«Либерал» за 4 минуты. Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Краткое содержание Либерал Салтыков-Щедрин для читательского дневника
В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг. Он вмешивался во все дела. Что бы не случалось, он непременно предупреждал о губительных последствиях. В обществе довольно терпимо относились к его словам. Люди выражали снисхождение, абсолютно не сердясь на его поведение.
Либерал был убежден в 3-х основополагающих вещах. В первую очередь — это идеалы людей, которые обеспечиваются исключительно свободой. Далее следует обеспеченность, позволяющая испытывать некоторую особенность и превосходство собственной личности. Ввиду последней составляющей – самодеятельности — общество организуется и вырабатывает собственное отношения к происходящим событиям. Либерал отвергает людей, не умеющих выстраивать жизнь и судьбу. Он всячески старается убедить окружающих в правоте личных суждений.
Однажды он решает воспользоваться советом знающих людей в отношении свободы. Те отвечают ему, что занимаются тем, что только и делают, как насаждают свободные идеи в рамках разумного. Либерал начинает поступать в рамках обозначенных пределов: где-то урежет, где-то уворует или вовсе скроется. Окружение одобряет его поступки. Абсолютно негоже идеалы ломать, претворяя при этом задуманное в жизнь. Стремление вполне благонадежно, поэтому ему все сходит с рук. Ничего никогда не требуя, он совершал поступки по мере возможности.
Через некоторое время сведущие люди просят героя оставить личные ценности или сократить их до разумных пределов. Пришлось либералу смириться. От прежних задумок почти ничего не осталось, но он не унывает и надеется на лучшее.
Идя как-то с приятелем по улице, они всецело предались рассуждениям об идеалах. Внезапно на либерала попали брызги, хотя в этот день не предвиделось дождя. Помоев из окон тоже никто не выливал. Просто из-за угла трусливый человек плюнул в них за все их либеральные намерения. Ничего лучшего не следует ожидать от дела, скатившегося от идеалов к подлости. Рассказ обличает низменные стремления людей и учит непременно на все события иметь собственную точку зрения.
Оцените произведение:
- 2.53
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Голосов: 60
Читать краткое содержание Либерал. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Либерал — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина
Яркая щедринская сатира актуальна во все времена. Его сатирические типы героев стали шедеврами мировой литературы.
Салтыков – Щедрин срывает с государственно – бюрократического аппарата все либеральные маски. Сказку «Либерал» использовал в своей работе В. И. Ленин.
Жил да был Либерал. И во все он совал свой нос. Абсолютно до всего ему было дело. Он всех стращал губительными последствиями, во все вмешивался. Его не принимали всерьез и никто особо на него не сердился.
Либерал признавал три фактора, они для него лежали в основе любой общественности.
- Наличие необходимой свободы для создания идеалов.
- Наличие обеспеченности, которая, по его мнению, необходима для чувства личного превосходства.
- Наличие самодеятельности, позволяющей иметь собственное мнение по отношению к происходящим вокруг событиям.
Стараясь убедить свое окружение в своей правоте, Либерал почему то отвергает тех людей которые, не умеют строить свою судьбу и устраивать свою жизнь. Он рвался доказать всем и вся правильность своих убеждений. Мыслил то он вроде правильно, но сами по себе его идеи не приносили конкретной пользы, они были уж очень какими — то расплывчатыми и неконкретными. Решив сделать их более наполненными и содержательными, он посоветовался с умными людьми. Те разъяснили и о правде, и о свободе ну и о «пределах».
Вот так приняв совет в отношении свободы действий, Либерал сам начал действовать в рамках своего понимания окружающей обстановки. За «пределы» он не выходил. И все ему сходило с рук, что – то урвет, что – то урежет, где – то хапнет, а там глядишь и спрячется. Сам он ничего конкретного не требовал, так по мере возможности. А если не получалось по возможности, то хапал хоть что – нибудь.
Знающие люди говаривали, как тяжело им соответствовать идеалам Либерала. Что бы он поумерил свой пыл. Пришлось ему смириться с этим.
Далее эти же люди посоветовали Либералу забыть вообще о каких – либо идеалах, ведь с ними не очень удобно. Ничуть не унывая, он согласился в надежде на улучшение в дальнейшем.
Закончилось это тем, что на улице в него плюнули, что и следовало ожидать. Увлекшись очередным разговором об идеалах, они с приятелем шли по улице, когда на него и полетели эти брызги общественного мнения. Награда за все либеральные дела и взгляды. Не смог человек в глаза глядя плюнуть, вот из-за угла и сподобился.
В произведении описан образ интеллигента при первых появившихся препятствиях быстро и незаметно для себя самого превратившегося в настоящего подлеца.
В сказке очень тонко и остроумно показана эволюция буржуазного либерализма, сумевшего скатится от проповедования идеалов до откровенной подлости.
Краткое содержание
В истории нет конкретных героев и не указано место действия. В ней идет речь о человеке, который был либералом. Ему всегда было до всего дело, он везде лез и все узнавал. Считал своим долгом предупреждать об опасных последствиях.
По его мнению, в основе общественности лежат три вещи — идеалы, обеспеченность, самодеятельность. Его раздражали люди, которые не понимали своей роли и не хотели быть творцами своей судьбы. Либерал пытался им внушить собственные идеалы. Его стремления все прощали.
Главный герой ничего не требовал, предлагал по мере возможности помощь. Его идеи были очень расплывчатыми, но он не спешил наполнять их смыслом. Либерал обратился к знающим людям, и они ему посоветовали действовать в пределах.
С этого момента главный герой начал действовать просто — то урвет, то урежет, то спрячет. Его соратники молчали и давали возможность исполнять задуманное. Позже сведущие люди признали, что им тяжело выдерживать идеалы либерала. Он смирился с их решением и время от времени старался что-то урвать.
Потом героя и вовсе попросили забыть об идеалах. Через некоторое время либерал шел с другом по улице и почувствовал брызги.
Краткое содержание сказки “Премудрый пискарь”
Жил-был пескарь, у которого были умные родители. Они учили его быть бдительным и смотреть в оба. Пескарь понимал, что вокруг него много опасностей: большие рыбы, раки, водяные блохи и люди, которые могут причинить ему вред. Поэтому он выдолбил себе нору, куда мог попасть только он. Ночью он выходил, чтобы поймать еду, а днем сидел в норе и боялся.
Однажды пескарю приснился сон, что он выиграл 200 тысяч. Но когда он проснулся, он заметил, что полголовы его высунулось из норы. Каждый день он боялся разных опасностей и радовался, что остался жив: “Слава тебе, господи, жив!”
Пескарь никогда не женился и не имел детей, потому что считал, что раньше всё было лучше, а теперь все стали хуже. Он не играл в карты, не пил вино, не курил табак и не занимался женщинами. Щуки даже начали хвалить его, надеясь, что он выйдет из норы и они его съедят.
Пескарь прожил более ста лет, не имел ни друзей, ни родственников, и называли его “дураком”. Размышляя над своей жизнью, он осознал, что он “бесполезный” и если бы все жили как он, то весь их род вымер бы. Он решил вылезти из норы и проплыть по реке, но опять испугался и не решился.
Никому не было интересно, как он прожил свою жизнь. Пескарь впал в забытье, а затем приснился тот же сон о выигрыше в 200 тысяч. Он случайно выпал из норы и исчез. Возможно, его съела щука, но скорее всего, он умер сам собой, потому что никто не нуждался в нем и не называл его премудрым.
Краткое содержание
В истории нет конкретных героев и не указано место действия. В ней идет речь о человеке, который был либералом. Ему всегда было до всего дело, он везде лез и все узнавал. Считал своим долгом предупреждать об опасных последствиях.
По его мнению, в основе общественности лежат три вещи — идеалы, обеспеченность, самодеятельность. Его раздражали люди, которые не понимали своей роли и не хотели быть творцами своей судьбы. Либерал пытался им внушить собственные идеалы. Его стремления все прощали.
Главный герой ничего не требовал, предлагал по мере возможности помощь. Его идеи были очень расплывчатыми, но он не спешил наполнять их смыслом. Либерал обратился к знающим людям, и они ему посоветовали действовать в пределах.
