Краткое содержание повести «Поединок»
Юрий Ромашов – главный герой повести, романтичный, благородный офицер русской армии. В годы учебы он мечтал о славе на поле боя, идеализировал офицеров. Считал, что эти люди честны и доблестны. Как только мужчина поступил на службу, увидел всю реальность. Офицеры жестоко избивают солдатов, играют в карты, пьют, курят. Ромашов испытывает отвращение к своим сослуживцам, вступает с ними в борьбу интересов.
Из-за влияния плохого окружения Ромашов отказывается от своих прежних доблестных мечт, порывов. Заводит роман с полковой дамой, которая вызывает у него лишь чувство неприязни.
Однако, появляется лучик света в службе Ромашова – офицер Николаев и его семья. Юрий испытывает искреннюю симпатию к его жене – Шурочке. Она мечтает о поступлении мужа в академию, об отъезде из части. Через некоторое время Николаев обращается к Юрию с просьбой не посещать их больше, так как появились сплетни о связи Шурочки и Юрия. Ромашов так и поступает.
Кульминация повести – это дуэль между Николаевым и Юрием, произошедшая из-за их ссоры. Накануне поединка к Ромашову приходит Шурочка и слезно умоляет не убивать ее мужа. Ведь быть вдовой для нее – несчастливая и нежеланная судьба. Она не сможет переехать в Петербург без мужа и блистать в высшем свете. Юрий соглашается, при этом понимая, что его ждет неминуемая гибель. Поединок имеет трагичный конец: главный герой получает смертельную рану и скоропостижно умирает.
Сочинение на тему Поединок Куприна
Повесть Куприна «Поединок», это произведение о русской армии. К теме армии обращались многие писатели. Помимо конфликта поручика Ромашова с другим офицерам (мужем женщины которую он любит) но и кривизну армейской жизни в России. Цук (дедовщина), высокомерие и пьянство офицеров и т. д.
Особого внимания заслуживает время, когда была издана повесть. Это 1905 год, первая русская революция (1905-1908), кровавое воскресенье, террористические акты на министров и даже на царя. В конце года под влиянием общественных настроений и революционной обстановки царь подписал конституцию (17 октября). Она предполагает политическую амнистию и либеральные свободы. Если бы Куприн издал свою повесть раньше, то возможно, что власти привлекли его к ответственности. Была и ещё одна причина это 9 января в Петербурге, когда армия стреляла в народ, дискредитировав себя таким образом. Это было пиком разложения армии, по мнению Куприна. Критики определили повесть как «очень смелую, на злобу дня».
Он нарисовал замкнутую, провинциальную, скучную и бесперспективную жизнь армейского гарнизона. Офицерский корпус разлагается. Офицерская прослойка спивается, тупеет и испытывает ненависть к окружающему миру. В начале повести офицеры на плацу весело обсуждают, как один офицер (будучи не трезвым) застрелил в ресторане «штатского». В армии солдат мордуют, солдаты устали от нескончаемой муштры. Ромашов офицер интеллигент пытается противится, насилию над солдатами и даже вступает в конфликт со старшим офицером. Он не вписывается в офицерскую среду, более того она ему чужда. Он хочет вырваться. Единственный шанс вырваться, это поступить в академию генерального штаба таким образом продвинуться по служебной лестнице. Все офицеры мечтают об академии. Об этом же мечтает и поручик Николаев муж Шурочки в которую влюблён Ромашов. Но, Шурочка кокотка кружит мужчинам голову для забавы и ищет перспективного офицера (что бы вырваться из грязного гарнизона).
В чем суть концовки
Юрию претит насилие, жестокость. Он борется с сослуживцами и офицерами. Ромашов поддерживает идеи равенства, гуманизма. Он убежден: солдаты – это точно такие же люди, как и офицеры.
Из-за своей добродетели, порядочности, любви к Шурочке Юрий соглашается спасти сослуживца Николаева на дуэли. Этот поступок стоил главному герою жизни.
Смысл Поединка Куприн показывает через судьбу Ромашова. Подобные Юрию обречены на несчастливый конец. Главный герой не способен одержать победу в полемике с окружающими, отстоять свои границы. Все его поступки сопровождаются отсутствием понимания со стороны окружающих.
Произведение Куприна «Поединок» дает читателю понять, что такие светлые, мечтательные люди в неблагоприятной обстановке умирают под давлением общества. К сожалению, они часто не успевают стать достаточно сильными, чтобы постоять за себя.
Первые главы
Для анализа можно читать краткое содержание по главам. Куприн «Поединок» написал для ознакомления с жестокостью, которая царит в армии. Условно можно поделить текст на четыре части. В первую входят шесть глав, им можно дать названия по смыслу:
- «Знакомство с Ромашовым»;
- «Мечты Георгия»;
- «Реальность Ромашова»;
- «Вечер у Николаевых»;
- «Разговор с Назанским»;
- «Рассуждения о жизни».
Рассказ начинается с занятий, которые проходили в шестой роте. Командиры спокойно следили за тем, как военные издеваются над молодыми солдатами. Бек-Агамалов и другие офицеры вспоминали, как раньше полковые могли убить гражданского за любое замечание. Но Ромашов возразил: он сказал, что нужно вызывать обидчика на дуэль. Но за такое поведение он получил выговор от полковника Шульговича. Ромашов получил наказание в виде нескольких суток домашнего ареста.
Во второй главе дается характеристика внутреннего мира офицера. Ему было одиноко в компании товарищей. Ромашов мечтал окончить Академию и стать разведчиком, совершить множественные подвиги. Офицер не отличался обеспеченностью, поэтому стеснялся своей бедности.
Из третьей главы читатель узнает, что Ромашов давно влюблен в Александру Петровну Николаеву. Он часто бывал в доме ее мужа, ходил туда каждый день. От тоски офицер запил и завел себе любовницу — Раису. Женщина прислала ему письмо с пошлыми любовными фразами и угрозами убить себя, если Георгий ее оставит. Ромашов разорвал его и отправился к Шурочке.
Дома у Николаевых было спокойно: супруг готовился к третьей сдаче экзаменов в Академию, а жена занималась рукоделием. Шурочка была умной и красивой — смуглое лицо, темные волосы, собранные в гладкий пучок, небольшой рост и грациозная фигура. Она пыталась продвинуть мужа по карьерной лестнице с помощью своей хитрости. А Ромашову она посоветовала меньше пить и чаще бывать у них дома.
Но денщик Николаевых упрекнул офицера в том, что тот слишком часто приходит. От злости он ушел к пьянице Назанскому. Последний рассказывает Ромашову о радостях безответной любви и показывает письмо от женщины, которая его бросила. Георгий узнал почерк Шурочки и случайно проговорился о своих чувствах к ней.
Дома он нашел письмо от Раисы с угрозами мести Николаевой — любовница узнала о его тайной страсти. В шестой главе Ромашов рассуждает о том, насколько противны ему войны. В такой тоске застала его Шурочка, но женщина пообещала ему только дружбу и ничего больше.
Второстепенные герои повести Куприна «Поединок»
Назанский Василий Нилыч
— офицер, склонный к философствованию, но «беспросыпный» пьяница. Ему тридцать лет, внешне красив, особенно прекрасны голубые глаза. Назанский добрый, порядочный, умный. Он рассуждает о понятиях высшего порядка: добре, зле, справедливости. Ромашов симпатичен ему, он отговаривает его от участия в дуэли, потому что жизнь удивительна, и жить стоит. Тот уже готов был отказаться от поединка, только визит Шурочки изменил его намерение.
Петерсон Раиса Александровн
а — пошлая, коварная и лживая женщина. Со знанием дела обольстила Ромашова. Когда он бросил её, отомстила ему анонимками Николаеву, в которых лгала о связи его жены и Ромашова.
Хлебников
— солдат. Это человек физически слабый, очень маленького роста, на службу попал случайно. В детстве он перестал расти из-за того, что надорвал живот. Жизнь его в полку была несносной: другие солдаты били его и отбирали деньги. Хлебников пустился в бега и не хотел жить, но ему встретился Ромашов, который взял несчастного под своё покровительство.
Основа сюжета
В следующей части пересказа автор подробно объясняет, что стало предпосылками для поединка. В нее также можно включить шесть глав и дать им названия:
- «Обед у полковника»;
- «Собрание офицеров»;
- «Объяснение с Раисой»;
- «Учения»;
- «Размышления о службе»;
- «Приглашение на именины».
Шульгович узнал о пьянстве и разврате Ромашова, вызвал его к себе и отчитал. Но затем пригласил к себе на ужин, где также делал ему замечания по поводу того, что именно офицеру нужно есть. Домой он вернулся в плохом настроении и снова стал записывать свои рассуждения в тетрадь. Об этом увлечении никто не знал.
Во время танца с любовницей Ромашов испытывал отвращение. Женщина унижала Шурочку и ее отца, говорила о своих жертвах и продолжала угрожать офицеру, хотя он уже сообщил ей об окончании их отношений. Раиса в ответ оскорбила его и ушла в уборную. Хотя ее муж обо всем знал, он продолжал ее любить. А Ромашов снова остался наедине со своими мыслями об отдаленности от культуры и любви.
На следующих учениях он снова получил выговор и попытался высказать свое мнение о ненужности наказаний. Но сослуживцы не согласились с офицером. Они считали, что насилие и побои солдат закаляют их. Ромашова это расстраивает, и он снова идет в кабак. Там он напивается и жалуется сослуживцу на непонимание.
На следующий день офицер получил приглашение на именины Николаевой. Для покупки подарка — духов — ему пришлось занимать деньги у полковника Брема. Последний очень любил животных и много рассказал Георгию о них.
Анализ повести Куприна Поединок
Поединок возможно одно из самых известных произведений Александра Ивановича Куприна.
В данном произведении нашли отображения мысли автора. Он описывает русскую армию начала 20 века, как устроен ее быт, чем собственно она живет. На примере армии Куприн показывает то социальное неблагополучие, в котором она находится. Он не только описывает и размышляет, но и ищет возможные выходы из положения.
Облик армии разнообразен: она состоит из разных людей, отличающихся друг от друга теми или иными чертами характера, внешности, отношения к жизни. В описанном гарнизоне все как и везде: постоянная муштра с утра, разгульство и пьянки по вечерам, — и так изо дня в день.
Главный персонаж подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов, как принято считать, написан с самого автора, Александра Ивановича. Ромашов личность мечтательная, несколько наивная, но честная. Он искренне верит в то, что мир можно изменить. Как для человека молодого, он склонен к романтизации, ему хочется подвигов, показать самого себя. Но со временем он осознает, что это все пустое. Ему не удается найти единомышленников, собеседников среди других офицеров. Единственный с кем ему удается найти общий язык, это Назанский. Возможно, именно отсутствие человека с которым он может говорить как с самим собой и привело в итоге к трагичной развязке.
Судьба сводит Ромашова с женой офицера, Александрой Петровной Николаевой или иначе Шурочкой. Эта женщина прекрасна, умна, невероятно хороша собой, но при всем этом она прагматична и расчётлива. Она одновременно прекрасна и коварна. Ею движет одно желание: покинуть этот город, попасть в столицу, зажить «настоящей» жизнью, и она готова на многое ради этого. В свое время она была влюблена в другого, но тот не подходил для роли того, кто сможет выполнить ее амбициозные планы. И она предпочла брак с тем, кто мог бы помочь в исполнение ее мечты. Но годы идут, а мужу все не удаётся получить повышения с переводом в столицу. У него уже выпадало два шанса, и третий был крайним. Шурочка томится в душе и не удивительно, что она сходится с Ромашовым. Они как никто другой понимают друг друга. Но к сожалению Ромашов не может никак помочь Шурочке выбраться из этого захолустья.
Все со временем становится явным, и о романе узнает супруг Александры Петровны. У офицеров того времени были разрешены дуэли, как единственный способ защиты собственного достоинства.
Это первая и последняя дуэль в жизни Ромашова. Он доверится словам Шурочки, что муж будет стрелять мимо, и пусть он стреляет мимо: честь сохранена и жизнь тоже. Ромашову как человеку честному, даже в голову не приходит, что его могут обмануть. Так Ромашов был убит в результате предательства той, кого он любил.
На примере Ромашова мы можем видеть, как рушится романтический мир, при столкновение с реальностью. Так и Ромашов выйдя на поединок, проиграл суровой действительности.
Повесть для 11 класса
Смысл названия книги «Поединок»
В повести А.И. Куприна разыгралась настоящая драма. «Поединок» — заглавие, которое наталкивает читателя на столкновения героев, внутренний конфликт персонажей. Еще не прочитав произведение, каждый понимает, что события будут развиваться стремительно.
И не только дуэль, которой завершается повесть, олицетворяет поединок. Жизнь главного героя сложно назвать простой и однообразной. Автор четко показывает внутренние переживания, открытые противостояния персонажей. Действие повести происходит во время, когда поединки получили официальное разрешение. Противостояние между офицерами.
Все действие книги «Поединок» основано на мелких столкновениях и конфликтах Ромашова. Он спорит со всеми окружающими. А.И. Куприн изобличил отрицательные моменты в жизни неприкосновенных офицеров.
Взаимоотношения главных героев
Поединок Куприна рассказывает о встрече двух главных героев — старого дуэлянта и юного героя, который попросил его научить его искусству фехтования. Их взаимоотношения описаны с большой тонкостью и глубиной.
С первых же страниц повести мы видим, как каждый из героев оценивает другого
Старик восхищен молодым и внушен его рвением, одновременно обращая внимание на его неопытность и недостаток жизненного опыта
Молодой герой, в свою очередь, более скептически настроен и считает, что старик может cовсем ничего не знает, несмотря на его многолетний опыт в поединках.
В течение повести мы видим, как герои преодолевают трудности и препятствия, чтобы достичь своих целей. Они проводят много времени вместе и постепенно начинают уважать друг друга, видеть сильные стороны другого и учиться на их примере.
Таким образом, взаимоотношения главных героев в Поединке Куприна представлены как процесс, динамичный и позитивный, который позволяет каждому из них стать лучше, улучшить свои понимание и жизненный опыт.
Общественно-политический контекст
Повесть «Поединок» А.И. Куприна была написана в конце XIX века, в эпоху, когда Россия находилась на пороге крупных социально-политических потрясений. Она отражает реалии того времени, когда Россия только начинала переживать период модернизации и промышленного развития, которые привели к возникновению новых социальных проблем и нарастанию классовых противоречий.
Характерно, что автор в повести описывает свойства нескольких социальных групп, таких как владельцы фабрик, торговцы, ученые и буржуазия в целом. Кроме того, он критически относится к процессу модернизации и современности в целом.
Одной из ключевых тем, затронутых в повести, является соперничество и конкуренция между главными героями — двумя мужчинами, представляющими совершенно разные социальные слои — представители старой русской знати и небогатый, но образованный сноб. Эта тема отражает классовые противоречия Старой России, где лучшие качества интеллигенции часто противопоставлялись духовности духу и богатству знати.
Смысл произведения «Поединок»
Главный герой — офицер Ромашов. Он благородный и порядочный человек. Многие литературоведы считают, что некоторые черты характера главного героя он позаимствовал у самого себя. Ромашов оказался втянут в армейскую казарменную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Именно в этом месте персонаж ощутил на себе всю несправедливость мира и неправильность взаимоотношений между людьми. Суровая школа отложила неизгладимый отпечаток на всей его дальнейшей судьбе.
Но в чем же заключается трагизм Ромашова? Интеллигенция оторвана от народа. Ей присущи безнравственность, духовная нищета и отсутствие моральных ценностей. Но только ли трепетное и нежное чувство к Шурочке Ромашова и Назанского стало причиной их физической гибели? Вряд ли. Кроме того, несчастная любовь к милой девушке послужила поводом для внутренней борьбы и духовной смерти персонажей.
Изящная и обаятельная героиня считает дуэли необходимым атрибутом нормальной жизни. По мнению Шурочки, каждый уважающий себя офицер обязан приминать участие в подобных столкновениях. Риск — дело благородное и для военнослужащих обязательное. Шурочка, несмотря на свою образованность и острый ум, заявила, что оскорбления смываются исключительно кровью. А для чего еще нужны бравые офицеры, если не для войны?!
Как еще могут доказать военнослужащие свою смелость, отвагу и готовность в любой момент сразиться с противником, если не на дуэли?! Рассуждения Шурочки поражают своим легкомыслием и полным обесценением человеческой жизни. Более того, такого же мнения придерживаются не только красивые женщины, но и большинство служащих в гарнизоне мужчин. Главный герой, напротив, занимает абсолютно противоположную позицию.
Большинство офицеров в гарнизоне с воодушевлением рассказывает о невероятных испытаниях, с которым им пришлось столкнуться: детский плач, пожары, угрозы смерти. Они готовы рассказывать о своих отважных подвигах часами. Их влекут поединки, кровопролитные и ожесточенные битвы. Главный герой не разделяет их точки зрения и с ужасом выслушивает очередной рассказ с подробностями.
Поэтому Ромашов не понимает, как он может находиться в полку. Его существование в армейских казармах — вечное противостояние с самим собой, конфликт с военными предрассудками. Ромашов совершенно другой. У главного героя другие взгляды на жизни, ценности и приоритеты. Персонаж идеализировал военную службу. Однако, попав в полк, он разочаровался в армейских ценностях.
А.И. Куприн своей повестью изобличает неправильные порядки, которые приняты в офицерских кругах. О всех проблемах военной службы мастер слова знал не понаслышке.
Смысл финала «Поединок»
Главный герой оказался втянут в эту атмосферу хаоса и неправильности человеческих взаимоотношений. Главный герой, сам того не осознавая, начинает подражать офицерскому составу. Но его отличает уверенность и четкость в высказываниях. Он все больше и больше презирает зверское обращение высших слоев управления с простыми солдатами и бесперспективную жизнь в армейских казармах.
Ромашов настроен покинуть «суровую» школу. Внутри героя нарастает конфликт. Но он успешно борется со своими страхами и дурными мыслями. Он остро чувствует несправедливость по отношению к простым солдатам, он пытается их подбодрить и проникнуться к их проблемам.
Мелкие столкновения и конфликты Ромашова сопровождают читателя на протяжении всей книги. Итог получился безрадостный: дуэль главного героя с Николаевым. Логичное завершение повести, наполненной внутренними противоречиями и нарастающим недовольством Ромашова относительно офицерских ценностей. Главный герой оказался обманут женщиной, которая была его самой большой любовью. Он был слеп от всепоглощающего чувства, за что и поплатился своей жизнью.
Анализ повести «Поединок» Куприна
В. В. Воровский:
«Свою молодость Куприн провел в армии: не удивительно, что военная среда оставила в нем немало сильных впечатлений, давших ему материал для целого ряда работ. <…>
…люди, обреченные на жизнь в этой среде, опускаются, опошляются. Лучшие из них либо спиваются, как Назанский, либо становятся чудаками, вроде Рафальского, превратившего свою холостую квартиру в зверинец. А сколько-нибудь честолюбивые напрягают все силы, чтобы попасть в академию и, если оставаться военным, то, по крайней мере, делать блестящую карьеру. Эта ограниченность и пошлость жизни армейского офицера где-нибудь в захолустье ярко и сильно изображена Куприным также в рассказе «Свадьба». <…>
…тоска по хорошей жизни Ромашовых — еще свежих, не заеденных пошлостью людей — не находит отклика в среде их сотоварищей. <…>
…Ромашов, мало-помалу понявший весь ужас и бессмыслицу окружавшей его жизни, задумывается над задачами человека.»
(В. В. Воровский, статья «А. Куприн», 1910 г.)
А. Белов: «В период русско-японской войны он Куприн работает над одним из самых значительных своих произведений — повестью «Поединок»… В этой повести Куприн поведал читателю неприкрытую правду о царской армии с ее дикими традициями, косностью, разложением. С огромной силой он показал жизнь офицерства, неспособного руководить армией, погрязшего в мелочных склоках, пьянстве, разврате. Повесть «Поединок» давала прямой ответ на вопрос о причинах поражения царской армии в войне с японцами.»
(А. Белов, статья «Крупнейший мастер русской прозы» в сбронике А. И. Куприн, «Анафема (Рассказы)», 1963 г.)
Статья в «Собрании сочинений Куприна в девяти томах»:
«Посвященная Горькому повесть «Поединок» (1905) — «главный, девятый вал» Куприна — одна из самых правдивых и волнующих книг русской литературы начала века.
…в буднях одного из бесчисленных армейских полков Российской империи Куприн увидел и заклеймил черты разложения и упадка, характерные для всего отжившего самодержавного строя. Накануне Цусимы, в дни тяжких поражений царской армии на русско-японских фронтах монологи Назанского об отсталом, опустившемся офицерстве, забывшем о нуждах страны и народа, звучали как политические воззвания.
Но, ненавидя и отрицая старое, Куприн сумел по-своему увидеть и отразить и то новое, что несла с собой приближавшаяся революция: пробуждение простого человека, стремящегося сбросить с себя классовый, сословный, кастовый гнет.
В «Поединке» воплотились не только типические стороны русской общественной жизни начала века, но и внутренние, глубинные процессы индивидуального бытия: «распрямление» личности, «психологическая подготовка» революции в широких демократических слоях.
История подпоручика Ромашова, которого казарменная неволя заставила задуматься о социальном неравенстве, о страданиях угнетенных, о смысле и цели жизни, завершается его гибелью.
Но финал «Поединка» не звучит пессимистически, как это было в «Молохе»… Ромашов гибнет, успев вступить на путь сопротивления старому миру, и эго сообщает повести, несмотря на ряд мрачных картин, оптимистическую перспективу. <…>
Сложная эволюция «прозревшего» героя изображена в «Поединке» в духе психологического реализма Л. Толстого, с развернутым воспроизведением «диалектики души», борьбы старого и нового в сознании человека. Но тонкий психологизм, а также добротная реалистическая бытопись сочетались в «Поединке» (и это одна из особенностей стиля данной повести) с прямым, декларативным, публицистическим выражением авторских идей. <…>
Для широких читательских масс Куприн остался автором «Поединка», этого «смелого и буйного» выражения освободительного подъема эпохи первой русской революции.»
(статья в «Собрании сочинений Куприна в девяти томах», том IV, 1964 г.)
Это был анализ повести «Поединок» Куприна: суть, смысл и идея произведения, анализ персонажей и сюжета.
Объяснение сюжета
Смысл повести «Поединок» заключается в достижении личностной зрелости Ромашовым. По своей сути Юрий наивный, остается подростком-максималистом, делит мир только на черное и белое. Жизнь поворачивается к нему не с самой приятной стороны:
- отвратительная, гнилая натура офицерства в русской армии;
- жестокость;
- пошлость.
Судьба дала Ромашову любовное испытание, в котором герой проиграл. Юрий не видел настоящую сторону Шурочки. Саша – меркантильная натура, которая хотела выбраться в большой город, блистать на балах, получать комплименты как офицерская жена. Она подтолкнула главного героя на смерть лишь для того, чтобы ее мужа повысили по службе.
Смысл Поединка как нельзя лучше раскрывается через испытания, с которыми Ромашов столкнулся. Трудности постепенно открывали ему глаза на мир. Разрушали его стереотипы, мечты, ложные представления о реальности. Ромашов не смог смириться с жестокостью офицеров, не понял истинных мотивов Шурочки. Именно это погубило Юрия.
Краткий анализ
Герой произведения – поручик Георгий Ромашов. Гриша – командир роты небольшого городка, но его амбиции гораздо больше: он мечтает занимать более почетное положение. К моменту, когда начинают развиваться описанные события, Григорий демонстрирует разочарование в армейском укладе.
Чтобы развлечь и отвлечь себя, Ромашов заводит романы с замужними дамами. Одна из его дам сердца – Александра Николаевна, в ней он находит родственную душу. Ромашову кажется, что Александра понимает его так, как никто никогда не понимал.
Приближается время смотра. Ромашов ведет себя надменно, нарушает построение и позорится на глазах у подчиненных. Тут же назревает конфликт с мужем любовницы, который заканчивается дуэлью. Накануне дуэли вечером Саша приходит к Григорию и сообщает, что муж не будет целиться. Ромашов уверен, что ничего не произойдет, но наступает время дуэли, и герой умирает от ранения.
Автор демонстрирует несколько проблем одновременно. Он показывает удрученное состояние русской армии, говорит о вызывающих вопросы принципах русского офицерства, а также о том, что каждый человек обязан искать собственное место, чтобы не делать глупостей из-за полной неудовлетворенности.
Конец повести
Конец произведения связан с дуэлью между Ромашовым и Николаевым. Хотя офицерский класс казался Георгию слишком жестоким, сам он хотел разрешить проблему поединком. Главы заключительной части:
- «Драка»;
- «Суд»;
- «Проповедь Назанского»;
- «Признание Шурочки»;
- «Смерть офицера».
Во время продолжающейся пьянки офицеров Ромашов сцепился с Осадчим, но его оскорбил Николаев. Офицер полез в драку и вызвал соперника на дуэль. Все разошлись, а Георгий чувствовал себя униженным и гадким.
Из-за драки Ромашова вызвали на суд. Николаев попросил его не упоминать его жену и анонимные письма. Судьи решили, что конфликт можно решить только поединком. Далее оба мужчины выбирали секундантов. Офицер обратился за помощью к Веткину и Бек-Амагалову, а также Назанскому, который продолжал спиваться.
Катаясь на лодке, товарищи разговорились о службе. Назанский предложил Ромашову отказаться от дуэли и сбежать. Эти речи показались офицеру убедительными, он согласился уйти в запас. По возвращении домой он увидел у себя в комнате Шурочку. Девушка рассказала, что слишком много вложила сил и времени в своего мужа, чтобы теперь его бросать. Но если он умрет на дуэли или не сдаст экзамен, то она уйдет.
Шурочка попросила Георгия прийти на поединок, ведь она договорилась с Николаевом — выстрелы будут символическими. Напоследок она отдалась офицеру, а затем холодно попрощалась и ушла.
Но дуэль пошла не по договоренности — Николаев нарушил свое обещание и выстрелил метко. Ромашов погиб сразу же, он не успел даже ответить сопернику. А вместо последней главы автор предоставляет читателю сухой рапорт об этом событии.
Куприн в своем произведении показал то, как может зависеть развитие личности от окружающих людей и событий. Его герои воплощают основные черты характером любого времени — жестокость и слабоволие, агрессию и милосердие, образованность и никчемность. Прочитать краткое содержание или полную версию повести можно на сайте Брифли или другом электронном ресурсе.
Анализ повести А.И. Куприна «Поединок»
Лучшим произведением А.И. Куприна считается повесть «Поединок» (1905). В ней нашли отражение рассуждения писателя над проблемой социального неблагополучия, которое отражается на состоянии дел российской армии. Пытаясь найти причины этого, он размышляет над истоками этой проблемы и возможностью изменить ситуацию. Эти и другие вопросы писатель задает себе и предлагает сделать это читателям.
В повести описана действительность российской армии начала ХХ века. В нее как в пучину погружается офицер российской армии Георгий Ромашов. Во многом Ромашов списан с самого А.И. Куприна, являясь как бы его двойником, а сама повесть автобиографическим произведением.
Непобедимый романтик Ромашов, окунувшись в суровую действительность, с каждым днем утрачивает иллюзии о высоких целях военного дела.
Каждый день, сталкиваясь с равнодушием, жестокостью, грубостью офицерской массы, герой повести открывает для себя ужасающую бесправность солдат. Из-за этого Ромашов, гуманный, но тихий и слабый человек, пытается протестовать, однако протест его слаб и не всегда заметен. Вынашивая мечты и планы, он не может их до конца осуществить, по причине их непродуманности и незрелости. Его часто терзают тревога и смутное сомнение относительно чудовищной системы, в которую он попал. Но переломным моментом в его сознании стала встреча с «униженным и оскорбленным» солдатом Хлебниковым. Готовность Хлебникова решиться на самоубийство, которое представляется ему единственным выходом, его искренний порыв поражают Ромашова и он наконец-то «прозревает». Теперь он понимает, что его юношеские фантазии, целью которых, является желание доказать что-то окружающим, глупы и незрелы. Видя страдания Хлебникова и искренне сострадая ему, Ромашов впервые задумывается о судьбах простых людей.
Писатель в своей повести параллельно развил три тематические линии: это жизнь солдат, офицерская среда и личные отношения. Главным антиподом мягкому и незлобивому Ромашову автор противопоставил капитана Осадчего, жесткого полного ненависти человека. Это собирательный образ всего бесчеловечного и грубого, что есть в офицерской среде.
Романтическому Ромашову, погрузившемуся в среду грубых офицеров и погрязших в «амур» их жен, воплощением женского идеала явилась Шурочка — Александра Петровна Николаева. Ее образ тщательно прописан Куприным, Шурочка умна, привлекательна, эмоциональна, но в то же время расчётлива и прагматична. Она способна солгать, когда это требуют ее интересы. Стремясь всеми силами выбраться из прозябающей провинции, Шурочка использует в своих целях влюбленного в нее до беспамятства Ромашова.
Почему конец «Поединка» столь трагичен? Аллегорическое Поражение Ромашова в дуэли с Николаевым это аллегорический оборот, с помощью которого писатель показал поражение Ромашова в своих внутренних личных поражениях. Куприновский пессимистичный взгляд на состояние дел в русском обществе того времени, нашел свое отображение в повести, показав тем самым что стремление к доброте, гармонии, справедливости и добру обречено на погибель.
История создания
Это масштабное произведение Ивана Куприна появилось на страницах сборника только в 1905 году, хотя замысел возник у автора в начале 1890-х годов.
Автор начинает работу над своим замыслом, создает несколько черновиков, делает зарисовки. Но тут выходит целая серия романов с похожей основой, так что Куприн собирается отказаться от собственной идеи. Но появляется Максим Горький и поддерживает писателя, заставляя продолжить начатое творчество. Работа растягивается на годы. Здесь Куприну мешает не только собственная неуверенность в том, каким он хочет видеть конечный продукт, но также злостная привычка злоупотреблять алкогольными напитками.
Наконец, «Поединок» выходит. После прочтения читатели разделяются на два противоположных лагеря. Одни считают, что автор очернил имена тех, кто стоял на защите интересов Родины. Другие видят упрек не людям, а системе, не позволяющей принимать правильные решения вовремя. Но Куприн подчеркивает, что в основе сюжета много автобиографичных деталей.
Сам писатель становился участником дуэлей, а также знал, что такое офицерская служба. Кроме того, Куприн был замечен в скандалах, которые были связаны с романами, где героинями были замужние женщины.
Литературный стиль и символизм
В повести «Поединок» Куприн использует специфический стиль, который отличается от привычного повествования. Его текст описывается как короткий, но очень красочный и насыщенный. Куприн использовал много символов для передачи своих идей и концепций. Одним из ключевых символов в повести является маска. Широко распространенная в то время народная традиция надевать маски позволила Куприну использовать этот символ, чтобы передать свою идею о том, что люди могут скрывать свои истинные чувства и намерения за маской.
Куприн также использовал цвета, чтобы передать свои идеи. Например, черный цвет на маске Лужина символизирует его зловещее поведение и темные чувства. Белый цвет на маске Хомутова, наоборот, символизирует его честность и доброту.
- Стиль Куприна — короткий, но красочный и насыщенный
- Маска — ключевой символ в повести
- Цвета также используются как символы (черный для Лужина, белый для Хомутова)
Таким образом, литературный стиль и символизм являются важными элементами в повести «Поединок». Они позволяют Куприну передать свои идеи о том, что люди могут быть не такими, какими кажутся, и что порой трудно различить добро и зло.
Заключение
«Поединок» считается наиболее значимым произведением в творчестве Куприна. Главный персонаж повести – молодой подпоручик Ромашов изображается как романтический, интеллигентный человек с тонкой душевной организацией. Ему трудно смириться с однообразной, обывательской жизнью в захолустном пехотном полку – в годы обучения военные представлялись ему совсем другими, более благородными людьми. Понимая, что он не сможет оставаться на службе, Ромашов решает уйти из армии по истечению трех обязательных лет. Однако неудачное стечение обстоятельств и давление со стороны Шурочки приводят к скоропостижной гибели Георгия. Дуэль становится попыткой Ромашова противостоять миру и обществу, но он проигрывает в этом противостоянии.