А погорельский черная курица или подземные жители краткое содержание 5 6 предложений

Краткое содержание повести «Черная курица, или Подземные жители»

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге. Главный герой повести — юный дворянин Алеша, мальчик 9-10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке. Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц. Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним. Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом. Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность — должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично. Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам.

При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет. С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее. Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений. Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту «сказку» и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда. Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше — сковывает ему руки золотыми цепями. На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки. На прощание та просит его об одном — стать прежним.

На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает. Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.Конец.

Таково краткое содержание волшебной повести «Черная курица, или Подземные жители»: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении для читательского дневника.

Сюжет — краткое содержание

Мальчик Алеша учится в пансионате и однажды спасает черную курицу от кухарки.

Курица ведет Алешу в подземный мир, где превращается в элегантного человечка, министра подземной страны.

Король подземной страны дарит Алеше волшебное семечко, которое позволяет не учить уроки, а все знать, даже не открывая книги.

Алеша теряет семечко и не может ответить урок, его строго наказывают, а Чернушка возвращает Алеше семечко, предупреждая, что мальчик должен исправиться.

Алеша рассказывает тайну подземных жителей, но его все равно секут розгами.

Чернушка говорит, что подземные жители уходят навсегда. Алеша заболевает, а после болезни становится прежним добрым мальчиком.

Очень краткий пересказ повести «Черная курица, или Подземные жители»

Главный герой произведения – Алеша, проживающий при пансионе в Санкт-Петербурге вдалеке от своих родителей. Парнишка хорошо учится, дружит с другими ребятами и добродушен по натуре. Как-то раз ему удается спасти курочку от попадания на кухню, и благодаря этому поступку жизнь мальчика коренным образом меняется. Курочка оказывается не простой, а волшебной. У Алеши с ее подачи появляются невероятные способности. Однако вместо того, чтобы воспользоваться ими во благо, он постепенно превращается в заносчивого, дерзкого и ленивого подростка. Алеша совершает неблаговидный поступок, но вскоре раскаивается.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Подробный пересказ рассказа Черная курица, или Подземные жители

В мужском пансионате, находившемся в городе Санкт-Петербурге, жил и учился 10-летний мальчик. Звали его Алеша. Он был привезен родителями в столицу 2 года назад и с тех пор не виделся с родными. Сначала Алеша сильно тосковал по дому, но через некоторое время привык к обществу сверстников. Мальчик хорошо учился, имел сговорчивый нрав, поэтому все любили Алешу, и житье его вдали от родного дома было вполне приятным.

Свое одиночество мальчик ощущал лишь в выходные дни, когда все его одноклассники разъезжались по домам. Тогда его любимым занятием было чтение книг. Алешу захватывали приключения рыцарей, описанные в этих книжках, нередко он представлял себя героем прочитанных им волшебных историй.

Еще мальчику нравилось кормить курочек, живших во дворе. Он наблюдал за их повадками, разнимал куриные драки и даже знал имена каждой из птиц. Но среди куриного стада была у Алеши любимица – черная хохлатая курица. Ее так и звали – Чернушка.

Как-то раз, во время зимних каникул, Алеша играл во дворе. Ему захотелось поиграть с курочками, и мальчик начал их подзывать. Вдруг из дома показалась кухарка, в руке она держала большущий кухонный нож. Женщина стала ловить курицу, и Алеша понял, что именно Чернушка сейчас станет жертвой кухарки. В отчаянном кудахтанье он услышал мольбу о помощи.

Мальчик бросился на шею поварихе, ее руки разжались, и Чернушка была спасена. Мальчик ласковыми словами уговорил кухарку не трогать Чернуху, и даже подарил ей монету, которую очень берег. В этот день черная курица все время гуляла около Алеши и весело кудахтала.

Вечером мальчик побежал во двор, чтобы покормить курочек. Выходя из курятника, он услышал, как Чернушка тихо ему говорит: «Оставайся, Алеша, со мной».

Ночью Алеше не спалось. Он лежал в темноте и вдруг  услышал какой-то шорох. Заглянув под кровать, мальчик увидел черную курицу. Чернушка предложила удивленному  Алеше пойти с ней, обещая показать кое-что интересненькое.

Пройдя через весь дом, мальчик и Чернушка по длинной лестнице спустились в подземелье. Там оказался большой зал, который освещали огромные хрустальные люстры. Вдруг Чернушка сделалась очень большой… и тут Алеша проснулся. На утро он не нашел Чернушку во дворе.

На следующую ночь черная курица снова повела Алешу в подземелье. В зале она попросила на некоторое время оставила мальчика. Он начал разглядывать роскошное помещение: стены, двери и маленький трон – все было золотым.

Вот открылась дверь, и вошло множество нарядно и дорого одетых людей. Все они были очень маленького роста. Когда они построились вдоль трона, появился сам король. Он приветствовал Алешу и благодарил за то, что он спас от смерти главного министра короля. Когда главный министр подошел к Алеше, мальчик узнал в нем любимую Чернуху.

Алеше вручили конопляное семечко, и король сказал, что пока оно у мальчика, тот всегда будет знать урок. Но при этом Алешу строго предупредили, что он никому не должен говорить об увиденном. Иначе жителей королевства постигнет беда, а Алеша лишится королевских милостей.

Потом Алеше показывали удивительный зверинец, чудесный сад. Угощали разными яствами. Затем повезли на охоту и всячески развлекали. Мальчик был счастлив.

Когда в школе Алешу вызвали отвечать урок, он с радостью обнаружил, что король сдержал свое слово – все ответы отлетали от зубов. Учителя с восторгом удивлялись превосходным знаниям своего ученика и хвалили его. Сначала Алешу мучила совесть, он знал, что эти похвалы незаслуженны. Но вскоре он заважничал, стал свысока смотреть на своих товарищей. Он стал гордым и непослушным – куда делся скромный, милый, добрый мальчуган…

Как-то раз он не смог отвечать урок. Оказалось, что он потерял семечко! Алеша позвал на помощь Чернушку, и она нашла семя. Курочка просила стать своего друга прежним добрым и прилежным мальчиком. Конечно, об обещанном исправлении он сразу забыл.

Когда учитель хотел наказать Алешу розгами, он испугался и рассказал о подземных жителях.

Из-за того, что Алеша не сдержал слова, подземным жителям пришлось покинуть родной край и переселиться далеко-далеко.

Эта сказка учит тому, что лишь труд и прилежание делают человека добрым и умным, а лень – распущенным и злым. Ценится лишь то, что досталось трудом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сюжет произведения

Мальчик Алеша два года жил в пансионе вдали от родителей и чувствовал себя одиноким. По вечерам и в выходные он постоянно читал, а еще любил играть с курицей. Однажды мальчик увидел, что кухарка хочет ее убить, а курица, похоже, просила о помощи. Алеша уговорил женщину не убивать птицу.

В ночь после этого случая Чернушка пришла в спальню мальчика и отвела его в волшебный подземный город, где она была министром. Подойдя к царскому замку, Алеша увидел много необычного. Подземный царь решил наградить мальчика за спасение Чернушки и попросил у него чего-нибудь попросить.

Алеша никогда не хотел учить уроки, а хотел знать все наизусть. Тогда царь дал ему волшебное семя, с помощью которого сбылась его мечта. Мальчика также строго предупредили, чтобы он никому не рассказывал о подземном городе.

После этого события Алеша стал лучшим учеником интерната. Он никогда не делал домашних заданий, но всегда все знал наизусть. Однако это коренным образом изменило его характер. Из доброго и скромного мальчика он превратился в эгоистичного и заносчивого сорванца и потерял всех своих друзей.

Однажды учитель решил наказать Алешу, и тот, очень испугавшись розги, рассказал ему о волшебном семени и Чернушке. И хотя учитель ему не поверил и все-таки решил срезать, мальчик потерял семя. А ночью Чернушка пришла к Алеше проститься в последний раз. Подземным жителям пришлось покинуть город, когда мальчик раскрыл их тайну.

После этого Алеша осознал свою вину и снова стал добрым и послушным. Его снова полюбили ученики и учителя интерната.

Сюжетная линия повести

Фантастическое и реальное в сюжете. Основная тема сказочной повести

Со сказочной повести «Черная курица, или Подземные жители» началась литература для детей в России. Впервые главным героем в произведении стал ребенок, повествование пронизано интересом к его внутреннему миру. Сюжет повести построен на изображении двух миров, представленных глазами ребенка:реального и фантастического. Соединение вымысла с правдой создает ощущение, что эти миры взаимодействуют между собой, существуют рядом.

Реальными деталями автор создал историческую реконструкцию столичной жизни конца XVIII века. Например, он подробно описал одежду Алеши, предметы интерьера пансиона и учительского жилища, блюда, которыми угощали гостей у учителя, особенности сервировки и многое другое. Реалистическое отображение эпохи дано в картинах Петербурга, который уже тогда«славился в целой Европе своею красотою». Не было еще «тенистых аллей»,тротуары были выложены досками, Исаакиевский собор и его площадь были не обустроены, мост у собора «узкий и неровный», Адмиралтейство не «обсажено деревьями», Конногвардейский манеж еще без великолепного фасада. Детально описано здание пансиона на Первой линии Васильевского острова: небольшой дом с крышей из голландской черепицы, просторный двор, огражденный забором из барочных досок с дырками от гвоздей. Рассказывается об условиях обучения в немецком пансионе. К воспитанникам учителя обращались на «вы», называли их «господа пансионеры». Однако применялись телесные наказания, юных «господ» розгами пороли за провинности.

Воспитанником пансиона был главный герой повести Алеша. Родители Алеши, жившие далеко, не могли себе позволить забирать сына на праздники и каникулы. Оставшись в одиночестве на зимние каникулы, так как другие ученики разъехались, Алеша от скуки читал книги про рыцарей из библиотеки учителя и предавался романтическим мечтаниям. Ему нравится бродить во дворе, смотреть через дырочки в заборе в переулок, подкармливать курочек. Особенно выделял мальчик черную хохлатую курицу. Эту курицу прислуга считала паршивой, потому что она яиц не несла. Оттого решили приготовить ее на обед к приезду директора. Но Алеша спас Чернушку от кухарки, отдав за жизнь любимицы золотую монету.

Алёша

После спасения курицы жизнь Алеши изменилась, наполнилась приключениями. За избавление от смерти Чернушка решила отплатить благодарностью и, чтобы ребенок не чувствовал своего одиночества, рассказала про подземное королевство. В сказочном мире мальчик попадает в таинственное подземелье, где он увидел рыцарей, познакомился с королем и его подданными. Король подземных жителей в награду за спасение своего главного министра подарил конопляное семечко, которое позволяло овладеть знаниями без обучения. Это давало возможность получать отличные оценки на уроках, не прилагая никаких усилий.

Эта награда стала для мальчика серьезным испытанием.Поначалу голос совести заставлял его испытывать неловкость за незаслуженные оценки, потом характер его начал портиться: он стал высокомерным, ленивым и самодовольным зазнайкой. Из отзывчивого товарища превратился в эгоистичного мальчишку, у него почти не осталось друзей. Легко полученные знания не принесли пользы: не вникая в суть узнанного, Алеша становился ленивым невеждой. К тому же, не тратя времени на подготовку уроков, Алеша от безделья проказничал, «праздность еще более портила его нрав». Учитель, желая повлиять на поведение мальчика, стал задавать ему уроков больше, чем другим. Но и это не помогло, благодаря зернышку мальчик был уверен в своих способностях.

С потерей зернышка Алеша стал совсем беспомощным, у него начались проблемы.Чернушка вернул пропажу, но попросил мальчика встать на путь исправления. Алеша быстро позабыл о своем обещании. Отвечавшего урок мальчика, якобы выучившего за утро двадцать страниц, учитель и ученики уличили во лжи. Под страхом наказания розгами он выдал тайну подземных жителей.Ночью Чернушка пришел проститься с мальчиком, рассказав, что его народ должен покинуть эти места навсегда. Алеша, осознавая ужас своего предательства, впал в горячку. После выздоровления, физического и нравственного, мальчик, хотя свой дар утратил,снова стал обязательным, трудолюбивым и прилежным ребенком. Переболев недугом высокомерия, он вернулся на прежний жизненный путь, к себе самому.

История создания

Автора рассказа Антония Погорельского на самом деле звали Алексей Перовский. И написал он этот рассказ для своего племянника Алеши, которого мы знаем сегодня как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка заметит, что у главного героя повести такое же имя, как у автора и его племянника. Исследователи подчеркивают, что в сказке присутствуют автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических рассказов. Композиция их была достаточно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Это было:

  • жуткие близнецы;
  • различные мистические превращения;
  • бороться с самим Духом Зла.

