Краткое содержание
История ведется от лица любовника московской красавицы, супруги офицера. Он приезжает в столицу, останавливается «в незаметных номерах в переулке возле Арбата
» и ведет жизнь настоящего затворника.
Во время редких встреч женщина делится с ним своими опасениями: ей кажется, что муж «что-то подозревает
». Возможно, ему случайно попалось на глаза их переписка или же он намеренно подобрал ключ к ее письменному столу. Женщина уверена, что от мужа можно ожидать что угодно при «жестоком, самолюбивом характере
». Он следит буквально за каждым ее шагом и дает понять, что ни перед чем не остановится, защищая «свою честь, честь мужа и офицера
».
План любовников весьма дерзок: они намерены вместе отправиться на южное побережье и провести в «совсем диком месте три-четыре недели
». Они останавливают свой выбор на Сочи, но, чтобы замести следы, женщина оставляет мужу адреса в Геленджике и Гаграх.
Согласно ранее намеченному плану любовники отправляются на Кавказ в одном поезде, только мужчина прибывает на вокзал «как можно раньше, а она как можно позже».
До последней минуты они не верят в реальность происходящего: уж «слишком великим счастьем
» кажется им эта совместная поездка.
Прибыв на место, возлюбленные в полной мере наслаждаются южным солнцем, морем и экзотической природой. Герой просыпается рано и сразу отправляется на прогулку, затем они пьют чай и до завтрака купаются в море, а вечером неспешно прогуливаются среди цветущих магнолий, пальм и чинар.
Офицер, заподозривший супругу в измене, принимается искать ее «в Геленджике, в Гаграх, в Сочи
». На второй день по прибытии в Сочи он купается в море, надевает белоснежный китель, заказывает бутылку шампанского и «кофе с шартрезом
», неспешно выкуривает сигару и стреляет «себе в виски из двух револьверов
».
Конец.
Содержание
Виталий Мещерский только что поступил в университет. Он — застенчивый юноша, но зов плоти заставляет его в это лето искать «любовь без романтики». Родня и знакомые принимают новоиспечённого студента радушно, но только в имении своего дяди-вдовца Черкасова, «отца единственной дочери» Сони, он находит то, что искал.
Когда он приезжает к ним, то девушка встречает его одна. Увидев похорошевшую 20-летнюю двоюродную сестру, юноша входит в роль завзятого соблазнителя. Ему начинает подыгрывать и раскованная Соня. Ей очень нравятся его наглость и «пошлые чёрные усики».
Однако она сразу предупреждает Виталия, что завтра он влюбится «до гроба» в её подругу-гостью Натали Станкевич, золотоволосую, черноглазую девушку. Соня говорит, что Натали из хорошей, когда-то обеспеченной, семьи.
К Натали неравнодушен Алексей Мещерский, который также является их общим кузеном. Виталию не терпится закрутить роман с Соней, она весело обещает, что роману — быть. Но при этом ставит условие: всё должно быть в строжайшей тайне. Обрадованный Виталий осыпает Соню поцелуями.
Утром он мельком видит обещанную Натали. Пока как лёгкое видение, мимолётно. Виталий млеет в ожидании дальнейших любовных приключений, теперь он строит планы «любить двух».
Кузина видит, что Виталию очень понравилась её гимназическая подруга. Она хоть и ревнует, но цинично поощряет его быть смелее с Натали. Соня думает, что для безопасности их романа притворная влюблённость в Натали — то, что нужно.
Виталий охвачен противоположными чувствами. К Соне он пылает страстью, перед Натали благоговеет. Первая манит телесной красотой, вторая — небесной чистотой и загадкой.
Однажды Натали неловко становится свидетельницей романа Виталия и Сони. Она становится всё молчаливее, подолгу сидит над романом Гончарова «Обрыв». Виталию удаётся разговорить её. Она говорит ему, Алексей Мещерский ей совсем не нравится. Имеет она и своё мнение насчет первой любви: у девушек она возвышенней.
Натали чувствует, что нравится Виталию. Ей трудно увязать это с симпатиями к Соне. Но Виталий уверяет, что между ним и кузиной ничего нет. Натали влюбляется в него.
Соня заболевает и почти неделю не выходит из комнаты. Натали явно избегает юношу. А тому скучно и тошно. Ему и думать уже не охота о связи с Соней. Все его помыслы направлены на Натали.
Виталий собирается уезжать, узнав об этом, Натали меняется в лице. В этот раз она не отнимает руку от его губ. И она первой делает признание, что любит его, и будет ждать встречи дома. Опьянённый от счастья юноша возвращается в свою комнату, а там его ждёт соскучившаяся Соня. В ту же минуту, напуганная заревом за окном, мимо пробегает Натали. Она ищет Соню и находит её в комнате Виталия…
Через год Натали выходит замуж за Алексея Мещерского. После этого Виталий неожиданно встречает её на одном из городских балов. Он начинает страдать из-за потерянной любимой.
Через полтора года Натали овдовела. От Алексея у неё родилась дочь. Виталий, как кузен покойного, приехал на похороны. Ему было боязно увидеть её вновь. В эту встречу они почти не говорили друг с другом.
После окончания университета Виталий «поселился в деревне». Затем у него умерли родители. Стал жить с сиротой, хрупкой крестьянской девушкой Гашей, у них родился сын. Он предлагал Гаше обвенчаться, но та посчитала себя не парой барину. И отправила его развеяться в Москву. Но сказала ему, чтобы он возвратился к ней. Иначе она прямо с младенцем утопится. Виталий уехал за границу. Возвращаясь домой, он телеграммой попросился в гости к Натали.
Придя к ней он просто и откровенно рассказал о своей любви к ней. О том, что любовь эта с ним навсегда. Он покаялся перед ней, сказав, что жестоко расплатился за ошибку юности, за Соню.
До Натали дошли слухи о Гаше и его ребёнке. Виталий объяснил, что к Гаше у него лишь чувство нежности и жалости, но нет любви.
Натали рассказывает ему, как была когда-то несчастна. Впрочем, решает она, «разве бывает несчастная любовь?». Виталий исповедуется ей в своих чувствах: «Нигде в мире нет тебе подобной».
Эта встреча связала два любящих сердца. Но очень редко бывали у них свидания. Спустя некоторое время Натали умерла за границей, «в преждевременных родах».
Глава 7. Недолгая любовь Мещерского и Натали
Прошло время. Мещерский окончил университет, родители его умерли, он поселился в поместье и начал хозяйствовать. Со временем он сошёлся с Гашей.
- Га́ша
- — крестьянка, сирота, выросла в доме Мещерских, маленькая, худенькая, черноволосая и черноглазая, молчаливая и безучастная.
Мещерский по-своему любил её и думал, что только это и осталось ему в жизни. Когда Гаша родила сына, Мещерский хотел с ней обвенчаться, но она отказалась, понимая, что он начнёт стыдиться жены — неотёсанной крестьянки.
Гаша предложила Мещерскому поехать в Москву и развлечься, но пригрозила утопиться вместе с сыном, если он влюбится и надумает жениться. Слова Гаши напомнили Мещерскому, что ему всего лишь 26 лет, а жизнь его уже кончена.
Месяца четыре Мещерский провёл за границей. Возвращаясь летом домой, Мещерский внезапно решил заехать к Натали.
Натали была рада Мещерскому. Они, наконец, поговорили, Мещерский попросил у неё прощения за то, что случилось в ту грозовую ночь. Они любили друг друга, но считали, что не могут быть вместе. Мещерский рассказал о Гаше, и Натали верила, что та вполне способна убить себя и ребёнка.
Несмотря на это, ночью они стали близки. Она была согласна стать его «тайной женой» и видеться редко, тайком.
В декабре Натали умерла в Женеве во время преждевременных родов.
Глава 3. Любовь к двум девушкам
Внешне жизнь Мещерского в дядином поместье шла обыденно, но внутренне он не знал покоя, разрываясь между Соней и Натали. Днём они купались, гуляли, читали друг другу вслух, играли в крокет. По вечерам они долго сидели на балконе и разговаривали, и Мещерский незаметно следил за каждым движением Натали.
Теперь Соня приходила к Мещерскому по ночам и позволяла ему всё, кроме окончательной близости, из-за чего он сходил с ума.
Соня ревновала к Натали, но боялась, что отец догадается о её романе с Мещерским, и подталкивала Мещерского к подруге. Натали начала замечать, что между подругой и Мещерским что-то есть, и сделалась ещё молчаливей.
Однажды, читая Натали вслух, Мещерский взял её за руку. Она спросила, любит ли он Соню. Мещерский торопливо отрёкся от Сони, сказав, что любит её как сестру.
Четвертая глава
На следующее утро Натали приболела, явилась она лишь к вечернему чаепитию. Виталий удивился приветливости, нарядности и живости девушки. Но теперь заболела Соня и несколько дней пролежала в постели. В эти дни Натали вела себя с Мещерским ласково, но старалась не оставаться с ним наедине. До обеда она занималась хозяйством, а после уходила к заболевшей подруге.
Виталий в это время скучал, волновался, мучился, он все больше желал разорвать отношения с кузиной, представиться Станкевичам и попросить у них руки Наташи.
И вот Соня уже почти выздоровела. Когда она после вечернего чаепития направилась в свою комнату, Виталий и Натали договорились встретиться в саду. Наташа узнает о том, что студент хочет уехать. Девушка упоминает о том его желании, когда они прогуливаются по аллее. Мещерский просит у нее разрешения познакомиться с ее семейством. Натали предложила Виталию завтра покинуть имение двоюродной сестры, а о себе сказала, что она вернется спустя несколько дней.
Эпизод №4 «Признание в любви»
Подходит тот момент, когда и Натали готова признать, что испытывает чувства к Виталию. И хотя события развиваются не так быстро, как ей бы хотелось, она готова к объяснению.
У Сони же наступает период, когда её нужно разобраться в своих чувствах и понять, чего на самом деле ей хочется. Любовные утехи пока отошли на второй план, что сильно расстраивает Мещерского. С одной стороны, он раздосадован, что не может вкушать плод любви, а с другой – весьма рад, ведь это прекрасный момент, чтобы признаться Натали в своих чувствах к ней.
Именно с этого момента и начались взаимодействия в любовном треугольнике. И пока каждая из девушек погружена в свои раздумья главный герой тоже становится перед пикантным выбором.
Главный герой сообщает хозяину дома, своему дяде, что в ближайшие дни планирует от него съехать. Это подталкивает Натали решиться на встречное признание. И вечером в парке это признание происходит. Виталий готов к знакомству с родственниками Наташи, и всё складывается как нельзя лучше. Завтра уедет он, через несколько дней Натали, и ничего не должно помешать их дальнейшему совместному счастью.
Описание картин художника
Картина «Прогулка в саду»
Картина «Прогулка в саду» является ярким примером мастерства художника. На холсте изображен парк с разнообразными деревьями, цветами и кустарниками. На переднем плане виден молодой парень и девушка, которые уютно расположились на скамейке и общаются. Вся картина искрится яркими красками, создавая летнее настроение и положительные эмоции у зрителя.
Картина «Вечер»
Картина «Вечер» – это настоящее произведение искусства, которое заставляет зрителя задуматься о красоте окружающего мира. На холсте изображен закат, на фоне которого видны каменистые горы и зеленый лес. Красивые переливы цветов и оттенков добавляют картины романтичности и загадочности, создавая неповторимый эффект волшебства.
Картина «Исповедь»
Картина «Исповедь» вызывает в зрителе глубокие эмоции и чувства. Изображенная на холсте монахиня, склоненная над написанным листом бумаги, позволяет угадать ее состояние души и тоску. Стулья и скамьи, окружающие героиню, погружены в тень, что добавляет картины загадочности и таинственности. Все элементы картины невероятно хорошо проработаны, что подчеркивает мастерство художника.
I
Молодые люди давно не виделись. Они разглядывают и восхищаются красотой друг друга. Соня флиртует с братом, но тут же предсказывает, как по утру Виталий влюбится в ее подругу Натали. Незнакомка гостит в доме Черкасовых и обладает дивной красотой. Кузина предлагает юноше подглядеть завтра за их купанием и убедиться самому.
Студент ужинает остывшим угощением, пьет вино и курит папиросы с сестрой Соней. Пара обсуждает обнищавшую семью Станкевичей. Сонечку беспокоит скромный характер Наташи и ее возможную свадьбу с кузеном Виталия Алексеем Мещерским. Юноша уверен, что устоит перед обаянием гостьи.
Парочка решает тайно познать любовь. Соня не против, если Виталий влюбится в Натали, а ночь проведет с ней. В темном коридоре юноша зацеловывает девицу и довольный уходит спать.
Первая глава
Молодой дворянин Виталий Мещерский, воспитывавшийся родителями в строгости, будучи студентом, собирается встать на путь любовного познания, потеряв душевную и телесную чистоту. В надежде найти страстную любовь юноша решает посетить поместье собственного дядюшки.
Двоюродная сестра встречает Виталия, а другие члены дядиного семейства уже отправились почивать, потому что не дождались запаздывающего гостя. Увидев Соню, он искренне любуется похорошевшей сестрицей, не скрывая своего восхищения ею
В ответ на это девушка говорит Мещерскому о дивной красе ее подружки Натальи Станкевич, в это время гостившей в поместье, и обращает внимание на положительные перемены, произошедшие во внешнем виде и поведении возмужавшего кузена
Герой, поддавшись внезапному влечению, говорит сестре, что никто не может сравниться с ее красотой и вспоминает про их роман. Соня готова к возобновлению романтических отношений, но боится, чтобы их тайна не раскрылась, и упрашивает кузена не слишком бурно демонстрировать свои эмоции и чувства.
Вариант 2
Роман «Натали» входит в «Темные аллеи» — сборник рассказов и миниатюр Ивана Бунина, главной темой которой является большая любовь — взаимна и несчастна, страсть и взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
В центре событий находится молодой студент Виталий Мещерский, который, приехав на каникулы домой, решил найти себе девушку. Только встретив свою кузину Соню, он вспомнил о своих детских чувствах к ней и сразу начинает с девушкой роман. Но все становится сложнее, когда на следующий день в гости к Соне приезжает ее подруга Натали, красотой которой Виталий начинает восхищаться. Образовывается любовный треугольник: подруги Соня и Натали любят парня, который отвечает взаимностью им двоим, и тем самым создает конфликты между ними на основе ревности. Только его любовь к каждой из них отличается. Между Соней и Виталием присутствуют порывы юности, страсть, увлечение телом друг другом, и как бы эти отношения не закончились, они все равно останутся в памяти героев. А вот наблюдая за его чувствами к Натали, мы видим нежность, восторг, обожание, что-то большое и что-то магическое, то, что трудно описать словами. Он часто думал об этом и мучился вопросом: «За что так наказал меня Бог, что дал сразу две любви, такие разные и такие страстные».
Его поведения можно назвать эгоистичным, так как, не сумев отказать одной из них, он крутил роман с двумя девушками и тем самым разрушил их дружбу и сделал больно каждой. Примером является то, как Натали призналась в своих чувствах молодому парню, а потом застала его в постели с Соней.
В результате мы видим, какими разбитыми остались их сердца. Натали женится на родственнике Виталия и впоследствии остается вдовой с дочерью на руках. Виталий заводит роман с женщиной по имени Гаша, которая родила ему ребенка, но от этих отношений мужчина не получает ни радости, ни тепла. А о Соне автор даже уже не упоминает, но мы можем предположить, что ее судьба тоже пошла не счастливым путем. Когда Натали и Виталий встречаются через несколько лет, то понимают, что они все еще преданны друг другу. Но везение снова поворачивается к ним спиной. Она забеременела и умирает из-за от преждевременных родов.
Главная цель Бунина — показать разницу между влюблённостью, временным физическим увлечением и чувством настоящей любви. Потому что все-таки привязанность Виталия к Соне прошла через пять дней после разлуки. А его любовь к Натали продолжалось все это время, все эти годы, несмотря на то, как сложились обстоятельства. Также автор хочет достучаться до читателя насчет того, каким жестоким может быть наказание за легкомыслие человека. Только мы знаем, как поступить и какой выбор сделать, все зависит от нас. Потому что, как говорится, судьба у каждого своя, но как идти по ней, каждый решает сам. Бунин заставляет нас прислушиваться только к настоящим чувствам, а не временной симпатии, которая может быть вызвана даже только из-за богатства, не думать только о себе и своем удовольствие, и не вести себя лицемерно по отношению к другим.
Другие сочинения:
Рассказ «Муза» И.А. Бунина: сюжет и главные герои
Сюжет рассказа
Рассказ «Муза» написан Иваном Алексеевичем Бунином и повествует о поэте Сергее, который никак не может завершить свое новое произведение. Однажды ему является муза, появляющаяся в женском облике, и помогает ему закончить стихи. После этого муза исчезает, и поэт больше не может найти вдохновения.
Главный герой
Главный герой рассказа «Муза» – поэт Сергей. Он передавлен своей работой и никак не может закончить свои стихи. Он измучен и ищет помощи, чтобы закончить свое творение. За ним наблюдают его друзья-писатели, которые переживают за него и помогают в достижении успеха.
Другие герои
Кроме Сергея, в рассказе есть другие герои – друзья поэта. Это такие известные литераторы, как Виктор, Безгласный и другие. Они помогают Сергею в трудную минуту и радуются за него, когда он заканчивает свое произведение.
Заключение
Рассказ «Муза» И.А. Бунина – это история о поиске вдохновения и о том, как оно может явиться к человеку в самый неожиданный момент и образом. Герой рассказа находит свою музу и заканчивает свое произведение благодаря ее помощи. Весь рассказ наполнен тонкой лирикой и уютной атмосферой.
«Натали»
Виталий Мещерский, молодой человек, недавно поступивший в университет, приезжает на каникулы домой, воодушевлённый желанием найти любовь без романтики. Следуя своим планам, он ездит по соседским имениям, попадая в один из дней в дом своего дяди. Попутно упоминается о детской влюблённости героя в кузину Соню, которую он теперь встречает и с которой немедленно начинает роман. Соня кокетливо предупреждает Виталия, что завтра он увидит гостящую у неё подругу по гимназии Натали Станкевич и влюбится в неё «до гроба». На другой день утром он действительно видит Натали и изумляется её красоте. С этого времени чувственные отношения с Соней и невинное восхищение Натали развиваются для Виталия одновременно. Соня ревниво предполагает, что Виталий влюблён в Натали, но в то же время просит его уделять последней больше внимания, чтобы тщательней скрыть свою с ним связь. Однако и Натали не оставляет незамеченными отношения Сони с Виталием и, когда тот берет её за руку, сообщает ему об этом. Виталий отвечает, что любит Соню как сестру.
На следующий день после этого разговора Натали не выходит ни к завтраку, ни к обеду, и Соня иронически предполагает, что она влюбилась. Натали появляется вечером и удивляет Виталия приветливостью, живостью, новым платьем и изменившейся причёской. В этот же день Соня говорит, что она заболела и дней пять будет лежать. В отсутствие Сони роль хозяйки дома естественным образом переходит к Натали, которая тем временем избегает оставаться с Виталием наедине. Однажды Натали говорит Виталию, что Соня сердится на неё за то, что она не пытается его развлекать, и предлагает вечером встретиться в саду. Виталий занимает себя размышлениями, до какой степени он обязан этим предложением вежливому гостеприимству. За ужином Виталий объявляет дяде и Натали, что собирается уезжать. Вечером, когда они с Натали идут гулять, она спрашивает его, правда ли это, и он, ответив утвердительно, просит у неё разрешения представиться её родным. Она со словами «да, да, я вас люблю» идёт назад к дому и велит Виталию уезжать завтра же, добавив, что вернётся домой через несколько дней.
Виталий возвращается домой и застаёт у себя в комнате Соню в ночной рубашке. В ту же минуту на пороге появляется Натали со свечой в руке и, увидев их, убегает.
Через год Натали выходит замуж за Алексея Мещерского, кузена Виталия. Ещё через год Виталий случайно встречает её на балу. Несколько лет спустя муж Натали умирает и Виталий, исполняя родственный долг, приезжает на похороны. Они избегают разговаривать друг с другом.
Проходят годы. Мещерский заканчивает университет и поселяется в деревне. Он сходится с крестьянской сиротой Гашей, которая рожает ему ребёнка. Виталий предлагает Гаше повенчаться, но в ответ слышит отказ, предложение ехать в Москву и предупреждение, что если он соберётся жениться на ком-нибудь ещё, то она утопится вместе с ребёнком. Некоторое время спустя Мещерский уезжает за границу и на обратном пути посылает Натали телеграмму, спрашивая разрешения посетить её. Разрешение даётся, происходит встреча, взаимное искреннее объяснение и любовная сцена. Через полгода Натали умирает от преждевременных родов.
Эпизод №1 «Немрачное предсказание»
Действие сюжета произведения разворачивается вокруг молодого человека, по фамилии Мещерский. Юноша учится в университете. Автор рассказывает о том, что в один прекрасный день он решает покончить с собой. Причина такого решения – неопытность и невинность в сексуальном плане. Юноше кажется, что пришла пора немедленно решать вопрос с избавлением от собственной невинности. Бунин отмечает, что главный герой не ищет любви в своей жизни, а желал лишь получать плотские утехи и удовлетворение. Именно поэтому он весьма страстно и щепетильно подбирал себе партнершу, которая помогла бы добиться поставленных целей. Мещерский ходил по родным и знакомым в поисках новых знакомств. Эти искания и привели его в дом дяди по линии матери.
В этом доме, в гостях у родного дяди юноша решает погостить. Но у главного героя здесь имелась и единомышленница, которую звали Соней Черкасовой. Это была дочь дяди, а соответственно и его кузина. Ей давно нравился Мещерский и они за короткое время нашли общий язык и договорились о встрече уже следующим днем для осуществления задуманного.
Автор отмечает, что мечты юноши сбылись. Но здесь интересен не тот факт, что молодой человек получил желаемое, а то, что начало происходить дальше. В один прекрасный день Соня сообщает главному герою, что завтра приезжает Наташа Станкевич, она прямым текстом заявляет Мещерскому, что он сразу же в нее влюбится. Натали – это подруга двоюродной сестры. Соня также говорит, что Наташа разобьет ему сердце, а утешение он получит только у Сони. Главный герой, конечно же, не воспринял данную информацию серьезно и просто посмеялся над словами и размышлениями Сони.
После прочтения первой главы становится понятно, что речь в рассказе пойдет о любовном треугольнике. Именно такие отношения зачастую приводили и приводят к трагическим последствиям. Бунин максимально четко раскрывает данную тематику.
Философская лирика
Пейзажная лирика Бунина постепенно уступила место философской, вернее, плавно перетекла в нее. Началось это на рубеже веков, с начала нового столетия. Тогда поэт сильно увлекался Кораном, читал Библию, что, разумеется, не могло не отразиться в его произведениях.
Философская лирика Бунина говорит о жизни и о смерти. Бунин хотел разобраться, почему случается какое-либо событие, он размышлял о вечном – о добре и зле, о правде, о памяти, о прошлом и настоящем. В этот период в его стихотворениях можно найти множество обращений к истории разных стран. Он интересовался легендами Востока, античной Греции, божествами, христианством. Одиночество и обреченность, вечность, человеческая судьба – эти темы также нередки в философской лирике Бунина. Он стремился в своих стихотворениях понять смысл жизни – и характерной при этом становится связь философских стихотворений с пейзажными: именно в любви к природе и почитании ее поэт находил спасение для человеческой души.
Философская лирика Ивана Алексеевича отличается особой атмосферой – абсолютной тишиной. Когда читаешь стихотворения этой тематики, кажется, что даже воздух перестает колебаться. В переживания лирического героя (здесь он присутствует) погружаешься полностью, им отдаешься, как своим собственным. Такая тишина, по Бунину, нужна, чтобы иметь возможность слышать Бога, который является носителем Света, Истины и Любви. О Боге и библейских мотивах написано немало стихотворений автора.
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Алый Коваль Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание — он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью
- Краткое содержание Пуритане Вальтер Скотт
- Краткое содержание Каверин Два капитана Еще юный Саня Григорьев теряет отца – его обвинили в убийстве и посадили в тюрьму, где он и умер. Саня – единственный, кто знает, что его отец невиновен.
- Краткое содержание Дом у дороги Твардовский Произведение Дом у дороги описывает страшные жизненные ситуации, с которыми день ото дня сталкиваются люди. Идёт рассказ о жизни и судьбе семьи, которая живёт в уютном и хорошем доме
- Краткое содержание Астафьев Пастух и пастушка Сам автор охарактеризовал жанр своего произведения как «современная пастораль». Причиной этому послужило то, что Астафьев хотел показать высокую сентиментальность пасторали и одновременно суровый быт войны. Виктор Астафьев говорит нам о том
Особенности поэзии Бунина
Возможно, лирика Бунина не изучается так усердно, как его рассказы и повести, однако она занимает почетное место в русской литературе, что легко подтвердят все литературоведы. В ней множество особенностей, которых не найдешь больше в творчестве ни одного другого автора.
В первую очередь вспомнить нужно о том, в какое время жил Иван Алексеевич — рубеж двух столетий, время поисков себя, что отразилось и в русской литературе. Сколько возникало различных кружков и движений! Футуристы, акмеисты, символисты… Поэты стремились стать новаторами, экспериментировали, искали новые формы слова. Ивана Алексеевича Бунина, в отличие от большинства его коллег, подобное никогда не прельщало. Он остался консерватором в литературе, продолжая воспевать классические русские традиции, продолжая дело своих предшественников — Тютчева, Фета, Лермонтова, Пушкина и прочих.
Лирика в творчестве Бунина занимает важнейшее место. Он писал в «традиционном» стиле, но показывал тем не менее новые грани и возможности стихотворения. Литератор всегда оставался верен один раз и навсегда найденному стилю — четкому, сдержанному, гармоничному. Кажется порой, что язык его сух, однако как удивительно точно передает он и красоту природы, и боль любви, и переживания о жизни… Состояние души автора — вот что впитала в себя лирика Бунина. Ее философичность, лаконизм и изысканность не оставляли равнодушными и читателей, и многих его коллег-литераторов, и критиков, восхищавшихся способностью Ивана Алексеевича чувствовать и передавать слово. О его чувстве языка и великом мастерстве говорили повсеместно.
Еще одна характерная особенность лирики Бунина в том, что даже показывая отрицательные грани жизни, задумываясь об этом, он не дает себе права судить кого-либо. Он лишь предоставляет читателю право решать самому, «что такое хорошо, а что такое плохо». Его поэзия реальна, не зря же принято называть Ивана Алексеевича продолжателем чеховского реализма.
Если говорить об особенностях поэтики стихотворений Бунина, можно выделить следующее: сохранение традиций девятнадцатого века, точное употребление эпитетов (ими изобилует его лирика), простота и естественность слова (оно будто живое в его стихах), присутствие экзистенциальных мотивов даже в стихотворениях на другие темы, непременное использование стилистических фигур и приемов, таких как звукопись, оксюморон, метафоры, олицетворения, уже упомянутые эпитеты и многие другие. Он активно применяет и синонимы, как бусины, нанизывает слова одно на другое, чтобы у читателя сложилась яркая картинка.
Глава 4. «Да, да, я вас люблю»
Подзаголовок лучше всего иллюстрирует главное событие рассказа: Натали признается Мещерскому в любви. Но все это отнюдь не было так быстро, как кажется.
Соня попала в тот период, который бывает у каждой женщины время от времени. Герой был, с одной стороны, раздосадован тем, что не может вкушать свою двоюродную сестру, а с другой стороны, рад тому, что он может сознаться, наконец, Натали в своих чувствах.
С тех пор началось взаимодействие элементов любовного треугольника. Спустя какое-то время из своей комнаты появилась Соня, а Наташа, напротив, в этот день лежала и вышла из своей комнаты только к вечеру.
Виталий Петрович же сообщил, что хочет уехать в ближайшее время, но дядя взбунтовался. После косвенного признания молодого человека девушка (Натали) сменила гнев на милость, но продолжала избегать общества Мещерского. И только под неполной луной поздним вечером, по всем законам жанра, она признается ему в своих чувствах. И тут в дело вмешивается третий игрок — Соня Черкасова. Интриги, как мы видим, добавил в рассказ «Натали» Бунин. Краткое содержание произведения неуклонно движется к финалу.
Бунин — Натали
Виталий Мещерский, молодой человек, недавно поступивший в университет, приезжает на каникулы домой, воодушевлённый желанием найти любовь без романтики. Следуя своим планам, он ездит по соседским имениям, попадая в один из дней в дом своего дяди. Попутно упоминается о детской влюблённости героя в кузину Соню, которую он теперь встречает и с которой немедленно начинает роман. Соня кокетливо предупреждает Виталия, что завтра он увидит гостящую у неё подругу по гимназии Натали Станкевич и влюбится в неё «до гроба». На другой день утром он действительно видит Натали и изумляется её красоте. С этого времени чувственные отношения с Соней и невинное восхищение Натали развиваются для Виталия одновременно. Соня ревниво предполагает, что Виталий влюблён в Натали, но в то же время просит его уделять последней больше внимания, чтобы тщательней скрыть свою с ним связь. Однако и Натали не оставляет незамеченными отношения Сони с Виталием и, когда тот берет её за руку, сообщает ему об этом. Виталий отвечает, что любит Соню как сестру.
На следующий день после этого разговора Натали не выходит ни к завтраку, ни к обеду, и Соня иронически предполагает, что она влюбилась. Натали появляется вечером и удивляет Виталия приветливостью, живостью, новым платьем и изменившейся причёской. В этот же день Соня говорит, что она заболела и дней пять будет лежать. В отсутствие Сони роль хозяйки дома естественным образом переходит к Натали, которая тем временем избегает оставаться с Виталием наедине. Однажды Натали говорит Виталию, что Соня сердится на неё за то, что она не пытается его развлекать, и предлагает вечером встретиться в саду. Виталий занимает себя размышлениями, до какой степени он обязан этим предложением вежливому гостеприимству. За ужином Виталий объявляет дяде и Натали, что собирается уезжать. Вечером, когда они с Натали идут гулять, она спрашивает его, правда ли это, и он, ответив утвердительно, просит у неё разрешения представиться её родным. Она со словами «да, да, я вас люблю» идёт назад к дому и велит Виталию уезжать завтра же, добавив, что вернётся домой через несколько дней.
Виталий возвращается домой и застаёт у себя в комнате Соню в ночной рубашке. В ту же минуту на пороге появляется Натали со свечой в руке и, увидев их, убегает.
Через год Натали выходит замуж за Алексея Мещерского, кузена Виталия. Ещё через год Виталий случайно встречает её на балу. Несколько лет спустя муж Натали умирает и Виталий, исполняя родственный долг, приезжает на похороны. Они избегают разговаривать друг с другом.
Проходят годы. Мещерский заканчивает университет и поселяется в деревне. Он сходится с крестьянской сиротой Гашей, которая рожает ему ребёнка. Виталий предлагает Гаше повенчаться, но в ответ слышит отказ, предложение ехать в Москву и предупреждение, что если он соберётся жениться на ком-нибудь ещё, то она утопится вместе с ребёнком. Некоторое время спустя Мещерский уезжает за границу и на обратном пути посылает Натали телеграмму, спрашивая разрешения посетить её. Разрешение даётся, происходит встреча, взаимное искреннее объяснение и любовная сцена. Через полгода Натали умирает от преждевременных родов.
Эпизод №2. «Любовные утехи и раздвоенность главного персонажа»
Этот свой рассказ Иван Алексеевич Бунин написан в любовно-эротическом стиле, расставляя акценты на взглядах и чувствах героев.
Вторая глава произведения отличается наличием в повествовании наиболее ключевого события, раскрывающего суть всего рассказа. Здесь происходит первая встреча главного героя и Натали.
Девушка описана как шикарная молодая особа. Именно в таких мужчины влюбляются с первого взгляда и весьма сложно в данном случае избежать подобной напасти.
Большая часть текста рассказывает о размышлениях главного героя, о его сравнениях, мыслях, выводах. С утренним кофе и бутербродами он мечтает об очередной встрече с Соней. После этого он случайно встречает обнаженную Натали, которая больше не выходит у него из головы. Он постоянно вспоминает о моменте встречи, ведь девушка очень сильно ему понравилась.
Фантазии мужчины начинают раздваиваться. С одной стороны, он размышляет о плотских утехах с Соней, а с другой – не может избавиться от эротических воспоминаний о красоте Натали. Он жалеет в это время Соню, но решает все-таки продлить общение с Наташей.
Вторая глава полностью посвящена рассуждениям об умении правильно расставлять приоритеты, даже когда речь идёт о личной жизни. Автор указывает на то, что каждый человек в своей жизни может принимать решения, которые напрямую зависят от него самого.