Богатырь

Сказка салтыкова-щедрина «богатырь»: анализ произведения по плану для урока литературы

Краткое содержание сказки

В литературной работе присутствуют гиперболы — рост богатыря с версту; гротески — страшный храп, который всех пугает, длительный сон без пробуждения; острая ирония — Баба-Яга — мать для витязя.

Богатырь и народ

Главные персонажи представлены русским народом и Богатырём. Могучий атлет был рождён для защиты Родины от неприятеля, но не оправдал надежд перед своими людьми. Российское племя долготерпеливо и верит, что в наиболее трудные времена ему поможет богатырь.

Второстепенные персонажи — матерь силача Баба-Яга, Иван-Дурак, который понял подлинное положение могучего молодца, а также враги русской страны.

Сказочный силач появился на свет для защиты родного края. Непродолжительное время вершил великие дела: несколько вырванных с корнями дубов, беспробудные сновидения, устрашающий храп.

Богатырь наводил страх на всех вокруг, он обычно погружался в сон и так накапливал силу.

Характеристика русского народа:

  • способен превозмочь все невзгоды;
  • трудолюбив и безропотен;
  • покорён правительству;
  • героичен.

Нападение врагов-супостатов

Российский народ безмолвно переносит лишения, терпит все невзгоды. Разумеется, необходимо быть смелыми и уметь бороться против несправедливости.

Так прошла тысяча лет. Все это время силач беспрерывно спал. В ту сложную пору случилось, что совершили набег на родную землю жестокие враги. Русские люди возопили, но от Богатыря не было слышно даже храпа в ответ.

Отправились искать силача-защитника. Затем Иван-дурак разворошил дупло, в котором спал атлет, и явился перед народом этот исполин, но он до самой шеи был изъеден змеями.

Главная мысль произведения «Богатырь» Салтыкова-Щедрина — насущная необходимость свергнуть самодержавие в Российском государстве. Спящий витязь представляет собой плеяду самодержцев. Они крайне далеки от населения, их заботит лишь собственное спокойствие и личные заслуги прошлых лет. Русскому племени, конечно же, не нравится такое положение вещей, в обществе начинают появляться революционные волнения.

В давнюю пору мудрые правители объединили Русь, сделав её Великой, отстояли и расширили границы своей земли. Помня о былых войнах, о подвигах русских воинов, о героизме и мужестве народа, враги длительное время не осмеливались нападать, но, прознав о долгом сне императора, обрушились на Российскую страну. Но прошла тысяча лет, европейские соседи перестали принимать спящую Русь. Русский народ оставался жив только благодаря одной вере и почитанию минувших подвигов.

Сказка была напечатана для широкого круга читателей гораздо позже её создания — лишь в советский период в 1922 году. Когда литературный труд был завершён, о нём стало известно только избранному кругу в самодержавной России.

Основная идея

Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.

Вопросы самодержавия

Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.

При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.

В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.

Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:

В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.

Значение литературного произведения

Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.

Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.

Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.

Основная идея

Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.

Вопросы самодержавия

Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.

При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.

В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.

Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:

В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.

Значение литературного произведения

Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.

Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.

Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.

Сочинение на тему: “Особенность сказки Салтыкова-Щедрина”

Салтыков-Щедрин изобличает паразитизм и полную неприспособленность к жизни людей, давно отвыкших от труда. Власть имущие ни на что не способны самостоятельно, единственное, что в их силах – найти того, кого можно принудить к работе. Однако сатира писателя направлена здесь не только против эксплуататоров, но и против мужика, который покорно выполняет все то, что приказывают ему генералы, хотя на необитаемом острове все они абсолютно равном положении. Умелый мужик восхищает читателя – он и “суп в пригоршнях варит, силки плетет… “,

однако сам же изготавливает для себя веревку, сам же себя ею привязывает к дереву по приказу генералов.

Мужик кормит генералов яблоками крупными и спелыми, себе же берет кислые да гнилые. То есть добровольное самоуничтожение мужика не знает границ. Салтыков-Щедрин возмущен таким поведением простого народа, он говорит о том, что вина мужика в собственном бедственном положении не меньше вины правящего класса, поскольку крестьяне не протестуют против рабского положения. В этой сказке в центре внимания автора проблема народа.

Гневно осмеивает писатель рабскую психологию мужика. Долготерпение, безответность

народа – вот главная проблема времени. В тоже время писатель показывает, что мужик не только является источником благополучия правящего класса, но и культуры вообще.

Мы видим, что оказавшись на необитаемом острове, генералы уподобились диким зверям, готовым утолить голод, поедая друг друга. И только появление мужика спасло их, вернуло человеческий облик. Своеобразие художественных приемов в сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” заключается в использовании писателем таких приемов, как гротеск, гипербола, авторская ирония.

Язык сказки отличается афористичность. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” Салтыков-Щедрин следует русской сатирической литературной традиции. Писатель изображает мужика, который не просто служит генералам, да еще и готов их “порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не брезговали!” Генералы ругают мужика за тунеядство, а тот “все гребет и гребет, да кормит генералов селедками”. Салтыков-Щедрин словно видит русский народ глазами Порфирия Петровича, героя романа Достоевского “Преступление и наказание”.

Он называл русского мужика иностранцем, поскольку Порфирию Петровичу недоступен был образ мыслей, поведение и мораль русского народа.

Богатырь — анализ

Это странная сказка, достаточно психологичная и поучительная. Вроде бы используются сказочные мотивы, образы, герои, а речь идёт, будто бы, и о современности, о вечных проблемах.

Этот самый Богатырь появился на свет от Бабы Яги. Уже неожиданный поворот, так как эта ведьма – явно не положительный персонаж в сказках. От неё (и от её наследника) сложно ждать чего-то хорошего.

Вначале всё не так плохо – богатырь растёт. Мамаша его отстранилась от воспитания, от чего общество только выиграет… И когда он сил набрался, то и пошел на свой первый подвиг. Но всего лишь пошел он в лес – разбил одно дерево кулаком, другое… А в третьем было дупло. Недолго думая, богатырь залез туда спать. В принципе, не такой уж и странный поступок для русского-народного героя, ведь все помнят, что богатырь может тридцать лет и ещё три года на печи спать, то есть сил набираться. Вот все и решили, что этот сын Бабы Яги тоже копит энергию на какой-то подвиг. Если Родина будет в опасности, то он непременно проснётся и всех спасёт.

Супостаты узнали, конечно, что появился богатырь – защитник у народа. С опаской стали относиться к стране. Не спешат уж нападать и угрожать. Но всё-таки за годы разное было – беды, голод, волнения. И всё люди ждут, что богатырь очнётся — спасёт всех, причём и от бедности, и от врагов, и от беспорядков всяких. Но он всё спит в дубовом дупле – храпит на весь лес. Тогда все себя и утешают, что пока, значит, не самая страшная беда обрушилась на страну.

И всё-таки не могли выдержать враги бесконечно долго. Напали на страну, окружили дерево, где почивал богатырь. Кстати, важная деталь показана автором – уже некоторое время богатырь не храпел. Это ведь можно трактовать в том смысле, что он проснулся, готовится на ратный подвиг

Стали супостаты осторожно приближаться к дуплу… И сказали все вдруг: «Воняет!» Оказалось, что от богатыря того осталась только голова, всё остальное давно съели гадюки

Тогда супостаты напали на страну. Логично, что громили они всё с яростью за то, что столько лет терпели и боялись. Даже слава о богатыре не очень помогла народу – только оттянула момент провала. 

В сказке звучат разные голоса. Глас народа звучит очень просто: «ужо», «воспрославит»… Само повествование тоже стилизовано, здесь используется такая устаревшая лексика, как «други» или «око».

В сказке показаны и страхи врагов, и надежды соотечественников, и глупость «богатыря».

Идея, тема, смысл, суть

Другие сочинения:

Популярные сегодня пересказы

Накануне 9 Мая в Москву к доктору приехал молодой моряк. В 1942 году он был ранен под Севастополем, отправлен в тыл, долго лечился в московском госпитале и, в конце концов, подружился со своим лечащим врачом

В рассказе автор даёт возможность взглянуть на жизнь глазами маленькой собачки и прочувствовать все её переживания и думы.

У хозяев в доме жил большой, пушистый кот. Он был толстый и ленивый, любил много есть и спать клубком на диване. Во сне он широко раскидывал лапы, вольготно вытягивался, а хвост свешивал вниз.

Американский писатель О. Генри (настоящее имя Сидней Уильям Портер) известен в мировой литературе как мастер коротких рассказов. Рассказы О. Генри наполнены симпатии и сочувствия к героям, простым

Поднимаемые проблемы

Большинство критиков считает, что эта сказка — одно из произведений сатиры, обладающих агрессией нападения на ситуацию, в которой пребывает страна. По сути, автор повторил и пересказал тему царизма, поднятую ранее в «Истории одного города»

В сказке царизм подвергается сравнению с трупом воображаемого царя — уже разлагающегося и привлекающего внимание народа

Автор был убежден, что отсутствие у каждого отдельного человека гражданского и политического самосознания, наделяющего индивидуума способностью отслеживать обстановку в стране, и есть причина всех бед. Делая анализ «Богатыря» Салтыкова-Щедрина, стоит упомянуть, что человек из массы просто не понимает неспособности людей к осознанию могущества общественной силы.

Автор наглядно отразил врожденную способность народа к сопротивлению политическому давлению. Жестокость, а также могущество сильных мира сего, неизбежно подавляющих обычных людей, преувеличена простыми обывателями. Акцент на этом моменте сделан с целью побуждения народа на решительные действия. Автор убеждает общество мобилизовать все силы, которыми располагает народ, для исправления собственного положения.

Салтыков-Щедрин всегда придерживался цензуры, и его произведения попадали в массовую печать

Задача автора — обратить внимание читателя на насущные проблемы, ни в коем случае не задевая при этом государственную власть. А основные мысли он адаптирует под понимание народа — здравомыслящего и неравнодушного к собственным проблемам. Писателя действительно волнует ситуация, он искренне не понимает:

Писателя действительно волнует ситуация, он искренне не понимает:

  • истоков невежества народа;
  • причины отсутствия осознания общественности собственной свободы;
  • способности контролировать политическую обстановку в стране.

На все это у автора нет ответов, и он дает понять рядовому обывателю, что ничего невозможного не бывает. Однако в большей степени автор ратует за формирование и развитие морального облика отдельно взятых личностей, призывая их отвечать за собственные действия. И пусть такие призывы не всегда эффективны, они злободневны и сегодня, ведь нынешние проблемы довольно острые, а правительство отчасти осталось неизменным. А значит, и социальные проблемы.

Делая анализ сказки «Богатырь», не следует забывать, что все произведения автора наполнены глубочайшим смыслом, а не набором красивых слов и фраз. Как и любое другое произведение автора, эта сказка рекомендована к прочтению представителям подрастающего поколения.

Анализ 2

Для начала стоит сказать, что сказка «Богатырь» имеет особую историю – при жизни писателя она была практически никому не известна. И только лишь спустя некоторое время творение увидело свет.

Первое, что бросается в глаза – так это весьма яркий, разоблачительный характер сказки. Порой кажется, что она направлена против существующей действительности, за свободу слова. Автор описывает абсолютизм в облике богатыря, который тысячи лет беспробудно спал. Что же касается простого народа, он изображен в образе Иванушки – дурачка.

За то время, пока богатырь спал, его сторона переболела различными болями – но он даже не заметил этого и не открыл глаз. Земля стонала, но он и ухом не повел. Напал враг на родную землю – но даже это не потревожило спящего.

Можно сказать, что богатырь – это власть, которая не видит ничего, что творится под носом (либо же просто не хочет видеть). Страдания народа, голод, войны – все это им безразлично.

Смотрит Иванушка – а тело богатыря уже почти полностью обглодано. Вот оно, разложение власти, что приводит к регрессу страны. И, что обидно, подобное существует и поныне.

Писатель выражает свои мысли в весьма хлесткой и точной манере, без излишней экспрессии – но этого все же достаточно для того, чтобы в полной мере понять идею и прочувствовать все те эмоции, которые мог чувствовать народ в те времена.

Кажется, что автор протестует против молчаливого смирения перед недостатками существующей действительности, призывает, наконец, пробудить спящего богатыря, из-за которого может страдать государство.

Только вот все не так просто – иногда для того, чтобы улучшить ситуацию требуются столетия. Это крайне обидно, ведь человеческая жизнь дается один раз – потому, ждать следующей, лучшей эры просто-напросто глупо.

Несмотря на то, что Иванушка сам по себе не особо смышленый парень, он отлично понял ситуацию со спящим богатырем. Мог ли он что-то изменить – уже другое дело. С одной стороны, он и есть народ. Но с другой стороны, смирение народа порой подобно некоему ступору – причины его возникновения в некоей привычке. Это привычка молчать, привычка не высовываться, привычка не выражать свое мнение и недовольство – даже тогда, когда это необходимо.

Очень хотелось бы, чтобы в теперешней действительности произошли изменения, и народ перестал быть тем самым Иванушкой, который чувствует, что что-то не так, но молчит. Речь, конечно, не идет о глобальных протестах – а только лишь о тех ситуациях, которые требуют срочного вмешательства общественности.

История написания и жанр

Всего Салтыков-Щедрин написал 32 сказки, однако не смог собрать их воедино и опубликовать полный сборник. В первое издание, сделанное при жизни писателя, вошло всего 23 произведения.

Сказка «Богатырь» не попала в этот сборник, она затерялась в архивах. Это вполне объяснялось содержанием сказки. Автор написал ее в резкой обличительной форме, она носила вызывающий характер, не соответствующий литературной цензуре того времени. Произведение увидело свет лишь в 1922 году.

«Богатырь» написан в жанре сказка. Она обнажает перед читателем весь смысл происходящего, хотя мифических эпизодов в произведении немало. Для многих писателей-сатириков подобная сказка — уникальная возможность протеста против вещей, не подлежащих прямому высказыванию. Автор таким образом может выразить собственное недовольство. А произведение играет роль ширмы. Значительная часть авторских сказок наделена важным и глубоким смыслом.

Сравнивая отношение правительства к народу в те времена и на сегодняшний день, можно сказать, что оно почти не отличается. То же равнодушие к положению простого народа, то же бездействие. Золотой Телец решает все вопросы: если человек имеет деньги, для него будут открыты все двери, он сможет без проблем решить любые вопросы. Сказка Салтыкова-Щедрина «Богатырь» вполне актуальна и в современное время.

Основные аспекты сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»

Итак, приступим к анализу данной сказки

Основными аспектами, на которых следует акцентировать внимание, в этой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина являются:

Салтыкова-Щедрина являются:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 440 руб.
  • Реферат Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.
  • Контрольная работа Анализ сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист» 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. Тема и мотивы. Основным мотивом данной сказки можно назвать аллегорический образ, аналогичный образу в сказке «Премудрый пескарь». Так, как и в этой сказке присутствует аллегория, то выделить можно не одну, а сразу несколько тем: позиция либеральных взглядов; жизнь «подводного общества».
  2. Проблемы данной сказки. Основными проблемами данной сказки можно назвать: идею социального равенства, разделение людей на «слабых» и «сильных», лицемерие, реализм и многие другие.
  3. Герои сказки «Карась-идеалист». По названию сказки читатель может предположить, что главные герои этой сказки — рыбы. Образы рыб аллегоричны и соответствуют образам людей; рыбы у Салтыкова-Щедрина носят некоторые человеческие черты характера. Главных героев трое: карась, ерш и щука. Карась чист, наивен, много размышляет о либеральном обществе, слепо верит в либерализм и равенство, забывая о действительности. Карася можно назвать идеалистом и максималистом, потому что он не принимает реальность такой, какая она есть, наивно полагая, что его взгляды что-нибудь изменят. Ерш — также либерал, однако, в отличии от карася, он трезво смотрит на вещи. Он понимает, что пустые слова ничем не помогут обществу и никого не изменят. Он пытается открыть глаза карасю на полный опасностей мир, но безуспешно. Щука — это хищник, так называемая «сильная мира сего». Она — хозяйка положения в подводном царстве, ее все боятся и уважают. Щуке наплевать на взгляды карася, ее не трогают либеральные идеи. Спор щуки и карася длился три «этапа»: в первый карася пожалели, во второй он ушел искалеченным, а в третий щука его проглотила. Так карась и поплатился за слепую веру в свои идеалы и полное отрицание действительности. Второстепенными образами в этой сказке являются человеческие образы, а также образы других рыб.
  4. Идея и смысл. Идейный замысел произведения заключается в том, что любые взгляды хороши, если они учитывают реальное положение вещей. Салтыков-Щедрин в своей сказке осуждает карася за то, что тот не видит реальности, опасности, а доверяет только придуманному.

Необходимо подобрать материал для учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Композиция данной сказки проста, последовательна и логична. Элементом фольклора в ней является прием трехкратности: карась трижды приходил спорить с щукой. В завязке читатель знакомится с главными героями: карасем и ершом, а также узнает о щуке — хозяйке подводного царства.

Дальше идет развитие действия сказки — карась спорит с щукой. Кульминации, как таковой, в этой сказке нет. Развязка проста: щука проглатывает карася. Аллегорически, это может означать полную провальность либеральных взглядов без учета реальности, которая совсем не так проста. Общество (то есть остальные жители подводного царства) не хотят менять привычный уклад вещей: им не жалко карася, напротив, они интересуются у щуки, вкусно ли ей было. Это означает нежелание общества меняться, вестись лишь на одни лозунги — людям, народу нужна стабильность.

Данное произведение имеет место быть в целом ряду подобных произведений Салтыкова-Щедрина. Его жанр — это сатирическая сказка, так как произведение содержит в себе как элементы фольклора, фантазийности, так и вполне реальный, хоть и аллегорически представленный, смысл.

Замечание 1

Сказку никак нельзя назвать «детской» — в ней содержатся вовсе недетские темы и проблемы.

Основная идея

Провокационная и изобличающая сказка порицает существующую власть в стране. Автор отмечает, что правительство полностью оторвано от своего народа, оно сознательно закрывает глаза на людские горечи и страдания.

Вопросы самодержавия

Писатель в свойственной ему манере остроумно и едко высмеивает пороки современного ему общества. Салтыков-Щедрин родом из знатных дворянских кровей. Жил и создавал свои литературные работы в России XIX века. Сатирическое сказание о сне исполина невелико объёмами, но сложно своим идейным содержанием.

При прочтении сказки складывается мнение, что она о силаче, который проспал собственную жизнь в дупле дерева, когда ему по плану следовало бы оберегать родную землю и русский народ от набегов жестоких врагов.

При более внимательном рассмотрении становится ясно, что в храпящем Богатыре рассматривается самодержавное правительство Российского государства. Оно не оправдывает потребности и ожидания своего населения.

В тексте сказочной истории легко различимы старорусский слог, русский дух, народные традиции. Также без затруднений угадываются российские люди, которые боятся всего вокруг, в том числе грозного храпа из дупла, и уповают на спасителя, что обязательно когда-нибудь придёт.

Самодержавие у Салтыкова-Щедрина имеет следующие характеристики:

  • жестокость;
  • равнодушие к людским судьбам;
  • забота только о личных выгодах.

В волшебной стране племя русичей самостоятельно себя изводило, да так, как враг никогда не сможет. Когда вражьи полчища напали на русскую землю, оказалось, что спящий силач давно умер в дупле. Автор иносказательно доносит мораль, что нельзя полагаться на пустые обещания правящего класса и обманывать самих себя.

https://youtube.com/watch?v=EU2BEnVS9nk

Значение литературного произведения

Салтыков-Щедрин художественным сочинением «Богатырь» высказывает протест против немого подчинения перед деспотичной российской действительностью. Автор возмущён и призывает разбудить давно спящего русского богатыря, чтобы прекратить народные страдания.

Разумеется, такие сложные процессы — дело не одного дня. Чтобы преобразовать общество и уклад страны, потребуются сотни лет. Но если не стремиться к улучшениям, они никогда не наступят. Следует избавиться от привычки замалчивать своё мнение, держаться в стороне от общественных и политических процессов в государстве, не высказывать собственное несогласие в ситуациях, когда это жизненного необходимо.

Главный смысл сказки — требуются изменения, народу нужно усвоить урок и перестать быть Иванушкой-дурачком, который осознаёт недостатки, но бездействует. В «Богатыре» есть призыв противостояния против самодержавия.

В своих литературных трудах писатель особенно уделяет внимание теме крепостного права и изжившего себя самодержавия. Есть в произведении Салтыкова-Щедрина анализ ошибок, совершённых Российским правительством

Витязь испокон веков является символом надёжности и сохранности, это обозначение русской силы и символ справедливого властвования. Но он, к сожалению, растерял себя по причине собственной лени.

Жанр сказки позволяет аллегорично продемонстрировать отношения в обществе через образы животных и волшебных персонажей воплощены социальные типажи. В произведениях Салтыкова-Щедрина рассматривается конфликт самодержавия и народных масс, столкновение господ и работников. Здесь отражены различные направления общественной мысли, описывается обывательский подход, рассматриваются вопросы морали и нравственности.

https://youtube.com/watch?v=hiYFvJ2kLY4

Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Богатырье

Анализ сказки:

1. М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь»

2. Жанр. Авторская волшебно-сатирическая сказка. В сказке присутствуют: гипербола — богатырь ростом с версту коломенскую, гротеск – устрашающий храп, пугающий всех вокруг, беспробудный сон, ирония – мать богатыря Баба-Яга, гадюки тело до шеи съели. Есть ирония и в адрес долготерпения народа, его бесконечной веры в Бога и царя.

3. Главными героями повествования являются Богатырь и народ. Богатырь, задуманный матерью как защитник родной земли, не оправдывает надежд своего народа. Народ терпелив и верит, что в самый-самый трудный час придет им на помощь богатырь.

4. Второстепенными героями являются Баба-Яга – мать богатыря, дурак Иванушка, что открыл истинное положение богатыря и враги земли родной, супостаты-захватчики.

5. По сюжету сказки Богатырь, рожденный Бабой-Ягой для защиты земли родной, недолго «совершал великие дела». Пара вырванных с корнем дубов и беспробудный сон и грозный храп в дупле третьего. Боялись богатыря все вокруг, он спал и силу копил. Остерегались и враги нападать на землю, где боятся спящего исполина. А земля и народ ждали — в голод ждали, в пожары, передрались – на помощь звали, все беды перетерпели, а все верили в спасителя. Так миновала тысяча лет, а богатырь спал. Напали тогда на землю родную враги, почуяв вонь из векового дупла. Возвопил народ, но даже храпа не услышал в ответ. А потом и вовсе Иванушка дурак перешиб дупло и предстал Богатырь до шеи змеями поеденный.

6.Идея произведения. В своем сатирическом произведении Салтыков-Щедрин замахнулся не много ни мало – на самодержавие. Поэтому иносказание не сразу раскрывается. Однако просвещенный человек того времени легко распознает под беспробудным героем плеяду самодержцев, чья оторванность он народа, увлеченность лишь собственным покоем и былые заслуги вызвали бурю негодования народа и предреволюционные настроения в обществе. Даже мать богатыря, Баба-яга, неоднозначный персонаж. Она может совершать как добрые, так и злые деяния, все зависит от расположения духа. Памятуя былые войны, силу русских солдат, самоотверженность народа, враг долго боялся, но учуяв «дурной запах» спящего императорского дома – напал. Когда-то мудрые князья объединили великую Русь, отстояли и приумножили свою землю. Но миновала тысяча лет, и амбициозные европейские государства не потерпели великого спящего соседа. Да и собственный народ жил лишь верой и почтением. Это произведение было допущено к печати лишь в 1922 году, при жизни писателя о нем знал только избранный круг.

7. Главной мыслью сказки является порицание власти, которая настолько оторвана от народа, что, подобно спящему, не замечает его бед. В сборнике Даля есть емкая пословица, характеризующая идею этого произведения: «До неба высоко, до царя далеко».

Вариант 3

Михаил Салтыков-Щедрин является известнейшим русским писателем, который уделял большое внимание теме крепостничества и крепостного права, ущемления крестьян и другим насущным проблемам России. Авторству этого гениального писателя-сказочника принадлежит целое море сатирических, иронических, смешных, едких, яденьких сказок. Сказка под названием «Богатырь» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора

Анализ этой сказки представлен в этой статье

Сказка под названием «Богатырь» носит глубокий смысл и посыл, поэтому является одним из лучших произведений данного автора. Анализ этой сказки представлен в этой статье.

Охарактеризовать сказку «Богатырь» авторства Салтыкова-Щедрина можно, как резкую, ведь она разоблачала многие сферы социальной и политической сферы жизни. Именно она устремлялась против воли печатного слова, не входила в рамки предусмотренного печатного эталона. Поэтому не является удивительным тот факт, что сказку власть позволила напечатать м печатных средствах массовой информации только в 1922 году.

Произведение относится к жанру сказки. Несмотря на большое количество волшебных и нереальных моментов, использованных в ней, сказка открывает со временем для человека все более глубокие смыслы. Также для большого количества писателей, авторов сатирических литературных произведений, сказка является прекрасной формой для выражения своего недовольства и бунта против каких-либо вещей, про которые они не могут сказать прямо. Сказка – это своего рода прикрытие. Но нельзя забывать, что в любое свое произведение, писатель стремится вложить глубочайший смысл, а не просто красивые слова.

К типу таких сказок относится творение Салтыкова-Щедрина. Оно было создано в 1886 году.

В своем творении Щедрин поднял вопросы абсолютизма, использовав при этом образ богатыря, что дремал крепким сном на протяжении многих лет. Иванушка – это якобы обыкновенный беспомощный народ. В то время, как богатырь спал, то он отлежал себе все бока и заработал пролежни. Ему было безразлично на проблемы и беды простых людей.

Богатырь с давних времен является символом силы, власти, крепости и защиты. Но он утратил свою значимость из-за лени.

Таким образом, написав сказку, Щедрин смог с легкостью высмеять слабости власти и указать ей прямо в нос этим. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: