Анализ стихотворения цветаевой генералам 12 года

Анализ стихотворения цветаевой м. и

Слайд 10Почти за год до войны Маргарита Михайловна увидела напугавший ее сон.

Ей приснилось, что ее отец входит в комнату, держа на руках ее маленького сына, и говорит: «Вот все, что у тебя осталось». Она принимает сына и в тот же момент слышит голос откуда-то сверху: «Участь твоя решится в Бородине». Женщина проснулась в слезах и тут же пересказала сон мужу. Тот долго успокаивал ее, объясняя, что все это игра воображения, а в воображении всякая нелепость может произойти. И все же утром генерал вместе с женой долго искали на карте название, напоминающее «Бородино», в окрестностях расположения своей части (полк стоял на западной границе) и, естественно, ничего не нашли.

Анализ ритмики и метрики

В стихотворении Цветаевой «Генералам 12 года» можно наблюдать ярко выраженную ритмику и метрику, которые помогают создать особую музыкальность текста.

Основной метрический размер стихотворения — ямб. Ямб состоит из двух слогов, в котором первый слог безударный, а второй -ударный. Отсутствие амфибрахий и трехсложных размеров подчеркивает энергичность и ритмичность текста.

Ритмика стихотворения также является заметной и характеризуется оживленностью и даже беспокойством. Поэтесса использует множество различных ритмических схем, таких как анапест, дактиль и амфибрахий, чтобы передать волнение и напряжение.

Также заметно использование ритмических повторений и параллелизмов, что придает стихотворению дополнительную гармонию и согласованность. Например, в начале стихотворения повторяется фраза «В двенадцать, в двенадцать…» и «Белой мошны степной, белый цветал стан…», что подчеркивает образ 12 года.

Метрический размер Количество строк
Ямб Все строки

В целом, ритмика и метрика стихотворения гармонично сочетаются, создавая музыкальное и эмоциональное впечатление.

Анализ произведений русской литературы 11 класс

Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…

Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с…

Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навея­но чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явствен­но звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое худо­жественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот ска­зочный мир является любовь.
Образный ряд произведения…

Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспомина­ниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистич­но удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» (извест­ной также под названиями «Военная песня» и…

«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравст­венной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъем­лемое качество человека с высокими моральными принципа­ми, и антимещанскую позицию, столь характерную для фли­бустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B.C….

«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофиль­ма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеут­верждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у зем­ли, Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою…

В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ах­матова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лириче­ская героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впе­чатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творче­ских мук и эмоциональных переживаний…

Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гос­ти…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресе­ний 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».
Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А

Ахматовой важно подчеркнуть…

Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями

Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная сти­хия ветра передает атмосферу общественных перемен. Дву­смысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истол­ковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под…

А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время…

Слайд 11 В августе 1812 года Маргарита Михайловна жила в доме отца. Однажды

утром дверь ее спальни распахнулась, и отец с младенцем-внуком на руках вошел, не скрывая слез сказал: «Вот все, что у тебя осталось». Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых.Все братья участвовали в Отечественной войне 1812 г. Судьба Тучковых беспримерна. 3 родных брата, достигнув генеральских чинов и пройдя невредимо многие войны, почти в одно время кончили свое поприще. Один, израненный штыками, полонен близ Смоленска.Старший — Николай Алексеевич был смертельно ранен в Бородинском сражении, а младший — Александр Алексеевич — убит. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Схватка была невероятно яростной, в ней погибло много наших солдат и солдат противника.

Описание событий «12-го года»

События «12-го года» были одними из наиболее значительных и определяющих для истории России. Этот период отмечен рядом важных политических, культурных и социальных событий.

Во-первых, в «12-м году» произошло военное столкновение между французскими войсками Наполеона и русской армией под командованием русских генералов. Это привело к войне 1812 года, которая впоследствии стала известной как Отечественная война 1812 года.

Во-вторых, в «12-м году» было принято ряд важных реформ и законодательных актов, направленных на модернизацию и укрепление государства. Особое значение имели «Русская Генеральная Картотека», «Об энергии горных древесных штабов», «О преступлениях и наказаниях» и другие акты reformadoras.

Также «12-й год» был знаменательным для русской литературы и искусства. В этот период великие русские писатели, поэты и художники создали множество выдающихся произведений, которые оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства в России и за ее пределами.

В целом, «12-й год» был периодом значительных перемен и преобразований как в политической, так и в культурной сферах. События этого года оставили глубокий след в истории России и до сих пор являются предметом изучения и восприятия современными поколениями.

Использование языковых средств

Цветаева часто использует метафоры, чтобы передать смысл своих слов. Она олицетворяет Россию, представляя ее в образе женщины. В связи с этим, она использует языковые средства, характерные для женской сферы: «шила», «нощника». Это создает ассоциации с заботой и теплотой, свойственными материнству, что усиливает эмоциональную составляющую стихотворения и передает идею о России как родине, требующей заботы и защиты.

Кроме того, Цветаева использует повторения и параллелизм для акцентирования важности своих мыслей. Она повторяет фразы «скажи это кому следует», «расскажи это колдуну-старцу» и другие, чтобы усилить идею о том, что ее слова стоят передовых мест

Также она использует параллельные конструкции, чтобы создать ритмичную структуру стихотворения и подчеркнуть свои убеждения.

Одним из ключевых языковых средств, которое присутствует в стихотворении, является эпитет. Цветаева использует яркие, художественные эпитеты, чтобы описать события и персонажей. Например, она описывает солдата как «зоркого» и «воинского», что создает образ героического и преданного бойца. Такие эпитеты помогают передать эмоциональную окраску стихотворения и вовлекают читателя в художественный мир автора.

Слайд 13Маргарита Михайловна пыталась найти на поле битвы тело мужа, но его,

видимо, сожгли на общем погребальном костре. Маргарита Михайловна — жена погибшего генерала — первой приложила старания, чтобы Бородинское поле стало общим памятником погибшим героям Она продала имение и построила на месте Бородинского сражения храм. Это был первый памятник героям Бородина.
. Впоследствии там же, на Багратионовых флешах, Маргарита Михайловна основала Спасо-Бородинский женский монастырь, где стала настоятельницей. Монастырь строился четыре десятка лет, украсившись Владимирским собором. Немалые средства на этот храм собрали офицеры и солдаты гвардейского и гренадерского корпусов русской армии. Монахини присматривали за полем памяти. Каждый пришедший поклониться могилам героев находил в монастыре кров и пищу.

Влияние стихотворения на современную литературу

Во-первых, это стихотворение стало образцом экспрессионистской поэзии, которая характеризуется яркими эмоциональными воздействиями, оригинальным стилем и открытой экспрессией чувств. Многочисленные метафоры, гиперболы и ритмические особенности стихотворения Цветаевой вдохновили многих современных поэтов на создание своих произведений в подобной манере.

Во-вторых, стихотворение «Генералам 12 года» является ярким примером поэзии о войне. Тема войны всегда актуальна и вызывает интерес у читателей. В своем стихотворении Цветаева говорит о боли и страдании, о жестокости и ужасе войны, о потере близких и о мучительной надежде на возвращение. Такое зримое и эмоциональное изображение войны влияет на современных авторов, которые также пишут о войне и используют стилистику, разработанную Цветаевой.

В-третьих, стихотворение Цветаевой имеет женскую перспективу на войну

В то время как большинство военной поэзии написано мужчинами, Цветаева в своем стихотворении обращает внимание на женский опыт войны — страдания матерей, жен и дочерей, которые теряют своих близких. Этот женский голос в поэзии Цветаевой стал важным вкладом в развитие литературы и влияет на современных авторов, которые также отражают женский опыт войны в своих произведениях

В целом, стихотворение «Генералам 12 года» цветаевой оказало значительное влияние на современную литературу, вдохновляя авторов на создание произведений в стиле экспрессионизма, тематике войны и использовании женской перспективы. Это стихотворение по праву считается одним из важных произведений русской поэзии и имеет свое место в литературном каноне.

Сравнение с другими произведениями Цветаевой

Великая русская поэтесса Марина Цветаева оставила после себя огромное наследие литературных произведений, среди которых стихотворение «Генералам 12 года» занимает особое место. В данном стихотворении Цветаева осмысливает события Октябрьской революции и Гражданской войны, выражает свое отношение к русским генералам, чьи роли, по ее мнению, были неоднозначными и требовали глубокого анализа и исследования.

Одним из существенных отличий «Генералам 12 года» от других произведений Марины Цветаевой является его политическая направленность. Поэтесса активно высказывается относительно политической ситуации в стране и главными героями стихотворения являются русские генералы, символы старого режима. В других стихотворениях Цветаевой она обращается к более общим и всемирным темам, таким как любовь, смерть, творчество, сохраняя при этом свою яркую индивидуальность и оригинальность стиля.

Скачки эмоций, страсть и борьба с жестокостью судьбы — все это присуще и в «Генералам 12 года», и во многих других произведениях Цветаевой. Однако в «Генералам 12 года» эти эмоции связаны с историческими событиями и раскрываются через образы генералов. В других произведениях поэтессы эмоции часто связаны с личным опытом и внутренним миром героев.

Стихотворение «Генералам 12 года» внесло свой значительный вклад в литературное наследие Цветаевой, и позволяет нам получить еще один аспект ее таланта и мастерства. Однако оно является всего лишь одним из множества произведений поэтессы, которые оставили неизгладимый след в истории русской литературы.

Прообраз стихотворения

Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.

Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.

Стихотворение учит героизму и показывает созданный Цветаевой образ настоящего героя. Стихи мелодичны, недаром на них написано несколько прекрасных песен, одна из них звучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Поэтесса написала стихотворение в 21-летнем возрасте, оно наполнено искренностью и теплотой, которые только помогают запомнить строки.

Вы, чьи широкие шинелиНапоминали паруса,Чьи шпоры весело звенелиИ голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,На сердце вырезали след, -Очаровательные франтыМинувших лет!

Одним ожесточеньем волиВы брали сердце и скалу, -Цари на каждом бранном полеИ на балу.

Вас охраняла длань ГосподняИ сердце матери, — вчераМалютки-мальчики, сегодня -Офицера.

Вам все вершины были малыИ мягок самый черствый хлеб,О, молодые генералыСвоих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,В один великолепный миг,Я встретила, Тучков-четвертый,Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,И золотые ордена…И я, поцеловав гравюру,Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли выРукою, полною перстней,И кудри дев ласкать — и гривыСвоих коней.

В одной невероятной скачкеВы прожили свой краткий век…И ваши кудри, ваши бачкиЗасыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!Лишь мертвый не вставал с земли.Вы были дети и герои,Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,Как ваша бешеная рать? ..Вас златокудрая ФортунаВела, как мать.

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.

О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.

Литература 9 класс: М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года

Литературные имена России

Марина Ивановна Цветаева (1892— 1941) — выдающийся русский поэт XX века, переводчик, автор многочисленных поэтических циклов, поэм, драматических произведений, а также эссе и мемуарной прозы. С 1922 по 1939 год жила с семьёй в эмиграции, после возвращения в СССР муж и дочь Цветаевой были репрессированы, её стихи не публиковали. В 1941 году покончила жизнь самоубийством. ◄

Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года». В чём своеобразие отношения поэта XX века к историческим событиям прошлого?

«Генералам двенадцатого года»Сергею

Работаем со словом:
Бачки — небольшие, не закрывающие щёку бакенбарды.Бакенбарды — часть бороды от висков по щекам при выбритом подбородке.

Историко-культурный комментарий

► Александр Алексеевич Тучков 4-й (1778— 1812) — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, младший (четвёртый) из братьев Тучковых, служивших в то время в русской армии — отсюда его наименование Тучков-четвёртый.

На Бородинском поле увлёк за собой полк, бросившись вперёд со знаменем в руках и получив смертельное ранение. Тела обнаружить не удалось, поскольку вся местность у Семёновских флешей была буквально перепахана снарядами.

Вдова Тучкова, Маргарита Михайловна, урождённая Нарышкина, славившаяся своей красотой, грацией, чудесным голосом, была безутешна: она стала настоятельницей Спасо-Преображенского монастыря, построенного ею на месте гибели мужа. Умерла в 1852 году, до конца сохранив верность памяти мужа и всех павших героев войны. ◄

Размышляем над прочитанным

  1. Перечитайте первые пять строф стихотворения. Каким предстаёт в них собирательный образ молодых генералов? Чем он необычен по сравнению с традиционным изображением воинов?
  2. Как вы понимаете строки: «Цари на каждом бранном поле и на балу»? Как поэт передаёт быстроту взросления бойца на войне? Какие художественные средства для этого используются?
  3. Прочитайте фрагмент стихотворения, посвящённый Тучкову-четвёртому. Что вы знаете об этом герое Отечественной войны 1812 года? Какие особенности личности этого человека привлекли поэта?
  4. Насколько точно в стихотворении передаются детали портрета А. А. Тучкова работы Дж. Доу? Где он сейчас находится? Как вы думаете, почему Цветаевой был так дорог именно этот портрет? Аргументируйте свой ответ.
  5. Прочитайте заключительные три строфы стихотворения. Как они соотносятся с его началом? Почему образ «златокудрой Фортуны» соединяется с образом матери? Как вы понимаете строки: «И весело переходили в небытие»? Что необычного в этом художественном образе?
  6. * В 1918—1920 годах М. И. Цветаева написала свой отклик на события революции и Гражданской войны — стихотворный цикл «Лебединый стан», своеобразным эпиграфом к которому стало стихотворение, посвящённое, как и «Генералам двенадцатого года», Сергею Эфрону. Прапорщик пехотного полка, он ушёл в январе 1918 года в Белую гвардию — Добровольческую армию генерала Л. Корнилова, а после её разгрома, как и многие русские офицеры, оказался за границей. Прочитайте это стихотворение и сравните его со стихотворением «Генералам двенадцатого года». Какие мотивы объединяют эти два произведения?

На кортике своём: Марина —
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.

Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.

18 января 1918 г.

Круг чтения

► Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы.
Лажечников И. И. Новобранец 1812 года (полностью), Походные записки русского офицера, Ледяной дом, Последний Новик, Басурман, Колдун на Сухаревой башне, Знакомство моё с Пушкиным.
Саакянц А. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910—1922. ◄

СОДЕРЖАНИЕ страницы:

Вы смотрели: Родная русская литература 9 класс. «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года. Ознакомительная версия для покупки учебника «Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 9 класс». Цитаты из учебника использованы в учебных целях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: