Конспект урока чтения в 3 классе «мартышка и очки»

Анализ и мораль басни ивана крылова «обезьяна и очки»

Краткое содержание мартышка и очки Крылов, читательский дневник

В произведении рассказывается, как постаревшая Мартышка стала плохо видеть. Люди ей подсказали, что такую проблему можно разрешить с помощью очков. Мартышка последовала советам людей и купила большое количество очков сразу, чтобы наверняка избавиться от недуга.

Однако Мартышка совсем не понимала, как нужно пользоваться очками. Она примеряла их по-разному: и на хвост, и на нос. Она даже пыталась их облизывать, но все было безрезультатно. Зрение от всех этих действий не улучшилось, и она решила, что ее обманули. От злости, которая переполняла Мартышку, она разбила все купленные очки.

Автор этой басни хотел сказать, что человеку, прежде чем взяться за что-то или купить, нужно сначала разобраться с инструкцией по применению. Только в таком случае можно добиться положительного эффекта и максимальной пользы для себя.

Анализ басен Крылова. Басня мартышка и очки текст, краткое содержание, читательский дневник, главная мысль, мораль. Рисунок мартышка и очки

В детстве мы все читали поучительные басни Крылова, но не каждый из нас мог осознать и принять основной смысл произведений в силу своего возраста или каких-то других особенностей. Перечитывая басни во взрослом возрасте,приходит глубокое понимание, что именно хотел донести до нас автор, как основную идею можно внедрить в жизнь.

Современные дети более продвинутые, они сразу же вникают в суть и могут воспроизводить ее не только на словах, но и письменно, и в виде рисунка.

В нашей статье вы найдете текст басни Крылова «Мартышка и очки», ее краткое содержание, которое можно использовать при заполнении читательского дневника, а также примеры рисунков для учеников 2 класса.

Краткое содержание мартышка и очки Крылов, читательский дневник

В произведении рассказывается, как постаревшая Мартышка стала плохо видеть. Люди ей подсказали, что такую проблему можно разрешить с помощью очков. Мартышка последовала советам людей и купила большое количество очков сразу, чтобы наверняка избавиться от недуга.

Однако Мартышка совсем не понимала, как нужно пользоваться очками. Она примеряла их по-разному: и на хвост, и на нос. Она даже пыталась их облизывать, но все было безрезультатно. Зрение от всех этих действий не улучшилось, и она решила, что ее обманули. От злости, которая переполняла Мартышку, она разбила все купленные очки.

Автор этой басни хотел сказать, что человеку, прежде чем взяться за что-то или купить, нужно сначала разобраться с инструкцией по применению. Только в таком случае можно добиться положительного эффекта и максимальной пользы для себя.

Герои мартышка и очки

В этом произведении один главный герой — Мартышка. Некоторые считают, что очки тоже нужно считать действующим лицом. Но это не так, так как очки — предмет не воодушевленный, и являются просто ключевым объектом, вокруг которого в басне развиваются события.

Крылов мартышка и очки главная мысль

Баснописец Крылов описывает в своем произведении невежественных и крайне любопытных людей, которые чрезмерно самоуверенны и тщеславны. Они осуждают все, с чем не справляются, хотя сами даже не удосуживаются ознакомиться с правилами пользования какого-то предмета. То же самое касается тех, кто осуждает людей, не познакомившись с ними близко.

Мартышка и очки мораль

Перед тем, как начать какое-то дело, обязательно нужно научиться и подготовиться, чтобы хорошо понимать, как и что работает. Никогда не говорите о деятельности, как о бесполезной, если хорошо не разобрались в ее сути.

Рисунок мартышка и очки, поэтапно карандашом 2 класс

По мотивам литературных произведений для развития воображения и творческого мышления детям в школе предлагают делать рисунки. Мы подобрали несколько вариантов, которые вы сможете использовать.

Вариант 1

  1. Сначала нарисуйте круг и овал. Это будет голова мартышки и ее туловище.
  2. На голове нарисуйте элементы мордочки мартышки.
  3. После этого на туловище прорисовывается шерсть, лапы и хвост.
  4. Последний этап — это прорисовка деталей. Наведите основные линии и раскрасьте мартышку.

