Краткое содержание сказок одоевского

«случай с евсейкой» — читательский дневник по сказке м. горького

Владимир Одоевский — Мороз Иванович: Краткое содержание

Нам даром без труда ничего не дается, — недаром исстари пословица ведется.

В доме со строгой нянюшкой Прасковьей жили девочки Рукодельница и Ленивица. Рукодельница была умница: весь день у нее в трудах проходил, скучать некогда. Она хлеб пекла, избу мела, петушка кормила, воду носила. А Ленивица, одевшись с помощью няни, только мух считала. Раз оборвалась веревка в колодце, и ведерко Рукодельницы упало на дно. Няня велела плачущей девочке самой его доставать. Спустилась девочка по веревке вниз. А там пирожок румяный из печки в руки просится, и золотые наливные яблочки с ветки. Вынула она и пирожок, и яблок натрусила. Ими и угостила старика Мороза Ивановича. Он там в холодке жил. За ведерко он попросил послужить ему 3 дня.

Осталась девочка в ледяном доме. Взбивала снежную перину, не жалея ручек, совсем как бедные хозяюшки, которые зимой в проруби стирают. Шила и штопала, готовила. Но мороженое старик сам делал. Он показал ей, как хранит до весны под периной зеленые посевы хлеба для крестьян. Объяснил, что в окна домов стучит, чтоб напомнить людям, что есть на свете бедные, кому холодно в морозы. В награду за рукоделье умная девочка получила от него свое ведерко с горстью пятаков серебра да брильянтовую булавку для косынки. Петушок первым всем объявил: «Кукареки! У Рукодельницы в ведерке пятаки!»

Няня, увидев такое, послала к старику Ленивицу. Но она поленилась пирожок достать, яблоню потрусить. И сразу сказала Морозу Ивановичу, что пришла за деньгами. Три дня она только делала вид, что служит. Ведь она ничего не умела. Сварила рыбу с мясом в квасе, немытой зелени кинула. И это кушанье сама есть не смогла. Добрый старик сам ей служил. На третий день просит Ленивица себе награду. А старик ей в ответ: «Жить и служить – разница, да и работа работе рознь». Но раз совести нет – пусть берет слиток серебра да громадный бриллиант. Ленивица взяла, спасибо забыла сказать, побежала домой хвастаться. А петушок возьми и закричи: «Кукарекулька! У Ленивицы в руках сосулька!» Ведь вся ее награда растаяла. Эта сказка детям урок. Есть тут правда и неправда, шутка и поученье.

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович

Жили две девочки с няней Прасковьей, одну звали Рукодельница, а другую Ленивица. Рукодельница все по дому делала, затейлива была, трудолюбива. За работой не замечала и как день проходит. Ленивица ничего не делала, кроме как спала, ела да мух на окне считала. Бывает проснется и давай няню просить чулочки ей одеть, булочку подать. Маялась Ленивица от скуки и обижалась на всех, как будто не она это виновата в своем безделье.

Приключился как-то раз такой случай: Рукодельница пошла к колодцу воды набрать, веревка возьми и оборвись, ведро и упало. Пошла девочка за помощью к няне, но та строга была и сказала, чтобы Рукодельница исправляла сама, что сделала. Ничего не оставалось девочке, пошла она и спустилась за ведерком на дно колодца. Смотрит, а там печь стоит, из нее пирожок выглядывает, кто его возьмет, тот его с собой унесет. Девочка взяла лопату и вытащила пирожок, с собой взяла. Видит дальше яблоня стоит с золотыми яблоками, кто их стрясет с яблони, тому они и достанутся. Стрясла девочка яблоки, прямо ей в передник падали.

Вернулась Рукодельница домой, а няня увидела подарки и послала Ленивицу тоже за пятаками. Спустилась Ленивица в колодец, но лень ей было пирожок вытаскивать, яблоки доставать, пришла она с пустыми руками к Морозу Ивановичу и попросилась к нему в услужение на три дня. Да ничего у нее не вышло, не знала она, как готовить обед, штопать, перину снежную взбивать не хотела, чтобы пальчики не замерзли. Вышло так, что Мороз Иванович все за Ленивицу делал, был он у нее в услужении. Попросила Ленивица на третий день дары за ее работу, но какова работа, таковы и подарки. Подарил Мороз ей серебряный слиток и огромный бриллиант, да растаяли подарки, как только Ленивица домой вернулась- слиток был из ртути, а бриллиант-сосулька.

Смысл сказки в том, что нельзя быть ленивым, нужно всегда трудиться. И только за хороший, настоящий труд, а не за лень будет награда.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Краткое содержание Одоевский Мороз Иванович для читательского дневника

Год: 1841 Жанр: авторская сказка

Основные герои: Две сестры и Мороз Иванович

Жили в одной семье две сестры и няня при них. Рукодельница была трудолюбивой и смышленой девочкой. Она поднималась спозаранку, чтобы успеть растопить печь, замесить хлеб, подмести в избе, покормить петушка и воды из колодца принести. Ленивица делать по дому ничего не хотела. Целыми днями она сидела у окна и считала мух.

Осталась она у Мороза Ивановича. И верно выполняла работу: в избе убирала, еду готовила, штопала белье, и платье выправила. Так прошло три дня. Девочка ни разу не пожаловалась. Старик вернул ведерко, а в нем серебряные пятаки и брильянтик сверкают. Вернулась Рукодельница домой с подарками.

Увидела Ленивица гостинцы и собралась в путь. Однако, девочка по дороге не помогла ни печке, ни яблоне. У старика она не хлопотала по хозяйству и все время жаловалась. Мороз Иванович на третий день отдал ей слиток из серебра и брильянт. Вернулась Ленивица домой и хвастается. Вдруг слиток растаял и превратился от мороза во ртуть и от брильянта ничего не осталось.

«Случай с Евсейкой» — краткое содержание (пересказ)

Краткое содержание:

Жили с нянюшкой две девочки – Ленивица и Рукодельница. Рукодельница все по дому умела делать, помогала нянечке. А Ленивица ничего не делала, только ела, скучала, в окно смотрела, да мух считала. Как-то пошла Рукодельница водицы набрать, да уронила ведро в колодец. Чтобы достать ведерко, она спустилась вглубь на веревке. Перед ней оказалась печка с говорящим пирожком, который попросил достать его. Девочка так и сделала. Затем ей встретилась говорящая яблоня с золотыми яблочками, она и яблок тоже собрала.

Пришла к дому старичка, Мороза Ивановича. Угостила его пирожком и яблоком. Старик предложил ей остаться у него на 3 дня, послужить ему, а за это обещал вернуть ведерко. Рукодельница осталась и выполнила все задания старичка – взбила снежную перину, приготовила обед, заштопала одежду. Мороз Иванович остался доволен и отдал ей ведерко, наполнив его серебряными монетками и подарил булавочку с бриллиантом.

Когда Рукодельница домой вернулась, нянечка ее похвалила и отправила Ленивицу в колодец, чтобы та тоже денежек заработала. Но Ленивица ничего делать не стала, не захотела пирожок достать и яблоки собирать. А в доме старичка только ела, пила, что он приготовил. Дал он ей за такую «службу» большой кусок льда и замороженный кусок ртути. Принесла свои «богатства» Ленивица домой, думая, что ей дали большой бриллиант и серебряный слиток, да все растаяло.

Главные герои:

Рукодельница – умная, послушная и трудолюбивая девочка, которая хорошо умела делать домашнюю работу.

Ленивица – сестра Рукодельницы, ленивая и нечестная, захотевшая обмануть Мороза Ивановича и получить денежку без труда.

Мороз Иванович – старичок-волшебник, живущий в колодце, покровитель зимы.

Нянюшка Прасковья – строгая женщина, жившая с девочками и присматривающая за ними.

План пересказа:

1.Описание жизни и характера девочек.

2.Рукодельница роняет ведерко в колодец и спускается за ним.

3.Путь девочки к дому Мороза Ивановича мимо печки и яблоньки.

4.Встреча девочки и Мороза Ивановича.

5.Рукодельница остается на службе у старичка.

6.Мороз Иванович отпускает ее с подарками.

7.Ленивица спускается в колодец и идет к дому старика.

  1. Описание пребывания ленивой сестры у Мороза Ивановича.

9.Получение «даров» и возвращение Ленивицы.

среда, 24 января 2018 г.

В. Одоевский «Мороз Иванович»

Сказка «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Жанр: литературная волшебная сказка

Читайте краткое содержание других сказок Владимира Одоевского: «Червячок» «Сказка о четырех глухих»

Главные герои сказки «Мороз Иванович» и их характеристики

1. Рукодельница, умная девочка, которая отличалась большим трудолюбием. Он всегда вставала самой первой, сама одевалась и выполняла всю работу по дому. 2. Ленивица, сестра Рукодельницы, девочка, которая ничего не любила делать и предпочитала проводить время считая мух. 3. Мороз Иванович, повелитель морозов и снегов, живший в колодце, справедливый и добрый к трудолюбивым, суровый к ленивым.

Другие персонажи сказки: Нянюшка Прасковья, строгая и иногда сердитая. Петух, который любил Рукодельницу Пирожок и Яблоня в колодце.

План пересказа сказки «Мороз Иванович»

Чему учит сказка «Мороз Иванович» В жизни нельзя быть ленивым, потому что ленивых никто не любит и не уважает. И только своим собственным трудом человек может добиться чего-то в жизни. Счастье нужно заработать.

Отзыв на сказку «Мороз Иванович»: Сказка Одоевского «Мороз Иванович» мне очень понравилась, Ведь у этой сказки не только увлекательный сюжет, но также в ней нет злых героев, даже Ленивице мы сочувствуем, хотя и понимаем, что Мороз Иванович с ней поступил по совести. Зато из этой сказки мы узнаем, как растет трава под снегом и зачем Мороз стучит в окна.

Пословицы к сказке «Мороз Иванович» Без труда чести не получишь. Лень до добра не доведет. Труд человека кормит, а лень портит.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Мороз Иванович»

Пример цитатного плана

Приведем возможный пример такого плана:

1. Характеристика положительного и отрицательного персонажей: ”…жили 2 девочки — Рукодельница и Ленивица.”

2. Волшебное приключение Рукодельницы: ”…тут с ней чудо случилось…”

3. Рукодельница и Мороз Иванович: “Умна будешь, тебе ж лучше; ленива будешь, тебе же хуже…”

4. Награда по справедливости: “Спасибо тебе, умная ты девочка…”

5. Недостойные поступки и наказание Ленивицы Морозом Ивановичем: ”…не ты для меня работала, а я тебе служил.”

6. Выводы по сказке: “А вы, детушки, думайте-гадайте…”

Цитатный план сказки “Мороз Иванович” (2 класс) составляют дети под руководством учителя. Желательно, чтоб они заранее несколько раз прочитали это произведение. Предварительно нужно удостовериться, смогут ли второклассники придумать обычный план эссе. Затем производится поиск цитат, эквивалентных определенным ими пунктам плана.

Николай Гарин-Михайловский: Тёма и Жучка

Ночь. Тёма спит нервно и возбужденно…

Неясный полусвет ночника слабо освещает четыре детские кроватки и пятую большую, на которой сидит теперь няня в одной рубахе, с выпущенной косой, сидит и сонно качает маленькую Аню.

— Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.

Тёме живо представляется старый, заброшенный колодец в углу сада, давно превращенный в свал всяких нечистот, представляется скользящее жидкое дно его, которое иногда с Иоськой они любили освещать, бросая туда зажженную бумагу.

— Кто бросил? — спрашивает Тёма.

— Да ведь кто? Разве скажет!

Тёма с ужасом вслушивается в слова няни. Мысли роем теснятся в его голове, у него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя снова засыпает. Он просыпается опять от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он все вытаскивал Жучку какой-то длинной петлей.

Волшебный сюжет

Талантливый писатель-сказочник Одоевский не подводит ожиданий читателя-ребенка. Сказка полюбилась народу, поскольку повествование соответствует крестьянской традиции. В трудовых семьях постепенно, по степени сложности, поручалось детям выполнять разную домашнюю работу. И в этом смысле “Мороз Иванович” — народная сказка, так как соответствует крестьянской традиции воспитания трудом. Она создает для детей яркие мотивирующие образы.

Рукодельница позитивна и удачлива

И даже когда ей выпадают нелегкие испытания, девочка своим вниманием к окружающим и заботой о них добивается того, что весь мир ей сочувствует и помогает. То, что необычные ожившие предметы — наливное яблочко и пирожок “с пылу, с жару” — становятся ее союзниками, определенно добавляет девочке вес в глазах детей

Успешное выполнение тестов доброго и справедливого Мороза Ивановича гарантирует ей заслуженную награду. В то же время Ленивица во всем добивается обратного результата. Рождественский сюжет сказки не только волшебен, но и справедлив, поэтому обречен на успех.

Рассказ Ёж Пришвина М. читать с картинками

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

«Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет!»

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра — сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Мороз Иванович

В одном доме жили две девочки — Рукодельница да Ленивица, а при них нянюшка. Рукодельница была умная девочка: рано вставала, сама, без нянюшки, одевалась, за дело принималась: печку топила, хлебы месила, избу мела, петуха кормила, а потом на колодец за водой ходила.

А Ленивица меж тем в постельке лежала, наскучит лежать — скажет спросонья: «Нянюшка, надень мне чулочки, нянюшка, завяжи башмачки». Встанет, сядет к окошку мух считать.

Однажды Рукодельница пошла на колодец за водой, опустила ведро на верёвке, а верёвка оборвалась; упало ведро в колодец. Расплакалась Рукодельница, пошла к нянюшке рассказывать; а нянюшка Прасковья была сердитая, говорит: — Сама беду сделала, сама и поправляй. Пошла Рукодельница к колодцу, ухватилась за верёвку и спустилась по ней к самому дну. Смотрит: перед ней печка, а в печке сидит пирожок, такой румяный, поджаристый; приговаривает: кто меня из печки возьмёт, тот со мной и пойдёт! Рукодельница вынула пирожок и положила его за пазуху. Идёт дальше. Перед нею сад, а в саду стоит дерево, а на дереве золотые яблочки. Рукодельница подошла к дереву, потрясла и собрала яблоки. Идёт дальше. Перед ней сидит старик Мороз Иванович. Поздоровался, поблагодарил за пирожок. Предложил послужить, за это отдаст ведёрко.

Рукодельница взбила перину, в доме прибрала, кушанье изготовила, платье у старика починила и белье выштопала, не жаловалась. Так прожила Рукодельница у Мороза Ивановича целых три дня. На третий день в ведёрко всыпал горсть серебряных пятачков; дал брильянтик — косыночку закалывать.

Вернулась домой. Петух закричал: «Кукареку, кукареки! / У Рукодельницы в ведёрке пятаки!»

Нянюшка сказала Ленивице тоже сходить. Но Ленивица не достала пирожок, не собрала яблок. Не выбила перину, обед плохо сварила, словом, ничего не сделала. На третий день Мороз Иванович дал пребольшой серебряный слиток, а в другую руку — пребольшой брильянт. Пришла домой и хвастается. Не успела договорить, как серебряный слиток растаял и полился на пол; он был не что иное, как ртуть, которая застыла от сильного холода; в то же время начал таять и брильянт. А петух вскочил на забор и громко закричал: «Кукареку-кукарекулька, / У Ленивицы в руках ледяная сосулька!»

Композиция: присказка и зачин

По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален

Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…

Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.

Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: «Даром нам, без труда, не дается ничего.»

Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции — зачин: «В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…» Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом

И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).

Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.

Журка

Раз было у нас — поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую — проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше тогда лягушек у нас под рукой не было.

— Умница! — сказала моя жена и спросила меня; — А сколько он может съесть их? Десять может?

— Десять, — говорю, — может.

— А ежели двадцать?

— Двадцать, — говорю, — едва ли…

Подрезали мы этому журавлю крылья, и стал он за женой всюду ходить. Она корову доить — и Журка с ней, она в огород — и Журке там надо… Привыкла к нему жена… и без него ей уж скучно, без него никуда. Но только ежели случится —- нет его, крикнет только одно: «Фру-фру!», и он к ней бежит. Такой умница!

Так живёт у нас журавль, а подрезанные крылья его всё растут и растут.

Раз пошла жена за водой вниз, к болоту, и Журка за ней. Лягушонок небольшой сидел у колодца и прыг от Журки в болото. Журка за ним, а вода глубокая, и с берега до лягушонка не дотянешься. Мах-мах крыльями Журка и вдруг полетел. Жена ахнула — и за ним. Мах-мах руками, а подняться не может. И в слёзы, и к нам: «Ах, ах, горе какое! Ах, ах!» Мы все прибежали к колодцу. Видим — Журка далеко, на середине нашего болота сидит.

— Фру-фру! — кричу я.

И все ребята за мной тоже кричат:

— Фру-фру!

И такой умница! Как только услыхал он это наше «фру-фру», сейчас мах-мах крыльями и прилетел. Тут уж жена себя не помнит от радости, велит ребятам бежать скорее за лягушками. В этот год лягушек было множество, ребята скоро набрали два картуза. Принесли ребята лягушек, стали давать и считать. Дали пять — проглотил, дали десять — проглотил, двадцать и тридцать, — да так вот и проглотил за один раз сорок три лягушки.

Читательский дневник по сказке «Мороз Иванович» Владимира Одоевского

Название: «Мороз Иванович»

Число страниц: 9

Жанр: сказка

Главные герои: Ленивица, Рукодельница, Мороз Иванович.

Второстепенные герои: нянюшка.

Характеристика главных героев:

Мороз — строгий, величественный, но добрый.

Справедливый и мудрый.

Рукодельница — простая и работящая.

Добрая, отзывчивая и любознательная.

Помогла старику и получила награду.

Ленивица — злая, грубая и ленивая.

Получила урок за свои капризы.

Характеристика второстепенных героев:

Нянюшка — строгая и сердитая.

Краткое содержание сказки «Мороз Иванович»

Жили две совершенно разные сёстры: одна ленивая, а вторая работящая.

Так их и звали — Ленивица и Рукодельница.

Однажды Рукодельница уронила ведро в колодец, и нянюшка велела ей его достать.

Спустилась девочка в колодец, а там печка с пирогами и яблоня с плодами.

Рукодельница пироги перевернула, печка ей с собой дала.

Яблоню обтрясла, дерево ей плодов дала.

Пришла Рукодельница к Морозу, угостила старика и работать у него стала.

Всё что старик не прикажет — сделает. И всё у неё хорошо получалось.

Доволен остался Мороз, наградил девочку серебряными пятаками и бриллиантом.

Завидно стало Ленивице, тоже в колодец спустилась.

Пироги не тронула, яблоки не обтрясла.

Пришла к Морозу, а тот её работать заставляет.

Всё делала Ленивица плохо, и остался Мороз недоволен.

Подарил девочке бриллиант, а тот в сосульку превратился.

Подарил серебряный слиток, а тот растаял.

План сказки:

  1. Разные сёстры.
  2. Потеря ведёрка.
  3. Подколодезный мир.
  4. Знакомство с Морозом.
  5. Три дня у Мороза.
  6. Щедрые дары.
  7. Зависть.
  8. Безделье Ленивицы.
  9. Ледяная сосулька.

Основная мысль произведения «Мороз Иванович»:

Главная мысль сказки в том, что как трудишься, такую награду и получаешь.

Основная идея сказки в том, что слава и богатство трудом зарабатываются.

Сказка учит любить труд, быть вежливыми и с уважением относиться к старшим.

Учит не лениться и не бездельничать.

Краткий отзыв по сказке «Мороз Иванович» для читательского дневника:

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что лень никогда не станет источником дохода и богатства.

От неё одни убытки.

Вот трудолюбивая Рукодельница не ленилась, тщательно выполняла все задания и получила достойную награду.

А её ленивая сестра ничего не делала как следует, но хотела тоже получить награду.

И получила, но такую, какую в карман не положишь.

Это очень интересная, волшебная сказка, в которой рассказывается о пользе мороза и снега.

Автору удалось не только написать поучительную историю о пользе труда, но и в популярной форме рассказать, почему не вымерзает трава во время зимних холодов.

Откуда берётся угарный газ, и зачем нужен мороз.

Мне очень понравилась рукодельница, милая, добрая и отзывчивая.

Она никогда не ленилась, а потому заслуженно получила награду.

Мне не понравилась Ленивица, от которой не было никакой пользы.

Да и сама она целыми днями скучала.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что ленивому день кажется скучным, а трудолюбивому весёлым и быстрым.

А значит не надо лениться, лучше потрудиться.

Пословицы к сказке:

  • Какова работа, такова и награда.
  • Труд всегда даёт, а лень только берёт.
  • Кто ленится, тот не ценится.
  • По заслугам и почёт.

Словарь неизвестных слов:

  • Горемычная — неудачница, несчастная.
  • Диковинки — чудеса.
  • Студёная — холодная.
  • Горница — комната в крестьянском доме.
  • Почивать — спать.
  • «Серебряный рубль»
  • «Городок в табакерке»
  • Краткая биография Владимира Одоевского и презентация

Напевность

Сказка «Мороз Иванович» исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.

Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы — незлая ирония, осуждение, подтрунивание.

Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.

Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.

Второстепенные герои сказки

Второстепенные герои сказки “Мороз Иванович” немногочисленны. К ним можно отнести нянюшку Прасковью, женщину строгую и сердитую. Она хозяйственна, рассудительна. Но душевного тепла в этой женщине не ощущается. Няня рассердилась, когда Рукодельница нечаянно уронила ведро, и направила девочку его доставать. Очевидно, что такую жесткую принципиальность можно было не применять в данной ситуации.

О второстепенных персонажах — говорящих пирожках да яблочках — мы уже упоминали…

Впрочем, есть еще один герой сказки — домашний петушок, которого Рукодельница прикормила.

Он с радостью триумфально приветствует свою благодетельницу, счастливую и награжденную за добросовестную службу у Мороза Ивановича. А вот в адрес Ленивицы петушок иронизирует, ведь ее растаявшие “дары” от Повелителя Зимы — эквивалент осуждения.

Подробный пересказ

В одном доме жили две сестры одна трудолюбивая другая ленивая, родителей у них не было, за ними присматривала няня. Вот трудолюбивая девочка вставала раньше вех тесто месила, хлеб пекла, в доме убирала. Кроме этого ходила за водой в колодец, животных собаку и петуха кормила, чистую воду им давала.

Ленивая же девочка постоянно ничего не делала, только спала или просто в окно смотрела, когда надоедало лежать, требовала, чтобы няня ее одела, накормила. Вот как то однажды трудолюбивая девочка пошла за водой, а ведро утонуло, она прибежала к няньке, и рассказывает ей свою беду.

Нянька сказала ей, чтоб за ведром она сама в колодец и прыгала, девочка так и сделала. Но оказалась не на дне колодца, а на поляне, там росли цветы, стояла яблоня, девочка взяла яблок себе, собрала, шла по дороге ей пирожки в печке показались. Девочка потрусила яблоню и собрала все яблоки, из печки вытащила пирожки, так как они уже испеклись.

Дальше шла девочка и увидела дом, там оказалось, что живет Мороз Иванович. Он сказал ей, поживи у меня, потом отправлю тебя домой. Вот девочка вставала рано, убирала в доме у Мороза Ивановича, готовила ему еду, штопала одежду.

Кроме этого кормила всех животных, когда прошло три дня, дал ей дедушка ведерко и заколочку, когда она дошла до колодца прыгнула в него и оказалась у себя во дворе с ведром полным серебряных монет, а заколка оказалась с бриллиантом.

Когда увидела это все ленивая сестра, побежала с разбегу прыгнула в колодец, оказалась на поляне, там стояла яблоня попросила ее яблоки струсить, она отказалась. Дальше шла, там печка с пирожками стояла, пирожки просили достать их, потому что уже испеклись, ленивица не стала этого делать.

Шла долго, пришла к дому Мороза Ивановича, пришла и говорит, давай мне дед подарки, а он ей сказал, что нужно три дня поработать у него. Ленивая девочка согласилась. Утром вставала поздно, избу не мела, кушать не готовила, дед готовил еду сам, еще и ее кормил.

Все животные ходили голодные, никто в стойле у них не убирал, так прошло все отведенное время. Вот ленивая девочка сидит, ждет подарков, а дед ей говорит, иди домой, отдал ведро, а там полно монет. Вот она довольная прыгнула в колодец, оказалась дома, посмотрела в ведро, а там угли, и заколка с бриллиантом оказалась обычным куском льда.

Собака как заслышала ее так и протявкала, что ленивица пришла с собой угли и сосульки принесла. Сидит ленивая девочка и плачет, а что она хотела за добро платят добром, а за безразличие и зло отвечают той же монетой.

Сказка учит, что трудолюбие вознаграждается.

Читать краткое содержание Мороз Иванович. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Композиция: присказка и зачин

По своей композиции данная авторская сказка создана сообразно классическим традициям устного народного эпоса. Такой стиль повествования мистичен, парадоксален

Эпосу издревле дано затрагивать потаенные струны души… Почему-то, если в произведении выдержана структура эпоса, да еще и привнесена интрига, то оно обречено на внимание читателей. Почему так? Очевидно, срабатывает славянская генетическая память поколений…

Сказка «Мороз Иванович» начинается с присказки, имеющей вид тонко подобранной, сообразно главной идее произведения, доброй и поучительной пословицы.

Одоевский таким образом доносит до маленьких читателей мысль, гласящую: «Даром нам, без труда, не дается ничего.»

Внимание человека, прочитавшего присказку, далее к нити повествования привлекает традиционный, канонический для эпоса еще один элемент композиции — зачин: «В доме одном жили 2 девочки. Ленивица и Рукодельница…» Что достигается им? Во-первых, создается видимость событий, произошедших когда-то в прошлом

И, во-вторых, у читателя возникает ощущение того, что основой повествования станет антитеза (противопоставление).

Изначально, благодаря мастерству писателя, симпатия ребенка оказывается на стороне Рукодельницы, поскольку он по своей природе заряжен на формирование в себе феномена “позитивного Я”.

Анализ стихотворения «Айболит»

Беличья память

Сегодня, разглядывая на снегу следы зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал: белка пробилась сквозь снег в мох, достала там с осени спрятанные два ореха, тут же их съела — я скорлупки нашёл. Потом отбежала десяток метров, опять нырнула, опять оставила на снегу скорлупу и через несколько метров сделала третью полазку.

Что за чудо? Нельзя же подумать, чтобы она чуяла запах ореха через толстый слой снега и льда. Значит, помнила с осени о своих орехах и точное расстояние между ними.

Но самое удивительное — она не могла отмеривать, как мы, сантиметры, а прямо на глаз с точностью определяла, ныряла и доставала. Ну как было не позавидовать беличьей памяти и смекалке!

Девочка Ленивица

Ленивица из сказки «Мороз Иванович» предстает перед читателями в диаметрально противоположном свете. Она — лежебока и предпочитает проводить время в постельке. Ей даже лень самостоятельно одеваться. Нянюшка завязывает шнурки на ее ботинках, надевает чулочки. Одоевский предельно иронично повествует о ее обычном времяпровождении: сидеть у окна и считать мух. С его легкой руки афоризм «мух считать» стал общепринятой характеристикой бездельника.

Ленивица, в отличие от Работницы, следует к Морозу Ивановичу исключительно по меркантильным соображениям. Ее манят серебряные пятаки и бриллиантик-заколка. По дороге к старику девочка игнорирует просьбы наливных яблочек и пирожков «с пылу, с жару». Она не желает «себя утомлять”, бросив их в свою котомку.

Соответственно, ленивой девочке нечем угостить дедушку Мороза, сидящего на скамеечке, при встрече. Незлобливый и справедливый Мороз Иванович ставит перед ней абсолютно те же задания, что и перед Рукодельницей. Однако даже жадность не может превозмочь ее лень:

— она не выполнила просьбу старика: взбить его снежную перину;

— вместо кушаний приготовила варево из плохо почищенных мяса, рыбы, зелени, горчицы и кваса;

— с непривычки уколов палец, не починила платье и не заштопала белье.

Получилось так, что Мороз Иванович прислуживал Ленивице, а не она ему. Именно так цитатный план сказки «Мороз Иванович» охарактеризовал пребывание этой бездельницы в ледяном доме Властелина Зимы. Об этом дедушка сперва деликатно и сообщил ей. Другая девочка, более скромная, на ее месте извинилась бы. Однако злая и неуважительная Ленивица стала высокомерно требовать у Мороза Ивановича такой же награды, которой тот одарил ее сестру.

Тот сперва опешил, а потом решил проучить лентяйку, преподнеся ей два «дара»: псевдобриллиант изо льда и псевдосеребрянный слиток из замерзшей ртути. Те, конечно же, растаяли, и Ленивица осталась ни с чем.

Русский дух произведения

Ее создатель, Владимир Одоевский, сочинил для самых маленьких деток добрую, волшебную, пронизанную любовью к родному краю историю. После ее прочтения так и хочется выразить свое впечатление двумя строками Александра Сергеевича Пушкина:

«Здесь русский дух,

Здесь Русью пахнет!»

Действительно, сказка «Мороз Иванович» (одна из историй, вошедших в авторский сборник “Сказки дедушки Иринея”) оставляет после прочтения именно такое впечатление. Тридцативосьмилетний автор, сочиняя ее, вложил в свой труд всего себя. У него на то время уже был опыт создания любимого народом шедевра — сказки “Городок в табакерке”.

Он, увлекшийся мистицизмом, добился, чтоб читатель воспринял его “Мороза” как волшебное народное сочинение. И это писателю удалось.

Образ Мороза Ивановича

Переходя к характеристике третьего основного героя сказки, заметим, что мы при характеристике двух маленьких совершенно разных героинь уже частично поведали читателям, какой Мороз Иванович в сказке. Впрочем, конечно, стоит подробней рассказать, как он выглядит и где живет.

Внешне Властитель зимы похож на седенького дедушку с окладистой бородой. Его любимое времяпровождение на досуге — сидеть на ледяной скамейке да пожевывать ледяные комочки (со стороны это, наверное, напоминает простое щелканье семечек).

Под его присмотром находится сон природы. Он заботится о грядущем урожае.

В общении он прост, вежлив. Слова грубого не скажет. Мороз Иванович щедр, но справедлив. За его кажущейся простотой скрывается мудрость и сила Повелителя вьюг и морозов. И конечно же, все будет так, как он рассудит.

Мораль сказки:

Чтобы решить любую проблему, нужно приложить усилия. Тот, кто трудится, будет вознагражден. Тот, кто ленится и обманывает, ничего не получит.

Сказка написана очень красивым языком и напоминает русские народные сказки. В ней много мудрости, она учит быть трудолюбивым, терпеливым и вежливым

Также автор показывает, как важно уметь делать домашние дела и быть полезным человеком. Труд помогает добиваться того, чего ты хочешь, а лень и желание сплутовать приводят к неприятностям

Думаю, что Рукодельница стала примером для многих поколений девочек.

Особенно мне понравился эпизод, в котором старичок объясняет девочке-рукодельнице, почему в сильные морозы трещат окна. Он говорит, что это для того, чтобы люди, которые живут в тепле, не забывали о бездомных бедняках. Таким образом, еще произведение учит доброте и милосердию.

Подходящие пословицы:

Терпение и труд все перетрут.

Без работы день годом кажется.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

Глаза боятся, а руки делают.

Не пеняй на соседа, коли спишь до обеда.

Без труда жить – только небо коптить.

Труд кормит, а лень портит.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Незнакомые слова:

Колодезь – то же, что и колодец.

Промеж себя говорят – разговаривать между собой.

Созрелые – зрелый плод (яблочки).

Студенец – слово имеет несколько значений, но в этом произведении означает колодец.

Перина – матрас, набитый перьями домашней птицы.

Не отзнобишь – не отморозишь.

Угарно – дымно, душно, большое содержание угарного газа (СО) в воздухе из-за печи и недостатка вентиляции.

Пятачок – монетка в пять копеек.

Скатертцы не подостлала – не постелила на стол скатерть.

Нашивала (ударение на 1-й слог) – носила.

Чуковский Корней “Тараканище”

Напевность

Сказка «Мороз Иванович» исключительно поэтична, в ней прослеживается особый ритм. Она напевна. Именно такой способ изложения намеренно выбрал автор. Здесь ощутимо авторское отношение к происходящему.

Если при изложении приключений Рукодельницы звучит симпатия и сочувствие, то при описании похождений Ленивицы — незлая ирония, осуждение, подтрунивание.

Кроме мастерского создания образов, автор удивляет читателя живописным представлением мест действа. Красочен ледяной дом из сказки “Мороз Иванович”, где работница три дня была в услужении у Повелителя Зимы.

В сказке выдержан народный стиль устного повествования: много запоминающихся приговорок (думайте-гадайте, шутки ради); она усыпана пословицами (сама сделала — сама поправляй, работа работе рознь); в ней выделяется уникальность простонародных слов (отзнобишь, горемычная, студенец); часто используются имена существительные в уменьшительно-ласкательной форме (старичок, травка, угольки, нянюшка.) Подобный стиль повествования применял позже Бажов, его называют стихами в прозе.

Литературная сказка “Мороз Иванович” отличается лаконичной компоновочной слаженностью: в ней нет ничего лишнего. Каждая фраза, каждое предложение ложится ярким мазком на общую картину повествования. У читателей неизменно остается впечатление цельности повествования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: