Краткое содержание Платонов Сокровенный человек для читательского дневника
У Фомы Пухова умерла жена, но он, кажется, и не расстроился по этому поводу: разрезал колбасу на гробе, проголодавшись в «отсутствие» жены. Однако всё-таки тосковал по ней, ибо нет у него теперь того, кто будет заботиться о продовольствии. Позже Пухов уезжает в командировку, чтобы очищать железные дороги от снега. Фома со своей бригадой занимается очисткой железнодорожного пути для военной техники Красной армии от снежных завалов.
В один день рабочие попадают в окружение отряда казаков, впоследствии расстрелянного бронепоездом красных. Бригада освобождена, они останавливаются на станции в городе Лиски. Спустя неделю Фома и другие работники уезжают в Новороссийск. Там Красная армия направляет десант, в котором оказался и Фома, в Крым на трех кораблях. Ночью сильно штормит, поэтому три корабля потеряли друг друга.
Десант возвращается в Новороссийск. Фома четыре месяца пребывал в Новороссийске и работал старшим монтером на пароходстве. Там он гулял по городу и любовался природой. Во время прогулок Фома вспоминал усопшую жену, ощущал на себе различие природы и человека, тосковал. Позже он уехал в Баку, где встретил матроса Шарикова. Матрос дал Пухову командировку в город Царицын. После командировки Фома возвратился в город и работал в качестве слесаря на гидравлическом прессе.
Одному в квартире ему было скучно и одиноко, поэтому Фома заходил к слесарю Зворычному. Ночью к городу подступили солдаты Белой гвардии, бронепоезд которых начал обстреливать Кубу. Фома предложил собрать платформы с песком и направить их на бронепоезд Белой гвардии. Однако сооружения не помогают. Утром бронепоезда Красной армии помогли освободить город.
Все размышляют о том, предатель ли Фома, который придумал платформы с песком, и делают вывод о том, что он сумасбродный и вреда от него нет. Фоме снова стало уныло в цеху, поэтому он решил написать матросу Шарикову письмо. Спустя месяц он получил от него приглашение на работу. Фома снова направляется в Баку и работает там машинистом. Спустя время он идет на промысел. Фома ночевал у матроса Шарикова, чей брат-красноармеец вернулся из плена. Внезапно для него самого в душе Фомы просыпается к бывшему пленному сочувствие. Это чувство возвращает его к жизни, он чувствует душевный подъём. Фома наполняется теплотой и любовью к Родине.
Произведение учит постоянно самосовершенствоваться, не смотря ни на какие преграды, а также, в конце концов, превратиться в «сокровенного человека», каким стал Фома Пухов.
Читать краткое содержание Сокровенный человек. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Другие пересказы для читательского дневника
- Краткое содержание Пантелеев Главный инженер
Немецкий летчик разведывательной авиации Фридрих Буш и русский школьник Леша Михайлов получили награды в один день. Лейтенант Буш – железный крест за уничтожение 12-ти зенитных батарей и отличную разведку
- Краткое содержание Довлатов Заповедник
«Заповедник» — это повесть написанная Сергеем Довлатовым. Как и во многих других произведениях, главный герой является олицетворением самого автора. В отличие от других повестей, в этой, у главного героя вымышленная фамилия и имя
-
Краткое содержание Островский Как закалялась сталь
Павка Корчагин – хулиган, не очень хочет учиться, именно поэтому его выгоняют из школы. Он очень молод, и даже еще не закончил школу. Но, тем не менее, он покидает город, когда все узнают весть, что царя свергнули. Мальчик рвется в бой, самый настоящий
- Краткое содержание Маршак Двенадцать месяцев (12 месяцев)
В зимнем бору плутает падчерица, пришедшая за хворостом. Она встречает военного человека, который рассказывает ей про забавы зверей. Помогая ей собрать вызанку хвороста, говорит о том, что в новогоднюю ночь происходят всякие чудеса
- Краткое содержание Оле Лукойе Андерсена
Оле-Лукойе – это волшебник. Он носит кафтан. Волшебник любит рассказывать сказки детям. Сказочник приходит к ним перед сном и рассказывает одну сказку за один раз.
Засуха
В рассказе «Сухой хлеб» Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: «Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле».
«Сухой хлеб» — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в «Сухом хлебе» чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.
На создание произведения «Сухой хлеб» Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.
В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении «Сухой хлеб», конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.
Стать большим
Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.
Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. «Придет и твоя пора пахать!» — говорит ему мать.
Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.
Об авторе рассказа «Сухой хлеб»
А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.
В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.
В 1931-м Платонов издал произведение «Впрок», вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.
Засуха
В рассказе «Сухой хлеб» Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: «Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле».
«Сухой хлеб» — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в «Сухом хлебе» чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.
На создание произведения «Сухой хлеб» Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.
В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении «Сухой хлеб», конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.
Об авторе рассказа «Сухой хлеб»
А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.
В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.
В 1931-м Платонов издал произведение «Впрок», вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 11.10.2023 21:09 1528 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 06.10.2023 16:43 993 Романов Ярослав.
Как правильно гулять» по лесу» или в» лесу»?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1573 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 2382 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 2192 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1
Образование 10.10.2023 17:31 853 Швецов Степан.
Какое проверочное слово к слову иссЯкать?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 884 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1459 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 28.10.2023 10:34 2131 Угланова Яна.
Как решить: Для перевозки груза потребовалось 24 машины грузоподъём. 7,5 т?
Ответов: 1
Образование 07.11.2023 10:30 340 Ширяев Данил.
Какое проверочное слово к слову СОСТАВЛЯТЬ?
Ответов: 1
Сейчас читают
В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.
В роскошном двухэтажном доме жила богатая кошка. Шуба была её из персидского меха. Море перинок и простынок. Всё было у неё новое. Заморские всякие безделушки носила.
Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока!
Однажды в лесу происходит встреча лиса и мышонка, при которой лис интересует причиной грязного носа зверька.
Гекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.
Источник
Андрей Платонов написал огромное количество невероятных произведений, которые до сих пор вызывают настоящий, искренний интерес у читателей. Одним из таких произведений является рассказ про мальчика, который решил оживить сухие колосья.
Данный рассказ посвящен военной теме. В нем идет речь о еще не взрослом мальчонке, которого зовут Митей Климовым. Сейчас ему исполнилось семь годиков, и он проживает в сельской местности вместе со своей матерью. Малыш весьма любит и уважает, ценит свою родительницу, потому у него имеется неподдельное стремление быстрее вырасти, дабы оказывать ей гигантскую помощь на поле. Мальчик мечтает, как поможет матери вспахать землю и посеять хлеб. Однажды он даже начал нормально питаться, чтобы скорее стать взрослым.
Одно лета было очень жарким и суховатым. Все колхозные колоски умерли из-за высоких температур. Мать постоянно рассказывала Мите, что все умершие родственники просто-напросто уснули. Потому мальчик, видя увядшие колосья понимает, что не спят, а, значит, вот-вот умрут. Малыш отыскал дома мотыгу и принялся окапывать землю около колосьев. Он помнил материны слова, что говорила ему, что землю нужно взрыхлить, дабы та пустил в себя росу и она дошла бы к корням спящих колосков и те бы проснулись. Мальчик начал рыхлить. Его увидел учитель, которая позвала мальчика в поход в лес. Но тот отказался, сказав, что его мама нуждается в сыновьей помощи. Он оживлял рожь, погибшую от высоких температур. Елена Петровна – это учительница. Она лишилась одной из рук, та как воевала на фронте. Она тоже начала работать, рыхлить вместе с Митей. А через день на поле пришел весь класс, который хотел помочь однокласснику спасти хлеб.
Учительница
Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.
Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: «Хлебу помогаю, чтоб он выжил».
Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. «Хлеб помирает, нам некогда» — таков был его ответ.
Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.
Таково содержание рассказа Платонова «Сухой хлеб». Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.
Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.
Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.
11.09.2018
Учительница
Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.
Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: «Хлебу помогаю, чтоб он выжил».
Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. «Хлеб помирает, нам некогда» — таков был его ответ.
Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.
Таково содержание рассказа Платонова «Сухой хлеб». Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.
Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.
Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.
Стать большим
Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.
Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. «Придет и твоя пора пахать!» — говорит ему мать.
Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.
Старый сарай
Переживания маленького мальчика, героя произведения «Сухой хлеб», Платонов передает с помощью описания различных предметов и отношения Мити к ним.
У него нет никого, кроме матери. Митя пока еще не ходит в школу. Его круг общения весьма узок. Своих умерших родственников он почти не помнит. Но в их дворе есть старый сарай, а в нем много интересных предметов. Эти предметы для Мити служат своего рода связью с отцом и дедом.
В сарае, который автор называет «сараем-стариком», лежит топор, принадлежавший Митиному деду. Здесь есть деревянная снасть, колесо от прялки. В сарае также лежат старые инструменты, которые использовал его отец. Однажды мальчик находит дубовую тяпку и понимает, что с помощью этого предмета ему наконец удастся помочь матери.
Сейчас читают
В произведении «Глаз волка», созданном французским писателем Даниэлем Пеннаком, повествуется о жизни одноглазого волка.
В роскошном двухэтажном доме жила богатая кошка. Шуба была её из персидского меха. Море перинок и простынок. Всё было у неё новое. Заморские всякие безделушки носила.
Однажды, что бы поставить силки, мне пришлось встать рано – до восхода солнца! Мать так делала каждый день. Мы сели и попили чай с молоком. Я не могу забыть, неповторимый вкус молока!
Однажды в лесу происходит встреча лиса и мышонка, при которой лис интересует причиной грязного носа зверька.
Гекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.
Источник
Андрей Платонов написал огромное количество невероятных произведений, которые до сих пор вызывают настоящий, искренний интерес у читателей. Одним из таких произведений является рассказ про мальчика, который решил оживить сухие колосья.
Данный рассказ посвящен военной теме. В нем идет речь о еще не взрослом мальчонке, которого зовут Митей Климовым. Сейчас ему исполнилось семь годиков, и он проживает в сельской местности вместе со своей матерью. Малыш весьма любит и уважает, ценит свою родительницу, потому у него имеется неподдельное стремление быстрее вырасти, дабы оказывать ей гигантскую помощь на поле. Мальчик мечтает, как поможет матери вспахать землю и посеять хлеб. Однажды он даже начал нормально питаться, чтобы скорее стать взрослым.
Одно лета было очень жарким и суховатым. Все колхозные колоски умерли из-за высоких температур. Мать постоянно рассказывала Мите, что все умершие родственники просто-напросто уснули. Потому мальчик, видя увядшие колосья понимает, что не спят, а, значит, вот-вот умрут. Малыш отыскал дома мотыгу и принялся окапывать землю около колосьев. Он помнил материны слова, что говорила ему, что землю нужно взрыхлить, дабы та пустил в себя росу и она дошла бы к корням спящих колосков и те бы проснулись. Мальчик начал рыхлить. Его увидел учитель, которая позвала мальчика в поход в лес. Но тот отказался, сказав, что его мама нуждается в сыновьей помощи. Он оживлял рожь, погибшую от высоких температур. Елена Петровна – это учительница. Она лишилась одной из рук, та как воевала на фронте. Она тоже начала работать, рыхлить вместе с Митей. А через день на поле пришел весь класс, который хотел помочь однокласснику спасти хлеб.
Прошло время и случилось настоящее чудо – колосья пробудились от смертельного сна. Именно так маленьких Митя оказался удаленьким и помог матери.
Произведение учит, что труд поможет в жизни добиться колоссальных чудес.
Учительница
Митя работает долго, самозабвенно. Он ничего не видит, кроме дремлющих былинок. И вдруг слышит чей-то голос. Это учительница, которая знает каждого деревенского мальчика. Она была на войне, там потеряла руку.
Елена Петровна никогда не жалела себя. Она всем приветливо улыбалась, несмотря на то что была калекой. Подойдя к мальчику, учительница спросила, чем он занимается. Митя ответил: «Хлебу помогаю, чтоб он выжил».
Елену Петровну умилил это трудолюбивый, не по годам серьезный мальчик. На следующий день она должна была ехать со своими учениками на экскурсию. Пригласила и Митю. Но мальчик отказался. «Хлеб помирает, нам некогда» — таков был его ответ.
Елена Петровна начала помогать Мите, хотя у нее была всего одна рука, и работать ей очень тяжело. На следующий день она пришла к полю со своими учениками. Они не поехали на экскурсию. Они взяли в колхозе узкие тяпки, а Елена Петровна показала им, как нужно работать, чтобы рос сухой хлеб. Мите в тот день показалось, что былинки оживают.
Таково содержание рассказа Платонова «Сухой хлеб». Главная мысль произведения заключается в следующем: только любовь, понимание, забота друг о друге может спасти от беды. Главный герой рассказа, несмотря на свой юный возраст, проявляет ответственность, на которую способен не каждый взрослый. Его серьезные взгляды на жизнь поражают учительницу. А сам он служит примером для других детей.
Стоит сказать, что засуха в 1946-м была настолько сильной, что никакой коллективный труд не мог спасти страну от голода. К тому же в тот год было экспортировано очень много зерна. Произведение А. П. Платонова не лишено романтизма и веры в коммунистические идеалы.
Мировоззрение писателя сформировалось в юности, но в дальнейшем он разуверился в советской идеологии. Судьба его была трагичной. Стоит привести некоторые факты из биографии этого замечательного писателя.
Об авторе рассказа «Сухой хлеб»
А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.
В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.
В 1931-м Платонов издал произведение «Впрок», вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.
Глава 2
В родительском дворе, где жил Митя Климов, был старый сарай. Сарай был покрыт досками, и доски стали старые от времени, по ним уже давно рос зеленый мох. А сам сарай ушел с одной стороны наполовину в землю и походил на согнувшегося старика. В темном углу того сарая лежали старые, давние вещи. Туда и отец складывал, что ему нужно было, там и дед хранил, что ему одному было дорого и никому уже не требовалось. Митя любил ходить в тот темный угол сарая-старика и трогать там ненужные вещи. Он брал топор, весь иззубренный, ржавый и негодный, глядел на него и думал: «Его дедушка в руках держал и я держу». Он увидел там деревянную снасть, похожую на корягу, и не знал, что это такое. Мать тогда сказала Мите: это была соха, ею дедушка пахал землю. Митя нашел там еще колесо от домашней прялки… Там же валялся кочедык: он был нужен дедушке, когда он плел лапти себе и своим детям. Там еще много было добра, и Митя трогал руками забытые предметы, спящие теперь в сумраке сарая; мальчик думал о них, он думал о том, как они жили давно в старинное время; тогда еще Мити не было на свете, и всем скучно было, что его нету.
Нынче Митя нашел в сарае твердую дубовую палку: на одном конце ее был корень, согнутый книзу и острый, а другой конец был гладкий. Митя не знал, что это было. Может, дедушка рыхлил землю, как тяпкой, этим острым дубовым корнем или еще что-нибудь работал. Мать говорила, он всегда работал и ничего не боялся. Митя взял эту дедушкину дубовую тяпку и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет.
Глава 3
К самому пряслу Климова двора подходило колхозное поле. На поле была посеяна рожь рядами. Каждый день Митя ходил к матери через это хлебное поле и видел, как рожь морилась жарою и умирала: малые былинки ржи лишь изредка стояли живыми, а многие уже поникли замертво к земле, откуда вышли на свет. Митя пробовал подымать иссохшие хлебные былинки, чтоб они жили опять, но они жить не могли и клонились как сонные на спекшуюся, горячую землю. — Мама, — говорил он, — рожь от жары умаривается? — Умаривается, сынок. Дождей-то ведь не было и теперь нету, а хлеб не железный, он живой. — А роса есть! — сказал Митя. — Она по утрам бывает. — А чего роса! — ответила мать. — Роса сохнет скоро; земля вся поверху спеклась, роса вглубь не проходит. — Мама, а как же быть-то без хлеба? — Незнамо как и быть… Должно, помощь тогда будет, мы в государстве живем. — А лучше пусть в колхозе хлеб растет, пусть роса в землю проходит. — Так бы оно лучше было, да хлеб без дождя не рождается. — Он не вырастет большой, он спит маленький! — произнес Митя; он скучал о тех, кто спит. Он пошел один домой, а мать осталась на пашне. Дома Митя взял дедушкину деревянную тяпку, погладил ее рукою — дедушка тоже, должно быть, гладил ее, — положил тяпку на плечо и пошел па колхозное озимое поле, что было за пряслом. Там он стал рыхлить тяпкой спекшуюся землю промеж рядов уснувших ржаных былинок. Митя понимал, что хлебу вольнее будет дышать, когда земля станет рыхлой. А еще ему хотелось, чтобы ночная и утренняя роса прошла сверху между комочками земли в самую глубину, до каждого корня ржаного колоска. Тогда роса смочит там почву, корни станут кормиться из земли, а хлебная былинка проснется и будет жить. Митя ударил нечаянно тяпкой возле самого хлебного стебелька, и стебелек тот сломался и поник. — Нельзя! — вскричал Митя самому себе. — Ты что делаешь! Он оправил стебелек, уставил его в земле и стал теперь мотыжнть землю лишь посредине междурядья, чтобы не поранить хлебных корней. Потом он положил тяпку и начал руками копать и рыхлить землю у самых корней хлеба
Корни были осохшие, слабые, мать говорила про них, что они малодушные, и Митя осторожно ощупывал пальцами и разрыхлял почву вокруг каждого ржаного корешка, чтобы не сделать ему больно и чтобы роса напоила его. Митя работал долго и ничего не видел, кроме земли у ослабевших, у дремлющих былинок
Он опомнился, когда его окликнули. Митя увидел учительницу. Он не ходил в школу, мать сказала ему, что осенью отдаст его в школу, но Митя знал учительницу. Она была на войне, и у нее осталась целой одна правая рука; однако учительница Елена Петровна не горевала, что она калека; она всегда была веселая, она знала всех детей на деревне и ко всем была добрая. — Митя! Ты что тут копаешься? — спросила учительница. — Хлеб пусть растет! — сказал Митя. — Я хлебу помогаю, чтоб он жил. — Как же ты помогаешь? А ну расскажи мне, Митя! Расскажи скорей, ведь сушь стоит! — Он росу будет пить! Учительница подошла к Мите и посмотрела на его работу. — Тебе бы играть надо, тебе не скучно работать одному? — Не скучно, — сказал Митя. — А отчего тебе не скучно?.. Приходи завтра ко мне в школу, мы оттуда в лес на экскурсию с ребятами пойдем, и ты пойдешь… Митя не знал, что сказать, потом он вспомнил: — Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда. Учительница Елена Петровна наклонилась к Мите, обняла его одной рукой и прижала к себе: — Ах ты, милый мой! Какое сердце у тебя — маленькое, а большое!.. Знаешь что? Ты тяпкой будешь мотыжить, а я пальцами у корней буду копать, а то у меня рука-то всего одна! И Митя стал мотыжить землю дедушкиной тяпкой, а учительница, присев на корточки, начала копать почву пальцами у самых хлебных корней. На другой день учительница пришла на колхозное поле не одна; с нею пришло семеро детей, учеников первого и второго классов. Митя один уже работал деревянной тяпкой. Он вышел нынче спозаранку и осмотрел все хлебные былинки, возле которых он вчера разрыхлил землю. Солнце поднялось, роса уже сошла и ветер с огнем дул по земле. Однако те ржаные колоски, что возделал Митя, нынче словно бы повеселели. — Они просыпаются! — обрадованно сказал Митя учительнице. — Они проснутся! — Конечно, проснутся, — согласилась учительница. — Мы их разбудим! Она увела учеников с собой, и Митя остался один. «Мама пашет, и я хлебу расти помогаю, — думал Митя. — У учительницы одна рука только, а то бы она тоже работала». Учительница Елена Петровна взяла в колхозе маленькие узкие тяпки и вернулась со всеми мальчиками и девочками обратно. Она показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти.
Поле
Почему Платонов назвал свое произведение «Сухой хлеб»? Каждый день мальчик приходит на поле, где трудится его мать. Здесь он видит картину, наводящую тоску на любого сельского жителя. Сухое хлебное поле автор описывает так красочно, что переживаниями героя рассказа проникается и читатель, который никогда не был в селе.
«Рожь умирает, маленькие былинки изредка стоят живыми» — такова картина, которую ежедневно видит Митя. Мать объясняет мальчику, что хлеб живой, и он не может жить без влаги. Митя понимает, что без дождя поле заснет. Так же, как заснули его отец и дед. Он берет деревянную тяпку и начинает рыхлить землю. Митя считает, что если он станет делать так каждый день, то роса, которая собирается по утрам, будет проникать глубоко в землю.
Об авторе рассказа «Сухой хлеб»
А. П. Платонов родился в простой рабочей семье. Его отец был машинистом паровоза. В семье было десять детей. Будущий писатель, как старший, активно помогал родителям. С ранних лет был приучен к труду. Работал поденщиком, помощником машиниста, литейщиком.
В годы Гражданской войны Платонов служил фронтовым корреспондентом, одновременно занимался литературным творчеством. Самые значительные произведения он написал в конце двадцатых годов.
В 1931-м Платонов издал произведение «Впрок», вызвавшее гневную реакцию критиков. С этого момента в жизни писателя начались серьезные проблемы, которые утихли на время только в годы Великой Отечественной войны. Андрей Платонов писал правдивые произведения, которые не могли вызвать одобрение у советских цензоров.
Стать большим
Митя хочет работать, но мать не позволяет. Говорит, что он еще мал и не может трудиться наравне с ней. Тогда мальчик решает во что бы то ни стало стать большим. Как это сделать? Нужно много есть хлеба. Так думает Митя и принимается поглощать хлебную мякоть, запивая водой. Он съедает почти всю ковригу, а на следующий день мучается животом.
Мальчик идет на пашню к матери, а по пути оглядывается. Но никто из прохожих не замечает в нем перемен. Он так и остался маленьким мальчиком, которому еще рано работать. «Придет и твоя пора пахать!» — говорит ему мать.
Мальчик рассердился — он не хочет быть маленьким. Он разозлился на всех, кто больше и сильнее его. Даже на мать. Но она улыбнулась, и все вокруг вдруг стало добрым: и серая земля, и жаркий ветер, и былинка.
Засуха
В рассказе «Сухой хлеб» Платонов изобразил деревенский быт. Митина мать работает в поле. Платонов в характерным для него ярком, живом стиле рисует картину деревенской жизни: «Горячий ветер дует с утра до вечера, он сдувает огонь с солнца и несет его по земле».
«Сухой хлеб» — произведение, которое написано весьма поэтичным языком, впрочем, как и другие рассказы и повести Андрея Платонова. Кроме того, в «Сухом хлебе» чувствуются оптимистические нотки. Мальчик видит, как тяжело его матери, и пытается ей помочь. Она на простом, деревенском языке объясняет ему, чем опасна засуха. Если не будет дождя, не будет и хлеба.
На создание произведения «Сухой хлеб» Платонова вдохновили трагические события послевоенных лет.
В 1946 году в стране начался голод. На его возникновение повлияло несколько факторов, в том числе и засуха. Урожай катастрофически снизился. В газетах позже писали, что виной тому отсутствие дождей. Современные исследователи утверждают, что причина голода была не так в засухе, как в политике властей. Но об этом в произведении «Сухой хлеб», конечно, ничего не сказано. События показаны глазами ребенка. Да и о голоде в рассказе речи не идет — только о палящем жарком солнце и тяжелом крестьянском труде, который в таких условиях становится и вовсе непосильным.