Странный человек краткое содержание лермонтов
Действие третье Сцена 1 Хозяйке вечера сообщают, что баронесса Штраль уехала нынче вечером в деревню. Князь отдает женщине браслет и прощается навсегда — он собирается на Кавказ. Нина, ничего не понимая, говорит, что Звездич сошел с ума. Арбенин твердо решает, что Нина должна умереть. По просьбе хозяйки, Нина, аккомпанируя себе на фортепиано, исполняет грустный романс. Нина просит Арбенина принести ей мороженого.
Евгений всыпает в десерт яд и отдает его жене. Нина съедает мороженое. Сцена 2 Дома служанка замечает, что Нина бледна. Нина жалуется на плохое самочувствие, делится, что Арбенин пугает ее своей молчаливостью и странным взглядом. Нина считает, что простудилась от мороженого. Она не понимает, почему муж так холоден к ней. Нина, чувствуя жжение в груди, просит послать за доктором. Он обвиняет жену в измене. Страдая от сильной боли, Нина обращается за пощадой к богу.
Арбенин признается, что подсыпал ей яд и она скоро умрет. Женщина пытается позвать на помощь. Арбенин с усмешкой наблюдает за ее страданиями. Нина умирает. Действие четвертое Арбенина захватывают мучительные воспоминания.
Евгений не узнает Неизвестного, хотят тот говорит, что ранее они были друзьями. Наконец Арбенин узнает его и пытается прогнать. Но Неизвестный сообщает, что знает — Евгений убил свою жену. Арбенин приходит в бешенство. Князь рассказывает, что ни он, ни Нина не были виноваты — браслет попал к нему случайно. Узнав об этом, Арбенин сходит с ума. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.
За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу.
Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины. Единственный светлый, чистый персонаж пьесы — Нина Арбенина.
Толковый словарь Ожегова
Чудак
А, м. Странный, чудной человек-* Чудак-человек (разг.) — доброжелательно о чудаке (обычно в обращении). Да пойми ты, чудак-человек, для тебя же стараюсь! II ж. чудачка,-и.
чудак
ЧУДА́К
-а;
м.
Человек со странностями, поведение, поступки которого вызывают недоумение, удивление окружающих.
Прослыть чудаком.
Чудаком
(усилит.).
Чудак-человек
(разг.).
//
Глупый, тупой человек; дурак.
Чуда́чка, -и;
мн. род.
-чек,
дат.
-чкам;
ж.
Вот ч.!
Чудачи́на, -ы;
ж.
Усилит.
Чудачо́к, -чка́;
м.
Смягчит.
6. Ответы учеников — 15 минут.
7. Ответьте на проблемный вопрос: как вы считаете, в произведении В. Шукшина присутствует конфликт города и деревни?
(учащиеся должны прийти к выводу, что такого конфликта в творчестве В. М. Шукшина нет)
8. Письменное задание. Напишите эссе на тему: «Как вы считаете, зачем нашему обществу нужны «чудики»?»
Ответы учеников. Проблемный вопрос: в каком из прочитанных произведений вы сталкивались с похожим типом героя — «странного человека», «чудика»?
9. Оценивание учеников.
10. Домашнее задание. Прочитайте в хрестоматии сказку А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
В.М. Шукшин известен как прекрасный актер, режиссер и сценарист. Главным своим призванием Василий Макарович считал литературу, написал много произведений, среди которых есть романы и повести. Однако больше всего полюбились читателю шукшинские рассказы о простых русских людях с необычными характерами.
В рассказе “Чудик” об одном из таких интересных людей и повествует Шукшин. “Чудик” описывает путешествие простого деревенского жителя в большой город. Случайные встречи и незначительные происшествия открывают характер героя, показывают его внутреннее содержание.
Сюжет рассказа прост – деревенский мужик едет в гости к своему брату.
По дороге и в гостях у брата попадает в неловкие ситуации – теряет деньги, подает руками вставную челюсть соседу в самолете, разрисовывает красками детскую коляску.
Неумело шутит, его шутки остаются непонятыми. Сноха (жена брата) гонит гостя прочь, брат не заступается и герой рассказа уезжает домой.
Цель автора – не рассказать о поездке из пункта A в пункт B. Василий Макарович считал, что в жизни стало очень много зла
К человеческой неблагодарности, недоброжелательству, отсутствию любви привлекает писатель внимание читателя
Его герой не совершает дурных поступков, не хулиганит, не хамит, однако в глазах людей выглядит чудаком. Может быть, именно поэтому?
Шукшин представляет своего героя читателю просто – Чудик. На примере одной поездки автор раскрывает странности этого зрелого мужчины, которые заключаются в детской наивности, доброте и всепрощении.
В магазине обронил нечаянно пятидесятирублевую купюру и, подумав, что это чужие деньги, отдал продавщице с шутками. Очередь молча смотрела на чудака.
Он понимает, что его поступки и слова удивляют людей, кажутся им странными, мучается от этого сознания и не понимает, в чем дело.
Герой Шукшина сам себе задает вопрос, почему он не такой, как все, почему такой уродился.
Он испытывает душевную боль и не видит смысла в жизни, когда в очередной раз попадает в неловкую ситуацию и становится лишним среди людей.
Шукшин показывает на примере обыденных жизненных ситуаций, насколько люди утратили искренность и простоту в общении. Искренний и простой мужчина вызывает недоумение.
Википедия определяет значение слова чудик как человек, который поступает неуместно, необычно, не так, как принято. Это не означает, что поведение его аморально или асоциально, просто оно отличается от общепринятого. Синоним – чудак.
Именно такой чудак предстает перед нами в рассказе – простой и бесхитростный.
Эти качества вызывают непонимание и даже отторжение у людей прагматичных, живущих с одной целью – заработать, выйти в люди.
Моральные качества человека больше не занимают должного места в иерархии ценностных ориентиров русских людей. Об этом говорит Шукшин.
Чудик – истинно русский характер, стал редкостью в России.
Чтобы знать, о чем этот рассказ, достаточно прочесть краткое содержание. Ближе познакомиться с Чудиком и вместе с ним побывать на Урале в гостях у брата Дмитрия можно лишь прочитав рассказ. Читать можно онлайн или бумажную версию.
Язык Шукшина простой, народный, отображает характер героев, их внутреннее состояние. Нет ни одного надуманного слова, читатель как будто лично присутствует при беседах героев. В
этих людях легко узнать своих знакомых, соседей, друзей – так точны высказывания и наблюдения писателя.
Жанровые и стилевые особенности
Василий Шукшин в своём рассказе «Чудик»
, читать онлайн который можно в любое время, показывает небольшой эпизод жизни своего героя, где отражается вся его судьба. Из этого небольшого отрывка становится ясна и понятна вся его жизнь: и то, что было у главного героя в прошлом, и то, что ожидает его в будущем.
Если сравнить этот рассказ Василия Шукшина с остальными его произведениями, представленными в печатных изданиях и онлайн, то можно заметить, что в нём очень мало диалогов. Но зато в монологе главного героя, который он постоянно произносит внутри себя, можно увидеть его представление о мире, узнать то, чем он живёт, какие эмоции его одолевают. Бесхитростный герой Шукшина «Чудик»
, краткое содержание, которое есть в этой статье, предстаёт перед читателем так, что где-то ему хочется сочувствовать, а где-то ещё можно и осуждать.
Группа 2 — Литературоведы
Задание.
Опираясь на прочитанные дома произведения и приводя примеры из текста, дайте характеристику героям Шукшина. Подготовьте выступление (с цитатами из авторского текста). Регламент выступления — 5 минут.
Форма ответа.
Герои рассказа «Космос, нервная система и шмат сала»:
а) Наум Евстигнеевич;
б) восьмиклассник Юрка.
Главный герой рассказа «Сапожки».
К чему стремятся герои Шукшина?
План анализа
Возраст, внешность, род деятельности
Образ жизни
Интересы. Жизненная цель (если есть).
Вот мы услышали, какими были герои двух рассказов В. М. Шукшина. То, какими они предстают в рассказе глазам обыкновенного читателя. А теперь давайте послушаем мнение наших критиков, которые работали с дополнительным материалом и должны были увидеть в этих персонажах нечто новое.
Критики. 3 группа.
Задание:
1. Используя данный ниже материал, подготовьте выступление с характеристикой героев В. М. Шукшина. Докажите справедливость мнений критиков (см. ниже), используя тексты рассказов «Космос, нервная система и шмат сала», «Сапожки». Составьте общий портрет героя В. М. Шукшина (по двум рассказам):
1) какой образ жизни ведет герой В. Шукшина?
2)какие идеалы преследует?
2. Найдите определение слова «чудик» в словаре. Как вы думаете, кому-то из шукшинских героев подходит данное определение?
3. Нарисуйте портрет героя Шукшина — «чудика».
Материал для критиков:
По мнению критиков, шукшинский герой «в кирзовых сапогах» (С.
Залыгин)
«пылит по проселочным дорогам»
(Л. Аннинский).
Алтайских шоферов, механиков, трактористов писатель хорошо знал и нередко встречал на Чуйском тракте, ведущем от города Бийска до монгольской границы, проходящем мимо деревни Сростки, расположенной в предгорной Алтайской степи, на берегу реки Катуни. Сейчас о родной деревне писателя Сростки говорят как о музее Шукшина под открытым небом.
Герои Шукшина из той «шукшинской жизни», которую прожил сам писатель. Как М. Шолохов на Дону, так и В. Шукшин на Алтае нашел своих героев.
Однако важен не только герой, но и ракурс его изображения. В простом, обыкновенном герое «в кирзовых сапогах», о котором писали многие, Шукшина интересует то, мимо чего проходили все, – душа. «Меня больше интересует «история души», и ради ее выявления сознательно и много опускаю из внешней жизни того человека, чья душа меня волнует», – говорил Шукшин. Но и не всякая «душа» близка писателю. «…Так называемый простой, средний, нормальный, положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно… – писал Шукшин. – Мне интереснее всего исследовать характер человека-недогматика, человека, не посаженного на науку поведения. Такой человек импульсивен, поддается порывам, а следовательно, крайне естествен. Но у него всегда разумная душа».
Человек-недогматик (т. е. ведущий себя вопреки общепринятым традициям)
в обыденной жизни часто смотрится как человек странный, не от мира сего. Шукшин написал достаточно много рассказов об этих людях («Мастер», «Выбираю деревню на жительство», «Микроскоп», «Штрихи к портрету», «Алеша Бесконвойный» и др.); более того, именно об этих людях его кинофильм «Странные люди» (1969), в который вошли его новеллы: «Чудик» (в сценарии – «Братка»), «Миль пардон, мадам» (в кино – «Роковой выстрел»), «Думы». Определение этому герою критики взяли из прозы самого Шукшина – чудик.
Шукшин, как правило, избегает длинных вступлений и вводов в действие. К
ак и Чехов, он стремится не описывать душевное состояние героя, а сделать так, чтобы оно было понятно из его действий.
Герои книг и фильмов Шукшина — это русские люди , со , наблюдательные и острые на язык.Многих
его героев можно назвать чудаками, людьми «не от мира сего» (рассказ «Микроскоп», «Чудик»).
В произведениях Шукшина дано лаконичное и ёмкое описание русской деревни, его творчество характеризует глбокое
знание языка и деталей быта, на первый план в нём зачастую выходят глубокие нравственные проблемы, русские национальные и общечеловеческие ценности (рассказы «Охота жить», «Космос, нервная система и шмат сала»
Глава 4
Как сквозь дым, пробивался Пухов в потоке несчастных людей на Царицын. В поезде с ним ехали люди, которых Гражданская война и разруха закинули в дальние страны, вплоть до Аргентины. Голод вынудил простой народ ползти «по всему миру, как по своему уезду». «Силы были тогда могучие в любом человеке, никакой рожон не считался обидой».
Теперь все эти страдальцы, как и Фома, возвращались на родину.
Царицын выглядел почти пустым. Фабрики в этом городе заросли бурьяном. У одного завода Пухов встретил механика и показал ему командировку от Шарикова. Механик равнодушно прочёл мандат, а потом, ни слова не говоря, послюнявил его лист с обратной стороны, приложил к забору и так же молча пошёл прочь.
Молча побрёл и Фома назад к вокзалу. В полночь он сел там на поезд неизвестного маршрута и назначения.
Глава 3
Гражданская война кончалась. Пухов радовался этому, полагая: «одними идеями одеваемся, а порток нету». Он жаждал восстанавливать страну, однако приказ Совнаркома о трудовых армиях казался ему глупым: Пухов не верил, что «жлобы сразу слесарями станут и заводы пустят». Не нравилось Фоме и то, что большевики проповедовали одну нищету. Красные агитаторы были годны лишь кричать лозунги, а не возрождать фабрики. Пухов хорошо понимал их очковтирательство.
Отремонтировать сломанные черноморские корабли было нельзя, «так как чугуна готового земля не рождала, а к руде никто от революции руками не касался». Пухов осознал, что пользы от него в Новороссийске больше нет, и решил вернуться в центр России.
Он ехал к Волге по берегу Каспия, через Баку, и встретил в этом городе своего знакомца – Шарикова. Большевики поставили этого безграмотного матроса налаживать Каспийское пароходство, но Шариков лишь ворочал большие бумаги на дорогом столе, тщетно разыскивая в них толк и надписывая на документах два вида резолюций: «пускай» и «не надо».
Шариков предлагал Пухову стать командиром нефтеналивной флотилии, но Фома отказался. Тогда Шариков выдал ему мандат с поручением по пути в Россию заехать в Царицын и прислать из этого промышленного города в Баку квалифицированный пролетариат, чтобы построить подводные лодки «на случай войны с английскими интервентами, засевшими в Персии».
Глава 9
Пухов доехал до Баку на порожней цистерне и явился к Шарикову. В этот год советская власть восстанавливала нефтяной промысел, собирая буровых мастеров и машинистов со всей страны.
Шариков поставил Фому машинистом на перекачку нефти из скважины в хранилище. Квартиры Пухов не имел, а спал на инструментальном ящике в машинном сарае, под шум двигателя. «Я – человек облегченного типа!» – объяснял он тем, которые этому дивились. Рядом была машина, умная, как живая, неустанная и верная, как сердце – и на душе у Фомы было светло и радостно.
Шариков, уже «обтесавшийся на курсах», ездил среди вышек на автомобиле и расписывался теперь в бумагах «знаменито и фигурно». Пухову он предложил вступить в партию, объясняя: «Коммунист – это умный, научный человек, а буржуй – исторический дурак!». – «А я – природный дурак!» – улыбнулся Пухов и заявления в партию не написал.
Раз Фома шёл утром на работу, наливаясь от лучей рассвета какой-то прелестью. Он всей душой хотел верить, что революция – лучшая судьба для людей, верней ничего не придумаешь. Это трудно, резко – и сразу легко, как нарождение.
В этот счастливый миг он чувствовал свою жизнь во всю глубину – до сокровенного пульса.
«Хорошее утро!» – сказал Фома сменщику, который ждал его в машинном сарае. Сменщик потянулся, вышел наружу и освидетельствовал: «Революционное вполне».
Автор краткого содержания – Русская историческая библиотека.
Герои
Главный герой повести Фома Пухов вначале описывается как человек, лишённый чувственности. Сердечной привязанности к дому он тоже не чувствует, считая себя дома на машине или рядом с машиной. К середине повести выясняется, что Пухов о жене горевал, но об этом никогда никому не сообщал.
Название «Сокровенный человек», относящееся к Фоме Пухову, обозначает, что Пухов живёт по каким-то своим природным законам, плохо сочетающимся с законами социальными
Фома не только себя чувствует частью природы, не более важной, чем умершие на зиму травы, но и всю природу воспринимает как личность, она для него антропоморфна. У природы руки – ветер, тормошащий путников, она желанна для человека, как девственница
Землю Пухов любит супружеской любовью и чувствует себя на ней хозяином.
Природа противопоставлена истории и злым силам свирепого мирового вещества, которые треплют и морят людей.
Личность Пухова совершенно неудобна новой власти. Впрочем, никакая власть таких людей не любит и совладать с ними не может. С точки зрения Пухова, жить надо не по чьей-нибудь указке, а по велению сердца, всё проверяя собой. Так что у героя говорящее имя, а не фамилия. Фома подобен своему неверующему тёзке из Библии, который должен вложить руки в раны от гвоздей, чтобы поверить в смерть и воскресение Иисуса.
Фома не верит в революцию, честно говоря об этом матросу Шарикову, который считает его кустарём советской власти.
Комиссар называет Пухова полным контр. А сам себя Пухов чувствует безродным, заблудившимся человеком.
Фома обвиняет комиссара в том, что они делают не вещи, а отношения, «отношения же Пухов понимал как ничто». Показательны ответы Фомы на вопросы комиссии, которая проверяла не столько знания специалистов, сколько их политграмоту. Фома соглашается лить кровь за народ, «только не зря и не дуриком».
И действительно, через год после этого разговора, возвращаясь домой, Фома наблюдает общую беспризорность «огромной порожней земли» и видит «народ, обратившийся в нищих». Вывод Пухова совершенно «антиреволюционный»: «Почва есть, а хлеба нету, — значит, дураки живут».
В финале повести Пухов называет себя природным дураком, то есть становится своеобразным народным сказочным непобедимым героем.
Зворычный – помощник механика на паровозе и товарищ Пухова. Он отказывается ехать в Новороссийск, жалея семью. Его Пухов называет предрассудочным человеком. Когда через год Пухов возвращается на родину, Зворычный уже состоит в отряде особого назначения и в партии. Пухов понимает, что Зворычный тоскует из-за смерти сына.
Люди, живущие во времена гражданской войны, глубоко несчастны. Начальника дистанции дважды ставили к стенке, так что он поседел и ждал смерти каждый миг. Кроме того, он находится под следствием, потому что мост возле Царицына, который под инженерным руководством начальника дистанции восстанавливали неквалифицированные рабочие, просел под воинским поездом. Убийство этого человека отрядом казаков стало избавлением от суда и расстрела.
Удивительна история калеки, который хотел сменять ножики на пшеницу и дошёл уже до Аргентины, а в Месопотамии он попал в крушение в туннеле, и искалеченную ногу ему отрезали в багдадской больнице.
Точка зрения автора в романе – сочувствие к людям, которые готовы «пожертвовать достоинством жизни на благо революции», которые заняты «общей жизнью». Автор – выразитель здравого смысла. Он мысленно возражает собравшимся на смерть красноармейцам, что радоваться нечему, он называет разрушенный войной и революцией мир погибающим.
Красная армия в романе изображается как крестьяне, одевшиеся в шинели, «скрытые хлебопашцы». Их победы обусловлены тем, что они не ценят своей жизни, что они готовы «дважды быть растерзанными», лишь бы враг погиб с ними. Воины похожи на потаённых охотников, у которых тревожный восторг теплится в сердце. Они – природная сила, стихия. Платонов с горечью отмечает, что мечта о счастье у них не собственная, а навязанная политруком. Им противопоставлены белые офицеры, индивидуалисты, например, офицер Маевский, который не верил в человеческое общество.
Служба в Новороссийске
Спустя семь дней Фома и еще пятеро рабочих отправляются на новое место. Красные снарядили огромный десант, который отправляется на трех кораблях в Новороссийск, прямо в тыл к Врангелю.
Главной задачей Пухова является обслуживание парового двигателя на теплоходе со странным названием «Шаня». Однажды в сильный шторм, проходя Керченский пролив, суда потеряли друг друга. Из-за непогоды десант не смог высадиться на берег. Корабли возвращаются в порт Новороссийска. Становится известно о том, что Красная Армия взяла Симферополь.
Последние четыре месяца Фома работает старшим монтером береговой базы Черноморского пароходства. Он скучает по настоящей работе. Из-за недостатка судов Пухов вынужден заниматься составлением отчетов о неисправных механизмах.
Глава 7
Утром над городом жахнул орудийный залп. Напали белые!
Пухов вскочил с постели и побежал к мастерским. Комиссар Афонин раздавал там рабочим винтовки и слал их к мосту, за рощу. За мостом стоял бронепоезд противника.
Мастеровые, залегшие в лощине по бестолковому распоряжению Афонина, палили вперёд из винтовок. Белому бронепоезду, который бойцам был даже и не виден, урона эта стрельба не причиняла. Зато рабочие несли сильные потери от взрывов шрапнели.
Пухов считал, «что нынче надо победить рабочим, потому что они делают паровозы и другие научные предметы, а буржуи их только изнашивают». У него созрел умный план. К месту, где стоял скрытый от глаз бронепоезд, железная дорога спускалась под крутым уклоном. А вверху, на городском вокзале стояли десять гружёных платформ на колёсах. Паровоза для них не было, но платформы можно было сцепить, раскачать руками и без паровоза пустить вниз по рельсам. Разогнавшись по уклону, они с громадной силой врезались бы во вражеский бронепоезд и сокрушили бы его.
Туповатые Афонин и Зворычный не сразу согласились на этот план, но потом всё же его приняли. Рабочие побежали на вокзал, и вскоре состав из платформ пророкотал под уклон, гудя огромной тяжестью по рельсам. Там, внизу, раздался страшный удар и треск.
В уверенности, что белый бронепоезд уничтожен, мастеровые ринулись к этому месту с винтовками. Но бронепоезд уцелел. Он стоял не на главном пути, и пущенный с вокзала состав разбил не его, а находившиеся на том пути вагоны. С невредимого бронепоезда пролетариев начал расстреливать пулемёт и убил многих, в том числе Афонина.
Лишь поздно вечером красный бронепоезд и атака матросов уничтожили белых в отчаянном бою.
Анализ рассказа
С другой стороны, он очень добрый, общительный и простодушный. Добрый не просто в высшей степени, а прямо-таки до глупости. Шукшинский герой, на первый взгляд, родствен другим известным героям русской литературы:
- Князю Мышкину;
- Гоголевскому Башмачкину;
- Чеховскому Епиходову.
В своём рассказе Шукшин сталкивает «естественного человека» Князева и окружающий мир, «испорченный» цивилизацией. Обе стороны никак не могут понять друг друга, поскольку руководствуются разными правилами. Однако автор отнюдь не идеализирует Князева, в отличие от Достоевского, которому был определённо симпатичен Идиот. Чудик — человек со своими достоинствами и недостатками.
Тем не менее, это персонаж достаточно незаурядный, хотя его незаурядность проявляется лишь в те моменты, когда он падает в некие чрезвычайные ситуации, в обычное время Князев — самый обычный, средненький человек, ничем не выделяющийся из толпы. Чудик совсем не накликает на себя неприятности, они — лишь цепь случайных совпадений. Но и окружающий мир страдает теми же недостатками, что и герой: в финале рассказа, в тот момент, когда герою требовалось просто понимание (в эпизоде с раскрашиванием коляски), общество предпочло резко отвернуться от него, не оценив его добрых намерений.
Размер архива с книгой Странные люди = 33 KB
знающие людиСоветского СоюзаСтранные люди
Шукшин Василий Макарович
Странные люди
Странные люди; Шукшин Василий Макарович, скачать, бесплатно, читать, книга, электронная, онлайн
Возвращение домой
Пухов принимает непростое решение оставить работу и уехать из Новороссийска. Добраться до дома он планирует пешком по побережью Каспийского моря и Волги. В Баку он неожиданно встречает Шарикова, который назначен старшим по восстановлению Каспийского пароходства. Бывший матрос поручает Фоме собрать в Царицыно квалифицированных рабочих, нехватка которых остро ощущалась на Каспии.
Прибыв в родной город, Фома поселился у Зворычного, который помог ему устроиться на работу в мастерские слесарем гидравлического пресса. Спустя неделю Пухов переезжает в свою квартиру. Он часто навещает товарища, у которого за чаем часто вспоминает о Черном море.
На город наступают белые. Под шквальным огнем бронепоезда рабочий отряд самообороны вынужден отступить. Фома предлагает уничтожить бронепоезд, спустив со склона платформы, груженые песком. План Пухова терпит поражение, поскольку съехавшие вниз платформы не причинили никакого вреда бронепоезду. Наступление рабочих терпит поражение. К утру прибыли два бронепоезда красных, которые помогли отстоять город.
В ячейке долго проводили разбирательство, выясняя, не является ли Фома предателем. Решили, что он просто придурковатый мужик, предложивший нелепую идею. Работа в цеху вызывает у Фомы уныние и тоску. Он решает написать письмо Шарикову. Спустя месяц из Баку пришел ответ. Приятель предложил ему поработать машинистом на нефтяных приисках. Фома соглашается. Теперь он следит за работой двигателя, перекачивающего нефть из скважины в хранилище.
Прошло время. Жизнь постепенно наладилась. Фома всем доволен. Он сожалеет лишь о том, что немного постарел. Перед поездкой на промысел он навещает Шарикова, к которому недавно вернулся из плена брат. Неожиданно для себя Фома почувствовал в душе свет и теплоту, которые медленно превратились в силу и уверенность. Это природа перешла в него и наполнила его смелостью.