Кратко «судьба человека» м. а. шолохов

Судьба человека краткое содержание для читательского дневника:

До войны, когда были страшные голодные годы, Андрей уехал на Кубань зарабатывать деньги, а его родители и сестра умерли от голода. Вернувшись, Сколов продал все, что у него есть и женился на сироте Ирине, с которой они были очень счастливы и родили двух дочек. А потом началась война.

Когда началась война, шофер главный герой расстался с семьей и отправился на передовую. В первые же месяцы он, раненный, попадает в плен, где испытывает на себе всю тяжесть жизни нацистского пленника. Только благодаря стойкости ему удается убежать из концлагеря и добраться до своих.

Вскоре он узнает, что его обожаемая супруга и обе дочки умерли при бомбежке. Он вернулся на фронт, потому что не в силах был находиться в городе, где был самым счастливым человеком, когда жил со своей семьей и где умерли его самые дорогие люди. Из родственников у него остается сын — офицер. Но в день Победы главный герой узнает о том, что его сын скончался.

Когда все закончилось, и наступил долгожданный мир, совершено одинокий Андрей устраивается на работу в совершенно чужих местах. Вскоре он знакомится с сиротой по имени Ваня — его мама погибла, а папа исчез. Андрей говорит, Ване, что это он его отец и тем самым дает надежду исправить судьбу не только этому несчастному ребенку, но и самому себе.

Несмотря на страшные события, которые происходили в жизни Андрея, он не пал духом и, в конце концов, нашел в себе силы спасти еще одну несчастную судьбу и начать жизнь с чистого листа.

Краткое содержание — Судьба человека — Михаил Александрович Шолохов

Автор, жанр, год издания, главные герои

Название произведения: Судьба человека

Год написания: 1956

Главные герои: Андрей Соколов

Краткое содержание рассказа «Судьба человека» для читательского дневника знакомит с реальной трагической судьбой одного русского солдата.

Его унижали, били, травили собаками, но он не сломался, верил в победу и правду. Но вернувшись в строй, узнал о гибели своей жены и дочерей, оставалась одна радость в жизни — сын, который также воевал и имел высокие награды за свою доблесть. Но уже в самом конце войны сын также погиб. Это подкосило Андрея.

И в этот страшный для него момент он встретил маленького беспризорника, который побирался у столовой. Одинокий человек взял этого мальчика и назвал своим сыном, у него теперь одна радость – это мальчик и одна надежда – вырастить его настоящим человеком.

Главная мысль (вывод, мнение)

Рассказ ведется от первого лица, автор говорит о своей трагической судьбе, о пережитом на фронте и в плену, о том из каких испытаний он вышел, оставшись настоящим человеком и, наконец, о его последнем поступке, когда он усыновил маленького Ваню. Все пережитое оставило страшный след в душе героя, но он не сломался, не предал себя и свои убеждения. Это образ настоящего русского солдата и труженика, усилиями которого была выиграна война и восстановлено разрушенное хозяйство.

Кратчайшее содержание рассказа «Судьба человека» для читательского дневника (М. Шолохов)

Этот рассказ есть в списке обязательной литературы для 9 класса. В «Судьбе человека» описывается история солдата Великой Отечественной Войны, который, несмотря на все, что ему уготовила судьба, остался не сломленным и смелым защитником своей родины, что в полной мере отражает наше краткое содержание для читательского дневника. Не забудьте, кстати, прочитать анализ книги, чтобы написать отзыв на отлично.

(458 слов) Повествование начинается с первой послевоенной весны на Верхнем Доне. Отслуживший солдат направлялся на станцию Букановская. У него получилось добраться с шофером на противоположный берег через реку Еланку. Главный герой остался один на берегу, поскольку шофер должен был приехать спустя два часа.

Рассказчик решил прикурить и призадумался. Он решил поговорить о войне с Андреем, который начал свой рассказ жизни.

В довоенное время юный Соколов уехал в Кубань работать на кулаков. Это был 1922 год, когда не хватало еды. Вся его родня умерла из-за голода. Позже он принял решение вернуться в Воронеж, продать дом родителей и жениться на девушке Ирине.

Затем у них родились дети: сначала сын Анатолий, а потом дочки Оля и Настя. В 1929 году Андрей Соколов был шофером. Так прошло 10 лет. Началась война, и кормилец семейства получил повестку. Провожая мужа на фронт, Ирина мучилась от плохих предчувствий. Ей казалось, что это их последняя встреча.

Однажды Андрею сказали отправить на грузовике боеприпасы русским в горячую точку. Тогда-то был подорван грузовик, шофер взят в плен. Пленников загнали в церковь. Среди всех оказался врач, который спрашивал о ранах. Соколову была вправлена рука. Арестованные вели себя тихо, однако Андреем были услышаны переговоры: один солдат, Крыжнев, грозился сдать рядового-коммуниста. Тогда герой не смог совладать с гневом и задушил изменника.

Соколов долго планировал побег. Один раз был неудачен. Он убежал от лагеря на 40 км, но на него были натравлены собаки. После этого его поместили в карцер на месяц, и он занимался тяжелой работой два года. За это время он не раз говорил то, что думает, о немецком командовании. Тогда его слова передал коменданту предатель. Андрея вызвал к себе Мюллер, он хотел приговорить бунтовщика к расстрелу. Перед гибелью он предложил пленнику выпить за победу нацистов, тот отказался. Затем чиновник предложил тост за смерть Соколова. Тогда тот выпил. Нацисты с уважением отнеслись к смелости воина и отпустили его в лагерь, дав еду в награду. Солдат разделил ее с другими, не обделил и «стукача».

В 1944 Соколов служил в конторе, где он стал личным водителем майора немецкой армии. Однажды в дороге немец задремал, тогда-то русский солдат оглушил его гирей. Андрей моментально надел на себя немецкую форму, спрятанную в машине, и поехал в сторону фронта.

План сработал. Его встретили по-геройски и направили в госпиталь, где он сразу написал жене. Прошло две недели, но ответил ему сосед. Послание было печальным: жена и дочки погибли от снаряда. Жив был сын, ставший командиром дивизии. Встреча с сыном не состоялась. Соколову сообщили, что его подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945 года.

Соколов не вернулся в Воронеж. Он остановился у военного друга в Урюпинске. Андрей работал шофером. Каждый вечер он заходил в чайную, заметив рядом мальчика пяти-шести лет. Соколов знал, что Ванюша был без родителей. Тогда он решил усыновить ребенка. Вот прибыла лодка. Соколов вместе с Ванюшей отправился в путь.

Действующие лица рассказа и их краткая характеристика

Главные герои

Андрей Соколов – главный герой произведения. На его долю выпало много лишений и невзгод. Рассказ Андрея о его судьбе раскрывает его как человека сильного духа. Он справился с предателем, чтобы спасти молодого командира отряда, мужественно стоял перед начальником лагеря, ждал казни и дважды бежал из плена. Во втором побеге ему удалось доставить на свой «язык».

Ванюшка – сирота, родители которого погибли на войне. Шестилетний мальчик за свою недолгую жизнь испытал трудности, но остался ребенком, которому все интересно. Ванюшка рад, что нашел своего отца, как назвал себя Андрей Соколов.

Второстепенные герои

Ирина – жена Андрея Соколова. У нее было сиротское детство, она рано узнала, «сколько стоит фунт», и нрав у нее был кроткий, веселый, наблюдательный. Соколов признал ее очень умной: она понимала, как нужно относиться к мужу, который находится на свободе, чтобы сохранить семью в гармонии. Увидев Андрея впереди, она почувствовала, что больше не увидит его. Ее предчувствие не обмануло ее.

Мюллер, комендант лагеря, был настоящим фашистом, жестоким до садизма и в жестокости проявлял немецкую педантичность. Он очень хорошо говорил по-русски, перед казнью перешел на русский мат, не понимая, что приятно крестьянским ушам. Когда вызванный им Соколов проявляет мужество и отказывается пить за победу немцев, выбирая смерть, Мюллер решает оставить его в живых. Командир высоко оценил отвагу и отвагу солдата.

Сюжет

Переправляясь через реку Еланку, рассказчик повстречал мужчину с мальчиком. Они разговорились, и вскоре случайный знакомый поведал автору историю своей непростой жизни.

Андрей Соколов был родом из Воронежской губернии. Молодым парнем он отправился на Кубань, где тяжело работал. В эти годы свирепствовал сильный голод, и семья Андрея умерла. Вскоре он вернулся в Воронеж, где женился на сироте Ирине – простой, скромной, доброй девушке. Семейная жизнь Андрея была счастливой с самого начала: жена оказалась понимающей, ласковой женщиной, которая подарила ему сына Анатолия и двух дочерей – Настю и Олю. В семье Соколовых царили взаимная любовь и уважение, однако эта идиллия была навсегда разрушена войной.

Когда Ирина и дети провожали главу семейства на фронт, женщину не покидало дурное предчувствие. Она никак не могла отпустить любимого мужа, и тот даже оттолкнул её, о чем впоследствии очень жалел: больше им не суждено было увидеться.

На войне Соколов служил по своей профессии – шофёром. Он был дважды ранен и весной 1942 года оказался в плену. Когда колонна с советскими пленными расположилась на ночлег в церкви, герой узнал о предстоящем предательстве: сослуживец Крыжнёв собирался выдать немцам взводного, ярого коммуниста. Соколов собственными руками задушил предателя. На следующее утро немцы стали допытывать пленных, есть ли среди них коммунисты, командиры и комиссары, но никто не вымолвил ни слова, и все остались живы. Во время перегона Соколов попытался сбежать, но на него натравили собак и вернули в лагерь.

После двух лет каторжной работы на каменном карьере Соколова определили шофёром к немецкому майору-инженеру. Тот хорошо обращался с ним, давал еду. В июне 1944 года герой, воспользовавшись случаем, оглушил майора и сбежал на линию фронта к своим.

Будучи на лечении в госпитале, Соколов написал домой письмо, но получил страшный ответ от соседа: жена и дочери погибли в самом начале войны от фашистского снаряда, угодившего в их дом. В живых остался лишь Анатолий, который после окончания артиллерийского училища отправился на фронт.

Страшным ударом для Соколова стало известие о смерти сына в День Великой Победы. Он не захотел возвращаться в родной город, где всё напоминало бы ему о былой счастливой жизни. Герой уехал к своему товарищу, где устроился работать шофёром. Однажды он повстречал мальчишку-сироту и прикипел к нему всей душой. Соколов усыновил беспризорного Ванюшку, и забота о ребёнке помогла герою справиться с болью утраты собственной семьи.

Подробный пересказ

История рассказывает о непростой судьбе человека — Соколова, на его долю выпала нелегкая судьба, но он стойко пережил все трудности и действовал отважно, проявлял уважение и заботу о других, даже когда его жизнь была плохой. Рассказчик и Соколов встретились случайно, они стояли и курили, пока Соколов рассказывал о своей жизни

Соколов жил в Воронежской губернии, работал, как и все — не покладая рук, рядом с ним была заботливая жена

Рассказчик и Соколов встретились случайно, они стояли и курили, пока Соколов рассказывал о своей жизни. Соколов жил в Воронежской губернии, работал, как и все — не покладая рук, рядом с ним была заботливая жена.

Первую установил неизвестный.

Второй — Соколов задушил человека, который хотел выдать командира взвода фашистам.

В-третьих, нацисты убили верующего, который не хотел осквернять церковь, чтобы облегчиться.

После того как Соколов решил бежать, на третий день его поймали и, отсидев в карцере, отправили в Германию.

Однажды Соколова чуть не убили, но ему удалось избежать ее. Соколов сказал тому же несчастному, что для них сделаны небольшие могилы. Это услышал Мюллер, комендант лагеря, где находился Соколов.

Комендант лагеря приказал выпить его насмерть, не закусывая (Соколов решил не брать кусок хлеба, он был фашистом, хотя очень хотел есть), смеясь в лицо арестанту, как бы унижая его положение и показывая всю свою власть над своей жизнью. Так он выпил три стакана, и командир, удивленный таким стойким человеком, решил не убивать за его слова. В концлагере Соколов голодал, но ему все же удалось выжить.

Потом Соколова снова отправили водителем, когда он ехал другого майора, тот оглушил его и отобрал пистолет, после чего, преодолев позицию, вернулся на свою. Затем ждали плохие новости – он потерял семью. Такая горькая новость потрясла Соколова, но ненадолго. Собравшись с силами, он решил не отступать. Он понял, что ему больше нечего делать, и ушел на фронт. Перед этим я посмотрел на остатки своего дома.

Через какое-то время Соколов узнает, что его сын Анатолий жив и хорошо окончил училище, и ушел на фронт (на фронте он отличился, имел множество наград и был отличным бойцом), в сорок пятом году был убит снайпером. Когда война закончилась, он поехал в Урюпинск к другу.

Он остался там жить. Возле магазина он встретил маленького мальчика Ваню, у которого мать и отец погибли во время войны. Однажды он сказал мальчику, что он его отец и усыновил его, а заботиться о ребенке помогала жена его друга. Но потом снова проблемы — он случайно сбил корову (она выжила), жители испугались, а ГАИ отобрал путевку на права, несмотря на уговоры.

Всю зиму он работал плотником, а потом вернулся к другу (пообщался с ним какое-то время на почте), который с удовольствием приютил его, да и там дали новую книгу, чтобы разрешили водить . Соколов решил, что отдаст мальчика в школу, тогда он найдет постоянное место жительства, но теперь он хотел подождать. На этом рассказ Соколова заканчивается — подходит лодка, и рассказчик прощается со случайным знакомым. Он начал думать о том, что услышал.

И маленький мальчик помахал на прощание своей маленькой розовой ручкой

Так рассказчик понял, что важно не обидеть ребенка и скрыть от него мужскую слезу

Эта история учит о необходимости проявлять человечность к другим, несмотря ни на что. Соколов, изгой, «настоящий русский», противостоявший злу, смог увидеть страх в его глазах. Поступок Соколова (когда он взял мальчика к себе) показывает, что люди могут проявлять сочувствие к другим, жалость и помощь.

История также учит постоять за себя и отстаивать честь, поэтому Соколов защищал свое достоинство, когда напился до смерти, что помогло ему спастись.

Соколов – пример русского человека, впитавшего в себя все качества людей того времени, показатель того, что доброта и мужество присущи людям до сих пор.

И еще один урок несет история о том, что за свою жизнь нужно бороться изо всех сил, как это делал Соколов. Не бойся врага или врага, а смело смотри ему в лицо и атакуй. Ведь жизнь одна и нет причин терять ее без боя.

Второстепенные герои и их характеристика

  • Рассказчик – мужчина, кому поведал о своей непростой судьбе Андрей Соколов.
  • Ирина – супруга Андрея неброской внешности, но с хорошим, покладистым характером. Веселая, смирная и умная женщина. При проводах мужа на фронт предрекла, что они больше никогда не увидятся.
  • Олюшка и Настенька – дочери Андрея и Ирины Соколовых.
  • Анатолий – сын Андрея и Ирины, смекалистый и красивый парень, дослужившийся до капитана артиллерии, но погибший в последний день войны от выстрела немецкого снайпера.
  • Иван Тимофеевич – сосед, первым сообщивший Андрею о гибели Ирины и дочек.
  • Мюллер – невысокий белобрысый комендант лагеря, жестокий и бесчеловечный нацист, однако сумевший оценить мужество русского солдата и оставивший его в живых.
  • Крыжнев – подлый человек, предатель, собиравшийся в плену выдать немцам взводного, но ликвидированный Соколовым.

Основная мысль

Свой знаменитый рассказ о фронтовике Андрее Соколове писатель создал за несколько дней, а вот мысль о создании он вынашивал почти 10 лет. В 1956 году сочинение было закончено, а уже через несколько месяцев его впервые опубликовали. По мотивам сюжета «Судьбы человека» снят художественный фильм.

Главной темой произведения является война и ее трагичные последствия, автор показывает, на что способен простой русский мужик, насколько он силен. Соколов смог испытать на себе все превратности судьбы, а именно:

  • смерть боевых товарищей;
  • потерю семьи;
  • плен;
  • концлагеря.

Автор хочет показать читателям, насколько сильный дух может скрываться в человеке. Он помогает преодолевать любые жизненные трудности. Не менее важны такие ценности, как семья, доброта и любовь. Именно их главный герой ставит превыше всего.

Индивид, индивидуальность, личность

С понятием “личность” тесно связаны другие два термина: индивид и индивидуальность. Несмотря на схожесть, у них есть ключевые различия.

Индивид – отдельный представитель рода Homo Sapiens. Это “человек вообще”, без акцента на каких-то его индивидуальных особенностях.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Индивидуальность – система уникальных черт, присущих какому-то конкретному человеку.

Каждый человек рождается индивидом, затем происходит формирование его индивидуальности, которая кристаллизуется в личность через взаимодействие с социальной средой.

Строение тела человека

Человек отличается от животных способностью к прямохождению. Такое качество возможно благодаря внутреннему скелету. Главная опора тела — позвоночник. К нему присоединяются остальные кости. К костям крепятся мышцы. Кости и мышцы защищают внутренние органы и обеспечивают движение.

Рис. 1. Скелет человека.

Внутреннее строение организма человека представляет собой системы органов, которые состоят из отдельных органов, связанных друг с другом.

  • Нервная система выполняет роль командира для организма. В неё входит головной и спинной мозг, многочисленные нервы. Нервы соединяют мозг со всеми органами, работают передатчиками сигналов из головного и спинного мозга.
  • Пищеварительная система включает все органы, служащие приёму и перевариванию пищи, — рот, пищевод, желудок, кишечник, печень.
  • Кровеносная система — вены, артерии, капилляры. Обеспечивает движение крови главный орган — сердце.
  • Дыхательная система состоит из лёгких и бронхов.

Строением органов занимается анатомия, работой органов и их систем — физиология. Вопросами сохранения здоровья и его укрепления занимается наука гигиена.

Об авторе книги

М. А. Шолохов родился 11 мая 1905 года на хуторе Кружилине станицы Вёшенская (ныне Ростовской области). Отец — Александр Михайлович Шолохов (1865—1925) — выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. Мать — Анастасия Даниловна Черникова (1871—1942) — дочь крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины. Учился будущий писатель в Вёшенской гимназии. В 20-х годах жил с семьёй в станице Каргинской. Участвовал в ликвидации неграмотности среди взрослых хуторян, вел перепись населения, работал учителем начальной школы, участвовал в продразверстке. В октябре 1922 года М. А. Шолохов уехал в Москву с целью продолжить образование, попробовать свои силы в писательском труде. Однако поступить на рабфак (учреждения системы народного образования (курсы), осуществлявшие переподготовку (повышение до средне — образовательного уровня) абитуриентов вузов) не удалось из-за отсутствия требуемых для поступления трудового стажа и направления комсомола. Чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, каменщиком. Занимался самообразованием, принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия». В 1924 году женился на Марии Петровне Громославской (1901 — 1992), дочери бывшего станичного атамана, и с того времени были неразлучны до конца своих дней. Шолоховы прожили вместе 60 супружеских лет, вырастив и воспитав четверых детей, у них много внуков и правнуков. Похоронены Михаил Александрович и Мария Петровна рядом, в саду у своего дома. (Писатель скончался в родной станице 21 февраля 1984 года.)

Как проявляется внутренний мир разных личностей

Качества, дающие представление о внутреннем мире.

Мировоззрение, убеждения, ценности

Это сформировавшиеся представления человека о себе, мире и социуме, а также жизненные ориентиры, определяющие вектор развития. Компоненты, входящие в суть мировоззрения: эмоции, знания, поступки, ценности и нормы. Обычно убеждения и ценности приходят извне, но все же основаны на характеристиках, полученных при рождении.

По сути, мировоззрением можно назвать внутренний мир человека. В обоих случаях речь идет о жизненных ориентирах индивида, его принципах и убеждениях. Мировоззрение дает старт мотивам, а другие – поведению, действиям, потребностям.

Основываясь на собственном мировоззрении, человек формирует отношение к общественным нормам, шаблонным ситуациям и неожиданностям. Пример: в семье тихих интеллигентов вырастает наглый и грубый сын, или в семье алкашей – приличный человек. Дело явно не в привитом воспитании – итог определило сформировавшееся мировоззрение.

Чувства и эмоции

Эмоциональность имеет прямую связь с врожденным темпераментом, но некоторые эмоции не даны от рождения – их формирование происходит в процессе воспитания, самовоспитания и развития личности. Какие эмоции можно назвать высшими? Имеются в виду чувства социального характера: интеллектуальные, нравственные, эстетические, практические.

Они напрямую имеют зависимость от людей, находящихся с человеком в период взросления или во взрослом возрасте, но это не обязательно. Наверняка, вы слышали от кого-то слова: «Я будто не из этого времени». В нем говорит его внутренний мир – его убеждения и потребности отличаются от большинства находящихся рядом.

Опыт и восприятие

Рассматривая одну и ту же актрису, люди реагируют на нее по-разному. Кто-то может считать ее талантливой королевой красоты, другие – отталкивающей и неповоротливой. Один прочитает книгу и узрит в ней глубокий смысл, другой – отложит чтение уже на третьей странице, посчитав произведение скучным.

Почему у людей настолько разное восприятие? Причина в опыте и образах, накопленных психикой. Человек может не понимать, откуда у него взялись определенные убеждения, предпочтения. Они находятся в подсознании. Пример: в детстве вас обижала воспитательница с пронзительно-голубыми глазами. Вы запомнили это на подсознательном уровне, теперь вас раздражают голубоглазые женщины. Вы могли не запомнить случай с воспитательницей, но негативный образ закреплен в подсознании.

Характер

Важный элемент внутреннего мира и личности. Формирование происходит в результате взаимодействия с внешним миром. Характер – совокупность множества черт, субъективное представление социального опыта индивида. В его основе – привычки и врожденные особенности. Характер определяет то, как человек относится к окружающим людям, разным ситуациям, культуре, нормам поведения и прочему.

Воля

Какой человек может получить определение «волевой»? Он уверенно делает выбор, принимает смелые решения, несет ответственность за ошибки. Человек занимается построением жизни, отдавая отчет в собственных поступках.

Волевым называют человека, способного принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность. Часто в данном случае воля является синонимом свободы. Человек сам выстраивает свою жизнь. Воля определяет сознание и самосознание в том числе. Волевая личность может побороть инстинкты и сильные желания, зная, что кратковременное удовлетворение впоследствии обернется проблемами.

Воля помогает вопреки фобиям, психологическим травмам или тяжелым воспоминаниям идти к поставленной цели. Пример: человек решил порвать с прошлым и не искать встреч с бывшим партнером, разлюбившим его. При сильной воле он будет придерживаться этого плана, при слабой – найдет причину внести в план корректировки.

Если волевой человек решил, что ему необходимо проделать большую работу, чтобы достичь желаемого, то, несмотря на трудности и усталость, он дойдет до цели. Воля помогает в концентрации внимания, придает уверенности в своих силах, закаляет характер. Несомненно, это важный элемент внутреннего мира.

Анализ произведения

История создания

История создания произведения интересна. Михаил Шолохов был на охоте, где встретился с незнакомцем. Они разговорились, и малознакомый человек открыл писателю душу, рассказав свою жизнь. Шолохов не смог остаться равнодушным к услышанному, трагическая судьба этого человека потрясла его. Писатель захотел рассказать эту историю, но к работе приступил только спустя 10 лет.

Он вынашивал идею, думал, как лучше написать. Когда же решил всё перенести на бумагу, то выполнил задуманное за несколько дней. Рассказ напечатали в канун нового 1957 года в газете «Правда», а затем его зачитали по Всесоюзному радио. Последовал взрыв читательских откликов. Произведение задело душу каждого советского человека: война была ещё жива в памяти, и ни одну семью не миновало горе, принесённое ей.

Тема, идея, проблематика

Главная тема рассказа — человек на войне.

Война ставит людей в крайние обстоятельства, при которых раскрывается вся глубинная сущность каждого человека. До войны Андрей Соколов жил, как большинство советских людей, ничем не выделялся. Жестокие испытания показали, на что способен этот человек, какова сила его духа.

Идея (основная мысль) рассказа: простой советский солдат, прошедший мясорубку войны, плен, концлагерь, потерявший самое дорогое — семью, остался чутким человеком, и судьба его похожа на судьбы миллионов советских людей, сумевших вернуться к нормальной жизни и сохранить в себе человечность.

Проблематика:

  • Нравственный выбор, который каждый делает сам: не согнуться перед врагом, выдержать или стать предателем.
  • Человечность — одна из проблем. Главному герою Соколову приходится столкнуться с трудностями, потерять близких, но он не ожесточился, не хочет мстить. Он увидел сироту и пожалел его.
  • Любовь проходит через весь рассказ. Соколов хранит в сердце память о своей семье, и даже смерть родных не может стереть эту память, в основе которой любовь.
  • Семья — одна из главных человеческих ценностей. Семья – это опора, без которой жить трудно. Когда Соколов потерял семью, он потерял смысл жизни. Появился маленький мальчик, ставший его новой семьёй, и у героя появился смысл жизни. Автор донёс мысль, что и Родина – это большая семья всех советских людей, которую надо беречь и защищать.
  • Взаимовыручка — необходимость во взаимоотношениях людей, особенно находящихся в плену. Многие люди смогли сохранить в себе человечность, помогая друг другу.
  • Способность к подвигу показана без пафоса и излишней патетичности. Автор показывает, что подвиг заключается в выполнении своих обязанностей перед семьёй и Родиной. Андрей сделал всё, что было в его силах, чтобы принести пользу родной стране.
  • Особое место занимает проблема счастья. Автор показал, что люди хотят быть счастливыми в любое время. И сражались они на войне за счастье всех людей.
  • Сила духа русских людей, которая позволила одержать победу над немецко-фашистскими захватчиками.
  • Война и всё, что связано с ней, без прикрас.
  • Проблема измены Родине показана через отношение людей к предателю. Он не получает поддержки и чувствует себя одиноким среди всех, оставшихся верными отечеству.
  • Нечеловеческая жестокость фашистов, с которой не может смириться главный герой.

Жанр и направление

Писатель сам определил жанр своего произведения, назвав его рассказом. События происходят за небольшой промежуток времени, задействовано небольшое количество героев и персонажей. Однако глубина рассказа такова, что его можно смело назвать эпопеей, так как широко обобщение. Такой была судьба многих советских людей в годы войны.

Рассказ написан на основе реальных событий. У всех героев есть свои прототипы. Поэтому направление рассказа реалистическое.

Заключение и выводы по произведению

Рассказ «Судьба человека» — свидетельство того, что дух человека сильнее его физической составляющей, сломить его невозможно, если человек в любых обстоятельствах остаётся верен своей совести — нравственной категории, позволяющей безошибочно отличить дурное от доброго. Андрей Соколов ни разу не пошёл против совести и выстоял.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: