Темные аллеи — краткое содержание
Однажды в осеннюю ненастную пору тарантас подъехал к длинной избе, в одной части которой была почтовая станция, а в другой частная горница, где можно было поесть или заночевать. Тарантасом управлял крепкий серьёзный мужик Клим, а пассажиром был старик-военный с усталым, но строгим взглядом. Он вылез из тарантаса и вошёл в горницу, где было всё аккуратно и …пахло щами. Людей внутри не было и военный позвал хоть кого-нибудь. Сразу же пришла женщина …лёгкая на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой…, поздоровалась, предложила поесть или выпить чаю. Гость сказал, чтобы ставила самовар и поинтересовался, служит она в горнице или хозяйка. Женщина ответила, что сама хозяйка, тогда последовал вопрос, вдова ли она, но она сказала, что нет. Военный похвалил её за то, что в горнице чисто и приятно, она ответила, что выросла при господах, поэтому и умеет прилично себя держать и назвала его по имени.
Николай Алексеевич сел ровно и покраснел, он спросил: Надежда! Ты? Военный не мог точно вспомнить, сколько лет они не виделись, она сказала, что тридцать. Николай Алексеевич стал расспрашивать, как сложилась её жизнь, ведь он совсем ничего про неё не знал с тех самых пор. Она рассказала, что господа дали ей вольную, что замуж никогда не выходила, потому что не могла этого сделать из-за сильной любви к нему. Николай Алексеевич ответил, что история эта пошлая, обыкновенная, и с годами всё проходит. Надежда же с ним не согласилась, сказав, что проходит лишь молодость, но не любовь. Потом она добавила, что могла любить его весь век, несмотря на то, что он бессердечно её бросил; и что было ей настолько обидно, что она хотела даже свести счёты с жизнью. Напомнила Надежда Николаю Алексеевичу, что звала его тогда Николенькой, а он ей всё читал про «тёмные аллеи». Он же в свою очередь вспомнил, как же хороша она была в молодости, и что многие на неё заглядывались. Немного погодя, он добавил, что главное, чтобы Бог его простил, раз она простила. Но Надежда сказала, что не простила его и дала знать военному, что в жизни у неё дороже никого не было. Николай Алексеевич рассказал ей, что счастья в его жизни не было, что жену он обожал, но она ему изменила и ушла, что сын не оправдал надежд и вырос человеком …без сердца, без чести, без совести. Николай Алексеевич приказал подавать тарантас, прежде сказав Надежде, что потерял в ней самое дорогое, что у него было в жизни. Они поцеловали друг другу руки, и он уехал.
Когда поехали, Клим сказал, что Надежда всё в окно глядела, и стал рассказывать, что про неё люди говорят, что она справедлива, крута и умна. Но Николай Алексеевич просил поторопиться, чтобы не опоздать к поезду, а сам всё думал о том, что время с ней было действительно волшебным.
Но что было бы, если бы он остался с ней и ему пришла мысль, что это вздор, если бы она была его женой и матерью его детей, хозяйкой его дома в Петербурге.
Краткое содержание
В темноте теплой августовской ночи катилась тележка «с двумя молодыми седоками — мелкопоместной барышней и юношей гимназистом». Вчера вечером деревня всполошилась появлением волка, который нагло и дерзко проник в стойло и зарезал овцу. Он чуть было не унес свою добычу в лес, но на истошный собачий лай вовремя выбежали мужики. Они дубинами отбили у волка овцу, которая к тому времени уже околела.
Теперь же барышня весело хохотала, зажигала и бросала в темноту спички. Она кокетливо призналась юноше, что боится волков. На голове у барышни был повязан красный платок, а свободный вырез красного платья открывал ее крепкую шею. Телега тряслась на ухабах, и девушка делала вид, будто не замечает, что «гимназист обнимает ее и целует то в шею, то в щеку, ищет ее губы». Наконец, барышня уступила настойчивому кавалеру, и на ее устах застыл долгий поцелуй.
Неожиданно тележка остановилась, и мальчик, который управлял лошадьми, испуганно крикнул: «Волки!» В этот миг зарница осветила черное небо и неподалеку показались «три больших волка». Лошади, почуявшие опасных хищников, в страхе заметались и понесли тележку, куда глаза глядят. Мальчик на козлах никак не мог с ними справиться, и седоки могли в любой момент разбиться.
Когда лошади в очередной раз взметнулись, девушка «успела вырвать вожжи из рук ошалевшего малого». При этом она ударилась обо что-то железное, и на прекрасном лице «остался на всю жизнь легкий шрам в уголке ее губ». Когда же ее спрашивали, как появился этот шрам, она с неизменной улыбкой отвечала, что это «дела давно минувших дней». При этом в ее памяти всплывали чудесные теплые августовские ночи, пахучие стога сена и тот самый гимназист, «с которым она лежала в них вечерами, глядя на ярко-мгновенные дуги падающих звезд…
Содержание
Несобственно языковые скрытые смыслы:
1. Слова-концепты
Концепт «богатства, роскоши, красоты» представлен словами и следующими сочетаниями слов — усадьба, огромная тахта, туркестанские ткани, ковры, восточное оружие, столики для курения, гонг, белье голландского полотна, прислуга, стол с серебряным чайником, празднично сверкающая люстра, молочно-серой королевой вошла тетя, шелковые туфли, белое, красное вино князя Голицына, разноцветно-яркий цветник, многочисленные клумбы и утренний запах цветов.
Концепт «скуки» — адова скука, в столовой сумрачно и скучно, и все настроение героя в начале произведения пропитано скукой и ленивостью.
3. Интертекст: Студент въезжает в усадьбу со строками из Евгения Онегина «мой дядя самых честных правил…». Наверное, он отчасти и отождествляется себя с ним: Евгению также скучно в деревне в гостях у дяди и также, скорее всего, надеется унаследовать имение дяди и тети. Также присутствует реминисценция на трагедию Софокла «Антигона», как я упоминала ранее. Дядя героя сам называет себя Эдипом, отцом Антигоны
Краткое содержание
Встреча с волком
Рассказ начинается с описания главного героя, который был сильным и бесстрашным человеком. Однажды вечером он решил пойти на охоту и встретил на своем пути волка. Между ними началась битва, в которой победу одержал главный герой. С тех пор он стал бояться только Бога и никого больше.
Поиски героя
Опираясь на воспоминания о страшной битве, главный герой отправился на поиски места, где встретил волка. Его путь лежал через лес, где он столкнулся с другой опасностью — групой волков, которые напали на него, но убежали, когда герой поднял свою грозную руку. В итоге, он нашел место своей первой встречи с волком.
Символизм волка
Волк — символ воли и силы, но также и опасности. Шукшин использует образ волка для того, чтобы показать, что опасность может быть побеждена, если человек настоящий и бесстрашный. Кроме того, волк символизирует дикий мир, который так редко видит современный человек, но который остается с ним на протяжении всей истории человечества.
Список и краткая характеристика героев рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
В рассказе «Тёмные аллеи» фигурируют два основных героя: некогда влюблённые друг в друга крестьянка Надежда и дворянин Николай.
- Краткая характеристика Николая Алексеевича — В рассказе Николай Алексеевич один из двух основных персонажей. Читатель встречает его в дороге, как раз когда герой решил сделать привал. На момент повествования мужчине под 60-т, он военный в отставке, всё ещё стройный и статный, внешне чем-то похож на царя Александра II. За внешней статью скрывается нерешительный, уставший от жизни и несчастливый человек. Встретив свою любовь молодости, поняв, что она была самым светлым моментом всей его жизни, он всё равно бежит прочь и сам себе сознаётся, что менять ничего он бы не стал.
- Надежда — Главная героиня, некогда возлюбленная Николая Алексеевича, на момент повествования 48-ми летняя хозяйка гостиного двора на почтовой станции. Надежду, когда она была совсем юна оставил молодой дворянин, в которого она была без памяти влюблена. Этим дворянином и был наш главный герой. Вскоре после разлуки девушка обрела свободу, но забыть предательства любимого не смогла и осталась несчастной на всю жизнь. Надежда прямая, смелая, хозяйственная и решительная женщина. Она всего добилась сама и не стыдится прожитых лет.
- Клим — Второстепенный персонаж, кучер Николая Алексеевича.
О произведении
Рассказ «Волки» Бунина написан в 1940 году. Это трогательное произведение о первой любви, которая, словно зарница, вспыхнула в памяти главной героини. На память же о былых чувствах у неё остался небольшой шрамик возле губ.
В этой короткой зарисовке автор отобразил много символов и образов, которые помогают воплотить картину первой любви, молодости и пылкости чувств.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Волки» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен при подготовке к уроку литературы и для читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Корощуп Любовью Александровной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.
Особенности сюжета
Второй сильной позицией является начало произведения. Уже в первом предложении мы встречаем большую часть главных героев рассказа, видна установка главного героя-студента, как он намеривается провести свои летние каникулы или их часть. Итак, далее становится ясным, что главный герой — студент едет не просто проведать родственников, а «отбывать повинность», увидев тетю «он с притворной радостью припал к ее мягкой темной руке». Студенту не нравится это времяпрепровождение, поэтому появляется фальшь и неискренность в его поведении по отношению к тете и дяде. Но ему приходится каждое лето повторять один и тот же сценарий, чтобы не разгневать мать, которая вероятно настаивала на этих поездках, на «нужности» проведать родственников или скорее проведать имение, которое вероятно достанется студенту, так как о существовании детей тети и дяди не упоминается.
Авторская модальность передается через третье лицо: автор относится к студенту с легкой иронией, говорит о нем в неряшливо-шутливом тоне, что также говорит о неискренности героя и перед собой, в московском обществе он не ощущал себя таковым и был более скованным, как в душе, так и в достатке.
Дядя и тетя – богатые люди, но описания их образов не выглядят столь аристократическими: тетя – «широкий чесучовый балахон на большом дряблом теле, крупное обвисшее лицо, нос якорем и под коричневыми глазами желтые подпалины», дядя – «полный, бледный, голубоглазый генерал», «с причесанными мокрыми жидкими волосами».
Следующим героем этого рассказа является сестра, присматривающая за дядей «высокая, статная красавица в сером холтинковом платье». Она более похожа на аристократку, чем владельцу этой усадьбы. Генерал называет ее Антигоной. Генерал дает нам понять, что она на самом деле очень красивая. Через его слова мы видим некоторые качества характера героини – доброту и ответственность, ведь она сама путеводительница (проводница). Вспомним, что ее имя переводится с греческого языка «вместо ребенка», что говорит о том, что сестра была для дяди, будто вместо дочери.
Увидев ее, студент рассуждает: «бывают же такие женщины! И что можно отдать за любовь такой женщины! И как же при такой красоте катать стариков и старух в креслах на колесиках!».
У него в голове появляются мысли о женитьбе, но он сразу вспоминает, какая может быть реакция у его мамы, тети и дяди… Но под предлогом остаться подольше погостить у родственников, он остается. Позже герой узнает о ее любви к чтенью и в коротком разговоре они поверхностно обсудят тему любви.
« — Что может быть лучше любви? Голос ее был скромен, глаза тихо улыбались. Любовь, любовь!» — сказал он, вздыхая. – Бывают удивительные встречи, но… Ваше имя-отчество, сестра?» Больше об их разговорах не упоминается, разговоры становятся неважными, потому что на первый план выходит физическое удовлетворение, а не духовное.
После этого их встречи повторялись каждую ночь. Удивительно, что первая страсть случилась именно в диванной, где было много стеллажей с книгами, служила эта диванная в большей части библиотекой в этом доме: библиотека выступает местом тайным и сакральным для них, для нас почти нереально, чтобы в этот момент кто-то зашел: дядя на коляске, без своей путеводительницы не может двинуться, тетя, слишком не желающая двигаться и ходить по комнатам, оправдывает это своей немощью, а служанке совсем нечего делать в библиотеке, если только протереть пыль с мебели, но вероятность захода ее в данный момент мала, поэтому библиотека – это не только хранилище знаний, но в данный момент и хранилище тайны между двумя людьми.
О книге Иван Бунин «Волки»
«Волки» — рассказ Ивана Бунина, вошедший в знаменитый сборник «Темные аллеи». Это произведение рассказывает об искренних чувствах, ярких воспоминаниях и запретной любви.
«Волки» очень напоминает стихотворение. В рассказе нет как такового сюжета. Это скорее зарисовка автора, выливающая на читателя шквал чувств и эмоций. Летние ночи, деревенские пейзажи, барышня и гимназист, яркое чувство, которому суждено остаться лишь в воспоминаниях. Быть может, ничего этого и не было, но волки, нагоняющие страх на округу, заставили главных героев обнажить чувства.
Рассказ Ивана Бунина полон символов. Это и сами волки, символизирующие разлуку и препятствия. И шрам на лице, который получила главная героиня. Он символизирует яркий отпечаток, воспоминание, которое навсегда изменило барышню. Жизнь полна таких событий, откладывающих шрамы на душах.
«Волки» — рассказ-воспоминание, заставляющий читателей задуматься о памятных моментах. Каждый был молод, каждый любил, каждый с теплом вспоминает звездные ночи и жаркие поцелуи. Что бы ни случилось и как бы жизнь не поменялась, все помнят о первой любви и пожирающих душу чувствах.
Этот рассказ вошел в легендарный сборник «Темные аллеи». Сам Иван Бунин считал этот сборник своей лучшей работой. Это притом, что Нобелевскую премию в области литературы автор получил за роман «Жизнь Арсеньева». Бунин даже благодарил Бога за то, что тот позволил ему написать некоторые из рассказов, вошедших в «Темные аллеи».
Сборник «Темные аллеи» увидел свет в 1943 году. На тот момент в него попало 11 рассказов. В окончательном варианте книга вышла в 1946 году, в нее вошло 38 новелл. В произведениях Бунина изображены разнообразные женские образы. Даже в произведениях, где главный герой мужчина, в эмоциональном плане на первом месте оказывается женщина.
Новеллы Ивана Бунина отличаются и оформлением, и сюжетным наполнением. Однако главная тема всего сборника – чистая и прекрасная любовь
В каких-то рассказах автор уделяет внимание трагедии. В каких-то новеллах читатель встречает анекдотические ситуации
Некоторые произведения напоминают стихотворения, так как содержат в себе больше чувств, нежели событий. Но практически во всех рассказах фигурируют взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Герои Бунина разные и по возрасту, и по положению в обществе, и по внутреннему наполнению. Но все они умеют любить.
Символика волков в рассказе «Волки» Шукшина
Рассказ «Волки» Шукшина описывает встречу между главным героем и стаей волков. Волки в этом рассказе играют важную символическую роль, представляя собой силу природы, дикий мир и живую энергию.
Автор акцентирует внимание на физической мощи и умственной остроте волков, представляя их как символ сильной и главной силы в этом мире. Шукшин пользуется волками, чтобы образно показать, что человек должен уважать и защищать природу
В контексте рассказа, волки также символизируют необычность и таинственность. Главный герой, встретив в степи стадо волков, остается наоборот, все еще человеком в этой невероятной и таинственной встрече.
Таким образом, волки в рассказе Шукшина играют важную роль, воплощая концепцию природы, силы и таинственности. Автор показывает, что природа несравненно сильнее человека, и что для успеха и выживания необходимо уважение и бережное отношение к ней.
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образов в рассказе «Тёмные аллеи» нашли свое место в таблице:
Николай Алексеевич | мужчина около шестидесяти лет. Дворянин. Военный. Стройный старик со строгим, но усталым взглядом. Столкнувшись лицом к лицу со своим прошлым, показывает слабость и нерешительность, предпочтя сбежать от него. В молодости он увлекся крестьянкой, но без сожалений бросил ее, когда нашел женщину своего круга. Но семейная жизнь не задалась: жена ушла от него, а сын не оправдал надежд. |
Надежда | красивая сорока восьмилетняя женщина, похожая на цыганку. Наделена сильными чувствами и долгой памятью. Так и не смогла забыть Николая и найти своё счастье, затаив на него обиду на всю жизнь. Когда-то была простой крестьянкой, но со временем смогла создать свое дело и развить хозяйство. Честная и искренняя женщина не смогла выйти замуж ценой обмана, ведь всю жизнь любила одного человека. |
Рассказ Ивана Бунина
Смысл названия
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.
Проблемы
Проблематика рассказа «Тёмные аллеи» тоже может быть увеличена в объеме, если Вы напишите Литрекону, чего не хватает.
- Измена – фактически, Николай изменил любви, забыл свою возлюбленную, оставив её на произвол судьбы. Проявив эгоизм, герой сломал жизнь девушке, которая искренне любила его всю жизнь.
- Отчаяние – жизнь в творчестве Бунина показана тяжёлой и неприятной «аллеей», которая приносит человеку страдания и испытания. Никто из героев в итоге так и не стал счастливым. Николай разочаровался в семье, а Надежда — в любви.
- Социальное неравенство. Николай так и остался барином для Надежды, поэтому так легко оставил ее. С женщиной своего круга он не мог бы так поступить, потому что его осудило бы общество. Оно же помешало ему выбрать именно Надежду, ведь крестьянка — не пара барину.
- Месть и великодушие. Надежда так и не смогла простить своего обидчика. Его легкомыслие задевает ее и в разговоре. Он все это время даже не вспоминал о той, кого бросил, а она любила, мучалась и не могла отпустить воспоминания о разлуке.
Тема человеческой жестокости в рассказе «Волки» Шукшина
Рассказ «Волки» Шукшина является показательным примером того, как человеческая жестокость может проявляться в различных сферах жизни. Основная тема рассказа — взаимоотношения человека и природы, которые не всегда являются гармоничными и мирными.
Жестокость человека проявляется в первую очередь в отношении животных — охота на них становится не просто средством доставления пищи, но и способом удовлетворения жажды насилия и силы. В рассказе Шукшина главный герой Сашка и его брат охотятся на волков, при этом убивая их не из необходимости, а ради собственного удовольствия и самоутверждения.
Также в рассказе проявляются другие формы жестокости, например, отношение отца к сыновьям и жена к мужу. Отец решает отправить Сашку и брата на охоту на волков, не задумываясь о последствиях для их жизни и здоровья. Жена же главного героя смирилась с его насилием и здоровым смыслом это назвать нельзя — она вынуждена терпеть, не имея защиты от своего мужа.
Таким образом, рассказ «Волки» Шукшина поднимает актуальную тему человеческой жестокости и неспособности многих людей жить в гармонии с природой и окружающими их существами. Рассказ ставит перед читателем вопросы о моральных принципах и ценностях, о том, как правильно вести себя в отношении животных и других людей, и вызывает критическое отношение к подобным формам насилия и жестокости.
Какая связь с Антигоной из античности?
Антигона является героиней трагедии Ж.Расина «Фиваида, или Братья-враги» (1664). Героиня Расина восходит не к Антигоне Софокла, а к Антигоне Еврипида в произведении «Финикиянки».
Его Антигона предстает юной девушкой, безуспешно пытающейся примирить братьев, которых она одинаково любит. Чтобы их умиротворить, она отправляет своего возлюбленного Гемона, и он гибнет, пытаясь разнять Полиника и Этеокла. Его отец Креонт признается Антигоне в страстной любви, предлагает разделить с ним трон и, получив отказ, уходит из жизни, так как все его амбиции оказываются бессмысленными.
Не в силах пережить Гемона, которого она сама обрекла на смерть, Антигона закалывает себя тем же кинжалом, что послужил орудием самоубийства ее матери Иокасте, когда та поняла, сколь бесплодны ее усилия остановить братоубийственную войну сыновей. Антигоне нет места в этом «самом проклятом городе мира», как назвал драматург Фивы. Имя стало нарицательным для самоотверженной дочери, которая посвятила себя уходу за больным и старым отцом. Люди с именем Антигона отличаются смелостью и независимостью.
В завершении анализа станет понятным, почему было взято такое название. Так как заголовок является сжатым текстом, то предполагаем, что дальше пойдет речь о девушке, история которой прямо или косвенно связана с мифом об Антигоне.
Темы
- Любовь в творчестве Бунина представлена могучей и опасной силой, которая редко приносит человеку настоящее счастье, а чаще всего приносит ему только новые страдания и сожаления. Однако мгновения страсти — это лучшее, что случается с людьми. Ярче всего светятся в памяти именно чувства.
- Судьба – этот рассказ показывает нам, как, казалось бы, самый обычный краткосрочный роман может повлиять на судьбу человека. Николай не смог построить своего счастья на несчастье Надежды. Его поступок обернулся зеркальным повторением: сначала бросил он, потом бросили его.
- Нравственный выбор. Рассказ наполнен также и сожалением о прошлом, размышлениями о том, способен ли человек делать выбор на своём жизненном пути, и о том, способен ли он сделать этот выбор правильно. Николай гонит от себя мысль о том, что было бы, если бы он женился на Надежде, потому что боится признать свою ошибку.
- Ностальгия. Герои сильно пострадали от любви, однако погружение в прошлое заставляет их обнаружить счастье, которого теперь нет. Оказалось, что те первые мгновения страсти и молодости были тем самым счастьем, которого так не хватало персонажам в дальнейшем.
Кратко об истории создания рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи»
Ивана Алексеевича Бунина вдохновило стихотворение Н. Огарёва «Обыкновенная повесть», точнее ему очень понравилась метафора «тёмные аллеи». Этот образ писатель наделил особым смыслом, он назвал «Тёмными аллеями» целый цикл рассказов о красивой, судьбоносной, незабываемой любви.
Рассказ «Тёмные аллеи» был написан в 1938 году, когда писатель находился в эмиграции. Это было тяжелое время: голод, страх, гонения, нищета… Но именно в эти годы И.А. Бунин написал лучшие свои работы. Он возвращался в них в мирную жизнь, в собственную молодость, в Россию. В те непростые времена творчество помогло выжить русскому писателю, сейчас оно стало нашим наследием и гордостью.
Смысл названия
Название рассказа «Тёмные аллеи» несёт в себе несколько значений. В первую очередь, для Бунина, тёмные аллеи – это символ прошлого, ушедшей эпохи его молодости. Именно размышлению о прошлом, о потерянных перспективах и упущенном счастье посвящён сам рассказ.
Смысл заглавия «Тёмные аллеи» отчасти объясняется его источником: И.А. Бунин взял его из стихотворения Огарева «Обыкновенная повесть»:
Русская поэзия напомнила ему о том, чего не вернуть: красивые сады дворянских усадеб, уединенная жизнь под сенью лип, неторопливый ход времени.
Также название затрагивает тему судьбы и любви, непредсказуемости человеческой жизни, когда, казалось бы, давно пройденный и забытый этап жизни может снова встретиться на пути человека в самый неожиданный момент. Аллея — это отражение жизненного пути, темного и скрытого от посторонних глаз.
Иван Бунин — Волки | Виражи Искусства
Иван Бунин — Волки(сборник рассказов «Темные аллеи» часть 2)
Тьма теплой августовской ночи, еле видны тусклые звезды, кое-где мерцающие в облачном небе. Мягкая, неслышная от глубокой пыли дорога в поле, по которой катится тележка с двумя молодыми седоками — мелкопоместной барышней и юношей гимназистом. Пасмурные зарницы освещают иногда пару ровно бегущих рабочих лошадей со спутанными гривами, в простой упряжи, и картуз и плечи малого в замашной рубахе на козлах, на мгновение открывают впереди поля, опустевшие после рабочей поры, и дальний печальный лесок. Вчера вечером на деревне был шум, крик, трусливый лай и визг собак: с удивительной дерзостью, когда по избам уже ужинали, волк зарезал в одном дворе овцу и едва не унес ее — вовремя выскочили на собачий гам мужики с дубинами и отбили ее, уже околевшую, с разорванным боком. Теперь барышня нервно хохочет, зажигает и бросает в темноту спички, весело крича: — Волков боюсь! Спички освещают удлиненное, грубоватое лицо юноши и ее возбужденное широкоскулое личико. Она кругло, по-малорусски, повязана красным платочком, свободный вырез красного ситцевого платья открывает ее круглую, крепкую шею. Качаясь на бегу тележки, она жжет и бросает в темноту спички, будто не замечая, что гимназист обнимает ее и целует то в шею, то в щеку, ищет ее губы. Она отодвигает его локтем, он намерение громко и просто, имея в виду малого на козлах, говорит ей: — Отдайте спички. Мне закурить нечем будет. — Сейчас, сейчас! — кричит она, и опять вспыхивает спичка, потом зарница, и тьма еще гуще слепит теплой чернотой, в которой все кажется, что тележка катится назад. Наконец она уступает ему долгим поцелуем в губы, как вдруг, толчком мотнув их обоих, тележка точно натыкается на что-то — малый круто осаживает лошадей. — Волки! — вскрикивает он. В глаза бьет зарево пожара вдали направо. Тележка стоит против того леска, что открывался при зарницах. Лесок от зарева стал теперь черным и весь зыбко дрожит, как дрожит и все поле перед ним в сумрачно-красном трепете от того жадно несущегося в небе пламени, которое, несмотря на даль, полыхает с бегущими в нем тенями дыма точно в версте от тележки, разъяряется все жарче и грознее, охватывает горизонт все выше и шире, — кажется, что жар его уже доходит до лица, до рук, виден даже над чернотой земли красный переплет какой-то сгоревшей крыши. А под стеной леса стоят, багрово серея, три больших волка, и в глазах у них мелькает то сквозной зеленый блеск, то красный, — прозрачный и яркий, как горячий сироп варенья из красной смородины. И лошади, шумно всхрапнув, вдруг диким галопом ударяют вбок, влево, по пашне, малый, на вожжах, валится назад, а тележка, со стуком и треском, мотаясь, бьется по взметам… Где-то над оврагом лошади еще раз взметнулись, но она, вскочив, успела вырвать вожжи из рук ошалевшего малого. Тут она с размаху полетела в козлы и рассекла щеку об что-то железное. Так и остался на всю жизнь легкий шрам в уголке ее губ, и, когда у ней спрашивали, отчего это, она с удовольствием улыбалась: — Дела давно минувших дней! — говорила она, вспоминая то давнее лето, августовские сухие дни и темные ночи, молотьбу на гумне, ометы новой пахучей соломы и небритого гимназиста, с которым она лежала в них вечерами, глядя на ярко-мгновенные дуги падающих звезд. — Волки испугали, лошади понесли, — говорила она. — А я была горячая, отчаянная, бросилась останавливать их… Те, кого она еще не раз любила в жизни, говорили, что нет ничего милее этого шрама, похожего на тонкую постоянную улыбку.
7 октября 1940 года
Произведение Василия Шукшина
Направление и жанр
Рассказ «Тёмные аллеи» был создан в рамках литературного направления реализма. Писатель стремится к максимально натуралистичному воссозданию реальной жизни. Созданные им образы, речь и действия персонажей выглядят максимально достоверно и органично. Читатель может поверить в то, что события, рассказанные Буниным, могли произойти в реальной жизни.
С точки зрения жанровой принадлежности, «Тёмные аллеи» — это рассказ. Сюжет охватывает небольшой по длительности промежуток времени и минимальное количество действующих лиц. А отсутствие какой бы то ни было конкретики подчёркивает типичность ситуации, описанной в этом произведении.
Критика
Сборник был написан и издан в годы Второй мировой войны, именно в этот период Бунин, всё это время находившийся в жёсткой оппозиции к СССР, начал понемногу менять свои взгляды, видя героическую борьбу советского народа с внешним агрессором.
Бунин так не вернулся в Россию, однако после его смерти его произведения, среди которых были и «Тёмные аллеи», стали публиковаться в СССР, где получили высокую оценку литературных критиков, а в итоге были признаны частью русского литературного наследия.
Интересные рецензии и научные работы современных исследователей. Например, Т.В. Марченко анализировала авторский стиль Бунина:
Литературовед Евгений Пономарев отметил, что творчество Бунина непрерывно: один замысел плавно вытекает из предыдущего.
Он же выделяет модернистские черты в рассказе и отмечает новаторство Бунина:
Суть: о чём рассказ?
Одним осенним днём старый военный по имени Николай останавливается передохнуть в частной горнице близь почтовой станции. Он заводит разговор с хозяйкой, внезапно выясняется, что хозяйка горницы – его давняя возлюбленная Надежда, с которой у них был роман много лет назад.
Герои начинают вспоминать прошлое, однако память не приносит им ничего, кроме боли. После расставания девушка так и не обрела своего счастья. Надежда все эти годы думала только о Николае и не могла простить его за то, что он бросил её.
Главный герой, мучимый совестью и сомнениями, спешно уезжает, думая о том, как могла бы повернуться его жизнь, если бы он поступил иначе. Подробнее о сюжете Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника.
Произведение Василия Шукшина
Рассказ Шукшина посвящён некрасивому поступку пожилого мужчины, который, опасаясь за свою жизнь, оставил своего зятя на растерзание волкам. Молодой человек мог бы погибнуть, но его спасло то, что хищники задрали коня и начали его пожирать. Тесть Наум Кречетов не раскаялся в своём поступке. Напротив, добравшись первым домой, он пожаловался милиционеру на то, что зять хотел его побить. Главные герои этого рассказа:
Завязка сюжета
Однажды Наум Кречетов пришёл к Ивану Дегтярёву, своему зятю, и предложил поехать в лес, чтобы запасти дров. Они запрягли лошадей и отправились в чащу. Каждый ехал в своих санях, причём тесть управлял лошадьми, а Иван просто дремал. Его молодой конь шёл сам.
Вдруг Наум увидел, как из лесу им наперерез вышли волки. Зверей было 5, они стояли и выжидали. Старик стал разворачивать телегу, и то же самое попытался сделать Иван. Конь тестя развернулся легко, а лошадь Дегтярёва не могла сориентироваться и вышла из оглобли.
Иван слез с саней и кое-как завёл животное в оглоблю, а волки тем временем наступали. Молодой человек залез в сани и стал стегать кнутом вожака стаи. Тот сначала опешил, но потом снова стал наступать, а за ним остальные.
Кульминация и развязка
Пока Иван побежал, чтобы поднять орудие, волки задрали коня и стали его пожирать. Человек понял, что теперь ему не угрожает опасность, но очень жалко было лошадь. Он подошёл близко к хищникам и стал кричать на них. Волки отошли от разодранной туши, и Иван увидел, как спокойно вожак сморит на него своими жёлтыми глазами. Животные понимали, что добыча уже не уйдёт от них, и человек с топором их не беспокоил. Иван сказал «Ваша взяла».
Тема природы
Непредсказуемость и красота природы
В рассказе «Волки» Шукшин описывает природу Сибири, которая ярка и красива, но также непредсказуема и опасна. Природа всегда находится в постоянном движении, и люди должны приспосабливаться к ее изменениям. В рассказе описывается, как главный герой и его товарищи по палатке борются с зловещими обстоятельствами, создаваемыми природой. В то же время они наслаждаются ее красотой и мощью, подобно волкам, которые являются символом природы.
Шукшин показывает, что природа не только красива, но и может быть опасна, поэтому нужно уважать и беречь ее.
- Описание красоты и мощи природы Сибири;
- Опасность, которая может быть свойственна ей;
- Необходимость уважать и беречь природу.
Природа в рассказе «Волки» Шукшина является одной из главных тем, продемонстрированных в тексте. Природа показывается как красивая, мощная и непредсказуемая сила природы, которую нужно уважать и беречь
Шукшин подчеркивает важность понимания, что природа не только красива, но и может быть опасна, поэтому нужно быть очень осторожным во время ее изучения и наслаждения