Читать краткое содержание Васюткино озеро Астафьева 5 класс
Начинается рассказ с того, что Васютка готовится к школе, жалея о том, что лето, как всегда, пролетело слишком быстро… Погода уже не очень хорошая, особенно для местных рыбаков. Им приходится чинить снасти да щелкать кедровые орехи, которые приносит Васютка. Вот и в этот раз мальчик отправился за орехами для друзей-рыбаков. И ему пришлось идти достаточно далеко от дома, так как вблизи он уже собрал все кедровые шишки.
Собираясь в путь «на часок», мальчик даже немного смеялся над мамой, которая заставила его (по традиции) взять с собой в лес спички и хлеб – на всякий случай. Как же он после был ей благодарен! Собрав в лесу уже полную сумку орехов, но вдруг увидел глухаря. Выстрелил мальчик и ранил огромную птицу. И такой в парне охотничий инстинкт взыграл, так захотелось всех удивить, что он погнался за глупым глухарем. И незаметно для себя мальчик заблудился. До этого он следовал зарубкам на коре деревьев, а теперь оглянулся – ни одной зарубки нигде. Не поверил сначала, что мог потеряться в родной тайге, а после вспомнил, какая она коварная, припомнил всех, кто заблудился здесь. Так страшно ему стало, что он бросился, куда глаза глядят – и сбился с пути окончательно.
Естественно, мальчик разозлился на себя, на этого глупого глухаря. Ещё Васютка, конечно, испугался перспективы ночевать в дремучем лесу, а темнота уже спускалась… Пришлось устраиваться на ночлег. Ему всё время казалось, что к нему кто-то крадётся. Хорошо, что сумел Васютка развести огонь. Глухаря того самого сумел запечь в углях от костра. Измучился Вапсютка, так ему уже домой к маме хотелось. И он знал, что его родные ищут… Вспоминал он дом, семью, даже школу. Нельзя сказать, что он очень любил учиться. А тут ещё учительница ругала – за курение. Мал слишком Васютка был, чтобы курить. И ещё он табак давал совсем маленьким школьникам. Но теперь Васютка готов был поклясться, что бросит курить. Лишь бы вернуться к своей привычной жизни – из этого холодного и страшного леса.
Утром залез мальчик на дерево, чтобы определиться с дорогой, а вокруг тайга. Вспомнил все приметы, чтобы выйти из леса. Идёт – не сдается. Орехи Васютка все съел, аж язык заболел, хлеб берёг. Заметил тут Васютка кочки, какие бывают рядом с речкой. Понадеялся, что судоходный Енисей рядом, которого он не увидел с верхушки дерева, но вышел мальчик к незнакомому озеру.
Оказалось, на удивление, что вода в озере чистая, рыбы – хоть руками лови. Ещё тут было полно непуганой дичи. Васютка даже сумел застрелить себе на пропитание пару уток. А тут дождь, только теперь Васютка съел припасенный хлеб, пережидая непогоду под деревом.
Васютке озеро важно было, в первую очередь, из-за того, что, наверняка, от него ручей к большой реке. Важно, что рыба в озере была речная, значит, точно есть проток
Не ошибся мальчик – вышел на речку, а там и корабль, но вот только капитан то ли принял мальчика за сумасшедшего, то ли просто не заметил… и проплыл мимо. Пришлось ждать – корабль должен был появиться, но минуты тянулись ужасно долго. Только другой бот появился, как Васютка уж старался звать и кричать, и стрелять в воздух. К чумазому мальчику шлюпку спустил. Накормили ребенка, вернули домой, где все сбились с ног в поисках ребенка. Капитан даже оказался его знакомым. Стал Васютка дома про озеро рассказывать – никто не верит. А проверили, так пришлось в честь Васютки это прекрасное озеро называть. И рыбаки его знакомые почти полностью перешли, благодаря спасенному приятелю, на озерный лов вместо речного.
Рассказ учит, что иногда можно надеятся только на себя и твердость своего характера.
5 класс
Оцените произведение:
4.08
Голосов: 640 Читать краткое содержание Васюткино озеро. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание
Повествование разворачивается вокруг маленького мальчика, который заблудился в лесу. Автор пытается донести читателям простую мысль, что даже в критической ситуации не стоит падать духом. Следует собрать все свои внутренние силы, сосредоточиться и попытаться найти решения создавшейся ситуации, даже если она кажется безвыходной.
Знакомство с Васюткой
Главный герой рассказа – обычный мальчик Васютка. Ему 13 лет. Живет, как все, — с родителями в тайге около реки Енисей. Мальчик растет в семье рыбака. На момент повествования конец лета, у ребенка впереди учебный год. В поселке все заняты своими делами. Местные рыбаки заняты починкой снастей для рыбалки. Васютка помогаем им тем, что ходит в лес за орешками кедра.
Васютка направляется в лес
Пока взрослые решали свои проблемы, мальчик ходил в лес, чтобы насобирать орехов кедра. И в этот раз было точно так же. Он взял с собой ружье. По просьбе мамы положил в сумку также хлеб и спички. Ребенок не боялся походов в лес, так как они для него были привычными, он рос в тайге.
Чтобы не потеряться в лесу, Васютка ориентировался по деревьям с зарубками. Когда он собрал достаточно орехов, решил вернуться обратно в деревню. Но на его пути встретился глухарь. Мальчик решил поймать птицу. После того как он свернул шею глухарю, понял, что заблудился. Но уже было поздно.
Ночевка Васютки в лесу
Сначала Васютка напугался и разозлился, начав винить себя и птицу. Ему казалось, что кто-то крадется, мерещились тени. Ребенок хотел к семье, зная, что родные его разыскивают. Васютке вспоминалось все, что с ним происходило ранее. Он даже пообещал, что если вернется из страшного леса домой, то сразу бросит курить, ведь учительница постоянно за это его ругала. С помощью краткого содержания рассказа «Васюткино озеро» невозможно досконально передать эмоциональное состояние и мысли ребенка, оказавшегося в лесу.
Васютка отбросил панику и вспомнил все наставления взрослых. Пока не было поздно, заготовил дрова, приготовил ужин из птицы и остался ночевать. От страха собранные кедровые орехи были съедены. Утром после рассвета Васютка начал искать путь. Он взобрался на дерево, вспомнив все приметы, чтобы найти дорогу.
Вечером ему попалось на пути озеро, где было много рыбы. Присмотревшись, обнаружил, что в озеро впадает небольшая река. Ища выход к Енисею, Васютка стал подниматься по реке. В пути его застала непогода, снова пришлось искать ночлег.
Спасение
В лесу Васютка в общей сложности провел 5 суток. В последнее утро, после того как он развел огонь, чтобы высохнуть и согреться, послышались звуки парохода. Он бросился на поиски берега, вскоре увидев пароход
Когда судно приблизилось, мальчик стал привлекать к себе внимание: размахивать руками, кричать, звать на помощь. Но корабль прошел мимо, может его не заметил капитан или принял ребенка за умалишенного
Васютка не отчаялся, стал ждать нового. Его услышали. Мальчика подобрал другой катер. Капитан оказался знакомым.
Возвращение Васютки домой
Попавшего на судно мальчика рыбаки окружили вниманием. Парня обогрели и накормили, а затем помогли найти родителей
Мама с папой уже отчаялись увидеть сына, думали, что он погиб в лесу. Пределу их радости и счастья не было границ.
После того как все немного успокоились, Васютка рассказал своему отцу о небольшом озере, которое он встретил в лесу. Сначала ему не поверили, все смеялись с рассказа. Но рыбаки отправились на его поиски, чтобы проверить слова Васютки. Удивительный водоем, к общему удивлению, отыскали. Там действительно оказалось очень много рыбы. Найденный водоем пришлось назвать в честь мальчика, озеро появилось на картах.
Красота найденного Васюткой озера
Пять экстремальных дней, проведенных в лесу, сильно повлияли на Васютку. Он не только изменился внешне, преобразился и его внутренний мир. Мальчик за 5 суток повзрослел, стал ценить многие вещи, которые для него являлись обыденными и незначительными.
Главный герой
Василий Шадрин является главным героем сказки. Применительно к нему можно привести несколько характеристик:
- он игривый, любит похвастаться;
- ему нравятся приключения;
- мальчик привык к самостоятельности и ощущает себя взрослым.
Значительное влияние на характер персонажа оказал его собственный отец. Также свою лепту внесли и немногословные жители деревни, затерявшейся где-то в тайге. Отпечаток на его поведение наложили в тому же традиции Сибири, а также местные обычаи. Автор не приводит слишком подробных характеристик этого героя. Его личность постепенно раскрывается к середине повествования. Оказавшись в сложном положении, он проявляет такие черты, как:
- мужество и выдержка;
- рассудительность;
- смекалка.
Помимо 13-летнего мальчика, в рассказе присутствуют второстепенные персонажи: родители Васютки, дед, рыболовы. Мальчик сам себе придумывает работу, которая заключается в поиске кедровых орешков для рыбаков. Он знает, как они любят полакомиться ими в свободное время.
Описание тайги и людей, населяющих её, составляет наиболее интересный момент в рассказе. Многое можно узнать о привычках таежников. Благодаря умелому повествованию, создаётся впечатление, будто читатель путешествует с мальчиком по тайге. Это произведение — своего рода дверь в мир трудолюбивых и отважных сибиряков. Понять их характер помогает в книге «Васюткино озеро» глава «Тайга кормилица». В ней есть фраза: «Тайга хлипких не любит», что объясняет приспособленность и отсутствие страха у местного населения еще с малых лет.
Краткий пересказ
«Рыбаки из бригады Григория Афанасьевича Шадрина» уходят на рыбный промысел в низовье Енисея и останавливаются в избушке, построенной «несколько лет назад ученой экспедицией». Вместе с ними отправляется и тринадцатилетний сын бригадира, Васютка.
Рыбаки чинят неводы, изготовляют якорницы, конопатят лодки, а раз в сутки проверяют «переметы и спаренные сети», поставленные вдали от берега. В ловушки часто попадает ценная рыба, но нет в таком спокойном лове «азарта, лихости». Дедушка Афанасий частенько жалуется, что «оскудел батюшко Енисей».
Васютка развлекает себя тем, что собирает рыбакам кедровые орешки. Вскоре все ближние кедры остаются без шишек, и мальчику приходится «забираться все дальше и дальше в глубь леса».
За десять дней до начала учебного года Васютка, как обычно, идёт в тайгу за орешками. Как положено, берет с собой хлеб, спички и ружье с патронташем.
Идя по тайге, мальчик не забывает следить «за пометками на деревьях», от скуки он принимается мысленно рассуждать «о дороге и о всяких таежных разностях».
На вершине старой ели Васютка замечает кедровку, «орущую» во все горло. Он хочет выстрелить в нее, но вовремя вспоминает, что в тайге ни в коем случае нельзя тратить впустую патроны. Этот закон «крепко вбит в сибиряков отроду».
Васютка замечает кедр, в котором «упрятались целые выводки смолистых шишек», и забирается на него. Он из всех сил стучит ногами «по разлапистым веткам кедра», и шишки дождем падают на землю. Собрав их в мешок, мальчик размышляет о том, чтобы «обобрать» еще одно дерево.
В этот миг Васютка замечает огромного глухаря. Он жалеет, что в этот раз не позвал своего верного Дружка: охотиться на эту птица куда удобнее с собакой. Подобравшись поближе, Васютка стреляет и ранит птицу. Он догоняет ослабевшего глухаря и сворачивает ему шею, но сам не замечает, как оказывается в глухом лесу без единой знакомой зарубки на дереве.
Васютку охватывает паника. Чтобы как-то совладать со страхом, он принимается говорить вслух, но это не помогает. Услышав «какой-то таинственный шорох в глубине потемневшего леса», мальчик в ужасе бежит, куда глаза глядят.
С наступлением ночи Васютка пытается припомнить все, что ему рассказывали о тайге отец и дед. Ему удается разжечь костер и приготовить мясо глухаря. Поужинав, мальчик перекладывает в сторону тлеющие угольки от костра, а сам сооружает себе лежанку из мха и веток на теплой после костра земле.
Ночь в тайге проходит очень тревожно. Утром Васютка забирается на самое высокое дерево и вглядывается в молчаливую, равнодушную тайгу. Не отыскав знакомых мест, мальчик решает идти на север.
К вечеру Васютка начинает замечать «среди однообразного мха тощие стебли травы» – значит, где-то поблизости есть вода. Он надеется, что вскоре выйдет к Енисею, но натыкается лишь на «унылое озеро, подернутое у берега ряской». Оглядевшись, Васютка удивляется большому количеству непуганых уток на озере, но еще более – великому множеству рыбы, среди которой попадается и ценная белая рыба.
На следующий день Васютка внимательно осматривает большое озеро и приходит к выводу, что в нем «есть тягун, озеро проточное». Это значит, что водоем связан с небольшой речушкой, которая в свою очередь соединяется с Енисеем.
Днем погода меняется: становится «хмуро, неуютно», идет холодный осенний дождь. Васютка прячется под развесистой пихтой, съедает драгоценную краюшку хлеба и засыпает. Проснувшись, он принимается разжигать костер, как вдруг слышит слабый пароходный гудок, раздающийся издалека. Не веря своему счастью, Васютка бежит на этот звук.
Мальчик выбегает к Енисею и замечает маленький дымок, «будто от папиросы»: приближается теплоход. В отчаянии он кричит и машет руками, но капитан принимает его за местного жителя и не останавливается.
Васютке ничего не остается, как заночевать на этом месте. Утром он слышит звук выхлопной трубы «рыбосборочного катера-бота». Мальчик разжигает сильнее огонь, стреляет из ружья, и его замечают. Капитан бота, хорошо знакомый дядя Коляда, благополучно доставляет Васютку к родным, которые вот уже пятый день безуспешно ищут его в тайге.
Спустя два дня мальчик отвел всю рыболовную бригаду к озеру, которое рыбаки назвали Васюткиным. Рыбы там оказалось так много, что бригада Шадрина полностью переключилась на озерный лов.
Со временем на районной карте появилось крошечное голубое пятнышко с надписью «Васюткино оз.». На краевой карте оно уже значилось без названия, а на карте страны «озеро это сумеет найти разве сам Васютка».
Главные герои
В произведении один центральный персонаж. Но и остальные имеют значимость. Во время прочтения читатель встретится с разными героями.
- Вася Шадрин. Именно этому мальчику посвящена история. Это обычный ребенок, который учится в сельской школе. Мальчик озорной и любопытный в меру своего 13-летнего возраста. Несмотря на небольшой возраст, герой уже закален жизнью в тайге.
- Папа Григорий Афанасьевич. Работает бригадиром рыбоведческой бригады. Является примером для своего сына
- Мама Анна. Заботливая и внимательная женщина, которая любит свою семью.
- Дедушка Афанасий.
- Дядя Коляда. Старшина рыбоведческого бота.
Все действия разворачиваются около мальчика Васютки. Произошедшая с ними история сильно сказалась на жизни мальчика.
Васюткино озеро подробный пересказ
Для бригады рыбаков настали тяжелые времена. Уровень реки, где бригада занималась рыболовством, поднялся, а вся рыба опустилась на глубину. Позже с южной стороны подул ветер, но, к сожалению, на размерах улова это никак не отразилось. Рыбакам пришлось отойти к низовьям Енисея. Там они нашли пристанище в домике, построенном для ученых, которые проводили в этой местности экспедицию. В этом домике бригада решила ожидать осеннюю путину – сезон массовой миграции рыбы.
Рыбаки коротали время за починкой сломанных снастей, рыбачили переметами, а сын бригадира Васютка ходил в кедрач, а потом угощал собранными орехами рыболовов. Параллельно мальчик просматривал учебники, собирался осенью пойти в школу. Довольно скоро Васютка собрал шишки на кедрах, расположенных поблизости, и решил пойти собирать орехи подальше. Мать собрала сыну узелок, положила туда хлеба и спичек, а мальчишка захватил ружье.
Вначале мальчик шел по кедрачу, ориентируясь по зарубкам, сделанным раньше. Он набрал торбу шишек и решил повернуть обратно, как заметил большого глухаря. Решив его подстрелить, он подкрался и выстрелил, но не убил птицу, а только ранил. Тогда он догнал его и свернул ему шею. Решив, что пора возвращаться, мальчик огляделся, но не увидел знакомых зарубок. Васютка решил воспользоваться известными ему знаками и приметами, но только еще больше заплутал. Мальчику на ум пришли страшные истории о людях, когда-то заблудившихся в тайге, он запаниковал и побежал вперед, не разбирая дороги.
Когда стемнело, мальчик опомнился, немного успокоился и остановился. Он разжег костер с помощью спичек и зажарил глухаря. Всю ночь ребенок вздрагивал от чувства, что кто-то ходит рядом и подкрадывается. А проснувшись, он нашел высокое дерево в округе и залез на него, чтобы понять, где находится Енисей и определить, куда ему идти. Но с высоты дерева он не увидел желтую полосу лиственных деревьев, которые обычно растут вдоль Енисея. Тогда он запасся орехами, рассовав их по карманам, и отправился дальше.
С наступлением вечера Васютке стали попадаться травяные кочки, которые обычно находятся поблизости от водоемов. Но, вопреки ожиданиям, он вышел не к реке, а к озеру. В этом озере просто кишела рыба. Возле водоема находилось много дичи, поэтому мальчик подстрелил уток и решил, что нужно поспать. С наступлением ночи ребенок загрустил и стал вспоминать школу.
Утром Васютка определил, что рыба в этом озере не озерная. Значит, из озера однозначно бежит речка, которая приведет мальчика к Енисею – решил Васютка.
Днем начался дождь. Васютка забрался под дерево, доел хлеб, который приберег напоследок, и уснул, а проснулся с наступлением сумерек. Но дождь продолжался. Ребенок развел костер и услышал гудок. Мимо мальчика проплыл теплоход. Но капитан принял его за местного, и теплоход не остановился.
Ночь прошла под деревом. А проснувшись, услышал шум катера. Мальчик развел костер поярче и стал громко звать на помощь. Его заметили и привезли к родным.
А двумя днями позже мальчик привел бригаду отца к обнаруженному озеру. Вскоре озеро, названное Васюткиным, нанесли на карту.
Вывод: Твердость характера поможет в тяжелой ситуации. Главное не сдаваться.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Возвращение к родным
Проснувшись, Васютка развел костер, чтобы согреться и высушить промокшую одежду. Внезапно издалека послышался еле различимый гул парохода. Не веря своему счастью, мальчишка побежал на этот звук. Увы, капитан принял кричащего и машущего руками Васютку за веселого местного жителя, поэтому не стал останавливаться. Расстроенному герою ничего не оставалось, кроме как опять провести ночь у озера.
Утром его разбудил шум выхлопной трубы рыбосборочного катера. Мальчик подбросил веток в костер, начал стрелять из ружья и его заметили. Дядя Коляда благополучно привез замерзшего и изголодавшегося Васютку к родным, которые несколько дней подряд безуспешно вели его поиски.
Через два дня подросток отвел отца и его товарищей к озеру. Рыбы там оказалось так много, что рыбаки решили открыть в этом месте постоянный промысел. «Васюткино оз.» — именно такая надпись вскоре появилась на районной карте под крошечным голубым пятнышком.
Те ученики, которым предстоит выступить перед классом с устным пересказом произведения, могут прочитать «Васюткино озеро» онлайн, на соответствующих интернет-ресурсах кратко описаны события, произошедшие с главным героем.
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Бойе
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гори, гори ясно
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Милаха и кот громило
- Монах в новых штанах
- Не хватает сердца
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Родные берёзы
- Сон о белых горах
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Возвращение домой
Пока Васютка шел вдоль речки, погода портилась. Над ним больше не было густого укрытия деревьев, и потому, когда пошел дождь, мальчик быстро промок насквозь. Он решил переждать непогоду в укрытии и забрался под большую пихту, съев под ней свой скудный обед (отправляясь в тайгу, он все же послушал совета матери и взял с собой немного хлеба и спичек). После этого Васютка задремал, а проснулся уже вечером. Он развел огонь и стал готовиться ко сну, как вдруг услышал гудок от парохода. Счастью мальчика не было предела: он вышел к Енисею! Но блуждать в темноте не было смысла, поэтому Васютка решил продолжить путь утром, когда рассветет.
Весь следующий день мальчик шел вдоль берега Енисея, хотя не знал, какое именно направление ему нужно выбрать
Он даже встретил пассажирский корабль и попытался привлечь его внимание. Но ничего не вышло – скорее всего, капитан не понял, что Васютка заблудился, и подумал, что он просто живет где-то поблизости
Ночь Васютка провел на берегу реки. Он почти не мог заснуть, так как постоянно прислушивался — он боялся пропустить еще один корабль. Когда уже близилось утро, мальчик услышал, как мимо проплывает небольшой катер. По звуку выхлопной трубы он понял, что на этом катере, скорее всего, плывут рыбаки. Он выбежал к берегу и привлек внимания капитана, который оказался его знакомым. Рыбаки взяли Васютку на борт и отправились к его лагерю, чтобы передать мальчика родным.
Описание рассказа
Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.
В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности. Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае. Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.
Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.
Поход с рыбаками
Главный герой рассказа – тринадцатилетний мальчик по имени Василий, которого все ласково называют Васютка. Он учится в школе, но имеет не очень хорошую репутацию и оценки из-за своих частых шалостей и нелюбви к учебе. На летних каникулах (как раз тогда происходит действие рассказа) Васютка же всегда находил себе куда более интересные занятия, чем посещение школы во время учебного года.
Отец Васютки был рыбаком и работал в бригаде со своими коллегами. Они часто выходили к разным местам на берегах Енисея. Вместе с отцом Васютки работал и его дедушка Афанасий – опытный рыбак с ворчливым характером, но все же добрым сердцем.
Отец Васютки и дед Афанасий взяли мальчика в августе вместе с собой в поход – они направлялись к низовьям Енисея для того, чтобы попытать там счастья. Улов в тот год был небольшим, и опытный Афанасий часто говорил о том, что виной тому – постоянное перемещение по реке различных транспортных средств с мощными моторами, распугивающими рыбу.
Рыбаки поселились в небольшой избушке и стали ждать осеннего улова. Каждый день они расставляли и проверяли сети, а для Васютки была придумана особая обязанность – собирать кедровые орехи в лесу. И хотя мальчику было немного скучно в рыбацком лагере, он с удовольствием гулял в тайге и собирал шишки с кедров. С каждым днем он заходил все дальше, что совсем не нравилось его маме. Она беспокоилась и хотела, чтобы сын был осторожнее и всегда брал с собой спичку и запас еды, на случай если он заблудится.
Однажды Васютка, воспользовавшись отсутствием взрослых, решил взять с собой ружье. Он вообразил себя бравым охотником, надел пояс с патронами и отправился на поиски своей «дичи» — кедровых шишек.
Внешность, портрет
Рассказ Виктора Астафьева «Васюткино озеро» посвящен случаю, произошедшему в сибирской тайге. Васютка – сын начальника бригады рыбаков Григория Шадрина заблудился в лесу и сумел отыскать до этого неизвестное озеро с рыбой, а затем привести туда товарищей. Рассказ имеет некоторые автобиографичные черты.
На формирование характера Васютки особое влияние оказала заполярная тайга. Глухой суровый край не терпит людей слабых духом, ленивых и нерешительных. В таежных местах необходимо уметь хорошо ориентироваться на местности, знать законы природы и быстро соображать. Мальчик растет в окружении отцовых товарищей, таких же рыбаков, регулярно собирающихся в избе его семьи. Он слушает их рассказы, перенимает нравы и привычки. Небольшой эпизод, описывающий то, как Васютка добывает для рыбаков орехи, характеризует его как верного товарища и ответственного человека. Коллективные интересы для него превыше личных. И это верно, ведь в тайге в одиночку не выжить.
Описанию внешнего вида Васютки Астафьев уделяет не особо много внимания. Только по отдельным фразам («похожий на маленького коренастого мужичка») можно составить некоторое портретное представление
Вероятно, автор намерено не заостряет внимание читателя на внешности Васютки. Это обычный мальчик, ничем не выделяющийся из толпы своих ровесников
Гораздо лучше внешних черт мальчика характеризуют действия и поступки. Тринадцатилетний Васютка попал в очень не простую ситуацию, он заблудился в лесу. И это не просто лес, а настоящая тайга, где на сотни километров нет ни одного поселения. При этом Васютка не растерялся. Да, он испытывает некоторый страх (что весьма логично в такой ситуации). Но страх не мешает ему здраво размышлять и спокойно искать выход.
Поведение Васютки в тайге – это не поведение ребенка, которым он, по сути, является. Нет, это поведение взрослого и опытного человека. Он знает язык леса, ориентируется на местности, распознаёт присутствие лесных обитателей. В случившееся с мальчиком автором заложена некоторая аллегория. Озеро выступает своеобразной наградой человеку, проявившему храбрость и силу духа.
Поэтому озеро не зря получило имя Васютки. Это очень правильно и символично. Человек, обладающий воистину героическими качествами, заслуживает, чтобы в его честь назвали объект на карте.
Сейчас читают
-
Краткое содержание Ведьмак Меч Предназначения
«Меч предназначения» является второй частью знаменитого цикла рассказов о приключениях полюбившегося многим ведьмака. После того, как судьба связывает Геральта и Цири, ведьмак начинает задумываться
-
Краткое содержание Гоцци Король-олень
Проходя мимо города Серендип, волшебник Дурандарте решил зайти в него, чтобы отдохнуть. Правитель города Дерамо принял его, как гостя, накормил, обогрел и посадил отдыхать под великолепные звуки музыки
-
Краткое содержание Осеева Печенье
Рассказ Валентины Осеевой «Печенье» начинается с того, что бабушка приготовила вкусное домашнее печенье и все домашние собирались ко столу. Закончив последние приготовления она налила всем домочадцам чай и села за накрытый стол
-
Краткое содержание Носов Незнайка в Солнечном городе
Сказочной повестью «Незнайка в Солнечном городе» Николая Николаевича Носова зачитываются и современные дети.
-
Краткое содержание Абрамов Алька
Похоронив мать, Аля Амосова, только через год решилась поехать в гости, в посёлок где выросла. Сейчас проживает в городе и работает официанткой, найти работу ей помог Аркадий Семёнович.
История создания
Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956. Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.
Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.
История создания и основная идея произведения
Рассказ «Васюткино озеро» был написан Виктором Астафьевым в 1952 году. История появления на свет этого небольшого рассказа удивительна. Она основана на реальных событиях, которые произошли с самим автором — Виктором Астафьевым.
Ещё учась в школе в период летних каникул юный Астафьев заблудился и провёл несколько дней в лесу. Ему удалось выбраться и, когда строгий учитель литературы задал на уроке написать сочинение «Как я провёл лето», Виктор Петрович передал всё, что ему довелось испытать.
Педагог был приятно удивлён работой своего ученика, он похвалил его перед всем классом. Сочинению юного Астафьева присвоили название «Жив» и опубликовали в школьном журнале. Когда Астафьев вырос и стал писателем, он вспомнил свой первый рассказ и переписал его, назвав «Васюткино озеро».
Таким образом, рассказ можно считать первым достижением известного сибирского писателя.
С самых первых строк автор погружает читателя в красоту и силу сибирской природы. Он вдохновлён ею сам и стремится вдохновить своих почитателей. Как никто другой Виктор Астафьев радеет за любовь и уважение к родным краям, к Родине.
Он говорит о важности открытия своего героя, подчёркивает, что его «маленькая» победа залог чего-то большого в будущем. Преодоление трудностей, поиск сил для действий в, казалось бы, безвыходной ситуации, стремление использовать все возможности, чтобы выжить и никогда не унывать — вот чему учит рассказ «Васюткино озеро»