Сюжет
Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгород, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с жёнами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренёк, подкидыш Иван Цыганок.
Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным стариком и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед – старший Каширин – видел, что сыновья – никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алёше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алёши умер и он остался один в ненавистном семействе.
Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его и при каждом удобном случае старалась побаловать.
Спустя некоторое время Варвара вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошёл в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.
Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.
Художественные средства
И. З. Суриков для более глубокого воздействия на читателя использует множество фонетических, лексических, синтаксических и художественных средств:
- анафору (единоначатие): первые 3 строки начальной строфы начинаются одинаково;
- однородные члены: «тихонько, // Нехотя»;
- риторическое обращение: «Весело текли вы, // Детские года!»;
- эпитеты: «родной», «тихонько», «сердито»;
- антонимы: «Мне в сугробе горе, // А ребятам смех!»;
- синонимы: «Горе и беда»;
- просторечные формы слов: «качуся», «мрёт», «Поднялася»;
- междометия и звукоподражательные слова: «хвать!», «хлоп!»;
- звукопись (аллитерацию и ассонанс): в 7 строфе постоянно повторяется звук , а в 8 — звуки и ;
- лексический повтор: «Зимний вечер длится, // Длится без конца…».
Благодаря средствам, используемым поэтом, стихотворение И. З. Сурикова возвращает героя (и читателя) в то время, когда он был счастлив. Образ маленького человека, катающегося на санках с горы и слушающего сказки бабушки, прорисован поэтом очень чётко и правдоподобно.
9 месяцев назад
Суриков «Детство» главная мысль
2 ответа:
Основная мысль этого стихотворения — показать, насколько беззаботно детство со всеми своими радостями и огорчениями. Можно сказать, что идея стихотворения передаётся И. Суриковым в последнем катрене.
Произведение вызывает у читателя мысли и воспоминания о детстве, маленьких радостях и огорчениях, шалостях, играх, словом, обо всём том, чем наполнено детство любого человека.
Стихотворение пропитано чувством светлой радости, счастья. И, несмотря на то, что на протяжении стихотворения лирический герой испытывает разные эмоции, основное чувство, которое вызывает это произведение — чувство по-детски наивного счастья.
Суриков показывает нам картину детства. Стих не грустный и не веселый, он о буднях детей, когда случаются и горести, и радости.
Главная мысль стихотворения Сурикова «Детство».
Детство это беззаботная жизнь, но со своими печалями и радостями.
Думаю, что мысль эта выражена в самых последних строчках стихотворения:
Стих вызывает воспоминания о детстве и детских забавах, родном доме, родителях, бабушке, сказках — той жизни, которая еще не знала взрослых волнений и забот.
- http://coolchtivo.blogspot.com/2019/12/blog-post4.html
- https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/polnyj-analiz-stixotvoreniya-detstvo-i-z-surikov.html
- https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/surikova/detstvo
- https://rustih.ru/ivan-surikov-detstvo/
- https://otvet.ws/questions/2541533-surikov-detstvo-kakaja-glavnaja-mysl-kakie-mysli-chuvstva-vyzvaet-stih.html
Основная идея
Основная идея так же заключается в том, что вступая во взрослую жизнь, человек приобретает ряд проблем, которые мешают ему жить полной жизнью. В детстве у нас нет ограничений, которые в первую очередь происходят у нас в голове. Мы счастливые и беззаботные, что, кажется, никто и ничто не в состоянии омрачить данное состояние. А если и случаются какие-то невзгоды, дети очень быстро перестают переживать по этому поводу. Ведь вокруг столько интересного и неизведанного, что не следует зацикливаться на мелочах.
Возможно, так и нужно жить, проживая каждый день как последний. Жить на полную катушку. Но зачастую, к сожалению, на это способны только лишь дети. С возрастом человек черствеет, у него вечно скапливаются различные проблемы, которым он посвящает всю свою жизнь. Он не задумывается о том, что пока он с головой уходит в решение жизненных неурядиц, жизнь и проходит.
Не зря считается, что дети самые искренние создания. Они ничего не делают вынуждено. Если плачут – то навзрыд, если смеются – то от всей души. Они любят всем сердцем и умеют дружить. Нам очень многому стоит у них поучиться. Ведь принято считать, что взрослые учат ребенка, но не всегда это является верным утверждением. Чаще всего дети учат нас: жить, любить, радоваться и улыбаться. Мы разучились это делать, загрузив себя ненужными мыслями и проблемами. Так может быть стоит хоть на время убрать все свои дела и мысли в дальний ящик и скатиться кубарем в снег?
- Анализ стихотворений
- Суриков
- Детство
История создания
Жизнь Ивана Захаровича Сурикова была очень непростой, он постоянно испытывал материальные трудности, что, конечно же, негативно сказывалось на нём. Возможно поэтому, тема детства была для него особенно теплой и нежной, потому что в этот период жизни он был счастлив. Написано данное стихотворение было в 1866 году. В это произведение автор вложил все самое доброе и светлое, что осталось у него в памяти, относительно того периода жизни. Поскольку автор выходец из простого народа, он родился в семье крестьянина в небольшой деревушке, то внутренняя атмосфера стихотворения ему близка не понаслышке.
Иван Суриков.Детство
Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство»
В своем стихотворении Детство Иван Суриков рассказывает о самом незабываемом и беззаботном периоде в жизни каждого человека. Именно в детстве ребенок по-иному оценивает все вокруг себя, природу, людей, явления. Стихотворение напоминает нам что в любом возрасте мы часто вспоминаем детство и черпает из воспоминаний все самое лучшее. Стихотворение Ивана Сурикова детство можно разделить на две части одна относиться к тому как природа готовиться к приходу зимы, а другу как человек готовиться к приходу зимней стужи, как он его утепляет и готовит зимний запас пропитания. В итоге стихотворение получилось совместить детские годы, веянье природы, и труд человека.