Слайд 10Почти за год до войны Маргарита Михайловна увидела напугавший ее сон.
Ей приснилось, что ее отец входит в комнату, держа на руках ее маленького сына, и говорит: «Вот все, что у тебя осталось». Она принимает сына и в тот же момент слышит голос откуда-то сверху: «Участь твоя решится в Бородине». Женщина проснулась в слезах и тут же пересказала сон мужу. Тот долго успокаивал ее, объясняя, что все это игра воображения, а в воображении всякая нелепость может произойти. И все же утром генерал вместе с женой долго искали на карте название, напоминающее «Бородино», в окрестностях расположения своей части (полк стоял на западной границе) и, естественно, ничего не нашли.
Анализ ритмики и метрики
В стихотворении Цветаевой «Генералам 12 года» можно наблюдать ярко выраженную ритмику и метрику, которые помогают создать особую музыкальность текста.
Основной метрический размер стихотворения — ямб. Ямб состоит из двух слогов, в котором первый слог безударный, а второй -ударный. Отсутствие амфибрахий и трехсложных размеров подчеркивает энергичность и ритмичность текста.
Ритмика стихотворения также является заметной и характеризуется оживленностью и даже беспокойством. Поэтесса использует множество различных ритмических схем, таких как анапест, дактиль и амфибрахий, чтобы передать волнение и напряжение.
Также заметно использование ритмических повторений и параллелизмов, что придает стихотворению дополнительную гармонию и согласованность. Например, в начале стихотворения повторяется фраза «В двенадцать, в двенадцать…» и «Белой мошны степной, белый цветал стан…», что подчеркивает образ 12 года.
Метрический размер | Количество строк |
---|---|
Ямб | Все строки |
В целом, ритмика и метрика стихотворения гармонично сочетаются, создавая музыкальное и эмоциональное впечатление.
Анализ произведений русской литературы 11 класс
Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содержанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начинаются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрицанием «Я это никогда не полюблю».
С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же…
Песня «Зарыты в нашу память на века…» написана B.C. Высоцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели.
Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем — стремление предупредить общество от ошибок переосмысления истории. «Осторожно с…
Стихотворение B.C. Высоцкого «Здесь лапы у елей дрожат на весу…» яркий образец любовной лирики поэта. Оно навеяно чувствами к Марине Влади. Уже в первой строфе явственно звучит мотив препятствия. Его подчеркивает особое художественное пространство — заколдованный дикий лес, в котором живет возлюбленная. Путеводной нитью в этот сказочный мир является любовь.
Образный ряд произведения…
Военная тема является одной из центральных в творчестве B.C. Высоцкого. Поэт помнил войну по детским воспоминаниям, но ему часто приходили письма фронтовиков, в которых они спрашивали его, в каком полку он служил, так реалистично удавались Владимиру Семеновичу зарисовки из военной жизни.
Текст песни «Мерцал закат, как блеск клинка…» (известной также под названиями «Военная песня» и…
«Песня о друге» — одно из наиболее ярких произведений в творчестве B.C. Высоцкого, посвященное центральной для авторской песни теме — теме дружбы как наивысшей нравственной категории.
Образ дружбы воплощает в себе и альтруизм — неотъемлемое качество человека с высокими моральными принципами, и антимещанскую позицию, столь характерную для флибустьерского духа эпохи шестидесятничества.
B.C….
«Песня о земле» B.C. Высоцкого написана для кинофильма «Сыновья уходят в бой». В ней подчеркивается жизнеутверждающая сила родной земли. Ее неисчерпаемые богатства выражает поэтичное сравнение: «Материнство не взять у земли, Не отнять, как не вычерпать моря».
Стихотворение содержит риторические вопросы, которые привносят в него полемические ноты. Лирическому герою приходится доказывать свою…
В стихотворении «Вечерние часы перед столом…» А.А. Ахматова приоткрывает завесу над таинством творчества. Лирическая героиня пытается передать на бумаге свои жизненные впечатления, но при этом находится в таком душевном состоянии, что сама пока еще не может разобраться в своих чувствах. Образ непоправимо белой страницы свидетельствует о глубине творческих мук и эмоциональных переживаний…
Стихотворение А.А. Ахматовой «Я пришла к поэту в гости…» имеет автобиографическую основу: в одно из воскресений 1913 года А.А. Ахматова принесла А.А. Блоку его стихи на Офицерскую улицу, 57, расположенную неподалеку от устья Невы, чтобы он их подписал. Поэт сделал лаконичную надпись: «Ахматовой — Блок».
Первая строфа произведения тонко передает атмосферу этого визита. Для А.А
Ахматовой важно подчеркнуть…
Поэма «Двенадцать» написана А.А. Блоком в 1918 году и навеяна революционными событиями
Уже в зимнем пейзаже поэмы подчеркнут контраст черного и белого, мятежная стихия ветра передает атмосферу общественных перемен. Двусмысленно звучит строчка в первой главе произведения: «На ногах не стоит человек». В контексте поэмы ее можно истолковать как буквально (ветер сбивает путника с ног, лед под…
А.А. Блок «На поле Куликовом» анализ произведения
Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно- историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время…
Слайд 11 В августе 1812 года Маргарита Михайловна жила в доме отца. Однажды
утром дверь ее спальни распахнулась, и отец с младенцем-внуком на руках вошел, не скрывая слез сказал: «Вот все, что у тебя осталось». Генерал-майор Александр Алексеевич Тучков был самым младшим из четырех братьев, генералов Тучковых.Все братья участвовали в Отечественной войне 1812 г. Судьба Тучковых беспримерна. 3 родных брата, достигнув генеральских чинов и пройдя невредимо многие войны, почти в одно время кончили свое поприще. Один, израненный штыками, полонен близ Смоленска.Старший — Николай Алексеевич был смертельно ранен в Бородинском сражении, а младший — Александр Алексеевич — убит. Он со знаменем в руках вел свою бригаду на атакующих французов. Схватка была невероятно яростной, в ней погибло много наших солдат и солдат противника.
Описание событий «12-го года»
События «12-го года» были одними из наиболее значительных и определяющих для истории России. Этот период отмечен рядом важных политических, культурных и социальных событий.
Во-первых, в «12-м году» произошло военное столкновение между французскими войсками Наполеона и русской армией под командованием русских генералов. Это привело к войне 1812 года, которая впоследствии стала известной как Отечественная война 1812 года.
Во-вторых, в «12-м году» было принято ряд важных реформ и законодательных актов, направленных на модернизацию и укрепление государства. Особое значение имели «Русская Генеральная Картотека», «Об энергии горных древесных штабов», «О преступлениях и наказаниях» и другие акты reformadoras.
Также «12-й год» был знаменательным для русской литературы и искусства. В этот период великие русские писатели, поэты и художники создали множество выдающихся произведений, которые оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства в России и за ее пределами.
В целом, «12-й год» был периодом значительных перемен и преобразований как в политической, так и в культурной сферах. События этого года оставили глубокий след в истории России и до сих пор являются предметом изучения и восприятия современными поколениями.
Использование языковых средств
Цветаева часто использует метафоры, чтобы передать смысл своих слов. Она олицетворяет Россию, представляя ее в образе женщины. В связи с этим, она использует языковые средства, характерные для женской сферы: «шила», «нощника». Это создает ассоциации с заботой и теплотой, свойственными материнству, что усиливает эмоциональную составляющую стихотворения и передает идею о России как родине, требующей заботы и защиты.
Кроме того, Цветаева использует повторения и параллелизм для акцентирования важности своих мыслей. Она повторяет фразы «скажи это кому следует», «расскажи это колдуну-старцу» и другие, чтобы усилить идею о том, что ее слова стоят передовых мест
Также она использует параллельные конструкции, чтобы создать ритмичную структуру стихотворения и подчеркнуть свои убеждения.
Одним из ключевых языковых средств, которое присутствует в стихотворении, является эпитет. Цветаева использует яркие, художественные эпитеты, чтобы описать события и персонажей. Например, она описывает солдата как «зоркого» и «воинского», что создает образ героического и преданного бойца. Такие эпитеты помогают передать эмоциональную окраску стихотворения и вовлекают читателя в художественный мир автора.
Слайд 13Маргарита Михайловна пыталась найти на поле битвы тело мужа, но его,
видимо, сожгли на общем погребальном костре. Маргарита Михайловна — жена погибшего генерала — первой приложила старания, чтобы Бородинское поле стало общим памятником погибшим героям Она продала имение и построила на месте Бородинского сражения храм. Это был первый памятник героям Бородина.
. Впоследствии там же, на Багратионовых флешах, Маргарита Михайловна основала Спасо-Бородинский женский монастырь, где стала настоятельницей. Монастырь строился четыре десятка лет, украсившись Владимирским собором. Немалые средства на этот храм собрали офицеры и солдаты гвардейского и гренадерского корпусов русской армии. Монахини присматривали за полем памяти. Каждый пришедший поклониться могилам героев находил в монастыре кров и пищу.
Влияние стихотворения на современную литературу
Во-первых, это стихотворение стало образцом экспрессионистской поэзии, которая характеризуется яркими эмоциональными воздействиями, оригинальным стилем и открытой экспрессией чувств. Многочисленные метафоры, гиперболы и ритмические особенности стихотворения Цветаевой вдохновили многих современных поэтов на создание своих произведений в подобной манере.
Во-вторых, стихотворение «Генералам 12 года» является ярким примером поэзии о войне. Тема войны всегда актуальна и вызывает интерес у читателей. В своем стихотворении Цветаева говорит о боли и страдании, о жестокости и ужасе войны, о потере близких и о мучительной надежде на возвращение. Такое зримое и эмоциональное изображение войны влияет на современных авторов, которые также пишут о войне и используют стилистику, разработанную Цветаевой.
В-третьих, стихотворение Цветаевой имеет женскую перспективу на войну
В то время как большинство военной поэзии написано мужчинами, Цветаева в своем стихотворении обращает внимание на женский опыт войны — страдания матерей, жен и дочерей, которые теряют своих близких. Этот женский голос в поэзии Цветаевой стал важным вкладом в развитие литературы и влияет на современных авторов, которые также отражают женский опыт войны в своих произведениях
В целом, стихотворение «Генералам 12 года» цветаевой оказало значительное влияние на современную литературу, вдохновляя авторов на создание произведений в стиле экспрессионизма, тематике войны и использовании женской перспективы. Это стихотворение по праву считается одним из важных произведений русской поэзии и имеет свое место в литературном каноне.
Сравнение с другими произведениями Цветаевой
Великая русская поэтесса Марина Цветаева оставила после себя огромное наследие литературных произведений, среди которых стихотворение «Генералам 12 года» занимает особое место. В данном стихотворении Цветаева осмысливает события Октябрьской революции и Гражданской войны, выражает свое отношение к русским генералам, чьи роли, по ее мнению, были неоднозначными и требовали глубокого анализа и исследования.
Одним из существенных отличий «Генералам 12 года» от других произведений Марины Цветаевой является его политическая направленность. Поэтесса активно высказывается относительно политической ситуации в стране и главными героями стихотворения являются русские генералы, символы старого режима. В других стихотворениях Цветаевой она обращается к более общим и всемирным темам, таким как любовь, смерть, творчество, сохраняя при этом свою яркую индивидуальность и оригинальность стиля.
Скачки эмоций, страсть и борьба с жестокостью судьбы — все это присуще и в «Генералам 12 года», и во многих других произведениях Цветаевой. Однако в «Генералам 12 года» эти эмоции связаны с историческими событиями и раскрываются через образы генералов. В других произведениях поэтессы эмоции часто связаны с личным опытом и внутренним миром героев.
Стихотворение «Генералам 12 года» внесло свой значительный вклад в литературное наследие Цветаевой, и позволяет нам получить еще один аспект ее таланта и мастерства. Однако оно является всего лишь одним из множества произведений поэтессы, которые оставили неизгладимый след в истории русской литературы.
Прообраз стихотворения
Поэтесса, выступая в роли героини, рассказывает, что однажды увидела на гравюре лик Тучкова Четвёртого (Александр Алексеевич Тучков, погибший в битве при Бородино) и была поражена его образом. Сочетание хрупкой фигуры, золотых орденов и героизма вызвали у героини такой трепет, что она всю ночь не знала сна. В Тучкове, который в 34 года был генерал-майором и вместе с рядовыми солдатами и гусарами стоял в ряду защитников Родины, Цветаева нашла собирательный образ русского героя.
Таким и должен быть герой России, он должен побеждать и любить одновременно, переходя в небытие весело, под звон сабель на поле брани.
Стихотворение учит героизму и показывает созданный Цветаевой образ настоящего героя. Стихи мелодичны, недаром на них написано несколько прекрасных песен, одна из них звучит в фильме «О бедном гусаре замолвите слово». Поэтесса написала стихотворение в 21-летнем возрасте, оно наполнено искренностью и теплотой, которые только помогают запомнить строки.
Вы, чьи широкие шинелиНапоминали паруса,Чьи шпоры весело звенелиИ голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,На сердце вырезали след, -Очаровательные франтыМинувших лет!
Одним ожесточеньем волиВы брали сердце и скалу, -Цари на каждом бранном полеИ на балу.
Вас охраняла длань ГосподняИ сердце матери, — вчераМалютки-мальчики, сегодня -Офицера.
Вам все вершины были малыИ мягок самый черствый хлеб,О, молодые генералыСвоих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,В один великолепный миг,Я встретила, Тучков-четвертый,Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,И золотые ордена…И я, поцеловав гравюру,Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли выРукою, полною перстней,И кудри дев ласкать — и гривыСвоих коней.
В одной невероятной скачкеВы прожили свой краткий век…И ваши кудри, ваши бачкиЗасыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!Лишь мертвый не вставал с земли.Вы были дети и герои,Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,Как ваша бешеная рать? ..Вас златокудрая ФортунаВела, как мать.
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след —
Очаровательные франты
Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, —
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера —
Малютки-мальчики, сегодня —
Офицера.
Вам все вершины были малы
И мягок — самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать — и гривы
Своих коней.
В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век…
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли.
Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?..
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.
Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие —
И весело переходили
В небытие.
Литература 9 класс: М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года
Литературные имена России
► Марина Ивановна Цветаева (1892— 1941) — выдающийся русский поэт XX века, переводчик, автор многочисленных поэтических циклов, поэм, драматических произведений, а также эссе и мемуарной прозы. С 1922 по 1939 год жила с семьёй в эмиграции, после возвращения в СССР муж и дочь Цветаевой были репрессированы, её стихи не публиковали. В 1941 году покончила жизнь самоубийством. ◄
Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года». В чём своеобразие отношения поэта XX века к историческим событиям прошлого?
«Генералам двенадцатого года»Сергею
Работаем со словом:
Бачки — небольшие, не закрывающие щёку бакенбарды.Бакенбарды — часть бороды от висков по щекам при выбритом подбородке.
Историко-культурный комментарий
► Александр Алексеевич Тучков 4-й (1778— 1812) — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, младший (четвёртый) из братьев Тучковых, служивших в то время в русской армии — отсюда его наименование Тучков-четвёртый.
На Бородинском поле увлёк за собой полк, бросившись вперёд со знаменем в руках и получив смертельное ранение. Тела обнаружить не удалось, поскольку вся местность у Семёновских флешей была буквально перепахана снарядами.
Вдова Тучкова, Маргарита Михайловна, урождённая Нарышкина, славившаяся своей красотой, грацией, чудесным голосом, была безутешна: она стала настоятельницей Спасо-Преображенского монастыря, построенного ею на месте гибели мужа. Умерла в 1852 году, до конца сохранив верность памяти мужа и всех павших героев войны. ◄
Размышляем над прочитанным
- Перечитайте первые пять строф стихотворения. Каким предстаёт в них собирательный образ молодых генералов? Чем он необычен по сравнению с традиционным изображением воинов?
- Как вы понимаете строки: «Цари на каждом бранном поле и на балу»? Как поэт передаёт быстроту взросления бойца на войне? Какие художественные средства для этого используются?
- Прочитайте фрагмент стихотворения, посвящённый Тучкову-четвёртому. Что вы знаете об этом герое Отечественной войны 1812 года? Какие особенности личности этого человека привлекли поэта?
- Насколько точно в стихотворении передаются детали портрета А. А. Тучкова работы Дж. Доу? Где он сейчас находится? Как вы думаете, почему Цветаевой был так дорог именно этот портрет? Аргументируйте свой ответ.
- Прочитайте заключительные три строфы стихотворения. Как они соотносятся с его началом? Почему образ «златокудрой Фортуны» соединяется с образом матери? Как вы понимаете строки: «И весело переходили в небытие»? Что необычного в этом художественном образе?
- * В 1918—1920 годах М. И. Цветаева написала свой отклик на события революции и Гражданской войны — стихотворный цикл «Лебединый стан», своеобразным эпиграфом к которому стало стихотворение, посвящённое, как и «Генералам двенадцатого года», Сергею Эфрону. Прапорщик пехотного полка, он ушёл в январе 1918 года в Белую гвардию — Добровольческую армию генерала Л. Корнилова, а после её разгрома, как и многие русские офицеры, оказался за границей. Прочитайте это стихотворение и сравните его со стихотворением «Генералам двенадцатого года». Какие мотивы объединяют эти два произведения?
На кортике своём: Марина —
Ты начертал, встав за Отчизну.
Была я первой и единой
В твоей великолепной жизни.
Я помню ночь и лик пресветлый
В аду солдатского вагона.
Я волосы гоню по ветру,
Я в ларчике храню погоны.
18 января 1918 г.
Круг чтения
► Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы.
Лажечников И. И. Новобранец 1812 года (полностью), Походные записки русского офицера, Ледяной дом, Последний Новик, Басурман, Колдун на Сухаревой башне, Знакомство моё с Пушкиным.
Саакянц А. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910—1922. ◄
СОДЕРЖАНИЕ страницы:
Вы смотрели: Родная русская литература 9 класс. «ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ». М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года. Ознакомительная версия для покупки учебника «Александрова, Аристова, Беляева: Родная русская литература. 9 класс». Цитаты из учебника использованы в учебных целях.