…Свидание на кладбище
Отрывок из рассказа Ивана Бунина «Чистый понедельник»
то же знает, что такое любовь? — Я, я знаю! — воскликнул я. — И буду ждать, когда и вы узнаете, что такое любовь, счастье! — Счастье, счастье… «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету». — Это что? — Это так Платон Каратаев говорил Пьеру. Я махнул рукой: — Ах, Бог с ней, с этой восточной мудростью! И опять весь вечер говорил только о постороннем — о новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева… С меня опять было довольно и того, что вот я сперва тесно сижу с ней в летящих и раскатывающихся санках, держа ее в гладком мехе шубки, потом вхожу с ней в людную залу ресторана под марш из «Аиды», ем и пью рядом с ней, слышу ее медленный голос, гляжу на губы, которые целовал час тому назад… И завтра и послезавтра будет все то же, думал я, — все та же мука и все то же счастье… Ну что ж — все-таки счастье, великое счастье! Так прошел январь, февраль, пришла и прошла масленица. В прощеное воскресенье она приказала мне приехать к ней в пятом часу вечера. Я приехал, и она встретила меня уже одетая, в короткой каракулевой шубке, в каракулевой шляпке, в черных фетровых ботиках. — Все черное! — сказал я, входя, как всегда, радостно. Глаза ее были ласковы и тихи. — Ведь завтра уже чистый понедельник, — ответила она, вынув из каракулевой муфты и давая мне руку в черной лайковой перчатке. — «Господи владыко живота моего…» Хотите поехать в Новодевичий монастырь? Я удивился, но поспешил сказать: — Хочу! — Что ж все кабаки да кабаки, — прибавила она. — Вот вчера утром я была на Рогожском кладбище… Я удивился еще больше: — На кладбище? Зачем? Это знаменитое раскольничье? — Да, раскольничье. Допетровская Русь! Хоронили ихнего архиепископа. И вот представьте себе: гроб — дубовая колода, как в древности, золотая парча будто кованая, лик усопшего закрыт белым «воздухом», шитым крупной черной вязью — красота и ужас. А у гроба диаконы с рипидами и трикириями… — Откуда вы это знаете? Рипиды, трикирии! — Это вы меня не знаете. — Не знал, что вы так религиозны. — Это не религиозность. Я не знаю что… Но я, например, часто хожу по утрам или по вечерам, когда вы не таскаете меня по ресторанам, в кремлевские соборы, а вы даже и не подозреваете этого… Так вот: диаконы — да какие! Пересвет и Ослябя! И на двух клиросах два хора, тоже все Пересветы: высокие, могучие, в длинных черных кафтанах, поют, перекликаясь, — то один хор, то другой, — и все в унисон, и не по нотам, а по «крюкам». А могила была внутри выложена блестящими еловыми ветвями, а на дворе мороз, солнце, слепит снег… Да нет, вы этого не понимаете! Идем… Вечер был мирный, солнечный, с инеем на деревьях; на кирпично-кровавых стенах монастыря болтали в тишине галки, похожие на монашенок, куранты то и дело тонко и грустно играли на колокольне. Скрипя в тишине по снегу, мы вошли в ворота, пошли по снежным дорожкам по кладбищу, — солнце только что село, еще совсем было светло, дивно рисовались на золотой эмали заката серым кораллом сучья в инее, и таинственно теплились вокруг нас спокойными, грустными огоньками неугасимые лампадки, рассеянные над могилами. Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики, — она вдруг обернулась, почувствовав это: — Правда, как вы меня любите! — сказала она с тихим недоумением, покачав головой. Мы постояли возле могил Эртеля, Чехова. Держа руки в опущенной муфте, она долго глядела на чеховский могильный памятник, потом пожала плечом: — Какая противная смесь сусального русского стиля и Художественного театра! Стало темнеть, морозило, мы медленно вышли из ворот, возле которых покорно сидел на козлах мой Федор. — Поездим еще немножко, — сказала она, — потом поедем есть последние блины к Егорову… Только не шибко, Федор, — правда? — Слушаю-с. — Где-то на Ордынке есть дом, где жил Грибоедов. Поедем его искать… И мы зачем-то поехали на Ордынку, долго ездили по каким-то переулкам в садах, были в Грибоедовском переулке; но кто ж мог указать нам, в каком доме жил Грибоедов, — прохожих не было ни души, да и кому из них мог быть нужен Грибоедов? Уже давно стемнело, розовели за деревьями в инее освещенные окна… — Тут есть еще Марфо-Мариинская обитель, — сказала она. Я засмеялся: — Опять в обитель? — Нет, это я так…
Главные персонажи
В рассказе Бунина «Чистый понедельник» всего два персонажа. У них нет имен, вместо этого их характеры выражаются через внешний вид и мировоззрение. Персонажи произведения:
- герой-рассказчик;
- героиня.
Главный герой — юноша из Пензенской губернии. Он очень красив, у него живой и веселый нрав. Это образованный молодой человек, но в нем нет ничего необычного и возвышенного. Герой красив до неприличия, поэтому у него нет проблем в общении с дамами. Он не искал истинных чувств, его привлекала внешность героини, ее загадочность.
Девушка — противоположность своего возлюбленного. Она молчалива, всегда задумчива, часто посещает церковь и ищет что-то возвышенное в обыденных вещах. Героиня ходит в театры и на званые обеды, обучается на курсах, но позже отказывается от светской жизни. У девушки смуглое лицо, выразительные черные глаза, темные густые волосы и пунцовые губы
Именно красота и привлекает к ней внимание главного героя
Главные герои рассказа и их краткая характеристика
Герой-рассказчик постоянно улавливает необъяснимость поведения своей избранницы. Она иронизировала, что люди не устают есть каждый день, а сама с удовольствием поедала вкусные блюда. Светские увеселения она считала вульгарной мишурой, но баловалась им. Еще более странным было ее увлечение ресторанами, театральными капустниками и в то же время соборами, священными книгами и русскими летописями.
Героиня как бы сочетает в своей душе разные «стили» существования и хочет соединить их в гармонии. Ее образ символически отражает диссонансы московской жизни того времени. У девушки есть тяга к духовным достижениям, сомнения, стремление к идеалу. Скрываясь от суетной монастырской жизни, она, вероятно, до сих пор страдает от недостижимого там.
Герои рассказа и их характеристика
Главными героями в рассказе «Чистый понедельник» являются прекрасная молодая пара. Они олицетворяют чистую и искреннюю любовь, которая проходит через душевные испытания и разлуку. Их любовная история начинается восхитительно и идеально, но конец рассказа оказывается несчастным, печальным и трагичным, по крайней мере для одного из героев.
Молодой человек
Мне нравится2Не нравится2
Молодой человек, являющийся одним из главных героев, обладает красивой внешностью и происходит из дворянской семьи. Он испытывает самоуверенность и обладает хорошим образованием. Веселый и жизнерадостный, он полностью влюблен в свою девушку и покрывает ее разнообразными подарками, исполняя все ее прихоти.
Однако, несмотря на то, что девушка принимает все его знаки внимания, она отказывается выйти за него замуж и не строит с ним планов на будущее. Молодой человек не понимает причину ее отказа и отсутствия желания создать семью, но он не злится и не спешит принуждать свою возлюбленную. Он ведет себя сдержанно и терпеливо.
После расставания с девушкой, молодой человек страдает и переживает, он начинает утопать в печали и пьянстве, посещает церковь в поисках утешения и ответов. Однако, со временем он снова находит себя. Проходит уже два года с тех пор, как его возлюбленная ушла от него, и он осознает, что должен двигаться вперед.
В один день он случайно встречает ее в церкви среди монахинь, но его любимая не узнает его. В этот момент он окончательно прощается со своими мечтами и надеждами. Это становится для него окончательным символом того, что прошлое остается в прошлом, а он должен принять реальность и идти дальше.
Девушка
Мне нравится2Не нравится2
Девушка в рассказе предстает перед нами как молодая и богатая женщина, проживающая в сердце столицы. Она обладает изысканной внешностью и стройной фигурой, притягательной для всех вокруг. Умна и сообразительна, однако она воспринимается как неким образом отстраненной от окружающего мира.
Ей не требуются ухаживания, цветы или сладости, а источник ее удовлетворения находится в других сферах, таких как чтение или интересные увлечения. Она находится в поисках самой себя и проявляет странности, отказываясь связывать себя семейными узами. Эта загадочная девушка ставит перед своим возлюбленным загадку, которую он не может разгадать. Сильная воля и отличительная индивидуальность делают ее уникальной в сравнении с другими женщинами.
Она ценит дорогую одежду и наслаждается чтением, даже способна остаться дома ради этого увлечения. Девушка скрытна и спокойна в своем поведении. Частые посещения монастырей и кладбищ говорят о ее внутренней тонкости и способности переживать через себя все, что происходит вокруг. Она обладает особым обаянием в манере своей речи, произнося слова тихо и медленно.
В конечном счете, девушка меняет свою роскошную жизнь, отказываясь от дорогих нарядов в пользу уединения с Богом, она отправляется в монастырь.
Главные герои, влюбленные, оказываются абсолютно противоположными людьми, у них разные внутренние миры и ценности. Они представляют разные стороны жизни, однако их взаимодействие и встречи порождают непредсказуемые последствия и меняют их жизни навсегда.
Старушка из монастыря
Второстепенной героиней произведения является старушка из монастыря, которую молодой человек встретил в церкви в моменты глубокого печали после разрыва с возлюбленной. Эта старая женщина имела для него особое значение, так как она обратилась к нему и сказала, что страдание, которое он испытывает, является грехом.
У влюбленных героев было всего одно прекрасное мгновение близости, которое произошло в ночь масленицы. Однако, внезапно для юноши, девушка приняла решение уйти в монастырь в чистый понедельник.
Этот поступок, наполненный любовью к Богу, кажется похвальным, но при этом вызывает страдания в сердце ее возлюбленного. Он живет в муках и горе, осознавая, что его возлюбленная отстраняется от мирской жизни. Более того, он не знал о ее неожиданном решении в течение двух лет. Девушка может быть непонятной для окружающих, но она заслуживает уважения за свою силу воли и способность так сильно изменить свою судьбу.
Моё мнение о произведении
Произведение рассказывает о сложных взаимоотношениях двух героев. Интересна модель поведения девушки, чье непонятное отношение к своему поклоннику заставляет задуматься о ее истинных чувствах. Ее необычное увлечение историей, религией, постоянные перемена настроения вызывают сомнения. Герой ищет настоящую суть своей возлюбленной. В конце девушка внезапно решает вернуться в Тверь и стать послушницей, что подчеркивает ее замешательство и поиск. Ее появление в монастыре спустя два года демонстрирует ее серьезность в этом поиске. Так, роман затрагивает тему человеческих взаимоотношений, самопознания и поиска смысла жизни. В нем через призму эмоций передается тонкая нить между героями и внутренними переживаниями.
«Чистый понедельник» — это книга, которая заставляет задуматься о жизни, ценностях и выборе. Она учит нас не терять надежду, даже когда все кажется безысходным, и искать смысл в каждом дне. Это произведение наполнено глубокими мыслями и эмоциями, которые заставляют задуматься о смысле жизни.
Спасибо, что зашёл на этот сайт. Надеюсь, тебе было интересно. Заходи сюда почаще за новой интересной информацией!
История создания рассказа
И. А. Бунин написал свой рассказ «Чистый понедельник», пребывая во французской иммиграции. Работу над рассказом он начал в 1937-м году. Напечатан «Чистый понедельник» был в 1945 году в «Новом журнале» в Нью-Йорке. В 1944-м году во время работы над рассказом Буниным была сделана следующая запись:
«Час ночи. Встал из-за стола – осталось дописать несколько страниц «Чистого понедельника». Погасил свет, открыл окно проветрить комнату – ни малейшего движения воздуха; полнолуние, вся долина в тончайшем тумане. Далеко на горизонте нежный розовый блеск моря, тишина, мягкая свежесть молодой древесной зелени, кое-где щелканье первых соловьев…Господи, продли мои силы для моей одинокой, бедной жизни в этой красоте и работе!»
В письме П. Л. Вячеславову жена Бунина В. Н. Муромцева-Бунина говорила, что Иван Алексеевич считает «Чистый понедельник» лучшим из всего, что он когда-то написал. Не скрывал данного факта и сам писатель.
Сюжет
Рассказ очень маленький, он освещает лишь небольшую часть жизни героев. Главный герой ухаживает за необычной девушкой. Имя ее не упоминается, однако автор дает исчерпывающую характеристику, как ее внешности, так и ее душевной организации. Образ молодого человека передан через призму их отношений. Он хочет любви, желает свою возлюбленную телесно, его привлекает ее красота. Однако он вовсе не понимает ее души, которая мечется между грехом и очищением.
Их отношения обречены на крах: его возлюбленная сразу предупреждает его о том, что в жены она не годится. Несмотря на это, он не теряет надежду и продолжает за ней ухаживать.
Заканчивается рассказ тем, что после окончательного телесного сближения между ними девушка отрекается от любви юноши в пользу духовного очищения и уходит в монастырь.
Для главной героини путем очищения становится служение Богу, в то время, как герой так же вырастает в духовном плане, пережив всю горечь неожиданной разлуки со своей возлюбленной.
В «Чистом понедельнике» присутствует мощнейшая игра контрастов: яркие краски – строгие цвета; рестораны, кабаки, театры – кладбище, монастырь, церковь; телесная близость – постриг. Даже от красоты девушки веет какой-то дьявольской силой: у неё черные волосы смуглая кожа темные глаза и загадочная душа.
Прототипы героев
Исследователи уверены, что прототипом главного героя стал сам Иван Алексеевич Бунин. Что касается его возлюбленной, скорее всего, ее образ списан с Варвары Владимировны Пащенко – женщины, которая стала первой любовью Бунина.
Варвара Владимировна была очень красивой и образованной женщиной, она закончила полный семилетний курс гимназии в Ельце с золотой медалью. С Бунином они встретились в 1889 году, когда Варвара работала корректором в «Орловском вестнике».
В конце концов, в ноябре 1894 года Варвара Владимировна ушла от Бунина, оставил ему на прощание лишь короткую записку. Вскоре она вышла замуж за его лучшего друга актера Арсения Бибикова. Жизнь Варвары Владимировны была короткой и не слишком счастливой: они с мужем потеряли 13-летнюю дочь, которая умерла от туберкулеза. В 1918 году от этой опасной болезни скончалась и сама первая возлюбленная Бунина. Варвара Владимировна стала прототипом женских образов многих произведений Бунина, таких как «Митина любовь» и «Жизнь Арсеньева».
Отзыв о рассказе «Чистый понедельник»
С первых строк чувствуется, что развязка рассказа будет печальной, что читателю не стоит ждать счастливого конца или хотя бы светлой грусти расставания. Герои безымянны, хотя в тексте упоминается множество других имен реальных исторических личностей. Это создает вокруг героини тот ореол таинственности, который так и не удалось преодолеть герою, простому, открытому человеку, стремящемуся к простым радостям. Он заворожен этой загадкой, но не в силах ее разгадать, да и не стоит этого делать. Героиня решает проблему своих нравственных исканий решительно и радикально. Не факт, что и церковь дала успокоение ее душе, на это намекает развязка рассказа: героиня (если это была она!) почувствовала присутствие некогда любимого человека. Исследователи считают, что это воспоминания о первой любви Бунина, наложившей отпечаток на его личность и судьбу.
Какой отрывок из книги понравился (или запомнился) тебе больше всего? О чем он? Почему он оставил тебя неравнодушным?Больше всего мне запомнился эпизод, когда герои прогуливаются по территории Новодевичьего кладбища. Очень тонко и точно описана природа ранней весны, ощущение покоя и благодати монастыря. Самый острый момент – реакция героини, увидевшей, как герой умиленно разглядывает ее следы на мартовском снегу. «Правда, как вы меня любите!»- удивляется она, сама не способная так полюбить мужчину, человека – ее душу влекут иные устремления.
Толкование непонятных слов (новые слова и выражения)
- Белый Андрей – русский поэт, писатель, математик, критик.
- канделябр — декоративная подставка с разветвлениями для нескольких свечей или различных видов ламп.
- Качалов Василий – русский и советский актер, педагог
- «Огненный ангел» — первый роман Валерия Брюсова, опубликованный в 1907 году в журнале «Весы».
- Шаляпин Федор – русский оперный певец
- Эртель Александр – русский писатель
- диаконы с рипидами и трикириями.
Пословицы и поговорки из произведения, авторские афоризмы, выписки понравившихся фраз, выражений
- «Счастье наше, дружок, как вода в бредне: тянешь — надулось, а вытащишь — ничего нету».
- Царь-девица, Шамаханская царица, твое здоровье!
- «Змей в естестве человеческом, зело прекрасном…»
- Я шел за ней, с умилением глядел на ее маленький след, на звездочки, которые оставляли на снегу новые черные ботики, — она вдруг обернулась, почувствовав это:
— Правда, как вы меня любите! — сказала она с тихим недоумением, покачав головой.
Главные герои (персонажи) и их характеристика
Молодой человек – влюбленный юноша. Он счастлив и стремится проводить с возлюбленной как можно больше времени, охотно выполняет ее капризы. Щедрый, искренний. Очень красивый, темпераментный, открытый. «И характер был у меня южный, живой, постоянно готовый к счастливой улыбке, к доброй шутке».
Девушка – его любимая. Самостоятельная, независимая, оригинальная, взбалмошная. При этом очень практичная. Очень красива, знает себе цену. Любит читать в тишине. «Не понимаю, как это не надоест людям всю жизнь, каждый день обедать, ужинать», — но сама и обедала и ужинала с московским пониманием дела.
Время и место действия рассказа «Чистый понедельник» — 1912 год, зима. Москва.
В канун православного праздника
В рассказе описана их первая встреча, но повествование начинается с событий, которые происходят уже спустя некоторое время после знакомства. Девушка посещает курсы, много читает, в остальном ведет праздный образ жизни. И кажется, вполне довольна всем. Но это лишь на первый взгляд. Он так поглощен своим чувством, своей любовью к ней, что даже не подозревает о другой стороне ее души.
Стоит обратить внимание на название рассказа — «Чистый понедельник». Смысл бунинского рассказа довольно глубок
В канун святого дня между влюблёнными происходит впервые разговор о религиозности. До этого главный герой не подозревал о том, что девушку притягивает всё, что связано с церковью. В его отсутствие она посещает московские монастыри, более того, подумывает о монашестве.
Чистый понедельник — начало Великого поста. В этот день проводятся очистительные обряды, переход от скоромной пищи к великопостным ограничениям.
Основные персонажи
Повесть небогата на персонажей, среди которых представлен невидимый главный герой, повествующий сокращенно собственную историю любви, и возлюбленная юноши. Характеристика основных действующих лиц:
- Герой-рассказчик (Митя или Дмитрий, судя по названию) — обычный юноша, родившийся и выросший в Пензенской губернии, который влюблен в главную героиню. Он хорош собой, обладает располагающим к себе характером, живым взглядом, разговорчивостью. Именно от его лица ведется рассказ. Легкий в общении мужчина сразу западает в душу героине.
- Главная героиня — девушка, в которую влюблен ведущий мужской персонаж, обладающая яркой внешностью, лицом со смуглой кожей. У нее густые длинные развевающиеся волосы и черные, словно угольки, глаза. Героиня снимает квартиру с самом центре Москвы, но решает покинуть быт, отправившись в монастырскую обитель.
Жанр
«Чистый понедельник» – новелла, которая сочетает в себе характерные особенности этого жанра, такие как неожиданный поворот сюжета, который переворачивает представление о произведении. В данном рассказе этим поворотом является неожиданный уход героини в монастырь.
Творчество И.А. Бунина тесно связано с символизмом, и хотя цикл «Темные аллеи» часто ассоциируется с классической русской прозой, в новелле «Чистый понедельник» мы видим элементы модернизма:
- Мотив незаконченности, выраженный через оборванную на полутакте лунную сонату и разлуку главных героев после первой ночи, создает атмосферу неопределенности и загадочности.
- Композиция рассказа необычна, фабула не совпадает с сюжетом, что добавляет произведению глубину и сложность.
- Бунин использует смелые религиозные отсылки, связывая события рассказа с первым днем Великого поста, что придает произведению духовную глубину и символическое значение.
- Символизм присутствует в тексте через использование музыки, например, неоконченная лунная соната становится символом внутренних перемен и трансформации героини. Лунный свет, оттеняющий черное платье героини, символизирует ее несчастную любовь. Траурное описание женщины подготавливает читателя к мрачному финалу.
- Контрастность является важным элементом рассказа. Любовь предстает в нем как источник мук и счастья, отражая сложность и противоречивость этого чувства.
Короткий пересказ «Чистый понедельник» Бунина
Они случайно встретились в декабре. Теперь он каждый вечер ходил к ней на квартиру, арендованную ею исключительно из-за чудесного вида на Спасский собор, каждый вечер водил ее обедать в шикарные рестораны, театры, на концерты… Чем все это кончится, он не знал и старалась даже не думать: она раз и навсегда отложила в сторону все разговоры о будущем.
Она была загадочна и непонятна; их отношения были странными и неопределенными, и это держало его в постоянном неустроенном напряжении, в томительном ожидании. И все же, каким счастьем был каждый час, проведенный рядом с ней…
В Москве она жила одна, почему-то училась на курсах (ей нравилась история) и продолжала учить медленное начало Лунной сонаты, только начало… Он осыпал ее цветами, шоколадками и новомодными книгами, и получил за все это равнодушный и отсутствующий…».
Они оба были богаты, здоровы, молоды и так хороши собой, что в ресторанах и на концертах на них глазели. Уроженец Пензенской губернии, он был тогда красавцем южной, «итальянской» красоты и имел соответствующий характер: живой, веселый, постоянно готовый к счастливой улыбке. И в ней была какая-то индийская, персидская красота, и какой он был разговорчивый и беспокойный, такая она была молчаливая и задумчивая…
Даже когда он вдруг поцеловал ее страстно, яростно, она не сопротивлялась, а все время молчала. А когда почувствовала, что он не может себя контролировать, спокойно отстранилась, прошла в спальню и оделась для следующей поездки.
Прошел январь, прошел февраль, пришел и ушел карнавал. В Прощеное воскресенье она оделась во все черное («Завтра ведь чистый понедельник!») и пригласила его в Новодевичий монастырь.
Он посмотрел на нее с удивлением, а она рассказала о красоте и искренности похорон архиепископа-раскольника, о пении церковного хора, от которого трепещет сердце, о своем одиноком посещении кремлевских соборов… И снова он посмотрел с удивлением и беспокойством: что с ней сегодня? Все причуды?
На завтра она попросилась на театральные капустники, хотя заметила, что нет ничего пошлее их. Она много курила в скетче и пристально смотрела на актеров и корчила гримасы под смех публики. И в тихой ночной квартире она сразу прошла в спальню, зашуршала снятым платьем. Он подошел к двери: она в босых лебединых туфлях стояла перед туалетным столиком, расчесывая черепаховым гребнем свои черные волосы…
А на рассвете он проснулся от ее взгляда: «Сегодня вечером я еду в Тверь», — сказала она. — Как долго, одному Богу известно… Я все пишу, как только попадаю туда.
Прости, оставь меня сейчас…» Письмо, полученное через две недели, было коротким — любовная, но твердая просьба не ждать, не искать и не искать: «В Москву не вернусь, пойду на послушание, так что, может быть, Решаю постричься…». И не видал, долго пропадал по кабакам, напивался…
Прошло почти два года с того чистого понедельника… В тот же тихий вечер он вышел из дома, на Ордынке остановился у ворот Марфо-Мариинской обители, где заунывно и нежно пел девичий хор. Надзиратель не хотел его пропускать, но за рубль он с ужасом вздохнул и пропустил.
Потом из храма появились иконы, хоругви, пронесенные в руках, вытянулась белая шеренга поющих монашек со свечами на лицах. Он внимательно смотрел на них, и тут одна из шедших посредине вдруг подняла голову и устремила свои темные глаза в темноту, как будто увидела его. Что она могла видеть в темноте, как могла чувствовать его присутствие? Он повернулся и тихо вышел за ворота.
Рассказ Бунина «Солнцестояние» написан в 1925 году, опубликован через год в «Современных записках». В книге описывается мимолетный роман между лейтенантом и молодой замужней дамой, которые познакомились во время путешествия на корабле.
История написания
Сборник «Темные аллеи» И.А.Бунин написал, находясь во Франции, работа длилась в период 1937-1945 гг. Создание книги явилось для автора в какой-то степени спасением от трагедии жизни. Тогда он остро нуждался в деньгах, и он тоже потерял всякую надежду вернуться в Россию.
Кроме того, на него повлияла депрессивная военная обстановка в Европе, где с силой и величием бушевала Черная чума нацизма. «Рен мандаг» входит в сборник рассказов, работа над созданием произведения была завершена весной 1944 года.
Действие повести начинается в 1913 году, когда Бунин пришелся на пик своего творческого расцвета. Удивительно, но автор не назвал персонажей, но довольно точно описал время. Вероятно, учитывая эти годы, автор испытывал ностальгию, именно она помогла ему, изгнанному из страны, забыться от тоски по тем местам, куда он отправляет героиню на свое творчество.
С рассказчиком Ивана Алексеевича объединяет горькое чувство утраты: он потерял и свою любовь — Россию. Это прослеживается во всем: в описании современной литературы, философских вечерах Андрея Белого, зарисовках.
«Чистый понедельник»: анализ произведения
Очевидно, Бунин стремился создать нечто большее, чем рассказ о несчастной любви. Какие идеи воплотил писатель в работу «Чистый понедельник»? Сюжет, изложенный в нескольких словах, дает обзор идей автора. Анализ истории позволит вам в полной мере оценить их:
История создания и тема произведения
В 1920-е годы из-за политических событий в России Бунин эмигрировал во Францию, где оставался до конца своей жизни. За границей писатель работал над сборником любовных историй «Темные переулки», а также для него был написан рассказ «Чистый понедельник». Литературные критики считают, что в ней автор описал свою первую любовь к Варваре Пащенко. Исследователи жизни и творчества писателя называют Варвару его первой «незамужней женой.
По мнению самого Бунина, «Чистый понедельник» — одно из лучших его произведений. Рассказ был создан в 1944 году, а через год был опубликован в Нью-Йорке в «Новом журнале».
«Чистый понедельник» — о любовной драме. Это глубоко трагичная история: герои любят друг друга, но совершенно по-разному видят свое будущее. Героиня нашла смысл существования в служении Богу, она делает выбор и ставит духовные ценности выше физиологических потребностей. Зная сюжет, можно раскрыть смысл, заложенный в названии «Чистый понедельник:
- слово «чистый» ассоциируется с чистотой, с духовным ростом;
- понедельник — символ нового начала.
символично, что именно в такой день героиня пришла к просветлению и начала кардинально новую жизнь.
Варвара Пащенко, 1892: Википедия
«Чистый понедельник»: жанр и композиция
Особенность повествования Бунина указывает на жанр «Чистого понедельника» — новеллы. Его особенность — резкий поворот событий, который и происходит в этой истории.
С композиционной точки зрения роман состоит из трех частей:
- Первая часть знакомит читателя с главными героями, описывает их отношения и время, проведенное вместе. Живая речь автора позволяет во всех красках передать переживания рассказчика своей возлюбленной.
- Вторая часть основана на диалогах. Он начинается, когда пара идет на кладбище. В беседе читатель узнает больше о возлюбленной рассказчика, его мечтах и стремлениях. Здесь также происходит кульминация всей истории — признание девушки в неизбежности разлуки.
- Последняя часть рассказа — эпилог. Героиня оказалась на службе в монастыре. Рассказчик переживает горькую паузу. У него есть шанс снова встретиться со своей возлюбленной, но он уходит, приняв свой выбор.
Героиня
Героиня была непонятна и загадочна. Отношения влюбленных были неопределенны и странны, поэтому юноша постоянно находился в мучительном ожидании, неразрешающемся напряжении. Однако каждый час, разделенный с героиней, был для него счастьем.
Девушка находилась в Москве одна (ее отец, просвещенный человек из купеческого знатного рода, был вдовцом и жил в Твери уже на покое), училась на курсах (просто потому, что ей нравилась история) и непрестанно разучивала начало одной мелодии — «Лунной сонаты», только лишь начало. Он дарил ей цветы, модные книги и шоколад, в ответ получая лишь рассеянное и равнодушное «Спасибо…». Казалось, ее ничего не интересовало, не было нужно, но цветы она все-таки выбирала определенные, все подаренные книги прочитывала, съедала шоколад, обедала с аппетитом.
Лишь дорогой мех и одежда были ее единственной явной слабостью, что отмечает Бунин («Чистый понедельник»). Краткое содержание было бы неполным без описания характеров юноши и девушки.
Выводы
Любовная трагедия героев в том, что они так и не смогли понять друг друга. Героиня отказывается от плотской любви, видит конец своим духовным исканиям в церкви. Её новая любовь – любовь к Богу. Теперь ничего пошлого не коснётся её тонкой души. Она обретает новый смысл жизни и покой. Героиня находит свой собственный путь, а рассказчик так и не смог найти себе место в этой жизни.
Автор говорит читателям, что материальное и физическое благополучие не гарантируют счастья. Счастье – в понимании друг друга и себя. Главные герои рассказа были совершенно разными, а потому не были счастливы. Ведь главный герой не понимал свою возлюбленную до конца, он видел в ней только некие странности и «причуды». Не видел всю глубину ее души и своеобразие духовного мира. Он мог предложить ей только внешнее — богатство, развлечения, плотские утехи, мещанскую семью. А она хотела большего. Бунин рассказал нам грустную историю о несчастливой любви, которая не могла закончиться хэппи-эндом.
Краткое содержание рассказа «Чистый понедельник» предоставила Куренова Софья.
Подходит для использования в читательском дневнике.