Кратко «вельд» р. брэдбери

Нравственная проблематика рассказа р. бредбери «вельд» материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Краткое содержание

Конечно, такое интересное произведение рекомендуется читать полностью, тем более что современные онлайн-ресурсы дают возможность это сделать без посещения библиотеки или приобретения дорогостоящего печатного издания. Однако при подготовке к написанию сочинений или сдаче экзамена бывает полезно обратиться к читательскому дневнику и освежить в памяти текст.

Главные герой «Вельда» — члены обычной семьи:

  • отец Джордж Хэдли;
  • мать Лидия;
  • дети Питер и Венди.

Кажется, что у них есть все необходимое для счастья: ультрасовременное жилище, в котором любая домашняя работа — радость, поскольку выполняется роботами. А уникальная детская комната, вельд, подарившая произведению название, полностью соответствует идеалу описываемого времени. Младшие Хэдли могут на время в игровом процессе создавать новые уникальные миры, проецировать различные ситуации.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что их любимое времяпрепровождение — нахождение в собственной комнате. Наименование жилища — «Все для счастья» — является говорящим, ведь семейство Хэдли имеет все необходимое для того, чтобы считаться самым счастливым и дружным. Перед читателем возникает образ, который позднее получит наименование реализованной, сбывшейся «американской мечты».

Основные события

Постепенно малыши Венди и Питер все больше втягиваются в альтернативную реальность, которую предлагает им вельд. Их увлечения все больше пугают родителей:

  1. Дети буквально помешаны на Африке, на высоких плато «черного континента», география которого завораживает своей первобытной грацией.
  2. Их привлекают грозные хищники — львы, свободно разгуливающие по саванне и пожирающие туши убитых животных.
  3. В детской встревоженные отец и мать случайно находят вещи, поврежденные острыми клыками и испачканные следами крови.
  4. «Милые создания» с восторгом наблюдают за тем, как животные вступают между собой в схватки со смертельным исходом. Дети с удовольствием слушают жуткие звуки битв, предсмертные стоны.

Специалист дает родителям вполне рациональный совет: покинуть «умный дом», отказаться от автоматизации и переехать жить в деревню. Старшие Хэдли соглашаются, но дети в ужасе. Они упрашивают родителей разрешить им последний раз посетить комнату на прощание. Лидия и Джон соглашаются.

Развязка действия

Дальнейшее развитие сюжета предугадать несложно. Привыкшие к своему вельду дети не хотят возвращаться к реальной жизни, поэтому проявляют особую жестокость. Они заманивают доверчивых родителей в детскую, в которой на тот момент проецирована Африка со своими хищными обитателями и закрывают их там. Лидия и Джон не в силах управлять своим домом, тот отказывается воспринимать их команды.

Взрослые, оставшись наедине со львами, не в силах противостоять их первобытной мощи, а потому становятся невинными жертвами собственных отпрысков, решивших всеми силами остаться в вожделенном вельде. Оказалось, что малыши так часто воображали себе, как их родители станут пищей для царей зверей, что это материализовалось.

Пришедший к семье Хэдли доктор Макклин увидел страшную картину. Юные пациенты спокойно обедали, в то время как львы вдалеке с удовольствием также наслаждались трапезой. И главным блюдом были их любящие родители. На этом небольшой по объему рассказ завершается. Автор оставляет открытыми несколько вопросов:

  1. Как сложится судьба детей в дальнейшем.
  2. Что именно побудило в детях такую жестокость по отношению к самым близким людям.
  3. Действительно ли во всем произошедшем виноват дом или же злоба таилась в сердцах Венди и Питера.
  4. Кто из них стал инициатором расправы над родителями.

Каждый читатель, будь то взрослый или ребенок, может ответить на эти вопросы по-своему, предложить собственные аргументы. Но суть остается единой: со страниц книги обрушивается множество вполне актуальных проблем. Альтернативная реальность, где каждый может стать тем, кем хочет, не прикладывая к этому каких-либо усилий (кроме единственного — подключить в сеть дорогостоящую современную игрушку), не приведет ни к чему хорошему.

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Здесь мы найдем следующие проблемы:

  • взаимоотношения людей,
  • тоска по дому,
  • родина в жизни человека
  • природа в жизни человека,
  • способность видеть прекрасное в обыденном,
  • зависть,
  • детская жестокость,
  • цена ошибки,
  • совесть,
  • стыд и раскаяние.

Этот рассказ прекрасно демонстрирует, на чем строится человеческое общество. Самым очевидным является, конечно, жестокое поведение детей: сначала они обманывают Марго, что солнце покажется в другой день, а потом запирают в чулане девочку, чтобы она не могла увидеть светило:

«Все кинулись к ней, схватили и поволокли, – она отбивалась, потом просила, потом заплакала, но ее притащили по туннелю в дальнюю комнату, втолкнули в чулан и заперли дверь на засов. Дверь тряслась: Марго колотила в нее кулаками и кидалась на нее всем телом. Приглушенно доносились крики. Ребята постояли, послушали, а потом улыбнулись и пошли прочь – и как раз вовремя: в конце туннеля показалась учительница».

Это по-настоящему жестокий поступок, поскольку действие рассказа происходит на Венере, где солнце появляется раз в несколько лет буквально на пару часов, а все остальное время льет дождь.

Почему невинные дети совершают подобное? Причина в зависти:

«Ну а самое большое ее преступление, конечно, в том, что она прилетела сюда с Земли всего лишь пять лет назад, и она помнит солнце, помнит, какое оно, солнце, и какое небо она видела в Огайо, когда ей было четыре года. А они – они всю жизнь живут на Венере; когда здесь в последний раз светило солнце, им было только по два года, и они давно уже забыли, какое оно, и какого цвета, и как жарко греет».

Но с момента выхода солнца на небосклон дети как будто открывают мир заново. Для героев, так как они видят его впервые за очень долгое время, это откровение. Именно общение с природой, переживание ее красоты меняет детей. Они раскаиваются, испытывают стыд за свой бесчеловечный поступок:

«Они застыли, будто ноги у них примерзли к полу. Переглянулись и отвели взгляды. Посмотрели за окно – там лил дождь, лил упрямо, неустанно. Они не смели посмотреть друг другу в глаза. Лица у всех стали серьезные, бледные. Все потупились, кто разглядывал свои руки, кто уставился в пол».

Дети поняли, что своим поступком нанесли непоправимый вред Марго, лишили ее смысла жизни, мечты.

Связь человека с родиной хорошо видна через изменения, которые происходят с внешностью главной героини Марго, когда она с родителями переезжает на Венеру:

«Она была слабенькая, и казалось, когда-то давно она заблудилась и долго-долго бродила под дождем, и дождь смыл с нее все краски: голубые глаза, розовые губы, рыжие волосы – все вылиняло. Она была точно старая поблекшая фотография, которую вынули из забытого альбома, и все молчала, а если и случалось ей заговорить, голос ее шелестел еле слышно».

Девочка тоскует по утраченному дому на Земле, по теплому ласковому солнцу, которое становится символом дома.

III. Над чем заставил задуматься рассказ?

Дети совершили злодеяние, которое оправдать
невозможно. Совершив убийство родителей, Питер и
Венди убили и себя, собственную душу. Только пока
они этого не поняли.

Беззаботная жизнь в доме создала у мальчика и
девочки иллюзию счастья, но быть счастливым с
ненавистью и грехом в душе нельзя. Именно об этом
заставил нас задуматься талантливый
писатель-фантаст. Брэдбери предостерегает
читателей об опасности проявления зла,
жестокости и насилия, учит критическому
осмыслению своих поступков.

Дом для счастья.Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери «Вельд»

Цели

1. Обучать проблемному анализу произведения:

формировать умения видеть средства выражения темы, пути решения

поставленных проблем, умения определять в тексте художественные средства

выразительности, видеть роль детали.

2. Развивать у учащихся творческую активность; умение находить и выделять

главное; умение сопоставлять.

3. Формировать стремление соответствовать этическим и моральным нормам

жизни; умение различать истинные и ложные ценности; развивать духовное

Оборудование:

рассказ «Вельд”;

рисунки учащихся.

Запись песни Е.Крылатова»Прекрасное далеко»

Сочинения учащихся

слайд -репродукции на тему «Дом»

повесть С.Т.Аксакова»Детские годы Багрова-внука»

Вступительное слово учителя

Рэй Брэдбери – известный американский писатель-фантаст. Произведения его очень интересны, и в этом вы уже убедились.

Какие рассказы бредбери вы читали?

Давайте вспомним интересные факты из жизни Бредбери.(показываю карточки.дети вспоминают факты)

уникальная память-

обладал уникальной памятью.помнил себя чуть ли не с рождения.

Правнук колдуньи-

в семье бытовала легнда о колдунье в собственной родословной,будто бы сожженной на процессе над ведьмами

пиджак дяди Лестера

-после окончания школы ему не смогли купить пиджак,пришлось идти на выпускной вечер в костюме покойного дяди,который погиб от рук грабителя,Дыры от пуль на животе пиджака аккуратно заштопали.

Произведения Ф.М.Достоевского

-был главным автором.

Вместо колледжа-

не поступил в колледж.колледж ему заменили библиотеки

Маргарет

_жена,всю жизнь помогала работать над книгами

Дети

-4 дочерей

профессия -писатель

-в 12 лет понял.что хочет быть писателем,и серьезно занимался только этим единственным делом

профессия-кино-

за свою жизнь написал множество киносценариев.сомым успешным считается к фильму»Моби Дик» .Самым большим кинопроектом стал сериал «Театр Рея Бредбери»

автомобильный номер-

в рабочем кабинете к стене прибит автомобильный номер F-451,но сам он за руль никогда не садился,т.к. В детстве видел 2 страшные аварии.жуткие впечатления остались с ним навсегда

Отказав заказчику, Брэдбери повесил трубку и погрузился в воспоминания о давних днях и о брате. Неожиданно для самого себя он сел за пишущую машинку и написал поэму на восемь страниц о временах года, людях и о самой игре. Отсылать стихи в футбольный журнал Брэдбери счёл глупым, но всё равно отослал. И получил чек на 500 долларов утром следующего дня — так быстро его работы ещё никто не принимал. Поэма была напечатана в журнале, а в скорости даже перепечатана на обложке.

Воодушевлённый, Брэдбери стал писать стихи. В следующие 15 лет он писал стихи каждый день. На Родине писателя вышло больше десятка сборников. На русский язык они не переводились.

Бредбери-архитектор(показать слайд»

разработал несколько концепций для фирмы Жерде («Жерде Партнершип»). Из них вырос новый сити-молл «Хортон Плаза», построенный в 1985-м году в Сан-Диего (Калифорния) за 140 миллионов долларов. Концепцию для него Брэдбери сформулировал в эссе «Эстетика затерянности»: писатель восхвалял восторг от чувства, которое можно ощутить бродя по улицам Парижа, Лондона или Нью-Йорка и теряясь в них, без тревоги, но испытывая «божественное» чувство затерянности.

«Хортон Плаза» с его четырьмя ступенчатыми и пересекающимися этажами, балконами, скрытыми нишами, внезапными тупиками, коллонадами предлагает посетителю заблудиться на короткое время, даря ему ощущение затерянности. В отличие от дизайна обычных моллов, который весь направлен на то, чтобы покупатель меньше думал о том, куда идти, а больше смотрел на витрины, этот проект, в котором сам молл, а не магазины, были центром внимания (что ставило всю задумку с ног на голову), был крайне рискованным проектом. Однако же, риск окупился с лихвой: за год торговый центр посетило 25 миллионов человек. И по сей день он остаётся самой крупной торговой точкой города. Жерде заверяет, что «влияние Брэдбери на проект было всеобъемлющим

К.Г. Паустовский «Старый повар»

Рассказ подходит для иллюстрации таких проблем, как:

  • честь,
  • совесть,
  • грех и раскаяние,
  • нравственный выбор,
  • самопожертвование,
  • настоящая любовь,
  • влияние искусства на человека.

Старый повар перед смертью хочет исповедаться в единственном своем прегрешении:

«Когда заболела чахоткой моя жена — её звали Мартой — и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства и приказал кормить её сливками и винными ягодами и поить горячим красным вином, я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола».

Герой, безусловно, человек чести, потому что обладает твердыми нравственными принципами. Об этом говорит и то, как повар воспитывал свою дочь, и то, что его самого всю жизнь мучают угрызения совести из-за украденного золотого блюда. Этот поступок противоречил моральным ценностям, поэтому герой считает деяние грехом. Повар раскаивается в краже и исповедуется, желая найти поддержку в лице слушателя. 

Почему же повар украл блюдо, если считал, что воровать грешно? Выбирая между собственными принципами и благополучием своей жены, герой ставит в приоритет здоровье супруги. Это, безусловно, сложный нравственный выбор, на который способен только любящий человек, готовый на самопожертвование.

Примером невероятной силы любви становится и последнее желание повара:

«Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной».

Человек, уходя из жизни, мечтает вновь увидеть самое дорогое для него — любимую, ради которой он жил.

В тот момент, когда Моцарт (а исповедником оказался этот великий музыкант) заиграл для старого повара, тот как будто воочию увидел «день, когда встретился с Мартой, и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась».

Музыка подарила старику возможность хотя бы мысленно встретить любимую и пережить самые счастливые моменты жизни, подарила надежду на то, что после смерти они будут вместе. Искусство утешает и помогает смотреть в будущее с уверенностью.

Анализ смысла рассказа

Рассказ «Вельд» отражает несколько важных тем и проблем, которые Рэй Брэдбери хотел передать своим читателям.

1. Опасности технологического прогресса

Одной из главных тем рассказа является предупреждение об опасностях, связанных с неумелым обращением с технологическим прогрессом. В рассказе, умный дом и его возможности, предназначенные для улучшения жизни семьи, приводят к разрыву взаимоотношений между родителями и детьми, где каждый отдаляется друг от друга в своих виртуальных мирах. Это вызывает одиночество, жесткость и безразличие, что в конечном итоге приводит к трагическим последствиям.

2. Замена реального мира на виртуальный

Другой важной темой является замещение реального мира виртуальной реальностью. Рассказ иллюстрирует, как дети становятся зависимыми от виртуальных миров, созданных их воображением

Они предпочитают проводить время в детской комнате, виртуально переноситься в различные места и сцены, включая дикую африканскую степь вельд. Это ведет к отчуждению от реальности и разрушению связи с реальными людьми, особенно с родителями.

3. Проблемы взаимоотношений детей и родителей

Рассказ также затрагивает проблемы взаимоотношений детей и родителей в современной семье

Родители в рассказе пытаются обеспечить своим детям лучшую жизнь, наделяя их современными технологиями, но они упускают из виду важность эмоциональной связи и взаимопонимания. Детская комната, хоть и была создана с целью развития и развлечения детей, приводит к их отчуждению от родителей и росту агрессивности и жестокости

В конечном итоге, это приводит к трагической концовке, где дети воплощают свои фантазии о львах, пожирающих родителей, в реальность.

Специфика рассказа

Таково краткое содержание рассказа, который написал Рэй Брэдбери, «Вельд»: анализ же произведения поможет разобраться в основных темах, которые волновали автора при его написании. Основная тематика, которая напрямую прослеживается в тексте, — проблема отцов и детей. Сами родители говорят о том, что они старались предоставить детям все то, в чем те нуждались, получая «в награду» лишь непослушание и «секреты от родителей».

Результат бескорыстной родительской любви шокирует — дети, не жалея утрачивать альтернативной реальности, ставшей для них основной и наиболее значимой, решаются на страшный шаг — убить отца и мать.

Однако, если читать текст рассказа внимательно, становится очевидным, что не стоит во всем случившемся обвинять Венди и Питера, которые в силу своего возраста не могут нести полную ответственность за содеянное. Виноваты прежде всего родители, которые позволили «умному дому» стать для их чад самым близким существом. А потом — решившие разлучить их с ним.

Автор-фантаст оказался подлинным пророком, ведь сейчас многие семьи, сталкиваясь с проблемой воспитания детей, идут по пути наименьшего сопротивления, давая им возможность заниматься «самовоспитанием» посредством компьютерных игр. В результате малыши растут оторванными от реальности, без малейшего представления о доброте, эдакими «моральными карликами», людьми, возможно, неплохими, но лишенными нравственных ориентиров, которые и должны были предоставить отец и мать.

Дополнительные идеи

Замена родительского внимания современными достижениями научной мысли — еще одна тема, которая явственно звучит в рассказе. Доктор Макклин в одном из своих монологов отмечает, что комнаты-вельды были созданы с благой целью — проецировать переживания и мысли маленьких пациентов, чтобы психологи могли лучше в них разобраться и оказать квалифицированную помощь. Но на деле принесли лишь зло.

Рассматривается тема родительской невнимательности: уверенные, что с детьми все в порядке, Лидия и Джон не обращают внимания на очевидные признаки того, что ситуация выходит из-под контроля. Их малыши все чаще проводят время в вымышленном мире, сознательно отказываясь от реального. Даже психолог отмечает, что «уже слишком поздно» и единственный путь к спасению — избавление от «умного дома», возращение к истокам, природе и полной естественности, где нет чудо-машин, готовых сделать все за человека. Но увы, его ценный совет оказывается запоздалым.

Путь к спасению

Несмотря на то что текст российский читатель изучает в переводе с английского, основные идеи автора понятны. При выполнении исследовательской работы следует отметить, что среди рассказов Брэдбери «Вельд» является самым жутким и пессимистичным. Прозаик неуверен в том, что из сложившейся ситуации есть выход, поэтому оставляет финал открытым. Читатель не узнает, стал ли психиатр очередной жертвой испорченных цивилизацией детей или же ему удалось спасти и призвать юных убийц к заслуженной каре.

Однако в официальном литературоведении принято считать, что путь к спасению все же намечен. Если бы отец и мать были более внимательны, они смогли бы понять, что дети погрузились в несуществующий мир и смогли бы вовремя вывести их оттуда. Получается двоякая ситуация: ранее родители были добрыми и разрешали своим малышам все, после же визита к специалисту они резко оборвали связь детей с любимым «умным домом», что для последних стало серьезной стрессовой ситуацией. Ранимая детская психика нашла единственный путь борьбы с нею — уничтожение препятствия, то есть родителей.

Таким образом, путь к спасению один — уделять больше внимания своим близким, не отворачиваться от их проблем, делая вид, что их не существует. Смысл произведения — не отказываться от нормальных человеческих отношений из-за достижений науки и техники, призванных упрощать человеческую жизнь, но на деле лишь усложняющих ее.

Читайте краткие содержания других произведений Рэя Брэдбери:

Значение и актуальность тематики

Рассказ «Вельд» Рэя Брэдбери является поистине удивительным литературным произведением, которое рассматривает искусство и технологию, а также их влияние на человеческую психологию

Важность этой тематики не может быть преуменьшена, поскольку она актуальна и в нашей современной жизни

Переплетение различных культур вместе с научными и технологическими достижениями делает развитие искусства осмысления прекрасного еще более важным. Это связано с тем, что общество, которое живет в информационном веке, зачастую потеряло чувство подлинной красоты.

В этом контексте рассказ «Вельд» становится источником не только вдохновляющего наслаждения, но и непрерывного повода для размышления. Это литературное произведение показывает, как легко мы можем потерять связь с реальностью, подчинившись нашим желаниям и эмоциям.

Вариант 2

“Вельд” – это рассказ Рэя Брэдбери, который описывает мир будущего, где технологии стали главным источником развлечений для людей. Главный герой – мальчик по имени Дуглас – живет в этом мире и мечтает о том, чтобы увидеть настоящую природу. Однажды он находит старую книгу, которая описывает жизнь в дикой природе, и решает отправиться в путешествие, чтобы увидеть все своими глазами.

В своем путешествии Дуглас встречает множество препятствий, но он не сдаётся и продолжает идти вперед. Он находит остатки дикой природы, которые остались в этом мире, и понимает, что они очень важны для него. Он понимает, что технологии не могут заменить настоящую природу и что она должна быть сохранена для будущих поколений.

В конце рассказа Дуглас возвращается домой и рассказывает своим друзьям о том, что он увидел. Он понимает, что многие люди не знают о том, что происходит за пределами городов, и решает поделиться своими знаниями с другими людьми. Он понимает, что это единственный способ сохранить дикую природу и защитить ее от разрушения.

Рассказ “Вельд” является аллегорией на тему экологии и сохранения природы. Брэдбери показывает, что технологии не могут заменить настоящую природу и что она должна быть сохранена для будущих поколений. Он показывает, что люди должны заботиться о природе и беречь ее, чтобы она не исчезла.

В рассказе Брэдбери использует множество символов и образов, чтобы передать свою идею. Например, Вельд – это символ технологий, которые заменяют настоящую природу. Книга, которую находит Дуглас, – это символ знаний о природе, которые должны быть сохранены и переданы другим людям.

Рассказ “Вельд” также показывает, что люди должны быть более ответственными и заботливыми по отношению к природе. Брэдбери показывает, что люди должны учиться у природы и следовать ее законам, чтобы жить в гармонии с ней. Он показывает, что природа является нашим домом и что мы должны беречь ее.

В целом, рассказ “Вельд” является очень важным произведением, которое напоминает нам о том, что мы должны беречь природу и что она является нашим домом. Брэдбери показывает, что технологии не могут заменить настоящую природу и что она должна быть сохранена для будущих поколений. Этот рассказ является актуальным и сегодня, когда экологические проблемы становятся все более серьезными.

Аргументы для итогового сочинения: О. Генри «Дары волхвов»

Рассказ подходит для иллюстрации таких проблем, как:

  •  любовь,
  • самопожертвование,
  • понимание,
  • способ справиться с отчаянием,
  • обретение надежды,
  • проявление лучших качеств человека.

«Надо вам сказать, что у четы Джеймс Диллингем Юнг было два сокровища, составлявших предмет их гордости. Одно — золотые часы Джима, принадлежавшие его отцу и деду, другое — волосы Деллы».

Делла и Джим ради друг друга жертвуют самым ценным, что имеют: Делла продала свои роскошные волосы, а Джим сдал эти часы в ломбард. Зачем? Чтобы порадовать возлюбленного. Делла покупает для часов Джима цепочку, чтобы он мог пофрантить, вытаскивая их: «При такой цепочке Джиму в любом обществе не зазорно будет поинтересоваться, который час».

А Джим приобретает для Деллы прекрасные черепаховые гребни, чтобы супруга могла демонстрировать свою гордость — волосы:

«Чудесные гребни, настоящие черепаховые, с вделанными в края блестящими камешками, и как раз под цвет ее каштановых волос. Они стоили дорого — Делла знала это».

Такая забота об интересах любимого человека, готовность отдать ради него любую ценность, глубокое понимание потребностей демонстрируют искренние чувства героев.

Как эта безмятежная картина может быть связана с отчаянием? Дело в том, что Джим и Делла бедны: «Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра Рождество. Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь».

Желая сделать подарки на праздник, Джим и Делла не имеют для этого каких-либо средств.

Из пучины отчаяния героев спасает их любовь, подталкивающая к самопожертвованию, ведь ради счастья любимого не жаль никаких вещей. Соответственно, и надежду герои обретают благодаря своим чувствам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: