Достоевский бедные люди анализ с цитатами

«бедные люди» (ф. достоевский)

Краткое содержание

Августа 13/ Варенька – Макару

Вареньке «до слез досадно» : она сильно ушибла и обожгла «утюгом левую руку» и теперь не может работать. Девушка посылает Макару последние тридцать копеек.

Августа 5/ Макар – Вареньке

Макар признается, что на службе перестал пользоваться уважением коллег из-за своей нищеты. Его убивают «все эти шепоты, улыбочки, шуточки» , которые произносятся за его спиной.

Июля 27/ Варенька – Макару

Варенька осуждает Макара за то, что тот ради нее взял жалованье наперед и продал свое платье, а не использовал, как говорил ранее, деньги, которые «в ломбарде на всякий случай лежали» . Варе совестно, что она стала причиной «несчастного положения» своего друга.

Анализ романа Бедные люди

Роман «Бедные люди» стал отправной точкой для славы в литературном мире Федору Михайловичу Достоевскому.

Вдохновением для романа стало необычное видение Федора Михайловича, по дороге домой. В его голове возникли образы героев, примерный сюжет будущей пьесы. В этот момент произошло коренное изменение в жизни Достоевского, в душе он понял, что быть ему писателем.

Герои романа – Макар Девушкин, Варенька Доброселова отчетливо виднелись в голове писателя. Тут же, автор и решил, что пьеса будет в форме общения людей через письма. В отличие, от романов Гоголя, который как бы подавляет своего героя в пьесе «Шинель», Достоевский дает персонажу развиться из «маленького человечка», обрести свободу в мыслях и понять самого себя.

В самом начале романа, мы видим мысль писателя о том, что не нужно заботиться о своей одежде, о вещах, а нужно помнить о том, что внутри тебя, о душе и о помыслах своих. Главный герой – Макар, открытый всему миру человек, мы видим, что жизнь потрепала его, оставив раны в его душе. Мы можем увидеть, что Макар страдает больше не из-за того, что беден и не может себе чего-то позволить, а страдает из-за своей гордости, из-за нрава.

Всё ему кажется, что он плохой, не достойный общения с другими человек, что ему никогда не стать выше своего социального статуса, превыше всего он ставит мнение чужих людей о себе, и живет, думая о том, что подумают про него другие. Его нрав требует того, чтобы всему миру стало известно, что он ничуть не хуже других, а в чем то и намного лучше.

Действие всё разворачивается в письмах между Варенькой и Макаром. Макар пытается защитить сироту, которая оказалась жертвой бесчестного купца, она обесчещена и бедна. Благодаря переписке героев, мы узнаем и о судьбах других людей, не менее несчастных.

В конце концов, Макар меняет свое видение мира, с помощью переписки с Варенькой. Через любовь к девушке, он начинает любить и уважать себя, он смотрит на мир уже совершенно другими глазами. Этот новый взгляд открывает ему то, что прочно сидело внутри, его порочные черты. Постепенно, Макар, из «ничтожного человека», становится значимым, самодостаточным человеком.

Главная мысль романа заключается в том, что не смотря на непроглядную нищету и бедность, который нет конца и края, которая была в России повсеместно, люди жили, чувствовали, страдали и переживали. В них есть внутренние амбиции и стремления, которые помогают одерживать победы над собой и крепнуть духом.

Проблемы

Проблематика романа «Бедные люди» обширна и затрагивает острые социальные вопросы:

  1. Нищета. Достоевский, сам не понаслышке знающий, что такое долги, поднимает в романе тему огромного количества людей в городе, оказавшихся за чертой бедности. Мы видим на улицах мальчика, которому нечего есть, и он играет на шарманке, чтобы хоть как-то прокормиться; мы видим, как от невозможности заплатить и получить медицинские услуги, погибает юный студент – Пётр Покровский. Как Варвара вынуждена пренебрегать своим слабым здоровьем и работать сверх своих сил; как Макар Девушкин, чтобы помочь ей, вынужден продавать свои вещи. Эти люди выбиваются из сил, чтобы просто обеспечить своё существование, в то время, как, например, как Господин Быков позволяет себе покупать расположение женщин.
  2. Проблема нищеты является следствием социальной несправедливости. Она также волновала Достоевского. Если девушка теряет родителей, то она может обеспечить себя только одним способом – выйти замуж. Самостоятельная жизнь без благодетеля практически невозможна. За честный труд платят крайне мало, а работать приходится так много, что это подрывает здоровье. Неустроенные дети, оказавшиеся на улице, взрослые, которых по ошибке лишают всего, как в случае с семьёй Горшковых – это сюжеты самых обычных для Петербурга того времени историй. Достоевский, дебютировав именно с этим романом, сразу обозначил тему своих дальнейших творческих исследовании. Толстой, Пушкин и многие другие выдающиеся литераторы описывали в основном быт и проблемы привилегированного класса – дворянства. Достоевский же взялся за изучение психологии и жизни людей, лишённых социальных привилегий.
  3. Проблема циничного отношения к жизни также исследуется в «Бедных людях». Господин Быков и Анна Фёдоровна – это люди обеспеченные. Им не нужно заботиться о том, где найти денег на завтрашний обед или ужин. Они не умрут от того, что не могут позволить себе вызвать врача, при этом они смотрят на жизнь и других людей, как на то, из чего можно извлечь выгоду. Быкову льстит, что Варя — добрая и красивая девушка, но ему совершенно безразлично, какие чувства она испытывает. Быков воспринимает её не как человека, которого нужно уважать просто за то, что он есть, но лишь как девушку, чьим положением можно воспользоваться. В глазах Анны Фёдоровны отказ Вареньки выглядит как глупость: она упустила шанс устроить жизнь. Её не смущает и то, что она по сути продаёт живых людей. Такому циничному взгляду на жизнь противопоставлена доброта и кротость главных героев. 
  4. Проблема жестокости также отражена в романе. Люди не милосердны друг к другу. Так, над Макаром постоянно подшучивают, смеются. Когда узнают о том, что он покровительствует Варе, по городу тут же распускают слух, что Макар ухаживает за ней. Это компрометирует обоих, и они вынуждены всё время думать, как будет воспринят тот или иной их поступок. Жестоко поступают с семьёй Горшковых, сначала без повода обвинив, а затем оправдав главу семьи. Он не выдерживает этих переживаний и умирает, дети остаются сиротами.

Смысл произведения

Автор обличает негативные стороны действительности, показывает пороки общества, но делает это не посредством политических памфлетов и громких призывов, а через яркие образы. Устами самих героев, оказавшихся на грани бедствия, загнанных в жалкие условия несправедливостью окружающего мира, автор показывает всю глубину социальных и политических проблем. Автор искренне сочувствует тем, кто вынужден ютится по углам и взывает к справедливости. Корень несчастья героев  — в окружающей действительности, считает автор.

Но не только социально-критической стороной сильно произведение «Бедные люди», но и философской и морально-нравственной. В простом и понятном названии, ёмко отражающем суть, ключевым является слово люди.  Главная задача Достоевского – показать нам человека во всей его сложности. Этот роман о том, что в любой жизненной ситуации можно сохранить человечность, оставаться искренним и бескорыстным.

Маленький человек, никчёмный и обездоленный с социальной точки зрения, способен быть богатым изнутри, и это его богатство нужно уметь разглядеть и оценить – вот главная мысль, которую пытается донести автор.

Тема

Маленький человек – «типичный» герой русской литературы XIX века. Эту тему до Достоевского поднимали на страницах своего произведениях Гоголь и Пушкин. В книге «Бедные люди» тема маленького человека вновь звучит во всеуслышание, обретая новые оттенки

Федор Михайлович в своём творчестве всегда уделял особое внимание человеку и его душе. Хорошо известна фраза писателя о том, что «человек есть тайна», которую надо разгадать

И в своём творчестве Достоевский занимался как раз поиском этой разгадки. Первый шаг к ней он делает уже в произведении «Бедные люди». Он не просто обращается к образу маленького человека, он поднимает его «на пьедестал». Сам факт существования на земле ещё не делает маленького человека человеком в широком смысле этого слова, этот образ нуждался в том, чтобы его «очеловечить». Именно этого не хватало русской литературе, Достоевский предпринимает такую попытку «очеловечивания», и она оказывается удачной.

Писатель погружает героев в несправедливый, полный бесчестья, происков, жестокости и произвола мир. Но в этом мире герои Достоевского не ищут выгоды для себя, не стремятся подняться и возвыситься, а, напротив, готовы отдать последнее, лишь бы помочь другому человеку. Они ведут спокойную, незаметную жизнь. «Маленькими» Варю и Макара делает лишь неумение ценить себя, а по внутреннему содержанию и по свойствам души эти люди оказываются очень даже «большими». Опираясь на традиции сентиментализма, приправленные неприкрытой правдой и жестокостью реализма, Достоевский возносит своих героев над этим миром, восхваляет их, не скрывая своей симпатии.

Любовь – светлое чувство, которое выражается, в том числе, в способности человека жертвовать собой ради другого. Наличие темы любви и в романе «Бедные люди» роднит это произведение с романтизмом. Под пером Достоевского любовь представляется высоким, поистине чистым чувством. Это нечто большее, чем любовь между мужчиной и женщиной. Герои книги способны на человеческую, вселенскую, всепоглощающую любовь. Они отрекаются от себя ради объекта любви, Макар посвящает всю свою жизнь, все чаяния и заботы Варе, она для него –больше, чем воспитанница, больше, чем девушка, она для него — практически вся жизнь. Варя, в свою очередь, совершает на первый взгляд неблаговидный поступок, выходя за Быкова, но его можно трактовать и иначе. Таким образом она «дает вольную» Макару, это своего рода избавление героя от тягот, которые он возложил на себя, заботясь о Варе, она больше не хочет обременять его. С её стороны это проявление искренней любви, которой нет между ней и Быковым – её женихом.

Противопоставление города и деревни – один из значимых лейтмотивов романа, который раскрывается через воспоминания Вари о детстве и описания в посланиях героев скупости, скудности и серости Петербурга. Город и деревня, как обобщенный образ чистой, ещё не замаранной российской глубинки – это два разных мира, где душа человека чувствует себя по-разному. В Петербурге она чахнет, заболевает, а в деревне, напротив, пробуждается и исцеляется. Большой город ломает людей изнутри и коверкает их судьбы, а деревенская атмосфера способствует доброжелательности и спокойному отношению к миру. Именно так и живет Варя, и потому ей тяжко в Петербурге.

Тема искусства представлена в беседах о литературе, она раскрывается через отношение героев к художественному слову и через способы его понимания. Достоевский предлагает нам два полюса литературной жизни: на одном «живут» гении – Пушкин и Гоголь, а на другом — бесталанные писаки, графоманы вроде Ротозяева.

Тема родительской любви раскрывается в романе лишь фрагментарно, но для понимания полноты мира, нарисованного Достоевским, она не менее важна. Варвара рано лишилась родителей, но она с трепетом вспоминает о том, как они относились к ней. Эти воспоминания — отдушина для неё и источник тепла. Есть в романе и ещё один эпизод, показывающий нерушимую связь между родителями и детьми. Писатель описывает образ юноши, который хоронит отца. Это очень трогательная, щемящая душу сцена романа.

Тема милосердия к «маленькому» человеку не могла быть проигнорирована писателем. Он изображает жестокосердный Петербург, где встречают по одежке и вряд ли кому-то есть дело до проблем другого человека. Но всё же в рядах служащих находится человек, способный на то, чтобы понять бедственное положение другого. Им оказывается начальник Макара. Акт милосердия заключается в его безвозмездном пожертвовании ста рублей. В те времена эта была очень внушительная сумма.

Проблематика

  1. Нищета. Даже работающий человек в Петербурге того времени не может позволить себе есть досыта и покупать одежду. О девушке, которая не может обеспечить себя честным и упорным трудом, и говорить нечего. То есть, даже трудящиеся и добросовестные работники не могут себя прокормить и заработать на сносные условия жизни. Из-за своей финансовой несостоятельности они находятся в рабском подчинении от обстоятельств: их одолевают долги, домогательства, оскорбления и унижение. Писатель безжалостно критикует сложившуюся систему, изображая богатых людей равнодушными, жадными и злыми. Они не только не помогают другим, но и еще больше втаптывают их в грязь. Это не стоит труда, ведь нищий в царской России лишен права на правосудие и уважительное отношение. Его либо используют, как Варвару, либо ни во что не ставят, как Макара. В таких реалиях бедняки и сами теряют себе цену, продавая достоинство, гордость и честь за кусок хлеба.
  2. Произвол и несправедливость. Помещик Быков обесчестил Варю, но ему за это ничего не было, и быть не могло. Он – богач, и правосудие работает на него, а не на простых смертных. Проблема несправедливости особенно остро стоит в произведении «Бедные люди», ведь главные герои оттого и бедные, что их самих в грош не ставят. Макару платят так мало, что это даже прожиточным минимумом не назовешь, Варин труд тоже ужасно дёшев. Зато дворяне живут в роскоши, праздности и довольстве, пока те, благодаря кому это возможно, изнывают в бедности и невежестве.
  3. Равнодушие. В городе все остаются безразличными друг к другу, никого не удивишь чужой бедой, когда они повсюду. Например, судьба Вари волновала только Макара, хотя сирота жила у родственницы Анны Федоровны. Женщина была до того испорчена жадностью и алчностью, что продала беззащитную девушку на потеху Быкову. Далее она не угомонилась и дала адрес жертвы другим своим приятелям, чтобы они тоже попытали счастье. Когда такие нравы царят в пределах семьи, о взаимоотношениях чужих людей нечего и говорить.
  4. Пьянство. Девушкин запивает свое горе, другого решения вопроса у него нет. От пагубной привычки его не уберегают даже чувства любви и вины. Однако Достоевский в «Бедных людях» не спешит валить всю ответственность на своего несчастного героя. Он показывает безысходность и отчаяние Макара, как и его безволие. Когда человека втаптывают в грязь, он, не будучи сильным и стойким, сливается с нею, становится низким и противным самому себе. Персонаж не выдержал давления обстоятельств и нашел утешение в алкоголе, ведь больше негде. Последний удел русского бедняка автор описал в красках, чтобы показать масштаб проблемы. Как видно, чиновнику платят ровно столько, чтобы хватило на забытье в стеклянном стакане. Кстати тот же недуг поразил отца студента Покровского, который тоже когда-то работал, но спился и опустился на самое дно общественной иерархии.
  5. Одиночество. Герои романа «Бедные люди» ужасно одиноки и от этого, возможно, порочны и озлобленны. Трагически сломлен даже Быков, который понимает, что ему даже наследства некому оставить: вокруг одни охотники за чужим добром, которые только и ждут его кончины. От осознания своего положения он женится на Варе, не скрывая, что просто хочет обзавестись потомством, семьей. Ему, как ни странно, не хватает искреннего участия и тепла. В простой деревенской девушке он увидел естественность и честность, значит, она не оставит его в трудную минуту.
  6. Антисанитария и отсутствие медицинского обслуживания для бедных. Автор затрагивает не только философские и социологические проблемы, но и самые обыкновенные, житейские, касающиеся быта и жизни людей того времени. В частности, от чахотки умирает студент Покровский, совсем еще молодой человек, которому в силу безденежья никто не помог. Эта болезнь бедных (она развивается от недоедания и плохих условий жизни) очень широко распространилась в Петербурге того времени.

Герои произведения

В рассказе Достоевского присутствуют несколько главных и второстепенных персонажей. Все они внесли свой вклад в развитие сюжета. Главные герои:

  • Девушкин Макар Алексеевич — небогатый одинокий государственный служащий, мужчина среднего возраста.
  • Добоселова Варенька — бедная сирота, девушка очень умна и образована.

Второстепенные герои в произведениях также важны. Благодаря им история становится ещё более захватывающей и интересной. Другие герои кратко:

  • Покровский Пётр — обычный студент, первый возлюбленный Вари.
  • Фёдоровна Анна — дальняя родственница Доброселовой, довольно злая женщина.
  • Горшков — небогатый сосед Макара. Бывший чиновник.
  • Ратазяев — литератор. Герой также жил по соседству с Макаром.

Вариант 2

Произведение Достоевского «Бедные люди» —  это роман, который был написан в виде писем. Главы романа ведутся от лица главного героя, в которых он выражает все свои эмоции, переживая, чувства.

Основная проблематика романа – это проблема « маленького человека», который был поставлен в просто невыносимые жизненные обстоятельства. Герой подвергается нищете, глубокому одиночеству, сталкивается с несправедливостью. Однако, он способен к любви и сочувствию.

Структура творения Достоевского, в принципе, как и сюжетна линия, была составлена в форме письма, в которых автор выносил на главный план не то, что происходило вокруг, а настоящее состояние внутреннего мира авторов этих писем, а именно Варвары и Макара.

Кроме главной темы в романе еще задеваются аспекты милосердия, привязанности к родителям, так же искусства и любви. Еще одной из ключевых тем произведения является противоречивые взаимоотношения деревни и города, в которых показываются проблемы в действительности: пьянство, нищета, голод, бедность, равнодушие людей, много одиночества и другое.

Главный герой произведения – Макар Девушкин. Он является писателем сорока семи лет,  который служит титулярным советником. Так же, главным героем еще является Варвара Доброселова – это женщина, которая много горя испытала в своей жизни. Она стала жертвой насилия, однако, это не сломало ее. При всем при этом, женщина осталось доброй, добросовестной, трудолюбивой, увлекающейся литературой.

Как уже было сказано ранее, весь роман построен на письмах, которыми обменивались персонажи на протяжении всего произведения. Их было написано около 54 штук.

Безусловно, одним из самых ярких образов в романе «Бедные люди», является персонаж Петербурга, который представлен Достоевским в объемном масштабе данного тусклого города, который приносит лишь страдание и унижение.

Данное произведение – переворот в литературе того времени. Роман Достоевского « Бедные люди» был довольно высоко оценен литературным обществом того времени. Всем понравился он уже с первой публикации. В романе, конечно, присутствовали как трагические моменты, так и сентиментальные и светлые.  Многих литераторов и критиков, безусловно, поразила особая чувствительность и проникновенность эмоций главных героев, их невинность и непорочность. Так же, в частности, глубокий внутренний мир персонажей, их история и судьба.

История создания

Работа над романом началась в январе 1844 года, вскоре после окончания перевода «Евгении Гранде» Бальзака. Работа продолжалась всю весну и лето 1844 года. Всё это время в свой замысел автор никого не посвящал. Наконец, в письме брату от 30 сентября Достоевский решается рассказать, над чем работал, и высказывает намерение в ближайшее время сдать чистовую версию критику и, получив к 14 октября ответ, опубликовать роман в «Отечественных записках».

Однако завершить роман к октябрю не получается. Первая черновая редакция была готова к ноябрю, но уже в декабре была коренным образом переработана. феврале — марте 1845 года писатель опять вносит изменения, переписывает этот вариант начисто и снова решает исправить редакцию. Лишь 4 мая 1845 года роман был наконец закончен.

Дмитрий Григорович, живший с конца сентября 1844 года на одной квартире с Достоевским, так вспоминает о его работе над «Бедными людьми»:

«Достоевский просиживал целые дни и часть ночи за письменным столом. Он слова не говорил о том, что пишет; на мои вопросы он отвечал неохотно и лаконически; зная его замкнутость, я перестал спрашивать».
Титульный лист «Петербургского сборника» (1846), где впервые был опубликован роман «Бедные люди»

Окончив в конце мая чистовую переписку финальной версии, Достоевский «в один присест и почти что не останавливаясь» читает роман Григоровичу. Тот, потрясённый, тут же отправляется с рукописью к Николаю Некрасову. Некрасов хоть и был раздосадован поздним визитом, но согласился прочесть хотя бы десять страниц. Не отрываясь они за ночь перечитывают весь роман и в четыре часа утра возвращаются к Достоевскому, чтобы под свежими впечатлениями от прочитанного сообщить о своём восторге. Утром того же дня Некрасов везёт рукопись в дом Лопатина, где передаёт её Виссариону Белинскому со словами: «Новый Гоголь явился!». Критик встретил такое заявление с недоверием, но уже вечером того же дня он просит Некрасова о скорейшей встрече с автором. Встретившись на следующий день с Достоевским лично Белинский горячо приветствовал его и высоко оценил произведение. Достоевский всю жизнь считал, что эта встреча стала для него поворотным моментом, писатель укрепился в вере в себя, в свой талант и возможности.

«…роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому . Это первая попытка у нас социального романа, и сделанная притом так, как делают обыкновенно художники, то есть не подозревая и сами, что у них выходит».

Некрасов решил опубликовать роман в своём новом альманахе, цензурой которого попросил заняться Александра Никитенко. 12 января 1846 года «Петербургский сборник» Некрасова получил разрешение цензора и уже 21 января был опубликован.

Отдельное издание романа вышло в 1847 году. Для этого издания автор немного сократил произведение и внёс некоторые стилистические правки.

Мелкие стилистические правки вносились также в 1860 и 1865 годах при подготовке Достоевским первых двух собраний его сочинений.

Сюжетная линия

В основу романа легла переписка двух главных персонажей — Макара и Вареньки. Сначала в они договаривались о комнате для парня, которая должна быть рядом с Вариной. Так и произошло Героиня зарабатывала себе на жизнь шитьем, а Макар не хотел, чтобы она знала, что он беден, и поэтому регулярно присылал ей угощения. Ей было приятно, что парень уделяет ей столько внимания, но она не желала, чтобы герой тратил на нее свои деньги.

Как-то летом Варвара прислала своему собеседнику свой дневник. Из него Макар узнал о тяжелом детстве девушки, о переезде в Петербург. В нем также было написано, что у героини был друг — студент Покровский, который недавно умер по причине болезни.

Через какое-то время девушка заболела, и для того, чтобы купить ей лекарство, парень продал свой мундир. В это же время Варвара узнал о жизни и бедственном положении Макара. В этот момент она ощущает чувство стыда, так как поняла, что он на последние средства покупал ей угощения и медикаменты.

Когда герой узнал, что к Варваре начал свататься богатый чиновник Быков, он начал сильно пить и погряз в долгах. Девушка высылает ему денег, чтобы он мог расплатиться. Через время парню стало совсем туго, так как у него не было ни копейки и опять ему на помощь пришла героиня. Она дает ему немного денег, которые он снова пропивает.

Осенью должна была состояться свадьба Вареньки, и Макар помогает ей в приготовлении к ней. Роман заканчивается бракосочетанием героини с богачом. Парень просит ее писать ему все те же добрые письма. Макар и Варвара навсегда остаются добрыми друзьями.

Своими строками автор учит не судить о людях по внешнему виду. Чтобы сделать какие-либо выводы, нужно поближе узнать человека и понять, какая у него душа. «Маленькие люди» могут иметь богатый внутренний мир, который по достоинству может оценить только близкий человек.

«Бедные люди» (Ф. Достоевский)

Цитата: «До уничижения какого доводит людей нищета!».

История создания

Достоевский долго работал над рукописью «Бедных людей», исправлял её и перерабатывал. Но результат превзошёл все ожидания: Григорович, прочитав «Бедных людей», спешит к Некрасову. Николай Некрасов не может оторваться от рукописи, и оба писателя бегут к литературному критику Виссариону Белинскому, восклицая: «Новый Гоголь явился!». Белинский также очень высоко оценил роман. Это был настоящий успех.

Проблематика: «маленький человек» и его человеческое достоинство.

Смысл названия: материальная бедность героев «Бедных людей» противопоставлена их духовному богатству. Кроме того, в названии отражено сопереживание человеку, его душевным терзаниям и жизненным трудностям.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: повесть (по мнению ряда исследователей — роман).

Жанровые особенности: это эпистолярное произведение, то есть оно представляет собой цикл писем героев.

Время и место действия: действие происходит в Петербурге в середине XIX в.

Действующие лица

  • Макар Алексеевич Девушкин — чиновник средних лет. Небогат. Чувствителен. Семьи нет.
  • Варвара Добросёлова — бедная девушка с образованием. Сирота.
  • Господин Быков — обеспеченный человек, низменный и безнравственный.
  • Горшков — молодой мужчина, жених Вареньки Добросёловой.
  • Пётр Покровский — юноша, бывший студент. Болен туберкулёзом (чахоткой).
  • Анна Фёдоровна — родственница Вареньки, жестокая женщина.
  • Ратазяев — малоуспешный и не слишком талантливый писатель. Сосед Макара Девушкина.
  • Федора — женщина, которая даёт Вареньке Добросёловой приют.

Краткое содержание

Макар Девушкин — чиновник, он переписывает бумаги в одной из контор Петербурга. У него есть дальняя родственница — Варенька Добросёлова. Он заботится о девушке и очень ей сочувствует: Варе выпала нелёгкая судьба. Варя родилась в деревне, но когда её отца, работавшего управляющим, уволили, семье Добросёловых пришлось переехать в Петербург. Отец умер, и матери Вари пришлось очень много работать. Сама Варя брала уроки у студента Покровского, пока тот не скончался от чахотки. Когда умерла мать девушки, её родственница Анна Фёдоровна заявила, что от Вари одни убытки, и продала девушку господину Быкову, который принудил Варю стать его любовницей. Макар Девушкин буквально спас свою родственницу, сняв ей квартиру (ему пришлось перебраться в дешёвую неудобную комнату).

Варя становится настоящим другом Макара Алексеевича. Она даёт Девушкину почитать «Станционного смотрителя» А. С. Пушкина и «Шинель» Н. В. Гоголя, и Макар Алексеевич потрясён: «Станционный смотритель» ему очень понравился, а «Шинель» вызвала негодование. Макар Алексеевич и Варя вместе гуляют, ходят в театр.

Но у Девушкина не хватает средств на содержание себя и молодой родственницы. Варвару домогаются мужчины, которых присылает Анна Фёдоровна. Ситуация заходит в тупик: Девушкин начинает пить. Спасает Макара Алексеевича визит к начальству: увидев его нищенскую одежду, начальник велит выдать Девушкину 100 рублей.

К Вареньке приезжает господин Быков. Он хочет завести детей, и для этого ему подходит Варя. Девушка не видит другого выхода из сложившейся ситуации. Девушкин отговаривает Варю, но тщетно. После её отъезда Макар Алексеевич остаётся один. Он в отчаянии.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Варя Добросёлова давала своему другу книги. Какая книга Макару Девушкину понравилась, а какая не понравилась? Почему?

Ответ. «Станционный смотритель» А. С. Пушкина Девушкину понравился, потому что это трогательная жизненная история. А «Шинель» Н. В. Гоголя не понравилась: Макар Алексеевич возмутился тем, что человека (главного героя Акакия Башмачкина) так унижают.

Охарактеризуйте жанровые особенности «Бедных людей».

Ответ. Это эпистолярный роман (повесть): текст представлен письмами персонажей — Макара Девушкина и Вари Добросёловой.

Жанр

Роман необычен по композиции и по жанру. Это не «типичная книга», сюжет которой изложен от первого или третьего лица. Книга написана в форме переписки двух людей, поэтому жанр его литературоведы определяют просто как «роман в письмах». Обо всех событиях в жизни героев и о их судьбах мы узнаем из писем.

Обозначая переход от реализма к романтизму, роман соответствует духу такого направления в мировой литературе как сентиментализм

В книге большое внимание уделяется эмоциям, характерам, делается акцент на чувственности персонажей. Их внутренний мир более соответствует сущности деревенской жизни, нежели грязному городскому существованию в Петербурге

Так в книге имеет место противопоставление города и деревни.

Специфика выбранной формы и жанра предполагает, что писатель говорит с нами голосами созданных им героев. Черты характера и внутренний мир персонажей раскрываются не только через описания и конкретные факты или ситуации, но и через их способ мыслить, отраженный в манере письма и стилистике, к которой прибегают участники переписки.

Выбор манеры и формы существования Федор Михайлович объяснил в своём писательском дневнике

Он отмечал, что на страницах книги важно показать не «рожу сочинителя», а личность героя, и логично сделать это через его же собственные слова

О чем произведение?

Книга состоит из 54 писем, которые пишут друг другу Макар Девушкин и Варвара Доброселова – главные герои книги. Макар – служащий, мелкий чиновник, живущий в крайней нищете и проявляющий заботу о своей дальней родственнице Варваре, которую он искренне любит. Варвара – сирота, Макар спасает девушку и становится её добродетелем, хотя сам не имеет за душой ни гроша. Между героями большая разница в возрасте, поэтому Варвара и Макар, живя в соседних домах, переписываются, стесняясь ходить к друг другу в гости, так как опасаются пересудов о том, что мужчина в годах захаживает к девице.

В письмах герои обсуждают литературу, в романе неоднократно упоминаются произведения выдающихся признанных писателей, которыми обмениваются герои. Макар подсовывает Варваре сочинения своего приятеля и соседа, литератора, творчеством которого искренне восторгается. Знакомый Макара посредственный литератор Ротозяев, к которому тот ходит на литературные вечера, посвященные сочинительству, в конечном итоге и становится распространителем слухов о теплых отношениях между героями. Девушка снабжает Макара хорошими книгами, просвещает его. Это ещё больше сближает героев. Макар находит в Варе «смысл жизни». 

Макар и Варя искренне поддерживают друг друга в их непростой жизни, обремененной материальной бедностью. Варя хочет выйти на работу гувернанткой и съехать, но Макар уговаривает её этого не делать, не хочет отпускать далеко от себя «своего ангелочка». Он занимает денег и берет жалование наперед в конторе, чтобы поддержать Варвару. Девушка, в свою очередь, пытается заработать, занимаясь шитьём на заказ.

Постепенно в переписке раскрывается предыстория героини, выясняется, что она жила у некой женщины по имени Анна, которая предала её. Варвара рассказывает о своей первой любви, студенте, который трагически погиб, и о том, что она однажды чуть было не вышла замуж за дворянина по фамилии Быков. Но в последний момент дворянин отказался брать в жены девушку. Это позор. Девушка опорочила свою честь и честь своих близких. По крайней мере так считает Анна Федоровна.

Женщина, воспитывавшая героиню, вновь появляется в её жизни в кульминационной части романа. Она предлагает дать дворянину Быкову второй шанс. Он состоятелен и способен вытащить её из нищеты. Макар выступает против свадьбы, но взаимен он не может ничего предложить из-за своей фатальной бедности. Над ним даже на работе насмехаются из-за того, что он выглядит неухоженным, так как у него нет денег на новые вещи. Неожиданно на помощь героям приходит начальник Макара, он оказывает герою безвозмездную материальную помощь. Однако, это не помогает.

Макар, ревнующий Варю к Быкову и одновременно жалеющий и себя, и её, начинает крепко выпивать. Девушка вынуждена согласиться выйти замуж, хотя прекрасно понимает, что со стороны жениха это — брак по расчету. Быков преследует корыстные интересы и посредством замужества хочет лишить наследства своего племянника.

Книга заканчивается свадьбой Варвары. Попытки Девушкина отговорить её от этого шага ни к чему не приводят. Свадьба – на первый взгляд самый счастливый финал, какой только может быть в мировой литературе. Но только не в романе Достоевского. Этот шаг становится губительным и для Варвары, и для её «покровителя» Макара, который теряет смысл жизни и последнюю надежду.               

Тема

  1. Тема маленького человека. По названию «Бедные люди» видно, что основной темой произведения стал маленький человек. Достоевский в каждом из них находит большую личность, ведь только способность к любви и доброта характеризуют живую душу. Автор описывает хороших и порядочных людей, которых задавила нищета. Вокруг них царит произвол и орудует несправедливость, но в этих жалких и незначительных обитателях Петербурга все еще теплилась надежда на лучшее и вера друг в друга. Они – обладатели истинной добродетели, хоть их нравственного величия никто и не замечает. Они живут не напоказ, их скромный труд посвящен лишь бескорыстному желанию помочь другому человеку. И многочисленные лишения Девушкина, и самопожертвование Вари в финале говорят о том, что эти личности потому только и малы, что себя не ценят. Писатель идеализирует их и возносит им хвалу, следуя традиции сентименталистов вроде Карамзина.
  2. Тема любви. Ради этого светлого чувства герои идут на самопожертвование. Макар отрекается от забот о себе, все средства он тратит на свою воспитанницу. Все его мысли посвящены ей одной, больше его ничего не беспокоит. Варя в финале решает отплатить своему опекуну и выходит за Быкова по расчету, лишь бы больше не обременять Девушкина своим существованием. Она понимает, что он никогда сам не оставит ее. Эта опека ему не по карману, она уничтожает его и доводит до нищеты, поэтому героиня попирает свою гордость и вступает в брак. Это и есть настоящая любовь, когда люди готовы на все ради избранника.
  3. Противопоставление города и деревни. В романе «Бедные люди» автор намеренно сталкивает равнодушие и серость Петербурга и яркие краски добродушной деревни, где жители всегда помогают друг другу. Столица перемалывает и пропускает через себя души, делая из горожан алчных, порочных и безразличных ко всему обладателей чинов и званий. Они злятся от тесноты и суеты вокруг, жизнь человека для них ничто. Село, напротив, обладает целебным воздействием на личность, ведь деревенские жители спокойнее и доброжелательнее по отношению друг к другу. Им нечего делить, они с радостью примут чужую беду за свою и помогут решить проблему. Этот конфликт так же характерен для сентиментализма.
  4. Тема искусства. Достоевский устами своей героини говорит о разграничении литературы на качественную и некачественную. К первой он относит сочинения Пушкина и Гоголя, ко второй бульварные романы, где авторы делают акцент только на сюжетной стороне произведения.
  5. Тема родительской любви. Писатель изображает яркий эпизод, где отец плетется за гробом сына и роняет его книги. Эта трогательная сцена поражает своей трагичностью. Также Варенька трогательно описывает своих родных, которые очень много для нее сделали.
  6. Милосердие. Начальник Девушкина видит удручающее положение его дел и помогает ему финансово. Этот ничего не значащий для него дар спасает человека от голодной смерти.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: