Краткое содержание рассказа «Тёмные аллеи» (И.А. Бунин)
Рассказ «Тёмные аллеи», впервые опубликованный в 1943 году в Нью-Йорке, считается «заглавным» произведением в одноименном бунинском цикле рассказов «Тёмные аллеи». Это придает ему особое значение в контексте понимания замысла всего сборника. Название отсылает нас к стихотворению Н. Огарева «Обыкновенная повесть»: «Кругом шиповник алый цвел, / Стояла темных лип аллея». Эти строки созвучны лирической атмосфере рассказа. Многомудрый Литрекон предлагает вам ознакомиться с кратким пересказом бунинского произведения, в основе сюжета которого лежит случайная встреча возлюбленных после тридцатилетней разлуки. Основные события из книги переданы в сокращении, но это не отразилось на их точности.
Краткий пересказ (410 слов): Однажды холодной дождливой осенью на постоялый двор прибывает старик-военный, внешне схожий с Александром II. У него, несмотря на резвость и молодцеватость движений, строгий, усталый и вопрошающий взгляд. Кроме того, герой не скрывает некоторого раздражения.
Появляется женщина, хозяйка, «похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая на ходу». Она почти с первых мгновений узнает старика и называет его по имени. Тот «раскрыл глаза и покраснел», после чего узнал в вошедшей женщине увлечение своей молодости. Происходящее кажется ему странным, усталость и рассеянность исчезают. Он спрашивает Надежду о её жизни, но в ответ слышит только, что, хотя и «долго рассказывать», замужем не была, а их встреча и любовь к нему – по-прежнему самое значительное, что было в её жизни:
Замечает еще, что для него «словно ничего и не было», а она несколько раз «хотела руки на себя наложить». С упреком звучат её слова:
Николай Алексеевич отвечает, что всё проходит и забывается. Надежда возражает: «Все проходит, да не все забывается». Этим и объясняется неспособность героини простить человека, когда-то её бросившего:
Именно она называет точный срок, прошедший с того момента, как он её оставил, хотя именно Николаю Алексеевичу не следовало забывать об этих событиях. Эта встреча заставляет его по-новому взглянуть на свою жизнь. Герой вскоре признается, что и себя не может назвать в полной мере счастливым, так как жена изменила, сын разочаровал. Но для него это лишь продолжение его «обыкновенной, пошлой истории». Напоследок и он говорит с сожалением, что, возможно, потерял в этой женщине самое дорогое, что у него когда-то было. После этого они целуют друг у друга руки и расстаются. Уже навсегда.
Уже в тарантасе, отъехавшем от постоялого двора, после замечания кучера о Надежде как очень справедливой и успешной женщине, чье богатство только растет, Николай Алексеевич уверяет, что это «ничего не значит». Он осознает, что для этой женщины, испытавшей такое чувство любви и тяжело пережившей расставание с ним, богатство и успех не имеют большого значения.
Однако тут же он ловит себя на мысли, что было бы, поступи он тогда иначе? Герой на мгновение представляет, что та девушка, которой когда-то была Надежда, стала его женой и матерью их детей. «Какой вздор!» — подумал он.
Содержание «Легкое дыхание» с цитатами
Краткое содержание Легкое дыхание с цитатами из рассказа:
«На кладбище, над свежей глиняной насыпью стоит новый крест из дуба». В крест вделан выпуклый фарфоровый медальон с фотографическим портретом гимназистки Оли Мещерской «с радостными, поразительно живыми глазами».
Девочкой Оля не выделялась среди других гимназисток, она была «способна, но шаловлива и очень беспечна к наставлениям» классной дамы. Но затем девочка начала развиваться, «расцветать». В 14 лет «у нее, при тонкой талии и стройных ножках, уже хорошо обрисовывались груди» и формы. «В пятнадцать она слыла уже красавицей». В отличие от своих чопорных подружек, Оля «не боялась – ни чернильных пятен на пальцах, ни раскрасневшегося лица, ни растрепанных волос». Без каких-либо усилий пришли к ней «изящество, нарядность, ловкость, ясный блеск глаз».
Оля лучше всех танцевала на балах, бегала на коньках, за ней больше всего ухаживали на балах и ее больше всех любили младшие классы. «Незаметно стала она девушкой», и даже пошли толки о ее ветрености.
«Последнюю свою зиму Оля Мещерская совсем сошла с ума от веселья, как говорили в гимназии». Однажды на большой перемене девушку позвала к себе начальница и сделала ей выговор. Женщина отметила, что Оля уже не девочка, но еще не женщина, поэтому ей не стоит носить «женскую прическу», дорогие гребни и туфельки. «Не теряя простоты и спокойствия», Мещерская ответила, что madame ошибается: она уже женщина, и виноват в этом друг и сосед папы, брат начальницы Алексей Михайлович Малютин – «это случилось прошлым летом в деревне».
«А через месяц после этого разговора» казачий офицер застрелил Олю «на платформе вокзала, среди большой толпы народа». И ошеломившее начальницу признание Оли подтвердилось. «Офицер заявил судебному следователю, что Мещерская завлекла его, была с ним близка, поклялась быть его женой», а на вокзале сказала, что не любит его и «дала ему прочесть ту страничку дневника, где говорилось о Малютине».
«Десятого июля прошлого года» Оля писала в дневнике: «Все уехали в город, я осталась одна. <�…> Приехал Алексей Михайлович. <�…> Он остался, потому что был дождь. <�…> Он жалел, что не застал папу, был очень оживлен и держал себя со мной кавалером, много шутил, что он давно влюблен в меня. <�…> Ему пятьдесят шесть лет, но он еще очень красив и всегда хорошо одет. <�…> За чаем мы сидели на стеклянной веранде, он курил, потом пересел ко мне, стал опять говорить какие-то любезности, потом рассматривать и целовать мою руку. Я закрыла лицо шелковым платком, и он несколько раз поцеловал меня в губы через платок… Я не понимаю, как это могло случиться, я сошла с ума, я никогда не думала, что я такая! Теперь мне один выход… Я чувствую к нему такое отвращение, что не могу пережить этого!..»
Каждое воскресенье, после обедни, к могиле Оли Мещерской приходит маленькая женщина в трауре – классная дама девочки. Оля стала предметом «ее неотступных дум и чувств». Сидя у могилы, женщина вспоминает бледное личико девочки в гробу и случайно подслушанный разговор: Мещерская рассказывала подруге о прочитанном в папиной книге, что якобы главное в женщине – это «легкое дыхание» и что у нее, у Оли, оно есть.
«Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре».
Заключение
В рассказе Бунин противопоставляет главной героине Оле Мещерской начальницу гимназии – как олицетворение правил, социальных норм, и классную даму – как олицетворение мечтаний, заменяющих реальность. Оля Мещерская являет собой совершенно иной женский образ – девочки, примерившей на себя роль взрослой дамы, соблазнительницы, которой не присущи ни страх перед правилами, ни чрезмерная мечтательность.
Это интересно: Рассказ «Грамматика любви» Бунина был написан в 1915 году. Как и большинство произведений писателя, книга посвящена любви. Это была излюбленная тема всего творчества Бунина, который мог, как никто другой, показать всю многоликость и многогранность этого чувства. Сжатый пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы.
Листопад
Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь в листве сквознойПросветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной,За лето высох он от солнца,И Осень тихою вдовойВступает в пестрый терем свой.
Сегодня на пустой поляне,Среди широкого двора,Воздушной паутины тканиБлестят, как сеть из серебра.Сегодня целый день играетВ дворе последний мотылекИ, точно белый лепесток,На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом;Сегодня так светло кругом,Такое мертвое молчаньеВ лесу и в синей вышине,Что можно в этой тишинеРасслышать листика шуршанье.Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,Стоит над солнечной поляной,Завороженный тишиной;Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая —И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!Уж знает Осень, что такойГлубокий и немой покой —Предвестник долгого ненастья.Глубоко, странно лес молчалИ на заре, когда с закатаПурпурный блеск огня и златаПожаром терем освещал.Потом угрюмо в нем стемнело.Луна восходит, а в лесуЛожатся тени на росу…Вот стало холодно и белоСреди полян, среди сквознойОсенней чащи помертвелой,И жутко Осени однойВ пустынной тишине ночной.
Теперь уж тишина другая:Прислушайся — она растет,А с нею, бледностью пугая,И месяц медленно встает.Все тени сделал он короче,Прозрачный дым навел на лесИ вот уж смотрит прямо в очиС туманной высоты небес.О, мертвый сон осенней ночи!О, жуткий час ночных чудес!В сребристом и сыром туманеСветло и пусто на поляне;Лес, белым светом залитой,Своей застывшей красотойКак будто смерть себе пророчит;Сова и та молчит: сидитДа тупо из ветвей глядит,Порою дико захохочет,Сорвется с шумом с высоты,Взмахнувши мягкими крылами,И снова сядет на кустыИ смотрит круглыми глазами,Водя ушастой головойПо сторонам, как в изумленье;А лес стоит в оцепененье,Наполнен бледной, легкой мглойИ листьев сыростью гнилой…
Не жди: наутро не проглянетНа небе солнце. Дождь и мглаХолодным дымом лес туманят,—Недаром эта ночь прошла!Но Осень затаит глубокоВсе, что она пережилаВ немую ночь, и одинокоЗапрется в тереме своем:Пусть бор бушует под дождем,Пусть мрачны и ненастны ночиИ на поляне волчьи очиЗеленым светятся огнем!Лес, точно терем без призора,Весь потемнел и полинял,Сентябрь, кружась по чащам бора,С него местами крышу снялИ вход сырой листвой усыпал;А там зазимок ночью выпалИ таять стал, все умертвив…
Трубят рога в полях далеких,Звенит их медный перелив,Как грустный вопль, среди широкихНенастных и туманных нив.Сквозь шум деревьев, за долиной,Теряясь в глубине лесов,Угрюмо воет рог туриный,Скликая на добычу псов,И звучный гам их голосовРазносит бури шум пустынный.Льет дождь, холодный, точно лед,Кружатся листья по полянам,И гуси длинным караваномНад лесом держат перелет.Но дни идут. И вот уж дымыВстают столбами на заре,Леса багряны, недвижимы,Земля в морозном серебре,И в горностаевом шугае,Умывши бледное лицо,Последний день в лесу встречая,Выходит Осень на крыльцо.Двор пуст и холоден. В ворота,Среди двух высохших осин,Видна ей синева долинИ ширь пустынного болота,Дорога на далекий юг:Туда от зимних бурь и вьюг,От зимней стужи и метелиДавно уж птицы улетели;Туда и Осень поутруСвой одинокий путь направитИ навсегда в пустом боруРаскрытый терем свой оставит.
Прости же, лес! Прости, прощай,День будет ласковый, хороший,И скоро мягкою порошейЗасеребрится мертвый край.Как будут странны в этот белый,Пустынный и холодный деньИ бор, и терем опустелый,И крыши тихих деревень,И небеса, и без границыВ них уходящие поля!Как будут рады соболя,И горностаи, и куницы,Резвясь и греясь на бегуВ сугробах мягких на лугу!А там, как буйный пляс шамана,Ворвутся в голую тайгуВетры из тундры, с океана,Гудя в крутящемся снегуИ завывая в поле зверем.Они разрушат старый терем,Оставят колья и потомНа этом остове пустомПовесят инеи сквозные,И будут в небе голубомСиять чертоги ледяныеИ хрусталем и серебром.А в ночь, меж белых их разводов,Взойдут огни небесных сводов,Заблещет звездный щит Стожар —В тот час, когда среди молчаньяМорозный светится пожар,Расцвет полярного сиянья.
Краткий пересказ «Деревни» по главам
Действие повести разворачивается в деревне. Бунин показывает жизнь простого народа без прикрас и без романтического очарования образа «простого работника», напротив, он показывает, как тяжело было крестьянам на пороге большого революционного переворота. Также в произведении поднимается тема человеческих ценностей: ни один из героев так и не находит своего счастья потому, что окружающая среда слишком жестока, а они не в состоянии ей противостоять.
Глава 1
Тихон и Кузьма родились в конце XIX веке в типичной русской деревне Дурновке. В детстве они были дружными, а в юности вместе начали заниматься торговлей, но потом их пути разошлись. У братьев были разные ценности, и потому они крупно поссорились Каждый пошел своей дорогой.
Тихон полагал, что стать счастливым можно только имея богатство. Поэтому главной целью своей жизни он поставил деньги: ему предстояло сколотить себе состояние. Он открыл кабак и небольшой магазин, а потом решил жениться. Жена его старалась родить ему наследника, да так и не выходило. В итоге Тихон понял, что все достигнутое им богатство ему некому оставить. В пятьдесят лет он осознал, что его жизнь не имеет смысла и радости, а потому он начал пьянствовать.
Тихон пробовал сойтись с другой женщиной – кухаркой Авдотьей (тогда еще ее называли Молодая). Она была замужем, но против натиска богатого мужчины не устояла. Муж Молодой, узнав о ее измене, постоянно бил жену, а Тихон вскоре выгнал ее, так как и новая любовница не смогла родить ему наследника.
В итоге Тихону ничего не остается, кроме как написать брату и пригласить его в родную деревню.
Глава 2
Кузьма сильно отличался от своего брата. Всю жизнь он считал, что по-настоящему ценно не богатство, а образование. Его вдохновляло учение, ему хотелось знать как можно больше об окружающем мире. В итоге он стал писателем.
В продолжении краткого содержания «Деревни» Бунина мы видим, что у Кузьмы действительно получилось преуспеть в писательском деле, только вот дохода оно почти не приносило. В итоге он постоянно находился в поисках работы, а его книги никто не покупал. Везде встречая отказ, презрение и равнодушие, Кузьма тоже начал пить. Его тонкая душевная организация и эмоциональная открытость миру не вынесли жестокости, и теперь он видел только два выхода: уйти в монастырь или закончить свою жизнь самоубийством.
В этот период отчаяния Кузьме приходит письмо от брата Тихона с приглашением вернуться в Дурновку.
Глава 3
Кузьма приезжает в родную деревню и несколько воодушевляется. Он начинает тихую и мирную жизнь, но через какое-то время ему становится скучно. С Тихоном же даже поговорить особо не о чем было – тот был человеком практичным и высокие духовные беседы не поддерживал. Кузьма ощущает собственное одиночество, ведь даже когда он заболел, помочь ему и позаботиться о нем было совершенно некому.
Тем временем Тихон решает загладить вину перед кухаркой Авдотьей, которую когда-то бросил. Он решил устроить ее брак с молодым Дениской, жестоким и грубым человеком. Уже не молодая Авдотья была согласна и на это, лишь бы не доживать свой век в нищете и одиночестве. Тихон оплачивает им свадьбу и приданое, но на этом празднике никому не было весело.
Разоблачение
Местом разоблачения становится именно спальня, где, казалось бы, наоборот проще спрятать тайну, но оказалось это не так. И разоблачительницей оказалась та самая служанка, которая из-за своей внимательности приметила пару мужских туфель в женской спальне.
Антигона поняла происшедшее и пошла просить хозяйку рассчитать ее, придумав историю о том, что ей срочно нужно уехать домой, потому что брат ранен на войне, а отец в огромном горе.
Последней сильной позицией текста является финал – «он был готов кричать от отчаяния. Она помахала ему из коляски перчаткой, сидя уже не в косынке, а в хорошенькой шляпке». Все страстные чувства героя превращаются в это отчаяние, от осознания, что больше подобное с ней не повторится, мечтать о женитьбе с ней не придется, да и он попросту ее никогда не увидит, но при этом, Павлик не стал ее останавливать, что говорит, лишь о мимолетности чувств и неком «курортном романе»
Стоит обратить внимание и на поведение Антигоны, автор никак не описывает ее чувства на протяжении всего рассказа, и в конце остаются непонятными ее внутренние ощущения
Первые произведения Бунина
Иван Алексеевич начал писать еще в детстве, однако, первое стихотворение великого автора было опубликовано, когда ему исполнилось 17 лет. В конце 80-х годов XIX столетия, он начинает бурную литературную деятельность, посвященную бедной крестьянской жизни. В этот период были написаны рассказы «На чужой стороне», «На краю света», «На хуторе» и другие. Произведения 90-х годов отличаются демократической идеей, особым знанием и сопереживанием обычной народной жизни. Бунин знакомится со многими зрелыми русскими писателями и поэтами, от которых черпает профессиональный опыт, пытаясь отыскать свой стиль в литературном искусстве.
Ивану Алексеевичу удалось приблизиться к импрессионизму, в его произведениях просматривается гармоничное сочетание принципов композиции с новыми приемами, эффектно переплетенными с реалистическими традициями русской литературы.
В его произведениях часто присутствует социальные моменты, проблемы жизни и смерти, а также неувядающая красота натуральной природы. Разносторонность в творчестве всегда вызывала интерес у читателя, а самое главное, этот замечательный поэт и великий писатель XIX-XX века, мог умело доносить до слушателя свои мысли и идеи.
Бунини.а. — Веселый Двор
259 0
Произведение И.А.Бунина Веселый двор состоит из трех частей и повествует о судьбе деревенского печника Егора Минаева.… Мать Егора была так худа, что в насмешку ее называли Ухваток, а двор их в насмешку окрестили веселым. Сам Егор весь выдался в отца. Был пустоболт, лентяй, курильщик и пьяница. Соседи считали его дураком – ничего он не смог нажить за всю свою тридцатилетнюю жизнь. Избы его с каждым годом сгнивала все больше, а зимой в ней можно было волков морозить. Давно бы от избы ничего не осталось – растащили бы добрые люди, но мешала Анисья, мать Егора.Егор постоянно сосал трубку, из-за чего затем надрывался мучительным кашлем. Курить он начал с восьми лет. Широкий, большой и часто сердитый, он был совсем не похож на свою мать.
Тихую, сухую как мумия, старушку. Часто Егор пропадал надолго, где-то напивался, болтал, и как всегда, брехал. Все это время его мать молчаливо сторожила избу и тайно мечтала. Егор женится. Но он не признавал ни семьи, ни собственности, ни родины.Анисья могла бы пойти работать, но тогда некому бы было сторожить избу, да и стара она была, и крива на один глаз. А произошло это так. Много лет жил в избе черный с золотом петух, ходил, клевал мух по стеклам. Как-то сунулась Анисья к окну – кто-то ехал по деревне – а петух как стукнет в левый глаз ее. И глаз вытек.Замуж вышла Анисья рано. Мужа любила, хотя он частенько и бил ее. Напившись, гонялся за сыном и женой с дубинкой. Соседи смеялись. Действительно веселый двор. Когда муж умер, даже житье с ним стало казаться Анисье счастьем.
Теперь нищета часто заставляла ее кланяться соседям, просить у них помощи. А нынешней зимой Егор вдруг удивил всех в селе – ушел в Москву, в золотари. Но потом внезапно вернулся, без копейки денег. В мае же нанялся он караулить Ланское, лес помещика Гусева. И практически не возвращался в родную избу.А Анисья решила однажды проведать сына. Доела последний хлеб и пошла. По дороге ее клонило в сон, звенело в ушах и мучила одна мысль. Застанет ли она Егора. Путь был долог, Анисья часто садилась отдыхать, а встав, шла с трудом. Казалось, не дойдет. Боялась умереть в дороге, но дошла. Но на двери висел замок. Увидев его, Анисья заголосила. Стала звать сына, залаял из лопухов кобель. Но Егора нигде не было. Плача, подошла Анисья к дверям, и тут догадалась.
Дернула душку замка – не заперто. Зашла, села на лавку и стала тупо ждать чего-то. Хотелось спать и кушать, кругом прыгали маленькие лягушки, весь потолок порос грибами… Какие-то видения – мельницы, молодые бабы, чье-то пение – временами мутили ее сознание. Она понимала, что умрет, но все еще верила, что увидит сына.Егор в это время напивался вместе с кузнецом. В последнее время ему было все труднее. Он плохо видел в сумерки, отчего боялся этого времени суток. И все чаще мерещился ему некий большой сероватый черт, который заставлял думать о петле, о той самой петле, с помощью которой можно было решить все проблемы. Напившись, опьянев до изнеможения, Егор шел к себе, в ЛанскоеБыл уже второй час ночи, сумрак.
Когда он толкнул дверь избы, то увидел что-то черное, жуткое, неподвижное – прямо на лавке под святыми. Приглядевшись, Егор закричал. Похороны были справлены честь честью. Теперь, когда матери не стало, Егор думал о том, что началась какая-то иная, теперь уже совсем свободная жизнь. Но свобода эта была родной сестрой горького одиночества, и ни на секунду не отпускала его некая тоска. Не прошло и месяца, как он бросился под поезд.Так разно закончили свои дни хозяин и хозяйка веселого двора в Пажении — говорит в завершении автор..