Содержание
В одной деревне жил одинокий старик. Был он не из местных, пришёл сюда издалека давным-давно. И тогда он был уже седым и молчаливым, а на лице его пролегал «кривой рваный шрам». Все сразу поняли, что этот человек повидал в своей жизни немало горя, и не трогали его. Старик этот «сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб». А когда выдавались свободные деньки, он плёл корзины и подшивал валенки для односельчан.
Как-то раз деревенский мальчишка восьми лет Ивашка Кудряшкин надумал залезть в колхозный сад и стащить оттуда яблоки, чтобы потом от души полакомиться ими. Но он неудачно зацепился за забор и упал на колючки крыжовника. От боли Ивашка закричал, тут и поймал его старый сторож. Но, вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его.
Мальчику стало очень стыдно за свой поступок. В печальных раздумьях он забрёл в лес, начал уставать и присел отдохнуть на голубой камень, но быстро вскочил: ему показалось, «что он сел на лесную пчелу и она его через дыру штанов больно ужалила». Но никаких пчёл рядом не было
Ивашка осторожно потрогал камень и понял, что он был горячим.
Принялся Ивашка внимательно осматривать чудной камень и увидел на его поверхности буквы. Мальчик прочитал, что тот, «кто снесёт этот камень на гору и там разобьёт его на части, тот вернёт свою молодость и начнёт жить сначала». Под словами стояла странная печать — «два креста, три хвоста, дырка с палочкой и четыре запятые».
Мальчишке было всего восемь лет, и начинать жить сначала ему не хотелось — ведь тогда бы пришлось снова целый год учиться в первом классе, где он отставал от своих одноклассников. Ивашка подумал:
И вспомнил он старого больного, но доброго сторожа. Мальчик решил вернуть ему «молодость, чтобы он не кашлял, не хромал и не дышал так тяжко».
С такими планами отправился Ивашка к сторожу, но тот выслушал его и сказал, что не может покинуть своё рабочее место. Если он уйдет сейчас с мальчиком, то могут появиться нехорошие люди и обворовать колхозный сад. Сторож попросил, чтобы Ивашка сам отнёс камень на гору, а после он «придёт туда ненадолго и чем-нибудь скоренько по камню стукнет».
И на следующий день Ивашка взял с собой рукавицы и отправился к горячему голубому камню. Придя на место, он принялся за работу. Было очень тяжело катить камень на гору, однако Ивашке прибавляла сил мысль, что он делает доброе дело для хорошего человека. Благодаря его стараниям больной старый сторож «помолодеет и начнёт жить сначала».
Наконец, к вечеру он дотащил камень на гору, и присев отдохнуть, Ивашка увидел сторожа, который поднимался к нему. Мальчик с удивлением увидел, что руки старика пусты, не было «ни молотка, ни топора, ни лома». Взойдя на гору и глянув на камень, старик сказал Ивашке, что не хочет начинать жизнь сначала.
Сторож объяснил Ивашке, что свои дорогие воспоминания он не променяет ни на какие богатства
Своё здоровье старик потерял в борьбе за освобождение страны от гнёта богачей, с которым отважно бился с верными боевыми товарищами. С гордостью он вспоминал события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты
И теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других. А если начать новую жизнь — значит, предать память о друзьях, предать священное дело, за которое он боролся. На том закончил свой рассказ сторож.
Старик и мальчик спустились с горы. А волшебный голубой камень до сих пор «лежит на той горе неразбитым». Многие люди подходят к нему. Они читают надпись, думают и потом качают головой и уходят восвояси.
Читать краткое содержание Гайдар Горячий камень
Давным давно, поселившись в одном из сел, жил одинокий, с виду нелюдимый старик. Не понаслышке люди, находящиеся рядом с ним, знали о нелегкой его судьбе: трудолюбивый старик был очень седым, а лицо пересекал шрам, который оставлял впечатление, что человек этот очень несчастный.
Поймал он однажды в своем саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, тщетно пытавшегося оборвать яблоню в его саду. Вместо того, чтобы со всей строгостью проучить воришку, он молча отпустил мальчика, пожалев его. Не получив сурового наказания за свой поступок, сгорая от стыда, испуганный Ивашка отправился в лес, по пути в который набрел на болото. Там он нашел камень и с удивлением обнаружил, что камень этот волшебный. Прочтенная на нем надпись — снести камень на гору, в результате чего вернется молодость, — не давала покоя Ивашке.
После долгих раздумий он так и не решился воспользоваться его волшебными свойствами. Ведь обычное детское желание перепрыгнуть в школе из первого класса в третий — несбыточная мечта, просто фантазия. А повторить еще раз череду неприятных событий первого класса, связанных с отставанием в учебе, он не желал. Огорчившись, что не нашлось повода разбить камень самому, Ивашка, поравнявшись с садом, вдруг вновь повстречал того старика, который смилостивился над ним
Усталый, болезненный вид пожилого человека заставил мальчика обратить на него особое внимание. Ведь человек, в чей сад залез Ивашка, кому мог нанести ущерб и доставить неприятности, не только не наказал его, но отпустил без укора и упрека.
Проявив благородство, мальчик решил отплатить за добро добром. Ведь судя по внешнему виду старика, перенес он в жизни немало бед. Об этом напоминает и шрам на лице, и хромота, и его угрюмый усталый вид. Вернуть молодость и прожить жизнь заново так, как хочется — именно это он и предложил деду. Однако камень необходимо было перенести на гору и разбить его там. С огромным трудом пришлось самому Ивашке сделать это.
Добрые мысли не покидали мальчика. Вспоминая свои жизненные ситуации, он по-детски наивно полагал, что это были действительно лучшие моменты в его жизни. Именно поэтому он желал поделиться счастьем с бедным пожилым человеком.
Но каково же было удивление Ивашки, когда придя на гору, встретив старика с пустыми руками, услышал от него отказ разбить камень. Признание себя самым счастливым на свете ошеломило мальчугана. Вспоминая свое прошлое, он с гордостью восстанавливал в памяти события прошлых лет: военные дни, победы и поражения, болезни и радостные минуты.
Оказалось, что счастье для этого старика заключалось в труде, в участии в великих боях за родную страну. А начать жизнь заново — значит стереть это прошлое, убрать из памяти нескончаемую череду грустных и радостных событий. Ведь благодаря им теперь он может с уверенностью сказать, что прожил жизнь честно и достойно, с пользой для других.
Камень, волшебством которого не воспользовались ни Кудряшкин Ивашка, ни старик, так и остался лежать на горе нетронутым. Никто не решился разбить его, помолодеть и без ошибок прожить свою жизнь с самого начала.
Произведение показывает, что не нежно прожигать свою жизнь впустую.
Оцените произведение:
- 3.83
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 346
Читать краткое содержание Горячий камень. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание Гайдар Горячий камень
Произведение «Горячий камень» было создано советским писателем Аркадием Петровичем Гайдаром в 30 годах 20 века.
В одном селе жил старик. Был он хромым и седым, со шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад. Также он зарабатывал себе на жизнь плетением и продажей корзин. Восьмилетний Ивашка Кудряшкин захотел своровать яблоки с колхозных яблонь и забрался в сад. Да только порвал штаны, угодил в заросли колючего шиповника и был пойман сторожем. Старик не стал ругать мальчика, а просто отпустил его домой. Пристыженный Ивашка пошёл в лес, да заплутал и вышел на болото.
Решил он передохнуть на камне, что торчал из мха. Но, попытавшись сесть на него, мальчик подскочил. Ему почудилось, что он уселся на пчелу, которая его ужалила. Но оказалось, что сам камень был горячим. Виднелись на нём буквы, что кто затащит горячий камень на высокую гору, разобьёт его, то помолодеет. Решил Ивашка, что нашёл волшебный камень. Да не захотелось мальчику снова становиться маленьким и вновь ходить в первый класс. Тогда пошёл Ивашка домой, увидел старика и рассказал ему всё. Тогда пожилой человек сказал мальчику, чтобы тот снёс камень в гору, а после старик сам придёт, разобьёт его и помолодеет.
Утром следующего дня Ивашка прихватил с собой мешок покрепче и варежки потолще, чтобы не обжёг его камень, и пошёл на болото. Очень тяжело пришлось мальчику, он трудился целый день, но он наконец-то притащил горячий камень на гору. Ивашка сидел на траве и радовался, что старик вновь станет молодым, а жить ему станет гораздо легче. Поздно вечером пришел старик без инструмента. А на вопрос мальчика, чем же он будет разбивать камень, ответил, что не хочет он снова молодеть. Старик сказал, что он счастлив. Как оказалось, пожилой человек прожил прекрасную жизнь. Он боролся за счастье простого народа и получил много житейского опыта за прожитые годы. А на вопрос мальчика, зачем он тащил тяжеленный горячий камень из болота ответил, что пусть камень лежит на виду, вдруг кто-то захочет стать молодым. Много лет прошло с того времени, а камень так никто и не разбил.
Произведение Аркадия Петровича Гайдара учит читателей быть трудолюбивыми, справедливыми и ценить опыт прошлых лет.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание Горячий камень Гайдара для читательского дневника
Год: 1941 Жанр: рассказ
Главные герои: Ивашка Кудряшкин, старый сторож
Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте. Там обнаружил волшебный камень с надписью, призывавшей разбить его и тем самым вернуть молодость. Но Ивашка так и не решился воспользоваться им. Он перенес камень на гору в надежде, что несчастный старик, сжалившийся над ним, начнет новую жизнь. Однако вскоре был удивлен его отказом. Оказалось, что жизнь старика была счастливой и проживать ее сначала он не желал. Камнем этим так никто и не воспользовался.
Вывод: Рассказ А. Гайдара «Горячий камень» учит тому, чтобы мы помнили, как быстротечна наша жизнь. И пока мы растрачиваем силы на бесполезные дела, можем упустить шанс приумножить богатства нашей души путем совершения поистине добрых поступков, проявления сострадания, человечности.
Характеристика старика
В самом начале произведения читатели видят старика глазами автора. Он представлен как человек, повидавший много горя. Окружающие люди относятся к деду с сочувствием. Детям он кажется нелюдимым и угрюмым, поэтому они побаиваются старика.
Дальнейшие события сказки показывают, что сторож колхозного сада оказывается добрым и жалостливым человеком — он не наказывает Ивашку за серьезный проступок.
Смотреть галерею
В конце произведения мальчик и читатели вместе с ним проникаются уважением к старику. Это происходит после того как он рассказывает историю своей жизни, наполненную яркими, а порой и трагичными событиями.
Старик ощущает себя по-настоящему счастливым человеком, он гордится прожитой жизнью и не стремится что-либо менять в ней.
Сюжет
В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.
Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрёл куда глаза глядят. Так он дошёл до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил: камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившую, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьёт его, вернёт свою молодость.
Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами и не хотел начинать жизнь с чистого листа.
Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.
Читательский дневник по сказке «Горячий камень» Гайдара
Сюжет
Сторож колхозного сада поймал 8-летнего Ивашку Кудряшкина на краже яблок, но из жалости отпустил. В благодарность мальчик рассказывает ему о найденном волшебном камне, который дарит новую жизнь и вторую молодость. Однако старик отказывается разбить камень: его молодость была тяжелой, но честной, он счастлив, что боролся за свободу народа. Так никто камень и не тронул. Не стал и рассказчик, чтоб люди не осудили дурака, который не может эту жизнь прожить счастливо.
Отзыв
Философская сказка о том, что счастье – в спокойной совести за достойно прожитую жизнь. Старик думал о людях больше, чем о себе. Нужно уметь найти счастье и смысл в этой жизни, а не начинать все заново людям на смех. Камень обжигает, чтобы человек не торопился, подумал: надо ли ему вторая жизнь. Сказка учит жить по совести, с пользой не только для себя, но и других, быть патриотом, отзывчивым, благодарным, честным, скромным, бескорыстным, трудолюбивым, судить людей не по внешности, а делам.
Вариант 2
Рассказ “Горячий камень” Гайдара – это история о мальчике, который жил в деревне и мечтал о том, чтобы стать космонавтом. Он был увлечен космосом и мечтал о том, чтобы лететь в космос и исследовать неизведанные просторы. Однажды он нашел горячий камень, который оказался метеоритом. Мальчик решил, что это знак судьбы и начал готовиться к своей мечте.
Однако, его отец не поддерживал его мечту и считал, что лучше заниматься фермерством. Мальчик не сдавался и продолжал учиться, чтобы попасть в космический институт. Он даже продал горячий камень, чтобы купить учебники. Мальчик был настойчив и упорен, и его мечта стала его главной целью в жизни.
В конце концов, мальчик смог попасть в космический институт и стать космонавтом. Он уехал в Москву и начал учиться в институте. Он учился усердно и не сдавался, даже когда ему было трудно. Он знал, что его мечта стоит того, чтобы бороться за нее.
Когда мальчик закончил учебу, он стал космонавтом и отправился в космос. Он провел там несколько месяцев и исследовал неизведанные просторы. Он был счастлив, что его мечта сбылась, и он смог показать всем, что мечты могут стать реальностью.
Когда мальчик вернулся в свою деревню, он был героем. Все жители деревни гордились им и уважали его. Он показал всем, что мечты могут сбываться, если верить в них и упорно работать. Он показал, что никогда не стоит сдаваться и что всегда есть шанс достичь своей мечты.
Рассказ Гайдара наполнен оптимизмом и верой в человеческие возможности. Он показывает, что даже в трудных условиях можно достичь своей мечты, если не сдаваться и верить в себя. Это история о том, что никогда не стоит отказываться от своих мечтаний и что всегда есть шанс на успех, если упорно работать и верить в себя.
«Горячий камень» — читательский дневник по сказке А. Гайдара
Сказка «Горячий камень» была написана Аркадием Гайдаром незадолго до начала Великой Отечественной войны в апреле 1941 года.
Главные герои и их краткая характеристика
Ивашка Кудряшкин – деревенский восьмилетний мальчик, большой проказник, но добрый и отзывчивый.
Старик-сторож – умудренный жизненным опытом мужчина, добрый и незлопамятный.
Краткое содержание и сюжет
В деревне жил одинокий старик – седой, хромой, с большим шрамом на лице. Он сторожил колхозный сад, а в свободное время подшивал валенки и делал корзинки.
Однажды местный мальчик Ивашка решил забраться в колхозный сад, чтобы полакомиться яблоками. На заборе он зацепился за гвоздь, упал в колючий кустарник и что есть силы закричал. Тут-то его и поймал старый сторож. Но он пожалел мальчика, и отпустил его. Ивашке стало очень стыдно, и он побрел куда глаза глядят. Так он дошел до болота, где решил передохнуть на голубом камне. Едва сев на него, он тут же подскочил – камень оказался очень горячим. Ивашка догадался, что камень – волшебный. Очистив его от старой грязи, он увидел надпись, гласившей, что тот, кто поднимет камень на гору и разобьет его, вернет свою молодость.
Ивашка решил подарить «молодильный» камень доброму сторожу. Вот только старик отказался разбивать камень. Он рассказал мальчику, что прожил трудную, но очень интересную и счастливую жизнь. Сторож гордился своими прожитыми годами, и не хотел начинать жизнь с чистого листа.
Старик предложил Ивашке оставить камень на видном месте, чтобы его разбил тот, кто захочет вернуть свою молодость. С тех пор много народу побывало у волшебного камня, вот только никто так и не решился разбить его.
Очень краткое содержание для читательского дневника
Жили в деревне старик-сторож, одинокий и весь в шрамах, и мальчик Ивашка, веселый и озорной. Поймал как-то сторож Ивашку в саду, но отпустил. От стыда убежал Ивашка в лес, на болото, и нашел волшебный камень, который молодость возвращает. Предложил Ивашка старику молодость вернуть. Затащил Ивашка камень на гору, а старик не хочет камень разбивать, про молодость рассказывает. И лежит до сих пор камень на горе никем не разбитый
Чему учит
Сказка учит ценить прожитые годы, искренне радоваться всему хорошему, что происходит, и не отчаиваться, когда наступает черная полоса. Произведение учит любить жизнь – самое ценное, что есть у каждого человека.
Отзыв
Сказка заставляет задуматься о смысле жизни, о том, что действительно важно. Невозможно прожить всю жизнь, не ведая печали, но нужно уметь достойно переносить все жизненные испытания
Вывод и мое мнение
Гайдар рано начал взрослую жизнь, еще мальчиком он участвовал в гражданской войне и все его произведения посвящены борьбе за светлое будущее. В этом рассказе — притче он поднимает вопрос: зачем человек живет? В чем он видит цель своей жизни? Что должен любой человек ценить в прожитых годах?