НА ГОЛОС ВЕСЕННЕЙ НОВЕЛЛЫ.
Обстругав ножом ольховый прутик,
Сделав из него свистящий хлыстик,
Королева встала на распутье
Двух аллей. И в девственном батисте
Белолильной феей замерла.
Вот пошла к избушке столяра,
Где лежали дети в скарлатине,
Где всегда отточенный рубанок
Для гробов, для мебели, для санок.
Вот и пруд, олунен и отинен,
Вот и дом, огрустен и отьмён.
— Кто стучит? – спросил столяр Семен.
«Королева»… шепчет королева.
Прохрипели рыжие засовы.
Закричали в отдаленье совы.
Вспомнилась весенняя новелла:
В ясенях отданье столяру.
Он впустил. Взглянула – как стрелу,
Прямо в глаз любовника метнула.
И пошла к отряпенной кроватке.
Смерть и Жизнь над ней бросали ставки.
Было душно, холодно и лунно.
Столяриха билась на полу
И кричала: «дайте мне пилу»!
ГРАНДИОЗ
Грааль-Арельскому.
Все наслажденья и все эксцессы,
Все звезды мира и все планеты
Жемчужу гордо в свои сонеты, —
Мои сонеты – колье принцессы!
Я надеваю под взрыв оркестра,
Колье сонетов (размах измерьте!)
Да, надеваю рукой маэстро
На шею Девы. Она – Беcсмертье!
Она вне мира, она без почвы,
Без окончанья и без начала…
Ничто святое ее зачало…
Кто усомнится – уйдите прочь вы!
Она безместна и повсеместна,
Она невинна и сладкогрешна,
Да, сладкогрешна, как будто бездна,
И точно бездна – она безбрежна.
Под барабаны, под кастаньеты,
Все содроганья и все эксцессы
Жемчужу гордо в колье принцессы,
Не знавшей почвы любой планеты…
ПОЭЗА О ТЫСЯЧА ПЕРВОМ ЗНАКОМСТВЕ
Лакей и сен-бернар – ах, оба баритоны! –
Встречали нас в дверях ответом на звонок.
Камелии. Ковры. Гостиной сребротоны.
Два пуфа и диван. И шесть безшумных ног.
Мы двое к ней пришли. Она была чужою.
Он знал ее, но я представлен в этот раз.
Мне сдержанный привет, и сен-бернару Джою
Уйти куда-нибудь и не мешать – приказ.
Салонный разговор, удобный для аббата,
Для доблестной ханжи и столь же для гетер.
И мы уже не мы: Альфред и Травиата.
И вот уже оркестр. И вот уже партер.
Так: входим в роли мы совсем непроизвольно.
Но режет сердце мне точеный комплимент.
Как больно говорить! Как нестерпимо больно,
Когда предвидишь вот любой, любой момент!
Все знаем наперед: и будет то, что смято
Когда-то, кем-то, как и где – не все равно ль?
И в ужасе, в тоске, — Альфред и Травиата, —
Мы шутим – как тогда
! Лелея нашу боль…
1914. Осень.
«Увертюра»
Любя с детских лет оперную музыку, И. Северянин дал такое название своему смелому стихотворению. К «Ананасам в шампанском» написана музыка. Самая различная. Мы представляем один из вариантов.
Но как появилось это стихотворение? Оказывается, что В. Маяковский окунул кусочек ананаса в бокал с игристой пеной и предложил сделать также своему соседу. В голове поэта сразу зазвучала первая фраза «Ананасы в шампанском!». Игорь Северянин иронически смешал в стихотворении стремительный темп жизни, достижения техники, урбанистическую тему. В нем мчатся автомобили, экспрессы, самолеты, которые противопоставляются салонной, эксклюзивной, изысканной жизни. Появляется нечто норвежское и испанское. В этой красивой жизни на рауте кого-то зацеловали. А девушки нервничают, поскольку кого-то побили. Грубая драка, трагедия и низменность жизни превращена в «грезофарс». Это выражено ярко, с экс Северянина символизируют остроту и неожиданность начала века.
ЖУТКАЯ ПОЭЗА.
О, нестерпимо-больные места,
Где женщины, утерянные мною,
Навек во всем: в дрожании листа,
В порыве травном к солнечному зною,
В брусничных и осиновых лесах,
Во всхлипах мха – их жалобные плачи…
Как скорбно там скрипенье колеса!
Как трогательно блеянье телячье!
На севере и рощи, и луга,
И лады душ, и пьяненькие сельца –
Однообразны только для пришельца:
Для северян несхожесть их легка.
Когда-нибудь я встречу – это так! –
В таком лесу унылую старуху,
И к моему она приблизит уху
Лукавый рот. Потом за четвертак
Раcскажет мне пророчная шарманка
И их судьбе, всех жертв моих. Потом
Я лес приму, как свой последний дом…
Ты – смерть моя, случайная цыганка!
ОНА КРИТИКУЕТ…
Нет, положительно искусство измельчало,
Не смейте спорить, граф, упрямый человек!
Но пунктам разберем, и с самого начала;
Начнем с поэзии: она полна калек.
Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,
А критика ему дала поэта роль…
Поэт! хорош поэт!.. ходячая малага!..
И в жилах у него не кровь, а алкоголь.
Как вы сказали, граф? до пьянства нет нам дела?
И что критиковать мы можем только труд?
Так знайте ж, книг его я даже не смотрела:
Не интересно мне!.. тем более, что тут
Навряд ли вы нашли б занятные сюжеты,
Изысканных людей привычки, нравы, вкус,
Блестящие балы, алмазы, эполеты, —
О, я убеждена, что пишет он «en russe».
Естественно, что нам, взращенным на Шекспире,
Аристократам мысли, чувства и идей,
Неинтересен он, бряцающий на лире
Руками пьяными, безвольный раб страстей.
Ах, да не спорьте вы! поэзией кабацкой
Не увлекусь я, граф, нет, тысячу раз «нет»!
Талантливым не может быть поэт
С фамилией – pardon! – такой… дурацкой.
И как одет! Mon Dieu! Он прямо хулиган!..
Вчера мы с Полем ехали по парку,
Плетется он навстречу, — грязен, пьян;
Кого же воспоет такой мужлан?.. кухарку?!..
Смазные сапоги, оборванный тулуп,
Какая-то ужасная папаха…
Сам говорит с собой… взгляд страшен, нагл и туп…
Поверите? – я чуть не умерла от страха.
Не говорите мне: «он пьет от неудач»!
Мне, право, дела нет до истинной причины.
И если плачет он, смешон мне этот плач:
Сантиментальничать ли создан мужчина
Без положенья в обществе, без чина?!.
en russe — по-русски,
Mon Dieu — мой Бог (фр.)
Конец первой части.
В ГОСТИНИЦЕ.
В большом и неуютном номере провинциальной гостиницы
Я лежу в беcсоннице холодноватыми вечерами.
Жутко мне, жутко, что сердце скорбью навеки вынется
Из своего гнездышка — … разбитое стекло в раме…
Из ресторана доносится то тихая, грустная музыка –
Какая-нибудь затасканная лунная соната,
То такая помпезная, — правда, часто кургузая, —
— … Лилию оскорбляющее полнокровье граната…
И слышатся в этой музыке души всех женщин и девушек,
Когда-либо в жизни встретившихся и возможных еще в пути.
И плачется, беcслезно плачется в номерной тиши кромешной
О музыке, о девушках, обо всем, что способно цвести…
КУЗИНА ЛИДА
Лида, ты – беззвучная Липковская. Лида, ты – хорошенькая девушка.
Стройная, высокая, изящная, ты – сплошная хрупь, ты вся – улыбь.
Только отчего же ты недолгая? Только отчего твое во льду ушко?
Только для чего так много жемчуга? Милая, скорей его рассыпь!
Русая и белая кузиночка, не идут тебе, поверь мне ландыши;
Не идут тебе, поверь мне, лилии, — слишком ты для белаго – бела…
Маки, розы нагло – оскорбительны, а лианы вьются, как змееныши; —
Трудно обукетить лиф твой девичий, чтобы ты сама собой была.
Папоротник в блестках изумрудовых, снег фиольно-белый и оискренный,
Пихтовые иглы эластичные – вот тебе единственный убор,
Девушке со старческой улыбкою, замкнутой, но, точно солнце, искренней,
Незаметно как-то умирающей, — как по ягоды идущей в бор…
Текст книги «Полное собрание стихотворений — Игорь Северянин «
Читаешь книги? Зарабатывай на этом!
Пиши комментарии, отзывы на книги и получай по 7 рублей за комментарий.
1. Комментарии/отзывы длиной не менее 30 слов. 2. Текст должен быть уникальным. Проверять можно приложением или в онлайн сервисах . Уникальность должна быть от 85% и выше. 3. В тексте не должно быть нецензурной лексики и грамматических ошибок. 4. Оставлять более трех комментариев подряд к одной и той же книге запрещается. 5. Комментарии нужно оставлять на странице книги в форме для комментариев (для этого нужно будет зарегистрироваться на сайте SV Kament или войти с помощью одного из своих профилей в соц. сетях).
1. Оплата после . 2. Оплата производится на кошельки Webmoney, Яндекс.Деньги, счет мобильного телефона. 3. Подсчет количества Ваших комментариев производится нашими администраторами (вы сообщаете нам ваш ник или имя, под которым публикуете комментарии).
1. Комментируйте новые книги (2015/2016 года издания). 2. Постоянные и активные комментаторы будут поощряться дополнительными выплатами. 3. Общение по всем возникающим вопросам, заказ выплат и подсчет кол-ва ваших комментариев будет происходить в нашей VK группе iknigi_net
Пишите администратору группы — Сергею Макарову — написать
ЦВЕТОК БУКЕТА ДАМ.
В букете дам Амьенскаго beau mond`a
Звучнее всех рифмует с резедой
Bronze-oxide блондинка Эсклармонда,
Цветя бальзаколетнею звездой.
Она остра, как квинт-эссенца специй,
Ее бравадам нужен резонанс,
В любовники берет «господ с трапеций»
И, так сказать, смакует mesalliance…
Условностям всегда бросает: «schoking!»
Экстравагантно выпускает лиф,
Лорнирует базарно каждый смокинг,
Но не во всяком смокинге калиф…
Как устрицу, глотает с аппетитом
Дежурнаго огейзерную дань…
При этом всем – со вкусом носит титул,
Иной щеке даря свою ладонь.
1911. Февраль.
beau mond` — высший свет.(фр.)
mesalliance… — мезальянс (фр.)
schoking! — Ерунда! (англ.)
Творческий процесс поэта
И. Северянин сам сказал, что он «порывно» вдохновляется и тут же берется за перо. Поэт капризен и музыкален. Алогичность и загадочность – его главные свойства. Он восхищен миром и собой и пробует спрятаться от будней, смешав романтическое и страстное испанское и холодное, уравновешенное норвежское в новое пленительное и чарующее неведомое. Стих «Ананасы в шампанском» построен на неологизмах («ветропросвист», «крылолет», «грезофарс») и восторженности. В стихотворении из 12 строф 18 восклицательных знаков! Безграничен творческий процесс поэта. Он может мысленно оказаться в Японии, Америке и даже на Марсе. Зачем ему обыденность!
Поэту требуется экзотика, которую олицетворяют «ананасы в шампанском». На вечере в Политехническом музее, где были В. Маяковский, К. Бальмонт, ему присудили звание «короля поэтов». А потом пришла революция.
ШАНСОНЕТКА ГОРНИЧНОЙ.
Я – прислуга со всеми удобствами –
Получаю пятнадцать рублей,
Не ворую, не пью и не злобствую
И самой инженерши честней.
Дело в том, что жена инженерская
Норовит обсчитать муженька.
Я над нею труню (я, ведь, дерзкая!)
И словесно даю ей пинка.
Но со мною она хладнокровная, —
Сквозь пять пальцев глядит на меня:
Я ношу бильедушки любовные.
От нее, а потом – для нее.
Что касается мужа господского —
Очень добр господин инженер…
«Не люблю, – говорить, — ультра-скотского
Вот, супруги своей – например»…
………………………
В результатах мы скоро поладили, —
Вот уж месяц, как муж и жена.
Получаю конфекты, материи
И филипповские пирожки,
И – на зависть кухарки Гликерии,
Господина Надсона стишки.
Я давно рассчитала и взвесила,
Что удобная должность, ей-ей:
Тут и сытно, и сладко, и весело,
Да вдобавок пятнадцать рублей!
История создания
Первоначально поэтическое произведение «Ананасы в шампанском» было известно под названием «Увертюра», так как оно обладает музыкальностью и изысканностью. Автор достиг этого, применяя новаторские ритмы. Слова-новообразования добавляют особый стиль, характерный для оригинальности творчества Северянина.
В памятных записях писателя Вадима Баяна о его встрече с Владимиром Маяковским, поэт поразил всех, погружая кусок ананаса в бокал шампанского, а затем наслаждался его вкусом, призывая рядом сидящего Северянина повторить это действие. Моментально откликнувшись на приглашение, Игорь Северянин молниеносно сочинил первую строфу будущего стихотворения.
Личная жизнь
Уже в детском возрасте мальчик отличался влюбчивостью и страстностью. Его первой любовью стала кузина Елизавета, которая была старше мальчика на 5 лет. Он посвящал ей свои первые произведения, поэтому раннее творчество можно отнести к лирике. В возрасте 17 лет кузина вышла замуж и больше не появлялась в поместье родителей. Игорь не сразу узнал правду, но был ею огорчен беспредельно, впал в депрессию.
Евгению Гуцан Игорь узнал в 18 лет, сразу же понял, что это его первая взрослая любовь. Стройная и золотоволосая девушка произвела на влюбчивого юношу сильное впечатление, он везде следовал за ней, ежедневно дарил стихи, красиво ухаживал. Однако молодым людям не суждено было пожениться, поскольку через некоторое время они расстались. Эти отношения привели к рождению дочери Тамары. Северянин увидел ее только через 16 лет, поэтому никакой связи не чувствовал.
После расставания с Евгенией у Северянина было очень много мимолетных романов и несколько гражданских жен. С одной из них он даже уехал в Эстонию. Мария Волнянская исполняла цыганские романсы, поэтому некоторое время семья жила на ее гонорары.
Однако женщина не смогла смириться с неверностью гражданского супруга, о которой ей было слишком хорошо известно, поэтому вскоре семья распалась. Единственной официальной женой Северянина стала Фелисса Крут, родившая ему сына. Но после женитьбы Игорь не перестал заводить любовниц. Жена терпела его измены почти 15 лет, но после этого выгнала из дома.
Последней гражданской супругой поэта стала Вера Коренди, которая преподавала в школе. С ней мужчина прожил несколько лет. В последние годы здоровье его сильно ухудшилось.
«Увертюра (Ананасы в шампанском!)», анализ стихотворения Северянина
Имя Игоря Северянина замалчивалось отечественным литературоведением до 80-х годов ХХ века. Творчество Северянина вступало в контраст с восприятием действительности и привычным тогда пониманием поэзии. Его современники-критики обвиняли автора в безвкусии и пошлости. Нужно отметить, что поэт относился к такой критике спокойно, а со временем у него стали появляться союзнические отклики завсегдатаев петербургского литературного салона Федора Сологуба.
Написанное в 1915 году стихотворение «Увертюра» принесло Северянину славу «салонного» лирика.
История создания этого произведения была такова: В.В. Маяковский, который был приглашен в гости к Северянину, выпивая шампанское, окунул в бокал ананас, съел его и предложил хозяину вечера последовать его примеру. Первая строка стиха тут же родилась в голове поэта, и вскоре вышел в свет сборник стихов «Ананасы в шампанском».
