Краткое содержание
Юлия Васильевна пришла в дом рассказчика работать гувернанткой. Наступило время расчета. Хозяин дома пригласил ее за жалованьем. Сама девушка не рискнула бы требовать деньги.
Рассказчик упрекнул гувернантку в нерешительности, после чего принялся за расчеты. Он начал уверять Юлию Васильевну в том, что они договорились на 30 рублей в месяц. Гувернантка возмутилась и попробовала сказать, что изначально жалованье составляло 40 рублей. Хозяин перебил ее и уверил в отсутствии ошибки, ведь он все записывает.
Следующий этап — срок работы. Рассказчик настаивал на двух месяцах, гувернантка уверяла, что работает 2 месяца и 5 дней. Потом владелец дома отнял все воскресенья и праздничные дни. Юлия Васильевна переживала, но не могла возражать. Рассказчик продолжил подсчет:
- четыре дня болел Коля;
- трое суток у гувернантки были проблемы с зубами;
- в итоге остался 41 рубль жалования.
Но хозяин решил вспомнить все проступки гувернантки. Она разбила фамильную чашку, Коля лазил по дереву и порвал сюртук, горничная украла ботинки Вари. Хозяин дома даже припомнил, как одолжил работнице 10 рублей. Юлия Васильевна только дрожала, но не протестовала.
В итоге ее жалованье составило 11 рублей. Гувернантка поблагодарила рассказчика и собралась уходить. Тогда хозяин дома разозлился и велел ей вернуться. Он стал ее отчитывать и упрекать в безволии. Его возмущали покорность и нерешительность девушки. Гувернантка призналась, что в других домах ей и вовсе не платили.
Краткое содержание Размазня Чехов
Размазня
Юлия Васильевна – гувернантка хозяина-рассказчика была вызвана к нему в кабинет, чтобы подсчитать ее жалование. Юлия Васильевна очень милая и скромная девушка сама жалование не просила и смиренно ждала, когда ей его выплатят. Хозяин начинает подсчитывать. Он говорит, что договорились по 30 рублей в месяц, и гувернантка проработала уже 2 месяца. Юлия Васильевна робко говорит о том, что хозяин ошибся. Она проработала два месяца и пять дней, да, и договаривались они на 40 рублей. Хозяин жестко возражает, объясняя тем, что у него записано.
Пока хозяин проводил свои расчеты, Юлия Васильевна робко молчала, теребила пальчиками свой передник. Постепенно ее глаза наполнялись слезами, и от обиды дрожал подбородок. Но
Хозяин тем временем продолжал. У него записано, что гувернантка разбила чашку с блюдцем, и отнял еще 2 рубля от жалования. Посчитал и порванный сюртук Коленьки – его сына. Который полез на дерево и порвал его. Включил туда же и ботиночки Вареньки – любимой доченьки, которые по недосмотру Юлии Васильевны украла горничная. Еще у хозяина было записано, что гувернантка брала у него десять рублей. Юлия Васильевна возразила, что брала всего три и у жены хозяина, но тот еще и эти деньги вписал в выплаченные. Итого получилось одиннадцать, которые он и выплатил. Гувернантка поблагодарила, взяла деньги и хотела уходить.
Хозяин разозлился и сказал, что нельзя быть “кислятиной”, что надо уметь себя отстаивать, что он ее обокрал, а она поблагодарила за это. Вручил ей заранее приготовленные восемьдесят рублей и извинился за жестокий урок. Попросил впредь не быть размазней. Юлия Васильевна поблагодарила и робко удалилась.
Другие сочинения:
Анализ рассказа А. П. Чехова “Размазня” Рассказ А. П. Чехова “Размазня” был написан в 1888 году – в тот период, когда писатель начинал переходить от “мелкой” работы в жанре юморески в “область серьеза”. Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод Read More .
Краткое содержание Каштанка Чехов Каштанка Жила в семье столяра Луки Александровича собака дворняга, помесь таксы с чем-то, Каштанкою ее звали
Не важно там жила она, Федюшка, сын столяра, иногда очень жестоко с ней играл. Но любила она свою семью, преданной была
И вот однажды Read More .
Краткое содержание За яблочки Чехов За яблочки Помещик Трифон Семенович, фамилию которого автор по своей доброте душевной не называет, давно прославился своими чудачествами и скупостью. Однажды он прогуливался по своему роскошному осеннему саду в сопровождении подлого и хитрого помощника Карпа. Старика Трифон привечал за его Read More .
Краткое содержание Страх Чехов Страх Дмитрий Силин бросил службу в Петербурге и занялся сельским хозяйством. Он, будучи гениальным ученым, решил поменять все на работу в поле. Жил он богато и усадьба процветала. У него была милейшая жена и лучший друг, который приезжал к нему Read More .
Краткое содержание Юбилей Чехов Юбилей Банк N-ского Общества взаимного кредита готовится к 15-летней годовщине. Сотрудники нарядны, в помещении царит праздничная атмосфера. Бухгалтеру Кузьме Николаевичу Хирину не до торжеств. Четвертые сутки он сидит в кабинете председателя правления Андрея Андреевича Шипучина и пишет юбилейный доклад, подсчитывая Read More .
Краткое содержание Дядя Ваня Чехов Дядя Ваня Пасмурный осенний день. В саду, на аллее под старым тополем, сервирован для чая стол. У самовара – старая нянька Марина. “Кушай, батюшка”, – предлагает она чаю доктору Астрову. “Что-то не хочется”, – отвечает тот. Появляется Телегин, обедневший помещик Read More .
Краткое содержание Архиерей Чехов Архиерей Под вербное воскресенье, в начале апреля, преосвященный Петр служит всенощную. Церковь полна народом, поет монашеский хор. Архиерей нездоров уже три дня, он чувствует тяжесть и усталость. Точно во сне или в бреду ему кажется, будто в толпе подошла к Read More .
Краткое содержание Анна на шее Чехов Анна на шее “После венчания не было даже легкой закуски”. 18-летняя девушка Аня вышла замуж за 52-летнего чиновника Модеста Алексеича. После свадьбы они едут в монастырь, на богомолье. В поезде Модест Алексеич, улыбаясь, припоминает один случай: “Когда Косоротов получил орден Read More .
Краткое содержание
Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.
В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.
Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.
Суть: о чем рассказ?
Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.
Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.
Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.
Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании рассказа «Размазня» . Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Сюжет
Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку, Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок ее работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчетам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин ее перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц, и у него все записано.
Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитывать из шестидесяти рублей воскресенья, коих собралось девять штук, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела, и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.
Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы, и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и заполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.
Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку, и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же, по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.
Хозяин разошелся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошел железный аргумент – « у меня записано» – перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила, и собралась выйти из комнаты.
В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазней и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок, и отдал гувернантке восемьдесят рублей – ее честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий, и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.
Изучение рассказа на уроке
При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:
- Почему так названо произведение?
- О чем оно должно быть?
На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:
- «Мерси», — прошептала она.
- «По сорока».
- «Два месяца и пять дней».
- Левый глаз ее стал влажным, но не было произнесено ни слова в ответ.
- Оба глаза наполнились слезами.
Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:
Рассказчик (хозяин) | обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой. |
Юлия Васильевна | гувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой. |
«Размазня» читательский дневник
«Размазня» – сатирический рассказ о том, как глава семейства нагло и беззастенчиво обсчитал юную гувернантку своих детей, но на деле преподал ей важный жизненный урок.
Краткое содержание «Размазня» для читательского дневника
Название: Размазня
Число страниц: 3. Чехов А. П. «Рассказы. Повести. Пьесы». Издательство «Эксмо-Пресс». 2004 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1883 год
Главные герои
Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.
Юлия Васильевна – гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.
Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Сюжет
Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку, Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок ее работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчетам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин ее перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц, и у него все записано.
Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитывать из шестидесяти рублей воскресенья, коих собралось девять штук, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела, и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.
Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы, и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и заполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.
Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку, и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же, по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.
Хозяин разошелся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошел железный аргумент – « у меня записано» – перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила, и собралась выйти из комнаты.
В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазней и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок, и отдал гувернантке восемьдесят рублей – ее честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий, и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.
Вывод и свое мнение
В лице безответной гувернантки легко можно разглядеть простой русский народ, который безропотно сносил несправедливое отношение власть имущих. Своим произведением автор призывал людей быть более сильными, решительными, и всегда отстаивать свои права, бороться за справедливость. Порой, для этого нужно преподнести жесткий, иногда жестокий урок, но только так можно «встряхнуть» робких и забитых людей, достучаться до их сознания.
Авторские афоризмы
«…У меня так записано…»
«…Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. »
«…Вы должны за всем смотреть…»
«…В других местах мне и вовсе не давали…»
«…Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам…»
«…Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазней. »
«…Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным. »
Толкование непонятных слов
Гувернантка – наемная работница, воспитательница детей в семье.
Сюртучок (сюртук) – длинный, до колена, предмет мужского гардероба, обычно приталенный.
Горничная – женщина, относящаяся к прислуге богатого дома.
Merci (франц.) – спасибо.
Новые слова
Церемонная – торжественная, чопорная, жеманная.
Фамильная – наследственная, передающаяся по фамилии.
Жалованье – плата за службу, выдаваемое регулярно (обычно ежемесячно).
Размазня – вялый, нерешительный человек.
Размазня Чехова
Рассказ «Размазня» Антона Чехова – это история о девушке по имени Лиза, которая работает учителем в деревне. Ее жизнь протекает скучно и невзрачно, но все меняется, когда появляется новый ученик, сын богатого помещика.
Чехов мастерски описывает душевное состояние главной героини, который постепенно меняется под воздействием нового ученика. Лиза находит в нем своего спасителя и избавителя от своей серой и скучной жизни.
Рассказ «Размазня» заставляет задуматься о том, как часто мы ищем выход из своей обыденной жизни и мечтаем о чем-то лучшем. Кажется, что благодаря этому произведению Чехова нас проникает чувство того, что все возможно, и даже маленькие перемены могут привести к радикальному изменению жизни.
В целом, рассказ «Размазня» является отличным произведением Чехова, который затрагивает важные темы человеческой жизни. Он наполнен глубоким смыслом и реалистичными описаниями, а также богатым словарным запасом, который наверняка оценят люди разных возрастов и интересов.
Современность ситуации
Почему А. П. Чехов никогда не устареет и будет одним из самых читаемых писателей в России? Потому что хотя и прожил русский классик недолго (всего 44 года), у него внутри стоял изумительной силы прибор, который чутко улавливал архетипические проблемы русской жизни, а свойственный ему талант позволял эти неясные или очень ясные чувства превращать в лаконичную прозу. Последняя же является не только замечательным бальзамом для души любящего литературу человека, но и некоторой энциклопедией и сводом правил русской жизни. Если можно так сказать, произведения классика – это краткое содержание психологии русской души. Если вам нужно все самое главное и точное, читайте Чехова.
Можно ли себе представить подобную историю в наши дни? Легко. Причем теперь пытаются обмануть не только «доверчивых гувернанток», но и вообще всех, кто «обманываться рад» или слишком верит людям. Эту идею не передаст краткое содержание. Чехов («Размазня») всегда изображал проблемы, актуальные по сей день.
Надеемся, что не разочаровал читателя классик А. П. Чехов. «Размазня» (краткое содержание и анализ произведения), возможно, мотивирует на прочтение целого произведения.
Смысл рассказа Чехова «Размазня»
Мимо А.П. Чехова не проходит ни одна ситуация, в которой ему удавалось бы разглядеть пример человеческого порока. Он цепляется за эту ситуацию, выворачивает ее наизнанку и формирует свой рассказ, чтобы еще раз призвать читателей убедиться воочию, насколько мы бываем глупы, слабы и бездеятельны. Так и в рассказе «Размазня» Чехов на примере обыденной ситуации показывает слабохарактерность героини, которая не смогла дать отпор властным людям.
Эта история была записана в 1888 году, который был переломным в творчестве писателя и он понемногу отходил от жанра порицательной юморески и обращал свою мысль к более сложным рассказам с психологическими тонкостями.
Неизвестно были ли образы героев рассказа «Размазня» списаны с кого-то конкретно, но по большому счету на их месте мог быть абсолютно каждый. Скорее это образы собирательные. Женщины на тот период времени еще не отдавали себе отчета в том, что у них есть права, не только как человека, но и как трудящейся единицы. Они не умели отстаивать свои взгляды и принципы. Несправедливость господ девушки воспринимали как данность и не смели им перечить.
А.П.Чехов всегда старался дать своему произведению емкое название, которое бы сразу отражало суть. Изначально рассказ мог быть назван «Жестокий урок», далее «Гувернантка», но то название, которое осталось с нами на века, действительно самое «говорящее» и лучшее.
Повествование так устроено, что рассказчик это одновременно и хозяин дома, который решает «посчитаться» с гувернанткой за отработанное ею время. Хозяин начинает вести расчет, негодуя, что она сама за прошедшие 2 месяца не подошла и не попросила оплату. Вместо оговоренной месячной платы он занижает ее и по ходу начинает вычитать деньги за разную мелочь: за порванный сюртучок сына, за разбитую чашку, а также за праздничные и воскресные дни. Сумма тает на глазах. И вместо 80 обещанных гувернантка получает 11 рублей. Хотя на ее глаза и наворачиваются слезы, но она покорно принимает их и благодарит. Отчего даже барину становится гневно, что она такая размазня, и он призывает ее быть «зубастей». Хозяин объясняет девушке, что он провел с ней психологический эксперимент и в итоге отдает ей всю кровно заработанную сумму, не переставая говорить о том, чтобы она не боялась требовать то, что должно принадлежать ей по праву.
С помощью этой провокации хозяин хотел расшевелить служанку, в надежде на то, что ее внутренняя рохля решит воспротивиться вопиющей несправедливости, но его эксперимент провалился. Гувернантка не обладает стержнем, ее растили так, чтобы она не роптала, не противоречила, не высказывала свое собственное мнение. Ее внутренний голос был способен лишь на то, чтобы внушать самой же себе, что хозяину видней насколько хорошо она работала и он вправе вычесть из жалованья столько, сколько посчитает нужным.
Хотя рассказ и был написан в далеком 1888 году, но эта проблема робости перед более влиятельными и состоятельными людьми актуальна и по сей день. Идея рассказа проста — не стоит сносить оскорбления со стороны, особенно ничем не обоснованные. Нужно иметь чувство собственного достоинства, быть сильным и суметь побороть страх перед лицом противника, который с высоты своего пьедестала силы и власти открыто потешается и глумится. Если «маленький человек» не будет так поступать, то он сам будет содействовать произволу этого общества, которое остается безнаказанным. Человек, позволивший превратить себя в жертву, будет в равной степени виновен вместе с тем, который пытается это сделать, т.е. обиженный и обидчик окажутся на одном стуле.
Если взглянуть с другой стороны на ситуацию, описанную в рассказе, то действительно нравственно сильный человек, никогда не будет глумиться над более слабым. В данном же контексте подразумевается сила, подкрепленная финансовой стабильностью. Поэтому барину и легко порицать свою гувернантку и призывать не быть мямлей, потому что для него вся сила заключена во обладании деньгами.
Смысл произведения во многом направлен на осуждение культа жертвы, который часто романтизировали и популяризировали в русской литературе. Многие писатели поощряли эту слабость и никчемную жертвенность, а потом пребывали в недоумении, отчего же так трудна и жестока судьба «маленьких» людей.
Главные герои
При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.
Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).
Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.
Популярные сегодня пересказы
- Отец Горио — краткое содержание романа Бальзака Действие произведения разворачиваются осенью 1819 года в пансионе Воке. Здесь проживают 7 жильцов, которые презрительно относятся к папаше Горио, который, по их мнению, несколько лет назад занимал лучшую комнату.
- По Эдгар Был рожден 19 января в 1809 году актерами, которые никогда не сидели на месте и постоянно путешествовали. Довольно рано Эдгар потерял двух самых близких людей, так как его отец бесследно исчез сразу через год после его рождения
- Краткое содержание сказки Христова ночь Салтыков-Щедрин Наступил холод, тихо лишь слышно как звучат ручьи. Но вот послышались голоса. Стали слышны топот подводы и ноги деревенских, бедных людей. Они были измучены. Они шли в храм, поклониться
- Попрыгунья — краткое содержание рассказа Чехова В 1891 году Чехов написал один из своих самых известных рассказов «Попрыгунья». Многие современники автора считают, что в основу этого произведения была положена история из реальной жизни Антона Павловича.
Герои рассказа «Размазня» – две противоположности
В рассказе «Размазня» всего два героя – хозяин и гувернантка. Эти два персонажа являются полными противоположностями. Как два полюса он далеки друг от друга – и по социальному статусу, и по мировоззрению, и по характеру.
Хозяин жизни
Хозяин – это настоящий хозяин жизни. Он состоятельный, жесткий и уверенный в себе человек. Он нанял на работу гувернантку для своих детей и теперь считает, что имеет право поучать ее. От имени хозяина и идет повествование в рассказе.
Этот человек упивается собственной силой и властью, позволяя себе жестоко шутить над гувернанткой. Он ни на миг не задумывается о моральности своего поступка. Более того, он убежден в том, что поступает правильно – учит жизни молодую и, по его мнению, слишком церемонную девушку, которая не напоминает о положенных ей деньгах. Складывается такое впечатление, будто он специально не выплачивал жалованье скромной гувернантке, чтобы устроить ей жестокий урок.
Но полностью насладиться своей значимостью у него не получается. Ему так и не удается разозлить гувернантку – в результате он злится сам.
Гувернантка
Юлия Васильевна – молодая гувернантка с мягким и кротким характером, она занимается обучением и воспитанием детей хозяина – Коли и Вари.
На протяжении всего рассказа героиня произносит всего несколько фраз, пытаясь восстановить справедливость или оправдаться. О ее мыслях и переживаниях мы догадываемся лишь по жестам и выражению лица.
Эта молчаливая девушка безропотно воспринимает все издевательства хозяина, приписывающего ей всевозможные оплошности и несуществующие долги. Она терпеливо выносит этот урок. Только какие она делает выводы? Это остается для читателя загадкой.
Анализ рассказа А.П. Чехова «Размазня»
Рассказ А.П. Чехова «Размазня» был написан в 1888 году – в тот период, когда писатель начинал переходить от «мелкой» работы в жанре юморески в «область серьеза». Данный рассказ, на мой взгляд, наглядное тому подтверждение. Действительно, незначительный, казалось бы, эпизод из жизни хозяина и гувернантки его детей превращается под пером Чехова в клубок важных нравственных и социальных вопросов. Сюжет рассказа прост и основан на шутке, своего рода психологическом эксперименте, который герой произведения, он же рассказчик, решает провести над служащей у него гувернанткой. Он вызывает милую, безропотную Юлию Владимировну для того, чтобы «посчитаться»
Важно, что это слово в контексте рассказа приобретает несколько значений. Итак, рассказчик хочет выдать гувернантке жалованье
Но сначала нужно посчитать, сколько он ей должен за два месяца, пока та у него работала. С самых первых фраз хозяин-рассказчик начинает издеваться над бедной девушкой. Он «снижает» ей жалованье на десять рублей, и говорит, что готов платить всего лишь тридцать вместо сорока рублей. Затем этот человек «сокращает» количество дней, которые Юлия Владимировна проработала у него. Чем дальше, тем наглее и циничнее становится рассказчик. И на все, очень робкие, возражения гувернантки у него есть один, «железный», аргумент – «У меня записано. » А как же ведет себя Юлия Владимировна, видя, что хозяин поступает с ней несправедливо и жестоко? Поначалу девушка пыталась возражать рассказчику: она уточняет, что соглашалась работать за сорок рублей; что она проработала уже два месяца и пять дней и тому подобное. Но хозяин непреклонен – у него «так записано». Далее, когда рассказчик начинает переходить всякие границы – начинает вычитать из жалованья гувернантки выходные дни, дни ее болезни, праздники и другие «мелочи», Юлия Владимировна совершенно сникает – она видит, что ее и без того жалкая заработная плата тает на глазах. Казалось бы, она должна возмутиться, как-то мобилизоваться и начать отстаивать свои права. Но не тут-то было! Не только мы, но и рассказчик пристально наблюдает за девушкой: «Юлия Васильевна вспыхнула и затеребила оборочку, но. ни слова. », «Левый глаз Юлии Васильевны покраснел и наполнился влагой. Подбородок ее задрожал. Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. » Только один раз героиня пыталась восстановить истину. Когда хозяин сказал, что она брала у него десять рублей, которые он непременно вычтет из ее оставшихся «крох», Юлия Владимировна шепотом воспротивилась: «Я не брала, — шепнула Юлия Васильевна». Однако «убийственный» довод «у меня все записано» снова «закрыл ей рот». По мере развития этого поистине страшного диалога напряжение все усиливается. Рассказчик пытается понять, до каких пор эта девушка будет терпеть, видя, как работодатель ее обворовывает, что еще она готова вынести, чтобы не лишиться работы. Он все больше «наглеет и наглеет», доводит девушку практически до слез, но она молчит! Мало того, когда от восьмидесяти рублей, положенных ей по праву, хозяин оставляет лишь одиннадцать, гувернантка принимает их не ропща: «И я подал ей одиннадцать рублей. Она взяла и дрожащими пальчиками сунула их в карман». Больше того, Юлия Владимировна благодарит хозяина: «— Merci, — прошептала она». Вот тут нервы рассказчика не выдерживают. Разозленный такой безропотностью, он вскакивает и почти набрасывается на гувернантку: «…ведь я же вас обобрал, чёрт возьми, ограбил! Ведь я украл у вас! За что же merci?» Но получает страшный ответ – «в других местах мне и вовсе не давали…» Герой винит Юлию Владимировну, ее характер («Разве можно быть такой размазней?»), ее психологию жертвы. Он говорит, что преподнес этой девочке жестокий урок, чтобы она была на этом свете «позубастей», и отдает все ее жалованье сполна. Однако выражение лица героини наводит рассказчика на более глубокие размышления. Он понимает, что не только, и, может быть, не столько виновата сама Юлия Владимировна, сколько несправедливое социальное устройство, жестокие законы российского общества. Девушки, не имеющие средств, вынуждены зарабатывать себе на хлеб собственным трудом. Но права их на защищены российским законом, а душа их и сердце не защищены от развращенных богатством и безнаказанностью «состоятельных господ». Таким образом, в этом рассказе Чехов поднимает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». В «Размазне» он говорит не только о гувернантках, русских женщинах, но и вообще об участи людей, вынужденных терпеть беззаконие, превращенных обществом в жертву, жалкую «размазню». Финальные строки рассказа, как нельзя лучше, подтверждают эту мысль: «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!»
Отзыв
Рассказ Антона Чехова «Размазня» на меня произвел неизгладимое впечатление: он очень актуален и в наши дни. Ведь во все времена существовали и существуют деловые отношения: работодатель – подчиненный, и много случаев притеснения рабочих и служащих своим начальством, когда человека ущемляют в зарплате, а он боится за себя и за свои права постоять. А бессовестные работодатели этим пользуются, урезая зарплату еще больше. Рассказ Чехова учит нас отстаивать свои права и, вообще, свое место в нашем мире. Хозяин в конце рассказа говорит, что легко на этом свете быть сильным, и это, действительно, так. Нужно учиться быть сильным и уметь за себя постоять. Едва ли найдутся, такие начальники, как рассказчик, честный человек. Хотя он и преподал девушке жесткий урок, но выдал в итоге все, что ей причиталось. Рассказчик попытался таким образом донести до сознания гувернантки, что нужно отстаивать себя, не бояться требовать заработанное честным трудом и не быть размазней. Произведение Чехова заставило меня поразмышлять о многом, урок, полученный девушкой, очень ценен для жизни многих людей, и он дорогого стоит. Также я пришла к выводу, что по-настоящему сильные люди помогают обрести силу и другим, людям слабохарактерным и нерешительным.
В этом рассказе, созданном в 1883 г., автор порицает слабохарактерность и дает читателям понять, что человека скромность красит далеко не всегда, а иногда выставляет его, наоборот, не в лучшем свете. Человек не должен чувствовать себя рабом и по-рабски все унижения терпеливо сносить.
Мне понравился в рассказе «Размазня» хозяин за то, что он оказался сильным и справедливым человеком, к тому же великодушным. Он научил робкую и неуверенную в себе гувернантку требовать должного уважения к себе и к своей должности. Ведь Юлию Васильевну обманывали на предыдущих рабочих местах и даже кое-где совсем не платили ничего. Такой неожиданный поступок хозяина девушку растрогал до слез, а все накопленные обиды она вложила в одно кроткое слово: «можно». Завершая свой отзыв, хочу сказать, что я согласна с мнением В.Г. Короленко. Антон Павлович – величайший мастер словесности, он стал классиком еще по жизни.