Краткое содержание Король Лир Шекспира
Могучий ороль Лир, чувствуя приближение смерти, решил поделить владение меж дочерями, Гонерильей, Реганой и Корделией. Однако пред дележкой король захотел услышать от них обещания любви. Гонерилья и Регана были весьма лукавы и заявили о своей необъятной любви. Как скоро настала череда добросовестной и застенчивой Корделии, она скупо сообщила о собственной любви к папе и опустила глаза. король впал в ярость и принял решение разделять имущество только меж двумя первыми дочками. Несмотря на известие, Корделия приняла согласие стать женой короля Франции и уехала, умоляя сестер приглядеть за отцом.
Граф Глостер, который длительный период работал у короля Лира, хотел осознать обстоятельство подобного заключения короля. Однако его судьба тоже была несчастна. Проблема в том, что у Глостера было двое сыновей, внебрачный наследник Эдмунд и Эдгар. Эдмунд принял решение ложью запятнать репутацию брата в глазах родителя. А брату он надоумил то, что граф задумывает что-то нехорошее вопреки него. Итогом стало то, что Глостер отдал приказ поймать Эдгара, но ему довелось сбежать.
Дочки заполучили по доле королевства, и король Лир отправился пожить месяц у каждой из их. Сперва он пустился к Гонерилье, однако сразу же пожалел. Гонерилья при каждом подходящем случае демонстрировала папе собственное преимущество над ним и бесславила. Кроме того она повелевала отцу расформировать собственную многочисленную свиту. В поддержку Лира прибыл Кент, который нанялся в служение королю. Лир рассчитывал на свою другую дочь Регану и направился к ней. Накануне он написал ей извещение и отослал его с Кентом. А до тех пор, пока он был в дороге, никак не менее бесчестная Регана приказала поймать Кента и одеть на него оковы. Когда приехал Лир, он не имел сведения о гнусности второй дочки. Однако увидев собственного слугу в колодках, король был в бешенстве. В то время он осознал, какими на самом деле были его дочери. Давление на Лира не прекратилось и вскоре он оказался за вратами.
Кент упрашивал проинформировать Корделию о короле и о его горе. Глостер, никак не оставляя в беде собственного короля, принял решение скрыть его и сообщил об этом Эдмунду. Последний принял решение этим воспользоваться, дабы покончить с родителем. Глостер отвел Лира в убежище и предложил отправить его в Дувр в целях защиты. Вскоре его сковывали и стали измываться, так как от гонца Гонерильи стало установлено, что граф выслал короля в Дувр. Когда Глостер высказывал Регане, что она живодерка, ему вырвал глаза ее супруг. Слуга Глостера вступился за хозяина и герцог Корнуэльский погиб, пред гибелью вырвав второй глаз. Незрячего и беззащитного Глостера вытолкали на улицу. Он наконец-таки узнал об измене Эдмунда. Граф упрашивал Эдгара отвести его к обрыву, для того чтобы сброситься с него. Сын дал согласие, однако привел его к обыкновенной плоскости, и когда Глостер упал и ударился об почву, Эдгар сумел уверить его, что он упал с обрыва и сохранился в добром здравии.
В тоже время герцог Альбанский стремился принудить одуматься свою супругу Гонерилью. Однако ей было на все наплевать
Гонерилья была озабочена только тем, что Эдмунд обратит внимание на ее сестру. Тем самым она дала разрешение Эдмунду уничтожить ее супруга и встать на его место
Что говоря о короле, то Лир сошел с ума. При встрече с Корделией он просил помилования у нее. Эдмунд забрал в рабство Лира и Корделию и дал скрытый указ их уничтожить. Появился Эдгар и начал бороться с братом, никак не демонстрируя собственного лица и никак не выдавая собственного имя. Он уничтожил Эдмунда. Тем временем Гонерилья зарезала себя, а пред гибелью отравила сестру. К огорчению, смерть Эдмунда никак не повлияла на судьбу Лира и Корделии.
Оцените произведение:
2.63
Голосов: 67 Читать краткое содержание Король Лир. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Король Лир
Шекспир – талант, не имеющий равных
Разносторонний талант Уильяма Шекспира в свое время максимально раскрылся, оставив будущим поколениям бесценные литературные сокровища. Сегодня каждая из его пьес – это нечто поистине уникальное.
В каждой из них он с особой точностью и детализацией раскрывает характеры и поступки персонажей, которые всегда вынуждены действовать под давлением со стороны. Будучи автором таких всемирно почитаемых пьес, как «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», «Двенадцатая ночь», «Венецианский купец» и «Король Лир», Шекспир может дать ответ на практически любой волнующий современный мир вопрос, касающийся человеческой души. Времена идут, и лишь оболочка мира поддается переменам. Проблемы остаются те же, и все яростнее передаются из поколения в поколение.
Сложнее может и не быть
Хочется заметить, что «Король Лир» — одна из самых сложных пьес Шекспира. Сложность её в том, что автор выводит здесь образ не только обезумевшего короля, который на пике своего безумия понимает всю трагедию происходящего, но и всего королевского окружения, включая детей короля. Здесь помимо темы безумия прослеживается и тема любви, предательства, милосердия, тема отцов и детей, смены поколений и многое еще, что сразу заметить сложно.
Шекспир всегда славился тем, что писал между строк — суть прячется не за отдельным словом, а за двустишием, за набором слов. Лир постепенно начинает понимать зло, которое царит в жизни. Главный конфликт произведения вытекает из семейных отношений в царственной семье, от которой и зависит судьба всего государства. В этом произведении, как ни в одном другом, есть сокрушающее падение в бездну безумия, которое переживает король Лир. Он вынужден опуститься до уровня нищего и размышлять над ключевыми вопросами жизни, находясь в шкуре самого простого человека.
Король Лир – анализ и мнения
В 1800 годах некто Чарльз Лэм заявил, что «Король Лир» Шекспира невозможно ставить ни в одном театре, не потеряв при этом колоссального смысла и энергии произведения, которое вкладывалось автором. Заняв данную позицию, он заручился поддержкой именитого писателя Гете.
В одной из своих статей Лев Толстой отнесся к пьесе критически. Он указывал на ряд несуразностей, которые четко проявлялись в тексте. Например, отношения между дочерьми и отцом. Толстого раздражал тот факт, что за 80 лет жизни король Лир не узнал, как относятся к нему его дочери. Помимо этого, было еще несколько странностей, которые бросились в глаза таким дотошным людям, как Лев Толстой. Таким образом, завязка этой трагедии кажется очень неправдоподобной. Главная проблема в том, что Шекспир — скорее человек «театральный», нежели «литературный». Создавая свои пьесы, он рассчитывал, в первую очередь, на сценический эффект повествования. Если смотреть постановку в театре, то можно заметить, что начинается все настолько стремительно, что не успеваешь проследить за тем, как развивается ситуация. Весь эффект такого начала не дает зрителям усомниться в правдивости отношений, которые несет в себе «Король Лир». Шекспир полностью доверял такому эффекту мгновенного зрительского шока — на глазах зрителей постепенно вырастает история, и вскоре, словно после рассеивания дыма, приходит ясность…
Акт III
Сцена 1
Степь. Придворный рассказывает Кенту, как король Лир в одиночестве сражается с бурей. Кент объясняет ему, что Франция решила завоевать ослабленное герцогскими спорами королевство. Придворный по просьбе Кента отправляется в Дувр, чтобы известить Корделию о несчастной судьбе короля.
Сцена 2
На другом конце степи король Лир призывает на свою голову гром и молнии. Шут предлагает ему вернуться в сухой дом дочерей. Кент находит короля Лира и предлагает ему переждать бурю в шалаше. Шут пророчествует, что когда люди станут благородными, тогда наступит конец света.
Сцена 3
Комната в замке Глостера. Глостер жалуется Эдмонду на бессердечие герцогов, рассказывает о высадившемся в стране войско и таинственном письме, запертым им у себя в комнате
Граф просит сына отвлечь внимание герцогов, пока он помогает королю Лиру. Эдмонд тут же решает выдать отца своему новому повелителю, чтобы очистить себе путь к наследству
Сцена 4
Кент уговаривает короля Лира спрятаться от непогоды в шалаше. Расстроенный дочерней неблагодарностью владыка хочет остаться один на один с бурей, так как она помогает ему не думать о случившемся с ним несчастье. Шут находит в шалаше Эдгара, притворяющегося сумасшедшим Томом. Король Лир считает, что последнего постигла та же беда, что и его самого. Эдгар рассказывает, что в прошлом он был живущим ради удовольствий повесой. Король Лир восхищается тем, что бедный Том представляет собой настоящего человека.
В шалаше появляется Глостер. Он предлагает королю Лиру кров. Последний отказывается уходить из шалаша без «своего философа».
Сцена 6
Глостер приводит короля Лира на прилегающую к замку ферму. Выживший из ума владыка устраивает потешный суд над дочерьми, назначая Эдгара – судьёй, шума – мудрецом, а Кента – присяжным заседателем.
Глостер рассказывает Кенту о заговоре против короля. Вместе они кладут уснувшего Лира на носилки и отправляются в Дувр. Эдгару становится легче при виду королевского горя.
Сцена 7
Герцог Корнуэльский приказывает Эдмонду сопровождать Гонерилью к мужу. Герцога Альбанского он просит начать вооружаться, чтобы дать достойный отпор французским войскам. Освальд докладывает о предательстве Глостера и бегство короля в Дувр.
Слуги приводят Глостера в замок. Герцог Корнуэльский приказывает связать «изменника». Регана в порыве злости дёргает его за бороду. Взбешённый неповиновением подданного герцог Корнуэльский вырывает у него глаз.
Первый слуга встаёт на защиту Глостера. Герцог Корнуэльский обнажает меч. Слуга ранит своего господина. Регана выхватывает меч у другого слуги и убивает первого. Герцог Корнуэльский лишает Глостера второго глаза. От Реганы граф узнаёт о предательстве Эдмонда и понимает, что Эдгар был оклеветан. Второй и третий слуга уводят с собой ослеплённого Глостера.
Акт II
Сцена 1
Эдмонд убеждает брата бежать от отца, а себя притворно ранит. Глостеру он говорит, что Эдгар хочет его убить из-за наследства. В ответ Глостер объявляет Эдмонда своим наследником, а за Эдгаром высылает погоню.
Между тем, в замке Глостера переполох в связи с внезапным приездом Реганы с мужем. Оказывается, они хотят рассудить ссору сестры с отцом на нейтральной территории. Впрочем, они на стороне Гонерильи, а не Лира. Регана с мужем уверены, что и Эдгар злодей. Оба не хотят видеть старого Лира в своем замке.
Сцена 2
Кент-гонец сталкивается в замке с гонцом Освальдом. Кент знает, что у Освальда письмо от вздорной Гонерильи. Он вновь готов поколотить его, но тут являются Регана с мужем. Кент кажется им наглецом. Они велят заковать его в колодки. Кент понимает, что король и с Реганой «попал из дождя в капель».
За Кента вступается хозяин дома, Глостер: нельзя так поступать со слугою короля. Но его никто не слушает. Кент дает заковать свои ноги. При нем еще одно письмо, более тайное – от Корделии. Она все знает, и готова помочь.
Сцена 3
Гонимый Эдгар находит пристанище в лесном дупле. Бежать ему некуда, всюду ловушки. Остается только прикинуться «Томом из Бедлама» – безумцем, бродягой с грязным лицом и в лохмотьях, побирушкой.
Сцена 4
Лир узнает, что Регана с мужем у Глостера – и едет туда. Первым делом он видит Кента в колодках. Тот объясняет, что сидит в них из-за Освальда, слуги Гонерильи. Потом Лир не верит своим ушам: оказывается, дочка с мужем спят с дороги. Он требует их разбудить.
Наконец, Регана приходит повидаться. Освобождают и Кента. Регана требует, чтобы отец извинился перед Гонерильей и вернулся к ней – там больше места. Лир с издевкой бухается на колени, воображая, что он перед Гонерильей. Потом объясняет, что та вела себя с отцом высокомерно и разогнала половину его людей.
В замок прибывает сама Гонерилья. Ее муж не в ладах с мужем Реганы, но сами сестры отлично спелись. Обе едва не доводят отца до слез или сумасшествия. Оказывается, полсотни рыцарей для него – большая роскошь, а им обуза. Лучше разогнать их всех. Слуги сестер позаботятся об отце, если надо.
Отец с горечью отвечает: «Нищие, и те имеют что-нибудь с избытком. Сведи к необходимости всю жизнь, и человек сравняется с животным». Он вспоминает, как обошелся с Корделией, но уверен, что та примет его у себя.
Возмущенный и печальный Лир уходит со своими людьми в ночь и бурю от «злодеек, ведьм». Он обещает отомстить за себя. Дочки просят не впускать отца обратно, если он надумает вернуться.
Анализ произведения
Пьеса «Король Лир» — это свое рода описание трагедии человеческого достоинства, которое существовало в несправедливом обществе. В тексте прослеживается разделение разных социальных групп: рыцарская честь и буржуазное хищничество. Между двумя этими классами идет постоянная борьба. Общество переживает о разрушениях общественных устоев. В больших городах происходят мятежи, в деревнях и селах раздоры. Даже во дворце неспокойно, так как разрушаются семейные связи между родителями и детьми.
На этом скандальном фоне разворачивается история короля Лира. В этой пьесе автор показал читателям, что могущество и сила главного героя зависит не от его звания, а от наличия богатств и земель. После того как он разделил все, что имеет, между дочерьми, он перестал быть могущественным правителем. Он стал на ступень нищенства, и дети, которые клялись в любви к нему, отвернулись от него.
После того как король ощутил на себе все тяжести жизни, он стал простым человеком. Герой понял, каково это — быть нищим и не иметь ничего. Лир сочувствует бедным людям и начинает ненавидеть богатых личностей.
Для того чтобы описать суть произведения, необходимо для начала ознакомиться с героями шекспировской трагедии.
К главным действующим лицам относятся:
- Король Лир (Korol Lear) — гордый, мудрый правитель Британского королевства.
- Гонерилья и Регана — старшие дочери. Лицемерные и корыстные барышни.
- Корделия (Cordelia) — младшая из дочерей. Искренняя и отзывчивая девушка, искренне любившая своего отца.
- Корнуол — муж Реганы.
- Герцог Альбанский — супруг второй дочери короля.
- Глостер — верноподданный короля.
- Эдгар — сын Глостера.
- Эдмунд — самовлюбленный и эгоистичный молодой человек. Незаконнорожденный сын верноподданного короля.
Кроме этого, в тексте присутствуют второстепенные персонажи, которые также внесли свою лепту в сюжет произведения. К ним относятся Французский король, который являлся законным супругом Корделии, граф Кент и Освальд.
Изгнание графа Кента, женитьба на Корделии короля французского, коварный замысел Реганы и Гонерильи
Благородный граф Кент, присутствующий при этом, пробует отговорить короля от неразумного шага. Но Лир, осыпав Кента бранью, изгоняет его из страны. Один из двух женихов Корделии, герцог Бургундский, узнав о том, что девушка оказалась лишена наследства, отрекается от своей суженой. Однако второй, которым является король французский, восхищен бескорыстием девушки. Он берет ее с радостью себе в жены. Корделия говорит, что время покажет Лиру, кто из его дочерей действительно его любил. Это пророчество в дальнейшем сбывается. Алчные Регана и Гонерилья в конце этой сцены совещаются наедине о том, как обуздать «сумасбродного отца» для того, чтобы отнять у короля последние остатки власти.
Экранизации
- 1910 — «Король Лир» (итал. Re Lear) — реж.: Джероламо Ло Савьо. В главной роли Эрмете Новелли.
- 1970 — «Король Лир» — реж.: Григорий Козинцев. В главной роли Юри Ярвет.
- 1971 — «Король Лир» — реж.: Питер Брук. В главной роли Пол Скофилд.
- 1983 — «Король Лир» — реж.: Майкл Эллиотт. В главной роли Лоуренс Оливье.
- 1985 — «Ран» — реж.: Акира Куросава.
- 1987 — «Король Лир» — реж.: Жан-Люк Годар.
- 1987 — «Король Лир» (фильм-спектакль) — реж. Роберт Стуруа. В главной роли Рамаз Чхиквадзе.
- 2008 — «Король Лир» — реж.: Тревор Нанн. В главной роли Иэн Маккеллен.
- 2018 — «Король Лир» — реж.: Ричард Эйр. В главной роли Энтони Хопкинс.
Тупик, в котором оказался король
Лир приехавший во владения Глостера, обнаруживает своего верного подчиненного в цепях. Король не может поверить, что родственники нанесли ему настолько циничное унижение. Появляется Регана со своим супругом Корнуолом. Лир сообщает им о неуважительном отношении Гонерильи. Но средняя дочь во всём поддерживает старшую, которая вскоре прибывает и обвиняет отца в безумии. Королю отказывают в приюте и он, потрясённый, уходит. Лир находится в тупике и не понимает, куда ему податься. В это время приближается страшная гроза.
Король бродит по окрестностям в преддверии бушующей грозы. Граф Кент отчаянно его ищет. Одинокий Лир под дождём бормочет странные монологи, которые касаются неблагодарности его детей. В скором времени придворный Кент вместе с шутом находит его и отводит в стоящий неподалёку шалаш. Днём троица встречает переодетого в нищенскую одежду Эдгара, который прикидывается безумцем. Появляется граф Глостер и отводит всех обитателей шалаша под надёжный кров, при этом не узнав своего сына Эдгара.
Главный персонаж, попав на ферму вблизи замка, практически тронулся умом от горя. В своем безумии он изображает сцену суда над дочерьми. Шут и Кент, опасаясь угрозы Реганы и Корнуола, на носилках относят короля в порт Дувр, где уже все готово для его бегства.
Достоверность изложенных фактов
Подлинность истории, к сожалению, не доказана. Но исторический фон повествования, жизненное основание, традиции может говорить о том, что есть вероятность существования некогда такой истории любви в городе Верона.
О существовании жизненных источников может служить новелла да Порто, которую Уильям мог взять частично как основу. Рассказы о несчастной любви пар того времени в Италии служат основанием для сюжета, использование настоящих фамилий родов, которые реально враждовали между собой (об этом даже упоминал Данте).
Предполагается что автор мог ссылаться на предание или реальный рассказ, который передавался из уст в уста. Всё это показывает некую правдоподобность истории.
Акт I
Сцена 1
Британия времен легендарного IX века до н.э. В пустом тронном зале граф Кент и граф Глостер обсуждают решение старого короля Лира поделить королевство поровну, по справедливости, между тремя дочками: старшими Гонерильей и Реганой и младшей Корделией. Рядом с Глостером – его незаконнорожденный сын Эдмонд (есть у него и старший, законный сын – Эдгар).
Входят король Лир, Гонерилья с мужем герцогом Альбанским, Регана с мужем герцогом Корнуэльским, Корделия (и чуть позже появляются два претендента на ее руку – король Французский и герцог Бургундский). Зал наполняется приближенными короля.
Король объявляет, что со своих «дряхлых плеч» переложит на молодые «власть, права на землю и правленье». Вот только хочет знать – как сильно дочки его любят. Гонерилья отвечает, что любит отца больше жизни. Регана вторит ей: отец для нее единственная радость. Лиру льстят их слова – он выделяет старшим дочкам достойное наследство.
Корделия, любимица Лира, не любит громких слов. Она говорит отцу, что любит его так, «как долг велит», всем благодарным сердцем. Но в ней хватит любви и для отца, и для будущего мужа.
Оскорбленный Лир больше не считает ее, «черствую», гордую, дочерью. Наследство Корделии он делит между старшими дочками. И собирается у каждой гостить по месяцу. Лишь граф Кент заступается за Корделию. В ответ король требует, чтобы Кент, «низкий раб», в пять дней покинул королевство. Иначе его казнят. Кент прощается с честной Корделией, а старших сестер просит на деле доказать свою преданность отцу.
Герцог Бургундский не хочет брать в жены Корделию без наследства. Зато для короля Французского она – сокровище, лучшая королева для Франции. Корделия прощается с лицемерными сестрами, просит их хорошенько присматривать за отцом.
Старшие сестры под впечатлением от крутого нрава отца. Они боятся, что тоже могут попасть ему под горячую руку. Корделию и Кента им не жаль. Первой в гости отца ждет Гонерилья.
Сцена 2
Эдмонд, незаконный сын графа Глостера, завидует, что его брат Эдгар получит отцовское наследство. Он нарочно читает при отце письмо якобы от Эдгара, где тот мечтает о смерти отца и его деньгах. Глостер верит навету. Эдгар для него «животное», изверг. Исчезла семейная любовь, дружба, мир в народе и верность королю.
Сама природа двумя зловещими затмениями – солнечным и лунным – указала на это. Глостер просит сына вывести Эдгара на чистую воду. Эдмонд рад стараться: он тут же настраивает брата против отца.
Сцена 3
От дворецкого Освальда Гонерилья узнает, что Лир побил ее придворного: тот сделал замечание отцовскому шуту. Она считает, что «старики – как дети», их надо иногда и проучить. И потом – отдал власть, значит, больше не командуй. Она приказывает слугам относиться к отцу попроще, слушать вполуха. Если он взбесится от этого – что ж, пусть едет жить к Регане.
Сцена 4
Верный Кент, переодевшись и изменив манеру общения до неузнаваемости, нанимается слугой к своему старому королю. И первым делом лупит наглого слугу Гонерильи – Освальда. Король доволен: Кент принят на службу. Шут короля в печали: дочки взяли над отцом верх, воспитывают, «яйца курицу учат». Его раздел наследства – поступок дурака. Теперь король – лишь тень от прежнего Лира.
Гонерилья выговаривает отцу: его сотня развязных рыцарей превратила замок «в балаган». Зачем ему теперь такая свита. Нужно разогнать хотя бы половину этих жутких пьяниц. Оскорбленный Лир хочет немедленно ехать к Регане. Он проклинает «выродка» Гонерилью, желает ей неблагодарных детей. Муж Гонерильи считает, что она слишком круто обходится с отцом.
Сцена 5
Король отправляет Кента гонцом с письмом к Регане. Шут уверен, что обе дочки – одинаково кислые яблочки на вкус. Он прямо говорит, что король состарился, а ума не нажил. В ответ Лир просит сил у богов, чтоб не сойти с ума.
Акт четвертый
Глостер встречает Эдгара, принимая его за бездомного, и предлагает стать ему проводником.
- Подъезжая к замку, Гонерилья была удивлена, что супруг не вышел ей навстречу. Освальд говорит, что хозяин дома, но он сильно злится. Женщина приказывает Эдмунду вернуться и возглавить армию.
- Герцог Альбанский упрекает жену в том, что она и сестра довели короля до безумия. В ответ супруга начала оскорблять и унижать мужа. Он, в свою очередь, едва сдерживался, чтобы не ударить женщину.
Спор между супругами прекратился в тот момент, когда в комнату зашел слуга и сообщил о смерти Корнуола.
Кент узнает, что граф был вынужден бросить войска и отправиться домой для решения проблем дома.
А командовать своей армией он поручил Лафару. Кроме этого, Кенту становится известно, что королева получила сообщение, в котором рассказывалось о подлости сестер и о несчастной судьбе отца.
- Корделия обращается к врачу и говорит, что готова заплатить любую сумму, лишь бы ее отец поправился. Доктор сообщает, что больному нужен уход и прием целебных трав. В этот момент приходит гонец и говорит, что британские войска начали наступления.
- Регана приказывает Освальду раскрыть письмо, которое накануне ее сестра передала Эдмунду. Она заметила, что девушка проявляет некий интерес к молодому человеку, с которым она уже была обвенчана после смерти мужа.
- Когда Освальд попытался убить графа, Эдгар стал на его защиту и лишил жизни врага. Забрав письмо, мужчина узнал, что Гонерилья просит Эдмонда тайком убить ее мужа и занять его место.
Интересные факты
- На сюжет трагедии Шекспира знаменитые композиторы написали несколько опер. Одной из известных стала постановка Ариберта Раймана «Лир», премьера которой состоялась в 1978 году в Мюнхенском национальном театре. Главную партию исполнил Дитрих Фишер-Дискау.
- Чересчур трагичный финал стал причиной того, что пьесу в оригинале не ставили на сценах театров 150 лет.
- Прежде чем снять фильм, Григорий Козинцев поставил «Лира» в театре еще в 1941 году. Затем в Академическом театре драмы выходили спектакли «Отелло» и «Гамлет» под руководством этого гениального режиссера. Кстати, последний – лучшая постановка шекспировской пьесы о принце датском.
Юри Ярвет в роли короля Лира
- Советскую картину «Король Лир» отметили дипломами на Лондонском кинофестивале выдающихся фильмов, а в 1972 году Козинцев получил «Золотую статуэтку крылатого тура».
- Фильм снимали близ города Нарва (Эстония). Местность создатели экранизации выбрали из-за старинного замка Ивангород, превратившегося в королевский дворец дочерей английского самодержца.
- Эстонца Юри Ярвета, который отвратительно говорил по-русски, озвучил актер Зиновий Гердт.
План Эдмунда
Эдмунд является приемным сыном графа Глостера, приближенного к королю. В его планы входит завладеть отцовским наследством, для чего требуется избавиться от законнорожденного сына, добродушного Эдгара.
С этой целью он предоставляет поддельное письмо от Эдгара отцу, которое было написано рукой Эдмунда. Содержание письма гласит, что брат предлагает вместе расправиться с отцом и разделить все наследство.
Глостер ведётся на это обман. Брат предупреждает Эдгара, что отец в гневе на него по неизвестной причине, и советует не попадаться ему на глаза и не ходить безоружным. Между тем отец Гонерильи, Реганы и Корделии, поделив земли между старшими дочерьми, переезжает жить к первой дочке и ее мужу.
Граф Кент, которого выгнали из Британии, остается верен королю. Прекрасно понимая, что старшие дочери начнут ввести коварные планы против отца, он переодевается до неузнаваемости и становится подчиненным короля. Тот замечает, что с ним придворные общаются без почтительности, а его шут со злым юмором произносит, что Лир глупый, раз добровольно отказался от своей власти.
Гонерилья посещает отца и без уважения беседует с ним. Она жалуется королю на хулиганство его телохранителей и требует выгнать половину из них. После этого описание событий развивается молниеносно:
- Лир ссорится с дочерью и проклинает её, после чего отправляется со своими людьми к Регане.
- Гонерилья посылает письмо сестре, в котором призывает вместе действовать против отца.
- Король Лир дает приказ Кенту отвезти послание второй дочери, в котором подробно описывается его ссора с Гонерильей.
- Придворный шут продолжает насмехаться и говорит, что его вторая дочь поступит с ним еще справедливее, чем первая.