8 сочинений по поэме некрасова «кому на руси жить хорошо» для 10 класса

Сочинение по произведению «кому на руси жить хорошо» николая алексеевича некрасова

Вариант 2

Эта поэма – сама полностью этот вопрос. Мужики-спорщики решают пойти по Руси – ответ искать. Конечно, не обходится без волшебства: тут скатерть волшебная не только им готовит, но ещё и стирает.

Мне было очень интересно следовать за этими искателями счастья. Они думали, что счастлив богатый. Не собирались они спрашивать о счастье у крестьян и солдат. Трудно простому народу живётся, сил остаётся только выпить, чтоб немного заглушить боль. Может быть, зря так решили мужики, ведь счастье – это только чувство. Богатый может быть очень несчастливым (из-за денег бояться, что его ограбят, например), а бомж может быть счастливцем. Но это я так думаю, а они спорили, кто счастлив на Руси: помещик, поп…

С каждым они поговорили. Например, поп рассказал им, как ему на самом деле тяжело. Действительно, не позавидуешь – ездить нужно постоянно к умирающим или совсем на похороны, чтобы обряды проводить. Деньги за это платят, но часто такие маленькие и так их от сердца бедняки отрывают, что он и взять их не может. А молитвы если всю ночь читать над трупом? Нет, не очень счастлив поп.

Спросили у помещика. Вот только не осталось их на Руси – отменили же крепостное право. И в поэме показывают, что стало меньше порядка. Все потеряли привычный образ жизни. А есть забавная сцена со «счастливцем». Это барин, которому не говорят, что больше нет крепостных у него, старость его жалеют. И он счастлив практически, вот только живёт в обмане – комедию для него все играют.

И ещё спрашивали у женщины, но Матрена так несчастна оказалась! И муж бил, хоть один раз, и работы у неё с утра до ночи, и дети умирали страшно… Женщина страдает не только за себя, но и за всех своих детей, мужа и родных.

И нашли они счастье в том, кто думает не о себе. Гриша Добросклонов, хотя судьба ему приготовлена страшная (страдания, тюрьма), счастлив, что думает о Родине, о народе.

Думаю, что все другие персонажи тоже могли бы быть счастливыми, если б верили в своё счастье. Поп мог бы радоваться тому, что помогает людям, тогда не так тяжело было б ему ехать по плохим дорогам в дождь к больным. Матрёна могла б радоваться, что остальные дети её живы, что сама жива. А так всем тяжело, конечно

Важно отношение

Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Ответить на этот вопрос можно, привлекая пьесу М. Горького «На дне». Все жители подземной ночлежки уверены, что стали жертвами несправедливой судьбы. Однако мы можем увидеть, что настоящая причина несчастья кроется в них же самих. Артист злоупотребляет алкоголем. Сатин привык жить за счёт шулерства. Настя мечтает о большой любви, но живет по жeлтому билету. Некоторых из жителей на время воскрешает странник Лука, вселяя в них веру в лучшее будущее, но позже, после его ухода, все снова падают в «яму». Для некоторых второе падение становится хуже первого. Так в чем же причина их несчастья? Она заключается в том, что эти люди недостаточно усилий прилагают к тому, чтобы вырваться с социального дна. Некоторые этого просто не хотят. Они не стремятся к труду и развитию, живут так, как привыкли. Невозможно сделать так, чтобы на Руси всем жилось хорошо. Нужно начать с себя и с тех, кто находится рядом. Как считал Ф. М. Достоевский, «счастье нужно выстрадать». И это страдание заключается в том, чтобы ежедневно бороться за своё счастье: учиться, развиваться, работать, исправлять свои пороки, стремясь к лучшей жизни.

Вариант 3

В начале произведения Николая Некрасова говориться о покое, богатстве и чести, как о трех составляющих счастья. Это начальное и поверхностное понимание этого чувства. Для бедных крестьян счастье должно иметь материальную форму и уважение со стороны окружающих. По первоначальной идее поэмы, путешественники должны были дойти до Царя, но и без этой сцены мы видим, что их первоначальный план поиска счастья – провалился.

Истории помещика и попа перекликаются. В них так много грусти по сытым временам. Сейчас же они лишены привычного устоя и крепостных. Взамен они получат обязанность трудиться. Зыбкое счастье обернулось жутким разочарованием.

Для мужиков, слушавших эти рассказы стало очевидным, что счастье кроется в чем-то другом. На своем пути странники посещают место скопления всех жителей — ярмарку и ищут счастье среди тех людей. Теперь их цель — найти, среди простых людей, конкретного человека, испытывающего счастье. Рассказы людей о счастье не впечатлили путников. Мечты этих людей, казались слишком приземленными, они все зависели от материального. Это доказывает рассказ Ермила, который жил в согласии с совестью и был уважаем людьми. Его жизнью – была служба народу, которая не принесла ему счастья ведь, вступившись за народ, он попадает в тюрьму.

Мне нравится1.4 k.Не нравится597

Как Вы относитесь к жизненной позиции «где родился — там и пригодился»?

Воплощение народной пословицы находит в литературных произведениях множество подтверждений. Так, например, в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» мы можем увидеть жизненный путь Евгения Базарова. Он хоть и критиковал медицину того времени, все равно продолжал учиться на врача. Поначалу нам известен самый минимум о его профессиональной деятельности. Разве что тот факт, что он ставил опыты на лягушках, и те отзывы, которые о нём оставляли другие герои (например, мнение Фенечки о Евгении следующее: «В ее глазах он и доктор был отличный… «). Занимаясь учебой и увлекаясь идеями нигилизма, молодой доктор совсем забыл про свой родной уголок — он крайне редко посещал имение, где жили его родители. А ведь именно там, он как раз и нашел своё призвание. После своего душевного потрясения, когда жизненные обстоятельства разрушили мир хладнокровного и самоуверенного Евгения, он принял решение вернуться в родное поместье к отцу и матери. Именно здесь Базаров реализовал себя как доктор. Желая принести максимальную пользу людям, он полностью посвятил себя работе: лечил крестьян от всевозможных болезней. Выходит, что Евгений «где родился, там и пригодился».

Стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Как аргумент для данной темы возможно привести произведение В. М. Шукшина «Срезал». В этом небольшом рассказе представлены два героя-антагониста — кандидат филологических наук Константин Журавлёв и работник пилорамы Глеб Капустин. Первый перебрался в город ради достижения своих целей: он получил достойное образование, всерьез занялся изучением науки, обзавелся женой и детьми. Скучая по деревне, где Константин провёл все своё детство, он с радостью приехал проведать мать и насладиться пейзажами малой родины. Глеб Капустин же наоборот, остался в деревне и пошел работать на пилораму. Все его образование ограничилось чтением вырезок из газет. Результат подобное занятие не принесло, он толком не имел никаких знаний, а только любил самоутверждаться за счёт людей, которые чего-то добились в своей жизни. Перед нами две разные перспективы. Очевидно, что покинуть малую родину для достижения успеха порой оказывается лучшим решением. Развитие талантов, приобретение знаний — все это не только обеспечит высокий уровень жизни человека и его семьи, но принесет большую пользу стране. При этом малая родина навсегда останется в сердце, ничто не помешает когда-нибудь вернуться назад и вспомнить счастливые мгновения детства.

Урок “Сочинение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Классное сочинение по поэме Н.А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” в 10 классе

Предварительный просмотр:

Тема Сочинение по поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Образовательная: проверить степень понимания поэмы.

Развивающая: продолжение обучения навыкам написания классного сочинения.

Воспитательная: воспитывать патриотические чувства.

I.Выбор и бсуждение темы

  1. « Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
  2. Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
  3. О двух великих грешниках. (Анализ легенды из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»).
  4. Как понимают счастье герои и автор «Кому на Руси жить хорошо»?
  1. Изображение народа в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

II.Составление плана сочинения

Развернутый план сочинения на тему «Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»:

  1. Н.А. Некрсов – певец народа.
  2. «Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

а) Нищая, темная, забитая Россия (описание жизни народа в песнях, названиях деревень, губерний, в пейзаже).

б) Народное понятие счастья:

– счастье в понимании Матрены Тимофеевны и крестьян;

– Яким Нагой. Стихийность в понимании причин зла и виновности в нем «дольщиков народного добра»;

– сознательное служение Ермила Гирина интересам крестьян;

– Савелий – богатырь Святорусский, как новая ступень пробуждающегося сознания, как отражение мощи крестьянской рати, поднимающейся на борьбу.

в) Две возможные дороги к счастью:

– дорога, по которой, «громадная, к соблазну жадная идет толпа»; сатирическое отношение Некрасова к таким людям;

– другая – тесная, дорога «честная» – это путь славного заступника, борца за народное счастье.

3) «Рать подымается – неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая» или «Кто жизнь свою всецело отдает на борьбу за брата – человека, только тот себя переживет».

Произведения Некрасова – это произведения о народе, его судьбе и борьбе. Поэт показывает, что положение народа после отмены крепостного права не изменилось, но изменились сами люди; растет в них чувство протеста.

До некрасова многие писатели изображали народ. Это было важным для того времени, так как они показывали, что под серым мужицким армяком бьется горячее человеческое сердце. Но они лишь показывали тяжелое положение народа, его счастье «дырявое с заплатою. Горбатое с мозолями». Некрасов же сумел подметить в народе его скрытую силу во весь голос сказать: «рать подымается неисчислимая».

  1. Прийма Ф.Я. К характеристике фольклоризма Н.А. Некрасова // Русская литература. Л.,
  2. 1981. № 2. С. 89 – 90.
  3. Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никоднма Свягогорца. М., 1998. С. 24-25.
  4. Дунаев М.М. Указ. соч. Ч. Ш. С. 184-185.
  5. Базанов В.Г. От фольклора к народной книге. Изд. 2-е. Л, 1983. С. 257.
  6. Викторович В. Некрасов, прочитанный Достоевским// Карабиха. Вып.2. Ярославль.
  7. Гин М.М. Спор о великом грешнике// Русский фольклор. Материалы и исследования.
  8. Т. 7. М.-Л., 1962. С. 87.
  9. Нольман М.Л. Легенда и жизнь в некрасовском сказе “О двух великих
  10. грешниках”//Русская литература, 1971. № 2. С. 138.
  11. Карело-Мурманский край, 1928. № 2. С. 30-32.
  12. Пруцков Н.И. Русская литература Х1Х века и революционная Россия. М., 1979. С. 79.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письменный зачёт напоминает контрольную работу по вопросам. Вопросы заранее учащимся неизвестны, и каждый отвечает на 2-3 вопроса. Такой своеобразный билет может состоять из теоретической и практическ.

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся.

Цель данной работы – дать материал учителям вечерней школы для организации индивидуальной и групповой работы обучающихся с текстом художественных произведений. В условиях современной жизн.

Тема урока актуальна для нашего времени. Основная задача – показать, что поэма “Кому на Руси жить хорошо” – оригинальное, высокохудожественное произведение, образец единства формы и содержания, что он.

В презентации представлен материал о значении слова “счастье”.

Урок-лекция “История создания поэмы-эпопеи Н.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.

Цели: Образовательные: Подготовка учащихся к чтению и восприятию народной эпопеи « Кому на Руси жить хорошо»; создать необходимый э.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Разумеется, каждому выпускнику хочется знать, какие темы будут на итоговом сочинении 2021-2022? Вот наиболее вероятные формулировки:

  • Как Вы понимаете выражение «без вины виноватый»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Цицерона «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность»?
  • Может ли преступление иметь законное основание?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Какое преступление никак нельзя оправдать?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Как убедить преступника раскаяться в содеянном?
  • Месть — это преступление или восстановление справедливости?
  • Может ли преступление быть справедливым?
  • Как Вы понимаете утверждение Сенеки «Одни преступления открывают путь другим»?
  • Верно ли, что тот, кто проходит мимо преступления, поощряет его?
  • Согласны ли Вы с утверждением Конфуция: «Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие»?
  • Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?
  • Как Вы понимаете утверждение Вальтера Скотта «Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления»?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Почему люди становятся преступниками?
  • Что мешает человеку преступить закон?
  • Какое наказание для преступника является самым страшным?
  • Какие обстоятельства могут смягчить вину преступника?
  • Можно ли оправдать убийство человека?
  • Жестокость по отношению к животным — это преступление?
  • Может ли преступник исправиться?
  • Как бороться с преступностью в обществе?
  • Какие преступления нельзя прощать?
  • Может ли справедливость быть жестокой?
  • Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?
  • Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Чувство вины — это хорошо или плохо?
  • Что толкает людей на преступления?

Вариант 6

Поэма твердо заняла позицию центрального места в творчестве русского писателя Н.А. Некрасова. Более тридцати лет усердного труда были вложены в ее написание. Некрасов постарался уложить в произведение множество волновавших его проблем

Но особое внимание хочется уделить художественному мышлению автора, позволившему затронуть самые глубокие струнки души читателей

Поэма призвана направить внимание читателя на такие абстрактные, но важные понятия, как «счастье», «честь», «свобода» и «покой». Чтобы не отвлекать внимание от этих тем, сюжетная линия представляет собой сборник самостоятельных глав, объединенных лишь одним образом-символов дороги

При этом каждая глава является маленьким самостоятельным и законченным мини-произведением. Таким образом, внимание читателя хоть и следить за развитием сюжетной линии, но не погружается в нее целиком, так как разорванность сюжета не позволяет этого сделать. В то же время общая тематика поэмы сохраняется от корки и до корки.

Таким образом, писатель смог создать новый особый жанр поэмы социально-философской направленности. Свободный язык и уникальный стиль выполнили свою функцию. Даже сегодня, спустя многие десятилетия, мы легко перенимаем образ мыслей Некрасова, проникаемся глубинным смыслом произведения и осознаем причины многих явлений внутри современного общества.

Мне нравится2.7 k.Не нравится1.5 k.

Характеристика Гриши Добросклонова

Некрасов отображает в своих произведениях трудности простого народа. В поэме просматриваются некоторые замечательные образы, на их примере автор отмечает земляков, которые способны оберегать своих земляков и позволить им прикоснуться к своим мечтам.

Образ Гриши Добросклонова считают заступником народа, желающему предоставить народу счастье.

Автор рассказывает о внешности героя, описывая его телосложение и цвет волос. Григорий появился на свет в семье дьяка, который жил бедно, потому что постоянно выпивал. В результате юноша испытал тяжёлую судьбу русского, физический труд и постоянное пьянство отца.

Рано потеряв маму, которая умерла от тяжёлого труда, Гриша убеждается, что жизнь следует посвящать служению народа, несмотря на бедность. В поэме наблюдаем песню, в которой рассказывают о судьбе этой трудолюбивой женщины. Песня вызывает отклик в различных слоях населения, так как она подтверждает человеческое горе. Слова рассказывают о ребёнке, который просит хлеба с солью. Соль не могут купить бедные люди, поэтому мама поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня заставляет мужчину вспоминать свою маму и скорбеть о ней.

Отмечают конкретные черты образа Добросклонова, поэт отмечает перемены в государстве через песню, каждое из них отмечается болью в сердце, душевным страданием, людскими слёзами и мольбами, но обладают верой в прекрасную жизнь.

Автор воспроизводит в Грише Добросклонове прототип людей, изменяющих государственный строй, которые заставляют крестьян отстаивать свободу и независимость. Герой произведения хочет получить хорошее образование, а сейчас помогает людям понять все правила и законы, пытаясь дать им минимальное образование, разъясняя возможность получения выгоды от различных просьб.

Григорий осознаёт сложившуюся обстановку в стране, где процветает несправедливость и крепостное право. Добросклонов видит плохое отношение государственных чиновников к людям, отмечая в песнях слова, которые выявляют его душевные переживания за родную землю.

Автор переживает за судьбу народного заступника, его судьба будет состоять из разных неприятностей. После всех серьёзных испытаний его ожидает народная слава, серьёзные болезни и ссылка на сибирские рудники. Великое соединение с людьми при отсутствии своего счастья – радость правды великой, ради которой живёт главный герой.

Искренне рекомендую использовать эту информацию для характеристики Гриши Добросклонова.

`

Вариант 3

Николай Алексеевич Некрасов нескрываем того, с каким сочувствием он относится к тем представителям простого народа, которые не согласны мириться со своим бесправием и голодом.

Мир эксплуататоров породил множество жестоких и безпринципных людей. В то же в время в среде крестьян жили те, кто сумел сохранить настоящую человечность и проявлять самопожертвование. Особенно можно выделить таких персонажей, как Яким Нагой, Матрена Тимофеева, Ермил Грин, богатырь Савелий, староста Влас, Агап Петров, семь искателей правды и пр.

Каждый из героев имеет свою цель в жизни, у каждого своя причина отправиться на поиски правды. Но все они вместе демонстрируют общее пробуждение крестьянской Руси, признаки зарождающиеся новой жизни, нового мышления. Самоотверженный настрой хорошо передают слова правдоискателей:

Кажется, в этих словах автор выразил свою собственную мечту, свое видение того, каким должно быть мировоззрение каждого человека: забота о благополучии ближнего.

Мне нравится4.7 k.Не нравится2.7 k.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое таинственное и непонятное направление года — это «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня». Посмотрим, какие темы итогового сочинения 2021-2022 нас ждут (скорее всего):

  • С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему?
  • Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
  • Как искусство влияет на личность?
  • Способно ли искусство врачевать душевные раны?
  • Магия классической музыки — в чем она заключается?
  • Какой вид искусства Вам ближе и почему?
  • Что лучше: книга или фильм?
  • В чем разница между чтением пьесы и просмотром спектакля?
  • Как музыка влияет на людей?
  • Может ли кино заменить литературу?
  • Может ли кино заменить театр?
  • В чем разница между спектаклем и фильмом?
  • Может ли творчество помочь человеку найти себя?
  • Чему учит читателя классическая литература?
  • Согласны ли Вы с утверждением Мильтона «Хорошая книга – драгоценный источник жизненной силы духа»?
  • Как Вы понимаете утверждение Стивена Кинга «Книги – это уникальная портативная магия»?
  • Правда ли, что тот, кто много читает, проживает сотни жизней вместо одной?
  • Может ли книга помочь разобраться в себе?
  • Может ли чтение быть опасным?
  • Согласны ли Вы с утверждением М. Горького «Только величайшее искусство — музыка — способно коснуться глубин души»?
  • Какие качества помогает воспитать в себе литература?
  • Почему люди в 21 веке не перестают ходить в театр?
  • Согласны ли Вы с утверждение Сухомлинского «Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие»?
  • Верно ли, что музыка — это язык чувств?
  • Почему люди в 21 веке не перестают читать?
  • Могут ли новые технологии заменить искусство?
  • Что имел в виду Шекспир, когда сказал фразу «Музыка глушит печаль»?
  • Согласны ли Вы с утверждением Бетховена о том, что «Музыка должна высекать огонь из людских сердец»?
  • Зачем человек слушает музыку?
  • Зачем человек читает книги?

Верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Для подтверждения достоверности этой точки зрения можно вспомнить роман-эпопею М. А. Шолохова «Тихий Дон». «Я до чёртиков люблю Дон, весь этот старый, веками складывавшийся уклад казачьей жизни. Люблю казаков своих, казачек – всё люблю! От запаха степного полынка мне хочется плакать… И вот ещё, когда цветёт подсолнух и над Доном пахнет смоченными дождём виноградниками, — так глубоко и больно люблю… » Лирический монолог Григория Мелехова пронизан тёплой сыновней любовью к Родине. Несмотря на тяжбы Первой мировой войны, революционных событий 1917 года, Гражданской войны, казак так же сильно привязан к родимому краю. Дух донских степей живёт уже в самом герое, поэтому где бы он не оказался, ничто не заменит ему дом.

Все персонажи шолоховского романа тянутся к родному подворью — базу с колодезным журавлем. Именно там они черпают жизненную силу и воскресают духом. В представлении автора такая привязанность обоюдна: «Колодезный журавль словно кликал, вытянув вверх серую вербовую руку, » — в этих строках показано, что сама Родина нуждается в героях, словно призывает их находиться рядом.

Также тесная связь с родной стороной показана на примере другого казака из «Тихого Дона», — это Степан Астахов. Во время войны в 1916 году он оказался в плену у немцев. «Немцы вылечили, послали на работу. Мне хорошо жилось» — делится герой. И вдруг: «Домой потянуло — бросил все, поехал… » В Германии сытно, но даже такой твердый, жёсткий, далёкий от глубоких чувств и переживаний казак, не выдерживает духа Запада. Родина для него осталась в России, там, где прошло его детство, молодость, где родной чувствуется каждая травинка в степи. Родину не выбирают. Человек даже если захочет переехать, не сможет найти единство с духом новой страны.

Кто счастлив на Руси?

Гриша Добросклонов, герой поэмы Некрасова, счастлив идеей борьбы за процветание своего народа. Он не эгоист, ограничивший свою жизнь собственным «я», а, наоборот, жертвенный служитель. Такое самоотречение во благо близких делает счастливым ещё одного героя русской литературы — Данко из рассказа «Старуха Изергиль» М. Горького. Для него помощь людям важнее собственной жизни. Именно идея служения своему народу зажигает в нём пламя, которое даёт смысл жить: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня…». Если бы не эта громкая идея и это пылкое стремление, возможно, Данко ощущал бы пустоту. Он чувствовал бы, что не помог родному народу, хотя имел на это смелость

Именно нравственная мысль, которой живёт человек, способна подарить ему чувство собственной важности в этом мире, дать ему силы жить и подарить настоящее счастье.

Вариант 7

Читать поэму «Кому на Руси хорошо» одновременно легко и приятно и в то же время не каждому будет понятно. Дело в том, что автор умело смог объединить простую народную речь, понятные читателям всех времен образы со сложной философской идеей. Это значит, что если сам текст на его поверхностном уровне читатель уловить может легко, то вот вникнуть вглубь сути произведения способен только хорошо думающий и неравнодушный к людскому горю человек.

Кто-то найдет здесь для себя прекрасный пример стихотворной речи. Автор действительно максимально емко и грамотно выражает свои мысли, задевая глубокие чувства и доходчиво донося мысли. Другой сможет найти среди героев самого себя — настолько разнообразная линия персонажей и сюжетов внедрена в произведение.

Мне нравится2.6 k.Не нравится1.4 k.

Что ты чувствуешь по отношению к школе?

+1

+1

+1

+1

+1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: