Новаторство чеховской драматургии

Анализ «студент» чехов

Краткое содержание рассказа «Студент» для читательского дневника (А.П. Чехов)

Рассказ Антона Павловича Чехова «Студент» был опубликован в «Русских ведомостях» в 1894 году. Как и многие произведения писателя, «Студент» затрагивает острые и актуальные во все времена вопросы смысла жизни и связи времён. Рассказ стал новым витком творчества писателя, что отмечали многие критики. По словам Поля Буайе, Чехов как никто другой смог выразить «русскую печаль, сотканную из тоски, гордости, фатализма и усталости». Для самого Антона Павловича «Студент» стыл любимым рассказом.

Краткий пересказ (219 слов). Студент духовной академии, Иван Великопольский, возвращается вечером с тяги домой. Дует холодный восточный ветер, и Иван замерзает, он думает, что такие холода были и при Рюрике, и при Петре. Проходя мимо вдовьих огородов, студент заглядывает на костёр к вдове Василисе и её дочери, и начинает разговор.

Иван рассказывает вдове, как в такую же холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. Далее он напоминает её, как на тайной вечери Пётр клялся Иисусу в своей верности, а тот сказал, что ещё до крика петуха Пётр трижды отречётся от него. Так и случилось. А потом Пётр очнулся и долго-долго плакал в тёмном саду.

Выслушав рассказ студента, Василиса горько заплакала, а дочь её сидела неподвижно с выражением сдерживаемой сильной боли. Иван пожелал женщинам спокойной ночи и отправился дальше.

Студент шёл и думал, что, если Василиса заплакала, то её близко то, что переживал Пётр, значит, она заинтересована в том, что происходило в душе апостола. Он думал и о том, какую связь имеет то, что происходило 12 веков назад, с настоящим, какое отношение имеет это ко всем людям и к этим женщинам.

Радость вдруг охватила Ивана. Прошлое связано с настоящим неразрывной цепью. Сегодня он тронул один её конец, а другой дрогнул. Он думал о том, что красота и правда, направлявшие человека тогда, в прошлом, продолжаются непрерывно до настоящего дня, и жизнь казалась ему восхитительной.

Отзыв (77 слов). Поразительно точно передано состояние мыслей молодого студента, актуальное и для современных молодых людей. Рассказ позволяет быстро проникнуться лёгким и романтичным разочарованием от невежественной и тоскливой жизни. К концу рассказа мысли читателя вместе с мыслями героя проясняются, в них находится место надежде на счастье и обретение своего места в жизни. Чехов в лаконичном произведении затрагивает глубокие нравственные проблемы поколения, объединяя их с лирическим настроением молодого персонажа. По моему мнению, рассказ производит положительное впечатление, оставляя лёгкое послевкусие светлой грусти. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особенности «дочеховской» драматургии

Как правило, когда речь идет о новаторстве драматургии А.П. Чехова, в первую очередь отмечают то, что в его произведениях отсутствует борьба и интрига. Чехов стремиться максимально сблизить театр с жизнью. Писатель строит свои драматические произведения так, чтобы действительно на сцене все было «так же просто и при этом сложно, как в жизни». Однако это стремление к правде жизни и правде быта, нашедшее отражение в театре А.П. Чехова, стало лишь дальнейшим закономерным развитием реалистических традиций в отечественной драматургии.

Бессюжетность тоже не была новостью в русской драматургии. Пьесы Некрасова и Тургенева, близкие драматургии Чехова, тоже лишены ярко выраженной борьбы-интриги. Но при этом А.П. Чехов, следуя основным традициям русского реализма, сумел внести нечто новое, что принципиально отличает его драматические произведения.

Получи помощь с рефератом от ИИ-шки

ИИ ответит за 2 минуты

Одна из особенностей традиционной драматургии – наличие в пьесе какого-то события, которые отодвигает на второй план повседневно-бытовое течение жизни. Именно вокруг этого «события» концентрируются действия персонажей. При этом характер разговоров, бытовых сцен всегда в определенной степени оказывается подчиненным главному в драматическом произведении – той моральной, эстетической проблеме, решение которой происходит в ходе борьбы, в ходе того события, которое связало само развитие действия и всех действующих лиц.

Замечание 1

Другими словами, вся «нечеховская» драматургия сохраняет верность завету Гоголя, согласно которому «завязка должна обнимать все лица».

Таким образом, устойчивым признаком традиционной, «дочеховской» драматургии является обязательное наличие в произведении столкновения всех персонажей в связи с событием, сюжетно организовывающем пьесу. Мотивы, цели, формы борьбы могли быть самыми разными, но они всегда были ясно выраженными и аккумулировали конкретную проблему, которую в данном драматургическом произведении ставит автор. Пьеса строится на борьбе антагонистических сил, что означает наличие конкретных виновников несчастья. Счастье героев – это результат преодоления ими действий и воли противоборствующих лиц. Эти особенности характерны и «бессюжетной» драматургии Тургенева, однако это отсутствует в пьесах А.П. Чехова.

Новаторство драматургии Чехова

В пьесах А.П. Чехова на первый взгляд отсутствует завязка действия. Часто в них нет и событий, которые объединяли бы всех действующих лиц, нет конкретных носителей злой силы, являющейся источником проблем и несчастий действующих лиц, нет борьбы. Даже в пьесе «Три сестры», где Наташа является антагонистом Прохоровых, ее нельзя назвать виновницей несчастья Ольги, Маши, Ирины, Андрея.

Именно в том, что событийная острота сюжетной линии не определяет ее значения и роли в сюжетной структуре произведения и состоит одна из ключевых особенностей драматургии Чехова. Чехов и вовсе может обходиться без драматических событий в традиционном понимании. Именно по этой причине в его драматических произведениях мало не свершившихся событий или же событий, которые свершаются за сценой. В то же время такие элементы действия, которые в традиционном «дочеховском» театре не могли играть какой-либо активной роли в развитии сюжета, у А.П. Чехова часто в себе несут большую, чем драматическое событие, драматическую энергию. Такие элементы у Чехова оказываются решающими в развитии драматического конфликта.

Такая радикальная перестройка драматургической структуры у Чехова обусловлена его новым пониманием драматургического конфликта и новыми представления о его сущности.

Чехов в своем творчестве стремился отразить коренное неустройство жизни. Причем не отступления от нормы, а противоестественность уже принятой, господствующей нормы. По мнению Чехова, оно заключается не в конкретных актах несправедливости, а ненормальности того, что принято считать обычным, нормальным, естественным. Эта мысль и определила новое содержание драматического конфликта в произведениях писателя

В его пьесах речь идет не об одном, даже очень важном, явлении современной жизни, а об общей характеристике всего жизненного строя. Этим обусловлена и особенность завязки, создающейся в обычной, повседневной жизни, объединяющей в общей драме положительных персонажей

Замечание 2

В пьесах Чехова оказывается естественным отсутствие борьбы между персонажами, так как источником несчастья действующих лиц становится не воля представителей враждебных сил, а сама жизнь в ее бесконечном многообразии.

Еще одна особенность драматургии Чехова – специфическая двуплановость речи персонажей. Однако двуплановость присуща языку не всех персонажей в драматургических произведениях Чехова. У писателя это является признаком внутренней сосредоточенности персонажа и результатом его неудовлетворенностью жизнью.

Новаторство драматургии Чехова проявляется и в его подходе к созданию образов. Драматург предупреждал, что в его произведениях не стоит искать «ни святых, ни подлецов». Правило Чехова-драматурга – не выводить ни ангелов, ни злодеев, никого не оправдывать и никого не обвинять. Поэтому характеры в произведениях Чехова изображаются не в борьбе и столкновении друг с другом, а в размышлениях о смысле жизни. При этом важную роль писатель отводит внесценическим персонажам – они оказываются незримыми участниками действий.

Драматургия Чехова отличается новым типом диалога. В нем каждый участник ведет собственную партию. Он произносит «случайные» реплики, которые не связаны с высказываниями собеседников. Диалог у Чехова полифоничен. Благодаря этому приему он развивает тему отчуждения, разобщенности, одиночества, в то же время создает внутренний сюжет и формирует подтекст пьесы.

Важное значение в драматургических произведениях А.П. Чехова являются ремарки

Они, в отличие от «театра действия», выполняют не только информационно-описательную функцию, но и «озвучивают» пьесу и передают внутреннее состояние, чувства действующих лиц.

Новаторством драматургии Чехова является и использование пауз. В пьесах классической драматургии с помощью паузы персонаж выражал удивление и недоумение. В пьесах Чехова пауза является важным временным фактором.

Таким образом, особенностями драматургии Чехова являются:

  • Отсутствие борьбы-интриги;
  • Отсутствие виновника несчастья героев;
  • Отсутствие деления персонажей на отрицательных и положительных;
  • Изображение характеров в их размышлении о смысле жизни;
  • Особый тип диалога;
  • Наличие подтекста;
  • Особая роль ремарок;
  • Пауза – важный временной фактор.

Слайд 15Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».Помимо детей в рассказе присутствуют и

взрослые, а кто именно? (Мама, папа, Степан, дядя Петруша, гувернантка, лакей).Как дети ведут себя, когда увидели первый раз котят? Ответ найдите в тексте (Ваня и Нина вытягивают физиономии и с недоумением глядят друг на друга, потом оба разом вскрикивают, прыгают с кроваток и, оглашая воздух пронзительным визгом, бегут босиком, в одних рубашонках в кухню.— Кошка ощенилась! — кричат они. — Кошка ощенилась).Как кошка может ощениться? Почему взрослые слышат это, но не поправляют детей, они же говорят неправильно. (Может быть, что они не расслышали. Может не любили эту кошку, и им все равно, что говорят о ней дети).Как реагирует мама, когда узнала, что кошка произвела на свет потомство? (Мама просит детей, чтобы они налили ей молока, так как у нее маленькие котята).

Слайд 14

В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны.
Льдяные

– ледяные.
Ворчит – сердито бормочет.
Шалят – играют.
Подол – нижний край платья.
Таскает – носит.
Сентиментально – мечтательно, задумчиво.
Рожа – мордочка кошки.
Беззаветно – жертвенно, ни о чем не думая.
Разглагольствовать – говорить многословно и бессодержательно, «широко» и важно. 
Польщенная – приятное расположение духа.
Конфузиться – смущаться.
Томятся – мучаются.
Помойка – место для выбрасывания мусора.
Игра в Винт – карточная игра.
Хлопочет – суетится по хозяйству.
Всполошатся – начнут действовать.
Лакей – слуга в господском доме.

Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».

Слайд 16Анализ рассказа А. П. Чехова «Событие».Что делают дети с котятами? (Они

берут их в руки, начинают мять, пытаются открыть глаза). Как реагирует кошка? И почему она не защищает своих котят? (Она видит, что Нина и Ваня — дети, они не до конца понимают, что делают).В данной ситуации кошка оказалась умнее людей, а ведь могла бы оцарапать детей или укусить, дети же в силу возраста не понимают, что тем самым причиняют боль котятам и «душевную боль кошке». Но почему взрослые молчат? (Наверное, им все равно, кажется, у них нет душевного тепла).А как вы думаете, почему детям запретили брать в руки котят? Их стало жалко родителям? (Наверное, дети мешали родителям, когда «бегали» по дому с котятами. ).Как реагирует на это все папа? (Предлагает выбросить котят на помойку)

«Студент»

Несмотря на небольшой объем, этот рассказ поднимает глобальные вопросы нравственности и задевает многие острые темы. Главный герой рассказа приходит к пониманию всего истинного в жизни и за счет этого обретает веру и смотрит на мир совершенно другими глазами.

С самого начала Чехов показывает нам студента, как человека полностью разочаровашегося в мире и в людях. На протяжении рассказа мы наблюдаем за перерождением Ивана, за тем, как он сам меняет себя — наполняет свой внутренний мир чем-то светлым и добрым, и теперь вера ведет его вперед. Второстепенные персонажи рассказа отображают эту же проблему. Лукерия и Василиса тоже знакомы с невзгодами жизни, но их достоинство в том, что веру они так и не потеряли.

«Вишневый сад»

Когда говорят о пьесе Чехова «Вишневый сад», то всегда упоминают, что это проивзедение контрастное — серьезное сплетается со смешным, и впечатление от этого произведения нельзя назвать однозначным. Чехов желал отобразить в пьесе социальные изменения эпохи и показать то, как дворянство постепенно преобразовывалось и теряло свои позиции… И ему удалось сделать это в полной мере.

С присущим ему стилем Чехов показывал размеренную и тихую жизнь главных героев, а все ключевые и конфликтные события происходили не на глазах у читателя, а за кулисами. И социально-исторический перелом в жизни всей Росси, и в обществе дворян, раскрывается с самой неожиданной стороны — довольно повседневной и блеклой.

Значение названия этой пьесы парадоксальным образом показывает то, под каким углом Чехов хотел показать этот социальный перелом. И как всегда — тонкость и мастерство его слога делают происходящее в «Вишневом саде» по-настоящему драматическим и нравственно важным.

Сюжет пьесы «Медведь»

Сюжет пьесы прост. Помещица Елена Ивановна Попова скорбит по скончавшемуся мужу и полгода не выходит из дома. Слуга Лука пытается внушить ей, что нужно вернуться к жизни, в её годы грех губить себя, запираясь в комнате. Но верная жена ничего не желает слышать. Неожиданно к ней приезжает Григорий Степанович Смирнов, требующий вернуть ему деньги,  которые покойный муж Смирновой остался должен. Вдова готова вернуть деньги «послезавтра». Помещик требует денег немедленно, иначе у него опишут имение. В процессе перепалки он вызывает женщину «к барьеру», та принимает вызов. В ходе событий герой замечает, что вдова темпераментна и оригинальна и понимает, что «влюбился, как гимназист». Пьеса заканчивается продолжительным поцелуем.

Понятно, что без рассмотрения сюжета анализ пьесы «Медведь» был бы неполным

Теперь обратим внимание на некоторые детали

При всей простоте сюжет совмещает в себе несколько традиционных схем. Это мотив «укрощения строптивой», широко известный со времён Шекспира. Ощутимы переклички с идеей соблазнения верной жены или вдовы прельстителем Дон Жуаном. Кульминационная сцена дуэли тоже построена на основе пародии и игры традиционными мотивами. Здесь в поединок вступают мужчина и женщина, поэтому помимо прямого смысла сцена дуэли приобретает переносный и становится символом борьбы в любви. Кроме того, момент «сражения» носит явно комический оттенок, что подчёркнуто повышенной экспрессивностью лексики («люблю», «ненавижу», «счастье», «сошёл с ума») и синтаксиса (множеством восклицаний, многоточий).

«Дама с собачкой»

Этот рассказ поразителен тем, что его освновный мотив — любовь, раскрывается с неожиданной стороны. Чехов, будучи мастером изображения скучной и серой повседневности, позволяет встретиться двум неординарным героям в одном своем рассказе — «Дама с собачкой». Что же такого в этих двух героях, что делает их встречу знаменательной?..

И Гуров, и Анна Сергеевна мучаются повседневностью жизни, неопределенностью своих выборов — они оба не любят и не принимают своих супругов, и жизнь из-за этого кажется им невероятно скучной. Но курортная любовь меняет их мировоззрение и их жизни наполняются красками и новыми ощущениями. И получается, что курортный роман меняет жизни героев раз и навсегда.

Гуров, вернувшись в Москуву, обнаруживает, что его жизнь не просто безобразна, но и то, что он не может больше с этим мириться. И вдруг он осознает, что символом его счастья являлется Анна Сергеевна, которую он думал, что забудет к этому времени. Главное, что хотел показать писатель — это то, что свобода и счастливая жизнь в мечатх представляется совершенно по-другому, а когда наступает реальная жизнь, человек не может справить с ее обыденностью и бытом. Конец рассказа можно назвать открытым, так как новая жизнь для двух главных героев только начинается.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: