На всякого мудреца довольно простоты. островский а.н

"на всякого мудреца довольно простоты" ? краткое содержание пьесы

Краткое содержание

Действие первое

Егор Дмитрич Глумов твердо решил измениться. Он поделился с матерью, Глафирой Климовной, своими планами: перестать писать эпиграммы на глупых и богатых людей Москвы, и«подделаться» к ним. Молодой человек понял, что«над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Он планировал сделать блестящую карьеру и выгодно жениться. Всю желчь, накопленную в душе, он планировал излить в дневник, чтобы хватало внутренних сил льстить сильным мира сего.

Глумова навестил его приятель, гусар Курчаев, и Голутвин, молодой человек без определенного рода занятий. Курчаев попросил передать ему эпиграммы и дневник, о котором уже пошел слух, будто в нем Глумов всех по косточкам разобрал. Однако Егор Дмитрич наотрез отказался передавать свой дневник. Курчаев проболтался другу, что в него влюблена его тетка, жена богатого сановника Мамаева:«в театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула». Также он поведал Глумову одну странную слабость Мамаева: под видом покупателя он осматривал квартиры, но никогда не совершал покупку.

Глумов сообщил матери, что Мамаев – отличная мишень для него. Он планировал через него попасть в определенный светский круг, чтобы быть представленным Софье Игнатьевне Турусиной. Это была богатая вдова, на чьей племяннице мечтал жениться честолюбивый Глумов.

Прибыл Мамаев и тут же стал поучать Глумова. Тот сделал вид, будто нуждается в мудром наставнике и охотно ждет от него«наставления, как манны небесной». Кроме того, Егору Дмитричу удалось ловко рассорить Мамаева с его племянником Курчаевым.

Действие четвертое

Здесь первое явление «На всякого мудреца довольно простоты» (в сокращении) начинается в приемной Крутицкого, где Глумов отдает ему сделанную работу — «Трактат о вреде реформ вообще». Далее он сообщает, что помнит весь трактат наизусть, настолько язык его грациозен, мысли глубоки и есть, где учиться уму-разуму. Глумов цитирует целые цитаты из трактата по памяти. Старик Крутицкий польщен.

Герой говорит, что собрался жениться на племяннице Турусиной и просит старика быть посаженным отцом. Тот обещает.

Следующей после ухода Глумова появляется Мамаева. В разговоре Крутицкий сообщает ей, что молодой человек нашел свою избранницу и уже собрался под венец. И якобы исключительно по большой любви, а не из-за денег. Для Клеопатры Львовны эта новость большой удар — как же, ведь Глумов клялся в любви ей! Она прощается и быстро выходит.

Действие возвращается в комнату Глумова, в которой начиналась пьеса. Мы застаем главного героя, заносящим все свои разговоры в дневник. Он описывает своих знакомых, включая дядюшку и его жену. Кропотливо подсчитывает расходы на подарки слугам и приживалкам.

В комнату входит разгневанная Клеопатра Львовна. Она обвиняет Глумова во лжи и предательстве. Тот убеждает его, что совсем не хочет жениться, и невеста ему не нравится, а это все, мол, дядюшка хочет устроить его судьбу из-за большого приданого — «не все же ему быть бедным писарьком». Герой обещает нынче же сказать Мамаеву, что жениться не собирается. Просит тетушку подождать и не вмешиваться. Та обещает, но подозревает, что Глумов лжет, чтобы она успокоилась и отстала.

И тут к Глумову приходит Голутвин, и герой просит Мамаеву пройти в соседнюю комнату, пока он не избавится от посетителя.

Неожиданный гость оказался шантажистом. Он просит с Глумова двадцать пять рублей за «историю его жизни», которую он собрал: о том, как герой строит свою карьеру и добивается богатой невесты, а также о том, что это он посылает Турусиной анонимные письма о Курчаеве. Глумов прогоняет визитера и выходит вслед за ним, провожая его.

Другие персонажи

  • Глафира Климовна Глумова – мать Егора Дмитрича, недалекая, услужливая женщина, привыкшая во всем угождать богатым людям.
  • Нил Федосеич Мамаев – богатый барин, дальний родственник Глумова, который любил всем давать наставления.
  • Клеопатра Львовна Мамаева – супруга Нила Федосеича, страстная натура, очарованная Глумовым.
  • Крутицкий – старик, консерватор, важный господин.
  • Иван Иванович Городулин – молодой мужчина, «либерал», важный господин.
  • Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, глупая, мнительная женщина.
  • Егор Васильич Курчаев – молодой гусар, приятель Глумова.
  • Машенька – племянница Турусиной, влюбленная в Курчаева.
  • Голутвин – молодой человек, продажный писака.

Другие персонажи

  • Глафира Климовна Глумова – мать Егора Дмитрича, недалекая, услужливая женщина, привыкшая во всем угождать богатым людям.
  • Нил Федосеич Мамаев – богатый барин, дальний родственник Глумова, который любил всем давать наставления.
  • Клеопатра Львовна Мамаева – супруга Нила Федосеича, страстная натура, очарованная Глумовым.
  • Крутицкий – старик, консерватор, важный господин.
  • Иван Иванович Городулин – молодой мужчина, «либерал», важный господин.
  • Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, глупая, мнительная женщина.
  • Егор Васильич Курчаев – молодой гусар, приятель Глумова.
  • Машенька – племянница Турусиной, влюбленная в Курчаева.
  • Голутвин – молодой человек, продажный писака.

Применение пословицы — На всякого мудреца довольно простоты

«На всякого мудреца довольно простоты«

Смысл: простодушие и наивность, а иногда и недальновидность могут проявиться у каждого, даже умного человека. Говорится, когда умный человек поступает наивно или совершает явную глупость. Примеры из литературы: 1) — Расскажите мне лучше, отчего так часто встречаются между умными и образованными людьми такие, кои верят гаданию, волшебству и колдовству? — Оттого, любезный Антоний, что — как справедливо говорит пословица — на каждого мудреца довольно простоты (А. Погорельский, «Двойник»); 2) — А вот эту птицу сейчас видно по полёту: выступает осанисто, речь ведёт важную. Может статься, у него ума палата, да на всякого мудреца довольно простоты (И. Кокорев, «Кулак и барышник»).

«На всякое хотенье есть терпенье«

Смысл: не всё, что хочешь, можно получить сразу, иногда приходится и потерпеть. Говорится в шутку, чаще детям, когда кто-нибудь проявляет нетерпение, хочет, тотчас же исполнить своё желание. Пример из литературы: — Мама, я хочу сейчас узнать, что ты мне подаришь в день рождения. — На всякое хотенье есть терпенье. Ждать недолго. Завтра узнаешь.

«На ловца и зверь бежит«

Говорится, когда человеку удачно попадается именно тот, кто нужен в данный момент (или то, что нужно). Примеры из литературы: 1) — Так вы… вы к нам? Ой как хорошо! — закричала Августа и обняла Надю. Григорий засмеялся: — На ловца и зверь бежит! (П. Воронин, «В дальней стороне»); 2) — Очень хорошо, что вы пришли, товарищ Дорожин. На ловца, как говорится, и зверь бежит. Я тоже хочу посоветоваться с вами по одному вопросу (А. Чаковский, «У нас уже утро»); 3) Эксперимент подходил к концу, когда со спутника поступила информация о том, что где-то в районе Японского моря возник сильный циклон и с большой скоростью движется на север — как раз в тот район, где работала экспедиция. В таких случаях говорят: на ловца и зверь бежит. А «зверь» был редкостный и интересный. Представлялась прекрасная возможность познакомиться с ним поближе и изучить (Комсомольская правда, 16 марта 1978).

«На миру и смерть красна«

«На миру» — в обществе людей, в коллективе; мир (устаревшее слово) — сельская община; члены этой общины. Красна — прекрасный, красивый; радостный, приятный. Смысл: несчастья, даже смерть, не так страшны, когда ты не один. Говорится, когда в тяжёлую минуту видишь, что тебя окружают люди и ты вместе с ними разделяешь общую судьбу. Примеры из литературы: 1) Эх, думаю, помирать, так уж на людях. На миру и смерть красна! Будь что будет! (П. Лосев, «На берегу великой реки»); 2) — Вот, брат, попались, — огорчённо шепнул Черепковский товарищу. Но ему стало всё-таки как-то веселее: на миру и смерть красна! (Л. Раковский, «Кутузов»); 3) Всё-таки, думал Самонька, не меня одного отодрали, но и Лёху. Лёнька, в свою очередь, мог подумать точно так же о Самоньке, и обоим было легче. Не зря же сказано: на миру и смерть красна (М. Алексеев, «Хлеб — имя существительное»).

Похожие страницы:

1. Не все то золото, что блестит 2. Не боги горшки обжигают 3. Начал за здравие, а кончил за упокой 4. Много будешь знать, скоро состаришься 5. Любишь кататься, люби и саночки возить

На Главную

Поиски жениха

В кратком описании «На всякого мудреца довольно простоты» скажем, что пришедшего кстати навестить ее Крутицкого она спрашивает, нет ли у того на примете хорошего молодого человека, жениха для Маши. Тот горячо рекомендует Глумова:

Благосклонно отзывается о нем же и Городулин, заглянувший после:

Вдова задумывается: если два таких разных человека хорошо отзываются об одном лице — очень может быть, что этот Глумов подходящий жених для Машеньки.

Турусина зовет приживалок, чтобы раскинули карты. Следом приходит и Манефа. Турусина спрашивает, не было ли ей видения о женихе для Машеньки.

таинственно сообщает прорицательница. — «Так, значит, его зовут Егор. А каков он из себя?» — нетерпеливо спрашивает Турусина. Манефа отвечает, что, мол, белокур, и что скоро придут гости.

И тут входит слуга и объявляет, что приехал Нил Федосевич Мамаев и с ним незнакомый молодой белокурый барин.

«Белокур! Ах!» — восклицают дамы.

Вошедший Мамаев представляет своего племянника Егора Дмитриевича Глумова.

«Егор! Ах!»

Таким образом, таинственные обещания Манефы плюс рекомендации Мамаева обеспечивает Глумову благосклонность Турусиной.

Действие четвертое

Сцена первая

Явление первое

Глумов приносит Крутицкому исправленный трактат и вовсю расхваливает его. Он даже сообщает, что выучил его наизусть, чтобы почерпнуть мудрости. Крутицкому приятны речи юноши. Глумов рассказывает, что Иван Иванович должен помочь ему со службой, но что Крутицкий реагирует скептически. Так же он сообщает Глумову, что порекомендовал его как жениха, чему юноша очень признателен. Он просит Крутицкого благословить его на брак. Глумов уходит, но приходит Мамаева.

Явление второе

Крутицкий расхваливает Мамаевой какой у неё смышленый племянник, и как он ему нравится. После чего же добавляет, что они его очень балуют. Мамаева не понимает о чем речь. Тогда Крутицкий объясняет, что они нашли ему потрясающую и богатую невесту Турусину. Но юноша утверждает, что его совершенно не интересует богатство избранницы. Она покорила его как девушка. Мамаева приходит в шок от этой информации и спешно покидает Крутицкого.

Явление первое

Глумов продолжает вести свой дневник, в который подробно записывает разговор с Крутицким. Тут же он дает наставление маменьки каждый день с самого утра навещать Турусину, подружиться с прислугой, и следить за тем, чтобы никто лишний не смог прийти в дом и расстроить свадьбу. Только он собрался записать в свой дневник очередные расходы, как увидел, что к нему спешит Мамаева.

Явление второе

Глумов старается обелить свое имя перед Мамаевой, давая ей понять, что его сердце навсегда принадлежит только ей. Он долго рассказывает ей о своих чувствах, объясняя, что жениться его заставляет дядюшка. Что девушка его совершенно не интересует, и женится он исключительно ради корысти. Но, если Мамаева пожелает, он откажет дядюшке и отменит свадьбу. Мамаева соглашается с ним, что без любви брак невозможен. Глумов обещает ей во всем разобраться и все решить. Мамаева делает вид, что поверила ему.

Явление третье

В этот момент приезжает Голутвин. Он начинает шантажировать Глумова, говоря, что конспектировал все последние дни его жизни. Так же имеется портрет. И все это добро он планирует отнести в печать. Цена вопроса – всего двадцать пять рублей. Глумов выгоняет его, объясняя, что не даст ни копейки.

Явление четвертое

Мамаева, пока находится одна, находит дневник Глумова. Она понимает, что находится у неё в руках, поэтому быстро прячет его. В её планах опозорить юношу, чтобы от него все отвернулись. Мамаева начинает расспрашивать, кто приходил? И что ему было нужно? Так же она ещё раз уточняет у Глумова, не передумал ли тот отказаться от свадьбы. Глумов уверяет её, что его любовь дороже всех денег. Поэтому он решил, что свадьбы точно не будет.

Явление пятое

Собираясь к невесте, Глумов обнаруживает пропажу дневника. Он начинает думать, кто именно смог его забрать. Если это был Голутвин – то он сможет откупиться деньгами. Но если его нашла Мамаева, то тут дела обстоят намного хуже. Ведь женщина в гневе способна на многое.

Появление Мамаева

В следующем явлении в комнату входит слуга Мамаева, а следом и сам барин. Главный герой сделал вид, что сдает занимаемую им квартиру внаем — якобы ему надо переехать в большую, а средств не хватает. Когда тот, изумляясь, спрашивает о причинах такого поступка, Глумов спокойно признается, что он, дескать, глуп — ума недостаточно. А поучить его некому.

И Мамаев седлает любимую лошадь — пускается в рассуждения о том, что нынешняя молодежь не любит слушать наставления старших. Глумов ему поддакивает. А потом рассказывает, что вот он бы и рад послушать умного человека, и есть, мол, у него один родственник, да вот беда — богат. Стало быть, если придешь к нему — подумает, за деньгами:

Мамаев осведомляется, кто же этот родственник. Вот так дядя находит еще одного своего племянника. И тут же приглашает его в гости.

В следующем явлении Мамаев знакомится и с матерью Глумова, которую хитрый Глумов представляет как женщину недалекую, но очень добрую. Мать, рассматривая Мамаева, замечает, что не похож на портрет оригинал-то. «О каком портрете речь?» — строго спрашивает Мамаев. И вот тут-то извлекается карикатура на барина, которую, забавляясь, начеркал гусар Курчаев, еще один из мамаевских племянников, да уходя, и забыл у Глумова.

«Ай да, племянничек!» — говорит Мамаев, качая головой. Глумов добился чего хотел — положение Курчаева, главного претендента на мамаевское наследство, сильно пошатнулось .

Следующей навещает Глумовых гадалка Манефа. Ей главный герой вручает пятнадцать рублей и потчует кофе. Манефа ходит по домам, собирает сплетни и разносит слухи, она ему нужна.

А последним появляется огорченный Курчаев, которому внезапно и дядя, и местные богачи Турусины отказали от дома. Смутно догадываясь, что тут дело не обошлось без интриг Глумова, гусар ему угрожает.

Однако главный герой радуется: «Сделан первый шаг. Дядя прогнал Курчаева».

Предисловие

Пословицы и поговорки – особый вид творчества русского народа. На протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение, они отшлифовывали свою выразительность и художественную силу. В мудрых и образных изречениях народ отразил свое отношение к природе, труду, жизни, людям.

Обычно не проводится резкой границы между пословицей и близкой к ней разновидностью народных изречений – поговоркой. Попытка сформулировать отличие пословицы и поговорки была сделана Н.А. Добролюбовым, который пословицы определял как «правило народной мудрости в нескольких словах», а поговорки – «удачно схваченное изображение предмета, его характеристика, которая потом осталась за ним навсегда и прилагается к целому ряду однородных предметов… народные пословицы и поговорки… служат отражением народного ума, характера, верований».

Полнее всего творческие способности народа выявляются в его трудовых делах. В метких изречениях проявляются умение, мастерство, ловкость, искусность человеческих рук. В народе высоко ценили мастерство, с удовольствием относились к честному труду и с презрением – к тунеядству. На протяжении всей истории народ славил свой труд как главный источник жизни. Об этом говорят пословицы: «Без труда нет добра», «Труд кормит и одевает».

Труд формирует характеры людей. Народ создал много пословиц о чести, правде, вежливости, скромности, бережливости, опрятности. Пословицы помогали формироваться моральным и этическим качествам людей, семейным и общественным отношениям. В пословицах и поговорках выразилось отношение людей друг к другу, глубокий ум, мудрость, наблюдательность, сметливость, находчивость народа, его стремление к добру.

В сознании народа прочно живет особо уважительное отношение к слову, пословице, складной образной речи. Меткое слово «разит не в бровь, а в глаз». В пословицах и поговорках с особой силой сказалась выразительность русского языка. Пословица и поговорка – неотъемлемая часть живой народной речи, устного народного творчества.

Народ всегда ценил знатоков пословиц, мастеров метких высказываний, в которых присутствовали и широко распространенные пословицы, и придуманные самим мастером остроумные афоризмы.

Русская пословица создает образ, который не навязывает вывод, а сам наводит на заключение. Меткий образ в пословице оформлен в четкую сжатую форму.

Пословицы и поговорки, широко бытовавшие в народе, рано начали проникать в литературу. И наоборот – в основную массу народных по происхождению пословиц и поговорок вливались афоризмы книжного происхождения. В пословицы и поговорки превращались также наиболее меткие выражения из сказочной речи.

Пословицы и поговорки представляют величайшую ценность для обогащения литературного языка, для придания ему особой выразительности, убедительности и простоты.

И. Пигулевская

На всякого мудреца довольно простоты

Из статьи Б.И. Никольского «Е.Д. Турчанинова в пьесах русской и западной классической драматургии» из сборника «Евдокия Дмитриевна Турчанинова»:

«Комедия Островского «На всякого мудреца довольно простоты» на протяжении своей семидесятилетней сценической жизни на сцене Малого театра всегда считалась спектаклем высокого мастерства. В комедии участвовали такие крупнейшие представители старой и современной труппы Малого театра, как Медведева, Рыкалова, Федотова, Никулина, Садовские, Ленский, Южин, Рыжовы, Яблочкина, Климов, Массалитинова, Пашенная, Зубов, Зражевский, Яковлев, Шатрова, Царев, Ильинский, Владиславский».

Описание спектакля с сайта Малого театра:

«На всякого мудреца довольно простоты» — одна из тех пьес, которые во все времена звучат остро и злободневно. Чем сегодня интересна история о том, «как выходят в люди», написанная в позапрошлом веке? Да хотя бы тем, что пути в «высшее общество» все те же, а вот соискателей становится все больше. Каким путем, каким способом можно сделать карьеру и выбиться в люди? Как создаются и гибнут человеческие репутации? Островский отвечает на эти вопросы, рассказывая историю молодого человека по фамилии Глумов, решившего во что бы то ни стало добиться высокого положения в обществе.

Публика — самая разнообразная: молодая и в годах, фешенебельная (вплоть до перьев в высоких прическах) и демократично одетая. Эта пестрота, несомненно, легко объяснимая, в какой-то мере, кажется, может быть соотнесена с одной из ключевых мыслей, которая остается после спектакля: Островский универсален. Был, есть и остается таким для всех, во всяком случае, если речь идет о его соотечественниках — живи они хоть во времена автора, хоть полтора века спустя. Не оригинально прозвучит, но классика — она на то и классика, что — смени декорации, возьми другие костюмы, подправь имена и (немного) речь персонажей — и вот оно, наше с вами сегодня. «На всякого мудреца довольно простоты» не хуже других комедий Островского это правило подтверждает. В особенности в постановке Малого театра.

История молодого человека, который пытается «выбиться в люди», актуальна как никогда. Ведь набор приемов с течением времени мало изменился: найти себе богатого покровителя, стать вхожим в его круг, получить несколько выгодных карьерных предложений, наконец, заключить выгодный брак. И все это — благодаря умению подстроиться под «нужного» человека, вовремя польстить, угодить, обернуть обстоятельства себе на пользу».

Действие второе

Явление первое

Мамаев и Крутицкий ведут разговор о том, что в нынешнее время просто необходимо владеть навыками: излагать свои мысли на бумаге. Крутицкий сетует на то, что имеет некий труд, который до определенного времени предпочел бы сохранить в секрете. Но он не умеет писать по-современному. Поэтому ему необходим человек, который смог бы отредактировать его текст. Мамаев советует ему своего племянника и обещает на следующий же день их познакомить.

Явление второе

Мамаева и Глумова ведет диалог о Глумове. Мамаева считает, что такой красивый юноша не должен оставаться незамеченным. Глумова же жалуется на то, что бедным людям очень тяжело выбиться в люди. С чем Мамаева в корне не соглашается, объясняя, что красивому человеку нельзя быть бедным. Ему всегда помогут и все дадут лишь за то, что он очень красив. Глумова очень благодарна Мамаевой за это.

Явление третье

Глумова вовсю расхваливает своего сына перед Мамаевым, рассказывая, каким он был чудесным ребенком. Так же она говорит о том, что Мамаев стал для него просто кумиром, которым тот бредит. Мамаев доволен Глумовым, поэтому предлагает его матери прийти к нему за помощью, которая заключается в совете.

Явление четвертое

Глумова рассказывает Мамаевой, что Жорж ослеплен её красотой

Мамаева же, которая обратила на него внимание еще в театре, очень польщена данной информацией. Она просит Глумову ещё больше рассказать, что именно говорит о ней Жорж

Маменька не скупится в подробностях и во всей красе рассказывает его восторг и обожание.

Явление пятое

Глумов признается Мамаевой в том, что ему трудно с ней общаться, поскольку та ещё молодая женщина. Вскользь говоря о том, что была бы она старухой, он обратился бы к ней с просьбой. Просьба заключается в том, чтобы она поговорила с Иваном Ивановичем за место для Глумова. Так же он намекает, что Иван Иванович ею давно очарован. Мамаевой приятно слышать данные речи. Приходит тот самый Иван Иванович.

Явление шестое

Мамаева просит у Городулина место своему племяннику. Иван Иванович соглашается помочь, но предварительно хочет лично познакомиться с тем самородком, который так прекрасно описала ему Мамаева. Она зовет племянника, и оставляет их наедине пообщаться.

Явление седьмое

Пообщавшись с Глумовым Городулин остается весьма доволен. Ему понравилась манера изъясняться и доносить мысли. Он просит Глумова написать ему спич. Глумов рассказывает, что хотел бы занимать место, на котором бы смог приносить максимальную пользу обществу. Городулин остается очень доволен молодым человеком, что даже называет его другом.

Явление восьмое

Мамаев говорит Глумову, что было бы неплохо, если бы тот немного приударил за теткой

Поскольку та женщина молодая и горячая, не дело будет, если она обратит свое внимание на кого-то неподходящего. Племянник охотно соглашается, предлагая дядюшке познакомить его с Турусиной

Свое желание он объясняет тем, что переживает о том, чтобы не поползли всякие нехорошие слухи среди людей. А так он сможет ухаживать за Турусиной, и даже сделать той предложение, чтобы отвести всякие подозрения. Дядюшка хвалит племянника за ум и смекалку.

Явление десятое

Оставшись наедине, Мамаева сообщает Глумову, что его вопрос улажен. А так же интересуется тем, все ли его желания исполнены. На что юноша начинает лепетать, что это тот максимум, который он посмел желать. Тогда Мамаева начинает допытываться у него, кому принадлежит его сердце. Немного спустя, Глумов признается, что влюблен в неё.

Действие третье

Явление первое

Турусина с Машенькой вынуждены отложить поездку, поскольку с самого начала их преследовали дурные знаки

Тетушка же очень обращала на них внимание. Она втолковывает Машеньке, что Крутицкий очень плохая партия для неё

Как минимум – он не по нраву тетушке. Если же конечно Машенька возжелает – она может выйти за него замуж, но ни денег, ни благословения она не получит. Машенька во всем соглашается с Турусиной и просит её найти ей хорошего жениха. Тетушка умиляется наивностью Машеньки, но очень любит её за непосредственность и послушание.

Явление второе

К Турусиной приходит Крутицкий, с которым они говорят о разных пустяках. Он напоминает женщине, чтобы та была предусмотрительнее. И проверяла тех людей, которые приходят к ней в дом за помощью. Попутно Турусина спрашивает у него, нет ли какого-нибудь достойного жениха для её Машеньки

Немного подумав, Крутицкий рекомендует ей обратить свое внимание на Глумова. Он считает Глумова очень перспективным молодым человеком

Явление третье

К Турусиной приезжает Городулин. Она просила его узнать о некой гадальщице. Городулин рассказывает, что она не та, за кого себя выдает. И за ней водятся достаточно большие грехи. Турусина так же обращается к нему с просьбой, найти жениха для Машеньки. Подумав, Иван Иванович так же называет имя Глумова. Турусина в раздумьях от того, что второй раз подряд два абсолютно разных человека рекомендуют ей этого юношу. Она хочет разложить карты, чтобы узнать, что делать дальше.

Явление четвертое

Тетушка рассказывает племяннице, что ей порекомендовали одно и того же молодого человека два разных мужчины. Но она им не верит. Поэтому с нетерпением ждет Манефу, которая в скором будущем прибывает к ним.

Явление пятое

Мудрая Манефа говорит, что ей было видение, и будущий муж белокур. И что приедет он с минуты на минуту. В это время входит Григорий и говорит, что приехал Мамаев вместе с белокурым юношей.

Действие третье

Явление первое

Турусина с Машенькой вынуждены отложить поездку, поскольку с самого начала их преследовали дурные знаки

Тетушка же очень обращала на них внимание. Она втолковывает Машеньке, что Крутицкий очень плохая партия для неё

Как минимум – он не по нраву тетушке. Если же конечно Машенька возжелает – она может выйти за него замуж, но ни денег, ни благословения она не получит. Машенька во всем соглашается с Турусиной и просит её найти ей хорошего жениха. Тетушка умиляется наивностью Машеньки, но очень любит её за непосредственность и послушание.

Явление второе

К Турусиной приходит Крутицкий, с которым они говорят о разных пустяках. Он напоминает женщине, чтобы та была предусмотрительнее. И проверяла тех людей, которые приходят к ней в дом за помощью. Попутно Турусина спрашивает у него, нет ли какого-нибудь достойного жениха для её Машеньки

Немного подумав, Крутицкий рекомендует ей обратить свое внимание на Глумова. Он считает Глумова очень перспективным молодым человеком

Явление третье

К Турусиной приезжает Городулин. Она просила его узнать о некой гадальщице. Городулин рассказывает, что она не та, за кого себя выдает. И за ней водятся достаточно большие грехи. Турусина так же обращается к нему с просьбой, найти жениха для Машеньки. Подумав, Иван Иванович так же называет имя Глумова. Турусина в раздумьях от того, что второй раз подряд два абсолютно разных человека рекомендуют ей этого юношу. Она хочет разложить карты, чтобы узнать, что делать дальше.

Явление четвертое

Тетушка рассказывает племяннице, что ей порекомендовали одно и того же молодого человека два разных мужчины. Но она им не верит. Поэтому с нетерпением ждет Манефу, которая в скором будущем прибывает к ним.

Явление пятое

Мудрая Манефа говорит, что ей было видение, и будущий муж белокур. И что приедет он с минуты на минуту. В это время входит Григорий и говорит, что приехал Мамаев вместе с белокурым юношей.

Действие второе

Явление первое

Мамаев и Крутицкий ведут разговор о том, что в нынешнее время просто необходимо владеть навыками: излагать свои мысли на бумаге. Крутицкий сетует на то, что имеет некий труд, который до определенного времени предпочел бы сохранить в секрете. Но он не умеет писать по-современному. Поэтому ему необходим человек, который смог бы отредактировать его текст. Мамаев советует ему своего племянника и обещает на следующий же день их познакомить.

Явление второе

Мамаева и Глумова ведет диалог о Глумове. Мамаева считает, что такой красивый юноша не должен оставаться незамеченным. Глумова же жалуется на то, что бедным людям очень тяжело выбиться в люди. С чем Мамаева в корне не соглашается, объясняя, что красивому человеку нельзя быть бедным. Ему всегда помогут и все дадут лишь за то, что он очень красив. Глумова очень благодарна Мамаевой за это.

Явление третье

Глумова вовсю расхваливает своего сына перед Мамаевым, рассказывая, каким он был чудесным ребенком. Так же она говорит о том, что Мамаев стал для него просто кумиром, которым тот бредит. Мамаев доволен Глумовым, поэтому предлагает его матери прийти к нему за помощью, которая заключается в совете.

Явление четвертое

Глумова рассказывает Мамаевой, что Жорж ослеплен её красотой

Мамаева же, которая обратила на него внимание еще в театре, очень польщена данной информацией. Она просит Глумову ещё больше рассказать, что именно говорит о ней Жорж

Маменька не скупится в подробностях и во всей красе рассказывает его восторг и обожание.

Явление пятое

Глумов признается Мамаевой в том, что ему трудно с ней общаться, поскольку та ещё молодая женщина. Вскользь говоря о том, что была бы она старухой, он обратился бы к ней с просьбой. Просьба заключается в том, чтобы она поговорила с Иваном Ивановичем за место для Глумова. Так же он намекает, что Иван Иванович ею давно очарован. Мамаевой приятно слышать данные речи. Приходит тот самый Иван Иванович.

Явление шестое

Мамаева просит у Городулина место своему племяннику. Иван Иванович соглашается помочь, но предварительно хочет лично познакомиться с тем самородком, который так прекрасно описала ему Мамаева. Она зовет племянника, и оставляет их наедине пообщаться.

Явление седьмое

Пообщавшись с Глумовым Городулин остается весьма доволен. Ему понравилась манера изъясняться и доносить мысли. Он просит Глумова написать ему спич. Глумов рассказывает, что хотел бы занимать место, на котором бы смог приносить максимальную пользу обществу. Городулин остается очень доволен молодым человеком, что даже называет его другом.

Явление восьмое

Мамаев говорит Глумову, что было бы неплохо, если бы тот немного приударил за теткой

Поскольку та женщина молодая и горячая, не дело будет, если она обратит свое внимание на кого-то неподходящего. Племянник охотно соглашается, предлагая дядюшке познакомить его с Турусиной

Свое желание он объясняет тем, что переживает о том, чтобы не поползли всякие нехорошие слухи среди людей. А так он сможет ухаживать за Турусиной, и даже сделать той предложение, чтобы отвести всякие подозрения. Дядюшка хвалит племянника за ум и смекалку.

Явление десятое

Оставшись наедине, Мамаева сообщает Глумову, что его вопрос улажен. А так же интересуется тем, все ли его желания исполнены. На что юноша начинает лепетать, что это тот максимум, который он посмел желать. Тогда Мамаева начинает допытываться у него, кому принадлежит его сердце. Немного спустя, Глумов признается, что влюблен в неё.

Егор Глумов и другие персонажи

Вот требования, которые Егор Глумов считает необходимыми для успешного построения карьеры. Эти слова очень похожи на монолог Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума», что лишний раз доказывает универсальность такого типа едва ли не во все времена:

В то же время глумовский образ совершенно несопоставим с главным персонажем другой, более ранней пьесы Островского, «Доходное место» — Жадовым. Этот идеалист имел свои принципы, он считал, что можно жить по совести, не выслуживаясь и не беря взяток:

И вот на смену ему снова приходит беспринципный проныра Глумов, умный, хитрый, лицемерный. Он находится в окружении туповатых фразеров, реакционеров, ханжей и продажных писак — Мамаева, Городулина, Крутицкого, Турусиной, Голутвина. Из простых честных людей здесь лишь гусар Курчаев — да и тот, по общему мнению, ничего из себя не представляет и не обещает в будущем.

Кража дневника

На сцену из соседней комнаты выходит Мамаева. Она находит на столе брошенный дневник Глумова и пролистывает его. Прочитанное ее удивляет и возмущает — Клеопатра Львовна решает забрать эти записки, чтобы отомстить за предательство:

Ничего не подозревающий о планах Мамаевой Глумов напоследок обещает ей вечную любовь и решительно подтверждает, что готов отказаться от брака с племянницей Турусиной. Дама делает вид, что верит ему и уходит.

А Глумов начинает готовиться к визиту к богатой невесте Машеньке. Вот тогда-то он и обнаруживает пропажу дневника. Понимая, что его похитила, скорее всего, обиженная тетушка, он собирается кинуться ей в ноги -«пойти прямо в пасть к гиене» — и применить все свое красноречие, чтобы она не мстила ему. Ничего другого ему не остается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: