момент, что его существование, как и жизнь одного человека, совсем не вечно и рано или поздно оно закончится.
Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение «Нищий», в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню. Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: «воспаленные, слезливые глаза», «посинелые губы», «шершавые лохмотья», «нечистые раны». Глаголы «стонал», «мычал», «вздрагивал» дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика «безобразно обглодала бедность».
Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни. Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой. Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика «несчастным существом». Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его «брат».
Анализ стихотворения Тургенева «Разговор»
Старуха
Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною… Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся — и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней… Она остановилась.
— Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц… из чего я заключил, что она слепая.
— Хочешь милостыни? — повторил я свой вопрос.- Зачем ты идешь за мною? — Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собой те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
«Опять эта женщина! — подумалось мне.- Что она ко мне пристала? — Но я тут же мысленно прибавил: — Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так».
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти… Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится… какая-то яма…
«Могила! — сверкнуло у меня в голове.- Вот куда она толкает меня!»
Я круто поворачиваю назад… Старуха опять передо мною… но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами… глазами хищной птицы… Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам… Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.
«Ах! — думаю я…- эта старуха — моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!»
«Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие?.. Надо попытаться». И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно… Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко… И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону… И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках… всё то же, то же!
«Стой! — думаю я.- Обману же я ее! Не пойду я никуда!» — и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад… Старуха смотрит прямо на меня — и беззубый рот скривлен усмешкой…
— Не уйдешь!
Февраль 1878
Где-то когда-то прочитала, что ковер нашей судьбы соткан. И мы только воспроизводим его рисунок. Так ли?
«Стихотворения в прозе» или «Старческое»
Данная отрасли творчества Тургенева считается заключительной в жизни автора. Он написал порядка 83 произведений, которые не планировал отдавать в печать. Спустя некоторое время поэта уговорили напечатать часть произведений, которые увидели свет в 1883 году. Это была лишь часть стихотворений, а в полном объеме они были напечатаны уже после смерти автора в 1931 году.
Свои произведения автор называл «Старческое», а так же «Стихотворения в прозе». Сам автор объяснял такое название «последними вздохами старика». Он даже не мог предположить, что его стихотворения настолько понравятся читателям, что на много лет переживут своего автора.
Что же касается «Стихотворений в прозе» — то это очень личные записи автора. В них он изливал все то самое сокровенное, что накопилось у него за много лет жизни. Именно этой искренностью он и сумел покорить своих читателей. Данные произведения – это не что иное, как размышления автора над своей прожитой жизнью. В подтверждение этому ниже приводятся некоторые из его произведений.
Проклятие
Проклятие
Я читал байроновского «Манфреда»…
Когда я дошел до того места, где дух женщины, погубленной Манфредом, произносит над ним свое таинственное заклинание, — я ощутил некоторый трепет.
Помните: «Да будут без сна твои ночи, да вечно ощущает твоя злая душа мое незримое неотвязное присутствие, да станет она своим собственным адом»…
Но тут мне вспомнилось иное… Однажды, в России, я был свидетелем ожесточенной распри между двумя крестьянами, отцом и сыном.
Сын кончил тем, что нанес отцу нестерпимое оскорбление.
— Прокляни его, Васильич, прокляни окаянного! — закричала жена старика.
— Изволь, Петровна, — отвечал старик глухим голосом и широко перекрестился: — Пускай же и он дождется сына, который на глазах своей матери плюнет отцу в его седую бороду!
Сын раскрыл было рот, да пошатнулся на ногах, позеленел в лице — и вышел вон.
Февраль, 1878
Примечания
Первоначальное заглавие «Проклятие» в черновом автографе Тургенев в беловой рукописи изменил на «Манфред», но потом зачеркнул его и восстановил прежнее. Слова: «Да будут без сна — собственным адом» — должны восприниматься как вольный перевод четырех стихов из того «заклинания» (incantation), которое в драматической поэме Байрона таинственный Голос
произносит над Манфредом, лишившимся чувств (акт I, сц. 4). В оригинале «Заклинание» имеет 7 строф (по 10 стихов каждая); Тургенев пересказывает лишь начальные стихи второй строфы:
Yet the spirit shall not sleep,
и заключительные стихи строфы шестой:
I call upon thee! and compel
Thyself to be the proper Hell!
«Да будут ночи твои без сна, да вечно чувствует твоя душа мое незримое присутствие, будь собственным своим адом». В беловом автографе к слову «чувствует» были варианты: а
«знает»,б «осознает». А последняя строка звучала так: «да будет она собственным своим адом».
В юности, по свидетельству самого Тургенева (письмо к А. В. Никитенко от 26 марта (7 апреля) 1837 г.), он перевел «Манфреда» полностью, но перевод этот не сохранился. Собственный ранний опыт Тургенева — драматическая поэма «Сте́но» (1834) имеет эпиграф из «Манфреда», и в ней многое навеяно этим произведением Байрона. Автобиографическое значение имеют слова, вложенные Тургеневым в уста Лежневу («Рудин», гл. VI): «Вы, может, думаете, я стихов не писал? Писал-с, и даже целую драму сочинил в подражание „Манфреду“. В числе действующих лиц был призрак с кровью на груди, и не с своей кровью, заметьте, а с кровью человечества вообще». Еще более критически Тургенев отзывался о байроновском Манфреде в старости, когда он писал, например, Л. Фридлендеру (письмо от 14 (26) декабря 1878 г.) об этом герое: «…мне лично мало симпатичный чудак…» В этом письме Тургенев приводит цитату из «Манфреда» в английском подлиннике, поэтому можно предположить, что он перечитывал его в том же году, когда было написано «Проклятие». «Манфреда» Тургенев вспоминает также в стихотворении «У-а… У-а!» (с. 187–189).
История создания произведений
К концу 1870-х годов автор перестает скитаться по миру, а прочно оседает во Франции вместе с семьей Виардо. Летом он жил за городом, а на зиму возвращался в Париж. Но каждой весной поэт встречается со своей Родиной Россией.
Иван Сергеевич полностью себя реализовал как романист, поэтому решает испробовать нечто новое, сложнее и непривычнее. Он держит в секрете свой эксперимент создания нового направления в литературе, к которому не прибегал ещё ни один писатель и поэт.
Он активно опровергал домыслы о том, что работает над новым большим произведением. Чтобы полностью развеять сомнения на этот счет, он продемонстрировал огромное количество разного рода набросков и записей. Он объяснял свои труды тем, что трудится подобно художнику, который рисует эскизы. Но Иван Сергеевич был категорично настроен, чтобы данные записки дошли до читателя при его жизни. Лишь в 1883 году часть данных записей была опубликована в «Вестниках Европы».
Спустя много лет, в 1920-х годах, уже наследники Виардо разрешили просмотреть записи писателя. Записи начал разбирать французский литературовед по имени Андре Мазон. Он то и обнаружил еще 30 неизвестных стихотворений. Видимо Иван Сергеевич считал их через чур личными, интимными, поэтому держал их лично у себя. И лишь в 1931 году был издан в России полный вариант сочинений Тургенева под названием «Стихотворения в прозе».
«Порог» И.С. Тургенева
Данное произведение было написано в 1883 году. Причиной тому стал смелый поступок Веры Засулич, которая была участницей революции. Девушка трижды выстрелила в Трепова, который занимал пост градоначальника, что привело к тяжелому ранению. Автор смог умело рассказать об этой истории, оставив её узнаваемой. Главным в стихотворении является его смысл – проблема, когда человек находится перед выбором, показывается внутренний конфликт.
Автор не дает свою оценку данному поступку, а оставляет его для человеческого суда. Он показал внутреннюю борьбу девушки, которая стояла перед выбором. Он не затрагивает тему революции, а показывает тот выбор, перед которым рано или поздно оказывается каждый из нас. Такое решение никогда не дается легко, потому что от него зависит вся последующая жизнь.
У каждого свой порог и касаться он может совершенно разных ситуаций. Это может быть любовь, дружба, верность, долг. Так же и касаться он может и простого человека, и политического деятеля, который стоит перед выбором: что для него дороже – собственная выгода или судьба государства. Иногда это бывает очень непростой выбор, особенно, когда на кону стоит жизнь. Данный порог может быть в любой ситуации, когда человеку необходимо выбирать между собой и другими.
Чаще всего все же человек выбирает себя и собственные интересы. Поэтому те поступки, когда человек смог переступить через себя и обречь себя на страдания, в основном и меняют мир. Они дают человечеству новый шанс и открывают новые дороги.
«Разговор» анализ стихотворения в прозе Тургенева
История создания
Стихотворение в прозе «Разговор» было написано в 1878 г. и напечатано в «Вестнике Европы» . Эпиграф был заключен в кавычки, то есть имел вид цитаты. Но источник, из которого взят эпиграф, не обнаружен. Если этот источник — путеводитель по Швейцарским Альпам, то он должен быть очень старым, так как на Финстераангорн восхождение было совершено в 1810 г., а на Юнгфрау в 1811.
Тургенев видел горы Швейцарии задолго до написания стихотворения, в 1840 г. Романические вершины привлекали многих путешественников, еще Карамзин описывал вид Юнгфрау лунной ночью, а эпиграф напоминает цитату из поэмы Байрона «Манфред». И тема разговора горных вершин, и тема путешествия на одну из вершин Альп уже реализовались в литературе . Но Тургенев находит новую идею для того же самого предмета описания.
Литературное направление и жанр
По жанру стихотворение в прозе больше всего напоминает легенду или даже миф о человечестве, его возникновении и исчезновении. Трудно найти черты какого-либо направления в этом произведении . И все-таки это реализм, какой только может быть в лирическом произведении.
Это не просто предвидение конечности человеческого бытия и смирение с ним, это оценка роли человечества и его следа на земле. «Разговор» — это как раз «старческое» восприятие мира, который остается молодым и сильным, вечным и нерушимым, даже когда сам ты слабеешь и готов из него исчезнуть.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение представляет собой диалог двух горных вершин. С их точки зрения оцениваются человеческие деяния. Декорация на небе не меняется в течение всего разговора, занимающего многие тысячелетия.
Вид земли меняется под влиянием человеческой деятельности и ее прекращения.
Хотя в ходе разговора проходят тысячи лет, Тургенев описывает только зимнее небо и обледенелые скалы. Лето, весна, осень слишком наполнены жизнью, чтобы стать фоном к такому монументальному разговору. К тому же вершины гор всегда покрыты снегом и льдом.
Они соприкасаются с вечностью, но зато никогда не видели жизни с ее страстями, радостями и горестями!
Тема стихотворения — быстротечность и суетность жизни пред лицом вечности. Основная мысль: каждый отдельный человеческий мирок и даже жизнь всего человечества в целом — просто миг в сравнении с вечностью
Тургенев рассуждает о важности человеческой жизни именно с помощью образов времени
Такая мысль высказывалась еще в Библии, где жизнь человеческая уподобляется цвету на траве.
Тропы и образы
Разговор двух вершин — это метафора. Горы возвышаются над горной цепью, подобно двум великанам , как будто беседуют друг с другом. Тургенев пользуется двойной условностью: лирический герой воображает, как будто горы беседуют о людях, оценивая их бытие.
Пейзаж, фон беседы, Тургенев рисует с помощью эпитетов, выделяя четыре составляющих суровой природы: небо , мороз , снег и скалистые глыбы, уступы . Разговору сопутствует тишина. Да и сам разговор не очень громкий, скорее, мысленный.
Тишина, неяркие цвета и холод — вот что ассоциируется у лирического героя с вечностью, с жизнью горных хребтов.
Такой жизни противопоставлена пестрота жизни человеческой. Цвета даны не как прилагательные, а как глаголы — недолгий и пестрый процесс. Явления вокруг синеют, чернеют, сереют.
Люди называются козявками и двуножками .
Все стихотворение в прозе строится на сопоставлении кратковременности человеческой жизни и монументальности вечности, что выражается в бессоюзном сравнении тысячи лет — одна минута. Это не просто относительность времени, но относительность разных жизней или жизненных позиций.
Безжизненность навсегда замолкшей земли горные вершины оценивают словом «хорошо». Снег и лед, белое и черное — идеальный, с точки зрения горных вершин, мир уж очень напоминает дантовский ад. Не только время, но и любые ценности относительны.
Лирический герой страшится вечности с ее холодными ценностями. В этом смысл стихотворения в прозе.
История создания
Стихотворение в прозе «Разговор» было написано в 1878 г. и напечатано в «Вестнике Европы» (1882, № 12). Эпиграф был заключён в кавычки, то есть имел вид цитаты. Но источник, из которого взят эпиграф, не обнаружен. Если этот источник — путеводитель по Швейцарским Альпам, то он должен быть очень старым, так как на Финстераангорн восхождение было совершено в 1810 г., а на Юнгфрау в 1811.
Тургенев видел горы Швейцарии задолго до написания стихотворения, в 1840 г. Романические вершины привлекали многих путешественников, ещё Карамзин описывал вид Юнгфрау лунной ночью, а эпиграф напоминает цитату из поэмы Байрона «Манфред». И тема разговора горных вершин, и тема путешествия на одну из вершин Альп уже реализовались в литературе (Лермонтов «Спор», А. де Мюссе «Юнгфрау»). Но Тургенев находит новую идею для того же самого предмета описания.
«Русский язык» И.С. Тургенева
Иван Сергеевич обладал интересным качеством – он умел всего несколькими строчками раскрыть основную жизненную мудрость. Независимо от его происхождения, он сумел быть очень близким к простым людям. Ему была небезразлична тяжелая участь крепостных, а так же он смело выражал свое негодование относительно помещиков. Это дало свои результаты, и Тургенев был отправлен в ссылку. Позже автор и вовсе уехал из страны. Но, даже находясь далеко от Родины, автор не переставал любить Россию и великий русский язык. Он считал язык духовной силой и достоянием народа.
В анализируемом произведении «Русский язык», Иван Сергеевич размышляет о предназначении русского языка. Это стихотворение появилось тогда, когда русский народ переживал не самые простые времена. Поэт всем сердцем переживает за людей и свою страну. И главной опорой и поддержкой для Тургенева в тот момент является именно родной язык, который он считал правдивым и свободным. Язык предков придает ему силы и уверенность, поддерживает в трудную минуту, вселяет надежду.