«колымские рассказы»

Краткое содержание произведения колымские рассказы шаламов

Краткое содержание

В произведении Шаламова множество рассказов. Каждый из них посвящен тяжелому быту заключенных. Им приходилось трудиться в дождь, от тяжелых нагрузок люди заканчивали жизнь самоубийством или намеренно калечились. Когда главный герой сломал ногу, он познакомился с местным доктором, который в прошлом служил пастором.

Первый рассказ посвящен тому, как люди прокладывают дорогу по глубокому снегу. Они плотно идут плечом к плечу. Делать это нужно только в безветренный день. В следующей истории заключенные играют в карты. Их вырезали из книги, а вместо стола использовали подушку. Партия была между Наумовым и Савочкой. Выиграл шулер, после чего он получил костюм. Наумов предложил сыграть в долг и потребовал свитер у Гаркунова, но тот отказал. Блатной взбесился и заколол его.

В эпизоде «Плотники» рассказывается о рабочем Поташникове. Заключенные выходили работать в любую погоду. На улице стояло —55°С, жара была изнуряющей. Поташников решил вызваться на работу в мастерскую. Он не был плотником, но мечтал побыть хоть немного в теплом помещении. В «Одиночном замере» идет речь о заключенном Дугаеве. Он физически не может выполнить норму. В итоге его расстреляли, и он только сожалел, что промучился последний день.

Как-то главный герой получил посылку от жены. В ней были бурки и чернослив. Обувь пришлось продать, а на вырученные деньги он купил масло и хлеб. Но продукты сразу забрали другие заключенные.

Во время работы в лесу один из заключенных собирал ягоды. Он так увлекался этим, что пересек запретную зону. В итоге его застрелили. Позже Шестаков предложил Андрееву сбежать. Главный герой сразу понял, что геолог сдаст их. Он попросил только сгущенное молоко. Через несколько дней забрали группу заключенных, которые хотели уйти. А Шестаков продолжил ходить довольным.

Одиночный замер Олега Шаламова: краткое содержание и основные идеи

В одиночном замере Олега Шаламова, он рассказывает о своем опыте пребывания в лагере ссыльных. Главный герой, олицетворяющий автора, описывает свою жизнь в тюрьме и ссыльном поселении.

Какое содержание представлено в рассказе? Шаламов показывает жестокость лагерной системы и старается передать невыносимость физических и эмоциональных страданий. Он подробно описывает рабочий процесс в лагере, где людей регулярно подвергают пыткам и унижениям. Также герой рассказывает о жизни в ссыльном поселении, где люди сталкиваются с непростыми условиями существования и тяжело адаптируются к новым реалиям.

Главная идея рассказа заключается в том, что человеческая природа может быть испытана до предела, но не сломана. Шаламов отражает свою сильную волю к выживанию и устойчивость духа. Он призывает читателей сохранять человечность и надежду, даже в самых тяжелых ситуациях.

Одиночный замер Олега Шаламова — это пронзительный рассказ о жизни в лагере и на ссыльном поселении, который удивляет своей силой и глубиной. Это произведение иллюстрирует несправедливость лагерной системы и показывает, что даже в самых экстремальных условиях человеческий дух может оставаться непоколебимым.

Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»

Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.

Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.

Шоковая терапия

На одном из приисков работал Мерзляков. Пока человек мог воровать овёс из лошадиных кормушек, он ещё как-то поддерживал свой организм, но когда его перевели на общие работы, понял, что долго не сможет вытерпеть, а смерть его страшила, человеку очень хотелось жить. Он начал искать любые способы попасть в больницу, и когда осужденного жестоко избили, сломав ребро, решил, что это его шанс. Мерзляков всё время лежал в согнутом состоянии, в больнице не было необходимой аппаратуры, и ему удалось целый год обманывать врачей.

В конце концов, больной был отправлен в центральную больницу, где ему могли сделать рентген и поставить диагноз. Невропатологом в больнице служил бывший заключённый, имеющий в своё время должность доцента одного из ведущих медицинских учреждений. Не имея возможности помогать людям на воле, повышая свою квалификацию, он оттачивал своё мастерство, разоблачая осужденных, симулирующих болезнь, чтобы хоть как-то облегчить свою участь. То, что Мерзляков является симулянтом, Петру Ивановичу стало понятно с первой минуты, и тем сильнее ему хотелось доказать это в присутствии высокого начальства, и испытать чувство превосходства.

Сначала врач разгибает согнутое тело при помощи наркоза, но когда пациент и дальше продолжает настаивать на своей болезни, Пётр Иванович применяет метод шоковой терапии, и через некоторое время пациент сам просится из больницы.

Дождь

Рассказ посвящен заключенному, который не смог совладать со своими эмоциями. Его внутреннее состояние не выдержало напряжения, он сдался. Читателями такой поступок не воспринимается как слабость, потому что давление, которое каждый день получают заключенные невозможно ни с чем сравнить. В один из дней Розовский работал в небольшом рве. Несмотря на бдительных надзирателей, он начинает громко рассуждать о том, что смысла жизни нет. К такому умозаключению он пришел после длительных раздумий. Он решил броситься на конвоиров, но товарищ вовремя его перехватывает и говорит, что Розовский заболел немного.

Искупление и невозможность прощения: страшная правда об Одиночном замере

Одиночный замер — это не просто повествование о жизни в тюрьме, это исследование человеческой души, ее способности к искуплению и примирению с прошлым. В произведении Шаламов задает вопрос: какое искупление есть возможно для человека, пребывающего в таких тяжелых условиях? Есть ли вообще место для прощения и сожаления?

Одно из ключевых понятий в Одиночном замере — это замер. Замер — это смерть, смерть изнутри, маленькая смерть, которая приходит каждый раз, когда человек лишается своей человечности. Это момент, когда он прекращает сопротивление и подчиняется силе системы.

Опускаясь во внутренний мир героя, Шаламов показывает, что в лагере нет места для эмоций, для чувственности. Люди там превращаются в машины, исполняющие команды и лишенные своей воли.

Но при этом, герой не теряет веры в искупление. Даже находясь в невероятно тяжелых условиях, он пытается найти в себе силы для прощения и понимания.

Однако, по мере развития истории, выясняется, что искупление и прощение — несбыточные мечты. Одиночный замер не просто описание ужасов лагерной жизни, это история о бесконечных страданиях, о невозможности примирения с собой и окружающим миром.

Итак, Одиночный замер — это не просто краткое содержание работ Шаламова, это глубокое и мрачное исследование человеческой души, ее способности к искуплению и объятию прошлого. В произведении автор показывает, что в условиях лагеря нет места для прощения и невозможно достичь искупления. Одиночный замер оставляет читателя с печальным ощущением, но при этом заставляет задуматься о смысле жизни и значимости каждого мгновения.

Искупление через литературу: сила слова

История рассказывает о человеке, оказавшемся в одиночной камере каторжного лагеря. Он живет в непростых условиях, сталкивается с голодом, холодом и постоянным унижением. Однако, несмотря на это, он сохраняет силу воли и отчаянную надежду на лучшую жизнь.

Какое значение имеет литература в тяжелых условиях тюремного заключения? Персонаж ощущает искупление через слово, через возможность создать свой мир и передать свою историю другим. Литература становится спасением, позволяющим сохранить человеческое достоинство и поверить в лучшее будущее.

В работе Шаламова прослеживаются основные идеи, которые являются актуальными и сегодня. Через слово нашествие ненастья и ужасов находит свое выражение, а духовная сила помогает выжить в самых тяжелых условиях.

Искупление через литературу — это послание о том, что слово имеет сверхъестественную силу и может помочь нам преодолеть любые испытания. Работы Варлама Шаламова служат напоминанием о том, что даже в самых безнадежных ситуациях мы можем найти внутреннюю силу и верить в свое будущее.

Примечания

  1. 12345678 Валерий Есипов «Шаламов и Солженицын: один на один в историческом пространстве» // Есипов В.В. Варлам Шаламов и его современники. – Вологда, издательство Книжное наследие, 2007. — С. 105-178.
  2. Биография Варлама Шаламова, сост. И. П. Сиротинской, уточнения и дополнения — В. В. Есипова
  3. Мирей Берютти «Варлам Шаламов: литература как документ» //К столетию со дня рождения Варлама Шаламова. Материалы конференции. — М., 2007. — C. 199—208.
  4. Варлам Шаламов. Письмо И. П. Сиротинской, 1971 // Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела. — М.: Эксмо, 2004.
  5. Ранее опубликовано Сиротинской как : Варлам Шаламов. (О моей прозе) // Собрание сочинений: В 4-х т. — М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.
  6. Варлам Шаламов «О прозе» // Собрание сочинений: В 4-х т. /. М.: Худож. лит.: ВАГРИУС, 1998.
  7. Майкл Никольсон «Открытие, которого он не знал» // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 211—215.
  8. Мирей Берютти «Крест его судьбы»: Из выступления на Шаламовских чтениях 1991 г. // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 230—235.
  9. Народно-трудовой союз российских солидаристов
  10. Сергей Неклюдов «Третья Москва» // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 162—166.
  11. И. П. Сиротинская «Мой друг Варлам Шаламов» — М., 2006. — С. 6-167.:

    Только годы спустя я убедилась, как прав был Варлам Тихонович, как проницателен. Тогда к этим словам я относилась чуть скептически. Мне казалось, он преувеличивает, сгущает краски, когда говорит, что «„ПЧ“ состоит наполовину из дураков, наполовину — из стукачей, но — дураков нынче мало».

  12. И. П. Сиротинская «Мой друг Варлам Шаламов» — М., 2006. — С. 6-167.
  13. 123 Варлам Шаламов. Письмо в Литературную Газету // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов, 1994. — 248 с.
  14. В. Есипов «Традиции русского Сопротивления» // Шаламовский сборник. Вып. 1. Сост. В. В. Есипов — Вологда, 1994. — С. 183—194.
  15. Варлам Шаламов. Из Письма к Л. И. Тимофееву:
  16. Варлам Шаламов. Колымские рассказы. London, Overseas Publications, 1978.
  17. В. В. Есипов. Процесс умолчания, 2020.
  18. Первые публикации «Колымских рассказов» в СССР
  19. Варлам Шаламов Записные книжки, ед. хр. 44, оп. 3 // Варлам Шаламов «Новая книга: Воспоминания. Записные книжки. Переписка. Следственные дела»., М. 2004—1072 с. Стр. 342

Ночью

В сложных жизненных условиях многие люди теряют свой моральный облик, они не только готовы на насилие, но и переходят границы дозволенного. Ночью двое заключенных тайком пробираются к могиле их умершего товарища для того, чтобы снять белье и утром выгодно продать или поменять на хлеб. Поступок циничный, потому что тот человек был для них другом, а его одежда уже предназначена для обмена, для собственной выгоды. Память об усопшем ничего не значит. Мысль о неправильности действий и брезгливость быстро испаряются, когда возникает приятная идея о том, что они смогут покурить или перекусить больше обычного.

Одиночный замер

После окончания рабочего дня, надзиратель предупреждает арестанта, что тот завтра будет работать отдельно от бригады. Дугаев удивился лишь реакции бригадира и своего напарника, услышавших эти слова.

На завтра надзиратель показал место работы, и человек покорно начал копать. Его даже радовало, что он один, и некому его подгонять. К вечеру молодой арестант выбился из сил до такой степени, что даже не ощущал голода. Сделав замер выполненной человеком работы, смотритель сказал, что сделано четверть нормы. Для Дугаева это было огромной цифрой, он был удивлен, как много он сделал.

После работы осужденного вызвал следователь, задал обычные вопросы, и Дугаев отправился отдыхать. На другой день он копал и кайлил со своей бригадой, а ночью солдаты повели арестанта туда, откуда уже не приходят. Наконец-то осознав, что сейчас произойдет, Дугаеву стало жаль, что он зря работал и страдал в этот день.

Шоковая терапия

Один из заключенных по фамилии Мерзляков потерял на работе все свои силы, несмотря на крупное телосложение. На общих работах он отказывается нести бревно, потому что это было для него уже за гранью. Наказания не удалось миновать. Его избивают свои же товарищи, а потом очередную порцию добавляет конвой. Самостоятельно добраться в лагерь он не может, поэтому его приносят. У него много увечий по всему телу. Здоровье быстро поправилось, но Мерзляков пытается как можно дольше притворяться больным, ведь это спасение от тяжелых нагрузок. Ему не удается попасть на волю, так как врач установил, что он симулянт.

ДОЖДЬ

Розовский, работающий в шурфе, вдруг, несмотря на угрожающий жест конвоира, окликает работающего неподалеку рассказчика, чтобы поделиться душераздирающим откровением: «Слушайте, слушайте! Я долго думал! И понял, что смысла жизни нет… Нет…» Но прежде чем Розовский, для которого жизнь отныне потеряла ценность, успевает броситься на конвоиров, рассказчику удается подбежать к нему и, спасая от безрассудного и гибельного поступка, сказать приближающимся конвоирам, что тот заболел. Чуть позже Розовский предпринимает попытку самоубийства, кинувшись под вагонетку. Его судят и отправляют в другое место.

Ночью

После скудного тюремного ужина, Глебов и Багрецов отправились к скале, находившейся за отдалённой сопкой. Идти было далеко, и они останавливались отдохнуть. Два приятеля, привезённые сюда одновременно на одном корабле, шли выкапывать труп товарища, зарытого только сегодня утром.

Отбросив в сторону камни, прикрывавшие мёртвое тело, они вытаскивают покойника из ямы и стаскивают с него рубашку. Оценив качество кальсон, приятели стаскивают и их. Сняв вещи с мертвеца, Глебов прячет их под свой ватник. Закопав труп на место, друзья идут в обратный путь. Их радужные мечты согревает предвкушение завтрашнего дня, когда они смогут обменять на эти что-нибудь из съестного, или даже махорку.

Положительные качества

Пугачев всегда отвечает добром на добро. Гриневу, который совершил добрый поступок, когда отдал заячий тулуп Пугачеву, самозванец помогает. Он умеет благодарить человека и помогать, если это действительно необходимо. Пугачев способствует спасению Маши Мироновой, а также наказывает Швабрина. Пугачев не может смотреть на безнравственный поступок Алексея Швабрина. Герой ценит искренность, правдивость и честность. Он восстает против власти не потому, что он хочет занять место царя. Пугачев хочет народной справедливости, чтобы простому русскому человеку было легче жить. Герой считает, что человек сам заслуживает хорошего или плохого отношения к нему, он восклицает: «Казнить так казнить, миловать так миловать». Это говорит о том, что он знает не только о том, что такое жестокость, но и о том, что такое милосердие.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Образ Пугачева «Капитанская дочка»», рассмотрит положительные и отрицательные черты предводителя крестьянского восстания, который ценит честность и доброту.

«Житие инженера Кипреева»

Остановимся на следующем любопытном рассказе, который мы не могли не описать, составляя краткое содержание. «Колымские рассказы» — сборник, в котором автор, никого не продавший и не предавший, говорит, что для себя выработал формулу защиты собственного существования. Она состоит в том, что человек может выстоять, если он готов в любой момент к смерти, может покончить с собой. Но позднее он осознает, что лишь построил для себя удобное убежище, так как неизвестно, каким ты станешь в решающую минуту, будет ли у тебя достаточно не только душевных сил, но и физических.

Кипреев, инженер-физик, арестованный в 1938 году, не только смог выдержать допрос с избиением, но даже набросился на следователя, в результате чего его посадили в карцер. Но все равно от него пытаются добиться дачи ложных показаний, пригрозив арестом супруги. Кипреев тем не менее продолжает всем доказывать, что он не раб, подобно всем заключенным, а человек. Благодаря таланту (он починил сломанный нашел способ, как восстановить перегоревшие лампочки) этому герою удается избежать наиболее тяжелых работ, но не всегда. Лишь чудом он остается в живых, однако нравственное потрясение не отпускает его.

Плотники

На улице стоял жестокий мороз, от которого на лету замерзала слюна.

Поташников чувствует, что силы его на исходе, и если что-нибудь не произойдёт, то он просто умрёт. Всем своим измученным организмом, Поташников страстно и безнадёжно желает встретить смерть на больничной кровати, где ему будут уделять хоть чуточку человеческого внимания. Ему претит смерть при наплевательском отношении окружающих, с полнейшим равнодушием взирающих на смерть себе подобных.

В этот день Поташникову сказочно повезло. Какой-то приезжий начальник требовал у бригадира людей, умеющих плотничать. Бригадир понимал, что с такой статьёй, как у осужденных его бригады, не может быть людей с такой специальностью, и он объяснял это приезжему. Тогда начальник обратился к бригаде. Поташников вышел вперёд, за ним шагнул ещё один заключённый. Оба пошли за приезжим к месту своей новой работы. По дороге они выяснили, что ни один из них никогда не держал в руках ни пилы, ни топора.

Раскусивший их хитрость за право выживания, столяр отнёсся к ним по-человечески, подарив заключённым пару дней жизни. А через два дня пришло тепло.

Анализ сборника Шаламова Колымские рассказы

Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.

Сборник представляет собой достаточно тяжелое произведение, повествующее об реальной действительности в виде лагерного быта, ломки человеческих характеров, выживания в нечеловеческих условиях.

Отличительной особенностью рассказов, включенных в сборник, является изображение голода, измождения, мучительных смертей, нравственного унижения и деградации путем применения простого, незатейливого языка, без использования средств художественной выразительности, создавая ощущение правдивого, честного произведения от лица человека, испытавшего все в собственной судьбе.

Один из рассказов сборника под названием «Ночью» является повествованием о двух заключенных, представленных в образах Багрецова и Глебова, лишившихся моральных и этических принципов, поскольку решаются на раскопку могил с целью поиска белья на трупе и его последующей продажи. При этом автор изображает яркую картину надломленности человеческого характера, который уже не дорожит собственной жизнью, но при этом стремится к выживанию любыми путями.

Следующий рассказ «Сгущенное молоко» раскрывает в своем сюжете проблему, связанную с предательством и подлостью. Главным героем произведения является инженер-геолог Шестаков, который в заключении оказывается в более лучших условиях по сравнению с другими арестантами. Для получения дополнительных привилегий и льгот Шестаков решает организовать побег группы заключенных, предварительно уведомив об этом администрацию лагеря. Один из арестантов узнает о плане инженера и за свое молчание требует выдачи сгущенного молока, которое затем съедает в присутствии товарищей по несчастью. План Шестакова реализовывается, доказывая в реальность растления человека лагерными условиями.

Основные рассказы сборника отличаются изображением несчастных, равнодушных к собственной судьбе и окружающим людей. Однако рассказ «Последний бой майора Пугачева» резко контрастирует с остальными новеллами. Сюжетная линия рассказа повествует о заполнении лагерей бывшими участниками военных событий, осужденных за пребывание в немецком плену. В лагерь прибывает группа новых заключенных в количестве двенадцати человек, которую возглавляет майор Пугачев. Бывшие военные не желают равнодушно умирать в нечеловеческих условиях, не забывая о своей чести и достоинстве, поэтому решают организовать побег, который им удается. Однако спустя время беглецов настигают в тайге, а сбежать удается лишь майору, прекрасно осознающему развитие дальнейших событий, но не желающему покорно дожидаться прибытие тюремщиков. Пугачев решается самостоятельно прервать свой жизненный путь. Тем самым автор раскрывает в рассказе тему сильного человека, находящегося в удушающих условиях лагерного быта, который в любом случае заканчивается трагедией либо в ломке системой человеческого характера, либо борьбой с системой и последующей гибелью.

Своеобразием сборника является не попытка автора вызвать со стороны читательской аудитории жалость к происходящим событиям, а изображение человеческих страданий, тоски, горя и боли под воздействием давящей жестокой системы.

Писатель представляет на суд читателя произведение, являющееся частично автобиографичным, поскольку сам автор представляет собой человека, прошедшего через ад лагерной жизни, не сломленного деспотичной системой, сохранившего в себе истинные жизненные идеалы.

Проблемы колонии

В произведении «Одиночный замер» Шаламов с мастерством и тонким психологическим пониманием описывает проблемы колонии, где главный герой провел большую часть своей заключительной сроковой камеры.

Колония — тюремное учреждение, где заключенные принуждены трудиться в тяжелых условиях. Среди основных проблем, которые Шаламов выделяет в произведении, можно отметить следующее:

1. Физическое и психологическое состояние заключенных

Автор подчеркивает, какое тяжелое физическое и психологическое состояние находятся заключенные в колонии. Они вынуждены трудиться на исключение, оказываются в крайне неблагоприятных условиях, что оказывает негативное воздействие на их физическое и психическое здоровье.

2. Несправедливость и беззаконие

Шаламов с болью и разочарованием показывает, как сотрудники колонии, часто безнаказанно, проявляют несправедливость и нарушают законы. Заключенные нередко страдают из-за этого, нет необходимой защиты и справедливости.

3. Характерные черты тюремной системы

Автор раскрывает тему различных аспектов жизни в колонии — жестокости и безразличии, которые стали привычным явлением в тюремной системе. Он описывает систему взаимоотношений и вертикальную структуру колонии, показывая весьма негативные стороны тюремного учреждения.

Через описание данных проблем, Шаламов через свои работы поднимает актуальные проблемы в советском обществе и often рассматривает их в контексте человеческого страдания и борьбы за оставшиеся надежды.

Количественное отношение заключенных и каторжной работы

В произведении «Одиночный замер» Александра Шаламова рассказывается о жизни заключенных в лагере. Краткое содержание позволяет понять, какое количественное отношение существовало между числом заключенных и каторжной работой.

Во время советского периода в СССР преступники и политические заключенные стали объектом системы принудительных работ. Заключенные отправлялись в лагеря ГУЛАГа, где выполняли различные виды каторжной работы.

В произведении Шаламов описывает свою собственную жизнь в лагере и наблюдения за другими заключенными. Он подчеркивает огромное количество людей, находившихся в системе ГУЛАГа. В течение нескольких лет он видел, как множество новых заключенных приезжали в лагерь, а также уходили или умирали.

Шаламов говорит о том, что сотни и тысячи заключенных каждый день отправлялись на различные каторжные работы. Эти работы включали в себя землекопание, лесорубку, строительство и многие другие тяжелые физические виды деятельности. Заключенные были вынуждены работать до истощения, постоянно подвергаясь опасности и лишениям.

Количественное отношение заключенных к каторжной работе было далеко не равномерным. В некоторых лагерях количество заключенных было настолько огромным, что на одного каторжника приходилось несколько работ. Это значило, что каждый заключенный был вынужден работать за себя и за других.

Однако, в других случаях можно было наблюдать обратную ситуацию, когда на нескольких заключенных пользоватли на одну каторжную работу. Это означало, что каждый заключенный имел возможность работать более свободно и не настолько отчаянно, как в случае с перегруженным трудом.

В произведении «Одиночный замер» Шаламов рассматривает именно количественный аспект жизни заключенных и их отношение к каторжной работе. Этот аспект является важным и помогает понять, как много людей постоянно подвергались изнурительным и опасным физическим трудам в лагерях ГУЛАГа.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ МАЙОРА ПУГАЧЕВА

Среди героев прозы Шаламова есть и такие, кто не просто стремится выжить любой ценой, но и способен вмешаться в ход обстоятельств, постоять за себя, даже рискуя жизнью. По свидетельству автора, после войны 1941–1945 гг. в северо-восточные лагеря стали прибывать заключенные, воевавшие и прошедшие немецкий плен. Это люди иной закалки, «со смелостью, умением рисковать, верившие только в оружие. Командиры и солдаты, летчики и разведчики…». Но главное, они обладали инстинктом свободы, который в них пробудила война. Они проливали свою кровь, жертвовали жизнью, видели смерть лицом к лицу. Они не были развращены лагерным рабством и не были еще истощены до потери сил и воли. «Вина» же их заключалась в том, что они побывали в окружении или в плену. И майору Пугачеву, одному из таких, еще не сломленных людей, ясно: «их привезли на смерть — сменить вот этих живых мертвецов», которых они встретили в советских лагерях. Тогда бывший майор собирает столь же решительных и сильных, себе под стать, заключенных, готовых либо умереть, либо стать свободными. В их группе — летчики, разведчик, фельдшер, танкист. Они поняли, что их безвинно обрекли на гибель и что терять им нечего. Всю зиму готовят побег. Пугачев понял, что пережить зиму и после этого бежать могут только те, кто минует общие работы. И участники заговора, один за другим, продвигаются в обслугу: кто-то становится поваром, кто-то культоргом, кто чинит оружие в отряде охраны. Но вот наступает весна, а вместе с ней и намеченный день.

В пять часов утра на вахту постучали. Дежурный впускает лагерного повара-заключенного, пришедшего, как обычно, за ключами от кладовой. Через минуту дежурный оказывается задушенным, а один из заключенных переодевается в его форму. То же происходит и с другим, вернувшимся чуть позже дежурным. Дальше все идет по плану Пугачева. Заговорщики врываются в помещение отряда охраны и, застрелив дежурного, завладевают оружием. Держа под прицелом внезапно разбуженных бойцов, они переодеваются в военную форму и запасаются провиантом. Выйдя за пределы лагеря, они останавливают на трассе грузовик, высаживают шофера и продолжают путь уже на машине, пока не кончается бензин. После этого они ухолят в тайгу. Ночью — первой ночью на свободе после долгих месяцев неволи — Пугачев, проснувшись, вспоминает свой побег из немецкого лагеря в 1944 г., переход через линию фронта, допрос в особом отделе, обвинение в шпионаже и приговор — двадцать пять лет тюрьмы. Вспоминает и приезды в немецкий лагерь эмиссаров генерала Власова, вербовавших русских солдат, убеждая их в том, что для советской власти все они, попавшие в плен, изменники Родины. Пугачев не верил им, пока сам не смог убедиться. Он с любовью оглядывает спящих товарищей, поверивших в него и протянувших руки к свободе, он знает, что они «лучше всех, достойнее всех*. А чуть позже завязывается бой, последний безнадежный бой между беглецами и окружившими их солдатами. Почти все из беглецов погибают, кроме одного, тяжело раненного, которого вылечивают, чтобы затем расстрелять. Только майору Пугачеву удается уйти, но он знает, затаившись в медвежьей берлоге, что его все равно найдут. Он не сожалеет о сделанном. Последний его выстрел — в себя.

Вы прочитали краткое содержание произведения «Колымские рассказы». Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Тифозный карантин

Годы работы на приисках подорвали здоровье Андреева, и его отправили в тифозный карантин. Всеми силами, стремясь выжить, Андреев старался как можно дольше задержаться в карантине, отдалить день возвращения в жестокие морозы и нечеловеческий труд. Приспосабливаясь и выкручиваясь, он смог продержаться три месяца в тифозных бараках. Большинство сокамерников уже были отправлены из карантина на дальние пересылки. Осталось лишь десятка три людей, Андреев уже думал, что он победил, и его отправят не на прииски, а на ближайшую командировку, где он проведёт оставшийся срок. Сомнения закрались, когда им выдали зимнюю одежду. А когда вдали остались последние близкие командировки, он понял, что судьба его переиграла.

На этом не заканчивается цикл рассказов великого русского писателя В. Т. Шаламова, на собственном опыте перенёсшим 17 лет каторги, сумевшему в лагерях не только остаться человеком, но и вернуться к прежней жизни

Все пережитые тяготы и страдания повлияли на здоровье писателя, он лишился зрения, перестал слышать, почти не мог двигаться, но читая его рассказы, понимаешь, как важно стремление к жизни, к сохранению в себе человеческих качеств

Гордость и достоинство, честь и благородство должны быть неотъемлемой чертой настоящего человека.

Оцените произведение:

  • 2.78

Голосов: 204

Читать краткое содержание Шаламов — Колымские рассказы. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: