Краткое содержание
Эта история приключилась потому, что у главного героя, шестиклассника Сережи Емельянова, было одинаковое с отцом имя. Он «был из семьи образцовой»: родители вели в школе спортивный кружок, всегда посещали родительские собрания и вовремя подписывали дневник. Сережа же, по словам зоолога, нарушал «все законы наследственности», так как писал с орфографическими ошибками, вечно подсказывал своему другу Антону и сбегал с последних уроков. Все считали семью Емельяновых примером для подражания, и завидовали, особенно женщины, той трогательной связи, что была видна невооруженным глазом между родителями Сережи. Они часто ездили в командировки, занимаясь проектированием заводом, а Сережа на время их отсутствия жил с бабушкой.
Сережа «был похож на бабушку – на мамину маму», и вместе они совершенно не поддавались правильному влиянию: отказывались закаляться, бегать по утрам, и все выходные проводить на лыжах. Они были «неправильными людьми», и это их объединяло.
Когда родители Сережи были в командировке, они каждый день по очереди писали письма, в которых давали советы и наставления. Однажды Сережа «вытащил из ящика целых два письма. И на обоих было написано: «Сергею Емельянову»». Загадочная незнакомка с инициалами Н. Е. обращалась к Сережиному папе, называла его самым близким человеком, и просила о скорой встрече.
Сережа не мог прийти с этим письмом к бабушке – «все-таки она была маминой мамой». Ему было очень тяжело осознавать, что счастье его семьи угрожает какая-то неизвестная женщина, и решительно «отправился по адресу, который был написан на конверте внизу». Над дверью висела табличка с фамилией «Емельянова», и Сережа решил, что это просто папина родственница.
В квартире незнакомки Сережи увидел отцовские фотографии с фронта. Он узнал, что Нина Георгиевна в войну была доктором, и спасла отца от страшной бессонницы спортом, дисциплиной и строгим режимом дня. Они поженились, но спустя время развелись.
После долгих раздумий Сережа решил помочь Нине Георгиевне, у которой случилась какая-то беда, о которой она написала его отцу. Женщина рассказала, что «взяла мальчика из детского дома». Малыш потерялся во время войны, и Нина Георгиевна воспитала его, как собственного сына. Когда же мальчику исполнилось пятнадцать лет, нашлись его настоящие родители, и он покинул приемную мать. Женщина очень страдала, так как понимала свой «приговор окончательный: одиночество».
Сереже было очень жаль Нину Георгиевну. Он вновь навестил ее, но застал дома одного Шурика – приемного сына, который собирал свои вещи. Парень объяснил Сереже, что не хочет прощаться с приемной матерью с глазу на глаз, и расстраивать ее еще больше – «если собаке хотят отрубить хвост, это надо делать в один прием».
Из Сережиной жизни «ушла беспечность», он перестал быт таким счастливым, как прежде. Теперь все мысли Сережи были о несчастной одинокой женщине, которая остро нуждалась в любви и поддержке. Желая вернуть Нине Георгиевне интерес к жизни, Сережа не придумал ничего лучшего, как притвориться больным. Но, поразмыслив, он понял, что не сможет обмануть добрую и доверчивую женщину. Тогда он вспомнил о своем лучшем друге Антоне, который очень страдал «от застенчивости, нерешительности и даже от заикания». И только Нина Георгиевна, будучи врачом-невропатологом, могла помочь Антону.
С тех пор «прошло три с половиной года», и за все это время Сережа ни разу не обмолвился родителям о своем знакомстве. Недавно его семья переехала в другой город, и мальчик пообещал Нине Георгиевне, что каждое лето будет приезжать к ней на каникулы. Последнее школьное лето «обещало быть очень счастливым», так как родители собирались отвезти Сережу на морской курорт на Кавказ – набраться сил перед выпускным классом и поступлением в институт. Но этим планам не суждено было сбыться. Сережа узнал, что Нина Георгиевна взяла отпуск на все лето и отказалась от отдыха с детьми в пионерском лагере, чтобы провести время с Сережей. Он отказался от поездки на море, чтобы не стать «третьей потерей» своего верного друга.
Глава 4. Двадцать девятое февраля
«Любовь облагораживает человека», но рассказчик этого не заметил. С тех пор как он влюбился, ему приходилось всё время врать. На вопрос мамы, почему он так часто причёсывается и меняет рубашки, мальчик отвечал, что в школе работает санитарная комиссия, а постоянные двойки объяснял рассеянностью. На самом деле на уроках рассказчик думал о Лиле Тарасовой, которая перешла к ним из другой школы.
Впервые увидев Лилю, рассказчик «на миг потерял сознание», а потом очень захотел «предстать перед ней в выгодном свете». Получить на её глазах «пятёрку» никак не удавалось — выходили одни «двойки», но мальчик хорошо катался на коньках, поэтому решил пригласить Лилю на каток.
Лиля была непохожа на других, даже её портфель, тетрадки и ручки были опрятные и изящные, и девочка знала это. На каток она согласилась пойти в воскресенье 29 февраля, но сначала рассказчик должен был заслужить это право — пройти испытания.
Сначала рассказчику пришлось отнести книгу соседу Вале, с которым Лиля поссорилась. Валя, оказавшийся красивым и высоким парнем лет четырнадцати, назвал рассказчика Лилиным пажом.
Дома быстро догадались о том, что мальчик влюбился. Бабушка попыталась его перевоспитать, сообщив, что сын её соседки решил думать «обо всём остальном» только после института, а мама, влюбившись в Серёжу Потапова, стала отличницей. Но отличником у рассказчика стать не получалось, а приглашать Лилю на каток после окончания института было, пожалуй, поздновато.
Рассказчику необходимо было с кем-то посоветоваться, и он отправился к студенту-геологу Юре, живущему в соседнем подъезде. Однажды Юра тяжело заболел. Его родители, тоже геологи, были в экспедиции, и рассказчик ухаживал за Юрой, рискуя заразиться. С тех пор мальчик приходил к нему за советом. Узнав о трудностях рассказчика, Юра рассмеялся и сказал, что любовь в шестом классе — это несерьёзно, и всё рассеется само «как дым, как утренний туман».
Через неделю Лиля велела рассказчику дежурить в её подъезде часа по два в день, на случай, если ей что-нибудь понадобится. Дежурил мальчик вместе со своим одноклассником Владиком Бабкиным, который тоже проходил испытания. Они ходили с Лилей в магазин или на рынок, носили за ней сумки, а Валя, играющий во дворе в хоккей, называл их «то „почётным эскортом“, то „музыкальным сопровождением“, то „прилипалами“». Рассказчик молчал и терпеливо ждал 29 февраля.
В субботу, 28 февраля, Лиля заявила, что остаться должен кто-то один, и мальчики «должны решить это в честном бою, как мужчины», а когда началась драка, позвала Валю их разнимать. Увидев разбитый нос рассказчика, Валя посмотрел на Лилю «не то с уважением, не то даже как-то ещё серьёзнее».
Вечером рассказчик позвонил Лиле, чтобы договориться о походе на каток, но та заявила, что этот год — високосный, 29 февраля в нём нет, а воскресенье 1 марта у неё занято. Следующим утром рассказчик увидел, как Лиля отправилась на каток с Валей.
Юра по-прежнему был уверен, что это пройдёт, но для рассказчика всё было настолько серьёзно, что он ничего не соображал и на следующий день снова получил «двойку».
О произведении
Повесть «А тем временем где-то» Алексина была написана в 1966 году. Это трогательный рассказ о том, как мальчик был вынужден быстро повзрослеть, узнав о первой любви своего отца. Он стал настоящим другом для несчастной одинокой женщины, у которой не осталось ни одного близкого человека.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «А тем временем где-то» на нашем сайте. Пересказ книги Алексина пригодится для анализа произведения и читательского дневника.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Советуем почитать
- Краткое содержание Рахманинов Алеко Опера Сергея Рахманинова «Алеко» создавалась по поэме великого писателя Пушкина «Цыганы». Величайшая творческая работа была создана для защиты диплома Московской консерватории, которую музыкант окончил в 1891 году
- Краткое содержание сказки Медведь на воеводстве Салтыкова-Щедрина История «Медведь на воеводстве» была написана Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Произведение является сказкой сатирической направленности
- Священная книга оборотня — краткое содержание романа Пелевина В книге Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» рассказывается о жизни женщины лисы-оборотня. Она жила в двадцать первом веке в городе Москве. Женщину оборотня звали А Хули.
- Великая шахматная доска — краткое содержание книги Бжезинского Произведение «Великая шахматная доска» написано профессором университета США и является размышлением автора над вопросом о воплощении стратегии геополитического развития штатов в 21 веке
- Паустовский
Влияние произведения на общество
Произведение искусства, будь то книга, фильм, музыкальное произведение или картина, может оказать значительное влияние на общество. Оно способно вызвать эмоции, изменить мышление и даже вдохновить людей к переменам.
Одним из способов влияния произведения на общество является его способность отображать актуальные социальные проблемы и вызывать обсуждение. Такие произведения могут поднимать важные вопросы, раскрывать недостатки общества и вызывать стремление к их исправлению.
Пример | Влияние |
---|---|
Роман «1984» Джорджа Оруэлла | Раскрытие темы тоталитаризма и потери личной свободы способствовало распространению идеи о необходимости борьбы за демократию и защиту прав человека. |
Фильм «Вавилон-5» | Показана сложность политических отношений и перспективы межзвездных конфликтов, чтобы взывать к миру и сотрудничеству между народами. |
Песня «Imagine» Джона Леннона | Поэтические строки о мире и равенстве возвысились в гимн многих движений за мир и социальную справедливость. |
Влияние произведения на общество также может проявляться в изменении культурных стандартов и ценностей. Картины или книги могут стать частью национального культурного наследия и формировать или изменять представления о хорошем вкусе, этике и идеалах.
Наконец, произведение может вдохновить людей к своему собственному творчеству и деятельности. Оно может стать импульсом для развития новых идей, создания новых произведений и способствовать инновациям в разных областях, таких как искусство, наука и технологии.
Творчество
Эвакуированный из столицы на Урал, Алексин уже в шестнадцать лет стал сначала литературным сотрудником ежедневной газеты «Крепость обороны», а через короткое время — ответственным секретарём этого органа строящегося алюминиевого гиганта. Помимо многотиражной газеты, с её ежедневной сумасшедшей деловой текучкой, писатель работал и над собственными будущими произведениями. «Запомни это лицо», «Ивашов», «В тылу как в тылу» и многие другие рассказы и повести содержат богатейший автобиографический материал. В 1947 году писатель уже принял участие в Первом всесоюзном совещании молодых писателей.
В 1951-м он окончил знаменитый Институт Востоковедения в Москве и выпустил первую большую книгу. Константин Паустовский, высоко оценивший талант и доброе сердце молодого писателя Алексина, стал его первым редактором. Эта большая повесть называлась «Тридцать один день или дневник пионера Саши Василькова». С лёгкой руки Паустовского книга стала популярной, а автор её — одним из любимейших писателей в стране детства и юношества. До 1966 года Алексин писал для детей, и делал это превосходно. Кто не бывал на страницах «В стране вечных каникул»? Его повести «Саша и Шура», «Коля пишет Оле», «Необычайные похождения Севы Котлова» зачитывались в библиотеках буквально до дыр. Но уже тогда писатель задумывался о проблемах воспитания юношества. И скоро эти мысли воплотились в строках повести «А тем временем где-то…». Краткое содержание уже показывает, насколько поднятые писателем проблемы стали обширнее и серьёзнее.
Зачем нужна верность
Емельянов-младший в первые минуты встречи смотрел на Нину Георгиевну с некоторым подозрением и даже ревностью, но быстро поверил, почувствовал чужую боль и поделился теплом своей души. Навещая её, мальчик сам привязался к этой женщине и, конечно же, ей стал очень дорог. Они подружились. Пустота вокруг Нины Георгиевны заполнилась позитивом. Да и сам Сергей явно становился другим: взрослым, ответственным, способным дарить радость.
Анатолий Алексин заканчивает повесть тем, что Сергей Емельянов младший получает путёвку на море, которой родители наконец-то решили его поощрить. Долго он строил планы — всю зиму, каждый день своего отдыха продумал. Но тут пришло очередное письмо от Нины Георгиевны. Она не знала, о чём мечтал Сергей, а потому отказалась от своего отпуска, только бы видеться с ним. Мечта о море стала тускнеть и таять прямо на глазах. Сергей не может допустить, чтобы Нина Георгиевна ещё раз ощутила такую потерю, какими были две прежние. А то, что он ей так же, если не больше предыдущих потерь дорог, он знал наверняка. Сергей на море не поедет, не предаст. Он надёжен и верен, порядочен и отзывчив, с огромной душой и добрым сердцем.
Главные герои
Сергей Емельянов в этой повести не один. Это имя и эту фамилию носят и отец, и сын, потому вокруг этого совпадения и построилось стройное здание сюжета. Семья в полном смысле слова — образцовая. Сергей Емельянов старший — достойный пример для подражания и отец, которым нельзя не гордиться. Вместе со своей женой — матерью Сергея Емельянова младшего — он активно занимается спортом, учит самостоятельно английский язык, пропагандирует здоровый образ жизни.
А кроме того, они вместе проектируют заводы, то есть делают для страны максимально полезное дело. Но самое главное, семья Емельяновых — очень красивые и безупречно обязательные люди. По долгу службы часто бывая в длительных командировках, они пишут сыну письма — конкретные, точные, правильно оформленные, с датой и временем написания. Сын, выходя из дома на учёбу, каждое утро достаёт из почтового ящика очередное послание. Но однажды посланий оказалось два.
Сейчас читают
Главный герой – мальчик Чарли. Его родители уехали, а он, спасаясь от одиночества, пришел к Старухе, которая приходилась ему родственницей. Женщина была очень странной, постоянно колдовала и носилась с разными зельями
Однажды рассказчик ночной порой шёл через лесную чащу и вдруг услышал странные звуки. Мужчина решил идти туда, откуда они слышались, и вскоре вышел к костру. Оказалось, что около огонька находился Семён – парень
Рассказ «Соль» входит в сборник Исаака Бабеля «Конармия». Автор повествует о временах октябрьской революции от лица солдата-казака Никиты Балмашева.
В интересном рассказе от известного английского писателя – Редьярга Киплинга «Слонёнок» нам предстоит встретиться с любопытным слонёнком, уж очень любящем задавать всем различные вопросы.
В детской литературе немало произведений, которые читаются легко и с огромным интересом. Среди авторов, пишущих прекрасные вещи для ребят, был Яковлев. Писатель сумел сочинить великолепные труды, в которых показаны образы детей в годы войны
Источник
Анатолий АлексинА тем временем где-то
У нас с отцом одинаковые имена: он Сергей и я Сергей.
Наряду с ужасом его крестьянский дух открывает беспощадную нежность воспоминаний, солидарность переживших страстей, радость утешения своим присутствием другого человека с немного полентой и ведром молока: только «доброжелательность», кажется, интуиция, может подорвать человека в отчаянии. Но ясно, что посещение страны служит лишь преамбулой в качестве подготовки. Решающий опыт еще предстоит сделать в Милане, в сердце нищеты и абсурда. В свержении частей, которые сейчас находятся в движении, «путешественник» вынужден защищаться маской инструктора, оставаться в жестокой игре монахов, которые берут ее на свою тележку и спасают «адскую кантилену», почти так же, как он просит мифический архетип путешествия, необходимо спуститься в подземный мир, прежде чем приобретать право заново открыть реальную часть себя.
Если бы не это, не произошло бы, наверно, все, о чем я хочу рассказать. И я не спешил бы сейчас на аэродром, чтобы сдать билет на рейсовый самолет. И не отказался бы от путешествия, о котором мечтал всю зиму…
Началось это три с половиной года назад, когда я еще был мальчишкой и учился в шестом классе.
«Что» и «Как»
Сам автор неоднократно объяснял в своих интервью понимание отличия литературы для юношества и литературы для детей
Детям очень важно — КАК написано, им свойственно ярко чувствовать образность, красоту языка, ясность стилистики, именно тогда они воспринимают то, ЧТО в произведении хотел сказать автор. А юношество ценит литературу именно за проблематику, которая волнует ещё не взрослых, но уже и не детей. Все произведения Алексина отличаются остротой и актуальностью (актуальностью в вечности!) проблематики, вопросами нравственности
Мастер слова Алексин дал нам массу превосходных афоризмов, с которыми гораздо легче найти правильный путь в жизни. С добром надо поспешить, чтобы оно не осталось без адресата. Дети плачут не только над своей разбитой коленкой, но и когда она болит у другого. Нет более мудрого подхода к воспитанию чувств
Все произведения Алексина отличаются остротой и актуальностью (актуальностью в вечности!) проблематики, вопросами нравственности. Мастер слова Алексин дал нам массу превосходных афоризмов, с которыми гораздо легче найти правильный путь в жизни. С добром надо поспешить, чтобы оно не осталось без адресата. Дети плачут не только над своей разбитой коленкой, но и когда она болит у другого. Нет более мудрого подхода к воспитанию чувств.
Здесь и в огромном количестве других строк предельно сгущено само слово, писатель умел вкладывать максимум информации с помощью художественности в самое минимальное количество букв. При всём этом ни грамма сухой дидактичности у Алексина нет. Здесь постоянно сочетание драматизма и напряжённости с абсолютно музыкальным лиризмом и юмором, а композиция построена по веками проверенным принципам переклички мотивов или варьирования темы. Нет впечатления повтора, хотя зачастую используется тот же способ построения, поднимается та же проблема. «А тем временем где-то…» — повесть, целиком и полностью отвечающая этим признакам. По объёму она так же невелика, зато информативно — огромна, нравственная высота этого произведения никого не оставит равнодушным.
Как ваше здоровье?
Бабушка считала папу неудачником и постоянно приводила в пример его институтских товарищей, которые, как назло, все стали профессорами, главврачами и кандидатами наук. После бабушкиных речей всем становилось ясно, что папа — отстающий, и в квартире воцарялась грустная тишина.
Мама с упрёком говорила, что папины товарищи до сих пор приносят свои диссертации ему на проверку хотя и получают для их создания творческие отпуска, а сам папа уже три года не отдыхал. Хоть бы больничный взял на недельку…
Мамино желание исполнилось — папа заболел гриппом. Когда он взял больничный, незнакомые люди целыми днями звонили, взволновано спрашивали о его здоровье, предлагали купить любое лекарство, только бы папа быстрее выздоровел. Маму радовали эти звонки, а бабушку удивляли — они обе не ожидали, что стольких людей волнует папино здоровье. Рассказчик начал звать их к телефону, чтобы они сами всё услышали.
У папы не было высокой температуры, но однажды рассказчик целый день всем говорил, что лоб у него горячий, а градусник разбился. Вечером незнакомые люди принесли три градусника.
Бабушка, наконец, признала, что Потапову далеко до папы, который спасает человеческие жизни. Рассказчик думал о вирусах гриппа с нежностью и твёрдо решил заболеть, если его станут недооценивать.
Реклама:
Теперь
Писатель Анатолий Алексин известен не только в России и странах бывшего СССР. Его повести и пьесы были переведены на огромное количество языков, включая бенгальский, персидский и хинди. Алексина охотно переиздают в Англии, Италии, Франции, Испании, очень любят в Японии. Во всех произведениях Анатолия Алексина бьётся его доброе сердце. Не напрасно писатель — лауреат премий не только советских, но и международных, в том числе имени Ганса Христиана Андерсена. Многие помнят телевизионную передачу, где Алексин был ведущим — «Лица друзей». Также много работал в Союзе писателей, в редколлегии журнала «Юность», в комитете защиты мира. С 1982 года Алексин — учёный-педагог, член-корреспондент АПН СССР.
А в 1993 году он страну покинул, живёт в Израиле, пишет абсолютно «взрослые» книги. И сам материал, и тематическая составляющая сильно изменились. В 1994 году вышла «Сага о Певзнерах» — о терроре, антисемитизме, фашизме, которые калечат человечество, в данном случае это рассматривается на примере одной семьи. Через три года увидел свет роман Алексина «Смертный грех» и мемуары «Перелистывая годы». На этих страницах словно иссяк неизбывный оптимизм автора, вера в будущее человечества, уверенность в завтрашнем дне, которыми всегда наполнял своё творчество Анатолий Алексин.
Символизм и метафора в тексте
В произведении символами могут быть как отдельные предметы, так и конкретные действия или события. Они могут иметь различные значения и смыслы в разных контекстах. Например, дождь может символизировать печаль или очищение, а огонь – страсть или разрушение. Эти символы помогают автору выразить свои идеи и передать читателю эмоциональное состояние героев и общую атмосферу произведения.
Метафоры в тексте также играют важную роль. Они позволяют автору передать сложные идеи и визуальные образы, используя сравнение. Метафора может быть простой и понятной или же сложной и загадочной. Она усиливает впечатление от текста и замечательно сочетается с символическими образами.
Символизм и метафора в произведении «а тем временем где то» создают особую атмосферу и придают тексту глубину. Они помогают автору выразить свои мысли, чувства и идеи, а читателю – погрузиться в мир образов и интерпретировать произведение на свой лад.
План-конспект урока по повести А.Алексина «А тем временем где-то» В 8-м классе
Разделы: Литература
Эпиграф: «Чувствовать себя в ответе за каждую человеческую судьбу, быть в ответе за каждый проступок товарища – это чудесное качество». (А.Алексин)
Оборудование: выставка книг А.Алексина, плакат с вопросами для обсуждения, презентация по творчеству А.Алексина, перфокарта со словарными словами – ДИСПУТ, ПРОБЛЕМА.
На доске: Тема урока и тема сочинений-миниатюр – домашнее задание:
– Тема нашего урока – диспут по книге Алексина «А тем временем где-то». Что же такое диспут? Посмотрите по перфокартам значение этого слова. Так вот, сегодня нам предстоит публичный спор на литературную тему. В ходе спора мы решим ряд проблем, поставленных автором произведения. Что же такое проблема? Сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования.
Прежде всего, давайте поговорим об авторе, что вы знаете о нем и его произведениях?
Анатолий Алексин – талантливый советский писатель (создающий свои произведения и сейчас). В книгах Алексина живут активные, энергичные люди в основном от двенадцати до шестнадцати лет. Его герои ни на минуту не остаются без дела, всегда переполнены захватывающими планами переделки, но главное в произведениях писателя – не занимательность сюжета, а то душевное состояние, которое испытывают его герои, решая важные жизненные проблемы. Жизнь всячески испытывает героев, читателю интересно, какие душевные качества проявит герой, каким он выйдет из этих испытаний, сохранит ли душевную чистоту, благородство? И мы вместе с автором анализируем, наблюдаем, спорим. И героям повести «А тем временем где-то» Шурику и Сереже тоже пришлось пройти жизненные испытания.
Вопрос: Какие испытания ставит перед Сережей и Шуриком жизнь?
Шурик. Уйти или остаться у Нины Георгиевны? Если уйти, то, как уйти, ведь это можно сделать по-разному? И можно ли было уйти от одинокой, доброй, слабой, беззащитной женщины? Нина Георгиевна: «Тогда, много лет назад, мне было трудно. Но сейчас еще хуже. Все-таки он был моим сыном. А теперь оказалось, что он не мой. Вторая потеря в жизни. Я тогда еще была молодой, были надежды. А теперь уже ничего нет. Приговор окончательный: одиночество». Сережа. Мальчик из благополучной семьи, «образцовой» семьи. И вдруг в это «благополучие» врывается сигнал о бедствии, у чужого человека беда. – Как он поступит? – Каким путем он пойдет? Он не мог думать об этой чужой женщине, забыть. Но его спасла способность к пониманию другого человека, способность к состраданию. Все развитие человеческого вытекает из сострадания к угнетенным, несчастным, обиженным. Сережа: «До этого дня жизнь казалась мне настолько простой и ясной, что я редко в чем-нибудь сомневался».
Вопрос: Сергей пришел на помощь Нине Георгиевне, но это произошло не сразу.
– Какие признаки душевной глухоты проявил Сергей в самом начале рассказа?
Алексин внимательно исследует психологические сдвиги, происходящие в сознании Сергея, помогает нам увидеть, как мальчишеское сердце, вначале изолированное от забот внешнего мира, неспособное сочувствовать чужому горю, вдруг приоткрывается навстречу незнакомым людям и вбирает в себя, их переживания и заботы. Сергей решает (получив письмо), что он зайдет по указанному адресу и, приняв гордую позу, вернет письмо. Готовясь к встрече с незнакомой женщиной, покушавшейся на спокойствие Емельяновых, предполагая борьбу, уговоры. Сергей за весь день ни разу не подумал о строчках, которые были главными, и ради которых было написано письмо:
II
Ницше, как «полуночное, печальное солнце», осветил «холодную, мертвенно-печальную пустыню» души и жизни Сергея Петровича. Но он всё равно обрадовался свету мыслей великого философа.
Сергею Петровичу не нравилось, когда Новиков «смеялся над туманным языком книги». Он чувствовал, что глубже понимает слова Заратустры, но не мог выразить свои мысли.
Тупое смирение с фактами кончилось незаметно для Сергея Петровича, словно «видение сверхчеловека» зажгло фитиль, прикреплённый к бочке с порохом. Это яркое, но нечётко очерченное видение осветило жизнь Сергея Петровича, похожую на длинный серый коридор без поворотов и дверей, по которому плывут серые тени людей.
Сергей Петрович постоянно сравнивал себя с Новиковым, и тот казался ему «чуждым и загадочным». Он не слишком огорчился, когда Новикова выслали из Москвы. Писать тот не обещал — не любил переписки — и жалел, что дал Сергею Петровичу прочесть Ницше.
Оставшись один, Сергей Петрович понял, что давно хотел остаться с Ницше наедине. С этой минуты никто им не мешал.
Письмо
Завязка повести — письмо от незнакомой женщины, адресованное Сергею Емельянову, которое младший Сергей ничтоже сумняшеся вскрыл и прочёл, что навсегда перевернуло страницу его прежней жизни. Беззаботное детство кончилось. Слишком тонкие душевные изменения, происходящие с героем, трудно понять детям и отрочеству. Эта повесть явно для более взрослых людей написана. Даже авторские нежные подтрунивания над образцовостью семьи главных героев уже адресованы для скорее молодости, чем юности с её максимализмом и прямолинейностью. Идеальная ровность отношений родителей и даже как бы «слегка неправильное», но безоблачное отношение к старшему Емельянову тёщи, — всё это предстаёт перед мальчиком в свете прочитанного письма совсем не таким понятным и простым, как он это видел всю свою жизнь.
Детство кончилось вместе с горьким посланием незнакомой женщины, поменялась сама жизнь, взгляды, началось резкое взросление. Книга «А тем временем где-то…» показывает и сегодняшним молодым людям, насколько велика потребность в доброте, отзывчивости, сострадательности, — эти человеческие качества поистине никогда не потеряют значения. Не все люди способны быть добрыми — вот ещё один урок, который Серёжа Емельянов получает на страницах повести. Именно это и поставил во главе угла Анатолий Алексин. «А тем временем где-то…» — лакмусовая бумажка, которой и сегодня можно проверить личные качества человека. Жаль, что из современных школьных программ в России творчество Анатолия Алексина ушло. Его повести — незабываемые уроки нравственности, о которых всегда будут говорить, что они именно «про нас», — и через пятьдесят лет, и через двести пятьдесят. Во всяком случае, сегодня — точно всё ещё про нас.
Тематические особенности произведения
Автор освещает различные сферы жизни, в которых происходят события произведения
Основная тема произведения связана с…
Произведение затрагивает вопросы…
Главные персонажи произведения сталкиваются с такими проблемами как…
Сюжет произведения развивается в виде…
Автор акцентирует внимание на…
Произведение а тем временем где-то оставляет место для разных интерпретаций и взглядов на мир, позволяя каждому читателю находить в нем что-то личное и уникальное. Через изображение различных ситуаций и персонажей, произведение передает свои тематические особенности и позволяет задуматься над глубинными вопросами жизни и общества.