Стихотворение создает ощущение восторга, торжественности, и вместе с тем нервозности и истеричности. Оно символизирует время, в котором творил поэт. Неудовлетворенность жизнью рождало у многих стремление уйти от реальности. В творческих людях рождалось новое мироощущение. Восторженно выкрикивая «ананасы в шампанском!», поэт вдохновляется и «берется за перо!». В этом внезапном вдохновении выражается лиричность героя, который бежит от пустоты действительности и пафоса.
Остро, сжато и ярко описана окружающая реальность, которая выражена как «пульс вечеров!» Эта новизна, по мнению автора, тоже заслуживает место в поэзии, наряду с вечными ценностями, воспеваемыми повсеместно.
Картина «легкой жизни» передана благодаря теме женщин в высшем свете. Девушки «нервны», дамское общество «остро». Такая среда жестока, она способна «трагедию жизни» претворить в «грезофарс».
Атмосфера толкает что –то предпринять , куда-то отправиться: «из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс!» Нервный ритм, неожиданное соединение несовместимого укладывается в трех строфах стихотворения.
Многоликость образов, за которыми, кажется, автор хочет спрятаться, побуждение действовать, быстрая смена сюжета после прочтения оставляет ощущение недосказанности.
Употребление неологизмов делает стихотворение очень простым для восприятия теперешнего читателя. Есть место стремительно ворвавшимся в то время новым, магически звучавшим словам: аэропланы, автомобили, экспрессы, буера. А значения архаизмов понятны, слова эти используются в речи по сегодняшний день: порывно, перо. Интересны слова, создание которых приписано именно Игорю Северянину: ветропросвист, крылолет, грезофарс.
Аллегорические образы помогают понять истинное значение пустых бесед и звона бокалов на пафосных вечерах. Отсутствие эпитетов позволяет добиться динамичности стихотворения, а его торжественность достигнута за счет большого количества восклицательных знаков.
Использование новых ритмов, неологизмов было несвойственно произведениям литературы того времени.
При написании стиха автором использована перекрестная рифма. Характер стопы и их количество позволяет определить размер написания стиха как анапест.
Лирическое стихотворение «Увертюра» можно отнести к песенному жанру. Не зря автор дал такое название стиху, сравнивая его с музыкальным произведением.
Творчество Игоря Северянина сильно отличается от творений его современников. В нем больше стремления к новизне, смелости. Сейчас стихотворение «Увертюра» актуально как никогда раньше. Неприятие жизни по навязанным стереотипам, равно как и бессмысленной гонки за модой, явились для автора импульсом для создания этого шедевра литературы.
- «Весенний день», анализ стихотворения Северянина
- «Классические розы», анализ стихотворения Северянина
- «Град», анализ стихотворения Северянина
- «Это было у моря», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- «Вернуть любовь», анализ стихотворения Северянина
- «Родник», анализ стихотворения Северянина
- «Русская», анализ стихотворения Северянина, сочинение
- Игорь Северянин, краткая биография
По произведению: «Увертюра»
По писателю: Северянин Игорь
Жанр, тема, идея, основная мысль стихотворения
Произведение относится к направлению эгофутуризма. В данном жанре сильно выражено самолюбие главного героя, который занимает главенствующую позицию.
Основная тема стихотворения — ананасы, окунутые в бесценный напиток шампанского.
Идея — это произведение призвано передать особое восприятие мира, постоянно ощущающая праздник жизни.
Основная мысль стихотворения заключается в том, что даже в прозаической и скучной рутине, поэту всегда следует помнить свою принадлежность к другому, более прекрасному миру. Его задача заключается в том, чтобы заряжать вдохновением обычных людей, помогая им не утратить себя в безразличии и однообразии повседневной жизни.
НИКЧЕМНАЯ
Ты меня совсем измучила может быть, сама не ведая;
Может быть, вполне сознательно; может быть, перестрадав;
Вижусь я с тобой урывками: разве вместе пообедаю
На глазах у всех и каждого, — и опять тоска – удав.
О, безжалостница добрая! Ты, штрихующая профили
Мне чужие, но знакомые, с носом мертвенно-прямым!
Целомудренную чувственность мы зломозгло объутопили
Чем-то вечно ожидаемым и литаврово-немым…
Слушай, чуждая мне ближница! обреченная далечница!
Оскорбить меня хотящая для немыслимых услад!
Подавив негодование, мне в тебя так просто хочется,
Как орлу – в лазорь сияльную, как теченью – в водопад!
ВАЛЕНТИНА
Валентина, сколько счастья! Валентина, сколько жути!
Сколько чары! Валентина, отчего же ты грустишь?
Это было на концерте в медицинском институте,
Ты сидела в вестибюле за продажею афиш.
Выскочив из ландолета, девушками окруженный,
Я стремился на эстраду, но, меня остановив,
Предложила мне программу, и, тобой завороженный,
На мгновенье задержался, созерцая твой извив.
Ты зашла ко мне в антракт (не зови его пробелом)
С тайной розой, с красной грезой, с бирюзовою грозой
Глаз восторженных и наглых. Ты была в простом и белом,
Говорила очень быстро и казалась стрекозой.
Этот день! С него – начало. Телефоны и открытки.
К начинаньям поэтессы я был очень милосерд,
И когда уже ты стала кандидаткой в фаворитки,
Ты меня сопровождала ежедневно на концерт.
А потом… Купе. Деревня. Много снега, леса. Святки.
Замороженные ночи и крещенская луна.
Домик. Нежно и уютно. Упоенье без оглядки.
Валентина безрассудна! Валентина влюблена!
Все прошло, как все проходит. И простились мы неловко:
Я «обманщик», ты сердита, т.е. просто трафарет.
Валентина, плутоглазка! остроумная чертовка!
Ты чаруйную поэму превратила в жалкий бред!
ТЕБЕ, МОЯ КРАСАВИЦА!
Ариадниной мамочке.
Вуаль светло-зеленая с сиреневыми мушками
Была слегка приподнята над розовыми ушками.
Вуаль была чуть влажная, она была чуть теплая,
И ты мне улыбалася, красивая и добрая…
Смотрела в очи ласково, смотрела в очи грезово,
Тревожила уснувшее и улыбалась розово.
И я не слышал улицы со звонами и гамами,
И сердце откликалося взволнованными гаммами.
Шла ночь, шурша кокетливо и шлейфами, и тканями,
Мы бархатною сказкою сердца друг другу ранили.
Атласные пожатия… рождения и гибели…
Отливы… содрогания… кружения и прибыли…
Да разве тут до улицы со звонами и шумами?!.
Да разве тут до города с пытающими думами?!.
Кумирню строил в сердце я, я строил в сердце пагоды…
Ах, губки эти алые и сочные, как ягоды!
Расстались… для чего, спроси… я долго грезил в комнате…
О, глазки в слезках-капельках, мои глаза вы помните?
Вы помните? вы верите? вы ждете! вы, кудесные!
Оне неповторяемы мгновенности чудесные!..
Я требую настойчиво, приказываю пламенно:
Исчезни, все мне чуждое! исчезни, город каменный!
Исчезни все, гнетущее! исчезни, вся вселенная!
Все краткое! все хрупкое! все мелкое! все тленное!
А мы, моя красавица, утопимся в забвении,
Очаровав порывностью бесстрасное мгновение!..
Детство и юность
Родился будущий поэт в мае 1887 года в Петербурге. Отец его, Лотарев Василий, был командиром железнодорожного полка, а мама Наталья — представительница знатного дворянского рода. Брак с отцом Игоря был для нее не первым. Женщина уже имела супруга, но тот скончался в молодом возрасте.
Позже мужчина рассказывал, что любовь к литературе, искусству и поэзии передалась ему от матери, ведь среди ее дальних родственников был известный поэт Фет, а также историк Карамзин.
Детство Игоря было счастливым, родители очень любили музыку и творчество разных авторов, поэтому уже в начале жизни мальчика приучили к культуре.
В детском возрасте он написал первое стихотворение, строки давались ему легко, а произведение имело свои особенности.
Далее судьба мальчика изменилась:
- Когда Игорю было 9 лет, его родители расстались. Отношения переживали кризис, но они не ссорились, решив пожить отдельно друг от друга. На личности сына это почти не отразилось, он уехал с отцом в Череповец. К тому времени Василий Петрович вышел в отставку.
- Через некоторое время отец отправился на Дальний Восток для поступления на должность коммерческого агента, а Игорь остался со своей тетей Елизаветой и дядей Михаилом в их имении. Это были родные брат и сестра Василия.
- Следующие 4 года мальчик учился в реальном училище, немного посещал художественную школу. Именно в эти годы формировался его вкус и личные качества, он стал осознавать свою национальную принадлежность.
- В возрасте 16 лет юноша отправился к отцу в Маньчжурию, где тот проживал и работал в городе Дальнем. Природа севера оказала на него неизгладимое впечатление. Парень был очарован и поражен, появилось вдохновение для написания первых достойных произведений.
Игорь был вынужден отправиться в Петербург к своей матери. Позже юноша вспоминает, что этот период в его жизни был определяющим и особенно сильно отразился на творчестве.
ШАНТАЖИСТКА.
Так Вы изволите надеяться, что Вам меня удастся встретить
Уж если не в гостиной шелковой, так в жесткой камере судьи?
Какая все же Вы наивная! Считаю долгом Вам заметить:
Боюсь, Вы дело проиграете, и что же ждет Вас впереди?..
Конечно, с Вашею энергией, Вы за инстанцией инстанцию:
Съезд мировой, затем суд округа, потом палата и сенат.
Но только знаете, любезная, не лучше ль съездить Вам на станцию,
И там купить билет до Гатчины, спросив в буфете лимонад.
Он охладит Ваш гнев тропический, и Вы, войдя в вагон упруго,
Быть может, проведете весело в дороге следуемый час.
И, может быть, среди чиновников Вы повстречаете экс-друга,
Который – будем же надеяться! – не поколотит вовсе Вас!..
Приехав к месту назначения, Вы с ним отправитесь в гостиницу.
Он, после шницеля с анчоусом, Вам даст… Малагу-Аликант!
Вам будет весело и радостно, Вы будете, как именинница,
Ах, при уменьи, можно выявить и в проституции талант!..
Зачем же мне Вы угрожаете и обещаете отместки?
Зачем так нагло Вы хватаетесь за правосудия набат?
Так не надейтесь же, сударыня, что я послушаюсь повестки
И деньги дам на пропитание двоякосмысленных ребят!
Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра»
Творчество известного поэта серебряного века Игоря Северянина многие исследователи называют новаторским, поскольку многое из того, к чему прибегал поэт, было несвойственно для лирических произведений того времени. Северянин смело использовал новые ритмы, неологизмы. Его лирика отличается удивительной музыкальностью. Особое место в творчестве поэта занимает стихотворение «Увертюра», которое в некоторой степени закрепило за ним славу «салонного» лирика, воспевающего в своих произведениях «красивости» и «изыски». Это стихотворение удивительно уже тем, что очень сложно определить его тему. Однако, ощущение какой-то легкости, радости, яркости прослеживается очень четко. Лирическое произведение поражает разнообразием образов, которые на первый взгляд мало связаны друг с другом: Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо, остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! «Ананасы в шампанском», на мой взгляд, создают уже с первой строки некую «красивость», «роскошь». Лирический герой восхищается окружающим миром и собой. В стихотворении присутствует вещный мир, мир предметный, который определяет убогие интересы персонажа. Герой вдохновенно восклицает: «Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!» Однако, на мой взгляд, это попытка спрятаться от жизни за броской вещью. Динамичность стихотворению придает отрывистость фраз и своеобразная интонация перечисления: Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском – это пульс вечеров! В данном четверостишии автор использует неологизмы: «ветропросвист», «крылолет», которые свидетельствуют о смелости поэта экспериментировать над словом. Неологизмы создают еще большую необычность происходящему на глазах у поэта. Последняя строфа, по моему мнению, имеет особое значение, потому что в нем заключена основная идея стихотворения: В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс… Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы – в Нагасаки! Из Нью-Йорка – на Марс! Лирический герой в этом четверостишии раскрывает свое истинное лицо: «Я трагедию жизни претворю в грезофарс…»Здесь показывается человек, пытающийся бежать от пафосной, но пустой действительности. Ананасы в шампанском в этой строфе становятся олицетворением творческого процесса, которому нет границ и пределов. И только поэт способен легко перемещаться «из Москвы — в Нагасаки». В синтаксическом плане нужно отметить обилие восклицательных знаков, которые свидетельствуют о восхищении лирического героя миром, а также создают атмосферу торжественности и легкости. Автор почти не использует в стихотворении эпитеты, таким образом достигается динамизм, легкость. Только два эпитета можно найти в строках: «нервные девушки» и «острое дамское общество». Они создают атмосферу, в которой находится лирический герой. Творческий процесс для Игоря Северянина очень загадочен: «Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!» Это ключевые слова в стихотворении. Порывистость, неподчинение хоть какой-нибудь логике – вот основные черты поэтической деятельности автора. Игорь Северянин вводит в стихотворение и топонимы: Москва, Нагасаки, Нью-Йорк. Этим он хочет показать, что творчество поэта не знает границ, и, возможно, понятно и востребовано во всем мире, несмотря на языковой и культурный барьер. Поэта и его произведения понимает не только наш мир, но и даже жители Марса! Таким образом, в этом стихотворении мы наблюдаем за полетом поэтической фантазии, и сами оказываемся в гуще событий. Северянин назвал это лирической произведение «Увертюрой», прямо как музыкальное произведение. А может, стихосложение как процесс очень напоминает создание музыкального шедевра? Ведь ощущения от прочтения талантливой лирики сравнимы с ощущением от прослушивания «живой» инструментальной мелодии.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Северянин И. / Стихотворения / Анализ стихотворения И.Северянина «Увертюра»
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Средства выразительности
Автор с первых строк погружает читателей в яркий и блестящий мир богемы, живущей легко и красиво, без проблем и хлопот. Всё вокруг кажется «вкусно, искристо и остро». Лирический герой восклицает в восхищении новым вкусом ананасов в шампанском. Он такой же необычный и свежий, как и его творчество. Поэтому вторая строка и насыщена эпитетами, с разных сторон показывающими нам настроение автора:
Но эпитетов в этом стихотворении не так уж и много, нет и как такового описания происходящего. И всё-таки мы без труда понимаем, что автор окружён красотой, слепящей глаза:
Многообразие топонимов (Нью-Йорк, Нагасаки, Москва, Марс) намекает на безграничность творчества, его способность проникнуть всюду, даже в просторы Вселенной.
Метафора «остром обществе дамском» представляет образ заурядного женского общества, погрязшего в сплетнях, чем-то приземлённом, низменном.
Ананасы в шампанском — ёмкая метафора, означающая «непрекращающийся праздник», «истинный вкус жизни», «постоянное вдохновение», льющиеся из сердца поэта щедрой рекой.
Короткие восклицательные предложения наделяют текст порывистым ритмом, символизирующим ритм взволнованного поэта, показывающим его стиль жизни, бурный, яркий и эмоциональный.
Инверсии: «девушек нервных», «обществе дамском», выдают непринуждённость, вальяжную руку опытного мастера поэтического слога.
Слово «перо» значится здесь как не просто письменная принадлежность, а имеет метафорическую отсылку к инструменту поэта, жреца, который с его помощью вершит таинство.
Неологизмы — ветропросвист, крылолёт.