Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии
УДК
372.8
DOI:
https://doi.org/10.29025/1994-7720-2021-3-92-99
Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии
Авторы:
М.А. Дубова, В.В. Ефремова
Получена:
26.07.2021
Принята:
12.08.2021
Опубликована онлайн:
25.09.2021
Резюме:
Статья посвящена анализу приёмов цветописи и светописи в рассказе писателя-неореалиста И.А. Бунина «Безумный художник»
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что в современной системе образования всё большее внимание уделяется инновационным педагогическим приемам и технологиям проведения занятий, призванным оптимизировать учебный процесс и обеспечить ученику большую самостоятельность в работе. В частности, возрастает интерес к кейс-технологии
Цель статьи состоит в филологическом анализе рассказа И.А. Бунина «Безумный художник» с привлечением приёмов кейс-технологии. Авторы статьи за основу работы с текстом бунинского рассказа берут кейс, обучающий анализу и оценке ситуации. С опорой на него в статье представлен анализ лингвистических параметров художественного текста и средств их репрезентации на лексико-семантическом уровне, раскрывающих приёмы цвето- и светописи, используемых писателем в произведении и участвующих в реализации основного принципа построения текста – антитезы. Проведенный анализ опирается на сравнительно-сопоставительный метод, методы цитирования и целостного анализа литературного произведения. В результате исследования был разработан урок русского языка для учащихся старших классов на тему «Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина “Безумный художник”» на основе приемов кейс-технологии. Решение предложенного кейса способствует развитию креативного и критического мышления обучающихся, формированию умений работать как индивидуально, так и в парах, развитию коммуникативной и лингвистической компетенций.
Ключевые слова: И.А. Бунин, «Безумный художник», кейс-технология, филологический анализ текста, цветопись, светопись, антитеза, репрезентация.
Ключевые слова:
И.А. Бунин, «Безумный художник», кейс-технология, филологический анализ текста, цветопись, светопись, антитеза, репрезентация
Для цитирования:
Дубова М.А., Ефремова В.В. Цветопись и светопись как составляющие мира творца в рассказе И.А. Бунина «Безумный художник»: филологический анализ на основе кейс-технологии // Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2021; 3. DOI: 10.29025/1994-7720-2021-3-92-99.
(русский)
Список литературы:
1. Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий: теория и практика обучения языкам. М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
2. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. М.: Флинта : Наука, 2009. 520 с.
3. Бунин И.А. Безумный художник // Полное собрание рассказов в одном томе. М.: «Издательство АЛЬФА-КНИГА», 2018. 1117 с.: ил. С. 535–541.
4. Ворвуль А. Методика и технология интерактивного обучения кейс-методом . URL: https://www.hse.ru/data/2014/12/11/1104910169/Методика%20и%20технология%20интер-активного%20обучения… (дата обращения: 31.03.2020).
5. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. Санкт-Петербург: КАРО, 2017. 176 с.
6. Зимина-Дырда Т.Ю. Мир художника в рассказах И.А.Бунина . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-hudozhnika-v-rasskazah-i-a-bunina (дата обращения: 25.03.2020).
7. Нилус П.А. Иван Бунин и его творчество // Литературное наследство. Иван Бунин. М.: Наука, 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 429-435.
8. Попова С.Ю. КЕЙС-СТАДИ: принципы создания и использования. Тверь: Изд-во «СКФ-офис», 2015. 126 с.
9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
10. Троица Андрея Рублева: Антология. М.: Искусство, 1981. 214 с.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010.
12. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 186 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ рассказа В. Астафьева «Приветное слово»
Предложенный урок соответствует программным требованиям. Данный подход позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания по русскому языку, но и через анализ предложенного художеств.
Анализ рассказа М. М.Пришвина «У ручья» на уроке в 6 классе
Урок по современной литературе «Сравнительный анализ рассказов И. Полянской «Мама» и Л. Петрушевской «Страна»
Урок рассчитан для учащихся 10-11 класса, может быть использован на уроках внеклассного чтения, элективных курсах.
Анализ рассказа И. А.Бунина «Антоновские яблоки»
Анализ эпического произведения. Знание и умение применять основные литературоведческие понятия.
Урок русского языка в 11 классе Лингвистический анализ рассказа М. А.Булгакова»Тьма египетская». Тип урока: урок –практикум
Лингвистический аназиз текста.
Конспект урока литературы в 10 классе Тема праведничества в рассказе Н. С. Лескова «Однодум». Опыт анализа рассказа.
Конспект урока литературы в 10 классе по рассказу Н. С. Лескова «Однодум»учителя русского языка и литератураМБОУ СОШ №1 округа МуромМазепы Татьяны Сергеевны ТЕМА: Тема праведничес.
Урок по чтению «Анализ рассказа по Г. Скребицкому «Художник-Весна»»
Тема:Анализ рассказа по Г. Скребицкому «Художник-весна»Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы: словесные, наглядные, практические. Вид урока: урок с использованием средств мультимедиа. Фо.
Скачать:
Бунина Безумный художник статья по литературе 10 класс по теме.
19.06.2017 17:49:19
2017-06-19 17:49:19
Любые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные
Почему любовь в произведениях Бунина — трагическое чувство
Наверное, многие, кто знаком с творчеством И. А
Бунина, обращали внимание, что финал его произведений о любви не обходится без трагедии. Почему же писатель преподносит нам такое восхитительное чувство, только как источник неминуемых страданий? Над этой загадкой бились современники классика, споры на этот счет не утихают и по сей день
Литературоведы небезосновательно считают, что трагичность и безысходность любви в творчестве Бунина во многом обусловлена его собственной биографией.
Судьба не раз одаривала Ивана Алексеевича этим великим чувством, но расплатой за мгновения счастья и радости всегда были боль и разочарование. Так, работая в редакции газеты «Орловский вестник», Бунин влюбился в Варвару Пащенко. Но ее родители не позволили ей выйти замуж за «бедного поэта». Законный брак Бунина с Анной Цакни омрачила смерть единственного сына. Будучи женатым на Вере Муромцевой, он увлекся Галиной Кузнецовой, и влюблённые были вынуждены скрывать свои отношения от жены Бунина. Несомненно, все это наложило определенный отпечаток и на судьбы бунинскиих героев. Но я думаю, что ответ на вопрос: почему автор не дарует им вечной любви и счастья, стоит поискать в самих произведениях. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Так, герой рассказа «Качели» говорит словами Данте: «В её глазах – начало любви, а конец – в устах». Этой фразой Бунин утверждает, что любовь не может длиться всю жизнь, конец всегда неизбежен. И как только платонические чувства бунинских героев уступают место физическому наслаждению, наступает развязка. Так, на протяжении всего рассказа «Натали» автор повествует о душевных страданиях главных героев Натальи Станкевич и Виталия Мещерского. Многолетняя разлука и расстояние не властны над их любовью. Но как только они становятся близки, счастью приходит конец — Наталья умирает от преждевременных родов.
Расплачиваться смертью за радость любви приходится многим героям цикла «Темные аллеи». В одном из писем Бунин сам объяснял, почему антитеза любви и смерти так часто звучит в его творчестве, и не просто объяснял, а убедительно доказывал: «Неужели вы ещё не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно. Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было немало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой, я был близок к самоубийству».
Смерть в рассказах Бунина выступает и в качестве наказания за насильственную любовь. Так марокканец из рассказа «Ночлег» был убит собакой за попытку изнасиловать девочку-сироту на постоялом дворе. Князь из новеллы «Баллада» погиб от когтей волка за стремление овладеть молодой женой своего сына. Символично, что смерть эти герои принимают от животных, которым чужды душевные переживания. Но даже их животная сущность не приемлет насилия.
Трагичный финал бунинских произведений о любви неизбежен, если рассматривать их с позиции христианских ценностей. Огромная всепоглощающая любовь к народу стоила Иисусу Христу жизни. Значит, логично, что и герои «Темных алей» платят за любовь, каждый свою цену. К тому же, все они наслаждаются физической стороной любви, без божьего или родительского на то благословления, вопреки законам общества и ступая на путь греха.
Учитывая все вышесказанное, становится понятно, почему Иван Алексеевич лишает свои произведения «хеппи-энда». Но от этого они не становятся менее интересными для читателя, ведь так тонко, выразительно и реалистично передать всю гамму, силу и оттенки человеческой любви, пожалуй, еще никому не удавалось.
Полезный материал по теме:
- Почему любовь в произведениях Бунина всегда трагична?
- тема любви в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна
- Отражение эпохи кризисности в произведениях Бунина И.А.
- Тема любви в произведениях Ивана Алексеевича Бунина
- Любовь, красота, память в рассказах И. А. Бунина