Героические образы женщин в повести бориса васильева «а зори здесь тихие…»

А зори здесь тихие краткое содержание повести бориса васильева, характеристика главных героев, анализ сюжета, история создания произведения | tvercult.ru

История создания

Сам автор утверждал, что в качестве основы сюжета было выбрано реально произошедшее событие. Семеро солдат, проходивших службу на одном из участков Кировской железной дороги, смогли дать отпор немецко-фашистским захватчикам. Они сразились с диверсионной группой и предотвратили подрыв своего участка. К сожалению, в конце живым остался лишь командир отряда. Ему в последствии выдадут медаль «За боевые заслуги».

Эта история показалась писателю интересной, и он решил воплотить её на бумаге. Однако когда Васильев приступил к написанию книги, он осознал, что в послевоенное время было освещено множество подвигов, и такой поступок является лишь частным случаем. Тогда автор решил изменить пол своих героев, и повесть заиграла новыми красками. Ведь освещать женскую долю на войне решался не каждый.

Сравнение произведения с экранизацией

Сравнение произведения «А зори здесь тихие» с его экранизацией является одной из самых интересных тем для обсуждения. В произведении Васильева мы видим глубокую характеристику героев, их внутренние переживания и мысли, которые не всегда могут быть переданы на экране. Однако, экранизация этого произведения позволила зрителям увидеть визуальное воплощение героев и их окружения, что добавило новые краски в их представление о произведении. Кроме того, экранизация позволила увидеть детали, которые не были описаны в произведении, например, боевые действия и взаимодействие героев в реальном времени. Однако, некоторые изменения, внесенные в экранизацию, могут вызвать разногласия у поклонников произведения, так как они могут не соответствовать оригинальному тексту. В целом, сравнение произведения с его экранизацией позволяет увидеть разные подходы к созданию истории, а также понять, как визуальное воплощение может изменить восприятие произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

  1. История создания
  2. Тема
  3. Композиция
  4. Главные герои
  5. Жанр

Тема

Тема совершенно новая для военной прозы: война глазами женщины. Художественно преобразовывая действительность, одаривая героинь совершенно разными индивидуальными чертами, автор добился удивительного правдоподобия. Люди поверили в реально существовавших девчонок, особенно после экранизации повести в 1972 году.

Смысл названия раскрывается в самом конце повести, когда выживший старшина с сыном одной из погибших зенитчиц после войны приезжают на место гибели девушек, чтобы установить памятник. И фраза, ставшая названием повести звучит, как мысль о том, что жизнь продолжается. Траурное спокойствие этих слов контрастирует с ужасной трагедией, которая случилась здесь. Основная мысль, заложенная в название повести – правильно живёт лишь природа, в ней всё тихо и спокойно, а в человеческом мире – бури, смятение, ненависть, боль.

Подвиг на войне – обычное дело, но женщина-боец – это нечто трогательно-священное, наивное и беспомощное. Не все героини понимают, что такое война, не все видели смерть: они юны, старательны и полны ненависти к врагу. Вот только ко встрече с настоящей войной девушки не готовы: реальность оказывается страшнее и беспощаднее, чем могли ожидать юные “бойцы в юбках”.

Каждый прочитавший повесть Васильева неминуемо приходит к выводу, что трагедии можно было избежать, если бы старшина и его “боевые единицы” были более опытны, если бы… Но война не ждёт готовности, смерть на войне – не всегда подвиг, есть случайность, есть глупость, есть неопытность. Правдивость произведения – секрет его успеха и признания таланта автора, а проблематика – залог востребованности произведения. То, чему учит это произведение, должно оставаться в сердцах будущих поколений: война – это страшно, она не различает пола и возраста, мы должны помнить тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Идея всего творчества Бориса Васильева о войне: мы должны помнить о тех страшных годах в жизни страны, хранить и передавать это знание из поколения в поколение, чтобы война не повторилась.

Жанр и направление

Жанр книги – повесть. Она очень небольшая по объему, читается на одном дыхании. Автор намеренно вынул из военных будней, хорошо знакомых ему, все те бытовые подробности, которые замедляют динамику текста. Он хотел оставить только эмоционально заряженные фрагменты, вызывающие неподдельную реакцию читателя на прочитанное.

Направление – реалистическая военная проза. Б. Васильев повествует о войне, используя реальный жизненный материал для создания сюжета.

Главный герой – Федот Евграфыч Васков, является старшиной 171 железнодорожного уезда. Здесь спокойно, и прибывшие в эту местность солдаты часто начинают выпивать от безделья. Герой пишет на них рапорты, и в конечном итоге ему отправляют девчат-зенитчиц.

Поначалу Васков не понимает, как обращаться с юными девушками, но, когда дело доходит до военных действий, все они становятся единой командой. Одна из них замечает двух немцев, главный герой понимает, что это диверсанты, которые собираются пройти тайно через лес к важным стратегическим объектам.

В это время, стараясь хитростью обмануть немцев, отряд старается отвести их как можно дальше. Они изображают лесорубов, стреляют из-за валунов, находят место отдыха немцев. Но силы не равны, и в ходе неравной битвы погибают остальные девушки.

Герою всё же удаётся захватить оставшихся солдат в плен. Спустя много лет он возвращается сюда, чтобы привезти на могилу мраморную плиту. В эпилоге молодые люди, увидев старика, понимают, что оказывается и тут шли бои. Повесть заканчивается фразой одного из молодых ребят: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Смысл названия повести

«А зори здесь тихие…» — это не просто название. Это фраза одного из героев. В полном смысле название можно понять лишь дойдя до финальных страниц повести. Название как бы подчеркивает контраст между мирной и военной жизнью. Красота природы, которая окружает героев на протяжении всей повести, подчеркивается Васильевым постоянно. Именно в такой красоте и произошла финальная схватка с врагом. Девушки были вынуждены встретить его лицом к лицу, выполнить свою задачу до конца даже ценой своей жизни. Но ни одна из них не отдана понапрасну — им удалось не пропустить фашистов дальше. Вот так в самом прекрасном пейзаже и происходят кровавые, но великие события. Может, этого мелкого сражения никто и не заметит. Но именно из таких частей была «соткана» победа.

Идея произведения

После прочтения повести Васильева старшеклассники пишут сочинение с выводами по книге. Им легко уловить главную мысль произведения — женщинам не место на войне. Их жизни растоптали вражеские солдатские сапоги. Девушки бросили вызов очень коварному сопернику

Автор старается донести читателям, как важно сохранить историческую память. Во имя мира были принесены немыслимые жертвы

Смысл этой борьбы в том, чтобы все нации осознали своё место и осудили насилие, преступления против человечества. По сюжету повести снято несколько фильмов и сериал.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год.

История создания – первоначально текст был задуман, как рассказ о семи героях, которые смогли отстоять свой боевой объект ценой собственной жизни. Однако, переосмыслив сюжет, добавив ему новизну, автор изменил задумку – появилось 5 зенитчиц, которые попали под командование сержанта Васкова.

Тема – подвиг женщин на войне.

Композиция – повествование от лица сержанта, его глазами автор показывает события на разъезде. Воспоминания, ретроспектива, картины из прошлого – достаточно частый приём, гармонично вплетающий в повествование истории судеб девушек и самого сержанта.

Жанр – повесть.

Направление – реалистическая военная проза.

Символика произведения

Символика произведения «А зори здесь тихие» играет важную роль в создании образов героев и передаче главной темы произведения — бессмысленности войны. Одним из главных символов является зоря, которая символизирует надежду и свет в темноте. В произведении зоря часто упоминается в контексте мирной жизни, что подчеркивает разрыв между жизнью на фронте и жизнью в мире. Еще одним важным символом является лес, который символизирует опасность и тайну. Лес часто упоминается в контексте боевых действий, что подчеркивает угрозу, которая постоянно сопутствует героям на фронте. В целом, символика произведения «А зори здесь тихие» помогает читателю лучше понять глубинный смысл произведения и пережить вместе с героями все трудности войны.

Образ Жени Комельковой

Женя Комелькова прибыла в отделение Васкова на замену погибшей подносчицы снарядов. Героине 19 лет. Женя – дочь офицера. На глазах девушки немцы расстреляли всю ее семью, а сама Женя выжила.

Комелькова – высокая, красивая рыжеволосая девушка с большими, «детскими», зелеными глазами. Несмотря на все испытания, она дружелюбная, улыбчива и жизнерадостна. Женя вносит в коллектив зенитчиц задор и веселье. При этом Комелькова – отважный боец и надежный товарищ. Во время задания она порой ведет себя отчаянно: купается на виду у немцев, когда герои прикидываются лесорубами, спасает жизнь старшины, в последнем бою пытается увести немцев за собой. Комелькова героически погибает в перестрелке.

Особенности композиции произведения

Одной из особенностей композиции произведения «А зори здесь тихие» является ее стройность и логичность. Роман состоит из трех частей, каждая из которых имеет свою собственную логическую завершенность. Первая часть посвящена знакомству героини с новыми товарищами и подготовке к бою. Вторая часть описывает сам бой и его последствия. Третья часть рассказывает о возвращении героини в родной город и ее дальнейшей жизни

Каждая часть имеет свой собственный смысл и важность для понимания всего произведения. Кроме того, автор использует различные приемы композиции, такие как параллельное описание событий, возвращение к прошлому и многоплановость повествования, что делает произведение более интересным и насыщенным

Описание образа Веры

Образ Веры в романе «А зори здесь тихие» Васильева является одним из наиболее ярких и запоминающихся. Она представляет собой типичную представительницу женского пола того времени — молодую, красивую, но в то же время сильную и умную. Вера — это не просто героиня, а символ женской силы и выносливости, которая несмотря на все трудности и лишения, не сдаётся и продолжает бороться за свою жизнь и своих близких. Она является опорой для своих товарищей по боевому пути, поддерживает их в трудные моменты и не боится рисковать своей жизнью ради других. Вера — это образ настоящей героини, которая несмотря на все препятствия, продолжает идти вперед и верит в лучшее будущее.

Образ Гали Четвертак

Галя Четвертак – самая юная в отряде Васкова, ей всего 18 лет. Галя росла в детдоме. Фамилию Четвертак придумали работники приюта. Галю еще совсем малышкой оставили на попечение государства. Но будучи подкидышем, Четвертак не переставала верить в чудо. А богатое воображение помогало ей отвлечься от суровой реальности. До войны героиня училась в библиотечном техникуме. Когда началась война, она была студенткой третьего курса. Поначалу ее не хотели брать на службу из-за миниатюрного телосложения и маленького роста. Но благодаря своей отчаянности Галя сумела добиться зачисления в зенитчицы. Она хотела привлечь взимание и отличиться, мечтала об общественном признании. Она считала, что на войне обязана стать героем. Но на фронте она осознала, что война – это не романтическое приключение, а борьба за выживание, постоянные испытания, риск и угроза смерти. но даже в таких условиях Галя не перестала сочинять. Она выдумала историю о себе. В этой истории у нее была мама-медсестра, о которой Галя так мечтала. Товарищи быстро поняли, что Галя не всегда говорит правду. Но ей не хотелось обманывать сослуживцев. Девушка просто мечтала о лучшей участи и жила в придуманном мире, который противопоставила суровым реалиям жизни.

Галя — не из числа отважных, поэтому товарищи не спешили идти с ней на выполнение задания. Пугливость и рассеянность и привели героиню к гибели. Страх сломил Галю. А смерть подруги, Сони Гурвич, поселил в ее душе ужас. Осознание, что и ей грозит подобная смерть, дезориентировали ее. Пытаясь уйти от опасности, Галя попа под открытый вражеский огонь. Война не щадит романтиков и слабых. Смерть Гали свидетельствует о том, что к войне готов не каждый. Но Галя изо всех сил старалась защитить свою родину.

Композиция

Повествование ведётся от лица сержанта Васкова, его воспоминания составляют основной сюжет. Повествование перемежёвывается лирическими отступлениями, отрывками из детства из воспоминаний различных лет, которые всплывают в памяти старшины. Через его, мужское восприятие автор подаёт образы нежных трогательных девушек-зенитчиц, раскрывает мотивы, по которым они оказывается на фронте.

Чтобы познакомить читателей с очередной героиней, автор просто переносит действие в её прошлое, прокручивая самые яркие моменты из жизни персонажа. Картины мирной жизни настолько не стыкуются с ужасами войны, что возвращаясь к событиям на разъезде, читатель невольно желает вернуться в мирное время. Композиционно повесть содержит все классические компоненты: экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и эпилог.

Композиционные особенности

Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.

Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:

  1. Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
  2. Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
  3. Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
  4. Кульминация. Момент гибели девушек.
  5. Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
  6. Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.

Жанровые особенности произведения

Жанровые особенности произведения «А зори здесь тихие» Васильева являются одним из ключевых элементов, определяющих его стиль и содержание. Роман относится к жанру военной прозы, что подразумевает наличие в нем элементов боевика, драмы и психологического портрета героев. Важным аспектом является также наличие в произведении элементов исторической хроники, которые позволяют читателю лучше понимать контекст времени и места, в котором происходят события. Кроме того, «А зори здесь тихие» можно отнести к жанру литературы о войне, который характеризуется особой трагизмом и глубиной переживаний героев. Все эти жанровые особенности взаимодействуют между собой, создавая уникальный образ произведения и делая его незабываемым для читателей.

Смысл названия

Название повести передает эффект неожиданности, который обрушился на героев. Этот разъезд, где происходило действие, был действительно тихим и спокойным местом. Если вдалеке оккупанты бомбили Кировскую дорогу, то «здесь» царила гармония. Те мужчины, которых направляли его охранять, спивались, потому что делать там нечего: ни боев, ни нацистов, ни заданий. Как в тылу. Именно поэтому туда послали девушек, как бы зная, что с ними ничего не случится, участок безопасный. Однако читатель видит, что враг только усыплял бдительность, планируя атаку. После трагических событий, описанных автором, остается только горько посетовать на неудавшееся оправдание этой жуткой случайности: «А зори здесь тихие». Тишина в названии также передает эмоцию траура – минуту молчания. Сама природа скорбит, видя такое надругательство над человеком.

Кроме того, название иллюстрирует мир на земле, которого добивались девушки, отдавая свои молодые жизни. Они достигли своей цели, но какой ценой? Их усилиям, их борьбе, их крику с помощью союза «а» противопоставляется эта кровью омытая тишина.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «А зори здесь тихие».

Произведение написано в среднем жанре военной прозы – повести. Термин “лейтенантская проза” появился в литературе благодаря тем, кто пройдя фронтовые годы в младшем офицерском составе стал писателем, освещая события, пережитые в годы Отечественной войны. Повесть Васильева также относится к лейтенантской прозе, у автора свой неповторимый взгляд на военную действительность.

В содержательном плане произведение вполне достойно романной формы, а идейная составляющая, пожалуй, не имеет равных в русской литературе того периода. Война женскими глазами ещё страшнее от того, что рядом со смертью соседствуют каблуки и красивое женское бельё, которое упорно прячут красавицы в вещмешках. Повесть Васильева совершенно уникальна своим пронзительным трагизмом, жизненностью и глубоким психологизмом.

Композиционные особенности

Все события в повести подаются от лица командира Васкова. В основе сюжета лежат его воспоминания. В повествовании встречаются лирические отступления, отрывки из прошлого героев, воспоминания. Федот по-своему воспринимает нежных девушек на войне. У каждой своя история, приведшая её в армию.

Автор знакомит читателей с героинями по порядку, окунаясь в их прошлое. В повести чётко прослеживаются все классические компоненты композиции:

  1. Экспозиция. Васкову в подчинение прислали девушек-зенитчиц.
  2. Завязка. Рита Осянина замечает немцев в лесу.
  3. Развитие действия. Отряд отправляется на поиски диверсантов.
  4. Кульминация. Момент гибели девушек.
  5. Развязка. Васков берёт в плен фашистов.
  6. Эпилог. Федот приезжает на могилу девушек.

Жанровое своеобразие

Жанр «А зори здесь тихие» — повесть. Это небольшое по объёму произведение, читающееся на одном дыхании. Писатель отбросил все бытовые подробности, взял только эмоциональные эпизоды. У читателей они вызывают неподдельную реакцию. Если учеников интересует, какое направление книги, то это реалистическая военная проза. Автор пишет о войне, опираясь на реальный жизненный случай. Произведение получилось трагичным и лиричным одновременно.

Васильев повествует о детстве и жизни каждой из своих героинь до войны. Читатели имеют представление об их характере. Также автор рассказывает историю командира Васкова, которому нелегко справляться с женским коллективом. Хрупкие девушки вступают в схватку с крепкими, обученными убивать диверсантами. Фашистов было в три раза больше, но их отряд был уничтожен.

Образ Сони Гурвич

Соня Гурвич попала к Васкову из-за нехватки зенитчиков. Соне 20 лет. Она родилась в Минске. По национальности Соня – еврейка. Отец героини был врачом. Семья жила скромно и небогато. Соне, как младшей, приходилось донашивать одежду за старшими сестрами. Во время войны она посещала ускоренные курсы переводчиков.

Гурвич – тихая, интеллигентная, умная, начитанная девушка, любящая театр и поэзию. Дружная семья, университет, первая любовь – это все осталось позади. Началась война, Соня не могла прятаться за чужими спинами. Девушка мало приспособлена к военному быту, но она всеми силами старалась быть полезной своей стране, терзаемой фашистами. И эта неприспособленность и оказалась роковой – Соня побежала за кисетом Васкова и была убита вражеской пулей. Перед смертью она успела вскрикнуть, чтобы предупредить товарищей о том, что рядом враг.

Неприметная, тихая Соня проявила себя как отважный, храбрый человек. Смерть Сони нельзя назвать героической, но девушка совершила маленький подвиг. Именно из таких маленьких подвигов складывалась великая Победа.

Оценка стиля письма автора

Оценка стиля письма автора является важным аспектом анализа произведения. В случае с «А зори здесь тихие» можно отметить, что Васильев использует простой и понятный язык, который позволяет читателю легко воспринимать сюжет и переживать за героев. Однако, в то же время, автор не стесняется использовать сложные и метафорические обороты, что придает тексту глубину и эмоциональную насыщенность. Кроме того, Васильев умело играет с ритмом и звучанием слов, создавая особую атмосферу произведения. В целом, стиль письма автора в «А зори здесь тихие» можно охарактеризовать как простой, но выразительный и эмоциональный.

Сюжетная линия

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой

Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту.. Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами

Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Вывод

Каждый читатель, конечно, подводит нравственные итоги повести самостоятельно. Но многие из тех, кто вдумчиво читал книгу, согласятся с тем, что она повествует о необходимости сохранения исторической памяти. Нам необходимо помнить о тех немыслимых жертвах, которые добровольно и осознанно приносили наши предки во имя мира на Земле. Они шли в кровавый бой, чтобы истребить не только оккупантов, но и саму идею нацизма, лживую и несправедливую теорию, которая сделала возможным множество беспрецедентных преступлений против прав человека и его свобод. Эта память нужна, чтобы русский народ и его не менее отважные соседи осознавали свое место в мире и его современной истории.

Все страны, все народы, женщины и мужчины, старики и дети смогли объединиться ради общей цели: возвращения мирного неба над головой. Значит, и сегодня мы «можем повторить» это объединение с тем же великим посылом добра и справедливости.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: