Лермонтов «Маскарад», действие 4 – краткое содержание
Сцена 1
Выход 1.
Перед похоронами Нины Арбенин в бессилии сидит дома. Его уже терзают сомнения в виновности жены, но он гонит их от себя.
Выход 2.
Приехавший пособолезновать Казарин, видя Евгения очень расстроенным, считает, что он лишь нацепил на себя притворную личину.
Выход 3.
С телом Нины приходят проститься две родственницы – дама с племянницей. Даму больше всего заботят предстоящие расходы на траурное платье.
Выход 4.
Из комнаты покойницы выходят доктор и старик. Доктор рассказывает, что приехал не вовремя: больная уже скончалась.
Выход 5.
Доктор подходит к Арбенину и уговаривает его не слишком убиваться. Евгений, как будто очнувшись, бессвязно кается в том, что «осквернил божественное создание», хотя виной тому не он сам, а один неблагодарный человек. Доктор решает, что Арбенин сходит с ума.
Выход 6.
После отъезда всех прочих в дом Арбенина входят князь Звездич и тот неизвестный, что был на балу.
Выход 7.
Неизвестный, не открывая князю своего имени, убеждает его: Евгений сам отравил свою жену. Он предлагает сейчас же бросить это обвинение Арбенину в лицо.
Выход 8.
Входит Арбенин со свечой. Не замечая неизвестного и князя, он разговаривает сам с собой. Евгений убеждает себя, что его суд над Ниной был справедлив, и никто не осмелится разуверить его в этом. Со словами: «Осмелюсь я!» – к нему подходит неизвестный.
Евгений вначале не узнаёт его. Неизвестный напоминает: семь лет назад мы были с тобой друзьями. Я был молод и неопытен, но «в твоей груди уж крылся этот холод, // То адское презренье ко всему, // Которым ты гордился всюду!» Раз ты увлёк меня играть, и я спустил в карты всё, что имел. Я плакал и молил, но в тебе это возбудило лишь смех. И вот ныне это злое семя произвело достойный плод!
Арбенин с волнением говорит, что узнал его. Неизвестный рассказывает дальше: преисполнившись жаждой мести, я всюду тайно следовал за тобой, мешаясь с толпой. Я узнавал про тебя всё – и видел, как ты убил Нину!
Подходит князь Звездич. Он вызывает Арбенина на дуэль за прошлое оскорбление – и рассказывает всю историю с браслетом, ещё и отдавая Евгению письмо баронессы Штраль с её подтверждением. Прочитав письмо, Арбенин в отчаянии пытается броситься на «своих палачей» – неизвестного и князя, но в бессилии падает на кресла, а потом встаёт с них и хохочет, как безумный.
Арбенин становится на колени перед Звездичем и неизвестным, моля, чтобы они подтвердили ему виновность Нины, иначе его душа разорвётся. Он обвиняет неизвестного, который видел, как он сыпал яд в мороженое, и не вмешался. Подбежав к гробу Нины, Евгений оседает рядом с ним на пол и застывает полулёжа с обезумевшими, неподвижными глазами…
…Неизвестный радуется, что свершилась его месть («и этот гордый ум сегодня изнемог!»). Звездич раздосадован: с сумасшедшим ему нельзя будет стреляться.
Пьеса «Маскарад» написана Михаилом Юревичем Лермонтовым в 1835 году, за шесть лет до его трагической смерти. В ней нет положительных (в классическом понимании) персонажей, каждый из героев страдает какими-то личностными недостатками и даже пороками. Кипят страсти, возникают конфликты по ничтожным и случайным причинам, события развиваются драматически. Судьбы переплетаются, но за хаотичностью просматривается определенная закономерность. Так о чем же и о ком написал Лермонтов «Маскарад»? Краткое содержание произведения и оценка характера главного героя наводят на аналогии с самим автором. Не себя ли он изображал в образе Евгения Александровича Арбенина?
Лермонтов «Маскарад» очень краткое содержание
Маскарад Лермонтов краткое содержание для подготовки к уроку литературы, для читательского дневника:
Евгений Александрович заработал денег участвуя в азартных играх. Будучи уже не молодым, он хотел выгодно жениться. Вступив в брак по расчету, Арбенин неожиданно влюбляется в молодую жену.
Настасью Павловну называют дома Ниной. Она любит балы, и в один день пришла позже обусловленного времени. Супруг устроил сцену. Расстраивало и то, что нарушил договор и сел за карты, пытаясь спасти князя и друга.
Звездичу подарила женщина в маске красивый браслет, в знак почтения. А у Нины на одной руке ни было браслета. На вопрос мужа она ответила, что потеряла. Поиски ни к чему не привели. Купить тоже было невозможно.
Нина излила свое сердце баронессе. А та призналась князю, что нашла тот браслет. Но муж не верил доводам. Он обвинил Звездича в жульничестве и дал пощечину. Жену же отравил, и та в муках умерла. Звездич показал письмо от баронессы. Тогда Арбенин в отчаянии винит Бога в жестокости.
Вывод
Отношения с друзьями и родственниками, должны основываться на доверии и любви. Арбенин слишком любил себя и это привело к губительным последствиям
Важно иметь холодную голову, не давая волю чувствам
Краткий пересказ по действиям (более подробный, чем краткое содержание)
Действие 1
Князь Звездич проиграл в карты все свое состояние и был в отчаянии. Арбенин, сочувствуя молодому князю, сел играть вместо него, выиграл деньги и отдал их Звездичу.
Чтобы разойтись, они пошли на маскарад к Энгельгардту. Туда же поехала и жена Арбенина Нина.
Дама в маске начала флиртовать со Звездичем, который вел себя вольно. Потом эта дама нашла оброненный Ниной браслет и подарила его Звездичу на память.
Звездич показал браслет Арбенину. Он пришел домой, обнаружил, что его жена потеряла браслет, и стала подозревать, что она сама отдала его Звездичу и что она изменяет с ним мужу. Он упрекает жену и не верит, что она не виновата перед ним.
Действие 2
Нина подошла к баронессе. Тут-то и появился Звездич. В разговоре выяснилось, что Нина потеряла браслет, а Звездич подумал, что это она в маске на маскараде, и отдал ему браслет.
Когда Нина ушла, принц сказал баронессе, что Нина подарила ему на маскараде браслет. Баронесса не призналась, что сделала это. Когда приехал Шприх, она солгала ему о романе Звездича с Ниной. Он передал эту сплетню Казарину.
Арбенин прочитал письмо, написанное Нине Звездич. Он был в ярости, ведь весь петербургский мир уже знает о якобы предательстве Нины.
Арбенин пришел к Звездичу, пока тот спал, хотел заколоть его, но решил опозориться перед всем миром.
Он наткнулся на даму в вуали, которая пришла к Звездичу, и узнает в ней баронессу. Он решил, что баронесса привела Звездича к его жене, и не стал слушать возражений баронессы.
Когда Арбенин ушел, князь проснулся и увидел баронессу. Она объяснила ему, что переоделась в маску и дала ему браслет, что Арбенин прочитал его письмо к Нине и может его убить.
Когда баронесса ушла, Звездич увидел на столе записку от Арбенина: он звал его N для веселого вечера.
Вечером, играя в карты, Арбенин заставил Звездича выиграть, а потом обвинил его в подмене карт, назвал негодяем и мошенником и сказал, что Звездича будет презирать весь мир.
Действие 3
Желая отомстить за предательство, Арбенин на балу подмешал яд в мороженое и отдал его Нине. Этот яд он хранил с юности, когда хотел отравиться после большого проигрыша в карты.
В спальне было объяснение Арбенина и его жены. Он сказал, что любит ее, но как будто не слышал ее мольбы позвать врача, когда она заболеет.
Судьба драмы «Маскарад»
Когда выпускник училища гвардейских юнкеров и подпрапорщиков подал на суд дирекции Императорских театров рукопись «Маскарада», ему шел 21 год.
Литературные критики Петербурга приписали молодому автору заимствование деталей сюжета и драматических поворотов у Шиллера и даже самого Шекспира. К тому же, по их мнению, юноше не удалось достоверно передать характер, мотивы и реакции человека вдвое старше него. А главному герою драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад» минуло уже 50 лет.
Не имея достаточно собственного жизненного опыта, проникнуть в душевный мир столь сложного персонажа невозможно. Лично автору были высказаны и иные, более конкретные причины, почему его пьеса не прошла цензуру.
Во-первых, М. Ю. Лермонтова обвинили в излишнем накале страстей, который ни к чему в светской литературе. Во-вторых, неприемлемым показалось столь негативное и критическое изображение костюмированных балов в доме Энгельгардта. Так или иначе, но пьесу не выпустили на сцену даже после 2 масштабных доработок и существенных изменений.
Есть версия, что вдохновением для написания маскарада послужила реальная история, потрясшая Петербург незадолго до того и совершенно еще свежая с памяти общества. Недаром во всех трех редакциях сохранилось имя главной героини — Настасья Павловна. В домашней обстановке ее называли Ниной, и за всю поэму полное имя упоминается всего раз. Но и этого для цензуры был достаточно.
Прототипом главного героя — стареющего удачливого картежника — стал Савва Мартынов, человек очень похожий на лермонтовского Арбенина. К тому же известно, что поэт был с ним знаком.
Второе действие
Несколько фантасмагорически продолжает Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание второго акта пьесы можно представить как цепь недоразумений и недопониманий, возникающих между персонажами. Они разговаривают, не ведая с кем, на тему событий, во время которых все были в масках. Постепенно картина проясняется, становится понятно, что таинственной незнакомкой, подарившей князю браслет, была баронесса Штраль, размышляющая о беспощадности света. Звездич продолжает считать, что дама эта — Нина Арбенина, и такое мнение начинает распространяться в обществе. Мстительный Шприх, над которым Арбенин так неудачно пошутил, подливает масла в огонь
Теперь уже не важно, была ли добродетельной Нина, имеет значение только «общественное мнение». Казарин пытается, и не без успеха, использовать ситуацию на пользу себе и возвращает Арбенина в круг картежников
Тот уже решил, что убьет и Звездича, и жену. Насчет князя он потом передумал…
Новые слова
Франт – нарядно одетый человек, щеголь, модник.
Стеклярус – разновидность стеклянных бус.
Табакерка – небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой.
Вероломство – злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия.
Лицемерие общества, скрывающего своё прогнившее нутро за маской благополучия.
«Маскарад» читательский дневник
«Маскарад» – одно из лучших драматических произведение М. Ю. Лермонтова, в центре которого оказались душевные переживания умного и мятежного Евгения Арбенина.
Последнее действие посвящено подготовке к похоронам. Приходят родственники, чтобы выразить свои соболезнования Арбенину. Казарин не верит в искренность печали, думает, что тот играет некую роль.
Вывод и своё мнение
Драму Лермонтова Маскарад цензоры, не желавшие принимать ее в печать, считали неуместной и слишком похожей на новейшие уродливые сочинения французской школы.
12.08.2018 19:50:57
2018-08-12 19:50:57
Любые данныеЛюбые данныеЛюбые данные Любые данные Любые данные
Главные герои
Возможно, автор вложил в своего главного героя — Евгения Арбенина — частичку себя.
Арбенин
Евгений Арбенин немолодой, сколотивший своё состояние на игре в карты человек. Он женился не из расчётливых мотивов, но лишь из желания обрести семью, быть под заботой жены. Просто потому, что так было правильно. В надежде искупить свой главный порок Евгений зарекается не участвовать в азартных играх.
В молодости Арбенин жил на полную катушку, развлекался всеми доступными способами, прелюбодействовал со множеством женщин, в том числе и с чужими жёнами. Имея столь богатый опыт, он стал патологически ревнив и взыскателен. Не только к своим избранницам, но и ко всем близким ему людям в целом. Евгений тщательным образом подобрал себе жену, к которой привязался и полюбил, на её несчастье.
Нина, жена
На первый взгляд, Нина Павловна сущий ангел. Юная, восприимчивая и несколько наивная особа. Ей непросто понять многоопытного Арбенина, его требования и мечущуюся натуру. Резкий перепад настроений супруга и его внезапная склонность к замкнутости, угрюмости, подавленности вынуждает Нину думать, что Евгений больше не любит её. Он раздражается из-за её привычки целовать ему лоб, чрезмерно ревнует жену ко всем. Девушка погружается в депрессию, расстраивается.
В пьесе-драме Лермонтова страданиям Нины уделена немалая часть. Она хочет праздника и веселья, маскарада, а Арбенин категорически против. Конфликт интересов и несогласованность желаний двух героев, в конце концов, приводят к абсолютно непредсказуемому финалу и непоправимым последствиям.
Краткий пересказ пьесы
Начинается произведение с игры в карты. За столом играют в банк. Евгений Александрович спасает репутацию князя Звездича. Вместе мужчины отправляются на маскарад, где уже находится жена Арбенина Нина. Князь знакомится с загадочной женщиной (подругой супруги Евгения). Та на память о заигрываниях и знакомстве вручает привлекательному молодому человеку браслет. Украшение, как оказывается, принадлежало на самом деле Нине.
Арбенин замечает пропажу. Ревнивый супруг начинает обвинять Нину в непристойностях, будто это она была той дамой. Чтобы развеять необоснованные домыслы, отчаявшаяся жена отправляется к баронессе Штраль, которая в тот вечер скрывалась под маской. В это время дворянин находит письмо, адресованное Звездичем жене Евгения. Об «измене» узнает почти каждый представитель петербургского светского общества. Арбенин хочет убить князя и наказать неверную жену.
Очередной бал оканчивается трагедией. В креманку с мороженым ревнивец подкладывает супруге яд. Отраву он купил еще в молодости, когда сильно проигрался в карты и хотел свести счеты с жизнью. Придя домой, Настасья Павловна (Нина) пытается объяснить все мужу. Тот любит ее, хочет ей верить, но ревность затмевает ему глаза. Героиня умирает от отравления.
Сценические постановки
Произведение «Маскарад» Лермонтова не только печаталось, но и ставилось в театрах. Впервые пьеса была поставлена в 1852 году. Драматурги могли легко создавать на сцене театра шедевры по сюжету драмы Михаила Юрьевича после снятия цензурного запрета в том же году.
Хронология сценической истории «Маскарада»:
- 13 января 1864 года состоялась презентация полноразмерного спектакля «Маскарад» на подмостках Александрийского театра.
- Повтор показа нашумевшей в обществе пьесы 15 января и трижды в феврале.
- Возобновление спектакля после долгого перерыва в 1889 году. Состоялось всего одно представление в честь бенефиса Сазонова.
- Начало стремительной сценической жизни в 1917 г. Именно тогда состоялась премьера произведения, воссозданного Головиным.
Учитывая обстоятельства, произведению пришлось «уйти» с театральных подмосток.
Другие персонажи
- Князь Звездич — молодой человек, гордый и бесшабашный.
- Баронесса Штраль — флиртовала на маскараде со Звездичем. Когда Нину, во многом по ее собственной вине, стали подозревать в измене мужу, баронесса раскаялась, оставила свечу и ушла в деревню.
- Казарин Афанасий Павлович — карточный игрок, старый друг Арбенина.
- Шприх Адам Петрович — ссужает деньги под проценты, не раз бил, но для азартных игроков человек нужный. Вмешиваться в личные дела, надеясь на финансовую выгоду.
- Маск (Неизвестно) — человек, желавший отомстить Арбенину за выигрыш в карты всего его состояния и приговоривший его к пожизненному заключению.
- Официально.
- Игроки.
- Гости.
- Слуги и служанки.
Действие четвертое
Последнее действие посвящено подготовке к похоронам. Приходят родственники, чтобы выразить свои соболезнования Арбенину. Казарин не верит в искренность печали, думает, что тот играет некую роль.
К Арбенину пришли князь Звездич и некий Неизвестный, кто был давно знаком с Евгением Александровичем. Когда-то Арбенин втянул молодого человека в игру, тот проигрался, а Арбенин отказался простить молодому человеку долг и посмеялся над ним. Князь рассказал Арбенину об ошибке с браслетом, признался в том, что сам ошибался, и когда пришел к Нине, то был отвергнут ею. Князь подтвердил, что Нина ни в чем не виновна, произошло недоразумение. Услышав эти слова, Арбенин сошел с ума. Князь хотел вызвать Арбенина на дуэль, но состояние Арбенина сделало это невозможным. Неизвестный был удовлетворен, но князь так и не смог смыть свое бесчестие.
Супруга
Жена, Настасья Павловна, на первый взгляд — просто ангел. Сходство с херувимами и серафимами придает ей юность, граничащая с детским восприятием окружающего мира. Она много моложе мужа и никак не может понять его мятежной натуры. Он вдруг становится мрачным, угрюмым и неласковым, а супруга удивляется, негодует и впадает в депрессию, подозревая, что Арбенин ее разлюбил. В значительной части ее образу посвятил М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Краткое содержание ее страданий сводится к несовместимости желания веселиться, танцевать и развлекаться с представлениями мужа об идеальной жене. Она запросто может прийти домой с бала позже часу ночи (а обещала в двенадцать). Манера целовать в лоб раздражает Арбенина, он жутко ревнует и хочет совсем другого к себе отношения.
Действие четвёртое
Объяснение
Всю ночь муж сидит у трупа горячо любимой, но убитой им Нины. Утром покойную навещают родственники, приходит доктор. Он советует Арбенину успокоится и отдохнуть, лучше заснуть.
Появляются Неизвестный и князь, желающий вызвать на дуэль противника. Первым говорит Неизвестный. Он оказывается давнишнем знакомым дворянина. Много лет назад Евгений обыграл его и, не внимая мольбам и просьбам, разорил. Жестокость Арбенина и лишение всех благ побудили Неизвестного мстить. Много лет он следил за своим врагом, на маскараде в образе Маски предрёк ему горе, а на балу стал свидетелем отравления.
Неизвестный в лицо говорит Евгению: «… ты убил свою жену!» В этот момент Звездич вызывает Арбенина на дуэль. Он соглашается идти, но Неизвестный останавливает их. Они с князем рассказывают подлинную историю произошедшего, про баронессу, браслет, записку, составленную не без помощи Шприха.
В доказательство своих слов они отдают Евгению письмо Штраль с разъяснением. Арбенин сходит с ума. Неизвестный торжествует, ведь он наконец-то отомщен, а князь Звездич уже никогда не сможет восстановить свою поруганную честь.
Действующие лица
Так как произведение написано в виде пьесы, главных и второстепенных персонажей тут немало. Познакомиться с ними поближе можно, прочитав драму полностью. В кратком же содержании при заполнении читательского дневника или написании сочинения по «Маскараду» Лермонтова достаточно отразить лишь образы персонажей:
- Евгений Александрович Арбенин — богатый дворянин, пытающийся обрести свободу от правил современного общества, проявляющий свой мятежный дух и сообразительность.
- Нина — супруга Евгения с трагичной судьбой.
- Звездич — князь, любящий играть в карты.
- Штраль — баронесса, подруга Нины.
- Афанасий Павлович Казарин — обманщик, подогревающий ревность главного героя.
Также в произведении немаловажную роль играют такие действующие лица, как чиновник, маска, игроки, гости, прислуга. В центре события находится герой драматической пьесы Арбенин, наделенный умом, большой волей и немалыми материальными средствами.
Сюжет
Будучи профессиональным игроком в карты, Евгений Александрович Арбенин сумел заработать приличное состояние. Решив покончить с фривольной жизнью гуляки и картёжника, он женился на юной особе. Арбенин был уже не первой молодости и решился на этот шаг скорее, чтобы приобрести статус степенного мужа, нежели по любви. Но неожиданно для самого себя герой всем сердцем полюбил свою красавицу-жену Настасью Павловну, или, как ее называли близкие, Нину.
Однажды Арбенин отправился на маскарад со своим новым знакомым – гвардейцем Звездичем, которого он выручил в картёжной игре. Евгений Александрович заметно скучал на балу, в то время как его приятель прекрасно проводил время. Молодой и красивый князь Звездич принялся отчаянно флиртовать с прекрасной незнакомкой в маске. Молодой человек потребовал у прелестницы какое-то украшение на память, и та, не желая рисковать, подарила ему случайно найденный чужой браслет. Довольный Звездич поспешил поделиться с Арбениным радостью своей победы.
Евгений Александрович смутно помнил, что похожий браслет был и у его жены. Настроение ему изрядно испортил и незнакомец, который предрёк несчастье в эту праздничную ночь. Вернувшись домой, Арбенин попросил Нину показать свой браслет, но она ответила, что где-то потеряла украшение. По приказу хозяина слуга обыскал весь дом и, не найдя браслета, высказал мнение, что Настасья Павловна, очевидно, потеряла его на маскараде.
Узнав о тайном посещении маскарада, Евгений Александрович разгневался: мало того, что светским женщинам не пристало в одиночку посещать такие мероприятия, так ещё в его душе возникло страшное подозрение о неверности любимой жены. Поругавшись, супруги разошлись по разным комнатам.
С этого дня Арбенин потерял покой и сон. В нём говорило ущемлённое чувство достоинства, даже гордыня и он никак не мог совладать с собой. Герою казалось, будто всем известно об измене его жены и он стал настоящим посмешищем в обществе.
Нина отправилась к приятельнице, вдовствующей баронессе Штраль, чтобы поделиться неприятностью. Там же оказался и Звездич. Ничего не подозревающая Нина заговорила о потерянном ею браслете, и молодой князь решил, что она и есть та таинственная незнакомка. Он принялся домогаться её, но та ответила ему решительным отказом. Тем временем баронесса Штраль, которая и подарила Звездичу найденный браслет, поняла, что её проделка зашла слишком далеко, но решила промолчать.
Арбенин, видя повышенный интерес Звездича к жене, убедился в измене. На балу, решив сыграть роль бесстрастного судьи, он предложил жене отравленное мороженое. Перед смертью Нина попыталась заверить, что ни в чём не виновата перед ним. У тела Нины появились Звездич и тот самый незнакомец, который предрёк Арбенину страшный конец. Им оказался старый приятель Евгения Александровича, которого тот много лет назад сделал нищим, обыграв в карты. Мужчина при всех заявил, что Арбенин собственными руками убил свою супругу. В свою очередь молодой князь рассказал историю потерянного браслета, подтвердив невиновность Нины. Арбенин, осознав свой страшный поступок, лишился рассудка.
Действие второе
В доме баронессы Штраль
Когда вдова отвлекается на разговор с чиновником, Звездич улучает момент, чтобы узнать про браслет Нины и намекнуть на произошедшее на маскараде. Она не понимает его и уходит.
Озлобленный князь рассказывает баронессе обо всём и покидает её. Штраль в ужасе: это она, будучи влюбленной в князя, завлекла его и отдала потерянный Ниной браслет.
Кстати входит Шприх. Боясь за свою честь, баронесса пускает слух о романе Звездича и Нины. Надеясь получить пятилетние проценты от вдовы и поквитаться с Арбениным, Адам Петрович подхватывает и разносит его.
Записка
Казарин и Шприх, каждый преследуя свою цель, встречаются дома у Арбенина. Последний перехватывает страстное письмо князя к своей жене. В гневе он направляется домой к Звездичу и застаёт его спящим. Арбенин хочет, но не может убить князя. На лестнице он встречает баронессу.
Женщина пытается открыть ему правду, но Евгений в бреду. Он думает, что баронесса Штраль только способствовала его жене, и готовит хитроумный план отмщения. Просыпается князь. Баронесса рассказывает ему свою тайну, боясь за его жизнь.
Игра у N
Казарину удалось снова втянуть в игру Евгения, без которого он не мог выигрывать. Согласно своему плану, Арбенин в лицо называет князя шулером и подлецом, дразнит его, отказывая в дуэли. Звездич опозорен и мечтает восстановить свою честь.
Письмо Звездича
Но чтобы спасти собственную репутацию, вдова по ошибке покидает Звездич. Он надеется запутать Нину и тем самым добиться своего. Он отправляет девушке грубое письмо, говоря, что скорее умрет, чем оставит ее. Князь заранее сообщает половине светского Петербурга о содержании письма. В результате интриг скандальное сообщение оказывается в руках Арбенина.
Теперь Евгений убежден, что его жестоко обманули. Он также видит пророческое знамение в том, что произошло. Тот, кто испытал в своей жизни всю сладость подлости и порока, не может мечтать о беззаботности и покое. Какой, собственно, из футболиста мужчина, отец семейства?
Однако Арбенин не может отомстить «соблазнителю» так, как должен был бы «гений злодея»: душит его, пока он спит. Связь с добродетелью что-то изменила в нем.
Сюжетная линия
При изучении произведения в рамках школьной программы ученикам может быть задан пересказ текста, составление цитатного плана, анализ «Маскарада» Лермонтова или написание тематического сочинения. В силу загруженности быстрое прочтение пьесы целиком не всегда возможно. В этом случае можно обратиться к читательскому дневнику или ознакомиться с кратким содержанием. Условно поэму можно разделить на 3 главные части:
- Завязка сюжета. Судьба сводит Арбенина, Звездича и Шприха за игорным столом. Звездич проигрывает, но светский лев отыгрывается за него, спасая от долговых обязательств. Он же предлагает всем развеяться на маскараде, не зная, что там планирует присутствовать его супруга Нина. Во время веселья незнакомка в Маске дарит Звездичу браслет, который потеряла жена Евгения. Чуть позже молодая женщина и князь случайно сталкиваются в доме баронессы Штраль. Мужчина уверен, что браслет ему подарила именно эта красавица. Однако Нина дает ему отпор. Хвастливый князь показывает браслет Арбенину, который узнает вещь супруги. Не вдаваясь в размышления и сходя с ума от ревности, он устраивает дома скандал.
- Кульминационный момент. Понимая суть Звездича, баронесса решает не выдавать себя. Она пустила слух о связи Нины и князя. Сплетни дошли до супруга молодой женщины, который все это время невыносимо страдал, не желая верить людской молве. Обезумев, он ворвался в дом Звездича с намерением прикончить соперника. Однако в последний момент не решился. Он наказал его позже, за игорным столом, обвинив в шулерстве и опорочив имя. Нине Арбенин подсыпал яд в мороженое. Его супруга угасла на глазах, но не признала своей вины.
- Развязка. Главным действующим лицом выступает Неизвестный. Он обличает Евгения в убийстве супруги и приводит факты в пользу ее супружеской верности. Когда-то Арбенин разорил его, и теперь он хочет взять реванш. В ход событий вмешивается Звездич. Он осознает, какое непростое время пришло для Арбенина и хочет восстановить свое доброе имя. Понимая, что он натворил, светский лев бросается к гробу жены и впадает в безумство.
Другие персонажи
Их два, это Афанасий Павлович Казарин и баронесса Штраль. Краткое содержание драмы Лермонтова «Маскарад» не нуждается в подробном описании этих персонажей, автор их ввел в сюжет исключительно во вспомогательных целях. Казарин играет роль связующего звена, осуществляющего коммуникативную функцию между более значимыми героями пьесы. Функции баронессы несколько сложнее, ее действия являются причиной главного конфликта. Она флиртует, при этом робеет, не идет до конца и, испугавшись в последний момент, передает найденный ею браслет Настасьи Арбениной ничего не понимающему Звездичу. Она в маске, узнать ее нельзя, а авансы в адрес красивого гвардейца она делает. В ходе драматических событий дама опять проявляет нерешительность, то пытаясь выгородить себя за счет своей подруги, то компрометируя ее.
Впрочем, пора переходить к сюжету, который положил в основу своего произведения «Маскарад» Лермонтов. Краткое содержание по главам прояснит картину.
Лермонтов и его характер
А ведь характер у автора был трудный, можно сказать, что очень непростой. На дуэли ему довелось драться дважды в жизни, но поводов для этого, скорее всего, было больше, просто поэту, учитывая его талант, многое прощалось. К примеру, первое впечатление о нем, сложившееся при знакомстве у В. Г. Белинского, оказалось довольно скверным. Критик счел молодого человека несерьезным и склонным потешаться над вещами несмешными. Свое мнение «неистовый Виссарион», впрочем, сменил, поговорив с Михаилом Юрьевичем во время отсидки того на гауптвахте за участие в дуэли (первой).
Следует отметить, что большой славы поэт не снискал: в 1840 году была издана первая его книга (стихотворный сборник), оказавшаяся и последней прижизненной. Многим окружающим, в том числе и его родной бабушке, он казался самонадеянным литератором, переоценивающим свой талант, что, несомненно, сказывалось на его характере, и без того вспыльчивом и задиристом. О таком человеке написал Лермонтов «Маскарад», краткое содержание которого будет изложено в этой статье. Гибель поэта на дуэли вполне вписывается в канву общего мировоззрения автора. Изображая Арбенина, он беспощаден сам к себе. Как его главный герой со Звездичем, так и он сам создал конфликт с Мартыновым. Сочувствия в светском обществе смерть М. Ю. Лермонтова не вызвала.
Характеристика персонажей
Перед проведением анализа драмы «Маскарад» Лермонтова следует кратко ознакомиться с главными героями, проблемой и содержанием произведения. Ее действие разворачивается в Петербурге в середине 30-х годов XIX века. Наиболее драматичные события приходятся на время торжественных приемов, балов и маскарадов. Ключевые персонажи обладают сложными характерами. Наибольшего внимания заслуживают следующие фигуры:
- Евгений Арбенин. Богатый и влиятельный светский лев. Желанный гость на приемах и любимец общества, которое не догадывается, что своим состоянием Евгений обязан карточным играм. В прошлом персонаж познал все прелести разгульной жизни. Он во всю крутил романы, но в зрелом возрасте влюбился и решился на брак.
- Нина (Настасья Павловна). Супруга Арбенина, покорившая мужа прелестным характером, юностью и красотой. Он обожает жену, но не проявляет своих чувств ни наедине, ни на людях. По описанию автора молодая женщина покладиста и скромна в обществе, и эти качества сыграли с ней роковую шутку.
- Князь Звездич. Противоречивый персонаж, способный как на благородные, так и на необдуманные поступки. Азартен, плохо разбирается в людях. Легко распоряжается картами и человеческими судьбами. Не анализирует последствий своих действий, при возникновении которых теряется.
- Баронесса Штраль. Светская дама, которая преуспела в искусстве интриг. Неоднозначный персонаж, способный проявить и жесткость по отношению к окружающим, и испытывать муки совести. Использовала благородное имя Нины для спасения своей репутации, что привело к трагическому финалу.
- Шприх Адам Петрович. Светский персонаж. Лицемер, описываемый автором как человек со «стеклярусными глазами» и «злобной улыбкой». В отдельных случаях он предстает очень общительным, но не вызывает доверия зрителей и читателей произведения.
Второстепенные герои также играют значительную роль в произведении. Это Казарин, который связывает всех действующих лиц и Неизвестный, появляющийся практически в финале.
Действие первое
Встреча Арбенина и Звездича
Идёт игра. Молодой князь Звездич проигрывается. Тут же ростовщик Адам Петрович Шприх предлагает ему денег, но получает отказ. К столу подходит Евгений Арбенин. Завидев старого приятеля Казарина, он начинает разговор, через него знакомится со Шприхом.
Князь просит Арбенина, как опытного игрока, помочь ему советом, но это невозможно. Евгений садится за игру и выигрывает для Звездича большой куш, спасая его от разорения. Вместе они уезжают на маскарад. Видя мастерство Евгения в игре, Адам Петрович желает узнать его ближе и едет за ними.
Маскарад у Энгельгардта
Арбенин остаётся равнодушным к шумной толпе, она чужда ему. Внезапно неизвестная Маска предсказывает, что в эту ночь с ним случится несчастье. В то же время другая, женская маска, завлекает князя. Они уединяются.
На память женщина отдаёт Звездичу золотой эмалированный браслет, оброненный другой. Шприх пытается угодить Арбенину, но, получив в ответ злую шутку, затаивает обиду.
Арбенин и Нина дома
Приехав домой раньше жены, Евгений думает о браслете, показанном князем. Нина, любительница балов, появляется позже. Арбенин рассказывает ей о своей жизни, признаётся в любви и не замечает на одной руке парного браслета.
Нина не может признаться в том, что была на маскараде, и врёт о потере браслета, который кажется ей несущественной безделушкой. Муж подозревает измену.
Выводы и впечатление
Высказать мнение относительно прочитанного произведения можно в тематическом итоговом сочинении-рассуждении, реферате или в читательском дневнике. Пьесу можно отнести к социальной трагедии, которая постигает сильных людей, обреченных на бездействие. Главные герои стали заложниками социума и погрязли в лицемерии и подлости. Они настолько приспособились лгать, что не могли открыто выражать подлинные чувства, совершать честные и справедливые поступки, продиктованные совестью.
Произведение названо автором «Маскарад» не только за то, что многие его сцены происходят на костюмированном балу. Лермонтов подчеркивал призрачность образов, которые примерили на себя главные герои. Каждый из них носил символическую маску, чтобы не прослыть изгоем в светском обществе, играл в нем свою роль.
Проанализировав пьесу, можно сказать, что самым счастливым в описываемой ситуации оказался Звездич, у которого не хватило ума оценить трагизм происходящего. Обличив Арбенина с помощью Неизвестного, он оправдал свое опороченное имя. Все остальное было для этого человека второстепенным. К сожалению, так жили многие современники Лермонтова. Ничего не изменилось и в наши дни.
Примечательно, что каждый из героев произведения думает только о себе и о своем состоянии. Никому нет дела до Нины, которая стала жертвой двусмысленной ситуации и ревнивого мужа, подверженного влиянию общества.
Заключение
Ведущими в драме «Маскарад» являются мотивы игры, маскарадности, переодевания. Лермонтов обнажает лицемерие и интриганство высшего петербургского общества, где каждый думает только о своих интересах.
За масками добропорядочности герои скрывают свои истинные лица и желания. Баронесса Штраль, чтобы не запятнать репутацию, говорит правду только после того, как слух о связи князя и Нины уже распространился по городу. Казарин, желая вернуть Арбенина в карточные игры, не гнушается приходить к Евгению с этим вопросом даже сразу после смерти Нины.
Единственный светлый, чистый персонаж пьесы – Нина Арбенина. Ей не было места в «ядовитом» , «маскарадном» обществе высшего света. Фактически Нину «отравил» не муж-ревнивец, а окружающие, поступки которых и привели к трагедии.