Но «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная история, в которой реалистические сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем эта история построена таким образом, что необычные персонажи, окружающие Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель никогда об этом наверняка не узнает. Ведь мальчик очень любит читать и, как Дон Кихот из Сервантеса, большой любитель рыцарских романов и волшебных историй.

Рассказ был опубликован в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стал своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров сделал все, чтобы Погорельский написал продолжение рассказа или хотя бы что-то еще в том же духе. Но больше для детей будущий основоположник отечественной фантастики ничего не написал, хотя внимания заслуживают и его произведения для взрослых.

Особенности стиля

Своеобразие мышления ребенка, героя повествования, глазами которого как бы увидены многие события повести, подсказало писателю отбор изобразительных средств. Поэтому каждая строчка «Черной курицы» находит отклик y читателей — сверстников героя.

Писатель, изобретательный в фантастической выдумке, внимателен к тщательному воссозданию подлинной жизни. Точны полные подробностями, как бы c натуры срисованные пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц — Пер-вой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками. Подробно и тщательно обрисованы Погорельским и одежда Алеши, убранство праздничного стола, и сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя, и многие другие под-6цостей быта Петербурга XVIII века.

Бытовые сцены повести отмечены слегка насмешливой улыбкой автора. Именно так сделаны страницы, изображающие забавную суету в доме учителя перед приездом директора.

Чрезвычайно интересна лексика и стилистика повести. Слог «Черной курицы» свободный, разнообразный. Стремясь сделать повесть занимательной для ребенка, Погорельский не допускает упрощения, не стремится к такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста. Встречаясь, в произведении c мыслями и образами, сложными и не до конца понятными, ребенок усваивает их контекст обобщенно, не будучи в силах подойти к ним аналитически. Но освоение текста, требующего от читателя известных умственных усилий, рассчитанных «на вырост», всегда плодотворнее, чем облегченное чтение.

«Черная Курица» легко воспринимается и современным читателем. Здесь практически нет архаической лексики, ус-таревших оборотов речи. И в то же время повесть выстроена стилистически разнообразно. Здесь есть эпическая нетороп-ливость экспозиции, эмоциональный рассказ о спасении Чер-нушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями. Часто автор прибегает к живому, непринужденно-му диалогу.

B стилистике повести немалая роль принадлежит воспроизведению писателем детской мысли и речи

Погорельский один из первых обратил внимание на ее специфику и использовал в качестве средства художественной изобразительности. «Если бы я был рыцарь, —размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике»

Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая». Так детская интонация применяется Погopельским и для речевой характеристики героя, и в авторской речи. Стилевое разнообразие, смелое обращение к различным по степени сложности лексическим пластам и одновременно внимание к особенностям восприятия читателя-ребенка сделали повесть Погорельского классической детской книгой.

«Чёрная курица» — небольшой рассказ Антония Погорельского, написанный им для своего маленького племянника Алексея Толстого, будущего известно писателя. В этой статье мы приведем анализ рассказа «Чёрная курица», который поможет вам лучше познакомиться с произведением и понять его суть. Не лишне будет также прочесть краткое содержание этого рассказа. Но сначала обсудим, к какому жанру относится «Чёрная курица» и поговорим о главном герое.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Спасение курицы

Однажды во время каникул учитель с женой готовились встретить директора школ. Алеше разрешили пойти погулять, и он стал подманивать кур поближе к себе. В это время во двор вышел повар с большим ножом. Мальчик знал, что снова пропадет один из его подопечных. Он убежал и спрятался за курятником. Скоро он услышал крик Чернушки и услышал: «Алеша, спаси Чернуху!» Мальчик бросился к кухарке и обнял ее. Удивленная женщина выпустила птицу. Алеша стал умолять не ловить его питомца.

В награду он предложил повару свое единственное богатство — золотую империю. Это был подарок любимой бабушки, и мальчику было очень жаль с ним расставаться. Шеф-повар убедился, что их никто не увидит, и взял монету.

Анализ сказки

Даже краткий комментарий к этой истории дает понять, что это история о дружбе и чувстве долга, которые следует воспринимать с детства.

Заполняя читательский дневник, учащиеся старательно пересказывают сюжет и дают характеристику действующих лиц. Но мало кто задумывается над тем, зачем автор вообще рассказал эту историю. Но эта история на самом деле основана на традиции старого рыцарского романа. Естественно, важны и характеристики и конкретные события – все это необходимо включить в план школьного задания.

Но суть этой истории в том, что она предлагает предупреждение. Благодаря дружбе с Чернушкой Алеша узнает, пожалуй, самую главную мудрость, которая часто звучала в произведениях писателей эпохи романса, но не утратила своей актуальности и сегодня. А заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение всего добиться самостоятельно и трудолюбие.

Это основная идея произведения. Но это также напоминает нам о том, что, делая неправильный выбор между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так Алеша не сможет ни вернуть подземных жителей, ни снять цепи с друга. Но у него есть шанс исправиться, осознав свои ошибки.

Темой рассказа был именно преступный мир, потому что:

  • Погорельский увлекался популярными в то время рассказами братьев Гримм и немецкими народными легендами о леших и царствах подземного мира;
  • автор лично знал Гофмана, автора рассказа о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Однако взрослые исследователи намного серьезнее изучают текст произведения. Они утверждают, что на самом деле путешествие в преисподнюю — это обряд инициации, то есть посвящение Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как загадочный персонаж, является чуть ли не проводником в загробный мир.

Очень краткий пересказ

Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка — подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.

Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.

Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.

Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.

Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.

Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.

Сейчас читают

  • Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев)

    Зима. В дремучем лесу серый волк мило общается с вороном. Зайцы и белки поглощены игрой в горелки. За всем этим наблюдает Падчерица. Она здесь по поручению злой мачехи, которая отправила ее насобирать поленья для печи.

  • Краткое содержание Шехеразада Римского-Корсакова

    Всего в данной сюите имеется четыре части. Каждая из этих частей является законченной историей. Но в основном все эти сюиты соединены одним общим лейтмотивом. А теперь давайте перейдем к каждой из данных частей.

  • Краткое содержание Еврипид Медея

    Предводитель аргонавтов Ясон должен был стать правителем города Иолка в Греции. Однако вместо него там царствует Пелий. Чтобы доказать свои права и обрести власть, Ясон обязан совершить подвиг.

  • Краткое содержание Лето Господне Шмелёва

    В повествовании описываются события, произошедшие в течение двух лет, и описываются так, как будто бы воспринимаются глазами ребенка, Вани, — воспоминания того, что было в детстве, что ярко запомнилось

  • Краткое содержание Куприн Слон

    Рассказ повествует нам о том, что девочка по имени Надя больна. Целыми днями она лежит в кровати и ничего ее не интересует. Периодически к ним домой приходят врачи ,они о чем то советуются с друг с другом, потом осматривают ребенка

Учёба с помощью зёрнышка

В понедельник все ученики прибыли и начались занятия. Алеша очень боялся урока истории, который проводил хозяин пансиона. Мальчик ничему не научился, но сумел рассказать все, что дано, без сокращений и ошибок. Похвала учителя смутила его, потому что она была незаслуженной. В течение нескольких недель Алеша всегда удивлял учителей своими успехами.

Его хвалили и ставили в пример товарищам. Мальчик знал, что это не его достижение, и стыдился похвалы. Чернушка не появлялась, хотя Алеша звал ее каждую ночь.

Весть о необыкновенных способностях ученика разнеслась по всему Петербургу. Интернат прославился, и многие родители старались отдать туда своих детей, чтобы они стали такими же учеными, как Алеша. Мальчик сильно изменился:

  • привыкла хвалить;
  • начал важничать перед другими детьми;
  • стал гордым и непослушным.

Учителю надоело плохое поведение упрямого ученика, он стал давать заданий в несколько раз больше. Но мальчик со всем справился.

К вечеру Алеша едва осилил 2 страницы из заданных 20. Он позвонил Чернушке и попросил ее о помощи. Товарищи посмотрели на него с презрением. Высокомерный студент разозлил их своим поведением, теперь он никому не нравился. Ночью появилась курица. Она сказала, что не узнала Алешу, он не был похож на того доброго и скромного мальчика, который ее спас. Но она не смогла оставить спасителя в беде и вернула ему клан.

Наутро Алеша блестяще ответил на весь урок, что еще больше укрепило уверенность учителя в том, что вчера мальчик притворялся и потому заслуживает наказания. Он приказал принести удилища. Алеша испугался, заплакал и обещал поправиться. Детям стало его жалко, и они попросили воспитателя отменить наказание.

Наставник смилостивился, но велел Алеше рассказать, почему он вчера не мог ответить, а сегодня все непременно рассказал. Он забыл обещание и рассказал о рыцарях и подземных жителях. Учитель ужасно рассердился: «Что! — воскликнул он в гневе. «Вместо того, чтобы раскаяться в своем дурном поведении, тебе все-таки взбрело в голову обмануть меня, рассказав сказку про черную курицу?» и бедного мальчика выпороли.

Изменения в мальчике

Вскоре Алеша убедился в том, что талисман короля работает. Он теперь знает уроки лучше всех в классе. Учителя считают, что он обладает просто феноменальными способностями. Но из-за этого характер Алеши портится, и он превращается в заносчивого и избалованного мальчишку, который быстро теряет своих друзей.

Однако этим его неприятности не ограничиваются. Мальчик теряет конопляное семечко, которое ему подарил подземный король, а вместе с ним и способности к наукам. Учителя строго его наказывают, потому что считают его поведение ленью и капризами. В ту же ночь к нему приходит в человеческом обличии Чернушка и снова дает потерянное семечко, а еще говорит, что очень опечален Алешиным поведением. Мальчик обещает, что теперь непременно исправится.

Когда на следующий день Алеша снова начинает отвечать хорошо, то учителю кажется, что накануне мальчик просто демонстрировал плохой характер. Он угрожает, что применит в наказание розги, если Алеша не объяснит ему, что происходит. Мальчик напуган, он забывает о своем обещании и рассказывает учителю о подземном царстве. Но учитель не верит его рассказу, и Алешу все равно наказывают.

Ночью к мальчику приходит его друг Чернушка и говорит, что из-за нарушенной клятвы:

  • все подземные жители вынуждены были покинуть свою страну;
  • сам Чернушка теперь должен в наказание носить кандалы из золота.

На следующее утро учителя находят мальчика без сознания. У него горячка, он бредит. Шесть недель он проводит прикованным к постели, а когда выздоравливает, то ни учителя, ни друзья не напоминают ему о том, что было накануне, и Алеша думает, что все это он увидел в бреду. Постепенно он снова становится добрым и отзывчивым мальчиком, прилежным в учебе. Но волшебные способности к нему так и не возвращаются.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году была написана сказка «Черная курица, или Подземные жители»?</h3>

    • <label>1828 г.</label>
    • <label>1829 г.</label>
    • <label>1830 г.</label>
    • <label>1831 г.</label>

(новая вкладка)

Год: 1829     Жанр: сказка

Главные герои: мальчик Алеша, курица по прозвищу Чернушка

Замечательная сказка про черную курицу была написана Антонием Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши Толстого. Этот мальчик стал впоследствии известным писателем и поэтом.

Сюжет

Главному герою сказки тоже десять лет и зовут его так же Алешей. Он живет при пансионе в Петербурге, далеко от своих родителей. Алеша — прилежный ученик, хороший товарищ и просто добрый мальчик. Однажды он спасает курочку, которую назначили на кухню, и с этого момента жизнь его меняется совершенно. Он получает удивительную способность, но вместо того, чтобы использовать ее на благо себе и другим, воображает, что теперь он лучше чем его товарищи, став гордым, заносчивым и ленивым. Алеша совершает поступок, в котором потом глубоко раскаивается, и это становится началом его возврата к прежней жизни прилежного ученика.

Чудесная сказка Антония Погорельского уже почти 200 лет учит мальчиков и девочек нести ответственность за свои слова и поступки, ценить дружбу и не искать обходных путей там, где нужно проявить усердие. А для взрослых это произведение — возможность вспомнить детство, окунувшись в атмосферу одной из любимейших сказок своего детства.

Прощание с Чернушкой

Алёша плакал ночью в своей кровати. Вдруг появилась Чернушка, но в образе министра, в котором была в подземелье. Министр пришёл попрощаться со своим спасителем. Руки его были скованы золотой цепью, которую он должен был носить всегда из-за предательства мальчика. Алёша долго плакал и просил прощения, что рассказал о подземном царстве, и теперь его жители вынуждены были бросить всё и уходить далеко.

Министр попросил не плакать и сказал: «Одним только ты можешь меня утешить в моём несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Утром дети нашли Алёшу лежащим на полу в горячке и без памяти.

Краткое содержание сказки о чёрной курице, несмотря на фантастический сюжет, должно объяснять молодому поколению важность соблюдения взятых на себя обязательств и ценность таких человеческих качеств, как честность, доброта, отзывчивость

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: