«Знак беды», краткое содержание по главам – вторая половина повести
В 14 главе мы узнаем, как поженились Степанида и Петрок. Они работали на хуторе Адольфа Яхимовского. Женщина ждала ребенка, вскоре родила мальчика Федю.
После революции у богатых стали отнимать землю и отдавать ее бедным. Таким образом молодой паре достался хутор.
Степанида сначала обрадовалась, что теперь у них будет своя земля, хозяйство, но ей стало стыдно, что получают они это через чужую беду. Хотя Адольф Яхимовский продолжал жить в своем доме, а Степанида старалась помогать и заботиться о нем, но старик не пережил раскулачивания и повесился.
Перед этим Богатьки нашли замерзшего жаворонка и подумали, что это, как сказал Быков, «знак беды»
Краткое содержание книги скоро закончится, но еще осталось поведать о самом важном и печальном моменте
В следующих главах автор продолжает рассказывать о довоенных воспоминаниях Степаниды, о продолжающихся раскулачиваниях.
Краткое содержание
События произведения развиваются вокруг семьи Богатька, проживающей в своей скромной лачуге на хуторе Яхимовщина. Во время раскулачивания они смогли обзавестись своей землей и хозяйством (корова, куры, поросенок). У главных героев есть дочка Феня, обучающаяся в столице на врача, и сын Федя, служащий в танковых войсках. О них автор упоминает в рассказе вскользь.
Степанида вспоминает после прихода немецких оккупантов о том, как служила ранее пану Евхимовскому. Позднее его раскулачили, а панская земля перешла во владение ее семьи. Старик настолько был расстроен утратой своего богатства, что забота героини его не радовала. Вскоре пан повесился.
В дом семьи Богатька приходят полицаи деревни Выселки Гуж и Колонденок. Они сообщают о том, что комфортабельное жилище займут немцы, что вскоре и происходит. Полицаи вместе с захватчиками чувствуют себя там как дома, отправляя хозяев в хлев. Любую вещь, которая им нравится, они берут без спроса, вынуждая выполнять грязную работу за себя местных жителей.
Однажды Степанида не выдерживает. Услышав просьбу надоить им молока, героиня решает сдоить его прямо в землю, чтобы не досталось никому. За что корова, которую хозяйка так бережно пытается упрятать от немцев, расплачивается своей жизнью. Единственное, что осталось у семьи — поросенок. Спрятать его Степаниде помогает Янка. Затем главная героиня выкидывает найденную немецкую винтовку в колодец.
Это не на шутку злит оккупантов. Петрок начинает гнать самогон, чтобы задобрить разозлившихся полицаев и немцев. Те же в ответ расправляются с семейством побоями. Богатька очнулся первым и отправился за самогоном для обработки раны жены. В этот момент полицаи начинают вымогать алкоголь у домовладельца.
Степанида узнает о случившемся. На психику героини до этого повлияла и смерть Янки. Она узнает, что у крестьянина Корнилы есть бомба — отличный метод расправится с обидчиками. Она забирает взрывчатку, отдав столь ценного для нее поросенка. Ее цель — взорвать ближайший мост. Полицаи узнают о задумке женщины, но она не дает себя в обиду. Запершись в доме, она поджигает его. На этом пересказ краткий по главам «Знака бяды» оканчивается. Героический поступок становится ошеломляющим финалом жестоких событий ушедшего времени.
Издания произведения
В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.
В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.
12-13 главы
В двенадцатой главе героиня повести вспоминает довоенное время. Когда устанавливалась Советская власть, было решено ускорить темпы коллективизации. На одном из собраний комбеда (комитета бедноты) было решено раскулачить Ивана Гужова, чей сын стал впоследствии полицейским у немцев. Степанида колебалась, но проголосовала против этого. Однако большинством голосов было принято решение раскулачить Гужова.
Но этим не ограничились. На одном из следующих собраний было решено раскулачить даже тех, кто когда-то использовал наемную силу. Милиционеру Василию Гончарику было приказано раскулачить семью своей невесты Анны. После этого он застрелился. Милиционер был старшим братом Янка, который стал в трехлетнем возрасте глухонемым.
В то время много семей пострадало безвинно. У них забирали практически всё и высылали вместе с маленькими детьми в Сибирь или другие отдаленные регионы страны. Выживали после такого не все. Об этой бесславной части истории страны знал и рассказал Быков В. В.
Популярные сегодня пересказы
- Кража — краткое содержание повести Астафьева Виктор Астафьев писал повесть «Кража» на протяжении четырех лет. Он начинает работу над ней в 1961 году, он старается внести в нее особый смысл, поэтому, когда читаешь ее, понимаешь
- Теркин на том свете — краткое содержание поэмы Твардовского В предновогоднюю ночь смертельно раненный Тёркин, которому ещё нет и 30 лет, оказался между жизнью и смертью, и ему открылись двери загробного мира. Пока он осматривается в преисподней, писатель
- Юлия, или Новая Элоиза — краткое содержание романа Руссо История стара, как мир. В небольшом городке Сен-Пре, питает чувства к своей ученице Юлии, в свою очередь она, дочь барона. Конечно же барон д`Энтаж ни за что не согласиться выдать свою любимую дочь за безродного бедняка.
- Голубое сало — краткое содержание романа Сорокина Книга Сорокина Голубое сало входит в канву его других произведений. Они не связаны сюжетно полностью, но общая тематика этого писателя концентрируется на изучении судеб родины, в частности на футурологических мыслях
Издания произведения
В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.
В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.
Знакі бяды ў аповесці Васіля Бакава “Знак бяды”
Знакі бяды ў аповесці Васіля Бакава “Знак бяды”
Аповесць Васіля Быкава “Знак бяды” – арыгінальны твор з ёмістым і глыбокім філасофскім падтэкстам. Арыгінальны, у першую чаргу, тым, што героі і падзеі ацэньваюцца пры дапамозе шэрагу вобразаў-сімвалаў. З даўніх часоў у народзе ў аснове разумення дабра і зла ляжаць пэўныя вясковыя ўяўленні. Іх добра ведае аўтар і ўдала выкарыстоўвае ў творы. Пазнаёмімся з быкаўскімі знакамі бяды.
Галоўныя героі – Пятрок і Сцепаніда – знаходзяцца на хутары, наводдаль ад людзей. Тут яны ў маладосці працавалі на пана, тут жа ажаніліся, выхавалі дзяцей, вялі гаспадарку. І само месца дзеяння – хутар – набывае новае сімвалічнае значэнне. Гэта ўжо не сімвал уласніцтва, а месца, дзе пакутуюць, спрабуючы стаць на ногі, простыя сяляне, дзе пасля разгортваецца смяротны паядынак людскага з нялюдскім. Можа, таму няма шчасця тут героям, што атрымалі ў спадчыну чужое. Як прысуд калісьці прагучалі ім словы пана Яхімоўскага: “…На чужым і дармовым шчэнсця не бэндзе. Мне шкада вас”. Як пацверджанне гэтым словам у хуткім часе новыя гаспадары знаходзяць на полі мертвага жаваранка. Мёртвая птушка – народны знак-вяшчун усіх пакутніцкіх віхураў, што пранясуцца над гэтым полем. А пранясуцца над ім і сталіншчына, і фашызм.
Таксама сімвалічны сэнс мае і “пракляты Богам” неўрадлівы пагорак Галгофа, назва якога пераклікаецца з біблейскай легендай і перадае прадчуванне непазбежнасці вялікай бяды. У той жа час Галгофа – сімвал зямелькі-карміцелькі, якая для Петрака і Сцепаніды як Радзіма, як маці. Таму ёй героі не здраджваюць, нават калі яна няўдалая. Страціўшы каня, падарваўшы сваё здароўе, Пятрок звяртаецца за дапамогай да Бога. Крыж на Галгофе – увасабленне веры, якая здольна дапамагчы чалавеку застацца Чалавекам нават у абставінах, што мацней за яго. А спілаваны камсамольцамі крыж – знак парушанай веры, якая і дапамагала нашым героям вытрымаць усе нягоды.
Сімвалічныя ў творы сцэны гібелі каня і забойства каровы. Гэта жывёла ўвасабляе сялянскі дабрабыт. Страта яе – сімвал новых, вялікіх разбурэнняў.
І толькі адзін сімвал – скрыпка – выклікае ў чытача супакой і светлыя пачуцці. Гэта ўвасабленне таленавітасці беларускага народа.
Непрадказальная канцоўка твора: Сцепаніда, якая ўсе сваё жыццё баялася пажару, гіне ў агні. Палаючы дом галоўных герояў – таксама сімвал. Гэта не пастка, а непрыступная крэпасць, помнік чалавеку, які змагаецца з абставінамі да апошняга і перамагае ў гэтай барацьбе, бо перамога вызначаецца заўсёды сілай духу. Нават пасля сваёй смерці Сцепаніда прымусіла ворагаў баяцца яе, бо “…бомба на ўзроўку чакала свае пары”. Бомба – сімвал стоенага народнага гневу, усенароднай барацьбы.
Як мы ўбачылі, у аповесці Васіля Быкава “Знак бяды” шмат сімвалаў і знакаў няшчасця. Таму і мае твор такую назву. Толькі чаму ў загаловак аўтар вынес адзін з іх? І які са знакаў для аўтара самы галоўны, самы страшны?
Главные герои повести
Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:
- Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
- Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
- Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
- Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.
Художественные особенности
Повесть «Знак бяды» (оригинальное название) принесла награду своему создателю неспроста. Работа стала весомой вехой в творчестве белорусского прозаика. Произведение сыграло немалую роль в становлении литературного процесса в СССР.
Каждая строчка пропитана писательским стилем. Особенность авторской работы заключается в ограничении пространственного и временного разворота событий. Число главных героев также мало, что позволяет быстро понять, что представляют собой персонажи как личности. К прочим особенностям в ходе рассмотрения краткого содержания «Знака беды» стоит отнести:
- Преобладание военной тематики с острой проблематикой того времени.
- Боевые действия контрастируют на фоне психологического поведения центральных героев, проходят невидимой пронизывающей нитью сквозь них.
- Демонстрация читателям нескольких словесных сцен с рассказами о прошлом персонажей, что позволяет понять, как они дошли до такой жизни.
- Показ войны глазами простых мирных людей, а не участников боевых действий.
https://youtube.com/watch?v=o7xM01M8okM
Издания произведения
В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.
В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.
Композиция
Повесть состоит из вступления и двадцати семи глав. Степанида пасет корову и думает о том, что происходит в этом мире. Колхоз в местечке разогнали, она смотрит на свой пригорок, вспоминает, как трудно доставался им урожай. По другую сторону пас коров Янко, он вдруг всполошился. Степанида прислушалась и поняла, что ремонтируют мост. Ничего хорошего для хутора это не давало. Вернувшись домой, она решила спрятать от немцев корову и поросенка.
Утро принесло плохие вести, в хутор нагрянули полицаи, Степанида встретила их неприветливо, Гуж пригрозил ей, а от Петрока потребовал самогонки. Ей не понравилась покладистость мужа, а полицаи, местные жители, вызывали у нее только отвращение.
Несчастья продолжились. На хутор прибыла команда немцев, а хозяевам приказали освободить дом для немецкого офицера. Степанида злилась на мужа
Ей важно было сохранить свою живность, она схитрила, когда доила корову, но немцы быстро разгадали и отстегали ее цепочкой. Беды продолжились, немцы стряхнули все яблоки и потребовали молока, но хозяйка хутора корову уже подоила в траву
Корову немцы застрелили. Ночью она спрятала поросенка, и, увидев забытую винтовку, сбросила ее в колодец.
Утром немцы устроили шум, а Степанида вспомнила, как трудно в выселках создавался колхоз. А вообще-то они с Петроком всю жизнь батрачили на пана, а они потом стали хозяевами хутора. Советская власть выделила им землю на горе. Когда они пришли на свое поле, то увидели замерзшего жаворонка, это был знак беды. Колхоз создали, но в газете появилась заметка, что в местечке потворствуют кулакам. Степанида решила идти в Минск, чтобы рассказать правду. Раскулачивания в местечке продолжились, не обошлось без жертв.
Петрока немцы забрали на работы, но он понял, что не выдержит и решил гнать самогон. Жена узнает, что кто-то забрал от моста неразорвавшуюся бомбу. Самогона полицаям не хватало, и мужа забрали в местечко. Степанида пошла узнать его судьбу, но, проходя через мост, поняла, что его можно взорвать. Догадалась она, что бомба у Корнила. Мужа она не нашла, зато договорилась обменять бомбу на поросенка. Днем она увидела, что Корнила арестовали и что теперь придут искать к ней.
Так оно и случилось. Степанида закрылась в истопке и не открыла дверь. Взяла бутыль с керосином, все облила, зажгла и заживо сгорела, но сдалась. Близко полицаи, боясь взрыва, не подходили, но бомба дождалась своего часа.
2 вариант
Василь Владимирович Быков известный общественный деятель и участник Великой Отечественной войны, чувства боли и сожаления о которой он отразил в своих произведениях. Ведь тема войны является одной из главных и востребованных тем в русской литературе. Именно война побудила написать такое количество произведений, в которых показана нравственность человека в трудных жизненных ситуациях.
В произведении Знак беды, которое было написано в 1982 году, автор рассказывает о не простой судьбе людей, переживавших тягостные минуты войны. Быков показывает героизм народа и его сильный характер во всех поступках и действиях в лице простой женщины. Это повесть народная трагедия и одна из немногих которая смогла сказать правду о том тяжелом времени, постигшее каждого человека в стране.
Вначале произведения мы встречаем женщину Степаниду, которая на лугу пасет корову Бобовку. Она сельская активистка с трезвым взглядом на жизнь. Чувства милосердия и сострадания в характере Степаниды очень ярко показывается в ситуации с глухонемым деревенским парнем Янком. Он замерз и она отправила его домой за теплыми вещами, что бы тот не заболел.
Позже Василь Владимирович рассказывает, что хутор, в котором живет Степанида, проникают фашисты. Они становятся полноправными хозяевами каждой души и травинки. В дом каждого жителя этого хутора приходит беда, ведь они просто заселяются как хозяева и живут в своё удовольствие, унижая и оскорбляя стариков, детей и женщин. В их понимании люди этого хутора лишь рабочие, которые не имеют ни права голоса, ни права слова. Фашистов очень сильно удивляет поведение Степаниды, которая не подчиняется им и дает понять, что она не рабыня и пользоваться собой она не даст. Ее сильный характер, который был сформирован за пару лет до начала войны, и непоколебимость дает уверенность в завтрашнем дне, ведь такие люди со стержнем всегда побеждают и выходят из любой ситуации победителем. В отличие от Степаниды один из героев Петрок является некоторой её противоположностью, у которого характер смирный и готовый к унижениям со стороны фашистов.
Степанида во всем произведении пытается противостоять той несправедливости, которая творится на хуторе. Но жизнь трудна и несправедлива, поэтому Быков очень тяжело показывает ее смерть, которая мучительна и невыносима. Но мораль такова, что человек не скотина, которую можно унижать и оскорблять. Только лишь объединившись и собравшись со всеми силами можно одолеть любого врага, стоящего на нашем пути.
Главные герои повести
Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:
- Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
- Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
- Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
- Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.
Художественные особенности
Повесть «Знак бяды» (оригинальное название) принесла награду своему создателю неспроста. Работа стала весомой вехой в творчестве белорусского прозаика. Произведение сыграло немалую роль в становлении литературного процесса в СССР.
Каждая строчка пропитана писательским стилем. Особенность авторской работы заключается в ограничении пространственного и временного разворота событий. Число главных героев также мало, что позволяет быстро понять, что представляют собой персонажи как личности. К прочим особенностям в ходе рассмотрения краткого содержания «Знака беды» стоит отнести:
- Преобладание военной тематики с острой проблематикой того времени.
- Боевые действия контрастируют на фоне психологического поведения центральных героев, проходят невидимой пронизывающей нитью сквозь них.
- Демонстрация читателям нескольких словесных сцен с рассказами о прошлом персонажей, что позволяет понять, как они дошли до такой жизни.
- Показ войны глазами простых мирных людей, а не участников боевых действий.
Главные герои повести
Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:
- Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
- Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
- Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
- Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.
Другие персонажи
- Гуж (Змитер Гужов) — полицай. В коллективизацию скрылся от раскулачивания на Донбасс, сейчас мстит людям за своего раскулаченного отца.
- Потап Колонденок — полицай, при советской власти всегда вертелся около начальства.
- Фельдфебель — жестокий немец, застреливший у Богатьков корову.
- Левон — председатель сельсовета, участник гражданской войны.
- Василий Гончарик — молодой милиционер. Он застрелился после того, как ему пришлось участвовать в раскулачивании семьи любимой девушки.
- Новик — начальник из города, принципиальный и деловой. Он был родом из Выселок.
- Антось Недосека — член комитета бедноты, в войну стал полицаем из-за того, как он сам говорил, что у него 6 детей.
- Анюта — невеста Василия Гончарика, дочь раскулаченного Ладимира Богатьки.
- Корнила — угрюмый, прижимистый, хозяйственный мужик.
- Яхимовский — старый шляхтич.
- Янка — брат Василия Гончарика, немой подросток, сирота, пастушонок с Выселок.
- Космачёв — уполномоченный из района.
- Александр Червяков (единственный невымышленный персонаж) — председатель ЦИК Белорусской ССР.
- Свентковский — учитель, поступивший к немцам на службу.
Издания произведения
В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.
В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.
Издания произведения
В 1987 году издательство Москвы «Советский писатель» выпустило серию романов и рассказов отечественных авторов. Созданную антологию назвали «За чертой милосердия. Живи и помни. Знак беды». Всего в издании было 656 страниц. Произведение стало серийным неспроста, ведь речь в повести идет именно о жестокости военных времен, самопожертвовании, отсутствии милосердия среди тех, кто имеет власть.
В 2004 году столичное российское издательство «Эксмо» создало серию литературы, названную «Красная книга русской прозы». Автору был выделен отдельный сборник, в который вошло нашумевшее произведение о войне и иные работы. Всего серийное издание насчитывает 928 страниц с оформлением и художественными макетами Бондаренко.
В. Быкау «Знак бяды» галоуныя герои сачыненне
Пятрок і Сцепаніда Багацькі як тыповыя прадстаўнікі свайго пакалення.
Я лічу, што Васіль Быкаў — вельмі шчыры і навіты беларускі пісьменнік. Яго творы адлюстроўва-юць прыгожасць і магутнасць нашай роднай мовы. Гэтаму пісьменніку давялося зведаць усе жахі Вялі-кай Айчыннай вайны. Васіль Быкаў змагаўся супраць фашыстаў, быў двойчы паранены, ляжаў у шпіталях.
Ён бачыў, як паміраюць людзі. Васіль Быкаў піша пра вайну, паказвае яе такой, якой яна была на самай спра-ве: жорсткай, бязлітаснай. Яго творы перакладзены больш чым на пяцьдзесят моў свету.
У 1982 годзе пабачыла свет аповесць «Знак бяды» . Галоўнымі героямі сталі Сцепаніда і Пятрок Багацькі. Я лічу, што яны тыповыя прадстаўнікі таго часу. Іх лёс закранула рэвалюцыя, калектывізацыя, вайна. Усё жыццё героі працавалі, але так і не пабудавалі свайго шчасця. Сцепаніда і Пятрок на пражыццё зарабляюць потам і крывёй. Калі яны былі маладыя, то марылі мець сваю зямлю. Пасля рэвалюцыі ім дастаецца не-вялікі надзел. Раней гэта зямля належала пану Яхі-моўскаму. I Сцепанідзе неяк няёмка браць тое, што належала другому, бо «на чужым і дармовым шчасця не будзе» . Сумленне не дае Петраку і Сцепанідзе спа-кою. Яны працуюць ад ранку да позняга вечара, але лёс не мае літасці.
Сцепаніда і Пятрок маюць розныя характары, на аднолькавыя падзеі яны рэагуюць па-рознаму.
Сцепаніда — звычайная беларуская сялянка. Яна вельмі актыўны чалавек. Пасля рэвалюцыі стала чле-нам камітэта беднаты. Сцепаніда прагне ведаў, пава-жае адукаваных людзей, лічыць, што яны дапамага-юць яе вёсцы. Жанчына мае чулае сэрца і душу. Яна заўсёды дапаможа чалавеку ў бядзе. Калі раскулач-валі Лявона Багацьку, Сцепаніда збірала подпісы ў яго абарону, паслала мужа ў Мінск да Чарвякова, каб той дапамог. Але старшыня ЦВК Беларусі памёр. Яна выступае супраць насілля. Калі пачалася вайна, Сце-паніда адразу вырашыла змагацца з фашыстамі і па-ліцаямі. Яна не вельмі здзівілася, калі даведалася, што некаторыя з яе аднавяскоўцаў перайшлі на бок нем-цаў. Сцепаніда крадзе ў фашыстаў вінтоўку, не дае ім малака. Хаця яе могуць забіць, яна чым можа пера-шкаджае ворагу.
У адрозненне ад сваёй жонкі, Пятрок — ціхі і на-божны чалавек. Ён ніколі не зробіць дрэннага друго-му. У час вайны Пятрок спрабуе прыстасавацца да немцаў і паліцаяў. Ён гоніць самагон для сваіх «адна-вяскоўцаў», дагаджае фашыстам. Не, Пятрок не сўп-рацоўнічае з ворагам, гэта не здрада Радзіме. Ён хоча выжыць. Але ў выніку герой не вытрымаў. Ён гаво-рыць паліцаям усё, што думае пра іх. Хоць Пятрок слабахарактарны, але ў апошнюю хвіліну знаходзіць у сабе сілы выказаць свае пачуцці, крыўду, гонар.
На прыкладзе жыцця Петрака і Сцепаніды Васіль Быкаў адлюстраваў лёс цэлага пакалення беларусаў. Кожны чацвёрты беларус загінуў у час Вялікай Айчын-най вайны.. . Шмат было гераічнага.. . Але ў сваёй апо-весці пісьменнік паказаў нам звычайных сялян без зброі ў руках.
Источник статьи: https://otvet.mail.ru/question/33075704
Главные герои повести
Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:
- Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
- Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
- Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
- Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.
Художественные особенности
Повесть «Знак бяды» (оригинальное название) принесла награду своему создателю неспроста. Работа стала весомой вехой в творчестве белорусского прозаика. Произведение сыграло немалую роль в становлении литературного процесса в СССР.
Каждая строчка пропитана писательским стилем. Особенность авторской работы заключается в ограничении пространственного и временного разворота событий. Число главных героев также мало, что позволяет быстро понять, что представляют собой персонажи как личности. К прочим особенностям в ходе рассмотрения краткого содержания «Знака беды» стоит отнести:
- Преобладание военной тематики с острой проблематикой того времени.
- Боевые действия контрастируют на фоне психологического поведения центральных героев, проходят невидимой пронизывающей нитью сквозь них.
- Демонстрация читателям нескольких словесных сцен с рассказами о прошлом персонажей, что позволяет понять, как они дошли до такой жизни.
- Показ войны глазами простых мирных людей, а не участников боевых действий.
Главные герои повести
Необязательно читать полностью повесть, чтобы понять, что в качестве центральных персонажей выступают простые работящие люди, живущие в уединенном местечке в военное время. Пока им даже неизвестны отголоски боевых действий, но вскоре беда приходит и на их земли. Произошедшие события в ярких красках характеризуют каждый центральный образ:
- Степанида — хозяйка дома, куда врываются немцы со своими порядками. Добропорядочная и трудолюбивая женщина, занимающаяся постоянно домашним хозяйством — выпасом скота, кормлением птиц и животных, огородом и т. д. Милостивая крестьянка испытывает сострадание к местному глухонемому парню-пастуху, заботится о нем. Сильная, мужественная, смелая и несгибаемая белорусская женщина. Она обманывает немцев, за что те устраивают всей семье серьезную взбучку. Женщина постоянно ностальгирует о прошлом и не желает принимать навязываемый режим. Ее дом отбирают немецкие захватчики, а семью Богатька делают своими рабами. В конце нервы героини не выдерживают. Исполненная ненависти женщина жертвует собой в знак протеста.
- Петрок — супруг Степаниды. Безвольный и покорный человек, неспособный отстоять честь своей семьи, защитить собственный дом. Он заботится о хозяйстве и умело помогает жене прятать живность от немцев, только это не помогает. Не способен дать отпор даже полицаям. Пытается пожаловаться на чужеземцев фельдфебелю, но понимает, что это тщетно. Переживает за жену. Когда ту ранят после сильного избиения, Петрок спешит в лес, чтобы найти свою сокровищницу с самогоном, дабы обработать раны. Находку у него отбирают полицаи. Разъяренный мужчина выходит из равновесия и проклинает Гужа, за что его бьют и бросают в тюрьму.
- Янка — деревенский парень, сирота, неспособный разговаривать и слышать с трехлетнего возраста. Занимается выпасом коров. У него нет денег и одежды. В дальнейшем юноша помогает спрятать поросенка Степаниды. В конце 11-ой главы парня убивают.
- Колонденок и Гуж — полицаи, прибывающие в дом Богатька, чтобы сообщить, что вскоре их жилище займет высокопоставленный немецкий начальник. Они постоянно бесчинствуют, избивают людей. Именно Гуж отобрал у Петрока самогон.