Лия Гераскина. Мягкий характер
Директор школы Николай Иванович, войдя в понедельник утром в свой кабинет, увидел на письменном столе бумагу. В субботу он ушел домой немного раньше обычного, и, наверно, его секретарша Надя уже после его ухода положила ему на стол эту бумагу. Николай Иванович надел очки и взял в руки лист, исписанный крупным корявым почерком. И вот что он прочел:
Заявление
от гардеробщицы А. Сергеюк
директору Николаю Ивановичу
У нас на вешалке перемазали все пальто жвачкой, и теперь бухгалтер грозится удержать с меня его стоимость. Вроде я ушла и недосмотрела. А я ни на минуту не отлучалась. Честное слово. Не понимаю, как это случилось. Пальто это Лены Перовой из 7-го «А». Ходила я к ее родителям насчет удержания. Они не требуют. Понимают, что я вдова и двух ребят воспитываю. Прошу вас, и прикажите бухгалтеру, чтоб не грозился удерживать. Я все время плачу, даже перед ребятами стыдно.
А. Сергеюк
— Только этого не хватало! — сердито сказал сам себе Николай Иванович.— Неделя начинается с неприятности…
Мария Васильевна, отдыхающая в санатории на берегу Черного моря, получила письмо от внука Лёни, который учился в четвертом классе той самой школы, где директором был Николай Иванович.
Стояла теплая весенняя погода. Но купаться еще было рано. Вода не успела согреться, а посидеть на пляже у берега моря было все же приятно. Мария Васильевна расположилась на надувном матрасе, достала из сумки черные очки и письмо Лёни.
«Дорогой бабастик!
Ты, наверно, сейчас в черных очках сидишь у Черного моря и не знаешь, какое у меня черное настроение. У вас там уже тепло, а у нас прохладно и часто идут дожди. А мама (нет, про маму потом)…
Все ребята приходят в школу без пальто. Я тоже хотел идти без, а мама (вот теперь про маму!) ни за что не позволила. Вот и пришли из нашего класса в пальто только трое. После уроков все побежали домой, а мы трое, как дураки, поплелись в раздевалку. Я, Коля Быстров и Сережа Капитонов. Одеваемся. Смотрю, кто-то по-пластунски ползет по полу, да еще и грозит нам кулаком. Это был Петька Мазут. Прозвище у него такое, страшный хулиган потому что. Мы-то его видели, а тетя Аня — наша гардеробщица — не видела. Она смотрела в окно на спортивную площадку. Там ее сыновья-близнята прыгали и бегали на уроке физкультуры. Мы оделись. Петька уполз. В раздевалку вошла Лена из 7-го «А». Она сняла с вешалки свое пальто и закричала так, как будто нашла в кармане гадюку. Гадюки не было. Зато все пальто было измазано в какой-то гадости. Потом уже догадались, что это жвачка, а ее отчищать ой-ёй-ёй как трудно… Пока тетя Аня и Лена ахали и охали, мы ушли домой. А назавтра, когда я пришел в школу, то увидел, что тетя Аня плачет, и мне стало ее очень жалко. Она боится, что ее уволят с работы и что с нее будут удерживать стоимость пальто. Лену тоже жалко. Пальто купили совсем недавно…»
Как всё было, Лёня хорошо помнил. Словно это сейчас происходит…
Я сидел и слушал, что говорила учительница, но ничего не понимал, потому что думал про тетю Аню и Лену и еще про это испорченное пальто.
Наверно, Нина Васильевна заметила, что я ее не слушаю, и вызвала меня к доске. А я в это время вспомнил, как полз по полу Петька,— и сразу все понял. Он-то давно ходит в школу без пальто, что же тогда он делал в раздевалке? Все понятно. Потому и кулаком грозил, чтоб мы не разболтали и не окликнули тетю Аню!
Нина Васильевна говорит мне:
— Лёня, что ты пишешь? Ты же ничего не понял!
А я ей отвечаю:
— Нет, я как раз сейчас все и понял!
Тогда она с досадой спросила:
— О чем ты думаешь?
А я и бухнул:
— Да все про это пальто думаю!.
Лия Гераскина «Мягкий характер»
6+
Лию Гераскину многие знают, как автора книги «В стране невыученных уроков», но у неё есть еще одна замечательная повесть, которая называется «Мягкий характер».
Главный герой этой повести — Леня считает себя робким и застенчивым мальчиком. Он винит во всем свой мягкий характер и всячески старается изменить его. Леня очень хочет стать другим, таким же храбрым и решительным, как остальные его друзья. Он даже пытается войти в «тайное общество воспитания воли и характера», но и это не приносит ему успеха.
И только благодаря своим решительным поступкам Леня заслужил уважение и авторитет у ребят, а мягкий характер не помешал ему стать настоящим другом и совершить много хороших дел. Какие же поступки совершил Леня вы узнаете, прочитав эту увлекательную повесть.
Эта книга, на примере друзей и сверстников Лени, учит добру, пониманию и милосердию.
Ирина Колмакова,
ведущий библиотекарь библиотеки им. А.И. Куприна
ТРИ ШАГА НАВСТРЕЧУ К КНИГЕ:
1 ШАГ – берите книги в библиотеках!
В том числе в библиотеках Первомайского района Новосибирска:
им. И. А. Крылова /338-35-61/
им. А. И. Куприна /338-54-10/
им. Г. М. Пушкарева /338-87-10/
им. В. М. Шукшина /338-97-95/
2 ШАГ — читайте книгу онлайн
3 ШАГ— читайте ещё отзывы
Анализ произведения
Жанр — сказка. В ней описывается ученик 4-го класса, а также его кот по кличке Кузя. Витя Перестукин сначала представлен ленивым мальчишкой, который не хотел учиться, а в конце стал храбрым и решительным.
Краткое содержание
Как-то Витя Перестукин получил двойки по пяти предметам, но, по его мнению, такие оценки не заслужил. Когда он пришел домой, то сразу сел за уроки, чтобы мама ни о чем не догадалась. Ему надо было выучить литературу, русский язык и арифметику. Но вместо этого Витя хотел поиграть с мячом во дворе, и тогда мальчик швырнул на пол ненавистные книжки.
Вдруг учебники ожили. Они задумали перевоспитать ленивого ученика и отправили его в Страну невыученных уроков вместе с котом Кузей. Это было волшебное место. Витя с питомцем стояли перед воротами красивого дворца. Чтобы войти, необходимо было правильно написать 2 слова — «замочек» и «ключик». Вите это удалось.
После этого мальчика стали преследовать сначала корова, а потом белый медведь, который заблудился и не мог найти дорогу домой, ведь Витя не знал, где живет этот полярный хищник. Путник хотел избавиться от их преследования.
Однажды в школе он сказал, что корова — плотоядное животное, но сегодня вспомнил, что это неправильно, так как она травоядная. Только вот место обитания белого медведя ему припомнить так и не удалось.
На уроке истории Витя сказал, что Наполеон воевал с Иваном Грозным. В скором времени он заполнил свои пробелы по этому предмету. Через некоторое время мальчик увидел маленького негритенка и обезьяну, они сидели и дрожали на ледяной горе, а неподалеку от них мучились от жары белый мишка и чукча. Витя не смог им помочь, так как ничего не знал о климатических поясах. Тогда он обратился за помощью к Географии, после чего все звери и люди попали домой.
План пересказа
По краткому содержанию можно составить сжатый план пересказа. Он состоит из следующих пунктов:
- Пять двоек.
- Мальчик не хочет учить уроки и бросает учебники на пол.
- Необычное путешествие.
- Первое задание.
- Плотоядная корова и белый медведь.
- Сражение Наполеона и Ивана Грозного.
- Изучение климатических поясов.
- Возвращение домой.
- Обещание.
Основная идея
На примере главного героя автор хотел показать, что нужно стремиться к знаниям, познавать, изучать. Без этого трудно жить.
К этому произведению прекрасно подходят следующие пословицы:
- «Ученье свет — неученье тьма»;
- «Не стыдно не знать, стыдно не учиться»;
- «Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает».
Мальчик не испугался трудностей, преодолел все испытания в Стране невыученных уроков.
Сказка учит следующему:
- честности;
- смелости;
- бороться с ленью;
- ответственности;
- прилежно учиться;
- не бояться трудностей.