Вариант 2

  1. Сначала нарисуйте круг и овал. Это будет голова мартышки и ее туловище.
  2. После этого рисуем передние лапы с пальцами.
  3. Затем переходим к прорисовке задних лапок, как показано в инструкции.
  4. На голове прорисовываем уши, детали мордочки (глаза, ноздри, рот), а затем хвост.
  5. Последний этап — раскрашивание рисунка.

После того, как ваш ребенок прочитает басню, выделит основную идею, мораль, нарисует то, что понял, он хорошо запомнит произведение и усвоит главный его смысл. Надеемся, что наши подсказки в статье вам помогут в школе.

Про басни Крылова.

Как уже было сказано выше, Иван Андреевич Крылов пробовал себя в различных литературных жанрах, прежде, чем остановиться на баснях. Свои произведения он давал «на суд» друзьям, среди которых числились такие, как Дмитриев, Лобанов. Когда же Крылов принес Дмитриеву перевод с французского басен Лафонтена, он воскликнул: «это истинный ваш род; наконец вы нашли его».

За всю свою жизнь Иван Андреевич издал 236 басен. Также поэт писал сатирические журналы. Во всех своих юмористических произведениях Крылов обличал недостатки русского народа, высмеивал пороки человека и самое главное он учил людей нравственным и моральным качествам.

Каждая басня Крылова имеет свою структуру, чаще всего выделяют две части: мораль (в начале или в конце произведения) и сама басня. Иван Андреевич в основном показывал и высмеивал проблемы общества через призму на примере животного мира. Главными героями басен являются всевозможные зверюшки, птицы и насекомые. Баснописец описывал жизненные ситуации, в которых персонажи вели себя неподобающим образом, затем в морали Крылов поучал своих читателей, показывая, как нужно выходить из данных ситуаций.

В этом и заключается прелесть басен Крылова, он учил людей жизни, он объяснял нормы морали и этикета на примере сказок.

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации

Построение басни и ее мораль

Басней называется поучительный литературный жанр в виде короткого стихотворения, героями которого являются животные, наделенные человеческими чертами. Она состоит из трех частей: вступления, основной части и заключения (морали).

Анализ и мораль басни «Мартышка и очки» И. А. Крылова можно определить следующим образом:

  1. в первой части кратко сообщается о проблеме Мартышки: «к старости слаба глазами стала»;
  2. далее идет основная часть, самая большая по объему. Мартышка любыми способами пытается приспособить к своему телу очки, но, поскольку не знает, как ими пользоваться правильно, у нее ничего не получается. Пытаясь скрыть свое невежество, она ругает на чем свет людей, называя их дуракам;
  3. в заключительной части — мораль, нравоучение автора.

Известные литературные критики высказывались по поводу знаменитого произведения. В. И. Водовозов, комментируя суть крыловской басни, видел в злости обезьяны характер невежды, которая ничего не смыслит в пользе науки. Д. И. Тихомиров видел пользу авторского нравоучения в следующем:

  1. темнота человеческого ума губит всякое полезное дело. Невежда, взявшийся за работу, в которой ничего не смыслит, на исполнение которой у него нет ни знаний, ни способностей, только смешон;
  2. намного опаснее невежда, не знающий пользы от вещи, но нагоняющий на нее хулу.

Как считают исследователи творчества Крылова, смысл произведения в том, что очки не виноваты. Это то же знание. Если толково его применять, можно понять многое. Надо идти путем знания смело и не слушать глупых мартышек и тупых ослов.

Сам писатель выразил мораль в последних строках сочинения: «Цены не зная ей , невежда про нее свой толк все к худу клонит». Невежды критикуют всё и вся, не оглядываясь на чье-то мнение.

Анализ / мораль басни «Мартышка и очки» Крылова 1 вариант

Басня «Мартышка и очки» — одно из самых известных произведений Ивана Андреевича Крылова, неизменно включаемое в школьную программу.

Басня написана в 1815 году. Ее автору в тот момент исполнилось 46 лет, он трудится в Публичной библиотеке Петербурга. В литературном отношении писатель практически полностью переключился на басенное творчество. Сборник 1815 года вышел с иллюстрациями. Басня сочинена в размере вольного ямба, типичного для И. Крылова. Активность одного действующего лица (Мартышки) перекрывается невозмутимостью другого (Очков). Небольшая узконосая обезьянка «к старости» стала подслеповатой. В неволе она могла достигнуть весьма преклонного возраста – лет тридцати и даже сорока. «Слаба глазами»: стала плохо видеть, а значит – попадать впросак. «У людей слыхала»: она жила у кого-то (скорее всего, в дворянском доме) почти на правах члена семьи. «Зло не большой руки»: идиома, означающая, что дело поправимо. «Очков с полдюжины»: шесть штук. «Достала»: попросту стянула. «Вертит и так и сяк»: пример устаревшего ударения в слове. «Темя»: область головы ближе к затылку. Дальше череда колоритных приставочных глаголов, соединенных перечислительной градацией: прижмет, понюхает, нанижет, полижет. «Не действуют никак». Очки не «оживают», чтобы поведать ей свои тайны, точнее, главную из них – искусство их ношения. «Тьфу пропасть!»: обезьяна бранится. Достается и людям за «враки», даже себя она величает «дураком» за то, что слушала небылицу про пользу очков. «На-волос»: очередная идиома И. Крылова, означающая «ни на волосок, нисколько». «О камень хватила»: разозленная Мартышка выбежала с очками во двор, где и расколотила их так, что «брызги засверкали» (это еще и метафора). «Познатней»: имеющий имя и вес в обществе. Следом идет мораль: невежде все не впрок, не разобравшись, он бранит даже весьма хорошие вещи. Если не получилось что-то у одного, не факт, что не выйдет у другого. Также обыгрывается тема знаний, просвещения, попадающих в руки неучей. Возможно, есть и подтекст восприятия новшеств разными поколениями (обезьяна-то была пожилой). Наконец, доступность очков героине не принесла пользу. Лексика разговорная, пересыпанная выразительными, местами устаревшими, оборотами. Перепадам ритма и интонации способствуют широкие возможности разностопного ямба.

В «Мартышке и очках» Иван Крылов представляет на суд читателя невежество и самодовольство.

Что высмеивает басня «Мартышка и очки»: объяснение

Литератор умел при помощи своих творений высмеивать невежество в обществе. Причем все догадываются, о чем идет речь и кого имеет в виду автор. Вот объяснение, что высмеивает басня «Мартышка и очки»:

Творение выделяет людей недалеких, невежественных. Небылица высмеивает бескультурье, необразованность. Тех, что начинают хаять какие-либо вещи не потому, что те плохи или недейственные. А только лишь по причине того, что человек не компетентен в вопросе, не понимает принцип действия того или иного предмета.

Крылов учит вникать в суть вещей, призывает мыслить, анализировать, сопоставлять факты, а не «рубить сплеча» по причине собственного незнания. Мало того, Мартышка символизирует научного недоросля. Такие люди ничего не смыслят в том, чем занимаются. Для них главное – не исследования, а сам факт того, что их именуют учеными, статус, престиж. Такие личности думают, что все их уважают, прислушиваются к их мнению.

На самом же деле, те, кто не имеет хоть какой-то ум, открыто потешаются. Ведь их неопытность и недальновидность видны невооруженным глазом. Мало того, если невежественны чиновники, то это отражается на окружающих, если политики – то на стране. Соответственно, одна «мартышка» (если ее вовремя не остановить), теоретически может сгубить целое государство.

Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова. Читать

Современный мир превращает человека в «белку в колесе»

С одной стороны, наш мир огромен — власть захватили корпорации, с другой — земной шар стал очень маленьким: теперь мы можем, благодаря Интернету и телевидению, в мгновение ока, разумеется, виртуально, переместиться почти в любую точку Земли. У этих двух достижений цивилизации есть и очевидный недостаток: человек стал эдаким муравьем, который обеспечивает коммуникацию между людьми.

И с первого взгляда большая часть деятельности человека кажется бессмысленной и ненужной. Но такая точка зрения не совсем верна. Да, человек, сидящий в офисе или отвечающий на звонки, мало что решает, но если все хотя бы на мгновение бросят свою ненужную и не слишком приятную работу, то рухнут корпорации. Но не стоит беспокоиться: люди так не сделают, потому что большинство очень дорожит своим местом.

Мораль истории в том, что наш мир очень нуждается в «белках», потому что только они его и крутят. Сейчас наступил такой момент в человеческой истории, что «надо бежать очень быстро, чтобы оставаться на месте» — это цитата Льюиса Кэрролла давно ушла в народ и стала мировым достоянием. И она как нельзя лучше подходит для описания сегодняшнего положения вещей.

В остальном же, мы надеемся, читатель понял: сравнение «как белка в колесе» значение имела негативное. Но теперь мир так огромен, и дел у всех так много, что каждый из нас в своем роде теперь «белка», и ничего обидного в этом уже нет. Нам остается только принять нашу судьбу.

История создания и краткий пересказ

Точное время написания басни неизвестно, но впервые она была напечатана в сборнике «Басни» в 1815 году.

В ней говорится о том, как с наступлением старости у Мартышки начались проблемы со зрением. Узнав о том, что люди в таких случаях пользуются очками, она закупила сразу полдюжины и решила примерить, чтобы наверняка избавиться от своего недуга.

Но обезьяна не умела ими пользоваться. Она прижимала их к голове, пробовала прикрепить к хвосту, то облизывала их, то нюхала — ничего не получалось, зрение не восстанавливалось.

Мартышка разозлилась, начала ругать очки, что нет в них никакого проку, проклинать тех, кто ей их посоветовал. В порыве гнева она бросила их, ударив о камень так, что только брызги засверкали.

Автор пишет, что так же бывает и у людей: не зная правил пользования вещью, они ломают ее, а потом, не добившись нужного результата, ругают изготовителей.

Чтобы управлять машиной или прибором, вначале нужно изучить их строение и инструкцию применения.

Особенности произведения Крылова в контексте актуальной автору общественной ситуации

«Мартышка и очки» в полной мере отражает мастерство автора, который высмеял высокопоставленных глупых и недальновидных чиновников, используя при этом образ невежественной и бестолковой Мартышки. Глупость, праздность и самодовольство Крылов считает наибольшими проблемами человеческой натуры. Особенно, как отмечает писатель в басне, если эти недостатки присущи человеку, наделенному властью.

Иван Андреевич Крылов написал басню «Мартышка и очки» после окончания Отечественной войны 1812 года. Эта война на территории России длилась менее одного года, но показала полную бестолковость большинства высокопоставленных чиновников. Победа в этой позорной войне считается достижением исключительно героизма русских солдат и офицеров.

Читатель, наверняка, знаком с произведением Льва Толстого «Война и мир», где автор описывает роль крестьян, призванных в солдаты, в ходе русско-французской войны 1812-го года

Например, внимание привлекает фигура Платона Каратаева. Крылов, похоже, согласен с Толстым, что порой мудрость «русского мужика» превосходит понимание жизни аристократа

Так, Платон Каратаев учит жизни Пьера Безухова, потерявшегося в ценностных ориентациях. По мнению Крылова, слишком много человеческих жизней положили на алтарь победы командиры и военачальники. Причина – глупость, тщеславие и некомпетентность людей, занимающих незаслуженное место во властных кабинетах.

О морали басни про мартышку и очки

Однако, хоть и причиной, вдохновившей Крылова к созданию басни, послужила война, нравственный аспект басни трактуется гораздо шире. Не только в девятнадцатом веке, но и в современном мире, актуальность басни нисколько не уменьшилась.

Во все времена глупые, необразованные, чванливые, самодовольные люди всеми силами стремятся к власти. Опасность от деятельности таких невежд особенно велика в научной сфере. Новые открытия, разработки и достижения, оказываясь в руках несведущего человека, наделенного властью, однозначно не приносят пользу человечеству. Довольно часто наблюдается нецелесообразное использование ресурсов или научно-технических достижений. Народная мудрость в таких случаях гласит: «Забивать гвоздь микроскопом».

Вот именно с такой проблемой общества сражался при помощи искрометной иронии и поэтического таланта Крылов. Образ глупенькой и несведущей Мартышки с первых строк басни пронизан юмором и сарказмом.

Однако, добившись поставленной цели: «Очков с полдюжины себе она достала», – решить проблему героине крыловской басни так и не удается.

Проблемы общества, представленные в басне Крылова

Необразованность и примитивизм в сочетании с высокомерием и чванливостью помешали Мартышке добиться успеха. Решение лежало совсем близко, следовало приложить немного настойчивости, трудолюбия и просвещения, и рациональные усилия помогли бы исправить ситуацию. Но, увы, основная проблема именно в этом и заключается. Если человек невежествен, но уверенно считает себя просвещенным, то результат деятельности такой личности будет идентичен разочарованию Мартышки.

Не разобравшись в ситуации до конца, героиня басни убеждена в обмане. Безапелляционно обвиняя всех вокруг, Мартышка уверенно утверждает, что проблему со зрением при помощи очков решить невозможно:

Важно отметить, что в басне Крылов не просто с иронией отмечает неверное применение очков Мартышкой. Героиня писателя могла ведь просто оставить попытку использовать увеличительные стекла и все

Но животное именно разбивает новомодное приспособление вдребезги:

Когда недальновидный облеченный властью чиновник просто откладывает рассмотрение нового проекта в дальний ящик или, не разобравшись досконально, отсылает на доработку – это еще полбеды. Куда хуже, когда горе-начальник принимает радикальные решения, при этом совершенно не имея понятия о реальной пользе проекта:

Морально-нравственный аспект текста Крылов изложил довольно просто, но при этом достаточно точно. Нужно, несмотря на «Мартышек», не сходить с пути просвещения. Не позволять подобным «Мартышкам», которые только и могут, что испытывать очки хвостом да языком, заниматься не своим делом

Особенно важно не допустить таких вот «Мартышек» к власти

4.1

5
(
8

голосов
)

Популярные сочинения

  • 1 сентября — самый памятный день в школе сочинение Пожалуй, моим самым лучшим днем и тем, который надолго останется в соей памяти является первое сентября, это первый день, когда я отправился в школу.
  • Сочинение на тему Лебединая верность Существует красивая легенда, что лебеди хранят верность второй половинке до самого конца. Даже если их возлюбленный или возлюбленная умирает, то они не переносят такой утраты и могут сами погибнуть
  • Сочинение Ася в повести Тургенева образ и характеристика) В творчестве Ивана Сергеевича Тургенева есть много романтических произведений, одним из которых является повесть под названием «Ася». Это произведение не оставляет равнодушным никого

Слушать Басню Ивана Крылова Мартышка и очки

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. «Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак, Кто слушает людских всех врак: Все про Очки лишь мне налгали; А проку на волос нет в них». Мартышка тут с досады и с печали О камень так хватила их, Что только брызги засверкали. _________________________________ К несчастью, то ж бывает у людей:

Как ни полезна вещь, – цены не зная ей, Невежда про нее свой толк все к худу клонит; А ежели невежда познатней, Так он ее еще и гонит.

Некоторые слова и выражения, которые были в ходу во время написание басен Крыловым, мало используют в наши дни. Вот пояснение:

Дюжина- 12, соответственнополдюжины- 6;

«Очков с полдюжины себе она достала»

Темя — верхняя часть головы, макушка;

Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку — нет толку, бессмысленно;

Невежда — необразованный, несведущий человек;

К худу клонит — к плохому клонит;

Познатней — знать — в буржуазно — дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа — грубый, невоспитанный человек.

Анализ 2

Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую динамичную и образную пьесу, в которой присутствуют закадровые комментарии действий основных персонажей.

Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая в силу возраста начинает терять зрение, а поскольку является достаточно любопытным персонажем, собирающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, с точки зрения людей, огромным подспорьем для слабовидящих лиц.

Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным аксессуаром для глаз, не понимающей его практического применения.

Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме демонстрируя недальновидность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже пытающейся определить запах очков. В итоге считающаяся себя обманутой Мартышка в раздражении избавляется от ненавистного бесполезного предмета, разбив очки об пол, так и не осознав способ их применения.

Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда однородных членов предложения, описывающих бесполезность действий Мартышки, а также посредством включения в басню форм диалога, демонстрирующих легкость и увлекательность произведения.

Очки в басни являются символом знаний, которые, по мнению автора, должны применяться разумно и толково, в противном случае знания не приводят к положительному результату.

Образ Мартышки используется автором в качестве изображения невежественных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какой-либо проблемы, суть которой для них неизвестна и непонятна, при этом представляют себя в виде знающих и дальновидных представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать негативные оценки человеческим действиям и поступкам. 

Моралью басни является авторское утверждение о необходимости получения знаний, образования, постоянного стремления к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных целей, в отсутствии которых человеческое существование становится бессмысленным.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: