По мере смены освещенья
В следующей строфе поэт переносит нас из мира духа в мир эмоций и ощущений человеческой жизни, которые Пастернак передает с помощью образа леса. Лес – мир природы, земли, души, он олицетворяет место инициации: «Войти в темный или заколдованный лес – означает переход».
Это переход из старого сознания в новое, смерть перед возрождением. Хронотоп изменяется, пространство начинает приобретать цвет, звук: «По мере смены освещенья / И лес меняет колорит. / То весь горит, то черной тенью / Насевшей копоти покрыт».
Слово «горит» ассоциируется с огнем, ярко-красным цветом, а «черная тень» — с хаосом, миром теней, царством Аида. В европейской традиции черный цвет относится к мрачному аспекту колдовства, черной магии. Так создается впечатление леса сказочного, где все наполнено тайной и опасностями.
Путь в Нижний мир, в преисподнюю, в царство смерти в фольклорных и литературных текстах неотделим от цели приобрести или понять что-то важное. Переход через границу смерти (лес) к новой жизни отмечается обретением нового пространства «как световой энергии»
В основу композиции третьей строфы положена идея христианского воскресения – рождение в новом качестве: «Меж туч проглянет синева» (синий цвет – цвет веры, Великой Матери), небо – «празднично в прорывах», трава – полна торжества (небо – символ духа (Бога), а трава – это все человечество в целом и, в то же время, каждый человек как центр Вселенной).
Облака
Описание облаков в образе гор – мощь и величественность созданного настроения, которое отражено также и на фонетическом уровне: можно проследить скопление консонантов г, р, гр («нагроможденных грудой», «суровых горных»). Гора символизирует вечность, небо, облака, мужское начало, дух.
С точки зрения К.Г.Юнга, «… дух – это принцип, который противоположен материи. Под этим мы понимаем нематериальную субстанцию или форму существования, которая на высшем или наиболее универсальном уровне называется Богом». В христианской мифологии Священная Гора – Трон Бога.
Метафора «облака – горные ледники», функционируя в пределах текста стихотворения, получает вторичный смысл, поскольку переносится на вне текстовую ситуацию, означая, что поэт сумел внушить читателю целую пространственную картину – холодный покой в бескрайнем небе облаков, описал мир духа, где время и пространство сливаются в одной точке, как бы исчезают.
Это то, «что было в Начале, когда еще не было ни пространства, ни времени… Ритуал воспроизведения творения позволяет соединить здесь-теперь с начальным актом творения, и это соединение возможно только в пространственном центре… К этому центру <�…> ведет путь… Начало пути – тот локус, который считается естественным для субъекта пути – жилище богов для бога (небо, гора, вершина мирового дерева, святилище храма)».
Тема 3: Интерпретация и общее значение стихотворения
Строка: «Замена печали нападеньем врага»
Одна из ключевых строк стихотворения «Пастернак когда разгуляется» — «Замена печали нападеньем врага». Эта строка отображает идею, что в мире происходит непрерывная борьба, но в этой борьбе есть что-то гораздо более принципиальное, чем просто выживание. Это борьба с жизнью, с проблемами, которые она создает, и с тем, что жизнь не может быть полностью освоена и понята. В этом контексте «нападенье врага» является метафорой жизни, которая, казалось бы, непрерывно атакует и напоминает о ее сложности.
Строка: «И радость живет лишь тогда»
Строка «И радость живет лишь тогда» отображает идею, по которой радость — это нечто, что должно быть находится в постоянной готовности. В мире непрерывной борьбы и давления радость не может быть постоянным состоянием. Она может приходить и уходить, но она должна быть проявлена в тот момент, когда мы готовы ее воспринимать. В этом контексте «радость» является метафорой для того, что нужно искать и принимать в моменты относительного покоя и спокойствия, чтобы пережить сложности и проблемы.
Строка: «Так и жизнь кипит, вникая в каждое слово»
Эта строка описывает жизнь как глубокое исследование, и показывает, как важно обращать внимание на каждое слово и действие других людей. Жизнь не является пассивным процессом, который можно просто принять или игнорировать. Она требует участия, внимательного слушания и наблюдения
В этом контексте «жизнь» является метафорой для всех сложных и комплексных вещей, которые каждый день происходят в нашей жизни
Она требует участия, внимательного слушания и наблюдения. В этом контексте «жизнь» является метафорой для всех сложных и комплексных вещей, которые каждый день происходят в нашей жизни.
Итог: общее значение стихотворения
В стихотворении «Пастернак когда разгуляется» Пастернак выражает идею о том, что жизнь — это непрерывный процесс борьбы, но в этой борьбе есть что-то глубокое и фундаментальное, что переплетается со всеми событиями нашей жизни. Чтобы оценить, что мы имеем, и достичь истинной радости, мы должны быть готовыми к тому, что жизнь может напоминать нам о сложностях. Конечно, жизнь не может быть полностью освоена и понята, но она должна быть изучена во всех ее проявлениях, давая нам возможность лучше оценить ее ценность и приносить дополнительные значения в нашу жизнь.
Анализ стихотворения «Когда разгуляется» Пастернака
В зрелой лирике Бориса Леонидовича Пастернака особое место занимает цикл «Когда разгуляется», куда вошли произведения, созданные в период 1956 — 1958 годов.
Стихотворение написано в 1956 году. Его автору исполнилось 66 лет, он много занимается переводами, уже пережил первый инфаркт, и завершил работу над рукописью романа «Доктор Живаго». Он медлил с изданием романа в Италии, надеясь, что его все-таки напечатают в СССР. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – ямб с перекрестной рифмовкой, 7 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Выражение «разгуляется» имеет несколько смыслов, в том числе – распогодится, прояснится. Уже с первого четверостишия пейзаж описывается сочными, точными мазками: озеро как блюдо, скопленье облаков, белая груда ледников. Скорее всего, он вспоминает горную Грузию, где не раз бывал. «По мере смены освещенья»: одно из вполне прозаических выражений, так хорошо приживавшихся в поэзии Б. Пастернака.
Сплошной праздник пышных сравнений: небо в прорывах, торжества полна трава, зелень, как живопись. Единственное восклицание – в 3 строфе. «В церковной росписи оконниц»: витражи более привычны для католических соборов, однако, скажем, они были и в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. «Венцах бессонниц»: они проводили ночи без сна, в молитвах. Схимники: высшая степень монашества. Цари: надо понимать, каким вызовом звучало это слово в те годы. Впрочем, как и все образы небесного торжества, в котором участвует лирический герой. «Простор земли» не здание собора, а именно его «внутренность». «Слышать иногда дано»: и ангельское пение, и хвалы всего живого Богу. «Службу долгую отстою»: сравнение с церковной службой, которая, кстати, также может быть многочасовой. «В слезах от счастья»: от причастности к этому миру, от возможности видеть его и страдать вместе с ним. Природа без слов говорит с героем. Лексика возвышенная и нейтральная. Эпитеты: мерцающих, сокровенной, празднично. Метафора: разлито солнце, лес горит, тенью копоти покрыт, в вечность смотрят изнутри. Олицетворение: проглянет синева. Инверсия: стихает ветер, просвечивает зелень. Сравнения: как будто внутренность, как живопись, как блюдо.
Стихотворение «Когда разгуляется» включено в одноименный сборник стихов Б. Пастернака. В полном объеме он был издан уже после смерти поэта.
История создания
Этот сборник стихотворений Гослитиздат предлагал Пастернаку издать ещё весной 1955 года, но в это время Борис Леонидович был занят окончанием романа, и по его собственным словам оттягивал реализацию этого предложения. Но кроме этого была и другая причина — в то время он особенно резко высказывался по поводу своего отношения «нелюбви» к стихам, и своим, и чужим.
Письмо Бориса Пастернака поэту Марку Ватагину 5 декабря 1955 года:
Письмо Пастернак 1 июля 1958 года Вячеславу Иванову:
Подготовка стихотворений к публикации началась в феврале 1956 года. Редактор Гослитиздата Николай Банников участвовал в подборе стихов для книги, активное участие в работе принимала подруга Пастернака Ольга Ивинская. По указаниям Пастернака они находили затерянные в старых журналах стихи. Кое-что из отобранного включалось в сборник. В качестве вступления был написан автобиографический очерк, позднее получивший название «Люди и положения».
Письмо Пастернака 4 августа 1956 года Марине Баранович:
Новые стихи Пастернак писал по распоряжению издательства, которое заботилось о «прикрытии» евангельской поэзии из «Доктора Живаго», эти стихи должны были быть более оптимистическими и «актуальными». К концу 1956 года было написано 21 стихотворение.
Вступительное слово к книге содержало благодарность составителю Банникову. Во вступлении также было выражено отношение автора к своему предыдущему творчеству.
Импрессионизм в лирике
Пастернак в 1913 году написал статью «Черный бокал». Исследователи считают, что зерном этой статья послужила несохранившаяся работа «Импрессионизм в лирике». В.Н.Альфонсов, размышляя о ней, писал: «Искусство импрессионизма — искусство бережного обхождения с пространством и временем». Пастернак постоянно стремился воплотить в своем искусстве «ускользающее содержание, живую атмосферу бытия».
Импрессионизм первоначально называли «хроматизм» (от греч. — цвет). Определяющей чертой импрессионизма принято считать непосредственную фиксацию художником «своих субъективных наблюдений и впечатлений от действительности, изменчивых ощущений и переживаний».
Пастернак стремился к тому, чтобы его поэтическое слово соединяло в себе не только обозначение предмета, но и вызванные им ощущения. Поэтому Пастернак в описании природы делал упор на эмоциональное восприятие читателя. Поэту свойственна необыкновенная свобода поэтического мышления. В его сюжете макрокосмос соединяется с микрокосмосом человека в сфере мифопоэтического сознания, что можно отчетливо проследить в стихотворении «Когда разгуляется».
Краткий анализ
История создания – произведение написано Пастернаком в 1956 году, всего за четыре года до его смерти. Издано оно уже после его кончины в посмертном сборнике “Когда разгуляется” (1961 год).
Тема стихотворения – формула творчества, возможность достичь совершенства в выбранном занятии и отсутствие пределов для этого совершенства.
Композиция – трёхчастная. Первые три строфы посвящены душевным переживаниями поэта. Следующие три рассказывают о том, какую роль в его творчестве сыграла страсть, и последние четыре – это метафора о возделывании сада и вывод.
Жанр – лирическое стихотворение (вид лирики – философская).
Стихотворный размер – ямб с перекрестной рифмовкой.
Эпитеты – “сердечная смута”, “протекшие дни”, “живое чудо”.
Метафоры – “сущность дней”, “схватывая нить судеб”, “разбивать стихи всей дрожью жилок”, “дыханье роз”, “достигнутого торжества игра и мука – натянутая тетива тугого лука”.
Плоскостное разделение
В художественном мире произведения возникают как горизонтальная, так и вертикальная плоскости. В горизонтальной плоскости Космоса пространство движется через «подпространство» — землю, к ее центру — собору.
В вертикальном разрезе Вселенной отмечается абсолютны верх — небо. Таким образом, конец пути достигается через центр (собор), где находятся «высшие сакральные ценности», но герою-путнику «отголосок хора» (гармонии) слышать только иногда
дано.
Последняя строфа является как бы развязкой всего стихотворения: «Природа, мир, тайник вселенной, / Я службу долгую твою, / Объятый дрожью сокровенной, / В слезах от счастья отстою».
Анализ стихотворения «Пастернак когда разгуляется»: основные темы и интерпретация
В стихотворении Бориса Пастернака «Когда разгуляется» автор рассказывает о своих чувствах, вызванных природой. Автор использует метафоры и эпитеты, чтобы описать свои впечатления от грядущей весны.
Одной из главных тем стихотворения является природа. Пастернак описывает приход весны, когда «трава тундры разлистывается». Автор раскрывает свои чувства при виде «умирающих земель листвою купленных лесов» и «на спинах камней растет зелень». Все это создает образ обновления и возможности начать все сначала.
Другой важной темой стихотворения является традиционный русский пейзаж. Автор описывает «белые громады гор», «бесплодия полощущие горы» и «расчерченные камнепады»
Все это создает образ дикой, неприрученной природы, которая готова отправиться вместе с автором в новое путешествие.
Интерпретация этого стихотворения заключается в том, что автор описывает важность нашей связи с природой. Он показывает, что при работе с природными элементами мы можем преобразить все вокруг нас и начать жизненный цикл сначала
История создания
Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» было написано в 1956 г. Оно было включено Пастернаком в книгу «Когда разгуляется», изданную посмертно в «Избранном» (1961).
Это было нелёгкое время в творчестве Пастернака. Сразу после войны началась постепенная, всё более усиливающаяся травля поэта. Пастернак был признан автором, далёким от советской идеологии, безыдейным и аполитичным. Проводившаяся в 1948 г. кампания по борьбе с космополитизмом коснулась и Пастернака. Уже напечатанный сборник «Избранного» 1948 г. был уничтожен, не вышли в свет также избранные переводы. Только после смерти Сталина в журнале «Знамя» напечатали подборку стихотворений Пастернака из неизданного романа «Доктор Живаго».
Хрущёвская оттепель, начавшаяся в 1956 г. надеждой на публикацию «Доктора Живаго», в том же году была для Пастернака сведена на нет, публикация в журналах запрещена, а взгляд автора на социалистическую революцию и её последствия считался неприемлемым. В это время только стихи становятся для поэта примером «свободного выражения настоящих своих мыслей». Именно об этом стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути».
Композиция и организация
Композиционно стихотворение можно разделить на три части: начало пути (вертикальная плоскость) -> воскресение через смерть, осознание себя с землей, частью природы (горизонтальная плоскость) -> возвращение к своему божественному «я» через центр к начальной точке.
В графическом изображении получается треугольник, который символизирует триединую природу вселенной: Небо, Земля, Человек. Он «соединен с охватывающей и заключающей силой Троицы». Стихотворение «Когда разгуляется» передает идею единства (единосущности), порождающую представления о потерянном рае и извечном поиске гармонии. По жанру его можно отнести к философскому размышлению.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом с пиррихиями, с перекрестной рифмой и четким чередованием мужских и женских окончаний.
Перекрестная рифма и чередование мужских и женских окончаний – формальные носители идеи гармонии – органично дополняют собой доминантную идею данного текста.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…» относится к философской лирике поэта. Автор рассуждает о вечном, о предназначении поэта, писателя, любого творческого человека.
Ранние произведения поэта находятся на границе двух направлений – символизма и футуризма. Борис Леонидович в начале своего творческого пути примкнул к течению футуристов, создав с несколькими поэтами-единомышленниками группу «Лирика», из которой вышел в 1914 году, объяснив это тем, что «Лирика» слишком сплетена с таким течением как символизм. Пастернак с поэтами, которые вышли вместе с ним из «первой» группы, создали новую группировку «Центрифуга». Но в душе Пастернак остался «чистым» лириком, его всё также привлекает творчество Андрея Белого, который был символистом.
Обобщая факты из жизни Бориса Леонидовича, обращая внимание на его ориентации в различные периоды его творческого пути, направление, к которому примыкал Пастернак, можно назвать симбиотическим, своеобразным. Хоть второй период творчества Пастернака (зрелый) и носит более яркие футуристические черты, но ему присущи некоторые черты символизма, тогда как раннему и позднему периодам присущи наиболее яркие символистские черты, которые не перекрывают футуристическую направленность, а становятся наравне с ней
Размер стихотворения «Быть знаменитым…» – четырехстопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.
Когда в исходе дней дождливых
Третья строфа интересна еще и интонационной окрашенностью. Тон повышается к концу четвертой строки, тем самым семантика и интонация строк говорят о смене темных «дней дождливы» светлыми мгновениями: «Когда в исходе дней дождливых / Меж туч поглянет синева, / Как небо празднично в прорывах, / Как торжества полна трава!»
Смена настроения в природе воспринимается не только визуально, но и акустически — путем использования консонантов пр, трж, тр
и гласных о, а («праз
днично, «про
рыва
х», «торже
ства
», «тра
ва
»).
В следующей строфе возникает образ солнца, который является видимым образом Божественной Благодати, просветления. «Зелень листьев» сравнивается с цветным стеклом. Герой-путник пытается рассмотреть божественный промысле, найти свое божественное
«я». Природа отзывается на это желание, показывая себя в живописном цвете: «Просвечивает зелень листьев, / Как живопись в цветном стекле».
Темы и настроение
Основная тема – это поиск формулы создания произведения искусства. Поэт осознает, что достигнуть совершенства возможно только постигнув тайну природы и всего живого. Это стихотворение — своеобразный вывод из всего творчества Пастернака. Осмысливая тему создания поэтического идеала, автор затрагивает и другой вопрос – невозможность выразить детали жизни словом, поэтому настроение произведения пропитано сожалением. Данную мысль подтверждает возглас: “О, если бы я только мог…”.
Также автор раскрывает тему поэта и поэзии, и в его парадигме мышления поэт – заложник поэзии, ведь в словах он не всегда может докопаться до сути, остается горькое и невыразимое нечто, что не может вырваться из души в смирительной рубашке слова.
Тема 1: Рассмотрение образов в стихотворении
В стихотворении «Пастернак когда разгуляется» можно выделить несколько образов, которые являются ключевыми для понимания смысла произведения. Это образы природы, любви, воспоминаний.
Первый образ – это природа. Она присутствует повсюду в стихотворении и является символом жизни и величия. Все, что связано с природой, описывается через ее элементы – земля, вода, небо. Например, «холодит мягко ветер заслоненный открытой террасой», «кроешили зерна замерзшей пашней», «вдали от снарядов сурьмит река».
Второй образ – это любовь. Ее можно увидеть в строках «Но летней любовью кругом веет. Вроде всего на свете, кроме нее, забыл…», «Глядя в ладонь твоей, как будто, на краю памяти, раскаленный осколок метеорита». Любовь – это то, что дает смысл жизни и представляет собой ценность выше всего.
Третий образ – это воспоминания. Они присутствуют в тексте как живые образы из прошлого, которые всплывают в памяти человека. Они воплощены в строках «Как будто заснежен был день, который прозвенел где-то вдалеке» или «Во мгле лет чужих и нечужих». Они позволяют вернуться к прошлым воспоминаниям и ощутить их снова.
- Образ природы символизирует жизнь и величие.
- Образ любви – это ценность, которая дает смысл жизни.
- Образ воспоминания – это живые образы из прошлого, которые всплывают в памяти человека.
«Когда разгуляется»: анализ цикла стихотворений Пастернака
Лирический цикл «Когда разгуляется» (1956—1959), завершающий поэтический путь Б. Пастернака, состоит из 44 стихотворений. Написание книги было связано с драматическими событиями в жизни Б. Пастернака: неудачной попыткой публикации романа «Доктор Живаго» в СССР и изданием его за границей, присуждением Нобелевской премии и возникшей в связи с этим травлей поэта.
Лирический цикл «Когда разгуляется» воспринимается как повествование поэта о философии бытия. Основу его составляют размышления о времени, правде, жизни и смерти, природе искусства и тайне его рождения, о чуде человеческого существования, о любви. Поэт счастлив, ибо ему кажется, что он понял и постиг основы мироздания.
Зазимки и снегопады, вьюга, мороз, стужа, лес и земля, небосвод и воздух, весенние ручьи и зимние сугробы, день и ночь, времена года, будущее, вечность и время стали полноправными персонажами в лирическом цикле Б. Пастернака («Весна в лесу», «Стога», «Липовая аллея», «Осенний лес», «Заморозки», «Трава и камни», «Ночь» и многие другие). Таинство человеческой жизни можно познать, считает автор, лишь соприкоснувшись со всем сущим, проследив множество аналогий и связей в жизни людей и бытии мира.
Открывается лирический цикл стихотворением «Во всем мне хочется дойти…» (1956) и эпиграфом из произведения Марселя Пруста: «Книга — это большое кладбище, где на многих плитах уж не прочесть стершиеся имена», подтверждающим философскую направленность цикла. Лирический герой стремится познать бытие и через разумение вселенского мироустройства прийти к постижению природы самого человека.
Б. Пастернак оценивает свою жизнь как постоянный поиск сущности бытия и ответов на поставленные вопросы. Поэт стремится найти единственно правильную нить, которая, подобно нити Ариадны и нити в русских сказах и былинах, вывела бы его к заветной цели разумения устройства Вселенной.
Символичны последние строки стихотворения, в которых образ тетивы лука означает эволюцию лирики: от лука с тетивой по древнегреческой легенде произошел музыкальный инструмент лира, благодаря которой она и появилась. Образ-символ натянутой тетивы в стихотворении заключает в себе стремление художника к активной деятельности, готовность к постоянному, мучительному труду по возрождению чувства прекрасного в людских сердцах.
Второе стихотворение цикла «Быть знаменитым некрасиво…» (1956) было написано раньше остальных и имеет выразительную библейскую основу — это притча о предназначении человека, о вечных и временных ценностях. Цель творчества — дарить себя людям, отдавать им без остатка все свои эмоции и чувства, самоотверженно служить человеку и вечности, подобно Христу, без лишней шумихи и пустозвонства:
Цель творчества — самоотдача, А не шумиха, не успех.
Стихотворение «Снег идет» (1957) композиционно состоит из двух частей: пейзажной зарисовки падающего снега и философского размышления о смысле жизни, ее быстротечности.
Поэт в цикле стихотворений целенаправленно подводит читателя к мысли о необходимости «христианизации» нового государства, замене революционного преобразования жизни идеей постепенного мирного ее обновления на основе евангельской морали. В стихотворениях Б. Пастернака на эту тему проходит сквозная идея о духовном возвышении человека через страдание. Поэт считает, что талантливая творческая личность не подчеркивает свою исключительность, а отказывается от привилегий, чтобы сознательно разделить участь большинства. Этой идеей поэт полностью отвергает символистскую концепцию о сверхчеловеке.
Простота стиля, отсутствие сложных синтаксических конструкций и многочисленных метафор — такой принцип письма свойственен большинству стихотворений из книги «Когда разгуляется».
Образы и символы
- Пастернак обращается к теме классической музыки, которая не только бессмертна, но и способна охватить своей энергией множество жизненных деталей и красот. Шопен становится олицетворением идеала, впитывающего силу бытия и выражающего ее посредством звуков.
- Образ натянутой тетивы – это музыкальная стройность произведения искусства, отражающего величие жизни.
- Поэтический мир преобразуется в сад, наполненный цветением, запахами растений и звуками грозы – это то, что роднит данное стихотворение с символизмом, стремящимся создавать образы, затрагивающие все органы чувств.
Большое озеро как блюдо
В первом стихе «Большое озеро как блюдо» Пастернак вводит читателя в состояние созерцательности. Сразу представляется огромная гладь водоема, вокруг все тихо и неподвижно. Озеро сравнивается с блюдом — такое же плоское и с четкими формами круга.
Символика круга связана со специфическими представлениями о пространстве и времени и предполагает отсутствие начала и конца, целостность, непрерывность движения, бесконечность и вечность. Свое внутреннее ощущение умиротворенности, необъятности Пастернак выразил и с помощью звука о
(«бо
льшо
е о
зеро
», «блюдо
»).
Далее внимание читателя резко переключается на «скопленье облаков». «За ним — скопленье облаков
, / Нагроможденных белой
грудой / Суровых горных ледников
»
Знак тире передает во второй строке резкость, стремительность изменения угла зрения на внешнее пространство.
Ощущение покоя закрепляется в сознании образом белого цвета. С одной стороны, он символизирует чистоту, покой, жизнь, свет, а с другой — полный покой, смерть, холод. Белый цвет придает чистоту всему настроению тишины.