Краткое содержание Куприн Святая ложь
Иван Иванович Семенюта – еще один герой, воплощающий маленького человека. Он не глуп, но в жизни ему не везет. В школе над ним измывались мальчишки, по причине его робости и стеснительности.
Хулиган бросается бумагой в учителя, а виноватым остается Семенюта. Добропорядочный и тихий Ваня постоянно оказывается козлом отпущения, несмотря на то, что не принимает участия в мальчишеских шалостях.
Старой маме постоянно приходилось просить, чтобы Ивана не исключали из школы.
Так он доучился до 6 класса, а после выдачи аттестата, мать потратила последние сбережения, чтобы принарядить сына и отправить его на поиски работы.
Совет
Обитая в доме призрения, мать Ивана выпросила для сына спальное местечко, которое являло собой несколько сдвинутых вместе табуреток и стул. Спустя год, Иван все-таки нашел место в казенной палате, где стал служить писцом.
Иван Иванович трудился верно и усердно: являлся первым и последним уходил, брался за всякое поручение, но не снискал одобрения, потому что дружбы ни с кем не водил и бильярдом не интересовался.
Но Семенюта радовался каждой заработанной копейке, отдельной комнате и возможности хоть изредка радовать мать посылками.
На второй год его даже приняли в штат, но затем обвинили в воровстве – марки и деньги пропали из стола у самого директора.
Спустя время, сторож Анкудин с прошлой работы Ивана, перед смертью сознался, что это он был виноват в воровстве. Иван возвращается в редакцию и счастливо живет с матерью, которая все это время подозревала сына в обмане, в чем никогда не признается.
Семенюта же, в свою очередь, не хочет признаваться, что знал о ее догадках.
Автор называет поступки Семенюты «святой ложью» (отсюда и название рассказа), поднимает тему тяжелой доли маленького человека. Рассказ учит тому, что прототипы Ивана, готовые взвалить на себя чужие грехи, будут жить на свете во все времена. Но счастливого финала в жизни может и не произойти.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
- Краткое содержание Кавказ БунинаРассказчик приехал в Москву. Он остановился недалеко от Арбата. У него есть возлюбленная. Он восторгается её манерами и красотой. Но у неё есть муж. Е
- Краткое содержание Дюма Королева МаргоВ данном произведении Александра Дюма идёт повествование о истории враждующих королевских семей. В сюжете неразрывно переплетаются военные события, дворцовые интриги и любовный сюжет
- Краткое содержание Коваль АлыйПриехал на границу служить молодой солдат. Ему в питомнике дали щенка и сказали дать ему кличку на букву «А». Каждый год кличка пса соответствовала определенной букве, в этом году это оказалась буква «А».
- Краткое содержание Гайдар Военная тайнаОдна из увлекательных произведений автора повествует нам о девушке, которой поручают комсомольское задание — отработать вожатой в пионерском лагере. Ей очень не хотелось выполнять эту роль, но потом она поняла
- Краткое содержание За двумя зайцами ОстровскогоУ дающего деньги под проценты ростовщика к мелкому коммерсанту, владеющему небольшой парикмахерской в центре Киева, Свириду Голохвостому накопилось много претензий, из-за накопленных
Подробное содержание концовки сериала «Святая ложь»
Светлана рассказывает Михаилу, что слепок с ключей от сейфа сделала женщина со светлыми волосами, а поддельные документы подложил мужчина с татуировкой якоря на руке. Михаил понимает о ком идёт речь.
Он едет к Алине, слышит её разговор о поездке в Испанию и записывает её признание на телефон. Михаил приезжает к финансовому директору и говорит ему, что у него есть доказательства того, что именно он подложил в сейф поддельные документы, показывая признание Алины. Она согласилась предать Михаила за большие деньги. Михаил обвиняет Леонида в том, что он подделал его подпись и перевёл деньги. Леонида задерживают.
Светлана сообщает настоятельнице, что должна покинуть монастырь, потому что беременна. Та считает, что если Светлана воспитает хорошего человека, то это станет искуплением всех грехов.
Вернувшись домой, Светлана узнаёт, что соседка пустила в её квартиру погорельцев. Она не может выгнать семью с детьми.
Светлана встречает свою бывшую соседку Риту. Та предлагает ей пожить в своём художественном салоне и помочь по работе.
Михаил пытается узнать у настоятельницы адрес Светланы, но та записала её по справке об освобождение. Он просит тётку дать хоть что-то. Она говорит, что знает адрес колонии, где Светлана отбывала наказание.
Партнёр Риты Костя берёт на продажу ворованную икону у некого Вовчика и просит того уходить, чтобы Рита его не увидела.
У Светланы случается видение, как была украдена икона.
Рита находит икону, но Костя объясняется тем, что забыл зарегистрировать икону.
В салоне пропадает гранатовый браслет.
Рита просит Светлану показать вещи, браслет оказывается в вещах Светланы. Светлану снова посещает озарение, она видит, что браслет подложил Костя. Она заявляет об этом Рите. Костя отпирается. Рита прогоняет Светлану.
Рите докладывают, что Костя, несмотря на обещание, встречается с контрабандистом, а потом вором Вовчиком, а также у него есть подруга. Рита отправляется к Косте домой.
Светлану задерживают на вокзале по подозрению в нападение на Риту, которая сейчас в больнице без сознания.
Не найдя Светлану по месту прописки, Михаил отправляется к участковому.
Светлана видит, что на Риту напал Вовчик и снял с неё браслет.
Михаил предлагает Светлане свою помощь, объяснив свой неожиданный отъезд из монастыря. Ему надо было решить вопрос с поддельными документами, тогда Светлана ему очень помогла.
Михаил приезжает к Вовчику, советует пойти в полицию и написать чистосердечное признание в убийстве Риты.
Вовчик собирается бежать, прихватив браслет. Его арестовывают. Михаил сообщает ему, что Рита жива. Вовчик говорит, что его заставил Костя, которому он должен деньги.
Прошло время. Михаил и Светлана поженились, у них родилась дочь. Светлана потеряла свой дар, чему очень рада. Сериал «Святая ложь» заканчивается на этом.
Сериал Святая ложь (2019) входит в рейтинги:
- Лучшие сериалы канала Россия
- Лучшие русские сериалы последних лет
- Лучшие русские мелодрамы последних лет
- Лучшие русские сериалы о любви
«Святая ложь» Куприна
«Русский мир» Куприна разнообразен, ярок, вспыльчив, многонационален, витален, и основанием ему служит та же «самоочевидная истина», от которой отталкивается американская Декларация независимости: «все люди… наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью». Этот мир полноводен, как Волга, близ которой родился Куприн, так же живописен и переменчив.
Русский пейзаж у Куприна — вовсе не унылая равнина с мелколесьем и гнилыми деревеньками: это великая равнина большой истории, на которой вольно бродят народы, по которой течет великая река, и берега ее то пологи, то идут морщинами гор, то встают песчаными обрывами, полными ласточкиных гнезд.
Она именно такова, эта «русская матрица»: собрав ее из тех деталей, которые он обнаружил в мире богаделен, служивых, ямщиков, лошадей их, циркачей и их тигров и обезьян, проституток и их клиентов, шулеров и их жертв, рыбаков и их косяков рыб, писатель показал нам ее — не «плавильный котел» даже, но море горячей человеческой лавы.
На самом деле, так он и выглядит, русский пейзаж: постепенно разливающиеся невероятные ландшафты.
Обратите внимание
От северо-западной влажной и вечнозеленой тайги, от горизонтальной доминанты Петербурга с его жуткой и героической «государственной» историей, с его рифмой египетской родине обесчещенных (без бород) сфинксов у Академии художеств: тут и пушкинский Медный всадник, и призраки маленьких людей, и кости работных людей — строителей города, и блокадные могилы.
Далее — к мерзлым тундрам и Ледовитому океану с запасами всех на свете богатств, от нефти до алмазов, — на север. Или к светлым дубравам и древним городам (Псков, Смоленск) на холмах — на юго-запад. Через тихую Тверь к шебутной Москве — в центр, в сердце страны (если считать Петербург ее головой).
К лесостепным голубовато-соломенным просторам — на юго-восток, где как раз разлилась купринская Волга: пьяные пароходы, кроваво-красные на срезе арбузы и синее марево жары над очертанием Жигулевских гор. А на восток — Урал, с его лесами, скалами, старыми копями и заводами, с быстрыми реками и загаженными озерами.
За ним — до сих пор дикие, необъезженные просторы Сибири, полные леса, рыбы и зверья, а еще дальше — изумрудный Тихий океан, и гордый Владивосток, и порт Находка, и Камчатка, и острова… Столько богатства, столько свободы, пространства для жизни, для многих жизней! Проза Куприна звенит этим ощущением пространства и простора; но что же мы за народ такой, если на благословенных этих землях у нас из века в век пасется подневольное стадо, которому ни к чему дары свободы
, — вот этим вопросом задается Куприн; и сто лет прошло уже, а вопрос по-прежнему актуален.
Писательское ремесло подразумевает определенную жестокость. Анна Старобинец
Я бы, пожалуй, выразилась еще жестче: писатель — это вампир, которому каждый охотно подставляет горло в надежде на бессмертие.
Всякий творец так или иначе соперничает с Богом — и за это расплачивается обреченностью жить в «страхе Божием», буквально и повседневно.
Надо думать, Куприн до определенного момента жил совершенно бесстрашно; у него попросту не было времени испугаться. Всю его жизнь занимал тот самый русский мир, или русский миф, беспредельный, беспощадный, но вовсе не бессмысленный.
Важно
Когда этот мир взломали, запрудили его реки и предприняли попытку использовать их энергию в неподобающих целях, Куприн впал в своего рода детство, принялся писать сусальные книжки, заболел, потом вернулся на родину умирать.
И умер вместе с ней — это было уже единственное, что он мог сделать.
Может быть, это огненное море яростных людей когда-нибудь снова разольется и будет жить, любить и творить святые дела и непотребства. «Широк русский человек, я бы сузил», — сказал Достоевский
. Куприн мог бы сказать: «Широк русский человек, пускай разольется!»
Он был романтик, Александр Куприн.
Решу егэ
(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол. (3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят…
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте.
(51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает
(52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться
(53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Сочинение по произведению Святая ложь
Основным персонажем произведения является Иван Иванович Семенюта, представленный писателем в образе неплохого человека, которого на его жизненном пути преследуют сплошные неудачи.
Герой описывается в рассказе в качестве робкого, нерешительного, стеснительного человека, проживающего совместно с престарелой матерью, который с раннего детства испытывает на себе издевательства окружающих, как детей, так и взрослых.
Семенюта всегда оказывается виновником шалостей других детей, не в состоянии постоять за собственное достоинство.
С трудом закончив шесть классов гимназии, Иван Иванович становится в числе исключенных из учебного заведения и любящая мать, потратив последние сбережения и приобретя сыну приличную одежду, отправляет его на поиски работы.
Промаявшись с трудоустройством около года, Семенюта находит место писчего в казенном учреждении, предоставившим ему помимо работы служебную жилплощадь.
Иван Иванович выполняет порученную ему работу, проявляя необычайное усердие и трудолюбие, отдавая службе все свои силы и время, однако не пользуется в коллективе почетом и уважением, не заводя близких знакомств, избегая участия в массовых служебных мероприятиях, например, в виде бильярдных игр. Изредка Семенюта передает для матери небольшие подарки, желая оказать ей посильную помощь.
В один момент Иван Иванович лишается спокойной, стабильной работы, поскольку становится обвиненным в краже денежных средств из директорского кабинета. В связи с отсутствием работы Семенюта вынужден скитаться по подвалам, существуя вместе с подобными несчастными людьми, перебивающимися случайными заработками. Несколько раз за год, Иван Иванович навещает старую матушку, приведя себя в подобающий вид, и ведет с женщиной восторженные беседы о продвижении собственной карьеры, которая в скором времени позволит приобрести им добротный дом.
Неожиданно Семенюта узнает о признании перед смертью сторожа казенной палаты в совершении им преступления, за которое был уволен Иван Иванович. Жизнь преподносит Семенюте приятный сюрприз в виде восстановления его потерянной репутации и предоставления прежнего места работы.
В финале произведения, которое заканчивается хорошим концом, писатель намекает читателю о материнском чутье, подсказывавшем женщине о сыновьей лжи, нежелающей признаваться в жизненных трудностях во имя спокойствия близкого человека.
Решу егэ
(1)Вот уже три года, как его незаслуженно оклеветали и лишили работы, Иван Семенюта живёт дикой, болезненной и страшной жизнью. (2)Он ютится в полутёмном подвале, где снимает самый сырой и холодный угол.
(3)Чем существует Семенюта, − он и сам не скажет. (4)Он не брит, не стрижен, волосы торчат у него на голове, точно взъерошенное сено, бледное лицо опухло нездоровой подвальной одутловатостью, сапоги просят каши.
(5)Но есть четыре дня в году, когда он старается встряхнуться и изменить свой запущенный вид. (6)Это на Новый год, на Пасху, на Троицу и на тринадцатое августа. (7)Накануне этих дней он путём многих усилий и унижений достаёт пятнадцать копеек − пять копеек на баню, пять на цирюльника и пять копеек на плитку шоколада или на апельсин.
(8)И вот, начистив до зеркального блеска сапоги, замазав в них дыры чернилами, тщательно обрезав снизу брюк бахрому, надев бумажный воротничок с манишкой и красный галстук, которые обыкновенно хранятся у него целый год завёрнутыми в газетную бумагу, Семенюта тянется через весь город во вдовий дом с визитом к матери. (9)Обыкновенно он норовит попасть к вечеру, когда не так заметны недостатки его костюма.
(10)Мать, завидев родного сына, быстро встаёт, подымая очки на лоб. (11)Клубок шерсти падает на пол и катится, распутывая петли вязанья.
− (12)Ванёчек! (13)Милый! (14)Ждала, ждала, думала, так и не дождусь моего ясного сокола. (15)Вид у тебя неважный, Ванёк, − говорит старушка и сухой жёсткой рукой гладит руку сына, лежащую на столе. − (16)Побледнел ты, усталый какой-то.
− (17)Что поделаешь, маман! (18)Служба. (19)Я теперь, можно сказать, на виду. (20)Мелкая сошка, а вся канцелярия на мне. (21)Работаю как вол. (22)Согласитесь, маман, надо же карьеру делать? – и вручает ей апельсин.
− (23)Не утомляйся уж очень-то, Ванюша.
− (24)Ничего, маман, я двужильный. (25)Зато на Пасху получу коллежского, и прибавку, и наградные. (26)И тогда кончено ваше здешнее прозябание. (27)Сниму квартирку и перевезу вас к себе. (28)И будет у нас не житьё, а рай. (29)Я на службу, вы − хозяйка.
(30)Этот робкий, забитый жизнью человек всегда во время коротких и редких визитов к матери держится развязного, независимого тона, бессознательно подражая тем светским «прикомандированным» шалопаям, которых он в прежнее время видел в канцелярии. (31)Отсюда и дурацкое слово «маман». (32)Он всегда звал мать и теперь мысленно называет «мамой», «мамусенькой», «мамочкой», и всегда на «ты».
(33)Семенюта призывает на помощь всё своё вдохновение и начинает врать развязно и небрежно. (34)Правда, иногда он противоречит тому, что говорил в прошлый визит. (35)Всё равно, он этого не замечает. (36)Замечает мать, но она молчит. (37)Только её старческие глаза становятся всё печальнее и пытливее.
(38)Служба идёт прекрасно. (39)Начальство ценит Семенюту, товарищи любят…
(40)И он говорит, говорит без конца, разжигаясь собственной фантазией, а мать смотрит на него, заворожённая волшебной сказкой.
(41)Наступает время, когда надо уходить. (42)Мать хочет проводить сына в переднюю, но он отклоняет эту любезность.
− (43)Ну, что, в самом деле, маман. (44)Дальние проводы − лишние слёзы. (45)И простудитесь ещё, чего доброго. (46)Берегите себя!
(47)…Когда же судьба покажет Семенюте не свирепое, а милостивое лицо? (48)И покажет ли? (49)Я думаю − да. (50)И будет жить Семенюта вместе со своей мамашей ещё очень долго, будет с ней жить в тихом, скромном и тёплом уюте.
(51)Но никогда старушка не намекнёт на то, что она знала о его обмане, а он никогда не проговорится о том, что он знал, что она знает
(52)Это острое место всегда будет осторожно обходиться
(53)Святая ложь − это такой трепетный и стыдливый цветок, который увядает от прикосновения.
(По А. И. Куприну*)
*Александр Иванович Куприн (1870–1938) – русский писатель, автор многочисленных рассказов и повестей.
Краткое описание сюжета «Святая ложь»
В субботу на канале Россия-1 зрителям было предложено посмотреть мистический фильм Святая ложь. Если вам нравятся мистические мелодрамы, этот фильм вам безусловно придётся по душе.
Главные герои Светлана и Дмитрий молодые люди давно встречаются любят друг друга и всё идёт к свадьбе. Они мечтают, о том что скоро у них будет свой дом и дети. И любовь кажется буквально безграничной святая ложь . Каждый ли человек задумывается над таким вопросом, на всё ли можно пойти чтобы любимому человеку было хорошо. Наверное да но кто любит Часто ли может поверить в то что, человек который предмет твоего обожания, Может тебя в тяжёлый момент предать. Светлана точно об этом не задумывалась, и в один вечер её жизнь полностью перевернулась.
Краткое описание сериала «Святая ложь» 2019
Содержание серий сериала «Святая ложь» 2019 вращается вокруг истории влюбленный пары, Светланы и Дмитрия. Молодые люди собираются пожениться, но счастливым мечтам, увы, не суждено сбыться. Незадолго до свадьбы на влюбленных нападают уличные хулиганы, и эта встреча оборачивается настоящей трагедией.
В драке Дмитрий убивает одного из бандитов. Светлана решает во что бы то ни стало спасти любимого – она берет вину на себя, и сама попадает за решетку. Впереди женщину ждут тяготы и страшное предательство, а главное – неожиданное появление таинственного дара видеть будущее. С этого момента жизнь Светланы резко изменится, но вот в какую сторону – большой вопрос. Чем закончится сериал «Святая ложь»? Возможно ли пережить предательство того, кто еще вчера был так близок?..
Святая ложь
Иван Иванович Семенюта — вовсе не дурной человек. Он трезв, усерден, набожен, не пьет, не курит, не чувствует влечения ни к картам, ни к женщинам. Но он самый типичный из неудачников. На всем его существе лежит роковая черта какой-то растерянной робости, и, должно быть, именно за эту черту его постоянно бьет то по лбу, то по затылку жестокая судьба, которая, как известно, подобно капризной женщине, любит и слушается людей только властных и решительных. Еще в школьные годы Семенюта всегда был козлищем отпущения за целый класс. Бывало, во время урока нажует какой-нибудь сорванец большой лист бумаги, сделает из него лепешку и ловким броском шлепнет ею в величественную лысину француза. А Семенюту как раз в этот момент угораздит отогнать муху со лба. И красный от гнева француз кричит: — О! Земнют, скверный мальчишка! Au mur! К стеньи! И бедного, ни в чем не повинного Семенюту во время перемены волокут к инспектору, который трясет седой козлиной бородой, блестит сквозь золотые очки злыми серыми глазами и равномерно тюкает Семенюту по темени старым, окаменелым пальцем. — Ученичок развращенный! Ар-ха-ро-вец. . . Позорище заведения!. . У-бо-и-ще!. . Ос-то-лоп!. . И потом заканчивал деловым холодным тоном: — После обеда в карцер на трое суток. До рождества без отпуска (заведение было закрытое), а если еще повторится, то выдерем и вышвырнем из училища. Затем звонкий щелчок в лоб и грозное: «Пшол! Козли-ще!» И так было постоянно. Разбивали ли рогатками стекла в квартире инспектора, производили ли набег на соседние огороды, — всегда в критический момент молодые разбойники успевали разбежаться и скрыться, а скромный, тихий Семенюта, не принимавший никакого участия в проделке, оказывался роковым образом непременно поблизости к месту преступления. И опять его тащили на расправу, опять ритмические возгласы: — У-бо-ище!. . Ар-ха-ро-вец!. . Ос-то-лоп!. . Так он с трудом добрался до шестого класса. Если его не выгнали еще раньше из училища с волчьим паспортом, то больше потому, что его мать, жалкая и убогая старушка, жившая в казенном вдовьем доме, тащилась через весь город к инспектору, к директору или к училищному священнику, бросалась перед ними в землю, обнимала их ноги, мочила их колени обильными материнскими слезами, моля за сына: — Не губите мальчика. Ей-богу, он у меня очень послушный и ласковый. Только он робкий очень и запуганный. Вот другие сорванцы его и обижают. Уж лучше посеките его. Семенюту довольно часто и основательно секли, но это испытанное средство плохо помогало ему. После двух неудачных попыток проникнуть в седьмой класс его все-таки исключили, хотя, снисходя к слезам его матери, дали ему аттестат об окончании шести классов. Путем многих жертв и унижений мать кое-как сколотила небольшую сумму на штатское платье для сына. Пиджачная тройка, зеленое пальто «полудемисезон», заплатанные сапоги и котелок были куплены на толкучке, у торговцев «вручную». Белье же для него мать пошила из своих юбок и сорочек. Оставалось искать место. Но место «не выходило» — таково уж было вечное счастье Семенюты. Хотя надо сказать, что целый год он с необыкновенным рвением бегал с утра до вечера по всем улицам громадного города в поисках какой-нибудь крошечной должности. Обедал он и ужинал во вдовьем доме: мать, возвращаясь из общей столовой, тайком приносила ему половину своей скудной порции. Труднее было с ночлегом, так как вдовы помещались в общих палатах, по пяти-шести в каждой. Но мать поклонилась псаломщику, поклонилась и кастелянше, и те милостиво позволили Семенюте спать у них на общей кухне на двух табуретках и деревянном стуле, сдвинутых вместе. Наконец-то через год с лишком нашлось место писца в казенной палате на двадцать три рубля и одиннадцать с четвертью копеек в месяц. Добыл его для Семенюты частный поверенный, Ювеналий Евпсихиевич Антонов, знавший его мать во времена ее молодости и достатка. Семенюта со всем усердием и неутомимостью, которые ему были свойственны, влег в лямку тяжелой, скучной службы. Он первый приходил в палату и последний уходил из нее, а иногда приходил заниматься даже по вечерам, так как за сущие гроши он исполнял срочную работу товарищей. Остальные писцы относились к нему холодно: немного свысока, немного пренебрежительно. Он не заводил знакомств, не играл на бильярде и не разгуливал на бульваре со знакомыми барышнями во время музыки.
—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