Аверченко, «Вечером»: краткое содержание. Начало
Главный герой увлеченно читает «Историю французской революции». Тут некто подкрадывается к нему и начинает тянуть за пиджак, царапать спину, затем ему под руку просовывают морду деревянной коровы. Но герой делает вид, что ничего не замечает. Тот, кто стоит позади него, пытается сдвинуть стул нашего персонажа, но попытка безуспешна. Только после этого раздался голос – «Дядя».
На этот раз Аркадий Аверченко избрал для описания маленькую героиню. Нашего персонажа потревожила Лидочка, его племянница. Девочка спрашивает у дяди, что он делает, а в ответ слышит, что тот читает про жирондистов. Лидочка молчит. И тогда герой решает пояснить – делает он это для того, чтобы прояснить тогдашнюю конъюнктуру.
Девочка спрашивает «зачем». Он отвечает, что для расширения кругозора. Лидочка вновь задает свой вопрос. Герой выходит из себя и вопрошает, что ей надо. Девочка вздыхает и говорит, что хочет смотреть картинки и сказку. Герой отвечает, у нее спрос выше, чем предложение, а затем предлагает ей что-нибудь рассказать. Тогда Лидочка забирается к нему на колени и целует в шею.
Анализ рассказа «Специалист» (А. Т. Аверченко)
Рассказ А. Т. Аверченко «Специалист» является прекрасным образцом юмористической литературы начала 20 века. Сюжет повествует о том, как изобретатель Электрик охотится на «специалиста» для своей последней изобретательской находки.
Одним из главных мотивов рассказа является комичное изображение жизни прошлого века, когда научный прогресс находился на своих первых шагах. Аверченко с умом использует смех как инструмент для обрисовки этой эпохи. Все персонажи трактуют свои открытия свято и даже чуть религиозно, что вызывает у читателя веселые хохот и улыбки.
Кроме того, в рассказе можно обнаружить тонкие детали и скрытые мотивы, которые помогают понять главную идею произведения. Аверченко постоянно играет на противоположностях, внедряя свои мысли и философские взгляды в каждое слово.
Ключевые моменты рассказа:
- Описание изобретения Электрика и его охоты на «специалиста»;
- Комичное изображение жизни прошлого века;
- Умное использование смеха как инструмента;
- Использование тонких деталей и скрытых мотивов;
- Игра на противоположностях и внедрение философских взглядов.
«Специалист» А. Т. Аверченко: анализ смысловых особенностей и стилистических приемов
«Специалист» — один из наиболее известных рассказов А. Т. Аверченко, который заслужено завоевал любовь и уважение читателей. Рассказ рассказывает историю нелепой ситуации, которая имеет множество глубоких смысловых параллелей и отсылок.
Автор глубоко анализирует такие темы, как человеческая глупость, тщеславие, субъективные предпочтения и другие. Каждый персонаж рассказа несет в себе определенную символику и является компонентом нетривиальной мозаики, которую автор умело собрал вместе.
Стилистические приемы в рассказе тоже играют значимую роль. А. Т. Аверченко использует афоризмы, каламбуры, иронию и другие инструменты, которые помогают ему раскрыть идею в ее истинном свете. Иногда автор даже нарушает общепринятые правила русского языка, чтобы достигнуть большей выразительности и усилить эффект.
- В целом \… , рассказ А. Т. Аверченко «Специалист» — это насыщенный и многослойный текст, который заслуживает внимательного и тщательного анализа.
- Через свои персонажей и сюжетные повороты, А. Т. Аверченко раскрывает глубинные проблемы человеческой природы, которые актуальны и в наше время.
Суть: о чем?
Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.
Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.
Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет.
Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.
Основная идея
На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».
К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».
Композиция
При проведении в рассказе «Вечером» анализа, следует отметить, что композиция рассказа построена по принципу антитезы – противопоставлении двух миров – мира ребенка и мира взрослого. На их тесном и непрестанном взаимодействии и построен весь рассказ.
Также в произведении автор использует так называемое «композиционное отражение» – повторение ребенком всех действий взрослого. Этим Аверченко хочет показать, насколько сильно желание малышей во всем походить на взрослых, которых они считают авторитетами. То, чему учат невольно взрослые, все моментально перенимается детьми, вплоть до мельчайших деталей в поведении, разговоре, проявлении эмоций.
Главные герои рассказа – взрослый серьезный мужчина, рассказчик, и его маленькая племянница по имени Лида. Рассказ включает в себя завязку (знакомство с дядей и его племянницей Лидой), развитие событий (общение дяди и Лиды, ответы на ее бесконечные вопросы), кульминация (плач Лиды из-за того, что она не может найти дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Художественные особенности
Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова.
Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”.
Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).
Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).
Тема произведения
Лаконичный рассказ посвящён взаимоотношениям детей и взрослых. На протяжении всего произведения дядя и племянница ведут диалог, который иногда прерывается, потому что девочка уходит заниматься своими делами. Автор воплотил в главных героях собирательные образы. Таких детей, как Лидочка, очень много. Взрослые тоже часто бывают похожими на центрального персонажа. Черты, присущие девочке:
- жизнелюбие;
- искренность;
- непосредственность.
Дядя совсем не такой. Он старается быть искренним, но при этом не желает, чтобы племянница отвлекала его от серьёзного дела. В характере взрослого героя преобладают рациональность и прагматичность. Однако персонажи непринуждённо общаются и понимают друг друга.
Основная тема — поиск языка, на котором могли бы говорить взрослые и дети. Сначала дядя отвечает племяннице сложными фразами, употребляя термины, непонятные Лидочке. Затем язык становится проще. Лидочка, в свою очередь, старается приблизить свою речь к дядиной, но ей это не очень хорошо удаётся. Девочка хочет казаться взрослее, однако детская непосредственность никуда не девается, а лишь приобретает другие формы.
Мир, увиденный детскими глазами, бывает ярче и интереснее, чем тот, что открывается уставшему взору взрослого. Это и хочет донести Аркадий Тимофеевич. Мужчинам и женщинам средних лет иногда стоит отбросить излишнюю серьёзность и напускную чопорность, чтобы находить с подрастающим поколением общий язык.
Более глубокая мысль заключается в том, что два человека смогут получать удовольствие от общения только в том случае, если оба будут делать шаги навстречу. Это касается не только детей, но и взрослых, имеющих различия в жизненном опыте, социальном статусе и образовании.
Жанр, направление
Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.
О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.
Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций.
В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.
Анализ композиционной структуры рассказа «Специалист»
1. Введение
Рассказ «Специалист» А. Т. Аверченко является ярким примером тонкой психологической прозы. Рассказ состоит из нескольких эпизодов, каждый из которых имеет свою сюжетную линию и характеризует главного героя — бывшего лейтенанта Ржевского. В целом, структура рассказа органична и гармонична, что позволяет читателю глубоко погрузиться в мир персонажей.
2. Основная часть
Композиционная структура рассказа «Специалист» можно разделить на три основных части:
2.1. Вступление Первый эпизод рассказа — это вступление, которое знакомит читателя с главным героем и его особенностями
В этой части Аверченко уделяет внимание описанию внешности Ржевского, его характеру и повседневной жизни
2.2. Развитие сюжета Далее идут несколько эпизодов, каждый из которых развивает сюжет рассказа. Герой попадает в различные ситуации, которые позволяют автору подчеркнуть его недостатки и особенности. Каждый эпизод имеет свою сюжетную линию, но тем не менее они органично связаны между собой.
2.3. Финал Рассказ заканчивается финальным эпизодом, где читатель узнает о судьбе главного героя. Финал позволяет закрыть все сюжетные линии, а также подчеркнуть основную идею рассказа.
3. Заключение
Таким образом, структура рассказа «Специалист» А. Т. Аверченко является гармоничной и органичной. В произведении прекрасно сбалансированы элементы описания, диалогов и действия. Каждый эпизод имеет свою сюжетную линию, которая органично вписывается в общий контекст. В целом, композиционная структура рассказа делает его привлекательным для чтения и глубокого анализа.
Вечером – читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)
Посвящаю Лиде Терентьевой
Подперев руками голову, я углубился в «Историю французской революции» и забыл все на свете.
Сзади меня потянули за пиджак. Потом поцарапали ногтем по спине. Потом под мою руку была просунута глупая морда деревянной коровы. Я делал вид, что не замечаю этих ухищрений. Сзади прибегали к безуспешной попытке сдвинуть стул. Потом сказали:
С маленькими детьми я принимаю всегда преглупый тон.
– Я читаю, дитя мое, о тактике жирондистов.
Она долго смотрит на меня.
– Чтобы бросить яркий луч аналитического метода на неясности тогдашней конъюнктуры.
– Для расширения кругозора и пополнения мозга серым веществом.
– Да. Это патологический термин.
У нее дьявольское терпение. Свое «а зачем» она может задавать тысячу раз.
– Лида! Говори прямо: что тебе нужно? Запирательство только усилит твою вину.
Женская непоследовательность. Она, вздыхая, отвечает:
– Мне ничего не надо. Я хочу посмотреть картинки.
– Ты, Лида, вздорная, пустая женщина. Возьми журнал и беги в паническом страхе в горы.
– И потом, я хочу сказку.
Около ее голубых глаз и светлых волос «История революции» бледнеет.
– У тебя, милая, спрос превышает предложение. Это не хорошо. Расскажи лучше ты мне.
Она карабкается на колени и целует меня в шею.
– Надоел ты мне, дядька, со сказками. Расскажи да расскажи. Ну, слушай… Ты про Красную Шапочку не знаешь?
Раздел 2: Разбор главных событий в дневнике
В данном разделе представлен краткий анализ ключевых моментов, описанных в дневнике Аверченко. Специалист рассматривает события и делает выводы, которые будут полезны читателю для понимания содержания дневника.
День третий: Загадочные записи и символы
В «Рассказе Специалиста Аверченко» дневник играет важную роль. Он позволяет нам представить себе происходящее сквозь глаза главного героя и проникнуть в мир его мыслей и настроения. День третий дневника читателя не разочаровывает.
На этот раз главный герой, Аверченко, оставляет в своем дневнике загадочные записи и символы. Читатель не может удержаться от желания разгадать их смысл. Какие тайные послания таит в себе дневник Специалиста?
Читатель приглашается к исследованию дневника. В нем представлена таблица, состоящая из рубрик и записей. Каждая запись — новая загадка.
Рубрика | Запись |
Понедельник | Какой день! Словно зеркало — отображает все мое состояние. |
Вторник | Смеемся с одной стороны, плачем с другой. |
Среда | Шарик катится ни туда, ни сюда, а только сам знает куда. |
Четверг | Мелочь за мелочью, что-то не сходится по сумме. |
Пятница | Все крутится вокруг живой точки. |
Что скрывается за каждой из записей в дневнике Специалиста? Читатель приглашается на волнующий поиск ответов.
День четвертый: Путешествие в прошлое
Читатель, в этот день Аверченко продолжил свое удивительное путешествие в прошлое и делится своими новыми открытиями в дневнике.
Специалист Аверченко продолжил свое путешествие во времени и оказался в средневековой России. Он сумел проникнуть во дворец и стал свидетелем исторических событий. Все это он описал в своем дневнике, чтобы поделиться своими впечатлениями с читателем.
Аверченко описывает, какие впечатления произвел на него древний дворец, его архитектура и интерьеры. Он удивляется многим вещам, которые были привычными для тех времен, но сейчас выглядят невероятными и непостижимыми. Он описывает мастерство строителей и декораторов, которое удивляет его своей красотой и утонченностью.
Специалист Аверченко также описывает события, которые происходили во дворце, и его обитателей. Он пришел к выводу, что средневековая аристократия имела свои проблемы и заботы, но каждый раз, когда ему это кажется, он вспоминает о том, что они жили в другие времена и привычки и обычаи были совершенно другими. Кроме того, он описывает представления, традиции и культуру тех времен.
В своем дневнике Аверченко дает читателю возможность окунуться в прошлое и узнать, какими были люди и их обычаи в древние времена. Он показывает, что каждая эпоха имеет свою уникальность и что история может быть увлекательной и полезной для каждого человека.
День пятый: Главное открытие дневника
Рассказ начинается с увлекательного описания содержания дневника. Читатель с нетерпением ждет, чтобы узнать, какие записи и события скрываются внутри этих страниц. С каждой новой записью читатель погружается в уникальный мир переживаний и мыслей Аверченко.
С умилением и любопытством специалист приступает к чтению дневника, каждая запись которого приносит ему все больше интереса и понимания. Открывая новые страницы дневника, читатель сталкивается со страстными размышлениями и метафорами, которые побуждают его задуматься над смыслом жизни и смыслом собственных поступков.
Содержание дневника оказывается настолько увлекательным, что читатель не может оторваться от его страниц и продолжает погружаться во все более сложные эпизоды. Уникальный стиль Аверченко и его способность удивить читателя делают чтение дневника настоящим удовольствием.
Однако, главное открытие дневника становится настоящим сюрпризом для специалиста. Он осознает, что дневник – это не просто сборник размышлений и событий, а своего рода возможность саморефлексии и самопознания. Внутри каждой записи скрывается частичка души Аверченко, которая помогает ему узнать себя и понять свое место в мире.
Главное открытие дневника оказывает глубокое влияние на специалиста и пробуждает в нем желание продолжать чтение. С каждой новой записью он все больше вовлекается в мир Аверченко, понимая, что под легкими набросками и словами кроются глубокие мысли и эмоции.
Главные герои и их характеристика
Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены Многомудрым Литреконом в таблице:
Усатов | активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного. |
Рассказчик | можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости. |
Краткий анализ
Год написания – 1909 год. История создания – Одна из любимых тем писателя – дети, большие и маленькие, шаловливые и послушные. Им он посвятил немало произведений, среди которых оказался и рассказ «Вечером». Его автор посвятил племяннице Лиде Терентьевой.
Тема – Взаимоотношения взрослых и детей.
Композиция – Для композиции рассказа «Вечером» характерны такие приемы как антитеза и композиционное отражение. Завязка (знакомство с главными героями), развитие событий (общение Лиды с дядей), кульминация (сильное расстройство Лиды из-за того, что она не смогла отыскать дяде «страшную» невесту), завязка (дальнейшее изучение Лидой окружающего мира).
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
Проблемы
Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.
Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:
Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.
Изучение биографии Александра Тимофеевича Аверченко
Один из самых известных юмористов России первой половины ХХ века — Александр Тимофеевич Аверченко. Родился он в 1881 году в Киеве. В нём просыпалось чувство юмора еще с ранних лет. Школу он не закончил, так как родители считали, что жизнь юноши не должна сводиться к учебе.
Влечение к журналистике привело Аверченко в Петербург, где он начал работать в издательстве. Он стал популярным в журналистской среде благодаря своим юмористическим заметкам. Аверченко полюбился как умный сатирик, словно размышляющий коллажист, хорошо знакомый с характерами многих из тех, кого он тщательно анализировал.
Сам Аверченко много писал о себе. К сожалению, ранее он не оставил после себя подробную биографию, поэтому исследователи до сих пор пользуются выдержками из его произведений и утверждениями людей, которые Вероятно, знали его лично.
Александр Тимофеевич Аверченко оставил нам огромное количество произведений, которые до сих пор любят и читают. Его креативность в гигантской степени влияла на развитие сатиры в России, а его мастерство остается примером для многих авторов.
Изучение образов в рассказе «Специалист» (А. Т. Аверченко)
Главный герой – Ефремов
Ефремов является центральным персонажем рассказа «Специалист», а также представляет собой интересный образ. Он изображен как человек, горящий желанием побыть в центре внимания, получить одобрение окружающих и признание своей значимости. Его стремление к новым знакомствам, популярности и уважению обусловлено его комплексами, связанными с низкой самооценкой и неуверенностью в себе.
Второстепенные персонажи
Рассказ также содержит несколько важных второстепенных персонажей. Лили – это образ женщины, которую Ефремов стал преследовать из-за своих комплексов. Ефремов переоценивает ее чувства, что приводит к несчастным последствиям. Отец Яцко и Соколов – это два персонажа, которые справедливым образом уважают и уважаемы в обществе, но отвратительны в глазах Ефремова из-за их скромности, практичности и неизвестности в определенных кругах.
Использование символов
В рассказе автор использует несколько символов, которые обогащают образы героев. Например, место действия – это городок, расположенный на границе. По мнению некоторых исследователей, это символизирует переход от старого к новому, от прошлого к будущему. Коминтерн – это еще один символ, представляющий новое время и будущее.
Ефремов – центральный персонаж, жаждущий популярности и уважения.
Лили – образ женщины, преследуемой Ефремовым из-за комплексов.
Отец Яцко и Соколов – персонажи, не привлекшие внимание Ефремова из-за своей скромности.
Символ | Объяснение |
---|---|
Городок на границе | Символ перехода от старого к новому. |
Коминтерн | Символ нового времени и будущего. |