Кратко «рождественская ночь» к. м. станюкович

Краткое содержание рассказа «Рождественская ночь» подробно

Белый катер, спущенный со стоящего на рейде у Батавии клипера «Забияка», в чудесную тропическую ночь Рождества Христова, стоял у пристани. Матросы ждали отдыхающих на берегу офицеров.

Неподалеку на болотистом берегу располагался малайский квартал, где жили преимущественно бедные туземцы (метисы, малайцы) и ютились пришлые китайцы. Хозяева острова Ява – голландцы, жили на горе острова, в прекрасном чистом городке, утопающем в цветущих садах.

Ночью малайский квартал был спокойным и безлюдным. Иногда только пройдет разносчик товаров или раздастся шумный всплеск воды, выдающий крокодила, охотящегося за добычей.

Матросы сидели на катере, возле которого не было других шлюпок. Некоторые из них крепко спали. Живков — чернявый молодой матрос, сидящий в стороне, был задумчив. Остальные (шесть или семь человек) тихо беседовали, вспоминая Россию и мечтая в скором времени вернуться домой.

Увидев падающие звезды, чернявый матрос поинтересовался, куда они летят. Его товарищ, здоровый пожилой матрос, уверенно сказал, что падают звезды в океан, так как на земле они разобьются.

В ответ загребной Ефремов поведал, что падают наказанные богом провинившиеся звезды. Особенно много их летит в эту великую ночь, когда родился Спаситель. И если кто-нибудь обидит в это время младенца, ждет его великое наказание.

Внимание матросов привлек проплывавший мимо крокодил, когда вдруг послышался жалобный крик ребенка. Пожилой матрос предложил сходить, чтобы посмотреть, что происходит, но Андрей Егорыч — унтер-офицер, который на катере был старшиной, запретил это делать

Тут вмешался Ефремов, сказав, что неправильно оставлять ребенка без помощи в эту ночь. Живков вызвался быстро сходить, чтобы узнать причину беспомощного детского плача. Унтер-офицер дал согласие, чтобы с ним отправился и Ефремов.

На берегу матросы нашли крошечного мальчика пяти лет. Он завяз у моря в рыхлом песке. Ефремов возмутился, что такого малыша, к которому уже направлялся крокодил, бросили одного на погибель. Прижав плачущего ребенка ласково к груди, матрос заметил, что это сам господь его спас.

После возвращения матросов на катер с ребенком унтер-офицер был недоволен и строго спрашивал, зачем они принесли мальчика. Хотя понимал в душе, что нельзя было малыша оставить в беде.

Когда вернувшиеся офицеры сели на катер, Егорыч доложил им о том, что у них появился пассажир. На клипере Ефремов найденыша положил на свою койку, а потом ночью вставал и проверял, как спит малыш.

Утром о происшествии доложили капитану, который позволил мальчику жить на клипере, пока они находятся в Батавии. Он сообщил о маленьком малайце губернатору. Тот пообещал поместить его в приют.

Ефремов с нежностью ухаживал за ребенком. Малыша обули, сшили ему костюм. Через неделю за найденышем приехал полицейский чиновник. Матросы просили боцмана, через старшего офицера, передать капитану просьбу оставить мальчика.

Решения с особенной тревогой ожидал Ефремов. Но капитан не дал согласия.

Эта рождественская ночь и спасенный мальчик, к которому Ефремов успел привязаться, надолго остались в его памяти.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Девятилетнего сироту Ваньку Жукова три месяца назад отправили из села учиться к сапожнику Аляхину.

В рождественскую ночь мальчик не ложился спать. Он дождался, пока мастера и подмастерья пойдут в церковь, и стал писать письмо деду. Ванька поздравил его с Рождеством, потом подумал и вспомнил дедушку. Ему представилось, что сейчас, наверное, Константин Макарович шутит у ворот с хуторянами Живаревых. У этих господ дедушка служит ночным сторожем. Гуляя ночью по усадьбе, его сопровождают две собаки: Каштанка и Вьюн.

Ванька вздохнул и снова начал писать письмо. В нем он рассказал о своем горе и обиде. Вчера хозяин избил его за то, что он заснул и покачал ребенка в люльке. А недавно хозяйка стала тыкать мальчику селедкой в ​​лицо, за то, что он стал счищать селедку с хвоста. Ученики также оскорбляют его. Хозяева плохо кормят мальчика, он спит в коридоре. Когда ребенок хозяина плачет, ему приходится всю ночь укачивать его в кроватке.

Мальчик попросил дедушку отвезти его домой в деревню. Обещал попросить диспетчера почистить сапоги или сходить к пастухам.

Далее в письме он описал Москву. А еще Ванька написал дедушке, чтобы тот попросил у Ольги Игнатьевны золотой орех с елки.

Ванька вспомнил, как ходил с дедушкой на елку в лес к господам. Когда дедушка принес в дом елку, ее стали наряжать. Самой занятой была барышня Ольга Игнатьевна.

Раньше, когда мать Ваньки жила и служила горничной у господ, Ольга Игнатьевна угощала мальчика сладостями и учила его читать, писать и считать до ста. Когда умерла мать, мальчика отправили к деду на народную кухню, а потом в Москву, к сапожнику.

Ванька писал дедушке, что его все бьют, что он всегда голоден и часто плачет. Еще он написал, что дедушка никому не отдаст свой аккордеон, и передал привет своим друзьям.

Мальчик положил письмо в конверт и написал на конверте: «В деревню дедушки Константина Макарыча». Потом он выбежал и бросил письмо в почтовый ящик.

Через час Ванька уснул, и ему приснился дедушка. Он сидел на печи и читал письмо Ваниным поварам.

События первой части рассказа

Повесть начинается с описания погоды – метель накрывает Москву и еще более усугубляет и без того неутешительную атмосферу города. Главный герой рассказа, Василий Дмитриевич Захаров, проходит по улице, переживая душевный конфликт – он не может решить, пойти ли к новому знакомому, который ждет его на улице Бассейной, или же вернуться домой. Его мысли прерываются, когда он замечает две женщины, ищущие в уличном мусоре что-то ценное.

Затем Захаров отправляется к новому знакомому, который оказывается коммерсантом Михайлом Савельевичем, и его семьей. Михаил приглашает гостей в свою общественную комнату, где они проводят время за чаем и разговорами. Все теснятся в узкой комнате, что подчеркивает тесную связь их общественных положений.

Михаил Савельевич открывает в доме дверь для нищего, просящего милостыню, и Василий Дмитриевич решается пойти к нему. Он находит старушку, больную и голодную, и уговаривает ее пойти к Михаилу Савельевичу для получения помощи. Старушка соглашается, и она оказывается родственницей Михаила. Василий Дмитриевич уходит, чувствуя себя особенным и счастливым человеком.

История создания произведения

Сюжет

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.

https://youtube.com/watch?v=WlqgMdjwe_4

Анализ рассказа «В Рождественскую ночь» А.П. Чехов

«В Рождественскую ночь» — это один из ранних рассказов Чехова, в котором автор присутствует как наблюдатель. Рассказ обычен по своей форме и содержанию: герой идет на свидание к девушке, и на пути к ней происходят различные события. Однако Чехов, как всегда, вносит свои особенности и оттенки.

Главная тема рассказа — разочарование в жизни и людях. Герой рассказа, Егор Осипович Малышев, не находит своего места в жизни, он чувствует себя ненужным и несчастным. Это ощущение усиливается его наблюдением за происходящими событиями вокруг него: он видит, как жизнь течет, но не знает, как ему жить дальше.

Символом рассказа является Рождество. Рождество — это праздник, который ассоциируется с семьей, счастьем и радостью. Однако в рассказе Рождество символизирует одиночество и грусть героя, который не может найти свое место в жизни и не может найти любви.

  • Основная тема: разочарование в жизни и людях.
  • Основной символ: Рождество, символизирующее одиночество и грусть героя.

Образы и персонажи в рассказе «В Рождественскую ночь»

Иван Дмитрич

Главный герой рассказа Иван Дмитрич является типичным представителем невысокой слоистой бюрократии. Он переживает кризис средней жизни и пытается найти новый смысл в жизни. Иван добрый и отзывчивый, несмотря на то, что он порой обращается со своей семьей жестко и невнимательно.

Маша

Жена Ивана Дмитрича, Маша, является его противоположностью — чувствительной, заботливой и романтичной. Она страдает от отсутствия внимания со стороны мужа и его зависимости от работы. Маша надеется на чудо в Рождественскую ночь, которое сможет укрепить их семейные отношения.

Алеша

Старшая дочь Ивана Дмитрича и Маши, Алеша, отличается от своих родителей решительностью и предприимчивостью. Она сама занимается изготовлением открыток и продавцом, и даже ее младшая сестра научилась рисовать открытки.

Захар

Захар — слуга Ивана Дмитрича, который отличается безразличием к событиям происходящим вокруг него. Он подчиняется приказам, но не выдвигает своих собственных инициатив. Захар не воспринимает Рождество как праздник и не понимает его смысла.

Сравнение образов главных героев
Иван Дмитрич Маша
Характер Безразличный к семье, но заботливый и добрый к окружающим Романтичная и чувствительная
Поведение Жесток и невнимателен к своей семье, зависим от работы Страдает от отсутствия внимания со стороны мужа, надеется на чудо

Символика рождественской ночи

Рождественская ночь в рассказе А.П. Чехова является не только фоном для драматических событий, но и символическим объектом. Она может трактоваться как переходный момент из старого в новое, из прошлого в будущее, а также как начало обновления и преображения души главного героя.

Для начала, сама ночь является символом молчания, тишины и одиночества. В ней чередуются скрытые надежды и опасения, размышления о прошлом и будущем. Она также обозначает временную границу между старым и новым годом, что может трактоваться как промежуточный период между прошлым и будущим благополучием.

Рождественская ночь также символизирует начало веры и благоразумия. Система религиозных обрядов, свойственных этому времени года, предусматривает очищение, обновление и исповедь, что символизирует возможность начать новую жизнь с чистого листа и осуществить переход от старого положения в новое, мудрое и более благоприятное.

И, наконец, символика рождественской ночи может быть рассмотрена как начало личного и культурного преобразования. Главный герой рассказа А.П

Чехова проходит через важное психологическое преображение, осознание своих ошибок и готовность к перемещению жизненных ценностей в правильном направлении

  • Выводы:
  • Рождественская ночь в рассказе А.П. Чехова является не только фоном, но и символическим объектом.
  • Она привносит в текст молчание, тишину, одиночество и временную границу между прошлым и будущим.
  • Она также символизирует начало веры и благоразумия, очищение и возможность начать новую жизнь.
  • Наконец, символика рождественской ночи может быть рассмотрена как начало личного и культурного преображения, готовность к перемещению жизненных ценностей в правильном направлении.

Влияние персонажей на развитие финала рассказа

Финал рассказа «В рождественскую ночь» А. П. Чехова получил свое особое значение благодаря влиянию главных персонажей на его развитие.

Одним из ключевых персонажей, определяющих финал рассказа, является Сашка. Его безудержное желание поехать в город и увидеть настоящую елку и Деда Мороза становится центральным мотивом истории. Именно благодаря его настойчивости и упорству, дедушке удается найти решение и отправить его в город. Таким образом, Сашка становится инициатором событий, которые приводят к неожиданному финалу.

Когда Сашка возвращается домой и рассказывает о своих приключениях, он пробуждает новые чувства и мысли у других персонажей. Обычная семейная вечерняя процедура – сбор за столом и общение – превращается в необычное и захватывающее семейное мероприятие. Персонажи начинают переживать насыщенные эмоции и испытывать новые, незнакомые им ранее ощущения. Дедушка, например, испытывает радость и счастье, наблюдая за восхищением внука. Таким образом, именно эмоциональный отклик персонажей на приключения Сашки способствует развитию финала рассказа.

Важную роль в развитии финала рассказа играют также персонажи матери и тёти. Их искренняя радость и восторг воспринимается как символическое возвращение их к детству. Матери вспоминает свои юные годы, а тетя обретает чувство счастья, которое давно было забыто. Их эмоциональный резонанс с новым семейным событием придает финалу особую душевность и глубину.

Таким образом, влияние персонажей на развитие финала рассказа «В рождественскую ночь» является существенным. Их эмоциональная реакция и переживания, стимулированные инициативой Сашки, придают оживление и глубокий смысл истории.

Рассказ «В рождественскую ночь» А.П. Чехов: размышления о жизни

Главный герой рассказа, Иван Дмитриевич, работает главным бухгалтером и всю свою жизнь посвятил работе. Он скромен и застенчив, готов терпеть унижения и превратности судьбы, чтобы лишь прожить безопасную и предсказуемую жизнь. Однако, когда Иван Дмитриевич попадает в необычную ситуацию на рождественскую ночь, он вдруг осознает свою безысходность, пустоту и бесцельность своей жизни.

Рождественская ночь в рассказе символизирует переосмысление жизни, осознание ее истинного смысла. Иван Дмитриевич встречает незнакомую женщину, которая говорит ему о жизни и ее бесконечном разнообразии

Она показывает ему маленькое детище, которое, как она говорит, прекрасно и важно только само по себе, независимо от будущего и результатов его деятельности. Это открывает герою глаза на то, что он забыл или даже никогда не знал — что счастье и смысл жизни заключаются в непосредственном созерцании красоты и радости существования

В рассказе Чехов поднимает много тем, которые актуальны для каждого человека. Автор приглашает нас задуматься о том, как часто мы зацикливаемся на работе, деньгах и материальных ценностях, забывая о том, что настоящая ценность заключается в моментах нашей жизни, которые мы упускаем. Рождественская ночь становится метафорой жизни, в которой каждый из нас сталкивается с различными выборами и возможностями. В итоге, основная мысль рассказа заключается в том, что мы должны переосмыслить свою жизнь и найти счастье в малых вещах, которые так легко упускаем.

Рассказ «В рождественскую ночь» А.П. Чехова является важным произведением, которое помогает нам задуматься о смысле и целях нашей жизни

Чехов обращает наше внимание на необходимость перестать мерить жизнь только по успехам и материальному благополучию. Он призывает нас наслаждаться каждым мгновением, быть открытыми к новым возможностям и ценить прекрасное, не зависящее от внешней обстановки

Все это делает рассказ актуальным и значимым в любое время.

Короткий пересказ «Ваньки» Чехова

Краткое содержание «Ваньки» Чехова:

Сироте Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отправили учиться на сапожника Аляхина. Раньше он жил в деревне у дедушки, а теперь уже три месяца полностью подвластен злому, жестокому человеку.

В сочельник, дождавшись, когда хозяева пойдут в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу и стал писать письмо любимому дедушке, весёлому, доброму старику Константину Макарычу, работавшему сторожем в церкви хозяйский дом.

С детской искренностью и непосредственностью начал Ванька описывать все свои несчастья: как его ударила хозяйка за то, что он неправильно почистил селедку, или как хозяин отхлестал его ремнем, когда он заснул над колыбелью барского ребенка.

Потом мальчик стал вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива матушка, убиравшая господам дом, барышня часто угощала Ваньку сладостями, и он от скуки научился читать и писать. Мальчик вспомнил, как они с дедушкой пошли спиливать елку на Рождество, и выбрали самую красивую, самую стройную и самую пушистую елку.

Тогда Ванька снова отвлекся и стал описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых хоромов и лошадей. Но овец здесь не было, да и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал и стал умолять дедушку, чтобы забрал его отсюда. Ему было так плохо с незнакомцами, что нет слов: он постоянно был голоден, его били, и он часто плакал от тоски. Мальчик пришел бы в деревню пешком, но боялся замерзнуть по дороге. Закончив писать, Ванька указал на конверте адрес «В дедову деревню». Когда мальчик положил письмо в почтовый ящик, он мирно уснул.

Основная идея:

Любое горе не кажется таким сильным, если его разделить с кем-то. Сказка учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно к детям. А еще учит терпению, надежде на светлое будущее.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или к читательскому дневнику рекомендуем прочитать краткое содержание «Я буду спать» А. П. Чехова:

Сюжет рассказа «Каштанка» по главам

Анализ текста

Фольклорная основа, своеобразие языка повести

Образы Вакулы, Оксаны

При написании повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь воспользовался малороссийской сказкой о кузнеце и черте и сказанием о благочестивом живописце, изобразившем беса в храмовой росписи.Нечисть в повести, подобно сказочным персонажам, высмеивается и наказывается,добро одерживает победу над злом.

Вакула и его возлюбленная Оксана похожи на героев народных сказок. Смелый молодец полюбил капризную красавицу, которая придумала для него испытание: достать черевички, как у царицы

Путешествие для отважного героя оказывается непростым, но он подчинил своей воле черта и слетал на нем в столицу. Вернувшийся чудесным образом Вакула с черевичками царицы посватался к преобразившейся красавице

Завершение любовной истории напоминает счастливый конец сказки.


Вакула и Оксана

Художественное своеобразие языка повести, не похожего на литературный язык произведений иных писателей, помогает познать глубины народной культуры. Автор словно спрятался за рассказчика повестей Рудого Панька – носителя колоритной речи, которая пестрит украинизмами и просторечиями. Но в описаниях природы лирический язык и использование книжных оборотов речи указывают на образованного рассказчика, который в душе поэт-романтик. Отличительной особенностью языка повести является искрометный юмор и комическая игра слов в описании персонажей, их речи. Излюбленным юмористическим приемом Гоголя стала гипербола. Например, в описании Пацюка говорится, что этот запорожец наедался как шесть мужиков, пил сразу по ведру, был так толст, что не мог пролезть в двери.

Главный герой «Ночи перед рождеством» Вакула – не только мастер своего кузнечного дела, но и неплохой живописец. Парубку присуща независимость, смелость, смекалка и ловкость, он способен ради любви на самопожертвование. Он винит себя за то, что хотел вступить с нечистой силой в сговор, кается в грешном порыве погубить свою душу, готов исповедоваться и отмаливать свою вину перед Богом и людьми. Не случайно кузнец сблизился с запорожскими казаками, в образе Вакулы показан вольнолюбивый дух украинского народа.

В образе Оксаны представлена беспечная, легкомысленная и привередливая девушка. Она единственная избалованная дочь зажиточного козака Чуба. Оксана красива, у нее было много поклонников, которые не выдерживали ее капризов. Только Вакула, над которым она потешалась, был терпелив. В разлуке Оксана осознала, как ей дорог Вакула, когда до нее дошли слухи о его гибели, стала винить себя в неразумном поведении. Ведь не нужны ей были черевички, а дорога была любовь кузнеца.

Использование литературных приемов и символики в рассказе «В Рождественскую ночь»

А.П. Чехов активно использует в своем рассказе литературные приемы и символику для передачи смысловых глубин. Один из наиболее ярких символов – Рождество, которое на первый взгляд связано с радостью и семейными традициями, однако в рассказе оно приобретает совершенно иной смысл. Имеется в виду не просто праздник, а символическая встреча героя со своим прошлым, неудачами и одиночеством.

Другой литературный прием, использованный автором в рассказе, – это так называемый прием «устойчивого растяжения времени». Он заключается в увеличении продолжительности описываемых событий, которые, по сути, довольно быстро проходят в реальной жизни. Это создает особую атмосферу, увеличивает напряженность и ощущение тоски, которые сопровождают героя на протяжении всего рассказа.

Также в рассказе Чехов использует множество описаний окружающей среды, в том числе пейзажей. Они не только существенно влияют на настроение героя и читателя, но и служат символическими элементами, помогающими осознать внутренние переживания главного героя.

Вывод: использование литературных приемов и символики позволяет А.П. Чехову передать не только поверхностные события, но и глубокий внутренний мир героя. Используя приемы описания окружающей среды, устойчивого растяжения времени и символики Рождества, Чехов создает атмосферный рассказ, который проникает в сердце читателя.

Символизм в рассказе «В Рождественскую ночь» А.П. Чехов

Главный символ рассказа

Главным символом рассказа является дерево в комнате трактира. Оно является простым и незаметным предметом, но в то же время оно обладает глубоким символическим значением.

Дерево является символом жизни и реинкарнации. Внешне оно выглядит мертвым, но в нём живёт невидимая жизнь. Оно не только является украшением комнаты, но также символизирует надежду на обновление.

Кроме того, дерево также является символом доброты и человеческой души. В моменты отчаяния и тоски, оно является утешением для персонажей, напоминая им о вечности и бесконечности жизни

Дерево привлекает внимание героев, заставляя их задуматься о жизни и смысле её существования

В целом, дерево в комнате трактира является главным символом, которое помогает автору раскрыть глубокие темы рассказа, такие как надежда, судьба, жизнь и смысл её существования.

Знакомство с чертом

Кузнец решил разобраться в своих чувствах. Он действительно был влюблен в Оксану и собирался достать ей черевички, чтобы жениться на ней. За помощью он обратился к Пузатому Пацюку, известному своей связью с нечистой силой.

Хозяин дома ужинал — галушки и вареники сами окунались в сметану и залезали ему в рот. Это удивило Вакулу. Он робко попросил у запорожца помощи, а тот ответил, что ему может помочь только черт. И именно его кузнец носит за спиной. Вакуле в рот залез вареник, и он поспешил убежать из дома Пацюка.

В этот момент из мешка выпрыгнул черт и залез парню на шею. Он сулил ему Оксану в обмен на душу. Но кузнец был хитер — он схватил нечистого за хвост и перекрестил его. Вакула заставил черта везти его прямо в Петербург, к царице.

Подружки Оксаны нашли на дороге брошенные кузнецом мешки и отправились за санками, чтобы отвезти добро домой. Но их успели перетащить кум Чуба в свою хату вместе с ткачом. За содержимое мешков произошла драка с хозяйкой дома. И тут из них вылезли дьяк, Чуб и голова. Казак практически перестал увлекаться Солохой после такого происшествия.

Художественные образы

Каштанка

А.П. Чехов главным героем своего рассказа выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки легко узнать «человечка», чиновника, мещанина, служащего и без права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть тот, кто будет контролировать его действия, его жизнь

Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание «хозяина», его участие в судьбе «раба»

Сама Каштанка, по мнению автора, делит всех людей на собственников и покупателей. Первая, немногочисленная категория имела право истязать ее. Вторая категория людей может укусить собаку за теленка. Поэтому автор предполагает, что у «человечка» тоже есть способность «убрать душу» и «кого-нибудь укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не конкретного человека, а большинство жителей Российской Империи. Автор повести видит перед собой мертвую инертную массу. «Люди» постоянно жалуются на свое положение, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он более привычен и не требует с их стороны особых усилий. Унижение не так страшно, как отсутствие лидера. Ведь в этом случае вам придется взять на себя ответственность за свою жизнь, а это слишком сложно для того, кто привык жить чужим разумом.

Лука Александрыч

Первый владелец Каштанки Лука Александрич — типичный представитель разоренной знати, который переехал жить в город и стал плотником. Имя хозяина собаки — Лука — связано с глаголом «замаскировать», то есть «обмануть», «не говорить всю правду». Выбирая такое имя, автор решил проявить враждебное отношение к своему персонажу. Лука Александрич олицетворяет настоящего «учителя», без которого «человечки» не представляют своей жизни. Он груб, жесток, часто пьян. Не имея в жизни особых радостей, плотник заявляет о себе, унижая самых слабых.

Его сын Федюшка под стать плотнику. Несмотря на то, что мальчик не очень старый, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В конце рассказа, на Федюшке, можно увидеть фуражку Луки Александрыча, что можно рассматривать как предположение автора о том, что на смену старым «хозяевам», уже «одевшимся», вырастает столь же деспотичное молодое поколение шапка отца».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: