Краткое содержание рассказа
Повествование ведется от первого лица, рассказчик — ученик 5 «Б» класса, который никак не представлен в произведении. Зато тщательно вырисованы и прописаны другие персонажи произведения
В первую очередь обратить внимание, конечно, стоит на учителя математики, недавнее появление которого в школе вызывает интерес не только учеников, которым он преподает непростой предмет, но и всей школы вообще. Дело в том, что Харлампий Диогенович сразу смог организовать работу на уроке таким образом, что все ученики сидят тихо, прилежно занимаются и стараются никогда не приходить на урок неподготовленными
Секрет же нового педагога не в строгости или жестокости наказаниях, напротив, он довольно приветливо и открыто общается со всеми. Просто этот учитель, «грек по происхождению», умеет приметить деталь в человеке и выставить ее в таком неприглядном свете, что предмету насмешки становится очень неуютно. Но высмеивает он только поступки, а не просто личность.
Главный герой как-то раз не может справиться с непростой задачей про артиллерийские снаряды и решает прийти на урок неподготовленным, он очень переживает, что его обязательно спросят, правда выйдет наружу, и придется терпеть шутки от учителя. Перед уроком рассказчик выясняет, что задачку решил не только лучший ученик класса и круглый отличник Сахаров, всегда готовый к уроку, но даже тихоня сосед главного героя, Адольф Комаров, привыкший к тому, что все вокруг зовут его просто Алик.
Спасают ситуацию неожиданно появившиеся в самом начале урока медики с целью сделать прививки от тифа. Но тут выясняется, что, на самом деле, сейчас очередь другого класса, медсестры просто ошиблись кабинетом. Едва получив надежду на спасение, главный герой тут же ее лишается, однако он не сдается и предлагает свою помощь — он хочет проводить медиков до класса, где занимается 5 «А», которому и предназначались прививки, мотивируя свое желание тем, что идти надо далеко и можно заблудиться снова. По дороге рассказчик умудряется уговорить медиков вернуться обратно в 5 «Б» и сделать сначала им прививки, а затем отправиться к 5 «А». Почти весь урок уходит на прививки от тифа.
Но, к великому сожалению главного героя, у учителя остается время все же спросить в конце урока у доски домашнее задание. И вызывает он отвечать именно повествователя, который сегодня совершенно не готов рассказывать решение задачи про артиллерийские снаряды.
Краткое содержание
Учебный год начинается с прихода нового педагога — Харлампия Диогеновича. С первых дней он добился в 5 Б классе идеальной тишины. Делал он это через высмеивание некоторых учеников. Часто объектом для шуток становился Шурик Авдеенко, слабый и ленивый человек. Подход учителя был оправдан: никому не хотелось выглядеть смешно, поэтому дети начали хорошо готовиться к занятиям.
Главный герой не смог решить задачу. Его сильно удивило то, что и Шурик, и Адольф смогли сделать задание. Рассказчик решил сорвать урок математики, так как ему не хотелось стать посмешищем. Мальчик вспомнил, что в это время врач и медсестра должны проводить вакцинацию от тифа в 5 А классе. Рассказчик вызывается проводить медицинских работников к кабинету, после чего убеждает их начать вакцинацию с 5 Б. План мальчика удается.
В классе провели вакцинацию. Особенно сильно переживает Алик. Он так расчувствовался, что упал в обморок. Дети хотели было звонить в скорую помощь, но медсестра привела ученика в чувство.
Учитель принялся перебирать четки и рассуждать о двенадцати подвигах Геракла. В этот момент главный герой понял, что атмосфера в классе накаляется. Потом Харлампий Диогенович поведал историю о некоем молодом герое. Он решил совершить тринадцатый подвиг Геракла, но им двигала не смелость, а трусость.
Учитель вызвал к доске рассказчика. Мальчик понял, что избежать позора не удастся. Ему не удалось решить задачу, и он стал посмешищем. Из случившегося рассказчик сделал правильные выводы. Он начал прилежно делать домашние задания и не играть в футбол, если что-то не получается сделать.
Краткое содержание
В начале рассказа герой, он же и рассказчик, размышляет о преподавателях математики. Он считает, что это небрежные, со слабым характером но, при этом, слишком гениальные личности. Новый учитель математики, Харлампий Диогенович, абсолютно всем отличался от своих гениальных коллег. Выглядел он всегда безупречно — был гладко выбрит, одевался аккуратно. С его появлением в классе рассказчика установилась особенная дисциплина, такая, что даже сам директор являлся с проверкой: в кабинете ли пятиклассники или отправились на стадион? Математик обычно выглядел спокойным и невозмутимым, он никогда не повышал голоса, не грозился наказать или вызвать в школу родителей, не прохаживался между партами на контрольной. Невзирая на это, ни один из пятиклассников не пытался на уроке переговариваться, смеяться, заниматься списыванием. Если же из кабинета и слышался смех, то провоцировал его сам Харлампий Диогенович. Математику нравилось шутить над нарушителями порядка и проштрафившимися. Например, над опоздавшими
Обычно, если кто-то из школьников приходил с опозданием на урок, учитель искусно акцентировал на этом внимание класса, приглашая с почетом опоздавшего войти, при этом громко и с пафосом представлял его аудитории, называя «принцем Уэльским». В классе раздавался дружный хохот, и виновник отправлялся за свою парту пристыженным
Как-то раз герой-рассказчик явился на урок математики без домашнего задания, так как он не знал решения задачи. До начала урока мальчик узнал, что сидевшие за одной партой отличник их класса Сахаров и Комаров смогли домашнюю задачу решить и очень испугался, что учитель вызовет его к доске. В этот момент в классную аудиторию явилась врач в сопровождении медицинской сестры. Медработники пришли в 5«А» сделать ребятам прививки от тифа, только ошиблись кабинетом и попали в 5«Б», в класс рассказчика. Он проявил активность и вызвался показать им нужный класс, боясь стать осмеянным у доски Харлампием Диогеновичем и одноклассниками. По дороге рассказчик пытается уговорить врача и его помощницу вакцинировать сначала его класс, поясняя, что во время следующего урока 5 «Б» отправится в музей, что было неправдой. Медики вернулись назад, в класс героя, и объявили, что 5«Б» нужно вакцинировать сейчас. Харлампию Диогеновичу ничего не оставалось, как пожертвовать своим уроком. Алик Сорокин, сосед героя по парте, боялся уколов, и ему стало дурно от прививки. Врачиха поднесла к носу Алика нашатырь. Сам рассказчик чувствовал себя приподнято, после прививки он похвалился Алику, что ему было от укола совсем не больно, хотя, на самом деле, это не так.
Врач с медсестрой покинули класс, до конца урока было еще несколько минут. Учитель поведал историю двенадцати подвигов Геракла, а еще сказал, что одного человека чувство боязни заставило совершить 13-й подвиг, чем он и скорректировал мифологию Древней Греции. Потом математик пригласил рассказчика к доске и предложил ему написать решение домашней задачи. Мальчик не знал, как его выполнять, медлил, тянул время и от этого выглядел еще смешней.
Этот случай заставил героя-рассказчика быть серьезнее и ответственнее при домашней подготовке к занятиям. Повзрослев, он пришел к выводу, что не нужно настолько большое значение придавать тому, что над тобой смеются, опасаться казаться смешным. Ведь, вполне может быть, что и великая империя Рима пала по той причине, что римские императоры чересчур много думали о собственной персоне и не умели относиться к себе с юмором. А школьный преподаватель героя-рассказчика еще с детских лет пытался внушить ему и его одноклассникам эту очевидную истину.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, слабохарактерные. Но вот в школе, где обучался герой, учитель математики был противоположностью. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению своему, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда царила тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который организовывал сам же учитель.
Бывало, что какой-нибудь ученик опаздывал на полминуты, а учитель уже стоял в дверях класса, то Харлампий Диогенович пытался пропустить такого учащегося. При этом лицо его начинало выражать радостное гостеприимство, словно это был такой большой праздник, что ребёнок всё-таки решил посетить этот урок. А когда опоздавший ученик неуверенной походкой начинает двигаться по классу, чтобы сесть на своё место, учитель математики обязательно назовёт его каким-нибудь именем из истории. Например, принц Уэльский.
Класс начинал при этом смеяться. А после этого Харлампий Диогенович садится на место и тут же наступает тишина. Начинается урок. Кроме журнала, у учителя был ещё блокнотик, куда он во время опроса постоянно что-то записывал. Он никогда не кричал и не вызывал родителей в школу. На контрольных работах он был спокоен и всегда давал возможность списать. Но ребята боялись это делать, так как он всегда узнавал ту работу, которая была списана, и высмеивал этого ученика перед всем классом. Никто не хотел быть высмеянным, поэтому старались не списывать.
Главное оружие учителя было делать человека смешным, причём он это делал так, что даже становилось обидно. Например, Шурика Авдеенко за его желание списывать на контрольных работах у отличника Сахарова он назвал чёрным лебедем, который вот-вот сможет сломать шею.
Однажды смешным стал и главный герой рассказа, от лица которого и идёт повествование. Он не решил задачу, которая была задана на дом. Мальчик долго сидел над её решением, но его решение никак не желало сходиться с ответом. Поэтому на следующий день он пришёл пораньше в школу. Так как они учились во вторую смену, то сделать это было несложно. Но, узнав, что кто-то из ребят её тоже не сделал, успокоился и стал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, то оказалось, что все ребята сделали эту задачу. Герой с ужасом ждал того момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился. Неожиданно открылась дверь и в кабинет вошли доктор и медсестра. Но они искали 5 «А» класс, а мальчик учился в «Б».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс. Но вдруг неожиданно для самого себя мальчик сообщил взрослым, что им сейчас необходимо сделать уколы, так как на следующем уроке они организовано идут в краеведческий музей. Поэтому доктор и медсестра опять вернулись в класс.
В это время у доски стоял Шурик Авдеенко и никак не мог объяснить домашнюю задачу. Учитель дал возможность врачам делать своё дело, а сам присел за парту. Весь его вид показывал, что он был грустен и немного обижен. Первому сделали прививку Авдеенко, и тут сосед по парте стал сильно переживать. Главный герой пытался его успокоить и немного приободрить, но ничего не получалось. Он даже рассказал о том, что страдает хронической малярией.
Когда Алику стало плохо во время укола и его посадили на стул, то мальчик решил, что нужно позвонить в «Скорую помощь». Харлампий Диогенович гневно посмотрел на главного героя, а медсестра сунула под нос Алику какой-то флакон, и тот сразу же вскочил и пошёл на своё место. Сделали укол и мальчику.
Когда врачи ушли, то до конца урока ещё оставалось время. Харлампий Диогенович стал перебирать свои чётки и стал рассказывать о том, что в древнегреческой мифологии у Геракла было 12 подвигов. Но сегодня, по мнению учителя, главный герой решил изменить историю. Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги храбро и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был совершён из-за трусости. И когда он вызывал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, то весь класс замер. Но ответа не последовало, зато весь класс стал смеяться. Звонок с урока звучал так, словно это был погребальный колокол.
С тех пор мальчик стал серьёзнее относиться к домашним заданиям. О том, что с ним произошло, он никогда не жалел и был благодарен своему учителю за то, что он смехом закалял детские души и приучал правильно относиться к себе.
Спасение жены царя Адмета
Девятый подвиг Геракла ознаменовал борьбу его со смертью, его победу над богом смерти Танатом.
Возможно, что и тринадцатый подвиг Геракла, краткое содержание которого излагается в сборниках мифов и легенд, имеет связь с победой человека над темными силами природы. Геракл первый нарушил правило, согласно которому древние боги смерти были вправе забрали любого человека, нужного им.
Царь Адмет знал, что он должен сойти в могилу, в Аид, так как боги предначертали ему это. Но умирать ему не хотелось, планы у него были колоссальные. Он просил своих престарелых родителей, чтобы они отправились в Аид вместо него. Родители отказались.
Тогда жена царя Адмета Алкестида согласилась отдать себя в жертву. Тяжело ей было бросать мужа и двоих детей, но она знала, что кто-то из них должен уйти. Молилась она богине домашнего очага Гестии, чтобы та не оставила ее детей без присмотра. Приготовилась Алкестида к смерти, надела погребальный наряд. Стали оплакивать ее слуги.
В это время мимо города проезжал Геракл, который был в веселом состоянии духа. Пришел он домой к Адмету, начал пировать. Но слуги сказали ему, что веселиться сейчас неуместно, так как умерла царица, жена Адмета.
Геракл узнал подробности, пошел к гробнице, в которой лежала Алкестида. Ночью к гробнице пришел бог смерти Танат. Завязалась между ними борьба. В этой борьбе победил сын Зевса. Отбил он Алкестиду и отвел ее обратно к Адмету. Тот сначала не узнал жену, но потом очень обрадовался. Ликовали все жители города. Герой же отправился дальше.
Краткий пересказ произведение «Тринадцатый подвиг»
Все учителя математики обычно люди неряшливые и, несмотря на свою гениальность, безвольные. А вот в школе, где учился герой, учитель математики был наоборот. Звали его Харлампий Диогенович. По происхождению, как и Пифагор, он был греком. После его появления в классе всегда наступала тишина. Иногда эту тишину нарушал смех, который устраивал сам учитель.
Случалось, что ученик опаздывал на полминуты, а учительница уже стояла у дверей класса, тогда Харлампий Диогенович пытался пропустить такого ученика.
В то же время его лицо стало выражать радостное гостеприимство, как будто это был такой большой праздник, что ребенок все-таки решил посетить это занятие. И когда опоздавший ученик нетвердой походкой начнет передвигаться по классу, чтобы сесть на свое место, учитель математики обязательно назовет его именем из сказки. Например, принц Уэльский.
Класс начал смеяться над этим. А после этого Харлампий Диогенович садится и сразу тишина. Урок начинается. Помимо журнала, у преподавателя была еще и тетрадь, в которую он постоянно что-то записывал во время экзамена.
Он никогда не кричал и не звал родителей в школу. На контрольной работе был спокоен и всегда давал возможность расписаться. Но мальчики боялись это делать, потому что он всегда узнавал списанную работу, и подшучивал над этим учеником перед всем классом. Никто не хотел быть осмеянным, поэтому старались не хитрить.
Главным оружием учителя было сделать человека смешным, и сделал он это так, что стало даже обидно. Например, Шурик Авдеенко за желание списаться на контрольных с отличника Сахарова назвал черным лебедем, который вот-вот свернет себе шею.
Однажды забавным стал главный герой истории, от имени которого и идет история. Он не решил задачу, заданную дома. Мальчик долго сидел над ее решением, но его решение не согласовывалось с ответом. Поэтому на следующий день он пришел в школу пораньше. Поскольку они учились во вторую смену, сделать это было несложно. Но узнав, что у одного из ребят тоже нет, успокоился и начал играть в футбол.
Когда прозвенел звонок, оказалось, что все мальчики выполнили это задание. Герой с ужасом ждал момента, когда учитель спросит его. Но Харлампий Диогенович не торопился.
Внезапно дверь открылась, и в кабинет вошли врач и медсестра. Но искали 5 «А» класс, а мальчик учился на «В».
Тогда главный герой предложил свою помощь, чтобы провести медицинских работников во флигель, где учился параллельный класс.
Но вдруг, неожиданно для себя, мальчик сказал взрослым, что сейчас им нужно достать шприцы, так как на следующем уроке они организованно идут в краеведческий музей. Итак, доктор и медсестра снова вернулись в класс.
В это время Шурик Авдеенко стоял у доски и никак не мог объяснить свое домашнее задание. Учитель дал возможность врачам сделать свою работу, а сам сел за парту. По всему его виду было видно, что он грустен и немного обижен.
Авдеенко первой сделала прививку, а потом соседка по парте очень забеспокоилась. Главный герой пытался его успокоить и немного развеселить, но ничего не вышло. Он даже говорил о хронической малярии.
Когда во время укола Алику стало плохо и его посадили на стул, мальчик решил, что нужно вызывать скорую помощь. Харлампий Диогенович сердито посмотрел на главного героя, а медсестра сунула Алику под нос пузырек, а он тут же вскочил и пошел на свое место. Мальчику также сделали укол.
Когда врачи ушли, до конца занятий еще оставалось время. Харлампий Диогенович стал разбирать свои четки и стал рассказывать о том, что у Геракла в древнегреческой мифологии было 12 подвигов. Но сегодня, по словам учителя, главный герой решил изменить историю.
Но только древнегреческий герой совершал свои подвиги отважно и мужественно, а вот тринадцатый подвиг был достигнут из-за трусости. А когда он вызвал главного героя к доске, чтобы спросить решение задачи, весь класс замер
Но ответа не было, а весь класс начал смеяться. Колокол класса звучал как похоронный колокол.
С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к домашним заданиям. Он никогда не сожалел о том, что с ним произошло, и был благодарен своему учителю за то, что он закалял детские души смехом и учил правильно относиться к себе.
Об авторе книги
Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт.
Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование.
В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 — редактор в абхазском отделе Госиздата.
Первые стихотворные сборники — «Горные тропы» (1957), «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960) и другие — получают хорошие отзывы критиков и признание читателей.
С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал «Юность» и «Неделя». В 1966 из этих рассказов автор собирает первую книгу «Запретный плод».
Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в «Новом мире» «Созвездия Козлотура» (1966). Тепло были встречены рассказы и повести: «Летним днем» (1969), «Дерево детства» (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл «Сандро из Чегема» (1973).
В 1979 для «Метрополя» Искандер дал сатиру «Маленький гигант большого секса». Перу Искандера принадлежат детские рассказы — «День Чика» (1971) и «Защита Чика» (1983), легшие в основу книги рассказов «Детство Чика» (1993). В 1982 в журнале «Юность» вышло произведение писателя — «Кролики и удавы», имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов «Путь»; в 1990 — повесть «Стоянка человека»; в 1991 — книгу публицистики «Поэты и цари»; в 1993 — «Стихотворения» и роман «Человек и его окрестности». В 1995 в журнале «Знамя» была опубликована повесть «Софичка». Ф. Искандер живет и работает в Москве.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Однажды главный герои не выучил домашнего задания и очень боялся насмешек со стороны учителя и одноклассников. Поэтому когда в школу пришли врачи делать прививки от тифа, он убедил их начать не с 5 \»А\» класса, а с 5 \»Б\», в котором сам учился. Врачи согласились, и в течение целого урока проводилась вакцинация.
После ухода докторов время до конца урока еще оставалось, и учитель вызвал «героя» к доске, где все и убедились в том, что мальчик не готов к уроку. Тогда учитель и рассказал о подвигах Геракла, которые он совершал из благородных побуждений. А наш ученик совершил свой «подвиг» из лени и трусости.
Вывод (мое мнение)Этот урок оставил глубокий след в душе мальчика, он понял, что смехом учитель воспитывал их лучше, чем любыми нотациями и поучениями. Автор запомнил этот урок на всю жизнь и написал свой рассказ, чтобы на своем примере научить других.
Об авторе книги
Искандер Фазиль Абдулович (р. 1929), прозаик, поэт.
Родился 6 марта в Сухуми в семье ремесленника. Закончил среднюю школу, получил библиотечное образование.
В 1950-е Искандер приезжает в Москву, поступает в Литературный институт, который оканчивает в 1954. Уже в студенческие годы начинает печататься (первые публикации в 1952). Пишет стихи. Работает журналистом в Курске, затем в Брянске. В 1959 — редактор в абхазском отделе Госиздата.
Первые стихотворные сборники — «Горные тропы» (1957), «Доброта земли» (1959), «Зеленый дождь» (1960) и другие — получают хорошие отзывы критиков и признание читателей.
С 1962 его рассказы начинают публиковать журнал «Юность» и «Неделя». В 1966 из этих рассказов автор собирает первую книгу «Запретный плод».
Однако по-настоящему широкую известность ему приносит публикация в «Новом мире» «Созвездия Козлотура» (1966). Тепло были встречены рассказы и повести: «Летним днем» (1969), «Дерево детства» (1970). Особый интерес к его творчеству вызвал цикл новелл «Сандро из Чегема» (1973).
В 1979 для «Метрополя» Искандер дал сатиру «Маленький гигант большого секса». Перу Искандера принадлежат детские рассказы — «День Чика» (1971) и «Защита Чика» (1983), легшие в основу книги рассказов «Детство Чика» (1993). В 1982 в журнале «Юность» вышло произведение писателя — «Кролики и удавы», имевшее необыкновенный успех. В 1987 он опубликовал книгу стихов «Путь»; в 1990 — повесть «Стоянка человека»; в 1991 — книгу публицистики «Поэты и цари»; в 1993 — «Стихотворения» и роман «Человек и его окрестности». В 1995 в журнале «Знамя» была опубликована повесть «Софичка». Ф. Искандер живет и работает в Москве.
Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Год издания рассказа: 1964
Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написан в 1964 году. Произведение входит в повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда» и во многом является автобиографическим. Рассказ наряду со всей повестью занимает достойное место среди читателей и заслуженно включен в школьную программу.
Сюжетный пересказ рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» от Ф.А. Искандера
Главный герой рассказа – Геракл. Ему было нужно выполнить последний, тринадцатый подвиг, чтобы избежать наказания за убийство своей жены и детей. Предстоял самый трудный испытание в его жизни.
Геракл получил задание от царя Эвристея – схватить и привести живым трехголового пса Цербера, стоящего на страже подземного царства Аида.
Геракл отправился в Аид на поиски Цербера. Перед тем как покинуть подземный мир, Геракл встретил царицу Персефону и увидел в ней свою бывшую жену. Перед Гераклом стала дилемма – взять с собой на свет Персефону или выполнить задание царя и вернуться один. Геракл выбрал выполнить свою миссию и отправился в глубины Аида.
После нескольких трудных испытаний, Геракл нашел Цербера и схватил его, несмотря на яростную защиту, оказываемую псу. Геракл связал рот зверя и вышел из Аида.
Когда Геракл передал Цербера Эвристею, тот ужаснулся и сразу же вернул пса в Аид. Геракл вернулся к царю и понял, что был обманут – царя все равно не интересовало, доставил ли Геракл Цербера, царь хотел увидеть только то, как Геракл справится с монстрами и смертельными опасностями, через которые ему пришлось пройти на пути к Церберу.
Таким образом, Геракл одолел свой последний подвиг и освободился от наказания за убийство своих близких. Рассказ Ф.А. Искандера демонстрирует важные жизненные ценности – отвагу, силу, справедливость и самоотверженность.
Борьба с немейским львом
Герой Геракл всю жизнь вынужден был подчиняться маленькому тщедушному царю Еврисфею, который правил Микенами. Тот все время искал возможность избавиться от Геракла, но не мог предать его казни, потому что Геракла народ любил за его благодеяния.
1 подвиг Геракла связан с победой над страшным львом, жившим в окрестностях Микены. Этот лев не давал возможности греческим прихожанам приходить в храм Зевса. Рожденный Ехидной и Тифоном лев был неуязвим, обычные люди не могли ничего с ним сделать.
Узнав об этом, царь Еврисфей немедленно послал Геракла бороться со львом в надежде, что ему не удастся победить. Герой отправился к логову льва.
1 подвиг Геракла был связан с тем, что ему пришлось завалить камнями один из входов в пещеру (всего было два). Притаившись, он стал ждать льва. Тот под вечер пришел с охоты. Подкравшись, Геракл ударил его палкой по голове, но убить не смог. В итоге Геракл задушил льва и снял с него шкуру.
Эта шкура потом служила герою во всех его походах, он подстилал ее под себя, когда спал. Завернувшись в эту шкуру, Геракл потом пришел к воротам Микен, чем страшно напугал царя Еврисфея, и тот предпочел общаться с ним только через своих слуг.
Кони Диомеда
Тринадцать подвигов Геракла связаны с победой героя над силами дикой природы, над свирепыми существами, населявшими тогда Грецию.
Восьмой подвиг был связан с укрощением коней, принадлежавших царю Диомеду, жившему во Фракии. Эти лошади были прикованы железными цепями к стене, все их боялись. Они ели людей. Царь Диомед ловил чужеземцев и скармливал их коням.
Геракл пришел во Фракию, забрал животных и увел их на свой корабль, поручив их охрану Абдеру, сыну Гермеса. Диомед со своим войском догнал героя и попытался напасть, но Геракл многих убил, а Диомеду пришлось спасаться бегством. В это время дикие кони съели Абдера, все долго горевали по этому поводу. Но все равно подвиг Геракла был совершен.
Как обычно, Геракл привел свою добычу в Микены, чтобы показать царю Еврисфею. Тот велел отпустить коней, и они убежали в лес. Там где-то они и погибли.
Вопросы к рассказу «Тринадцатый подвиг Геракла»
- Каким вы представляете рассказчика? (шустрым, хитрым мальчишкой, обожающим футбол, болтливым пятиклассником, который любит получать хорошие оценки, дразнить товарищей, искренним человеком, благодарным учителю).
- Каковы одноклассники мальчика? (Сахаров – отличник, Шурик Авдеенко – угрюмый двоечник, троечник Комаров недолюбливает свое имя Адольф и боится уколов).
- К какому времени относятся события рассказа? (Великая Отечественная война).
- В каком классе учится рассказчик? (в 5 «б»).
- Как зовут нового учителя математики? (Харлампий Диогенович).
- Назовите национальность учителя (грек).
- Про что была задачка, которую не решил герой? (про артиллерийский снаряд).
- С кем учитель сравнил мальчика-труса? (с Гераклом).
- Чего боялся герой? (общего смеха над собой).
- Как спустя годы рассказчик вспоминал учителя? (с благодарностью).
Описание и анализ персонажей
Геракл — главный герой рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла». Он описывается автором как неутомимый борец с обеих сторон, поэтому он и полюбился богам на Олимпе. Геракл сражается со множеством чудовищ, но в этом рассказе его противником становится сам Зевс, которому не нравится, что Геракл стал слишком сильным и независимым. Геракл приземлен и сломлен, но, несмотря на это, он продолжает бороться за свою свободу и независимость.
Зевс — главный бог Олимпа, который становится противником Геракла в рассказе. Зевс не нашел другого способа подчинить Геракла, кроме как обмануть его и заставить выполнить невыполнимую задачу — украсть яблоки Гесперид. Зевс является символом власти и контроля, которые он использует в своих интересах, даже если это кажется несправедливым или жестоким.
Еврисфей — жена Геракла, которая появляется в рассказе как фигура-тень. Еврисфей страдает от того, что ее муж бросил ее и ушел на поиски приключений, но она не появляется в рассказе лично и никак не воздействует на события.
Геспериды — дочери ночного бога Никс, которые охраняют яблоки, которые должен украсть Геракл в задании, данном ему Зевсом. Геспериды описаны как очень красивые и мудрые, но также переборчивые и трудные в общении. Они представляют женскую силу и могут помочь Гераклу, если он сможет уговорить их.
Авгиевы конюшни
Двенадцать подвигов Геракла не всегда были связаны с укрощением диких животных. Есть среди них и подвиги другого рода.
Царь Элиды Авгий был сыном лучезарного бога Гелиоса. Он был очень богат, а своими стадами быков и лошадей безмерно гордился. Триста быков из его стада считались украшением страны. Из них двести были красные, а сто — белые. Но была проблема: помещения, в которых содержались его животные, были очень грязными, никто не знал, как их очистить.
Геракл предложил Авгию сделку: он в один день очистит конюшни, а тот взамен отдаст ему десятую часть стад. Авгий был согласен. Он считал, что это сделать в принципе невозможно.
Герой же, недолго думая, сломал стены конюшен, подвел туда воды двух рек. Эти воды хлынули в помещения, а на следующий день весь навоз был смыт. Потом Геракл стены восстановил.
Авгий отказался выплачивать герою обещанную награду. Тому пришлось уйти просто так, но потом он отомстил Авгию. Собрал войско, убил Авгия и его сыновей, разрушил город. Впоследствии на месте битвы с Авгием были учреждены Олимпийские игры.
Читательский дневник по рассказу «13-й подвиг Геракла» Искандера
Сюжет
Рассказчик, ученик 5 «б», не смог решить задачу по математике. Он боится реакции нового учителя греческого языка Харлампия Диогеновича: шутит с трикстером и медленно, так, что все смеются. И приглашает врача на прием для прививки от брюшного тифа, хотя она к ним не ходила.
После ее ухода учительница вызывает к доске рассказчика, труса, совершившего «13-й подвиг Геракла». Над ним смеется весь класс: и тихий Алик Комаров, так боявшийся уколов, и отличник Сахаров. Герой понял, что смех — лекарство от лукавства, коварства и самомнения.
Отзыв
Название рассказа — издевательство над мальчиком, фальшивым «Геркулесом». Геракл завершил свои подвиги, как герой, исполняющий волю богов, честно служа царю. А рассказчик из трусости, страха, гордости схитрил, совершил ненужный «подвиг». Он срывал уроки, обманывал учителя, врача, подвергал испытанию своих одноклассников.
Он не боялся уколов, даже не секунды, а заслуженного смеха. Имя по-своему гениального учителя (он грек, как и Геракл) — «говорящий». Харлампий означает «радостный». Диогенович — аллюзия на философа Диогена, который днем огнём искал в толпе достойного человека.
Примеры карикатуры в рассказе: назвать ученика-изменщика лебедем (вытягивает шею), пригласить к ученику шахтера, который «проглотил снаряд». История учит справляться со своими недостатками, признавать ошибки, быть благодарным, бояться быть непослушным, не смешным, ответственно относиться к обучению — и с юмором к себе.
План рассказа
Часто в школе ученикам при изучении рассказа конспект даётся составить дома или в классе, выписывая лишь только главные мысли. Тезисы могут стать и пунктами плана, который можно будет использовать и для написания сочинения по этому произведению.
План произведения:
- Знакомство с Харлампием Диогеновичем, учителем математики.
- Уроки математики.
- Главное оружие учителя – смех.
- Нерешенная задача.
- История с доктором.
- Неудачный ответ у доски.
- Смех класса.
- Благодарность учителю.
Каждый читатель, конспект которого несложно составить, сможет понять и оценить метод учителя математики, который старался правильно и достойно воспитывать детей.
Подробно
Повествование ведется от первого лица. Автор произведения рассказывает о случае из своей жизни, произошедшем в его школьные годы.
Сначала идет подробное описание учителя математики, Харлампия Диогеновича, который, как можно заметить по отчеству, был греком, что роднило его с великим Диогеном.
Харлампий Диогенович, каким-то непостижимым образом имел влияние на всех учеников в классе, при этом он никогда не кричал и не унижал ребят.
Сам неказистый, маленького роста учитель спокойно и властно применял свое главное оружие, которое срабатывало всегда, он иронизировал над человеком, выказывая, при этом, свое уважение к нему. Например, он мог назвать опоздавшего ученика Принцем Уэльским, которого все заждались и благодарны ему, что он пришел на урок.
Далее автор рассказывает, как однажды он не смог решить задачу и со страхом, ждал, того момента, когда его вызовут к доске. Но учитель, как будто нарочно тянул время, то спросил об отсутствующих, то вызвал старосту к доске, чтобы тот привел ее в порядок. Все это спокойствие делало нервы еще более натянутыми.
Обстановку разрядила медсестра, заглянувшая в класс. Она ошиблась, ей нужен был другой класс. Но автор произведения воспользовался случаем и отпросился под предлогом того, что именно он может помочь найти медсестре необходимых ей учеников.
Из разговора с медсестрой главный герой выяснил, что в школе в каждом классе, по очереди, проводят прививки от холеры. На данный момент прививки должны были сделать ученикам 5 –го А класса.
Страх получить двойку по математике, был сильнее голоса совести. Выяснив, что прививать их 5-Б класс будут на следующем уроке, «Сусанин», вдруг убедил работников в белых халатах сделать сначала их классу прививки, мол: «А мы на следующем уроке непременно уйдем в музей».
Медсестры повернули в 5-Б. Казалось, цель достигнута, урок сорван, а значит двойку «малярику» уже сегодня не поставят.
«Маляриком» автора прозвали, за его хроническую малярию. Нельзя сказать, что одноклассники обрадовались прививкам. Многие из них предпочли бы получить «двойку» по математике. Алик, он же Адольф настолько боялся уколов, что чуть не потерял сознание. Радовался только главный затейник всей этой истории, к уколам он привык, а потому вел себя показательно героически.
Когда же медработники, с чувством выполненного долга, удалились, до конца урока оставалось совсем мало времени.
Харлампий Диагенович сел за стол и стал медленно перебирать четки. Он вдруг вспомнил о 12 подвигах Геракла и добавил, что некий молодой человек решил совершить 13 подвиг, при этом учитель подчеркнул, что поступок этот был неприглядным и совершался молодым человеком из трусости. При слове «трусость» учитель многозначительно посмотрел на автора этой истории и вызвал его к доске для решения злополучной задачи.
Дело в том, что преподаватель, стал невольным свидетелем того, как «малярик» доказывал, что не решил задачу, потому что решение в ней неправильное.
С той минуты математик, можно сказать «кожей чувствовал» лукавство своего ученика, но позволил ему совершить этот проступок, чтобы он потом на своих же ошибках и учился уму разуму.
Конечно же, тогда у доски «малярику» пришлось на собственном опыте узнать, что значит быть смешным.
Но это был для главного героя этого повествования урок, который он усвоил на всю жизнь и больше никогда не позволял себе легкомысленно относиться к заданиям. А еще он понял, что не страшно быть смешным, страшно отрицать свои ошибки.
Читательский дневник.