Скучная история — краткое содержание рассказа А.П. Чехова
Пьеса рассказывает нам об одном старике, умирающим от болезни. Этот старик, Николай Степанович, — известный профессор, умнейший человек, почитаемый многими людьми. Всю жизнь он трудился, чтобы достичь уважения, и вот теперь ему осталось едва ли полгода. Как человек умный и знающий симптоматику своего заболевания он сам дал себе этот срок. Но что ему делать? Несмотря на весь его ум, образованность, авторитет в научных кругах, он стар, немощен и умирает.
Из-за постоянного ожидания смерти герой перестал спать, он потерял вкус ко всем маленьким прелестям жизни, которые теперь кажутся ему совершенно бессмысленными. Он ищет ответы на свои вопросы, — а в чем, в общем-то, был смысл всей его жизни, которая привела к подобному концу. Ведь ему не исправить происходящего. Никогда он не верил в загробную жизнь, но теперь стал задумываться на эти темы, искать ответы на свои вопросы. Из-за чувства, как будто его обманули, из-за постоянного неудовлетворения, он стал раздражительным.
Дома события развиваются своим чередом, — жена и дочь живут повседневной рутиной, и это Николаю Степановичу не приносит ничего, кроме раздражения. Единственная его отрада, — Катя, дочь его друга, которую он усыновил еще в детстве. Она с юности любила театр, пыталась стать актрисой, но не получилось, пыталась любить, — но тоже не вышло, у нее умер ребенок, и вообще жилось той не сладко. Катя его понимала и все время спрашивала, «Что мне делать?». Ответа Николай Степанович не знал, потому что сам себе не мог ответить на тот же вопрос.
Впоследствии, главный герой повести сделал вывод, что не было у него общей, связующей всю его жизнь и поступки одной нитью, которая бы привела его к душевному равновесию в конце. Но такой цели у него не было, и придумать, узнать и понять ее, он уже не успевал. Смысл жизни для него был потерян, он сдался и решил ждать своего конца с полным равнодушием. Подобное равнодушие пугало, так как означало смерть души, так ничего и не получившую от жизни.
Главная мысль
Говорит эта повесть о том, что кем бы ни был человек, конец будет одним у всех. Поэтому тогда, когда мы тратим свое время на повседневные дела, не приводящие ни к чему осмысленному, стоит задуматься о причине существования человека. Ведь если ему суждено умереть, так не лучше ли сделать это, достигая самых высоких, прекрасных, душевных целей, о которых потом не жалко.
Краткое содержание других рассказов ЧеховаПолный текст рассказов Чехова
Содержание
Повесть повествует о жизни профессора медицины Николае Степановиче, который пользовался заслуженным уважением и все окружающие считали его достойнейшим человеком. Он сделал большой вклад в развитие медицинский науки.
Хотя на самом деле это больной старик, который сам поставил себе диагноз и вёл записи о своих прожитых днях. Он страдает от бессонницы. Жена и дети стали раздражать его со своими житейскими вопросами. И читать лекции в университете ему стало не интересно, и он даже не хочет их проводить.
Профессор никогда не занимался вопросами философии и мироздания. Для него приоритетом были прежде всего покой и счастье в семье. Однако один раз всё пошло наперекосяк. Теперь в у него в голове крутятся всякие мысли, он думает, судьба его обманула. Его уважаемое имя и достойная работа не могут унять ту боль, которая преследует его в последнее время. Он начинает испытывать неудовлетворение от нынешнего состояния.
Его начинают раздражать все посетители и коллега по факультету. Неприятен ему и студент, который хочет получить тему для своей диссертации. Его раздражают все, кроме одной девушки по имени Катя.
Николай Степанович был её опекуном, и каждый взгляд, каждый её вздох его волновали. Судьба у девушки была непростая. Она пыталась сделать театральную карьеру и удачно выйти замуж. Но ни то, ни другое у ней не получилось. Эти проблемы заставили её вернуться к учёбе, к профессору. После пережитых потрясений она живёт на деньги отцовского наследства, целыми днями валяется на кушетке и с пренебрежением относится к людям, которые её приютили.
Раньше в доме профессора любили устраивать семейные обеды, но теперь эти мероприятия проходят без настроения, ибо там начал присутствовать ухажёр его дочери Александр Гнеккер, вызывающий полную антипатию у профессора. Ему осточертели просьбы его супруги узнать всё про этого молодого человека. Николай Степанович хочет поговорить не о каких-то житейских проблемах, ему надо просто выговориться, излить душу. И он идёт к Кате, где ему спокойно и душевно. Но у неё в гостях часто бывает один писатель, влюблённый в девушку. Он весел, остроумен, но тоже раздражает профессора.
Идёт время, а Николай Степанович все так же не спит ночами, днём же увлекается чтением французской литературы. К нему в гости наведывается Катя, которая, не знает, чем ей заниматься дальше. Личная жизнь не складывается, деньги заканчиваются. Но у Николая Степановича нет способа, как решить эти её проблемы. Ведь вряд ли его совет поможет ей. Ещё Катя умоляет его взять у неё деньги и поехать лечиться. Однако он отказывается принимать деньги. Катя, расстроенная, уезжает.
Его дочь очень тяжело страдает от неразделённой любви. Чтобы хоть как-то помочь дочери, повинуясь уговорам жены, Николай Степанович уезжает в Харьков, чтобы узнать о женихе Лизы — Гнеккере. Узнав о том, что об этой персоне в городе никто ничего не знает, он ещё больше озлобился. Он считает, что его зря потревожили по такой бесполезной причине. После он получает сообщение от жены, что Лиза и Гнеккер тайно обвенчались. Однако эта новость не вызывает уже у него никаких эмоций.
Николай Степанович сидит в своём номере гостиницы, где снова думает о том, что же привело его к такому равнодушию. Но тут в гостиницу к нему приезжает Катя, которая тоже просит совета от него. Она очень просит его ответить на вопрос, что же ей делать. Катя повторяет этот вопрос много раз, но Николай Степанович не знает, что ей ответить, как помочь, и лишь может утешать общими словами и просит успокоиться и позавтракать с ним. Катя понимает, что не услышит ответа, и сообщает, вытирая слёзы, что уезжает в Крым. Профессор вслед девушке только произносит: «Прощай, моё сокровище!».
Утро в гостинице
На следующее утро в гостинице ему начинает казаться, что он понял причину своей слабости. Он считает, что в его суждениях и чувствах нет общей идеи. В этом случае достаточно серьезной болезни или страха смерти, чтобы смысл и радость жизни исчезли в один миг. Профессор сдается, решив ждать, чем все это закончится.
В это время в номер входит Катя. Она говорит, что приехала просто так, но при этом роняет письмо от Михаила Федоровича. Снова она спрашивает у Николая Степановича, как ей жить дальше.
Профессор еле стоит на ногах в полной растерянности. Не дождавшись ответа, она уходит куда глаза глядят. Главный герой понимает, что видит ее, скорее всего, в последний раз.
Критика
Критика оценила повесть неоднозначно. Писатель Плещеев в письме автору оценил повесть так: «У Вас ещё не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь. Удивительно хорошо выдержан тон старика-учёного, и даже те рассуждения, где слышатся нотки субъективные, Ваши собственные — не вредят этому. И лицо это, как живое, стоит перед читателем. Прекрасно вышла и Катя. Все второстепенные лица — тоже очень живы. Есть множество замечаний верных, местами глубоких даже. Не говорю уже об абсолютной новизне мотива».
Писали своё мнение о повести Суворин, нашедший её субъективной и публицистичной, П. Свободин, К. Ф. Головин, Д. Струнин, Л. Оболенский и другие. Так, П. Свободин писал: «На пути из Москвы прочитал всю „Скучную историю“ и по прочтении сказал себе, что Вас Л. Толстой недаром назвал „вдумчивым“. Очень-очень хорошо». По мнению К. Ф. Головина, повесть «Скучная история» Чехова была «той из его повестей, которая среди публики имела наибольший успех». Лев Николаевич Толстой, слушая повесть, восхищался умом Чехова.
Критик Д. Струнин определил главную мысль повести так: «Чехов пришёл к откровению: «всякое уклонение от требований разума и совести, всякая специализация, в том числе и учёная, умаляет человека, порабощает его случайностями, лишает понимания запросов жизни и, наконец, приводит к грустному сознанию, что жизнь им прожита не так».
Введенский и Николаев считали, что автор в этой повести неудачно подражает Л. Н. Толстому.
Екклесиаст и «Скучная история»
Исследователи творчества Чехова отмечают близость «Скучной истории» к библейской Книге Екклесиаста, где человек также решает взглянуть на пройденный им путь в конце жизни: И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё — суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! Близость смерти заставляет и героя Екклесиаста, и пожилого профессора из «Скучной истории», испытать «томление духа», оценить прожитую жизнь.
В финале Николай Степанович желает, «чтобы наши жены, дети, друзья, ученики любили в нас не имя, не фирму и не ярлык, а обыкновенных людей». Однако для того, чтобы это осуществилось, в жизни героя не находится места главному: любви, вниманию к самой жизни, своей и чужой. Николай Степанович вдруг понимает, что за «наукой» он «проглядел» «внутреннюю жизнь» — и свою, и близких ему людей. В конце повести герой бессильно пытается прорваться из своего всеохватного одиночества к людям, от предчувствия смерти — к жизни, от жалости к самому себе — к жалости к другим. Это стремление и оказывается проявлением той самой мудрости, «в которой много печали».
«Я утопаю, бегу к тебе, прошу помощи»
Отрывок из повести Антона Чехова «Скучная история»
Главный герой — профессор Николай Степанович — разговаривает со своей воспитанницей Катей.
Мы оба садимся в уютной комнатке и начинаем разговаривать. Тепло, уютная обстановка и присутствие симпатичного человека возбуждают во мне теперь не чувство удовольствия, как прежде, а сильный позыв к жалобам и брюзжанию. Мне кажется почему-то, что если я поропщу и пожалуюсь, то мне станет легче.
— Плохо дело, моя милая! — начинаю я со вздохом. — Очень плохо…
— Что такое?
— Видишь ли, в чем дело, мой друг. Самое лучшее и самое святое право королей — это право помилования. И я всегда чувствовал себя королем, так как безгранично пользовался этим правом. Я никогда не судил, был снисходителен, охотно прощал всех направо и налево. Где другие протестовали и возмущались, там я только советовал и убеждал. Всю свою жизнь я старался только о том, чтобы мое общество было выносимо для семьи, студентов, товарищей, для прислуги. И такое мое отношение к людям, я знаю, воспитывало всех, кому приходилось быть около меня. Но теперь уж я не король. В голове моей день и ночь бродят злые мысли, а в душе свили себе гнездо чувства, каких я не знал раньше. Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и возмущаюсь, и боюсь. Я стал не в меру строг, требователен, раздражителен, нелюбезен, подозрителен. Даже то, что прежде давало мне повод только сказать лишний каламбур и добродушно посмеяться, родит во мне теперь тяжелое чувство. Изменилась во мне и моя логика: прежде я презирал только деньги, теперь же питаю злое чувство не к деньгам, а к богачам, точно они виноваты; прежде ненавидел насилие и произвол, а теперь ненавижу людей, употребляющих насилие, точно виноваты они одни, а не все мы, которые не умеем воспитывать друг друга. Что это значит? Если новые мысли и новые чувства произошли от перемены убеждений, то откуда могла взяться эта перемена? Разве мир стал хуже, а я лучше, или раньше я был слеп и равнодушен? Если же эта перемена произошла от общего упадка физических и умственных сил — я ведь болен и каждый день теряю в весе, — то положение мое жалко: значит, мои новые мысли ненормальны, нездоровы, я должен стыдиться их и считать ничтожными…
— Болезнь тут ни при чем, — перебивает меня Катя. — Просто у вас открылись глаза; вот и все. Вы увидели то, чего раньше почему-то не хотели замечать. Слушайтесь же меня, мой дорогой: бросьте все и уезжайте. Поезжайте за границу. Чем скорее, тем лучше.
— Что за вздор! А университет?
— И университет тоже. Что он вам? Все равно никакого толку. Читаете вы уже 30 лет, а где ваши ученики? Много ли у вас знаменитых ученых? Сочтите-ка! А чтобы размножать этих докторов, которые эксплуатируют невежество и наживают сотни тысяч, для этого не нужно быть талантливым и хорошим человеком. Вы лишний.
— Боже мой, как ты резка! — ужасаюсь я. — Как ты резка!
Входит горничная и зовет нас пить чай. Около самовара наш разговор, слава Богу, меняется. После того, как я уже пожаловался, мне хочется дать волю другой своей слабости — воспоминаниям. Я рассказываю Кате о своем прошлом и, к великому удивлению, сообщаю ей такие подробности, о каких я даже не подозревал, что они еще целы в моей памяти. А она слушает меня с умилением, с гордостью, притаив дыхание. Особенно я люблю рассказывать ей о том, как я когда-то учился в семинарии и как мечтал поступить в университет.
— Бывало, гуляю я по нашему семинарскому саду… — рассказываю я. — Донесет ветер из какого-нибудь далекого кабака пиликанье гармоники и песню, или промчится мимо семинарского забора тройка с колоколами, и этого уже совершенно достаточно, чтобы чувство счастья вдруг наполнило не только грудь, но даже живот, ноги, руки… Слушаешь гармонику или затихающие колокола, а сам воображаешь себя врачом и рисуешь картины — одна другой лучше… И вот, как видишь, мечты мои сбылись. Я получил больше, чем смел мечтать. Тридцать лет я был любимым профессором, имел превосходных товарищей, пользовался почетною известностью. Я любил, женился по страстной любви, имел детей. Одним словом, если оглянуться назад, то вся моя жизнь представляется мне красивой, талантливо сделанной композицией. Теперь мне остается только не испортить финала. Для этого нужно умереть по-человечески. Если смерть в самом деле опасность, то нужно встретить ее так, как подобает это учителю, ученому и гражданину христианского государства: бодро и со спокойной душой. Но я порчу финал. Я утопаю, бегу к тебе, прошу помощи, а ты мне: утопайте, это так и нужно.
Рисунок на заставке — Анастасия Бабич
Фома
Смыcл произведения
Мы видим ситуацию, в которой врач сам оказывается в положении больного.
По собственному признанию Николая Степановича, смысл его жизни — в деятельности: «Меня интересует только наука… это самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека».
Поглощенный наукой, он не обращал внимания на то, что происходит в душах самых близких ему людей и тех, кому он действительно нужен. Рассуждая о своих семейных отношениях, он отмечает: «Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Каждое утро одно и то же».
В своих размышлениях ученый делит свою жизнь на счастливую «в то время» и горестную «теперь». Для героя душа человека — потемки: «Познай самого себя — прекрасный и полезный совет; жаль только, что древние не догадались указать способ, как пользоваться этим советом», — делает вывод ученый.
Он стал равнодушен ко всему, и когда близкий человек — воспитанница Катя — в финале повести просит у него совета, спрашивает, как ей жить дальше, он искренне отвечает: «Я не знаю».
Этот неопределенный, расплывчатый ответ — следствие уныния и равнодушия, которое герой впустил в свое сердце. Именно равнодушие, по Чехову, — причина губительной скуки и бед.
Поезда в Харьков
Поездка в Харьков — это миссия, которую давно на него возлагает жена. Из Харькова родом Гнеккер, туда надо съездить, чтобы навести о нем справки, узнать о доходах и родителях. Николаю Степановичу ехать не хочется, но он уходит из дома из страха перед бессонницей и направляется к Кате.
Только в ее доме ему становится уютно и тепло, он может пожаловаться, рассказать о своих проблемах. Он признается, что его прошедшая жизнь представляется ему идеальной выстроенной композицией, теперь задача — не испортить финал, встретив смерть со спокойной душой.
У Кати постоянно бывает филолог Михаил Федорович. Видимо, он в нее влюблен, но никак не решается признаться. Он раздражает профессора злословием и анекдотами из университетской жизни. Резкими выражениями он прерывает рассуждения об измельчании молодого поколения и отсутствии у молодежи идеалов. Этих собеседников он сравнивает с жабами, но его тянет к ним снова и снова.
История создания
Повесть была написана в селе Лука (Сумской уезд, Харьковская губерния), где жили братья и сестра писателя. Чехов провел там три лета — 1888, 1889 и 1894 годов. Здесь, помимо «Скучной истории», были написаны рассказы «Неприятность», «Именины», здесь же Антон Павлович работал над «Рассказом неизвестного человека». В селе писатель также занимался врачебным делом: безвозмездно принимал больных в своем кабинете. Летом 1889 года умер брат Чехова Николай — его смерть поразила писателя. В 1889 году произошел переход «от литературной деятельности юмориста Антоши Чехонте к творчеству Антона Чехова».
Чехов в кругу семьи. Лука, Сумской уезд, 1889
«Скучная история» была закончена в сентябре 1889 года и вошла в сборник Чехова «Хмурые люди» (1890). Еще в процессе работы над текстом автор в письме к писателю и критику Алексею Плещееву признался: «Ничего подобного отродясь я не писал, мотивы совершенно для меня новые, и я боюсь, как бы не подкузьмила меня моя неопытность. Вернее, боюсь написать глупость». Позже, когда Плещеев прочтет готовую повесть, он искренне напишет Чехову: «У вас еще не было ничего столь сильного и глубокого, как эта вещь».
«Скучная история» получила много разнообразных откликов в печати. Одни критики называли ее «беллетристически-патологическим этюдом», попыткой писателя-медика проследить за умиранием старческой души, другие же считали повесть «лучшим и значительнейшим из всего, что до сих пор написал господин Чехов». У читателей повесть имела огромный успех.
https://youtube.com/watch?v=WlqgMdjwe_4
Главный герой
В центре повести Чехова «Скучная история», краткое содержание которой вы сейчас читаете, — фигура ученого и профессора Николая Степановича. Он достиг в своей сфере всего, о чем только можно было мечтать, пользуется заслуженным уважением и почетом. При этом он сам старик, которого одолевает неизлечимая болезнь. По собственным оценкам, ему остается жить не более шести месяцев.
Николай Степанович составляет записки, в которых пытается осознать свое положение, считая, что сама судьба приговорила его к смертной казни. В этих заметках он фиксирует свое обычное течение жизни.
Профессора каждую ночь одолевает бессонница, жена и дочь, которых он раньше так любил, теперь только донимают мелкими жизненными трудностями. На работе у него есть несколько приближенных сотрудников. Это швейцар Николай, который предан профессору, и прозектор Петр Игнатьевич, которого он сам характеризует как ученого тупицу.
Лекции в университете, которые он раньше сравнивал с поэтическими произведениями, теперь доставляют одни мучения.
Советуем почитать
Архипелаг ГУЛАГ – довольно обширная система лагерей, имеющих пристанище во многих точках Земного полушария. В такие страшные места загоняли невинных людей по причине ареста или неправого суда
В некотором царстве, некотором государстве жили-были царь и царица. И не было у них детей. Как-то раз решил царь проверить порядок в своих землях. Все посчитать, переписать. Земли были обширные
Старый казак Микишара работает на пароме. Однажды он перевозил через Дон пассажира, с которым разговорился. Казак расказал, что у его жена умерла, а он остался один воспитывать девятерых сыновей.
В произведении «Четвёртая высота» описывается судьба девушки по имени Марионелла, которую все называли Гулей. Книга написана Еленой Ильиной по мотивам своей жизни, в которой писатель и встретила главную героиню.
Первый роман описывает самое раннее детство писателя. Здесь показаны его отношения с родителями, летние каникулы у тетушки, порядки в доме и традиции, прогулки и визиты в гости. Мальчик очень наблюдательный и проницательный.
Источник
Критики о повести
Анализ произведения «Скучная история» Чехова следует начать с того, что критики восприняли повесть неоднозначно. Одни считали, что это сильная и глубокая вещь, в которой даже субъективные нотки, которые заметны в рассуждениях главного героя, не наносят вреда. Многие отмечали, что все герои, даже второстепенные, вышли очень живо. Особенно всем понравилась новизна мотива.
В отзывах и анализе текста «Скучной истории» специалисты отмечали, что повесть получилась публицистичной и субъективной. Именно тогда за Чеховым закрепилась репутация вдумчивого автора. Восхищался умом Чехова, слушая повесть, даже Лев Толстой.
При этом нашлись критики, которые, проводя анализ «Скучной истории» Чехова, подчеркивали, что автор пришел к откровению о том, что любое уклонение от требования разума приводит к печальному осознанию, что жизнь прожита зря. К тому же автора обвиняли в неудачном подражании Толстому в этой повести.
В анализе «Скучной истории» нужно отметить, что большинство ее героев находятся в «духовном тупике». Проступают в ней и хорошо завуалированные автобиографические мотивы. Повесть рассказывает о духовном и личном кризисе, который облечен в форму рассказа о последних месяцах жизни старого профессора. На склоне лет ученый теряет веру в идеалы и истины, за которыми следовал всю жизнь. Вместо этого развивается страх смерти, непонимание значения проходящей жизни. Из-за этого он чувствует себя потерянным и одиноким.
Чехов. Все произведения
- Альбом
- Анна на шее
- Архиерей
- Беглец
- Беззащитное существо
- Безотцовщина
- Белолобый
- В овраге
- Ванька
- Вишнёвый сад
- Враги
- Глупый француз
- Горе
- Гриша
- Дама с собачкой
- Детвора
- Дом с мезонином
- Драма на охоте
- Душечка
- Дуэль
- Дядя Ваня
- Егерь
- Жалобная книга
- Злой мальчик
- Злоумышленник
- Иванов
- Ионыч
- Канитель
- Каштанка
- Крыжовник
- Леший
- Лошадиная фамилия
- Мальчики
- Маска
- Медведь
- Моя жизнь
- Мужики
- На мельнице
- Налим
- Невеста
- О любви
- Орден
- Остров Сахалин
- Палата №6
- Пари
- Переполох
- Пересолил
- Письмо к учёному соседу
- Попрыгунья
- Предложение
- Радость
- Размазня
- Репетитор
- Свадьба
- Скрипка Ротшильда
- Скучная история
- Случай из практики
- Смерть чиновника
- Спать хочется
- Степь
- Страшная ночь
- Студент
- Счастье
- Толстый и тонкий
- Тоска
- Три года
- Три сестры
- Унтер Пришибеев
- Учитель словесности
- Хамелеон
- Хирургия
- Цветы запоздалые
- Чайка
- Человек в футляре
- Чёрный монах
- Шведская спичка
- Шуточка
- Юбилей
Интересные факты
1. Первоначально повесть называлась «Мое имя и я», что отражало одну из драматических линий произведения. Имя героя всемирно известно. Для всех его имя — синоним счастливой судьбы, достатка и одаренности. Для самого же себя Николай Степанович — обладатель этого имени — безмерно одинок и несчастен.
2. У главного героя повести существовал прототип — профессор медицинского факультета Московского университета Александр Иванович Бабухин. Чехов был его студентом и слушал его лекции.
3. Ряд литературоведов полагает, что обращение Чехова в «Скучной истории» к теме смерти имеет автобиографический импульс. В 1889 году двадцатидевятилетний Чехов пережил эмоциональный кризис, связанный со смертью брата.
4. Существует несколько киноадаптаций «Скучной истории». Одна из последних — канадский фильм 2015 года «Дневник одного старика» (реж. Бернар Эмон).
5. В Сумах, где была написана «Скучная история», с 1960 года действует Дом-музей Антона Чехова.
6. Некоторые литературоведы замечают сюжетную схожесть «Скучной истории» с повестью «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.
III
Сергей Петрович забросил учёбу и перестал общаться с приятелями. Никогда ещё «голова его не работала так долго и упорно», но «бескровный мозг не повиновался ему» и вместо истины выдавал готовые формулировки.
Этим кнутом стало для него видение сверхчеловека, владеющего силой, счастьем и свободой.
Сергей Петрович смотрел на себя со стороны и видел человека, для которого «закрыто всё, что делает жизнь счастливою или горькою, но глубокой, человеческой». Религию ему заменяла привычка к обрядности и суеверия. Бога он не отрицал, но и не верил в него. Людей он не любил, однако ненавидеть их тоже не умел.
Сергей Петрович читал о страшных убийцах, видел вконец опустившихся людей, слышал рассказы о подвигах во имя идеи и всякий раз думал: «А я бы не мог». В его ушах звучали слова Заратустры: «Если жизнь не удаётся тебе, если ядовитый червь пожирает твоё сердце, знай, что удастся смерть».
Книги внушили Сергею Петровичу сильное и бесплодное желание быть добрым, которое мучило его, как слепца — жажда света. В его будущем не было место для добра — какое добро может принести акцизный чиновник, которым он собирался стать, пойдя по стопам отца. Сергей Петрович представлял свою долгую, честную и нищую жизнь, после которой останется десяток похожих на него детей, а в газете напишут, что он был хорошим работником.
Наконец, Сергей Петрович понял, что полезен лишь как сырьё и объект. Он покупает вещи, еду и тем самым создаёт рабочие места и движет вперёд прогресс. Его жалкую жизнь может исследовать учёный или писатель и создать на её основе, как на фундаменте, свой шедевр. Такая полезность совершенно не удовлетворяла Сергея Петровича, поскольку находилась «вне его воли».
Его «я», не зависящее от слабого мозга, возмутилось, Сергей Петрович сказал себе: «Я сам хочу быть счастливым, сильным и свободным, и имею на это право» и восстал против обезличивающей его природы. Об этом он написал Новикову длинное и сумбурное письмо, но тот на него не ответил.
Сергей Петрович задумался, смог бы он стать счастливым при данных условиях, и сделал вывод, который заставил его «восстать против людей».
Интересные факты
1
Первоначально повесть называлась «Мое имя и я», что отражало одну из драматических линий произведения. Имя героя всемирно известно. Для всех его имя — синоним счастливой судьбы, достатка и одаренности. Для самого же себя Николай Степанович — обладатель этого имени — безмерно одинок и несчастен.
2
У главного героя повести существовал прототип — профессор медицинского факультета Московского университета Александр Иванович Бабухин. Чехов был его студентом и слушал его лекции.
3
Ряд литературоведов полагает, что обращение Чехова в «Скучной истории» к теме смерти имеет автобиографический импульс. В 1889 году двадцатидевятилетний Чехов пережил эмоциональный кризис, связанный со смертью брата.
4
Кадр из фильма «Дневник одного старика» («Le journal d’un vieil homme»), реж. Бернар Эмон, 2015
Существует несколько киноадаптаций «Скучной истории». Одна из последних — канадский фильм 2015 года «Дневник одного старика» (реж. Бернар Эмон).
5
В Сумах, где была написана «Скучная история», с 1960 года действует Дом-музей Антона Чехова.
6
Некоторые литературоведы замечают сюжетную схожесть «Скучной истории» с повестью «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого.
***
Критики о повести
Анализ произведения «Скучная история» Чехова следует начать с того, что критики восприняли повесть неоднозначно. Одни считали, что это сильная и глубокая вещь, в которой даже субъективные нотки, которые заметны в рассуждениях главного героя, не наносят вреда. Многие отмечали, что все герои, даже второстепенные, вышли очень живо. Особенно всем понравилась новизна мотива.
В отзывах и анализе текста «Скучной истории» специалисты отмечали, что повесть получилась публицистичной и субъективной. Именно тогда за Чеховым закрепилась репутация вдумчивого автора. Восхищался умом Чехова, слушая повесть, даже Лев Толстой.
При этом нашлись критики, которые, проводя анализ «Скучной истории» Чехова, подчеркивали, что автор пришел к откровению о том, что любое уклонение от требования разума приводит к печальному осознанию, что жизнь прожита зря. К тому же автора обвиняли в неудачном подражании Толстому в этой повести.
В анализе «Скучной истории» нужно отметить, что большинство ее героев находятся в «духовном тупике». Проступают в ней и хорошо завуалированные автобиографические мотивы. Повесть рассказывает о духовном и личном кризисе, который облечен в форму рассказа о последних месяцах жизни старого профессора. На склоне лет ученый теряет веру в идеалы и истины, за которыми следовал всю жизнь. Вместо этого развивается страх смерти, непонимание значения проходящей жизни. Из-за этого он чувствует себя потерянным и одиноким.
Семейный обед
Чехов в «Скучной истории» (краткое содержание для читательского дневника вы можете написать на основе этой статьи) описывает все, что перестало приносить удовольствие профессору. Его тяготят семейные обеды.
За столом присутствует его жена, дочь Лиза, несколько ее подруг по консерватории и претендент на ее руку Александр Гнеккер, который у Николая Степановича вызывает только антипатию. Он приезжает в их дом практически каждый день, при этом никто достоверно не знает, на какие средства он живет, откуда получает доход. При этом рассуждает о музыке, хвалится знакомством со знаменитостями. Николай Степанович решает, что это очередной приживала при искусстве.
Профессор тоскует о веселых семейных обедах, думая о том, что внутренняя жизнь жены и дочери безвозвратно ускользнула от него.