Одинокий лицедей
И пока над Царским Селом
Лилось пенье и слезы Ахматовой,
Я, моток волшебницы разматывая,
Как сонный труп, влачился по пустыне,
Где умирала невозможность,
Усталый лицедей,
Шагая напролом.
А между тем курчавое чело
Подземного быка в пещерах темных
Кроваво чавкало и кушало людей
В дыму угроз нескромных.
И волей месяца окутан,
Как в сонный плащ, вечерний странник
Во сне над пропастями прыгал
И шел с утеса на утес.
Слепой, я шел, пока
Меня свободы ветер двигал
И бил косым дождем.
И бычью голову я снял с могучих мяс и кости
И у стены поставил.
Как воин истины я ею потрясал над миром:
Смотрите, вот она!
Вот то курчавое чело, которому пылали раньше толпы!
И с ужасом
Я понял, что я никем не видим,
Что нужно сеять очи,
Что должен сеятель очей идти!
Конец 1921 — начало 1922 года
*****
Тризна
Гол и наг лежит строй трупов,
Песни смертные прочли.
Полк стоит, глаза потупив,
Тень от летчиков в пыли.
И когда легла дубрава
На конце глухом села,
Мы сказали: «Небу слава!» —
И сожгли своих тела.
Люди мы иль копья рока
Все в одной и той руке?
Нет, ниц вемы; нет урока,
А окопы вдалеке.
Тех, кто мертв, собрал кто жив,
Кудри мертвых вились русо.
На леса тела сложив,
Мы свершали тризну русса.
Черный дым восходит к небу,
Черный, мощный и густой.
Мы стоим, свершая требу,
Как обряд велит простой.
У холмов, у ста озер
Много пало тех, кто жили.
На суровый, дубовый костер
Мы руссов тела положили.
И от строгих мертвых тел
Дон восходит и Иртыш.
Сизый дым, клубясь, летел.
Мы стоим, хранили тишь.
И когда веков дубрава
Озарила черный дым,
Стукнув ружьями, направо
Повернули сразу мы.
Между 1914 и 1916 годами
*****
Голод
Почему лоси и зайцы по лесу скачут,
Прочь удаляясь?
Люди съели кору осины,
Елей побеги зеленые…
Жены и дети бродят по лесу
И собирают березы листы
Для щей, для окрошки, борща,
Елей верхушки и серебряный мох, —
Пища лесная.
Дети, разведчики леса,
Бродят по рощам,
Жарят в костре белых червей,
Зайчью капусту, гусениц жирных
Или больших пауков — они слаще орехов.
Ловят кротов, ящериц серых,
Гадов шипящих стреляют из лука,
Хлебцы пекут из лебеды.
За мотыльками от голода бегают:
Целый набрали мешок,
Будет сегодня из бабочек борщ —
Мамка сварит.
На зайца, что нежно прыжками скачет по лесу,
Дети, точно во сне,
Точно на светлого мира видение,
Восхищенные, смотрят большими глазами,
Святыми от голода,
Правде не верят.
Но он убегает проворным виденьем,
Кончиком уха чернея.
Вдогонку ему стрела полетела,
Но поздно — сытный обед ускакал.
А дети стоят очарованные…
«Бабочка, глянь-ка, там пролетела…»
Лови и беги! А там голубая!..
Хмуро в лесу. Волк прибежал издалека
На место, где в прошлом году
Он скушал ягненка.
Долго крутился юлой, всё место обнюхал,
Но ничего не осталось —
Дела муравьев, — кроме сухого копытца.
Огорченный, комковатые ребра поджал
И утек за леса.
Там тетеревов алобровых и седых глухарей,
Заснувших под снегом, будет лапой
Тяжелой давить, брызгами снега осыпан…
Лисонька, огневка пушистая,
Комочком на пень взобралась
И размышляла о будущем…
Разве собакою стать?
Людям на службу пойти?
Сеток растянуто много —
Ложись в любую…
Нет, дело опасное.
Съедят рыжую лиску,
Как съели собак!
Собаки в деревне не лают…
И стала лисица пуховыми лапками мыться.
Взвивши кверху огненный парус хвоста.
Белка сказала, ворча:
«Где же мои орехи и жёлуди? —
Скушали люди!»
Тихо, прозрачно, уж вечерело,
Лепетом тихим сосна целовалась
С осиной.
Может, назавтра их срубят на завтрак.
7 октября 1921 года
Она пошла, она запела
Она пошла, она запела
Скорбно, воинственно звонко.
И над головою пролетела
С пером в цвету сизоворонка.
«Я плясунья, я легка,
Я с крылами мотылька.
И на вопрос, путем каковым
Хочу я жизнь свою прожить,
Я отвечу: мотыльковым
Веду кумирам я служить.
Я толпы веселой вождь,
Я усмешек ясных дождь.
Эти белые уступы,
Белой чести белый кремель,
Он захочет, станут глупы
Вожаки грознейших земель.
Любимы мною мотыльки,
Поля, лужайки и цветки.
Я улыбкою грозна,
Любит пляску белизна.
Летом я в саду стрекоз,
А зимой — сестра славянки,
Закрывая мехом санки,
Мчусь на ветер и мороз.
Эй! Кричу чете проезжей,
Скрыта полостью медвежей».
1912 год
*****
Анализ стихотворения Хлебникова «Вечер. Тени…»
Велимир Хлебников (1885–1922) – один из ярчайших представителей русского футуризма. Поэта заслуженно называют смелым экспериментатором в области стихосложения и поэтического языка. Рассмотрим на примере стихотворения «Вечер. Тени», что же нового привнёс в литературу этот талантливый автор.
Это произведение довольно короткое. Оно состоит всего из одной строфы и насчитывает 10 строк. Оно создано в 1908 году, когда поэт уже нащупал свою необычную «словотворческую» манеру. Этот стиль заключался в том, что слово дозволялось изменять так, как хотелось самому поэту. Если далёкие предшественники стихотворца, например, Г. Р. Державин или П. А. Вяземский скромно переставляли ударение на угодный для рифмы слог, то в своём новаторстве Велимир Хлебников заходил намного дальше, подвергая слова немыслимым метаморфозам.
Вот, например, выражение «вечер пья». Читателю прекрасно известно, что деепричастия настоящего времени от слова «пить» нет. Впрочем, его и не было сто лет назад, когда творил автор. Но для яркого живого образа оно необходимо, а значит, его нужно было создать. Поэтому теперь мы можем видеть своими глазами этакую сюрреалистическую картину, где необыкновенные молодые люди, спутники поэта, наслаждаются переливами вечерних красок, буквально выпивая зарю до дна.
То же самое с «лени». В словаре русского языка указано, что у слова «лень» нет формы множественного числа. Но Велимиру Хлебникову эта форма требовалась, и ради живописного выражения она возникло. Так мы, читая:
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
понимаем состояние героев, объятых не одной ленью на всех, а погружённых каждый в свою собственную. К тому же, введение этого слова позволило сделать словесный ряд более полным, усилить впечатление, созданное звуковой эпифорой.
Известно, что в начале первого десятилетия XX века Велимир Хлебников увлекался славянской культурой. В стихотворении это чувствуется:
В каждом глазе – бег оленя,
В каждом взоре – лёт копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь…
Ритм, заданный анафорой «в каждом…», увлекает в атмосферу древней охоты, топота копыт и свиста копий. Читатель может ощутить дух славянской истории благодаря устаревшим словам «взор», «ярь», означавшему храбрость.
Если на минуту отвлечься от игры созвучий («лавчонки» – «мальчонка», «ярь» – «Жарь!», «слово» – «слева»), мы сможем заметить, как поэт незаметно сплетает слова и цвета. Легко почувствовать, как расслабленные фигуры людей покрываются серыми пятнами тени, но затем душевный жар окрашивается алыми красками заката и вспыхивает искрами в глазах.
Благодаря поразительной свободе обращения со словами, Велимир Хлебников творил в своих стихах новую реальность, которая до сих пор привлекает исследователей и поклонников поэзии своей таинственностью.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ стихотворения «Заклятие смехом» Хлебникова
Произведение «Заклятие смехом» Велимира Хлебникова впервые было опубликовано в сборнике «Студия импрессионистов». В этот период поэт искал свой поэтический голос, отходил от символизма в сторону абсолютного авангарда.
Стихотворение написано на стыке 1908 и 1909 годов. Его автору исполнилось 23 года, он студент, уже дебютировал в печати со своими стихами, увлечен мифологией и языкознанием. По жанру – авангардная лирика, по размеру – хорей. В эпифорах большинства строк можно видеть парную рифму, а можно ее не видеть. Лирический герой – сам автор, наблюдающий некое действо. Название предполагает, что поэт хотел бы ввести читателя в транс, вывести за пределы обыденности. Он считает себя шаманом, Гамельнским крысоловом. Герой проговаривает заклинание. Большинство строк начинается с междометья «О». То есть, герой с самого начала находится в экстатическом состоянии. Он величественно обращается к смехачам: рассмейтесь! Какого действия он ждет от их смеха? Определенно, революции во всех областях жизни. На 7,8 и 9 строке герой словно выдыхается, переводит дух. В финале он упрашивает смехачей продолжать «смеянствовать» еще и еще. Как заправский алхимик, поэт смешивает корни слов с новыми суффиксами, приставками, окончаниями, переставляет местами части слов, организует слова в порядок, в котором с ходу не увидишь смысла. По его задумке эти своеобразные «големы» должны вдохнуть новую жизнь в слова, поэтическую речь. Обновление формы, по В. Хлебникову, наделяет слово более богатым содержанием.
В сущности, смысл рождается не новый, а состоит из смыслов связанных созвучием слов. Например, при желании можно разглядеть конструкцию «циркачи пьянствуют гениально». Также можно принять участие в игре слов и увидеть в «смеюнчиках» хитрецов, как это сделал в свое время В. Маяковский. Вполне справедливо утверждение, что неологизмы В. Хлебникова в русский язык не вошли, ну разве что пресловутый «смехач». Его поиски тайного, точнее сказать, оккультного, смысла даже не слов, а букв, звуков – общих для всего человечества – не завершились каким-либо открытием, прорывом. В. Хлебников считал музыку гораздо красноречивее поэзии. В этом он сходится с ранним творчеством О. Мандельштама.
Начало экспериментов с формой, ритмом, стилистикой привело В. Хлебникова к созданию самого его известного стихотворения «Заклятие смехом».
Тело — кружева изнанка
Тело — кружева изнанка,
Одинока и легка,
Ты срываешь спозаранку
Колыбели мотылька.
___
Вся — жизни радуги присуща,
Малиновому рту.
Кругом осокоревые кущи
И всё поет: цвету!
___
Север, запад, все сторонки
Замкнуты суровым садом.
Нехотя, но вперегонки
Я бегу с тобою рядом.
___
Черноокой горожанки
Косит око боязливо,
И вдруг медлительной южанки
Руку протянет за сливой.
___
Ах, юнак молодой,
Дай венок тебе надену,
Ты забудешь про бой
И забудешь измену.
___
Сядешь ты у ног покорно,
Будешь в очи мне глядеть,
И моя тебя задорно
Будет бить березой ветвь.
___
Дева, бойся указаний
Кремля белого Казани:
Стены, битвою пробиты,
Ведь негодны для защиты.
___
Хоть и низок Севастополь,
Целый год крепился он.
Я стройна, как гордый тополь,
Неприступна с всех сторон.
___
Прямодушнее туркмена
Нет на свете никого.
Дева милая, измена,
Право, право, не того…
___
С звонким смехом рассыпаясь,
Я смирюсь, щадя беднягу.
И, бледнея и шатаясь,
Я с тобою быстро лягу.
1912 год
*****
Анализ стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье»
В стихотворении Фета «шепот,робкое дыханье» 3 строфы,в каждой из которых по 4 стиха. Темой данного стихотворения является природа.Автор описывает переходное состояние природы от ночи к утру. Описание ночи..природа ночью красива. Автор не использует глаголы — это придаёт стихотворению большую выразительность и красоту.
Огромное количество глухих согласных в каждой строфе замедляет речь, делает ее тягучей,более плавной, созвучной поэтическому языку XX века. Все три строфы этого стихотворения образуют одно-единственное предложение. Заканчивается 1 строфа и вторая продолжает её, заканчивается вторая, продолжение — третья строфа.Как будто небольшие кадры.
Стихотворение очень красивое,певучее,хочется придумать к нему музыку и спеть. Вокруг данного стихотворения было очень много споров. люди воспринимали его каждый по-разному. многие считали,что это лирическое произведение «чистой воды»,что оно в пору потрясения воспевать трели соловья. стихотворение это четкое,прозрачное,меткое,действие которого происходит на лугу,не далеко от ручья,на природе.
Читая его, мысленно переносишься на луговую поляну,свежесть вливается в легкие.Хочется остаться там навсегда,никогда не уходить оттуда. «Шепот,робкое дыханье» — само название говорит само за себя.Шепот=Это что-то очень тихое,что то,чтобы не нарушить тишину. Робкое дыханье — тихое дыханье. схоже с шепотом.
Это все для того,что бы не нарушить «жизнь» природы, её состояние. Эти слова помогают читателю более ярко представить происходящее в данный период.Этими словами автор пытается подчеркнуть всю красоту необыкновенной природы.
В стихотворении олицетворяется ручей.Этим автор хочет показать то,что природа живет и дышит.дышит каждой травинкой и каждый листиком,каждой капелькой росы или ручья. И то,что люди не считают её живой, это неправильно.
Даже когда наступает ночь — все живёт, живёт своей, не каждому понятной, жизнью.
Автор использует в своем стихотворении неожиданные ассоциации,например одна их них «свет ночной».Ночью практически не бывает света.Ночью наступает тишина,покой и темнота.
54864
человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»
Стихотворение «Бобэоби пелись губы» Хлебников Виктор Владимирович
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Коричневые губы ..коричневые губы, коричневые веки, сквозь кисею блузки два мазка сепии, из-за куска хлеба, три дня не ела, жить надоело, нет, ничего не было….
- Помню ли я воспаленные губы Помню ли я воспаленные губы И от любви под глазами круги, Берег в репейниках, плоский и грубый, У заболоченной низкой реки? Помню ли я? Но забыть ли я в силах!…
- Ваши губы так румяны Ваши губы так румяны, Так замедленны слова, Так идет лицу Светланы Под глазами синева. Жизнь — томительная сказка: Вы ни живы, ни мертвы. Ваша легкая гримаска — Маска Смерти и…
- Что мне шепчут беззвучные губы Что мне шепчут беззвучные губы Над весенним дыханьем реки? Золотые тревожные трубы Так огнисты и так далеки. Над сиреневым дымом прогалин, Выбегая на розовый свет, Серый лось подымает рогами Над…
- Губы привыкли к гуду Губы привыкли к гуду, Слух глухотой забило. Если тебя забуду, Значит, себя забыла. Возраст галлюцинаций. Полночь прибило к полдню. Честно если признаться, Только тебя и помню. Ну воротись хоть тенью!…
- Я любил эти детские губы Я любил эти детские губы, Яркость речи и мягкость лица: С непонятною нежностью любят Так березу в саду у отца. Ее легкая мудрость учила Мою темную, тяжкую кровь, Ибо если…
- Еще молитву повторяют губы Еще молитву повторяют губы, А ум уже считает барыши. Закутавшись в енотовые шубы, Торговый люд по улицам спешит. Дымят костры по всей столице царской, Визжат засовы, и замки гремят, И…
- Вновь губы произносят: «Муза» Вновь губы произносят: «Муза», И жалобно поет волна, И, улыбаясь, как медуза, Показывается луна. Чу! Легкое бряцанье меди! И гром из озаренных туч, Персей слетает к Андромеде, Сжимая в длани…
- Сочится кровь из треснувшей губы Сочится кровь из треснувшей губы, такое время, что не до улыбок. И лозунги по-прежнему грубы для золотых и просто мелких рыбок. Лелеять этих, нежных, что за прок? Чуть дунешь —…
- Сумрак рассвета, озябшие губы Сумрак рассвета, озябшие губы, снегом метель заровняла дворы. Только деревья остались и трубы. Дым, как деревья, встает от горы. Выйду с лопатой – начнутся раскопки, словно иду я к тебе…
- Плотно сомкнуты губы сухие Плотно сомкнуты губы сухие. Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. И, согнувшись, бесслезно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликуша без голоса…
- Твои сурово стиснутые губы Твои сурово стиснутые губы с опущенными скорбно вниз концами, высокий, неподвластный смерти лоб — вмурованы под землю кирпичами и вдавлены в дубовый плоский гроб. Тебя обнять — обнять руками небо,…
- Прямо в губы я тебе шепчу — газэлы Прямо в губы я тебе шепчу — газэлы, Я дыханьем перелить в тебя хочу — газэлы. Ах, созвучны одержимости моей — газэлы! Ты смотри же, разлюблять не смей — газэлы….
- Вечер черные брови насопил Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может,…
- Сафические строфы (Слишком туго были зажаты губы) Слишком туго были зажаты губы, — Проскользнуть откуда могло бы слово? — Но меня позвал голос твой — я слышу — Именем нежным. А когда, так близки и снова чужды,…
- Если б водка была на одного Если б водка была на одного — как чудесно бы было! Но всегда покурить — на двоих, но всегда распивать — на троих. Что же — на одного? На одного…
- Опять мой посох приготовлен Опять мой посох приготовлен, Все тот же, старый и простой, И день отбытия условлен — Отмечен роковой чертой. Там, за окном, в пустом пространстве, Все тот же — милый лик…
- Годами когда-нибудь в зале концертной Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют,- тоской изойду. Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый, Прогулки, купанье и клумбу в саду. Художницы робкой, как сон, крутолобость, С беззлобной улыбкой,…
- Невинность и Живописец В Амуре на холсте все жизнию дышало; Невинность перед ним горит, потупя взор. Артист встревожился: «Что значит сей укор?. Что надобно еще Амуру?» — Покрывало….
- Не добела раскалена Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь над Невою. Ум болеет тоской и негой молодой. Когда о купол золотой луч разобьется предрассветный и лето входит в Летний сад, каких…
Вы сейчас читаете стих Бобэоби пелись губы, поэта Хлебников Виктор Владимирович
Анализ стихотворения Хлебникова «Вечер. Тени…»
Велимир Хлебников (1885–1922) – один из ярчайших представителей русского футуризма. Поэта заслуженно называют смелым экспериментатором в области стихосложения и поэтического языка. Рассмотрим на примере стихотворения «Вечер. Тени», что же нового привнёс в литературу этот талантливый автор.
Это произведение довольно короткое. Оно состоит всего из одной строфы и насчитывает 10 строк. Оно создано в 1908 году, когда поэт уже нащупал свою необычную «словотворческую» манеру. Этот стиль заключался в том, что слово дозволялось изменять так, как хотелось самому поэту. Если далёкие предшественники стихотворца, например, Г. Р. Державин или П. А. Вяземский скромно переставляли ударение на угодный для рифмы слог, то в своём новаторстве Велимир Хлебников заходил намного дальше, подвергая слова немыслимым метаморфозам.
Вот, например, выражение «вечер пья». Читателю прекрасно известно, что деепричастия настоящего времени от слова «пить» нет. Впрочем, его и не было сто лет назад, когда творил автор. Но для яркого живого образа оно необходимо, а значит, его нужно было создать. Поэтому теперь мы можем видеть своими глазами этакую сюрреалистическую картину, где необыкновенные молодые люди, спутники поэта, наслаждаются переливами вечерних красок, буквально выпивая зарю до дна.
То же самое с «лени». В словаре русского языка указано, что у слова «лень» нет формы множественного числа. Но Велимиру Хлебникову эта форма требовалась, и ради живописного выражения она возникло. Так мы, читая:
Вечер. Тени.
Сени. Лени.
понимаем состояние героев, объятых не одной ленью на всех, а погружённых каждый в свою собственную. К тому же, введение этого слова позволило сделать словесный ряд более полным, усилить впечатление, созданное звуковой эпифорой.
Известно, что в начале первого десятилетия XX века Велимир Хлебников увлекался славянской культурой. В стихотворении это чувствуется:
В каждом глазе – бег оленя,
В каждом взоре – лёт копья.
И когда на закате кипела вселенская ярь…
Ритм, заданный анафорой «в каждом…», увлекает в атмосферу древней охоты, топота копыт и свиста копий. Читатель может ощутить дух славянской истории благодаря устаревшим словам «взор», «ярь», означавшему храбрость.
Если на минуту отвлечься от игры созвучий («лавчонки» – «мальчонка», «ярь» – «Жарь!», «слово» – «слева»), мы сможем заметить, как поэт незаметно сплетает слова и цвета. Легко почувствовать, как расслабленные фигуры людей покрываются серыми пятнами тени, но затем душевный жар окрашивается алыми красками заката и вспыхивает искрами в глазах.
Благодаря поразительной свободе обращения со словами, Велимир Хлебников творил в своих стихах новую реальность, которая до сих пор привлекает исследователей и поклонников поэзии своей таинственностью.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