Особенности «Денисьевского цикла»
По мнению некоторых литературоведов, «Денисьевский цикл» похож на роман в стихах. Цикл можно разделить на главы, объединенные между собой общей темой и идеей. В основу произведений цикла положены настоящие переживания поэта и его чувства к Елене Денисьевой. Почти весь «роман в стихах» повествует о тяжелой любви. В ряде стихотворений лирическим героем является сама Елена Денисьева.
В «Денисьевском цикле» отражены все этапы совместной жизни Тютчева и Денисьевой. Поэт стремился показать, как любовь одновременно может быть добром и ужасным злом. Сама по себе любовь способна окрылить и уничтожить все, что было создано да этого. Тютчев не забыл упомянуть и об обществе, контролирующем и оценивающем эти чувства. Каждый шаг возлюбленных отслеживается, разносится сплетнями. Обсуждение и осуждение превращает любовь в яд для самого слабого из пары.
Для «Денисьевского цикла» характерным является:
- сравнение любви с природными явлениями;
- изображение романтических моментов;
- воспевание эмоций и чувств.
Замечание 1
Стихотворения цикла можно поделить на две части: одни описывают нежность и глубину запретных чувств, другие – трагические стороны влюбленности, все преграды и неприятности, встречающиеся на пути влюбленных.
Герои «Денисьевского цикла» противостоят всему миру, который стремится разрушить их союз. В цикле общество изображается как совокупность препятствий и злости. Общество не способно понять мотивы и простить влюбленным их чувства. Герои отстаивают свое право на счастье. Они счастливы вместе и одновременно несчастны. Они все понимают, но теряются в чувствах. Они могут здраво оценивать ситуацию и трезво рассуждать, но ничего не могут поделать со своей страстью.
В некоторых стихотворения часто повторяется слово «роковой», указывая на обреченность отношений главных героев. Тютчев словно проклинает и одновременно радуется той встрече, тому дню, который свел его с Денисьевой.
«Денисьевский цикл» состоит из романтических произведений, изображающих отношения поэта с Еленой. Но среди стихотворений есть и глубоко трагические. В последних стихотворениях цикла поэт описывает боль потери близкого человека. Он даже изобразил последний день жизни своей возлюбленной, ее каждое движение и тени, которые окутывали умирающую.
Цикл заканчивается стихотворениями о разлуке. Поэт описывает тяжелую судьбу Елены, ее ранний уход из жизни и выражает сожаление. Тютчев говорит, что прошло уже много лет, а он все не может забыть свою возлюбленную. Он говорит о том, что его душа сохнет, изнывает, хочет найти былую силу, но не в состоянии этого сделать.
В стихотворениях «Денисьевского цикла» поэт сумел передать все волнения и переживания, которые человек испытывает на протяжении отношений: радость первого свидания, романтические будни, прощание с любовью, горечь одиночества.
Замечание 2
Цикл считается романом в стихах, так как в нем есть развитие персонажей и действие, ведущее к разрушению семьи и одиночеству, а также присутствует сила, мешающая достижению счастья – мнение общественности.
Тютчев о новой катастрофе
В стихотворении «Последний катаклизм» Федор Иванович говорит о грядущей катастрофе. Он предчувствует ее, как было сказано выше. Но в то же время Федор Иванович рассматривает новый потоп как источник жизни. Звучит довольно странно. Однако, по мнению Тютчева, после наводнения мир вернется к своим истокам. К началу времен. Вода поглотит все живое, но вместе с этим станет источником новой жизни. Максимальное разрушение становится максимальным созиданием. Земля ввергается в хаос, это ее начальное состояние.
Таким образом, «Последний катаклизм» — это не что-то пугающее. Не мрачное предсказание конца света, а отображение источника новой жизни, вечного движения.
Разочарование
Что еще может крыться в «Последнем катаклизме» Тютчева? Неудовлетворенность внешним миром, разочарование в нем. На момент написания стихотворения душевное состояние поэта могло оставлять желать лучшего. Это отобразилось в произведении.
Федор Иванович — известный поэт-философ. В его произведениях нет ничего лишнего. Каждое слово взвешенное и обдуманное.
Неизбежность катаклизма и невозможность человечества остановить его. Это один мотив. Второй же кроется в такой же неизбежности возрождения жизни. Погибнет старая жизнь, но возродится новая. Как гармонично сочетаются эти две, казалось бы, абсолютно несочетаемые вещи. В момент написания стихотворения поэту было душевно плохо. Это вполне возможно. Но он понимает, что эта агония души, ее «последний катаклизм» не вечен. Он пройдет, а на смену придет «белая жизненная полоса».
Анализ стихотворения Тютчева «Последний катаклизм»
«Последний катаклизм» — философская миниатюра, впервые опубликованная в альманахе «Денница» в 1831 году. В ней Тютчев обращается к легенде о Всемирном потопе, широко распространенной в мифологии разных народов. Среди христиан наиболее известна история, рассказанная в Книге Бытия. Согласно ей, потоп стал наказанием человечеству за нравственное падение. В живых Господь решил оставить только отличавшегося благочестием Ноя и членов его семейства. Бог заранее предупредил их о грядущем наводнении и повелел построить ковчег, на котором можно будет спастись во время катастрофы. Сооружение судна заняло 120 лет. Когда работа была завершена, Ной взошел на борт, взяв с собой животных. Сразу после этого на землю хлынула вода, продолжался потоп в течение сорока дней. Почти год понадобился на то, чтобы Ной смог сойти с ковчега на сушу. Как говорится в Книге Бытия, причалило судно к горе Арарат. Благодаря Бога за спасение, Ной принес жертву, после чего Господь благословил его и все, что есть на земле.
В стихотворении Тютчева говорится о повторении всемирного потопа: «…Все зримое опять покроют воды…». Поэт предчувствует катастрофу, вот только, по его мнению, она принесет земле не только разрушения. После наводнения мир вернется к началу времен, к своим божественным истокам. «Последний катаклизм» — не предсказание-страшилка конца света. Вода здесь выступает в качестве источника жизни, как следствие, вечного движения, что вообще характерно для творчества Тютчева. В значительной части его пейзажно-философских стихотворений встречается ее образ в том или ином виде – «Волна и дума», «Снежные горы», «Фонтан». Продолжать этот список можно еще очень долго. По мысли Тютчева, вода полностью поглотит землю, но из нее же впоследствии появится новая жизнь. Получается, в стихотворении показан процесс единый и двуликий одновременно. Максимальное разрушение становится началом максимального созидания. Земля должна ввергнуться в хаос, который, согласно древнегреческой мифологии, есть первичное состояние Вселенной.
По мнению ряда литературоведов, «Последний катаклизм» имеет социальный подтекст – потрясения социальные Тютчев сравнивает в нем с природными катастрофами. Утверждение это не лишено смысла. К революциям и переворотам Федор Иванович относился весьма скептически, что нашло отражение в его публицистических статьях. Политические взгляды поэт иногда высказывал и в стихотворениях. По мнению Тютчева, в современном ему мире существовали лишь две силы – консервативная Россия и революционная Европа. Федор Иванович считал, что под эгидой первой необходимо создать союз славяно-православных стран. В 1848 году поэт заступил на должность старшего цензора. В рамках своей деятельности он запретил к распространению на территории Российской империи манифест коммунистической партии, переведенный на русский
Если принимать во внимание политические взгляды Тютчева, то «Последний катаклизм» действительно может восприниматься как высказывание о социальных потрясениях, которые зачастую приводят к необратимым катастрофическим последствиям
Стихотворение написано пятистопным ямбом. Размер выбран поэтом не случайно. Как писал Томашевский, в первые десятилетия XIX века пятистопный ямб стал широко использоваться в трагедиях. Тютчев возвышенный трагизм своего произведения подчеркивает и при помощи лексики: «пробьет последний час», «покроют воды», «состав частей разрушится земных». О том, что катастрофа приведет к рождению новой жизни, свидетельствует последняя строка. Для нее Федор Иванович выбирает положительно окрашенную лексику: «…И божий лик изобразится в них!».
Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Всё зримое опять покроют воды, И божий лик изобразится в них!
Обратимся к Книге Бытия
Согласно ветхозаветной истории, Бог прогневался на людей. До такой степени, что решил уничтожить Свое же творение. Но был среди людского моря благочестивый человек по имени Ной. Его-то и предупредил Бог о грядущем потопе, велев построить судно. В этом судне можно было спастись от потопа.
Работа над строительством длилась много лет. Наконец ковчег был готов. Ной с семьей вошли на его борт, прихватив с собой и животных. Каждой твари по паре. Сразу после этого хлынул дождь.
Сорок дней и ночей шел ливень. И около года понадобилось Ною, чтобы выйти на сушу. Ковчег причалил к горе Арарат. Благочестивый Ной благодарил Бога за спасение. После чего Бог обещал, что никогда больше не повторится Всемирного потопа.
Стихотворение «О, как убийственно мы любим»
В стихотворении «О, как убийственно мы любим», написанном Ф. И. Тютчевым в 1851 году, раскрывается тема страстной любви, которая под влиянием обстоятельств обрела разрушительную силу. Поэт стремится показать, что чистую, светлую любовь и объект искренних чувств легко погубить, но нужно уметь оберегать любовь от сплетен окружающих.
Тема стихотворения раскрывается в чувственном монологе лирического героя, который рассказывает о «слепоте страстей» и убийственной любви. Он ищет ответ на вопрос, почему для его возлюбленной прекрасное чувство обернулось приговором. И находит ответ – ей пришлось во имя любви пожертвовать собой, отречься от общества.
Для раскрытия чувств лирического героя и создания портретов его любимой женщины, а также для раскрытия проблемы, реализации идеи поэт использует различные средства выразительности:
- метафоры: «слепота страстей», «судьбы ужасным приговором твоя любовь для ней была…»;
- сравнения: «как северное лето»;
- эпитеты: «встреча роковая», «волшебные взоры».
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»
Душа моя — Элизиум теней,
Теней безмолвных, светлых и прекрасных,
Ни помыслам годины буйной сей,
Ни радостям, ни горю не причастных.
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Анализ стихотворения «Душа моя — Элизиум теней» (для школьников)
В этом произведении можно угадать авторский стиль. Я не знаком со всеми произведениями, но могу провести параллель между этим примером и стихотворением «Silentium!». Эти произведения объединяет одна особенность, характерная для творчества поэта. Это призыв к самопознанию, изучению своей души. Если стихотворение «Молчание!» («Silentium!») обращено к читателю и призывает его к мудрому молчанию, учит созидать свой внутренний мир, то произведение «Душа моя — Элизиум теней» обращено к чувствам поэта, представляет то, как ощущает себя автор в этом мире.
Стихотворение «Душа моя — Элизиум теней» было написано в 1836 году и относится к периоду Золотого века русской поэзии. В этот период формируется литературное наследие, которое получило признание многих поколений и людей разных стран, изучающих русскую литературу. Тютчев жил и творил в одно время с другими поэтами, которых мы называем классиками, это: Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Иван Андреевич Крылов, Василий Андреевич Жуковский и другие. Данное произведение, наверняка, было хорошо воспринято современниками Тютчева. Но и сейчас оно не утратило своей актуальности.
Прежде всего, актуальность данного произведения обоснована его проблематикой, а именно: неизведанный мир души человека. Тема, которую затрагивает творчество русского поэта, является вечной.
Именно об этом и говорит автор совершенно доступными словами. Среди людей, которые его окружают, и может быть, не всегда готовы быть для него собеседниками или просто друзьями, автор находит покой в своей душе, которая богата и разнообразна. Это правда, что образованные и культурные люди того времени часто не находили должного общества, так как наша страна того периода имела большое разделение людей на сословия: дворяне и крестьяне, барское сословие и холопы. Возможно, в данном произведении герой сталкивается именно с такой проблемой.
В своём стихотворении автор ставит душу человека выше отношений с окружающими людьми. В этом есть тонкие грани, о которых нужно догадываться. Я считаю, что талантливый, духовный человек своего времени, Фёдор Иванович Тютчев, говорит о том, как избегать конфликтов и справляться с неприятностями. Он открывает душу как место, в котором обитают светлые и прекрасные создания.
Слово «Элизиум», употреблённое в этом стихотворении дважды, означает «рай, благодать» на латинском языке. Автору спокойно и приятно оставаться наедине с собой, чтобы погружаться в свой внутренний мир, это и помогает ему забыть о неприятных моментах.
В стихотворении душа — это не только место, но также это друг и любовь. Если в первом четверостишии герой произведения погружается в свою душу и видит мир «Теней безмолвных, светлых и прекрасных», то во втором четверостишии это понятие меняет свою форму, во всяком случае, общение человека обычно происходит с другим существом человеческой природы, и автор общается с душой, как с подругой или даже любимой.
В конце своего произведения автор ставит риторический вопрос, обращаясь к своей душе. Этот длинный и очень сложный вопрос стоит зачитать заново:
Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою!
Меж вами, призраки минувших, лучших дней,
И сей бесчувственной толпою?..
Этот вопрос является риторическим, но приобретает своё значение, только когда существуют противоречия между внутренним и внешним миром — между душой героя произведения и поступками и словами окружающих людей.
Тема, идея и основная мысль
На первый взгляд, стихотворение кажется типичным представителем пейзажной лирики Тютчева. Со свойственными ему живостью и яркостью изображения поэт рисует иллюстрацию одного из красивейших природных явлений — радуги. Автор иносказательно описывает «минутное торжество» прекрасной «воздушной арки».
Но эта небольшая меткая зарисовка длится лишь на протяжении двух строф. Дальше Тютчев рассуждает о том, как быстротечна красота радуги: «Оно дано нам на мгновенье», сравнивая её с тем, что дорого для человека, предупреждая о скоротечности счастья. Это роднит стихотворение с философской лирикой поэта.
Композиция
Стихотворение Тютчева «Нам не дано предугадать» разделено на 2 части.
- В первой выражена мысль о том, что невозможно знать наперёд, какой будет реакция на произнесённое слово. Человеческая натура изменчива, так что отзыв о поэтических творениях непредсказуем. Обобщение «наше» свидетельствует о единстве поэта с людьми.
- Во второй части поэт пишет о сострадании, как о том, при помощи чего мы можем прощать другим их резкие высказывания. Под «благодатью» Тютчев подразумевает любовь Бога к человеку. Сочувствие, как считает поэт, — великая благодать. Итак, автор словно охватывает период, состоящий из двух частей: первая – причинная, вторая – следственная.
Стихотворение «Нам не дано предугадать» читается очень легко, несмотря на устаревшие обороты слов. Оно доступно для понимания каждому.
С политической точки зрения
Федор Иванович не стеснялся своих политических взглядов. Иногда высказывал их в стихотворениях. Литературоведы считают, что стих Тютчева «Последний катаклизм» — это олицетворение социальных потрясений, ожидающих мир. К революциям и переворотам Федор Иванович относился довольно скептически. С его точки зрения существовало две силы: консерватор Россия и Европа-революционер.
Известно, что поэт был старшим цензором. Его деятельность позволяла запретить распространение манифеста коммунистической партии на территории Российской империи.
Учитывая политические взгляды поэта, вполне логично, что стих «Последний катаклизм» — это предупреждение о мировых социальных потрясениях. Они, как известно, приводят к катастрофическим последствиям зачастую.
Возвращаясь к Богу
Последняя строка стихотворения: «И Божий лик изобразится в них». В ней заложен глубокий философский смысл. Все бытие, начиная от сотворения мира и до Второго пришествия, основано на Боге. Все происходит по Его воле. И ничего не совершается без Его ведома.
Божественный лик непостижим для людей в силу греховности. Но люди и Бог взаимосвязаны. Первым нельзя жить без веры. Вера — в Боге. И только после катастрофы истинный лик Божий отобразится в водной глади. Он воплощен в этой картине, присутствуя там.
Бог — это основной поэтический образ стихотворения. В этом стихотворении нет личного человеческого «я». Философия его подчеркивается обобщенным употреблением лексики.
Бог показан на водной глади. В стихотворении совмещены понятия несовместимые. Бог бесплотен, но здесь он обретает образ. Вода — это образ зеркала. В стихотворении скрыто сравнение вод с зеркалом.
Интонация стихотворения «Последний катаклизм» неспешная. Заставляет вдуматься в строки произведения.
Анализ стихотворения «Последний катаклизм» Тютчева
Философская лирика – визитная карточка Федора Ивановича Тютчева. К ней можно отнести и произведение «Последний катаклизм».
Стихотворение написано в 1829 году. Его автору в эту пору исполнилось 26 лет, он уже не первый год служит в Германии на дипломатической работе, даже произведен в титулярные советники, занимает активную позицию в делах обретения Грецией независимости, отстаивает необходимость покровительства России греческому народу, счастливо женат, воспитывает детей. На Родине он бывает наездами. В этой обстановке видимого довольства, расцвета жизненных сил и семейного благополучия, он пишет произведение «Последний катаклизм». По жанру – религиозная лирика, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, состоит всего из одного катрена. Интонация почти пророческая. Лексика возвышенная, торжественная, местами устаревшая. Сам размер стихотворения подчеркивает высокую трагедию происходящего. Между тем, поэт описывает скорее первую катастрофу (потоп), а не последнюю. Если опираться на Священное Писание, то при конце мира будут потоки не воды, а огня. Следует отметить, что поэт содрогается от зрелища перемен в природе, человек как активно действующий герой в произведении отсутствует. «Последний час»: метафора. «Состав частей»: разрушение земли, атмосферы, гидросферы. Из воды появится обновленное естество мира, на всем будет лежать зримый отпечаток славы Бога. Больше уже никогда и никто не поставит его могущество под сомнение. Заключительное восклицание в финале словно подчеркивает неотвратимость приближающегося преображения. Кстати говоря, название стихотворения может и не нести негативную, устрашающую окраску. Возможно, имеется в виду превращение, очищение, изменение, а не уничтожение, гибель, хаос. Эти стихи интересны еще и тем, что молодой Ф. Тютчев о кончине этого мира думал скорее в философском, чем христианском духе. Скажем, нет намека на учение о Страшном Суде. Впрочем, в столь короткой зарисовке почти невозможно выразить всю христианскую эсхатологию. Эти строки похожи почти на экспромт, запись поразившей его мысли, мгновенного озарения. Он посчитал его настолько важным, что вскоре предложил к публикации. В катрене несколько раз использована инверсия: покроют воды.
Стихотворение «Последний катаклизм» впервые было опубликовано в журнале «Денница» спустя 2 года после создания.