Краткое содержание шекспир отелло для читательского дневника

Краткое содержание пьесы «Отелло» Уильяма Шекспира

Произведение состоит из пяти актов. Краткий пересказ сюжета представлен ниже.

I акт

Яго рассержен тем, что помощником Отелло стал Кассио, а не он. Яго намерен отомстить военачальнику. Вместе с Родриго он приходит к отцу Дездемоны, чтобы сказать, что она сбежала к Мавру. Брабанцио заметил, что дочери нет дома, и отправился к Отелло.

Появляется отец девушки и гневно требует вернуть ее домой. Вместе с мавром Брабанцио отправляется на военное собрание дожа.

Дож (титул главы государства в итальянских морских республиках) сообщает Отелло, что направляет его на Кипр с целью защитить венецианские владения. Мавр говорит Брабанцио, что женился на его дочери, и тот может лично удостовериться в ее любви к нему.

Дездемона желает отправиться на Кипр вместе с мужем, но тот решает оставить ее в Венеции под присмотром Яго и его жены. Родриго подавлен тем, что Дездемона выбрала другого мужчину, а не его, и хочет утопиться. Яго предлагает совместный план мести.

II акт

Войны с турками удалось избежать. Флот врагов разрушил шторм. В киприотскую гавань прибывают Яго, его супруга, Дездемона и Родриго. Там они встречаются с Отелло.

Яго внушает своему сообщнику, что Дездемона испытывает симпатию к Кассио, так как он молод и красив. Под влиянием манипуляций Родриго ссорится с офицером и настраивает против него Отелло.

Кассио планирует вступить на караул, но Яго зовет того отметить победу в обществе дворян. Юноша сообщает, что быстро и некрасиво пьянеет – предатель сразу решает использовать это в свою пользу.

Родриго в образе рядового солдата провоцирует охмелевшего Кассио на конфликт. Монтано пытается разнять дерущихся, но лейтенант ранит его.

Отелло наказывает Кассио и отзывает его звание. Бывший лейтенант опечален – он потерял честь и хорошую репутацию. Яго тут же дает совет отправиться к Дездемоне, дабы та помогла ему вернуться к прошлой жизни.

Яго делает ставку на то, что забота Дездемоны о Кассио даст ее мужу повод для ревности.

III акт

Как и посоветовал Яго, Кассио едет к юной Дездемоне за помощью. Эмилия делится секретом – Отелло сам желает восстановить офицера, как только появится возможность.

Дездемона с радостью соглашается содействовать юноше. Офицер уходит. Девушка просит мужа вернуть ранг Кассио, и тот уступает супруге. Яго манипулирует другом, загадочным молчанием заставляя того подумать о неверности жены.

Далее Яго оклеветал Кассио – оставил в доме офицера платок Дездемоны, который та случайно обронила возле Эмилии. Мавр опечален своими подозрениями и требует от Яго фактов измены. Тот говорит, что бывший офицер ласкал девушку ночью, а она отдала ему свой расписной платок.

Отелло поручает Яго убить Кассио не позднее, чем через три дня. Сам он решает убить Дездемону. Яго отговаривает друга от этого шага, но Мавр непреклонен.

Отелло просит Дездемону отдать ее платок – та отвечает, что он пропал. Она усугубляет ситуацию, снова попросив вернуть Кассио на службу.

Офицер находит у себя земляничный платок и просит куртизанку Бьянку повторить приглянувшуюся вышивку.

IV акт

В то время как Мавр прячется неподалеку, Яго заводит с лейтенантом разговор о проститутке Бьянке. Юноша смеется над желанием Бьянки стать его женой. Отелло думает, что тот говорит о Дездемоне. Бьянка отдает платок юноше.

Приходит весть – Отелло должен вернуться в Венецию и оставить на замену Кассио. Дездемона обрадована возвращению, но Отелло воспринимает это как радость за юношу, и дает ей пощечину. Мавр оскорбляет жену и считает, что справедливо приревновал ее.

После пира Мавр поручает Дездемоне в одиночестве отправиться в спальню. Эмилии девушка говорит, что чувствует свою скорую смерть.

V акт

Предатели идут совершать убийство. В нападении погибает Родриго. Яго заявляет послам, что Кассио подвергся нападению разбойников и обвиняет Бьянку в содействии.

В это время Мавр входит в спальню и застает Дездемону спящей. Он целует ее и спрашивает, таит ли та грехи. Супруга отрицает это. Отелло душит ее и в этот момент стучится Эмилия, которая рассказывает о побоище на улице.

Она кричит, видя погибающую девушку, и Отелло признается, что причина, по которой он задушил супругу – ее измены. Сбегаются слуги, и Эмилия сообщает, что супруг велел ей принести платок девушки.

Появившийся Яго убил жену и сбежал. Мавр догоняет и ранит его. Далее идет монолог Мавра – он признается, что был обманут Яго и «ослеплен» гневом. После искренней речи он закалывает себя кинжалом.

Отелло : цитаты

Следующие цитаты из Отелло исследовать тему ревности и способы, которыми Отелло успешно манипулирует.

Репутация — это пустое и самое ложное навязывание, которое часто приобретается без заслуг и теряется без заслуг. Вы не потеряли никакой репутации, если только не считаете себя таким неудачником.

(Акт 2)

В контексте пьесы Яго пытается убедить Кассио, что тот не потерял ничего ценного, будучи пониженным в должности лейтенанта Отелло. Яго предполагает, что репутация не является истинным мерилом ценности человека, а скорее пустой и бессмысленной конструкцией, которую можно легко приобрести или потерять.

Этим комментарием Яго не выражает искреннего убеждения о природе репутации, а скорее пытается подорвать чувство собственного достоинства Кассио и сделать его более восприимчивым к манипуляциям Яго. Яго — мастер манипуляции, который использует слабости и уязвимости людей для достижения своих целей, и в данном случае он пытается сделать Кассио более зависимым от него в плане поддержки.и руководство.

Заявление Яго о репутации является отражением его собственного извращенного и эгоистичного мировоззрения, которое сосредоточено исключительно на достижении собственных целей и удовлетворении собственных желаний, независимо от последствий для других.

О, берегитесь, государь, ревности; Это зеленоглазое чудовище, Которое насмехается над мясом, которым питается. Тот рогоносец живет в блаженстве, Кто, уверенный в своей судьбе, Не любит своего неверного: Но о, какие проклятые минуты Повествует он о том, кто сохнет, но сомневается, Подозревает, но сильно любит!

(Акт 3)

Эту цитату произносит Яго, антагонист пьесы, когда он пытается манипулировать Отелло, чтобы заставить его ревновать свою жену Дездемону. Яго предупреждает Отелло об опасности ревности, сравнивая ее с «зеленоглазым чудовищем», которое питается собой и приводит к чувству сомнения и подозрения.

Он говорит о том, что человек, который уверен в своей судьбе и не любит своего предателя, лучше, чем тот, кто глубоко любит, но мучается сомнениями и подозрениями. Эта цитата — предупреждение о разрушительной силе ревности, ее способности затуманить рассудок и привести к трагическим последствиям.

Даже тогда мои кровавые мысли с неистовым ритмом Не оглянутся назад, не устремятся к смиренной любви.

(Акт 3)

Эта цитата произносится Отелло, когда его все больше поглощает ревность и ярость. Отелло имеет в виду свои собственные мысли, которые он описывает как «кровавые» и «жестокие», и он предполагает, что они никогда больше не обратятся к чувствам любви и смирения. Эта цитата является отражением трагического падения Отелло, поскольку он все больше поглощается своими негативными эмоциями и не способен к ним.вернуть контроль над своими мыслями и поступками.

Тогда вы должны говорить о том, кто любил не мудро, а слишком хорошо.

(Акт 5)

Эта цитата произносится Отелло, когда он готовится покончить с собой после убийства своей жены Дездемоны. Отелло размышляет о своих действиях и о своей любви к Дездемоне, и он предполагает, что его любовь к ней была слишком сильной и всепоглощающей. Цитата предполагает, что падение Отелло произошло не из-за недостатка любви, а скорее из-за ее избытка. Эта строка часто рассматривается как пронзительная и трагическая.размышления о природе любви и ее способности доводить людей до крайностей.

Акт третий

Эмилия по секрету сообщает Кассио, что Отелло только и ищет повода вернуть должность своему любимцу. О том же хлопочет Дездемона. Кассио рад. Впрочем, памятуя о совете Яго, он просит о личной встрече с Дездемоной. Эмилия устраивает эту встречу.

Дездемона убеждает Кассио, что Отелло не забудет дружбу с ним. Успокоенный Кассио тихонько уходит, завидев генерала. Дездемона сразу приступает к делу. Она, как повелительница сердца мавра, с улыбкой просит назвать дату, когда Кассио вернется к своим обязанностям. Очарованный Отелло обещает выполнить любую просьбу своей милой «негодницы». Сердце воина наполняется нежностью.

Оставшись с генералом наедине, Яго вливает в его душу яд подозрений. Он выясняет, что Кассио с самого начала в курсе любви генерала и красавицы. Выходит, Дездемона привязана к нему, привыкла видеть его рядом. Кроме того, чего скрывать, Кассио хорош собой. Чего не скажешь об Отелло. Выслушав такие речи, Отелло мрачнеет. Он поручает Яго следить за Дездемоной.

Напоследок Яго дает ему один совет: повременить с прощеньем Кассио. И понаблюдать, как будет себя вести Дездемона. Отелло чувствует себя рогоносцем. Когда жена входит в комнату – он смотрит на нее другими глазами. Она замечает перемену. Отелло сваливает все на головную боль. Своим нежными руками она хочет обвязать его голову красивым платочком, но муж отстраняется. Платок летит на пол.

После их ухода платок подбирает Эмилия. Муж давно просил украсть у синьоры именно его. Однако Эмилия знает, что эта вещица – дар любви генерала. Дездемона огорчится, лишившись платка. Поэтому она решает отдать мужа копию платка. Надо только скопировать узор.

Но ее план рушится: Яго выхватывает платок из ее рук. Когда жена уходит, он думает, как подбросить «улику» Кассио. Между тем, Отелло уже сходит с ума от ревности и гнева. Он требует у Яго доказательств измены. Грозит, что накажет его за клевету.

В ответ Яго откровенничает. Однажды ночью Кассио в бреду представлял в своих объятьях Дездемону. Для Отелло уже и этого достаточно, но Яго добивает его окончательно. Он уверяет, что Кассио утирается платком, который подарил жене Отелло. Тем самым, расшитым ягодками. Отелло «змеи жалят сердце». Он жаждет «крови», клянется небесами, что отомстит.

Расставаясь с Яго, генерал дает тому три дня на то, чтобы убить Кассио. С «распутницей» он разберется сам.

Как нарочно, Дездемона все твердит мужу об огорченном Кассио. Но теперь она встречает решительный отпор. Отелло твердит только о платке. И уверяет в его волшебной силе. Если жена лишится его, то потеряет любовь мужа. Дездемона не может предъявить платок. Это их первая крупная ссора.

Эмилия с житейской мудростью советует госпоже присмотреться к мужу. Быть может, злая ревность поселилась в его сердце. Но Дездемоне не в чем упрекнуть себя.

Между тем, платок действительно подброшен Кассио. Он вертит в руках красивую вещицу, уверен, что владелица будет ее искать. Он просит любовницу Бьянку вышить для него точно такой же. Она ревнует его к хозяйке платка.

Отелло: Список персонажей | SparkNotes

Отелло

Главный герой и герой пьесы. Мавр-христианин и генерал армий Венеции, Отелло — красноречивая и физически сильная фигура, уважаемая всеми окружающими. Несмотря на свой высокий статус, он, тем не менее, легко становится жертвой неуверенности из-за своего возраста, жизни солдата и своей расы. Он обладает «свободным и открытым характером», который его прапорщик Яго использует, чтобы превратить свою любовь к жене Дездемоне в мощную и разрушительную ревность.

Прочитайте подробный анализ Отелло.

Дездемона

Дочь венецианского сенатора Брабанцио. Дездемона и Отелло тайно женятся еще до начала пьесы. Во многом стереотипно чистая и кроткая, Дездемона также решительна и хладнокровна. Она одинаково способна защищать свой брак, непристойно шутить с Яго и достойно отвечать на непонятную ревность Отелло.

Прочитайте подробный анализ Дездемоны.

Яго

Прапорщик Отелло (должность также известна как древний или знаменосец) и злодей пьесы. Яго двадцать восемь лет. В то время как его явная причина желания смерти Отелло состоит в том, что его обошли для повышения до лейтенанта, мотивы Яго никогда не выражались очень ясно и, кажется, исходили из навязчивого, почти эстетического удовольствия от манипуляций и разрушения.

Прочитайте подробный анализ Яго.

Майкл Кассио

Лейтенант Отелло. Кассио — молодой и неопытный солдат, чье высокое положение очень возмущает Яго. По-настоящему преданный Отелло, Кассио очень стыдится того, что был замешан в пьяной драке на Кипре и потерял место лейтенанта. Яго использует молодость, красоту и дружбу Кассио с Дездемоной, чтобы сыграть на неуверенности Отелло в верности Дездемоны.

Эмилия

Жена Яго и служанка Дездемоны. Циничная, светская женщина, она глубоко привязана к своей любовнице и недоверчива к мужу.

Прочтите подробный анализ Эмилии.

Родриго

Ревнивый поклонник Дездемоны. Молодой, богатый и глупый Родриго убежден, что если он отдаст Яго все свои деньги, Яго поможет ему завоевать руку Дездемоны. Неоднократно разочаровываясь, когда Отелло женится на Дездемоне, а затем увозит ее на Кипр, Родриго в конечном итоге достаточно отчаялся, чтобы согласиться помочь Яго убить Кассио после того, как Яго указывает, что Кассио — еще один потенциальный соперник Дездемоны.

Бьянка

Куртизанка или проститутка на Кипре. Любимым клиентом Бьянки является Кассио, который дразнит ее обещаниями выйти замуж.

Брабанцио

Отец Дездемоны, несколько задиристый и самодовольный венецианский сенатор. Как друг Отелло, Брабанцио чувствует себя преданным, когда генерал тайно женится на его дочери.

Герцог Венеции

Официальный авторитет в Венеции, герцог с большим уважением относится к Отелло как к государственному и военному служащему.

Акт второй

Город-порт на Кипре. Яростный шторм потопил турецкий флот. Впрочем, неизвестна судьба судна, на котором плыл Отелло. Зато к городу причалил корабль с Дездемоной, Родриго и Яго с женой. В бурю он опередил корабль генерала.

Знатные киприоты поджидают прибытия Отелло, нового военачальника, наместника острова. Кассио (он уже на месте) в беседе с ними хвалит своего генерала, его прекрасную жену. Он первым приветствует Дездемону, сошедшую на берег, целует ей руки.

Злоязычный Яго тут как тут. Первым делом он бранит свою жену Эмилию, да и всех женщин вообще. Всех чертовок, которые строят из себя святых. Впрочем, Эмилия уже привыкла к нраву мужа.

Наконец, корабль Отелло пристал к берегу. Он целует супругу, ведет ее в замок. «Враг потонул», значит, можно предаться радостям мирной семейной жизни. Пара уходит. Яго внушает Родриго, что Дездемона в глубине души порочна. Скоро ей наскучит «черт», она засмотрится на любезного Кассио. Впрочем, Родриго тоже должен действовать. Его задача – при всех вывести Кассио из себя. Если Кассио ударит Родриго – тем лучше. Киприоты потребуют сместить драчуна.

Оставшись один, Яго признается, что и сам очарован Дездемоной. Впрочем, для него главное – сделать из Отелло безумца, из Кассио – изгоя, а из Родриго – игрушку в своих руках.

Отелло празднует победу стихий над турками и свою свадьбу. В ночную стражу определены как Кассио с Яго, так и Родриго. Яго соблазняет лейтенанта отведать вина в честь всех приятных поводов. Тот отказывается: он плохо переносит алкоголь, и во хмелю за себя не ручается. Яго только это и нужно. Он при киприотах подливает Кассио вина. Как только тот уходит – сетует, что лейтенант настоящий пьяница.

Дальше за дело берется Родриго. Он оскорбляет подвыпившего лейтенанта. Тот гонится за наглецом. При этой сцене присутствует Монтано, предыдущий наместник острова. Он вмешивается в драку – сгоряча Кассио ранит и его. Яго посылает Родриго известить всех, что на острове бунт.

Уже под звуки набата дерущихся останавливает Отелло. Он просит Яго рассказать, «кто зачинщик». Тот отвечает, якобы выгораживая Кассио, а на деле – обвиняя его. Он объясняет, что Кассио гнался за каким-то незнакомцем, а Монтано остановил его. Генерал лишает своего любимца «званья офицерского».

Кассио подавлен. Он потерял свое «доброе имя». Яго советует ему не вешать нос, втереться в доверие к генералу. Но ситуация кажется Кассио безвыходной. Звание, быть может, вернут, но «пьяницу» кто к себе приблизит.

Тогда поручик дает ему совет: действовать через отзывчивую Дездемону. Она сумеет убедить мужа сменить гнев на милость. Кассио нравится эта идея, подвоха он не чувствует.

Яго задумал смешать с грязью честное имя жены мавра, зародить в нем сомненья в ее верности. Чем чаще Отелло будет видеть Кассио рядом со своей женой, тем жарче разгорится в нем ревность. Останется лишь подтолкнуть его к развязке.

Родриго унывает: деньги иссякли, еще и бока намяли. Скорее всего, ему пора ехать домой. Но Яго просит его повременить.

Отелло: Полный анализ книги | SparkNotes

Отелло — это история благородного военного генерала, который добился многих успехов на поле боя, но из-за ошибочных суждений и своего положения аутсайдера в обществе саботирует свои самые близкие отношения и самого себя. Спектакль начинается с размаха военного романа, разворачивающегося на Средиземном море. Однако действие драмы сводится к клаустрофобному финалу в тесной спальне, где Отелло убивает себя, задушив свою невинную жену. Действие пьесы движется от обширных экстерьеров, которые служат фоном для героизма Отелло, к внутренним пространствам, в которых — как в прямом, так и в переносном смысле — нет места для дыхания.

Инцидент, который приводит главного героя и антагониста к столкновению, происходит до начала пьесы, когда Отелло выбирает Кассио своим лейтенантом. Будучи обойденным для продвижения по службе, Яго чувствует себя отверженным и оставленным для выполнения роли «древнего» (то есть прапорщика), военной должности, которая стоит в самом низу среди всех офицеров. Несмотря на гнев по поводу выбора Отелло, Яго в равной степени расстроен тем, что желанная работа досталась Кассио, которого Яго считает менее квалифицированным, чем он. Позже он также показывает, что, по его мнению, Кассио, возможно, спал с его женой (в дополнение к подозрению, что Отелло спал с ней): «Потому что я боюсь Кассио и с моим ночным колпаком».

Напряжение спектакля возрастает, когда зрители встречают Отелло и понимают, насколько катастрофическим будет план Яго. Признания Отелло и Дездемоны в любви друг к другу и готовность Дездемоны отказаться от своего отца, чтобы быть с Отелло, поднимают ставки для пары и смещают аудиторию на сторону Отелло. Противопоставляя добродетельные натуры Отелло, Дездемоны и Кассио лжи Яго, пьеса усиливает напряжение между правдой и обманом. Поскольку все в пьесе подвержены интригам Яго, зрители становятся его молчаливыми сообщниками, когда он раскрывает свои планы в серии отступлений. Поскольку Яго легко удается напоить Кассио, подстрекать его к борьбе с Родриго и убеждать Отелло уволить его — все время действуя так, как будто он любит Кассио, — мы видим, какой он искусный манипулятор.

Противоборствующие силы добра, представленного Отелло, и зла, представленного Яго, вступают в непосредственный контакт в конце третьего акта, сцены 3, когда Отелло становится на колени перед Яго и заявляет о своем непоколебимом желании отомстить тем, кто которые наставили ему рога. В отличие от многих шекспировских трагедий, где главный герой противостоит антагонисту в кульминационный момент пьесы, Отелло выражает свое абсолютное доверие Яго, назначая его своим новым лейтенантом. Неверное доверие Отелло и слепота к истинным мотивам Яго еще больше усиливают напряжение, поскольку зрители задаются вопросом, когда Отелло узнает правду о своем предполагаемом друге, если вообще когда-нибудь. По мере того, как Отелло становится все более ненормальным от ревности и отказывается слушать заявления Дездемоны о ее невиновности, он становится не столько главным героем, сколько вторым антагонистом, действующим в союзе с Яго.

В оставшихся двух действиях коварный сюжет Яго разворачивается с жестокой неизбежностью. Отелло переходит от веры в то, что Дездемона никогда не сможет его предать, к требованию доказательств ее неверности, чтобы он мог чувствовать себя оправданным в ее убийстве. Когда Яго предлагает Отелло задушить Дездемону в постели, в которой она якобы изменяла, Отелло говорит: «Хорошо, хорошо, справедливость этого радует!» (IV.i). Отелло по-прежнему страстно любит свою жену, но вместо того, чтобы рассматривать ее достоинства как доводы против обвинений Яго, вместо этого видит в них повод еще больше огорчаться ее мнимой неверностью: «О Яго, как жаль, Яго!» (IV.i) Обезумевший от ревности Отелло вступает в сговор с Яго, чтобы убить Кассио, и разрабатывает свой план убийства Дездемоны. То ли его жена была неверна и лжет ему, то ли его любимый, «честный» друг Яго лгал ему. Только после того, как он убивает Дездемону, Отелло обнаруживает, что поверил не тому человеку.

Акт пятый

Среди ночи Родриго бросается на Кассио. Обороняясь, тот наносит рану напавшему. Яго исподтишка ранит Кассио в ногу. Затем ножом добивает Родриго: он стал для него опасным свидетелем. Потом берет на себя расследование дела.

Тем временем мавр уже в спальне. Он тихонько целует спящую жену. Она вдруг просыпается. Отелло интересуется, молилась ли она на ночь. Не тяготит ли ее душу какой-то тяжкий грех. Упоминает и злополучный платок, и Кассио. Ее клятвы мавра не трогают. Она умоляет вызвать Кассио. Отелло отвечает, что тот ей не поможет, он уже мертв. «Честный» Яго покарал его.

Отелло душит Дездемону. В двери стучит Эмилия. Убежденный в смерти жены, мавр впускает Эмилию. Та сообщает, что на Кассио покушались, но он жив. Дездемона в агонии стонет. Она успевает сказать Эмилии, что гибнет без вины. И отказывается назвать имя убийцы.

Эмилия коршуном налетает на «черного дьявола». Тот уверяет, что Яго «открыл ему глаза» на измену. Эмилия клянет мужа интриганом, сообщает, как платок попал в чужие руки. Нахальный Яго убивает обвиняющую его супругу. Отелло бросается на него с оружием, ранит. Потом беседует с Кассио – и убеждается в его невиновности.

После чего закалывает сам себя. На прощанье он говорит, что слишком пекся о своей чести, сам вышвырнул «жемчужину», жену, дарованную небом. Всех впечатляет скорбь и мужество генерала. Между тем, Кассио, как наместник острова, будет судить Яго. Подлеца ждет смертная казнь.

История персонажа

Композиционно трагедия Уильяма Шекспира «Отелло» считается его лучшим произведением. Действие построено четко, причинно-следственные связи логичны, а события последовательны. Это реалистическая трагедия писателя, исключающая присутствие магического элемента и описывающая реальный мир. Характеры героев достоверны и представляют людей без волшебных особенностей.

Уильям Шекспир стал автором совершенного произведения для эпохи, в которую он творил. Новаторство пьесы 1604 года заключалось в отсутствии обращения к античным и средневековым мотивам. Местом действия выступала Венеция, современный и популярный город описываемого периода.

Отелло : структура

Отелло Это видно на примере зарождающейся ненависти и мести Яго, ревнивой ярости Отелло и трагического конца Дездемоны, основанного на непонимании, недоверии и манипуляции.

Как и в большинстве шекспировских пьес, пьеса состоит из 5 актов, а в значительной части пьесы Шекспир часто использует чистый стих (строки, написанные ямбическим пентаметром).

Однако отсутствие подсюжета — это один из факторов, который отличает Отелло в стороне

Поскольку нет подсюжета, внимание сохраняется на основном действии, что усиливает ощущение предчувствия и приковывает внимание читателя или зрителя

Некоторые из ключевых литературных и поэтических приемов, использованных в пьесе, следующие:

  • Изображение — В частности, образы животных, например, Яго представляет Отелло как «черного барана» (1.1.97), а Дездемону, напротив, как честную и скромную «белую овцу» (1.1.98).
  • Асайды — Многие персонажи, в частности Яго, выражают себя в «отступлениях», то есть монологах, в которых другие персонажи не присутствуют (длинное отступление было бы «солилоквием»). С помощью отступлений автор может передать информацию, которую он хочет донести до аудитории, в частности, внутреннюю работу ума персонажа и его чувства.
  • Символизм — хорошим примером символа в пьесе является платок, символизирующий любовь и потерю в отношениях Отелло и Дездемоны.

Анализ произведения

Главная идея трагедии – противоборство разума и сердца. Произведением автор предостерегал бездумно поддаваться буре чувств. Все известные цитаты из пьесы связаны с ложью, слабой волей, грехами. 

Ключевые герои нашли свою смерть именно от того, что не прислушались к голосу разума и пошли на поводу у своих страстей. Каждый имел свою слабость:

  • Дездемона – излишнюю доверчивость;

  • Отелло – ревность;

  • Родриго – зависть и влечение;

  • Яго – мстительность;

  • Эмилия – доверчивость и невнимательность.

Интриги, зародившиеся из-за поступков на «горячую голову», и привели к многочисленным смертям.

Акт первый

Венецианская республика, период войны с Турцией. Еще затемно под окнами сенатора Брабанцио шумят двое: поручик Яго и молодой дворянин Родриго. Оба люто ненавидят мавра (темнокожего) генерала Отелло.

Яго рассчитывал, что мавр назначит его своим лейтенантом. Но стал всего лишь знаменосцем. А в лейтенанты попал Кассио. Яго оскорблен: его, вояку, обошел какой-то «книжный червь», «теоретик», «щеголь». Теперь он хочет отомстить, отравить счастье мавра.

Родриго мечтал жениться на прекрасной Дездемоне. Брабанцио счел, что юноша не пара его дочери. И вот теперь они кричат под окнами, чтобы Брабанцио первым узнал новость: ночью его дочь сбежала с «черным» немолодым Отелло.

Брабанцио в ужасе, чувствует себя опозоренным. Теперь бы он отдал дочку за Родриго – да поздно. Он уверен, что мавр приворожил кроткую, милую Дездемону. И, как назло, наказать его сейчас нельзя. Идет война с турками, без доблестного генерала дожу (правителю) не обойтись.

Брабанцио со стражниками несется к обидчику в гостиницу. Яго уже там, прикидывается другом мавра. Взбешенный отец требует, чтобы мавр шел в тюрьму. Отелло хочет решить дело миром. Ведь он – не худшая партия для девушки: славен и родом знатен. Все участники ночного переполоха (включая Кассио, помощника генерала) спешат к дожу: он вызвал Отелло на военный совет.

Выясняется, что турецкий флот угрожает Кипру. Брабанцио не до войны: он жалуется, что «страшилище» обесчестило его дочь. Генерал объясняет, что Дездемона добровольно пошла за него, они обвенчались этой ночью. В доме Брабанцио он часто пускался в воспоминания о «бедах юных лет», злоключениях своих. Дездемона прониклась к нему состраданием и восхищением.

Зовут для объясненья Дездемону. Она подтверждает, что мавр для нее – любимый и законный муж. Дож хочет примирить все стороны, но Брабанцио остывает не сразу. Отелло намерен тотчас отплыть к Кипру. Дездемона намерена сопутствовать ему в походе. Отелло поручает ее заботам «верного и честного» Яго и его жены Эмилии. Они прибудут на Кипр чуть позже генерала.

Родриго понимает, что Дездемона навек потеряна для него. Он хочет утопиться с горя. Но у коварного Яго есть план получше. Он думает убить двух зайцев: отомстить Отелло и обчистить карманы богатенького Родриго. Яго уверяет приятеля, что деньги сотворят чудеса. Осталось только вызвать ревность мавра. Пусть он ревнует жену к красавчику Кассио.

Дездемона и Отелло отправляются на Кипр

Продолжаем описывать краткое содержание. Отелло отправляется на Кипр, и Дездемона просит отца разрешить ей поехать вслед за своим мужем. Дож против этого не возражает, и Отелло Дездемону оставляет на попечение Яго, а также Эмилии, его жены. Они должны вместе с ней отправиться на Кипр. В отчаянии Родриго, он собирается утопиться. Яго с не лишенным остроумия цинизмом призывает своего друга не поддаваться чувствам. Он говорит, что все изменится, ведь Отелло не пара очаровательной венецианке. Родриго еще получит свою возлюбленную, и таким образом совершится месть Яго. Коварный поручик много раз призывает Родриго набить потуже кошелек. Обнадеженный юноша уходит, и над ним смеется мнимый друг, говоря, что Родриго служит ему «даровой забавой» и «кошельком». Мавр также доверчив и простодушен. Может, стоит ему шепнуть, что жена слишком приветлива с Кассио, который красив и обладает отличными манерами? Чем не соблазнитель?

Акт четвертый

Яго создает декорации очередной ловушки для своих врагов. Он заводит речь с Кассио о его подружке Бьянке. Между тем, Отелло прячется и подслушивает неподалеку. От ярости он не разбирает половины слов.

Смех мнимого соперника доводит его до бешенства. А Кассио лишь объясняет, как Бьянка плетет вокруг него свои сети, надеясь стать ему женой. Видит мавр и как какая-то девушка (это и есть Бьянка) швыряет в Кассио платок – его подарок. Отелло бьется в припадке, теряет сознание.

Отелло приходит в себя. Он ослеплен яростью. Яго рекомендует ему задушить неверную прямо в супружеской постели. И обещает, что этой же ночью покончит с Кассио.

Тем временем из Венеции приходит повеленье дожа. Наместником острова назначен Кассио, а Отелло предписано вернуться домой. Дездемона не может сдержать радости: и за Кассио, и за себя. Она успела соскучиться по родным местам. Не владея собой, Отелло при всех дает ей пощечину. Гонец Лодовико ошеломлен.

Мавр допрашивает трепещущую Эмилию. Она клянется, что госпожу и Кассио связывает только дружба. Он призывает к себе Дездемону: «Кто ты?» Она отвечает, что его жена, верная жена. Мавр не стесняется в выражениях, проклинает «венецианскую шлюху». Рыдающая Дездемона клянется спасением своей души, что он несправедлив к ней.

Объявляется Родриго. Он просит Яго отчитаться за драгоценности, которые якобы приняла Дездемона. Тот уверяет, что осталось совсем чуть-чуть. Пусть Родриго проломит голову Кассио – и все сложится.

Отелло предупреждает жену, что, после ужина с гостями из Венеции, придет в спальню. Пусть она будет там одна, без Эмилии. Дездемона соглашается. Душа ее печальна. Готовясь ко сну, она напевает старую песенку про иву и несчастливую девушку. Ту самую, что слышала в детстве. Она думает о смерти – и просит Эмилию, если что, завернуть ее тело в белоснежные простыни с супружеского ложа.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: