Солженицын «Утенок»: краткое содержание, 5, 6 предложений, что писать?
Однажды взгляд автора случайно упал на маленького желтого утенка и в голове его зародилась целая вереница мыслей: утенок, такой крошечный, бегает ищет свою маму-курицу, которая и не мама его вовсе, ей просто подложили утиное яйцо, она и высидела его. И вот он потерялся: корзинку с цыплятами спрятали под навес от дождя, все там, а маленький утенок бегает по двору, ищет своих братьев.
В крохотном рассказе «Утенок» Александр Солженицын описывает маленького утенка, зовущего свою маму. Автор повествования отмечает, что у малыше нет родной мамы, а высидела его курица. Яиц было несколько и мама-курица старалась сделать так, чтобы тепла её тела хватило на всех.
Корзинку с детенышами перед непогодой унесли под крышу, и только один утенок потерялся. Автор берет его в руки и рассматривает, замечая его лапки с перепонками и широкий клювик. Он отмечает, что и характером он от своих братишек отличается.
А дальше автор повествования вспоминает, что человек сделал множество великих открытий и скоро сможет создавать клоны. А вот маленького желтенького утенка человек создать не может, поскольку сделать это по силам только матушке-природе.
В рассказе «Утёнок» автор, заметив потерявшего маму маленького утёнка, который жалобно зовя маму, попискивал в траве, взял его в ладони и стал рассматривать. Утёнок настолько мал и невесом, что автора поразило, в чём же держится его душа. У утёнка, на самом деле, нет мамы, он подкидыш и его высидела из утиного яйца обычная курица вместе со своими яйцами. Даже такой маленький утёнок внешне уже отличается от цыплёнка: у него и лапки широкие с перепонками и клювик широкий.
Автор любуется утёнком и думает, что человечество сделало много открытий и готово вот-вот покорить Венеру, но создать такого вот крохотного утёнка никогда не сможет, потому что это подвластно только природе.
В этом рассказе говорится о маленьком утенке,который находится в поисках своей мамы. Мамы у утенка нет, так как он был высижен вместе с куриными яйцами курицей в ее гнезде. Она соответственно не является его родной мамой. Перед непогодой, корзина с детенышами была унесена под навес, а также она была накрыта мешковиной. Там маленький утенок затерялся. Далее видна мысль, она заключается в том, что космонавты отправятся на Венеру, но не возможно создание такой крохи вновь.
Это рассказ про маленького жалкого, желтенького утенка, который бегает,чуть не падая с тонких своих ножек.Автор в начале рассказа задает вопрос: «В чем тут держится душа?».Вроде небольшой, ничем не примечательный утенок, но даже, со всем нашим могуществом мы люди не создадим вот этого утенка.Он противопоставляет мир современной технике, которую воспринимает как что-то уродливое и бездушное, деформирующее в человеке чувство прекрасного. Солженицын затронул очень важную тему, показал, какой хрупкой может быть жизнь и все мы невольно задумываемся о жизни всего живого на земле.
Фильм снят по мотивам реальных событий, которые произошли на мюнхенской Олимпиаде 70-го года. Правда, создатели фильма добавили и художественный вымысел, а не только показали хронологию тез событий.
Тренеру пришлось приложить немалые усилия, чтобы достичь обещанного, жизнь каждого члена сборной стала для него такой же важной, как собственная, но в итоге сборная СССР выигрывает у американцев на последних секундах
Не будем рыскать по интернету и запишем сами краткое содержание этой сказки, которое будет таким:
Теперь немного о главных героях и злодеях этой сказки:
Главная тема, чему учит сказка?
Пример отзыва для читательского дневника
Краткое содержание — Гадкий утенок — Андерсен Ганс-Христиан
Автор, жанр, год издания. главные герои
Название: “Гадкий утенок”
Жанр: литературная сказка
Тема произведения: животные
Число страниц: 12
Главные герои и их характеристика
- Гадкий Утенок. Добрый, застенчивый, считающий себя некрасивым.
- Мама Утка. Добрая, легкомысленная, слушает чужие советы.
- Обитатели птичьего двора — жестокие, безжалостные, нетерпимые к тем, кто не похож на них.
- Старушка, кот и курица. Равнодушные, эгоистичные.
- Лебеди. Прекрасные, восхитительные, очаровательные.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
У обычной утки родился неуклюжий и огромный птенец, которого никто не любил и все обижали. Но он вырос и стал прекрасным лебедем, которым все восхищались.
Краткое содержание
- У утки рождается необычно крупный, уродливый птенец, которого невзлюбили обитатели птичьего двора.
- Гадкий утенок сбегает с птичьего двора и чуть не гибнет, во время охоты на болоте.
- Его подбирает старушка, и он живет вместе с котом и курицей, которые уверены в своей исключительности.
- Утенок снова уходит, крестьянин подбирает его, но утенок убегает и от него.
- Он с большим трудом переживает зиму, и оказывается на пруду, где видит лебедей.
- Утенок хочет, чтобы лебеди убили его, но внезапно обнаруживает, что и сам стал лебедем, которым восхищаются люди.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда утенок обнаружил, что стал лебедем. Он был в отчаянии, он уже не хотел жить, и вдруг происходит чудо, и утенок видит свое отражение. А все люди говорят, что этот лебедь самый прекрасный и восхищаются им.
План произведения для пересказа
- Рождение Гадкого утенка;
- Жизнь на птичьем дворе;
- Побег;
- Гусаки на болоте;
- Старушка и ее звери;
- Утенок чуть не замерз;
- Побег от крестьянина;
- Страдания Утенка;
- Мечты о смерти;
- Отражение;
- Великодушный утенок.
Главная мысль (вывод, мнение)
Нельзя плохо относиться к другому человеку лишь потому, что он не такой как все. В каждом из нас скрывается прекрасный лебедь, который когда-нибудь проснется.
Чему учит эта книга
Книга учит толерантности, любви к ближнему и состраданию, проповедует христианские заповеди. Учит не быть заносчивым, гордым, чванливым, не обижать маленьких. Учит не сдаваться и побеждать, прежде всего, самого себя.
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Конечно, в начале мне было очень жаль несчастного страдальца. Утенку пришлось вынести много унижений и пережить страшные опасности. Но тем слаще для него стала радость превращения в лебедя.
Новые слова и выражения
Несуразный — нелепый, нескладный.
Пословицы к произведению
Не отведав горя, не познаешь и счастья.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
На вкус и цвет товарищей нет.
Краткое содержание для читательского дневника
В лопухах у одного старого дома утка вывела птенцов – маленьких утят. Все они были красивы, кроме последнего. Этот малыш был не как все. Окружающие птицы не полюбили его, они постоянно обижали этого гадкого утёнка. Даже мама, которая вначале защищала своего птенца, со временем охладела к нему. Гадкий утенок устал от такого отношения к себе ушел со двора к водоёму, где наконец подружился со стаей диких гусей. К сожалению, вскоре этих гусей застрелил охотник.
Наш герой сбежал с болота и, к концу дня, набрел на домик одной старушки, кота и курицы. Бабушка приютила птицу, в надежде, что она будет нести яйца для их семьи. Но и тут гадкий утенок стал объектом насмешек для кота и курицы. Когда птенец захотел научиться плавать, он не нашел понимания в этой семье и стал жить на озере. В один прекрасный день утёнок увидел стаю прекрасных лебедей, он полюбил их так сильно, как никогда и никого еще не любил. Но подплыть к этой стае, он так и не смог, боясь, что и от туда его выгонят.
Наступила зима, озеро покрылось льдом и наш герой стал замерзать. В то время мимо проходил мужчина, который забрал птицу к себе домой. Однако, в этом доме утёнок задержался ненадолго, потому что испугался детей, которые хотели поиграть с ним. Он провел зиму в кустах недалеко от озера. С приходом весны, наш герой всё-таки научился летать. В один прекрасный день, когда он пролетал над озером, наш утенок увидел, плавающих там, лебедей. Набравшись смелости, наш герой подлетел к этой стае. Вдруг, плывя по воде, гадкий утенок увидел своё изображение на водной глади озера. Оказывается, что это уже никакой не гадкий утёнок, а настоящий лебедь! Остальные лебеди были рады принять в свою стаю эту прекрасную птицу!
Краткое содержание Гадкий утенок Андерсена для читательского дневника
Год написания: 1843 Жанр: сказка
Главные герои: изгой утенок, мать утка и дикие лебеди.
Сюжет: В утиное гнездо, неопытной матери, попало яйцо чужой птицы. Птенец был не похож на других деток, поэтому вызывает насмешки «сородичей» и жителей всего двора домашних птиц — «общества». Его внешний вид отталкивал всех, обрекая его быть всегда одним. Герою пришлось пройти множество испытаний и именно они сделали его красивым душой, с чутким сердцем. Когда он вырос, то превратился в прекрасную птицу, вызывающую восхищение окружающих.
Главное в людях красота души, сердце наполненное теплом, а не то какой он снаружи. Все разные и нельзя высмеивать внешние недостатки других. Нужно быть добрым.
Краткое содержание рассказа «Утенок» А.И. Солженицына
Рассказ «Утенок» Александра Солженицына рассказывает о судьбе молодого парня Васи Савельева, который во время Второй мировой войны оказался на фронте и стал свидетелем ужасов войны. Вася попадает в окружение и ему удается выжить только благодаря невероятной воле к жизни и смекалке. Он находит себе приют в чужом доме и там находит некоторое спокойствие, но вскоре война снова настигает его.
Вася оказывается в лесу, где его находит старый партизан Семен, который помогает ему выжить, но в конечном итоге погибает. Вася возвращается на фронт и продолжает сражаться за свою родину. Каким-то чудом ему удается выжить, и после войны он возвращается домой.
Однако, возвращение в мирное время оказывается для Васи не менее тяжелым испытанием. Он не может найти свое место, не может привыкнуть к обычной жизни, к мирным людям. Он жаждет приключений и опасностей, какие он испытывал на войне. В конечном итоге Вася покидает родной город и отправляется в борьбу за справедливость и свободу в другую страну.
Рассказ «Утенок» Александра Солженицына восхищает своим ярким описанием войны, своими живыми и реалистичными персонажами, которые преодолевают свои страхи и борются за свою жизнь и свою родину. Он показывает, что война — это не только страшные ужасы и гибель, но и возможность для человека проявить свою силу воли, храбрость и выдержку.
Молодой Вася Савельев, герой рассказа «Утенок» Александра Солженицына, переживает все ужасы и страдания войны, но не теряет веру в себя и в будущее. Он продолжает бороться и никогда не сдается, несмотря на все трудности, с которыми ему приходится столкнуться. Вася Савельев становится символом надежды и силы духа, который воплощает в себе все лучшие качества русского народа.
Краткое содержание рассказа «Утенок» Александра Солженицына
- Утенок попадает в школу и сталкивается с насмешками сверстников из-за своей необычной внешности.
- Утенок пытается найти свое место в мире, но сталкивается с непониманием и отвержением.
- Однажды утенок попадает в лапы хищной кошки, которая хочет его съесть. Но утенок находит способ сбежать и спастись.
- Утенок находит новых друзей — других утят, которые принимают его таким, какой он есть.
- В конце рассказа утенок понимает, что самое главное — быть самим собой и не обращать внимания на мнение окружающих.
Рассказ «Утенок» Александра Солженицына показывает важность принятия себя и борьбы с непониманием и предубеждениями, а также то, что настоящая дружба может быть найдена даже в самых трудных ситуациях
Сюжет — краткое содержание
- У утки рождается необычно крупный, уродливый птенец, которого невзлюбили обитатели птичьего двора.
- Гадкий утенок сбегает с птичьего двора и чуть не гибнет, во время охоты на болоте.
- Его подбирает старушка, и он живет вместе с котом и курицей, которые уверены в своей исключительности.
- Утенок снова уходит, крестьянин подбирает его, но утенок убегает и от него.
- Он с большим трудом переживает зиму, и оказывается на пруду, где видит лебедей.
- Утенок хочет, чтобы лебеди убили его, но внезапно обнаруживает, что и сам стал лебедем, которым восхищаются люди.
Как заполнить читательский дневник Образец оформления для 1,2,3,4 класса
Краткое содержание произведения можно прочитать здесь, там же вы найдете еще один вариант краткого содержания для читательского дневника
Солженицын «Утенок»: кто главные герои, какая главная мысль рассказа?
Кто главные герои рассказа Александра Солженицына «Утенок»?
Какая главная мысль рассказа Александра Солженицына «Утенок»?
Чему учит рассказ Солженицына?
Главная мысль рассказа заключается в том, что только матушка-природа обладает возможностью создавать живых существ. А человек, разумный и сильный, никогда не сможет создать что-то подобное. Рассказ учит нас любить все живое на планете, а также быть чуткими и наблюдательными. А в случае необходимости нужно оказывать помощь тем живым существам, кто в этом нуждается.
В этом небольшом рассказе, автор делится своими мыслями, которые у него возникли при виде потерявшего свою маму (наседку), маленького утёнка. Автор философски рассуждает о том, что люди многому научились, но такое чудо, как маленький утёнок, они всё-же создать не в состоянии.
Главная мысль рассказа, что существа, созданные самой природой, уникальны и неповторимы.
А учит рассказ бережному отношению ко всему живому, поскольку никакие научные достижения, не могут это чудо повторить.
Рассказ Николая Носова «День рождения» входит в число рассказов, объединенных в одну повесть под названием «Веселая семейка». В рассказе повествуется о Мише и Коле, которые выводили цыплят. Ребятам повезло увидеть процесс проклевывания яиц и они радовались появлению на свет каждого новорожденного цыпленка.
Коля и Миша опекали цыплят с первых минут, они высаживали их в теплое место и подбирали для них подходящий корм. Уход за малышами доставлял ребятам радость и они даже устроили цыплятам настоящий День рождения.
Коля и Миша являются главными героями повествования, а второстепенными героями можно назвать всех одноклассников, которые с подарками пришли к именинникам. Главной героиней рассказа является и учительница Мария Петровна, принимавшая активное участие в наблюдении за малышами. Она принесла цыплятам простоквашу, которую они с удовольствием пили.
Главная мысль рассказа заключается в том, что если действовать дружно, то можно добиться удивительных результатов. Достижение цели возможно лишь тогда, когда все силы направлены на её осуществление. Ребятам удалось вывести цыплят благодаря дружеской поддержке, доверию и взаимопомощи.
Рассказ учит нас находить цель и стремиться к её достижению, даже если цель кажется призрачной. Автор пытается донести нам мысль о том, что только после преодоления препятствий можно испытать истинную радость от плодов своего труда.
Главные герои рассказа Пришвина «Лисичкин хлеб»:
Главная мысль этого рассказа в том, что всех нас манит тайна, что все таинственное кажется нам необыкновенно привлекательным, заманчивым. И даже обычный хлеб, с которым оказывается связана какая-то интересная история оказывается во сто крат лучше такого же куска, но лежащего дома.
Главные герои рассказа Пришвина «Медведь»:
Главная мысль рассказа в том, что среди зверей нет специально злых и кровожадных. Что нападают они на людей только в порядке самообороны, а на самом деле они все добрые и пушистые. И при этом очень любопытные, со своим особенным чувством юмора.
Главные герои рассказа «День защиты природы» две девочки Катя и Маня и их друг Костя Палкин. Костя младше девочек, он очень любит читать, из журналов и книг узнает разные новости и рассказывает об этом девочкам. Однажды Костя рассказ о защите природы и девочки решили устроить у себя во дворе День защиты природы. Но они больше натворили бед, чем пользы.
Главная мысль рассказа Ирины Пивоваровой учит, что каждый человек должен заниматься своим делом, если ты не учился, не стоит браться за новое дело, сначала научись и разберись, а потом делай.
Пословица к рассказу «День защиты природы» подходит такая «Не за свое дело не берись, а за своей борись».
Рассказ «Глупая история» рассказывает нам о спешке мамы, которая одела ребенка не правильно. Она засунула обе его ноги в одну штанину. Из-за чего ребенок не могу устоять на ногах. Дело дошло даже до доктора, но внимательность другого ребенка все поставила на свои места.
Автор данной историей хотел показать, как важно быть внимательным. Одной заботы не всегда достаточно
Автор показывает, как люди частенько все усложняют и не видят мелочей, которые и являются причиной беды. А еще автор показывает, что нельзя недооценивать возможности ребенка. Ведь именно другой ребенок подсказал в чем причина недуга.
Здесь можно прочитать краткое содержание рассказа.
Здесь можно прочитать краткий пересказ и о главных героях рассказа.
Основные проблемы
Солженицын раскрыл разные идеи в миниатюрах
Так, в «Грозе в горах» писатель описал важность умения сопротивляться жизненным невзгодам. Лирические герои наблюдали за природной стихией
Они перестали бояться грома, молний, ливня и словно стали каплями в море, которые не страшатся урагана, почувствовали себя частицами мира.
Эта идея нашла яркое отражение в «Костре и муравьях». Герой бросил бревно в огонь и не посмотрел, что там много насекомых. Позже он вытащил тлеющее дерево, часть муравьев убежало, но еще больше их вернулось к бревну. Они гибли, но их словно манило.
В этом крохотном рассказе писатель отразил свое мнение о событиях 1917 года. Многие оставались в России, хотя она была окутана Гражданской войной. Люди отказывались покинуть родину.
Солженицын затрагивал проблему преемственности и памяти. В рассказе «Старое ведро» писатель поведал о незавидной участи обычного ведра. Он сравнил его с судьбой фронтовиков, ведь все, что они делали, чаще забывается.
В рассказе «Утенок» писатель описывал маленького птенчика. Он восхищается чудом жизни и подчеркивает: люди на Венеру полетят, за 20 минут весь мир обойдут, но этого живого существа в пробирке не создадут. Могущество рождения жизни недоступно человечеству. Только природа способна на это.
Символика уток
Во-первых, утенок символизирует наивность и независимость от зла и коррупции, которые окружают его. В своем стремлении сохранить свою невинность, утенок не позволяет злу и неправде овладеть своим сердцем и душой. Он остается верным своим принципам и не идет на компромиссы с тем, что считает неправильным.
Во-вторых, утенок также символизирует надежду и стремление к лучшей жизни. Переживая множество испытаний и трудностей, утенок продолжает бороться, не теряя веры в свои возможности и в будущее. Он вдохновляет читателя не сдаваться перед трудностями и искать свой путь к счастью и успеху.
В-третьих, утенок является символом детства и чистоты сердца. Он представляет собой неподдельность и открытость миру, что делает его невинным и прекрасным. Утенок не загрязнен предвзятыми взглядами и ненавистью, он видит мир в своей простоте и привносит свет и радость в жизнь других персонажей.
В завершении, утенок в произведении Александра Солженицына «Утенок» является незаменимым символом невинности, надежды и чистоты. Он вдохновляет нас быть лучшими и не терять веру в добро и справедливость
Утенок напоминает нам о важности сохранения нашей невинности и стремления к лучшей жизни, воплощая в себе самые благородные качества человеческой природы
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1528 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 993 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1573 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2382 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2189 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 853 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 884 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1459 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2131 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Сюжет
Когда у мамы утки на птичьем дворе вылупились птенцы, один из них оказался непохожим на остальных детей. На птичьем дворе над гадким утёнком издевались все жители, и утёнок решил сбежать.
Он повстречал диких гусей, с которыми подружился, но его новых товарищей застрелил охотник.
Потом гадкий утёнок стал жить у доброй старушки, но в новом доме его невзлюбила старая курица и кот. Утёнок вновь был вынужден бежать.
Наступили холода. От смерти утёнка спасает крестьянин и забирает к себе домой. Но жена крестьянина выгоняет утёнка из дома.
Зиму утёнок провел в кустах. Весной он пролетал над озером, увидел лебедей и решил приблизиться к ним. Лебеди приняли утёнка в семью, потому что и сам он за зиму превратился из гадкого птенца в прекрасного лебедя.
Читательский дневник по циклу «Крохотки» Солженицына
Сюжет
Автор размышляет об исторической России, забытой советскими людьми, но живой. Об исцеляющей природе, памяти, о вечности, о Боге, который живет в душе русского человека, несмотря ни на что. Его, как честного человека, мучает совесть за грехи народа. Он любит жизнь и учится с достоинством принимать смерть.
Отзыв
Тема памяти, совести, веры, надежды, любви, боли за пути и судьбу России, которая важнее политики. Автор верит, что в стране много людей, ищущих правды. За ними – будущее. А он делает свое малое дело по мере сил: будит в людях лучшие чувства, силу созидания, доброй воли, стремление к свободе. Цикл – взгляд очевидца, документ советской эпохи, и России на переломе эпох, в 1990-е.
Крохотки 1996-1999 г.г.
Лиственница
Сюжет. Иной человек, как лиственница: «осыпается», будто умирает навсегда. А глядишь – и лиственница вновь зеленеет, и человек воспрянул духом, живет. Потому что сердцевина в дереве и сердце – наикрепчайшая.
Отзыв. Всякие испытания выпадают на долю человека. Нужно выстоять, сохранить в себе лучшее.
Молния
Сюжет. Герой видит, как молния рассекает липу. А та стоит из последних сил. Так и человек: заговорит в нем совесть, так не всякий устоит, не всякий оправдается.
Отзыв. Тема памяти, совести. Учит нести ответственность за свои слова и дела.
Колокол Углича
Сюжет. Сотни лет назад угличский колокол возвестил беду: убит наследник русского престола царевич Дмитрий. За участие в этом горе колокол был наказан, сослан. Герой бьет в него спустя века. И видит, что на Руси советской смута не меньше, чем тогда.
Отзыв. Учит сопоставлять события прошлого и современности, памяти, знакам народной беды.
Колокольня
Сюжет. Недобитый, недотопленный большевиками город Калязин и «высокостройная» колокольня его. Это – символ того, что Россия все еще жива. Бог не допустит, чтобы вся она утонула как какая-нибудь Атлантида.
Отзыв. Тема памяти, возмездия, надежды на возрождение страны.
Старение
Сюжет. Нет ужаса в смерти, если ты к ней готов. Даже если молод. Герой это понял в лагере. Но лучшая смерть – в старости. Видеть, как бушуют вокруг молодые силы, помнить, как сам был таким. Любить все живое, за все благодарить. И так жаль тех, чья старость «в нищете и холоде», в борьбе, на которую уже нет сил, при равнодушии окружающих.
Отзыв
Учит готовиться к смерти, любить вечное, важное в мире, и забывать о мелочах. Учит помощи тем, кому в старости трудно
Позор
Сюжет. Героя гнете чувство позора за Родину, ее правителей, иногда и за народ. Но есть еще в нем «родные люди», ищущие правды, они спасут Родину. Но память о былом позоре останется…
Отзыв. Тема совести, умение взглянуть правде в глаза, боль за Родину.
Лихое зелье
Сюжет. На поле «растения добрые» заглушены сорняками. Так и в «человеческой истории». И так будет до конца этого мира. Но каждый отдельный человек не должен отчаиваться, и делать свое доброе дело.
Отзыв. Тема ответственности человека за происходящее в мире, отчаяния и надежды, малого доброго труда души.
Утро
Сюжет. Не каждое утро, но бывает, что мыслишь ясно, спокойно
И будто вот-вот поймешь что-то важное. Но потом какой-то пустяк спускает с небес на землю – и опять суета, болтовня
Отзыв. Учит ценить мгновение, думать о вечном, вглядываться в себя.
Завеса
Сюжет. Если болен сердечной болезнью, то каждый день как милость Бога. То ты здоров, то смерть идет за тобой. Тогда и начинаешь ценить каждый день.
Отзыв. День смерти человек не знает. Поэтому каждый день – как подарок.
В сумерки
Сюжет. На юге, где темнеет резко и рано, сохранилось старинное «сумерничанье». В разговорах рождается «серьезность жизни», путь к ее загадкам.
Отзыв
Тема времени, важности мгновения, необходимости знать свой путь в этом мире
Петушье пенье
Сюжет. В умирающих деревнях не услышишь «петушьего переклика», хора «победной жизни». В нем – покой и порядок жизни. Людям надо брать пример с петуха, который поет, несмотря ни на что.
Отзыв. Тема стойкости, радости жизни, надежды на лучшее.
Ночные мысли
Сюжет. В лагере – только до подушки, и сон без мыслей. На воле не так. Лезут мысли в голову. И в некоторых есть «Божий луч», свет – их и надо додумывать, хоть до утра.
Отзыв. Дневная суета мешает человеку задуматься о главном. Ночью он один на один со своими мыслями, хорошими и дурными.
Поминовение усопших
Сюжет. Нужно помнить, поминать ушедших. Тогда живые и мертвые близки, помогают друг другу, и ждут встречи.
Отзыв. Тема памяти, веры в жизнь вечную, помощи живых и мертвых, мудрости.
Молитва о России
Сюжет. Герой молится за «Россиюшку» «неукладную», грешную, страдальческую. Чтобы Бог помиловал ее.
Отзыв. Человек понимает, что не все в его силах – нужна помощь Бога, народу и каждому из нас.
Жанровая принадлежность
У критиков нет однозначного мнения о том, к какому жанру принадлежит цикл. Б. Кодзис причислял работы к лирической миниатюре. Долгое время в советской литературе не приветствовался такой жанр. Солженицын умело сочетал беллетристику и публицистику, поэтому его работы приобрели особую привлекательность.
Если внимательно изучить рассказы, то можно заметить: писатель словно намеренно отказывался от прямого выражения мыслей и больше зарисовывал мелкие эпизоды. Именно мгновения наиболее полно отражали идеи автора. Тексты напоминают стихотворения следующими признаками:
- интонационные перебои;
- эмоциональная выразительность;
- ритм словесных повторов.
Л. Колобаева настаивала на том, что цикл относится к жанру малого эпоса. В небольших рассказах Солженицын не только показывает субъективное авторское виденье, но и раскрывает суть этих моментов. Если сравнивать две части цикла, то в первой чувствуются социальные проблемы, а во второй — общие философские. Например, в «Колокольне» Солженицын показал свои переживания за судьбу родины.
Некоторые литературоведы сравнивали «Крохотки» с хлебными крошками, которые писатель щедро рассыпал для страждущих. Этот цикл призван напитать души, возродить в них светлые чувства. Хоть тексты небольшие по размеру, в них выделяют завязку, кульминацию, развязку.
Особенности выразительности речи А. И. Солженицына исследованы недостаточно
На мой взгляд, особый интерес представляют прозаические миниатюры «Крохотки», написанные в связи с велосипедными поездками А. И. Солженицына по Средней России.
Анализируя философские миниатюры «Крохотки», я поставила перед собою задачу выяснить, как Солженицын использует «закон употребления языка», в чём заключается особенности выразительности речи Солженицына-философа.
В работе попытаюсь ответить на следующие вопросы:
• Каково жанровое своеобразие философских миниатюр А. И. Солженицына?
• Каковы лексические, словообразовательные и синтаксические средства авторской выразительности в «Крохотках»?
• Каковы индивидуально-авторские способы слововыражения писателя?
В критической литературе, посвящённой творчеству А. И. Солженицына, его лирическим миниатюрам, написанным в 1958-1960гг. в Рязани и известным под заглавием «Крохотки», отводится исключительно мало места. В одних работах они вообще не упоминаются, в других о них сообщается бегло. Критических статей по данной теме в библиотеке не обнаружила, в Интернете нашла статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына».
При анализе философских миниатюр использовала пособие Симаковой Е. С. «Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи», различные словари и справочники, статью Бронислава Кодзиса «Лирические миниатюры Солженицына», в которой автор говорит о том, что «Крохотки» вполне заслуживают особого научного исследования, так как оказались значительным событием и творческой биографии самого автора, и историко-литературного процесса 50-х — начала 60-х годов». Анализ текста проведён по книге «Солженицын А. Рассказы» (М. : Современник, 1989).
Ответы на вопрос
Отвечает Хасбиуллина Риана.
19.11.2023 в 10:43
«Утенок» — это рассказ Александра Солженицына, в котором автор рассказывает о забавных приключениях маленького утенка.
Главный герой рассказа — маленький утенок, который родился с большой необычкой. Его ноги были слишком длинными и весьма кривыми, из-за чего он не мог ходить как обычные утята. Наряду с физическими трудностями, утенок также чувствовал себя неуверенным и несчастным из-за своего внешнего вида.
Однако, несмотря на свои проблемы, утенок все же нашел способ преодолеть трудности и найти свое место в мире. Он стал очень хорошо плавать, и в воде он чувствовал себя свободным и счастливым. Утенок не позволил своему внешнему виду определять его судьбу, и, напротив, превратил свои недостатки в свои преимущества.
Финал рассказа преподносит неожиданное сюрпризное событие: утенок обнаруживает свои скрытые способности и становится мастером обмана, выживания и определения своего места в мире. Это позволяет герою стать счастливым и найти свое место в жизни, несмотря на свои внешние недостатки и физические проблемы.
Рассказ «Утенок» является пронзительной историей о самоотверженности и выживании в мире, где часто внешность ставит человека в невыгодное положение
Главный герой показывает, что важно уметь видеть свои скрытые таланты и использовать их, чтобы достичь счастья и успешно справиться с преградами в жизни