С этого момента главный герой начал действовать просто — то урвет, то урежет, то спрячет. Его соратники молчали и давали возможность исполнять задуманное. Позже сведущие люди признали, что им тяжело выдерживать идеалы либерала. Он смирился с их решением и время от времени старался что-то урвать.
Потом героя и вовсе попросили забыть об идеалах. Через некоторое время либерал шел с другом по улице и почувствовал брызги.
Обличение любви к деньгам в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал» автор обличает любовь к деньгам и материальным благам
Главный герой, богатый фабрикант Бармалей, не видит ничего более важного, кроме заработка и увеличения своего богатства
Бармалей не заботится о красоте и гармонии жизни, не уважает труд и достижения своих сотрудников, а только стремится к увеличению прибыли, даже если это приводит к эксплуатации и страданиям людей. Сказка показывает, что такой подход к жизни несовместим с истинной гармонией и счастьем.
Автор сказки критикует не только Бармалея, но и общество, в котором приоритетом является нажива, а не забота о благополучии всех его членов. Сказка напоминает, что любовь к деньгам несет опасность превращения человека в эгоиста и изгоя, не способного настоящей любви и уважению к окружающим.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин: писатель-сатирик
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – российский писатель XIX века, живший в эпоху правления императора Александра II. Он стал известным своими сатирическими произведениями, в которых он раскрывал проблемы русской жизни, издевался над тиранической властью и высмеивал церковных деятелей. Некоторые его произведения, такие как «Господа Головлевы», вызывали бурную реакцию в обществе своей эпохи и были запрещены к печати.
Писатель родился в Москве в 1826 году в знатной семье. Он учился в юридическом факультете Московского университета, но не закончил его. Вместо этого он стал работать в государственных учреждениях, где наблюдал множество коррупционных схем и нарушений закона. Этот опыт позже стал основой для его сатиры на российскую действительность.
Салтыков-Щедрин был излюбленным писателем небольших прозаических форм, таких как рассказы и повести. Он также написал ряд романов, прославленных своей социальной остротой. Его творчество находит отклик и сегодня, поскольку многие проблемы, которые он описывал, остаются актуальными.
Сказки Салтыкова-Щедрина: «Либерал»
Главным героем сказки является либерал – человек, который, по словам автора, представляет собой «умного и проницательного вождя», который заботится о благополучии своих подданных. Однако, на самом деле либерал оказывается жестоким и жадным правителем, готовым пожертвовать интересами народа ради достижения своих собственных целей.
В сказке описывается, как либерал, используя свои влиятельные связи, начинает преследовать невинного и честного купца, просто потому, что тот обладает богатством и мог бы стать препятствием на пути либераловых амбиций. Либерал подстраивает козни и подставы, пытаясь уничтожить жизнь купца и завладеть его имуществом.
Однако, в сказке также описывается, как настоящий герой-народовластец, помогаемый волшебной силой и обостренным чувством справедливости, встает на защиту купца. Он разоблачает либерала и отвоевывает справедливость, а также восстанавливает порядок и мир в стране.
Сказка «Либерал» затрагивает темы коррупции и любовливого отношения к власти, что делает ее актуальной и в современном обществе. Прекрасная проза и мудрое содержание делают эту сказку незабываемой и увлекательной.
Салтыков-Щедрин в своей сказке «Либерал» предупреждает читателей о том, что стоит быть осторожными и не принимать всегда на веру слова политических и общественных лидеров, так как за их маской могут скрываться нечестные намерения и жестокость. Он призывает к разумным и осмотрительным мыслям, чтобы предотвратить вред и тоталитарное правление со стороны государственных структур.
Мужество и решительность
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал» главный герой Радион Иваныч проявил мужество и решительность в решении сложных жизненных проблем. Он не боялся выступать против коррупции и бедности в своей деревне, даже когда это вызывало недовольство и гнев среди местных властей.
Радион Иваныч смело защищал свои убеждения, заявляя о праве на свободу слова и свободу мысли. Он не позволял обществу терзать его душу и угнетать свою индивидуальность. Радион Иваныч проявил настоящее мужество, следуя своим убеждениям и принципам, даже если это могло стоить ему дорого.
Радион Иваныч был решительным в достижении своих целей. Он не останавливался перед трудностями и не отступался от своих принципов. Он смог наладить жизнь в своей деревне, создав работу и достойные условия для жизни жителей. Своим решительным и настойчивым характером он доказал, что даже один человек может изменить группу и даже всё общество.
Таким образом, заслуги Радиона Иваныча в проявлении мужества и решительности в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал» являются образцом для подражания. Чепуху, которую предлагали люди власти, он отбросил и воплотил в действие свои идеи, показав, как смело и настойчиво можно бороться за свои убеждения и интересы.
Анализ «Карась-идеалист» Салтыков-Щедрин
Анализ сюжета
В сказке «Либерал» Салтыкова-Щедрина основным героем является бедный крестьянин Иван Кузьмич, который решил найти лучшую жизнь в городе и бросить свою живность на родной земле. Однако, его жизнь в городе неожиданно закончилась, когда он был обвинен в краже и заключён в тюрьму. Для того, чтобы освободиться, Иван Кузьмич вынужден был признать себя виновным и выплатить штраф в 100 рублей.
Однако, когда Иван Кузьмич вернулся в свою деревню, он стал понимать, что его родной край не так уж и плох, как ему казалось. Он понимает свою ошибку и возвращается к своей живности с мыслью о том, как жить дальше.
Автор саркастически критикует российскую культуру и общество конца 19 века, подчеркивая, что образованные люди не всегда идут на пользу для страны. Сказка является критикой либерализма и показывает, что основой здорового общества должны быть уважение к закону и богатство не в деньгах, а в моральных ценностях.
Таким образом, с помощью простого сюжета и символов автор передаёт своё мнение о политической и социальной жизни России своего времени, что делает сказку актуальной и интересной для современного читателя.
История создания
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина будет неполным без упоминания того, что сподвигло писателя на создание такой работы. В конце XIX века в России была строгая цензура, которая не давала публиковать большинство работ.
Сказка «Либерал» была написана в апреле 1885 года. Сам писатель остался доволен работой, но в то же время в письме к Соболевскому высказывал сомнения в ее качестве. Рукопись и корректура работы не сохранились. Предположительно, Салтыков-Щедрин написал сказку после известия о поступках известного либерального деятеля В. И. Лихачева, чьи неэтичные методы касались избрания главой петербуржской думы.
Карась-идеалист
Очень кратко
Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.
Карась спорил с приятелем-ершом о том, «что можно на свете одною правдою прожить». Ёрш же утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы слукавить. Карась негодовал и называл это подлостью, а ёрш предрекал: «Вот ужо увидишь!»
Обычно караси — смирные, склонные к идеализму рыбы, за что их очень любят монахи. Лежит карп на дне реки, в иле, питается микроскопическими ракушками — «полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное». Но поскольку караси мыслей своих не раскрывают, то в политической неблагонадёжности их не подозревают, а ловят исключительно из-за вкусного мяса.
Ёрш — рыба колючая, «уже тронутая скептицизмом», нервная и злопамятная. Ловят ершей исключительно ради вкусного бульона.
Неизвестно, как сошлись две такие разные рыбы, но стали они встречаться и спорить каждый день. Карась верил в гармоничное и мирное будущее для всех рыб и был убеждён, что счастье «рано или поздно сделается общим достоянием».
Карась рассуждал о том, что основой жизни является добро, а не зло, об общих правах для всех рыб и о том, что рыбам надо сговориться между собой и перестать питаться себе подобными. Скептик ёрш, считавший, что в мире царят тьма и невежество, ехидно напоминал о щуке, которая заплывала недавно в их заводь и интересовалась, водятся ли здесь караси.
Для карася щука была мифическим существом, которым пугают непослушных детей, да и об ухе он никогда не слышал. Он считал, что щука не имеет права глотать его без объяснений и вины, и собирался спросить у неё при встрече, «что такое добродетель и какие обязанности она в отношении к ближним налагает». Карась был искренне уверен, что щуки «к голосу правды не глухи», и услышав эти магические слова, щука его не съест.
Напрасно ёрш твердил, что едят не в качестве наказания, а потому, что есть хочется и так устроен мир, — карась не хотел его слушать. Заводь, где жили приятели, была тихим местом, обо всём можно было говорить безнаказанно, и карась разговорился вовсю.
В один прекрасный день к карасю явился головаль с известием, что на днях заводь посетит щука. Карасю было предписано явиться «чуть свет ответ держать», но он не испугался — понадеялся на своё «магическое слово», которое укротит самую лютую щуку.
Видя спокойствие приятеля, ёрш начал сомневаться: может, щука и вправду не такая уж и злая и способна услышать доброе слово, а карась, возможно, не такой уж и простофиля. Вот как явится он завтра к щуке, как скажет ей «самую сущую правду», щука проникнется, да и назначит карася начальником над всей заводью.
Щука же, любившая разные диспуты, давно слышала о речах карася и приплыла специально, чтобы его послушать. Выложил ей карась свои размышления о свободе, равенстве и счастье для всех рыб.
Если рыбы начнут друг за друга стоять, то людям об ухе забыть придётся.
Три дня слушала щука речи карася-идеалиста и назвала его идеи социализмом. Социализм щуке не нравился, работать на общее благо она не хотела и под конец карась ей надоел. Его арестовали, а на допросе окунь покусал ему хвост и спинной плавник.
На последнюю встречу окунь явился сильно потрёпанным, но не сдавшимся. Поглядев щуке в глаза, он сказал «магическое слово» — спросил: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?». Щука открыла рот от удивления, машинально втянула в себя воду и нечаянно проглотила карася.
Видевшие это рыбы поспешно сплылись к щуке узнать, не подавилась ли она. А ёрш, давно предвидевший такой конец, заявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!»
Оцените пересказ
Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:
Столкновение либерала с властью в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина
В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал» основной герой Назарий, являющийся либеральным интеллектуалом, сталкивается со своей невозможностью реализовать свои идеи в обществе, где правит государственная власть.
Назарий убежден, что либерализм должен быть основным принципом развития общества, но его убеждения встречаются с различными препятствиями со стороны государства. Его идеи не находят поддержки в обществе и руководство пытается подавить эти идеи с помощью цензуры и пропаганды.
Однако, Назарий не сдаётся и продолжает борьбу за свои убеждения, пытаясь доказать, что именно либерализм может стать толчком для развития общества. В результате своих действий он становится жертвой произвола власти и оказывается в заточении, что лишь подтверждает его суждение об отсутствии свободы и диктатуре в стране.
Таким образом, сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Либерал» показывает, что борьба за свободу и права человека всегда сталкивается с препятствиями со стороны государства и общества, и лишь настоятельность и настойчивость могут привести к победе идеи.
Анализ произведения
Детальный разбор сказки позволяет лучше понять не только сюжет, но и ее идею. Сложность восприятия работы Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он писал в иносказательной манере.
В анализе произведения поможет письменный план:
- тема и главная мысль сказки;
- особенности сюжета;
- сатирические приемы.
В своей сказке писатель показал трусость либералов, подчеркнул их тягу к подлостям. Особенно зол Салтыков-Щедрин стал после закрытия «Отечественных записок», и никто из либералов не выразил ему сочувствия. В сказке писатель наглядно показал, как новое политическое течение стремится к прислуживанию буржуазии и правительству.
Центральная тема сказки — настоящая сущность российского либерализма. В работе наглядно показано, как был совершен переход от идеала к подлости.
Мораль и поучение в сказках
Сказки Салтыкова-Щедрина, в том числе и «Либерал», не только развлекают и позволяют скользко закреплять фразы и имена в детском сознании, но и передают определенные моральные уроки.
Автор скрывая истинное назначение сказки в юмористической и легкой форме, намекает на негативные черты главного героя — Либерала. Через приключения героя Салтыков-Щедрин рисует картину общества его времени, где многие люди не разделяли истинных ценностей и стремились только к личной выгоде и удовлетворению собственных амбиций.
Главное поучение сказок Салтыкова-Щедрина заключается в предостережении от глупых и мелких мотивов, которые не приносят счастья и настоящего благополучия. Автор показывает, что эгоистические стремления и отсутствие моральных принципов только приводят к несчастью и разочарованиям.
Сказки Салтыкова-Щедрина призывают читателя задуматься над своими ценностями и поступками, осознать вред, который может причинить жажде власти, богатства и славы без учета моральных норм и чувства справедливости.
Эта морально-этическая компонента сказок делает их актуальными и сегодня. Ведь мир несколько изменился с тех времен, и сейчас в нем появились другие побуждения и ценности, которые также могут вести к вырождению личности.
Сказки Салтыкова-Щедрина оставляют за собой возможность интерпретации, позволяют иметь свое мнение, направляя нас к самому главному — человеческому благополучию и моральному развитию.
Моральное уродство в лице либералов
Как показывает сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, либералы представлены как люди морально развращенные и бездушные, готовые продать свою совесть за деньги и власть. Все их действия направлены только на личный выгоду, а не на благо общества.
Они используют высокопарные слова о свободе и равенстве, но на деле только создают общество полное неравенства, угнетения и эксплуатации. Их идеи не имеют под собой никакой научной базы и доказательств, а являются лишь ложными обещаниями и пустыми словами.
В то же время, либералы отрицают любые другие идеологии и ставят на авансцену свои личные интересы, что делает их моральными уродами и безответственными гражданами. Они не могут быть лидерами и защитниками общества, так как не представляют его настоящих ценностей и потребностей.
Либералы используют любые средства, чтобы достичь своих целей, будь то ложь, обман или злоупотребление своим положением.
Они не признают базовых прав человека, таких как право на жизнь и свободу слова, и готовы жертвовать ими ради своих интересов.
Либералы пропагандируют индивидуализм и эгоизм, игнорируя важность общности и солидарности в обществе.
Таким образом, сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина отражает моральное уродство либералов и предостерегает общество от принятия их лживых идеологий.
Уроки мудрости, которые можно извлечь из «Сказки Либерал»
М.Е. Салтыков-Щедрин в своей «Сказке Либерал» изображает пороки, которые свойственны людям, не заботящимся о других, и считающим, что свобода единственное, что должно иметь значение.
Одним из главных уроков, которые можно извлечь из «Сказки Либерал», является то, что свобода без ответственности приводит к хаосу и разрушению. Герой, выступающий в роли либерала, отрицает любые формы закона и порядка, вместо этого ставя свою личную свободу во главу угла. В результате, он терпит неудачу и приводит к разрушению всех ценностей, которые он хотел защитить.
Другой важный урок, который можно извлечь из «Сказки Либерал», заключается в том, что люди не могут жить на выгодных условиях, не заботясь о других. Персонажи в рассказе, у которых были «либеральные» взгляды, часто оставляли других на произвол судьбы в ситуациях кризиса. Однако, как показывает Салтыков-Щедрин, изоляция и невмешательство в проблемы окружающих не могут сохранять стабильность и мир в нашей жизни.
В итоге, «Сказка Либерал» является наглядным примером того, что настоящая свобода возможна только тогда, когда все люди могут жить в гармонии друг с другом и когда у каждого есть свои обязанности по уважению и заботе за другим. Это является важным уроком, которые мы все должны учиться и которые будут оставаться актуальными для людей всех времен и народов.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Салтыков-Щедрин М. “Карась-идеалист”
Жанр: сатирическая литературная сказка
Главные герои сказки “Карась-идеалист” и их характеристика
- Карась. Идеалист. Тихий, но вдумчивый. Бредил идеями справедливости и равенства.
- Ерш. Скептик, нервный, обиженный жизнью.
- Щука. Просто сильная и уверенная в себе.
План пересказа сказки “Карась-идеалист”
- Спор карася и ерша.
- Идеи карася
- Разговор о щуке
- Карась и ракушки
- Диспут щуки и карася
- Второй диспут
- Третий диспут
Кратчайшее содержание сказки “Карась-идеалист” для читательского дневника в 6 предложений
- Стали спорить о жизни и справедливости ерш и карась.
- Карась требовал всеобщего равенства и свободы.
- Ерш говорил про уху и щуку, о которых карась и знать не знал.
- Под влиянием карася ерш стал сомневаться в своих принципах.
- Приплыла щука и вызвала карася на диспут.
- Два раза отпускала она карася, а на третий невзначай проглотила.
Главная мысль сказки “Карась-идеалист”
Пустая голова покою не дает, но пользы не приносит.
Чему учит сказка “Карась-идеалист”
Сказка учит не спорить по пустякам, не разговаривать, а делать дело. Учит изучать причины, чтобы сделать вывод о следствиях, учит критически относиться к происходящим в обществе процессам.
Отзыв на сказку “Карась-идеалист”
Это интересная и слегка забавная сказка, в которой нельзя не сочувствовать идеям карася. Для своего времени они были преждевременны, да и сейчас далеко до их воплощения. Но идеи равенства и свободы будет всегда тревожить людей, и всегда найдутся те, кто будет бороться за эти идеалы.
Пословицы к сказке “Карась-идеалист”
Язык болтает, а голова не знает. Болтай, болтай – недалеко Валдай. Никто про тебя бы не знал, коли сам бы не наболтал. Богу богово, а кесарю кесарево. Дай дураку волю, а он две возьмет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Карась-идеалист”
Поспорили раз карась с ершом. Карась говорил, что жить нужно по совести, а ерш утверждал, что можно слукавить. На это карась говорил, что это подлость. Карась был рыбой смирной, лежал на дне, думал, но мысли свои в цензуру не отправлял, не афишировал, а потому считался вполне себе благонадежным. И вот стали карась с ершом собираться в разных местах и спорить. Карась вещал про бескровное существование, а нервный ерш видел смысл жизни в распрях, в борьбе. И ерш спрашивал про щуку. Карась удивлялся, он не знал щуку и считал ее страшилкой. И он говорил, что зло не может быть стимулом прогресса, что зло только тормозит развитие общества. Ерш спрашивал карася про уху, но карась ничего не знал и об ухе. На следующий день ерш сообщил карасю, что в их омут заглядывала щука и решила, что в этом тихом месте должно быть много карасей. Карась заволновался и стал спрашивать, что ему делать. Ерш посоветовал карасю самому лезть щуке в пасть, но карась начал возмущаться. Он сказал, что щука не имеет права глотать его без объяснений, что все рыбки должны собраться и дать отпор щуке. Ерш пытался урезонить карася, и стал спрашивать сладко ли тому пришлось бы, если бы все ракушки объединились и дали отпор карасю. Карась смутился, лег на дно и стал размышлять. В итоге, он пришел к выводу, что ест ракушек, потому что те природой предназначены ему в пищу. И это справедливо. И споры карася и ерша продолжались. Карась все больше входил в раж. Он требовал чтобы рыбы любили друг друга, требовал осознать свои права, и хотел чтобы рыба рыбой не питалась. И был карась так убедителен и настойчив, что даже ерш стал сомневаться в своих убеждениях. Но вот приплыла щука и предложила карасю диспут. Карась предложил, чтобы рыбы плавали спокойно и были свободными. И чтобы щука не могла карася съесть. Удивляется щука, нет такого закона. Потом карась стал вещать о справедливости, чтобы сильные не обижали слабых и все рыбы стояли бы друг за друга. Опять щука удивилась и отправила карася проспаться. В обед карась снова явился на диспут и щука стала интересоваться, не хочет ли карась от ее трудов кормиться. Потом она внимательно посмотрела на карася, и тот начал понимать. Но щука была еще сытой и карася отпустила. Вечером карася доставили на диспут уже под охраной. И окунь, допрашивая карася, покусал ему бока. Но карась не угомонился. Он громко вопросил щуку о добродетели, и та так удивилась, что широко разинула рот, и сама того не желая, проглотила карася. А ерш все это предвидел и предсказывал, и был удовлетворен своей прозорливостью.
Описание сказки
«Либерал» Салтыкова-Щедрина – это сатирическая сказка, которая была опубликована в 1869 году. Сказка повествует о жадном и бесчеловечном помещике Игнатееве, который считает себя высоким и прекрасным человеком. Он похищает и бездушно убивает бедного крестьянина, который стал препятствием на его пути к наживе неприличного богатства.
Сюжет разворачивается в каком-то нереальном искусственном мире, где герои действуют по своей собственной логике, а не по законам здравого смысла. Автор использует свою мудрость и философию, чтобы показать, что либеральные идеи не могут работать в системе мирско-земскых отношений. Сатирическая структура определяет весь подход к сказке, так как она принимает за цель сокрушить общественную проблему.
Сказка «Либерал» Салтыкова-Щедрина доказывает, что территория России на тот момент находилась под угнетением со стороны помещиков и то, что люди с низким социальным статусом не могли получить даже элементарные права. Также автор показывает безразличие помещиков к жизни и здоровью крестьян, что приводит к трагическим последствиям. Эта сказка остается актуальной до сих пор, так как отражает проблемы, которые продолжают беспокоить общество сегодня.
Салтыков-Щедрин. Все пересказы
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- За рубежом
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Праздный разговор
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
2023 2minutki.ru — Читательский дневник
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Анализ произведения
Детальный разбор сказки позволяет лучше понять не только сюжет, но и ее идею. Сложность восприятия работы Салтыкова-Щедрина заключается в том, что он писал в иносказательной манере.
В анализе произведения поможет письменный план:
- тема и главная мысль сказки;
- особенности сюжета;
- сатирические приемы.
В своей сказке писатель показал трусость либералов, подчеркнул их тягу к подлостям. Особенно зол Салтыков-Щедрин стал после закрытия «Отечественных записок», и никто из либералов не выразил ему сочувствия. В сказке писатель наглядно показал, как новое политическое течение стремится к прислуживанию буржуазии и правительству.
Центральная тема сказки — настоящая сущность российского либерализма. В работе наглядно показано, как был совершен переход от идеала к подлости.
Чему учит сказка «Премудрый пескарь»
Автор иносказательным языком пытается заставить читателя переосмыслить важнейшую философскую тему – о смысле жизни.
Именно то, на что человек растратит свою жизнь, и станет в итоге основным критерием его мудрости.
С помощью гротескного образа пескаря Салтыков–Щедрин пытается донести эту мысль до читателя, предостеречь молодое поколение от неверного выбора своей стези, а более старшему предлагает задуматься о достойном финале жизненного пути.
На примере пескаря автор показывает, как малодушие и трусость могут заставить совсем неглупого, подающего надежды человека вести «растительную» жизнь, и в итоге расточить ее впустую.
История не нова. Евангельская притча о человеке, закопавшем свой талант в землю, как раз об этом. В ней дается самый первый и главный нравственный урок на эту тему. В дальнейшем в литературе неоднократно поднималась проблема маленького человека «твари дрожащей», и его места в обществе.
Но при всем этом изрядная часть поколения современников Салтыкова–Щедрина знакомая с литературным наследием предков, образованная, и в меру либеральная, не сделала нужных выводов, поэтому во множестве своем являла собой именно таких пескарей, не имеющих ни гражданской позиции, ни социальной ответственности, ни стремления к позитивному преобразованию общества, окопавшись в своем мирке и дрожа от страха перед власть имущими.
Любопытно, что само общество тоже считает подобных особей балластом не интересным, глупым и бессмысленным. О пескаре обитатели водоема высказывались крайне нелицеприятно, несмотря на то, что он жил, никому не мешая, никого не обижая и не наживая врагов.
Конец жизни главного героя очень показателен – он не умер, не был съеден. Он исчез. Автор выбрал такой финал, чтобы еще раз подчеркнуть эфемерность существования пескаря.
Основная мораль сказки в следующем: если при жизни человек не стремился делать добро и быть нужным, то и смерти его никто не заметит, потому что существование его не имело смысла.
Во всяком случае, перед смертью главный герой сожалеет именно об этом, задавая себе вопросы – кому он сделал доброе дело, кто сможет его с теплом вспомнить? И не находит утешительного ответа.