История создания
Анализ произведения “Шинель” невозможен без предыстории, которая подтолкнула автора к созданию произведения. Историк литературы П. В. Анненков в своих воспоминаниях отмечает случай, когда в присутствии Николая Васильевича Гоголя был рассказан “канцелярский анекдот” про мелкого чиновника, потерявшего своё ружьё, на покупку которого он долго копил средства. Все нашли анекдот очень смешным, а писатель помрачнел и глубоко задумался, это было в 1834 году. Спустя пять лет сюжет всплывёт в гоголевской “Шинели”, художественно переосмысленный и творчески переработанный. Такая предыстория создания кажется очень правдоподобной.
Важно отметить, что написание повести давалось писателю тяжело, возможно, играли роль какие-то эмоциональные, личные переживания: закончить её он смог только в 1841 году, благодаря давлению М. В
Погодина, известного издателя, историка и учёного.
В 1843 году повесть была опубликована. Она относится к циклу “Петербуржских повестей”, становится заключительной и самой идейно насыщенной. Имя главного героя автор менял на протяжении работы над произведением Тишкевич – Башмакевич – Башмачкин).
Название же самой повести претерпело несколько изменений (“Повесть о чиновнике, крадущем шинели”) прежде чем до нас дошёл окончательный и самый точный вариант – “Шинель”. Критика приняла произведение спокойно, при жизни автора оно не было особо отмечено. Только через столетие стало понятно, что “Шинель” оказала огромное влияние на русскую литературу, на историческое понимание эпохи и формирование литературных направлений. Гоголевский “маленький человек” отразился в творчестве многих писателей и поэтов, создал целую волну подобных, не менее гениальных, произведений.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Шинель»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Шинель»
для самых компанейских —
Главные герои «Шинель»
для самых занятых —
Читательский дневник «Шинель»
для самых крутых —
Читать «Шинель» полностью
В чем смысл финала повести Шинель
Для полного понимания смысла повести мы разобьем его объяснение на две части. Это позволит вам уловить все ответвления сюжета. Давайте приступим.
Участь «маленького человека»
Современный мир жесток и непредсказуем. Действительно добрым людям, таким, как Акакий Башмачкин, места в нем абсолютно нет. Жестокие нравы общества уничтожают простого человека. Так и случилось, ведь наш герой был попросту убит. Бандиты отобрали единственное сокровище простого и честного человека. Это и стало причиной появления темы мести.
Месть «маленького человека»
Акакий Акакиевич Башмачкин после своей физической смерти становится злым духом, полным мести. Мы понимаем, что даже у самого доброго в мире человека может попросту закончиться терпение. Тогда его больная душа будет вечно скитаться по миру и искать то, что ему принадлежит. Поэтому Башмачкин не уходит на тот свет, а остается в форме призрака. Он отбирает у людей шубы и шинели в поисках своей, ведь он честно ее заработал. Вряд ли хоть когда-то он сможет отыскать свою.
Мотив жадности
Многие также выделяют мотив жадности Башмачкина. Даже после смерти он держится за возможность вернуть свою шинель. Казалось бы, он умер, а это явная причина забыть о физических вещах. Но Акакий не готов расставаться со своей вещью.
Критический анализ характеров персонажей
В повести «Шинель» Н. В. Гоголь представляет нам широкую гамму персонажей, каждый из которых имеет свои особенности и особый вклад в развитие сюжета. Рассмотрим некоторых из них:
-
Акакий Акакиевич Башмачкин — главный герой повести. Заурядный и неотличимый чиновник, он буквально погружен в свою работу и настолько предан своим обязанностям, что не замечает ни своего окружения, ни собственных потребностей. Башмачкин олицетворяет беспомощность и уязвимость человека, поглощенного рутиной и отчужденностью.
-
Василий Иванович — начальник Башмачкина, персонаж, которого Гоголь изображает как жестокого и бесчувственного. Василий Иванович служит прототипом бюрократического аппарата, в котором люди считаются всего лишь звеньями в системе, а не людьми с собственными чувствами и потребностями.
-
Марья Ивановна — соседка Башмачкина, женщина средних лет, пожилой девицей. Марья Ивановна отличается особым цинизмом и сарказмом, что подчеркивает ее отношение к людям и жизни в целом. Она служит примером того, как отчуждение и безразличие других людей могут повлиять на характер человека.
-
Иван Яковлевич — коллега Башмачкина, который приходит на помощь главному герою после кражи шинели. Иван Яковлевич олицетворяет милосердие и сострадание, поднимает настроение Башмачкину и доказывает, что среди бесчувственного окружения можно встретить человека, готового помочь и поддержать.
Гоголь создает достаточно ярких и запоминающихся персонажей, каждый из которых несет свою символическую нагрузку, вкладывая свои значения и идеи в развитие сюжета повести. В своем произведении он аккуратно обводит контуры каждого персонажа, подчеркивая их характерные черты и давая им голоса, которые придают истории живость и неповторимость.
Сильное впечатление от прочтения произведения
Произведение «Шинель» оставило в моей душе глубокие и неизгладимые следы. Какое сильное впечатление оказало на меня это произведение!
Во-первых, я бы хотел отметить мастерство писателя Н. В. Гоголя. Он создал такой яркий и неповторимый мир, который заставил меня погрузиться в события повести и переживать их вместе с главным героем. Захватывающий сюжет и напряженная атмосфера насыщены эмоциями и вызывают сильные чувства у читателя.
Во-вторых, хочется подчеркнуть глубокий символизм и метафоричность произведения. Шинель, словно ярлык, олицетворяет бедность и ничтожество главного героя, реальность которого принимает совсем иной облик после появления этой шинели в его жизни
Такой символический прием притягивает внимание к социальным проблемам и вызывает анализ и осмысление происходящего
Также, стоит отметить языковую выразительность Гоголя. Автор описывает окружающую действительность с такой невероятной точностью и яркостью, что словно перед тобой встает реальный, живой мир. Каждое описание, каждая фраза наполнены эмоциями и передают настроение героев и событий.
И, наконец, не могу не отметить актуальность и универсальность произведения. История маленького чиновника, его надежды и разочарования, сталкивается с проблематикой социального неравенства и невозможности подняться по социальной лестнице. Эта проблема актуальна и по сей день, и каждый может найти в этой повести что-то свое.
В целом, «Шинель» оставила в моей душе яркий след. Это произведение погружает в свой особый мир, заставляет переживать эмоции героев и рассматривать социальные проблемы из новой, необычной перспективы. Считаю это произведение настоящим шедевром и рекомендую прочитать его каждому.
Герои повести и их характеристика
Акакий Акакиевич Башмачкин (главный герой)
Мне нравится2Не нравится
Акакий Акакиевич Башмачкин – главный герой повести “Шинель” Николая Гоголя, представитель того самого “маленького человека”, который становится символом социальной несправедливости и бюрократической безжалостности.
По своему внешнему облику и социальному статусу, Акакий выглядит как типичный служащий своего времени. Он старше 50 лет, обладает низким чином – титулярным советником и занимается скучной и рутинной работой переписывания бумаг. Его образ воплощает в себе обыденность и невзрачность большинства служителей государственной машины.
По характеру, Акакий Акакиевич проявляет робость, скромность и терпимость к насмешкам и унижениям, которые ему приходится переживать. Его “говорящее имя” – “Акакий”, переводится с греческого как “беззлобный” и “кроткий”, идеально описывает его натуру.
Большую часть своей жизни Акакий посвятил своей скучной работе и был предан ей. Переписывание бумаг стало его призванием и позволяло ему находить радость и удовлетворение. Его внутренний мир, хоть и скромный, но кажется ему приятным и уютным.
Акакий Акакиевич Башмачкин становится символом тех, кто живет на грани беспомощности и безразличия общества. Его образ ярко выражает тему “маленького человека” в литературе 19 века и призывает задуматься о социальной справедливости и отношениях в обществе.
Портной Петрович
Мне нравится1Не нравится
Портной Петрович – это один из ярких персонажей повести “Шинель” Николая Гоголя, который символизирует не только прошлое, но и моральное измерение рассказа.
Петрович в своей биографии пережил изменения социального статуса – он был крепостным, но теперь он свободен и работает портным. Этот переход из крепостной зависимости в свободное состояние говорит о переменчивости общественных отношений того времени.
Петрович характеризуется тем, что периодически употребляет алкоголь, что отражает некоторые традиции общества той эпохи.
Важной чертой Петровича является его мастерство и умение ремонтировать одежду. Он является не только портным, но и доверенным человеком для Акакия Акакиевича, который просит его починить его старую шинель и даже заказывает у него новую
Это связывает их не только рабочими отношениями, но и дружеской связью, и подчеркивает, что в мире повести есть место для добрых и доверительных отношений, хоть и редких.
Значительное лицо
Мне нравится1Не нравится
Персонаж Значительное лицо символизирует высший слой общества, представителей власти и иерархии. Его роль в истории начинается с надежды Акакия Башмачкина на помощь в поиске украденной шинели. Однако, его грозное прогнание Башмачкина подчеркивает безразличие и равнодушие элиты к обычным гражданам, каким бы ничтожным они ни казались.
Значительное лицо, будучи важной фигурой, недоступно для общения и воздерживается от разговоров с окружающими. Его замкнутость и отчужденность от других людей подчеркивают одиночество и аскетизм высших сословий, а также их непонимание и нежелание вникать в бедствия “маленьких людей” как Акакия
Привидение чиновника
Мне нравитсяНе нравится
Этот персонаж не является центральным, но его присутствие имеет важное значение. Привидение возникает на месте, где был ограблен Акакий Акакиевич Башмачкин, и имеет внешность этого чиновника
Оно вынуждено отбирать у прохожих их верхнюю одежду, что символизирует несправедливость и жестокость общества.
Интересно, что привидение попадает на путь Значительного лица, что можно трактовать как акт справедливости и наказание за равнодушие к бедствиям Акакия. Когда привидение отбирает у него шинель, это можно рассматривать как момент, когда дух Акакия находит удовлетворение и перестает беспокоить окружающих.
Привидение чиновника, хоть и является фантастическим элементом, служит средством для обращения внимания на моральные и социальные проблемы общества. Оно подчеркивает тему несправедливости и наказания, а также вызывает размышления о судьбе и душе человека в условиях безжалостного мира.
Проблематика и затронутые темы
Проблемы, поднятые в повести, являются глобальными. Читатели сталкиваются с проблемами гуманизма, равнодушия и социального неравенства. Ключевое место занимает и трагедия обычного человека, занимающего не самые привлекательные должности. Если конкретизировать, то главной выступает проблема гуманизма. Все персонажи, которые перечисляются тут, эгоистичны, мелочны. Они готовы практически на все в погоне за материальной выгодой. Нравственность и мораль перестают что-то значит для них.
Другая актуальная проблема — равнодушие непосредственно соприкасается с отсутствием гуманизма. Башмачкин не получает ни от кого помощи, потому что людям нет до него дела. Человек, который ввиду своего должностного положения обязан был помочь Акакию, выталкивает его за дверь. Так он демонстрирует остальным свою власть.
Проблема бедности незаметна в повести, но отчетливо чувствуется на каждом этапе. Башмачкин живёт на нищенскую зарплату. Его квартирка представляет собой маленькое помещение. Пол в нём состоит из сломанных скрипящих половиц. В его доме всегда холодно и сыро. Но он отказывается от элементарных условий, способных помочь ему поддерживать здоровье, ради того, чтобы купить себе шинель. Получается, в романе проблематика бедности приобретает уродливые черты.
Если говорить о темах, затронутых в романе, то на первое место выходит мечта в образе шинели. Она становится всем для главного персонажа. Герой экономит, ограничивает себя в еде, не пьёт чай и сидит в темноте, не зажигая свечи. Персонаж рассказывает о каком-то предмете одежды, который для другого человека не значил бы ничего, с упоением. Как только его мечта исполняется, он, действительно, становится другим человеком.
Нельзя обойти и тему безнравственности в книге. Она объясняет большую часть событий, происходящих в повести. Эта тема прослеживается, когда с Башмачкиным случается горе, а все вокруг оказываются равнодушны. Акакия Акакиевича все замечают, когда он надевает свою красивую шинель, и снова перестают видеть в нем человека, когда он её теряет.
Основная тема и проблема произведения
Главной темой этого произведения является тема «маленького человека» в большом мире. Главный герой не имеет ни власти, ни денег. Однако на самом деле отсутствие власти и денег не делают человека хуже других. Н.В. Гоголь ставит перед читателе проблему человеческого достоинства, он заявляет о том, что не только богатые, властные люди имеет право на счастье, все люди одинаковы друг перед другом.
В своем произведении Николай Васильевич демонстрирует читателю жестокость общества к «маленьким людям». Несмотря на то, что они «маленькие», они обладают честью и достоинством.
Поэт и литературный критики Аполлон Григорьев считал, что повесть «Шинель» имеет религиозный подтекст. В тот период жизни, когда Николай Васильевич работал над этим произведением, он очень глубоко занимался изучением религиозного вопроса. Он изучал много различной духовной литературы, в том числе и жития святых. Имя, которое он дает своему главному герою, Акакий, выбрано не случайно. В переводе это имя означает «беззлобный», «невинный». На грех главного героя подталкивает портной Петрович. Несколько раз Гоголь употребляет слово «черт» в отношении Петровича.
В этой повести прослеживается тема искушения и одержимости смиренного Акакия Башмачкина. Изначально Гоголь представляет нам главного героя как безгрешного человека, который ведет аскетический образ жизни. Затем на его пути встает искушение в виде обычного бытового предмета. Его разум был сильно затуманен этой вещью и радостью обладания ею, лишившись ее он теряет смысл жизни и умирает и духовно и физически.
Для восстановления справедливости Гоголь использует невероятный способ. Конец повести делает из нее фантасмагорию. Здесь пересекаются уже нереальный мир и реальный.
Замечание 2
Несмотря на то, что в конце 1830-х годов было написано немало произведений на подобную тематику — о бедствующих чиновниках, образ Акакия Башмачкина, забитого человека, который пытается встать против системы, повлиял на всю литературу 1840-ых годов.
Темы
- Жизнь маленького человека – главная тема повести «Шинель», поэтому она представлена достаточно ярко. Башмачкин не обладает твердым характером или же особыми талантами, чиновники более высокого ранга позволяют себе манипулировать им, игнорировать его или же распекать. А бедный герой хочет лишь вернуть себе то, что принадлежит ему по праву, но значительным лицам и большому миру не до проблем маленького человека.
- Противопоставление реального и фантастического позволяет показать многогранность образа Башмачкина. В суровой действительности он никогда не достучится до эгоистичных и жестоких сердец власть имущих, но став могучим духом, он может хотя бы отомстить за свою обиду.
- Сквозная тема повести – безнравственность. Людей ценят не за их умение, а за их чин, значительное лицо – отнюдь не примерный семьянин, он холоден к своим детям и ищет развлечений на стороне. Он позволяет себе быть высокомерным самодуром, заставляя пресмыкаться тех, кто ниже рангом.
- Сатирический характер повести и абсурдность ситуаций позволяют Гоголю наиболее выразительно указать на социальные пороки. Например, никто не собирается искать пропавшую шинель, но существует указ поймать приведение. Так автор обличает бездеятельность полиции Петербурга.
Анализ и проблематика повести
Жанр «Шинели» — повесть. Критики склонны считать, что жанр этого произведения определяется не формой, а содержанием. Казалось бы, простая история о чиновнике перерастает в мистическую притчу, затрагивающую вечные проблемы жизни.
Повествование в произведении ведется от автора. Рассказчик в патетической и одновременно сказовой манере излагает историю злоключений Акакия Акакиевича. Изначально такой художественный прием вызывает улыбку, и повесть воспринимается как сатирическая. Например, в комическом ключе описывается выбор имени для новорожденного.
Ирония в дальнейшем сменяется откровенной жалостью к чиновнику. Ответ Башмачкина на придирки сослуживцев «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» заставляет задуматься о несправедливом отношении к «маленькому человеку» в обществе.
Гоголь поднимает проблему социального неравенства. Писатель был уверен в том, что, чтобы пробудить общество, необходимо показывать ему самые отвратительные явления действительности. Гротескное изображение чиновника, умирающего из-за шинели, соответствует этому утверждению. Герой «Шинели» беден не только материально, но и духовно. Он не способен на великие поступки, и верхом его мечтаний является предмет одежды. Но с другой стороны, даже такой убогий персонаж достоин того, чтобы к нему относились по-человечески. В этом заключается гуманистический пафос повести.
Финал повести, где Башмачкин и после смерти ищет свою шинель, понимается исследователями неоднозначно. Некоторые литературоведы видят в таком изображении обращение Гоголя к традициями немецкого писателя Гофмана. В его произведениях часто мечты героев разбивались о действительность.
Другие исследователи пришли к выводу, что мистически финал повести — это пародия на романтические произведения начала 19 века.
Смысл названия повести «Шинель»
Название книги можно объяснить даже не вчитываясь в ее суть: главный герой Акакий Акакиевич покупает судьбоносную новенькую шинель, которая в продолжение книги будто бы занимает титул главного персонажа. Дело в том, что главный герой всячески экономит на собственной жизни и буквально медленно убивает сам себя ради новенькой шинели, в необходимости которой его убедили коллеги по работе. Пережив немалую гору трудностей, Акакий все же сумел накопить нужное количество средств и таки приобрел чистую и новую шинель. Но не прошло и пары дней, как главный герой умудряется ее потерять — после праздничного ужина с коллегами по работе на мосту на Акакия Акакиевича нападают подозрительные мужчины и силой отбирают его дорогую, любимую шинель.
Находясь в замешательстве, мелкий чиновник бежит в полицию и пытается подать заявление об ограблении, умоляет о помощи «значительное лицо» и пытается достучаться до него. Но ничего не выходит, поэтому наш «маленький человек», окончательно убившись горем, получив выговор от вышестоящего лица и полностью сконфузившись, приходит домой весь мокрый и в горячке. Не в силах пережить горе и позор.
Акакий умирает «мелким чиновником». После его похорон по городу разошелся слух о так называемом призраке Акакия Акакиевича, который нападает на мимо проходящих богатых чиновников отбирает у них шинели. Таким образом, отчаянно искомая главным героем справедливость все же восторжествовала, хоть и после его смерти.
Смысл повести Шинель — Гоголя
Н.В.Гоголь своим немало известным приемом плавного и как бы само собой разумеющегося включения нотки мистики в простой рассказ о жизни простого человека подчеркнул бесчеловечность общества. Писатель остро показал несправедливость иерархии и необоснованное превосходство и главенство высших лиц над мелкими чиновниками. Именно после подобных произведений в литературе появился один из важнейших терминов — проблема «маленького человека». Н.В.Гоголь показал своеобразное противостояние простого человека и жестокого, полного принципов и желания быть лучше остальных общества
Писатель попытался обратить внимание читателей на простого человека с тяжелой, а иногда и вовсе непосильной, жизнью. Общественный уклад того времени зачастую отрицательно влиял на простых людей, но Гоголь также показал и влияние этой истории на выше поставленное лицо: тот самый чиновник, который обругал Акакия Акакиевича, после всей ситуации абсолютно перестал показывать направо и налево свое превосходство в чинах и стал более сдержанным
Таким образом, маленькая повесть о «маленьком человеке» совершила настоящую революцию в литературе!
Главные герои и их характеристика
- Главный герой повести – Акакий Акакиевич Башмачкин. Уже с момента рождения было ясно, что его ждет нелёгкая, несчастливая жизнь. Это предрекла и повитуха, и сам малыш при появлении на свет «заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Это так называемый «маленький человек», но его характер противоречив и проходит определённые этапы развития.
- Образ шинели работает на раскрытие потенциальных возможностей этого, на первый взгляд, скромного персонажа. Дорогая сердцу обновка делает героя одержимым, словно идол она управляет им. Маленький чиновник проявляет такую настойчивость и активность, какую никогда не выказывал при жизни, а после смерти – и вовсе решается на месть и держит в страхе Петербург.
- Роль шинели в повести Гоголя трудно переоценить. Её образ развивается параллельно с главным героем: дырявая шинель – скромный человек, новая – инициативный и счастливый Башмачкин, генеральская – всемогущий дух, нагоняющий ужас.
- Образ Петербурга в повести представлен совершенно по-иному. Это не пышная столица с нарядными экипажами и цветущими парадными, а жестокий город, с его лютой зимой, не полезным для здоровья климатом, грязными лестницами и темными переулками.
Композиция
Произведение построено по принципу жития или “хождений” святых и мучеников. Вся жизнь главного героя, от рождения до самой смерти, является тем самым мучительным подвигом, сражением за правду и испытанием на терпение и самопожертвование.
Вся жизнь героя “Шинели” – пустое существование, конфликт с общественными порядками – единственный поступок, который он попытался совершить за свою жизнь. В экспозиции повести мы узнаём краткие сведения о рождении Акакия Башмачкина, о том, почему его так назвали, о работе и внутреннем мире персонажа. Суть завязки в том, чтобы показать необходимость приобретения новой вещи (если смотреть глубже – новой жизни, разительных смелых перемен).
Кульминация – нападение на главного героя и его столкновение с безразличием властей. Развязка – последняя встреча с “значительным лицом” и смерть персонажа. Эпилог представляет собой фантастическую (в любимом гоголевском стиле – сатирическую и ужасающую) историю о призраке, который отбирает шинели у прохожих и в конце концов добирается до своего обидчика. Автор подчёркивает бессилие человека изменить мир и добиться справедливости. Только в “другой” реальности главный герой силён, наделён властью, его боятся, он говорит смело в глаза обидчику то, что не успел сказать при жизни.
Сюжет произведения
Действия повести происходят в Петербурге. Главный героем является Акакий Акакиевич Башмачник, титулярный советник. Главный герой очень любит свою работу, он очень исполнительный и можно сказать, что работа — это его смысл жизни, однако его роль в департаменте является несущественной. В связи с этим он часто подвергался насмешливым нападкам более молодых сотрудников.
Однажды наступил сильный мороз, Башмачкин очень сильно мерз в своей старой шинели, он отнес ее на ремонт к портному Петровичу, однако тот сказал, что шинель совсем пришла в негодность и следует сшить новую.
Так как получал титулярный советник совсем не много, он всячески старался сэкономить деньги. Например, он перестал вечером пить чай, а дома что бы не изнашивать одежду носил только халат. Когда у него оказалась в руках необходимая сумма, вместе с портным они купили материал для шинели.
Акакий Акакиевич очень радовался новой вещи, однако поздно ночью возвращаясь домой его ограбили незнакомцы и сняли шинель с плеч.
На следящий день он пришел на работу в старой шинели. Другим сотрудникам стало жаль Башмачкина и они посоветовали обратиться ему за помощью к Значительному лицу. Значительное лицо не так давно стало значительным, а до этого он был простым чиновником, однако помочь Башмачкину он отказывается в грубой форме.
Шинель у Башмачкина была совсем худая, а на улице был сильны мороз. Вернувшись домой он серьезно заболел и через несколько дней скончался.
После смерти Акакия Башмачкина на том сама месте где его ограбили жители стали видеть приведение. Приведение было с лицом умершего Акакия. Оно пугало прохожих и отбирало у них верхнюю одежду. Однажды Значительное лицо повстречался с этим привидением. Привидение хотело заполучить именно его шинель. После того как это случилось, оно успокоилось и больше его никто не видел.
Анализ повести «Шинель» от Гоголя
Тема и сюжет:
Повесть «Шинель» написана Николаем Гоголем и была впервые опубликована в 1842 году. Главный герой повести — служащий Акакий Акакиевич Башмачкин, который живет скромной и незаметной жизнью. Однако, его жизнь меняется после того, как его старая и изношенная шинель теряется, и вместо нее он получает новую, модную и стильную шинель. Торжественно нарядившись в новую шинель, Акакий начинает чувствовать себя увереннее и важнее. Однако, его радость не длится долго, так как в одну ночь его новую шинель украдут.
Ключевые моменты:
- Скромность и незаметность жизни главного героя до получения новой шинели.
- Смена настроения и поведения Акакия Акакиевича после получения новой шинели и утраты ее.
- Отношение общества к Акакию Акакиевичу и его безумное решение о взятии шинели у генерала.
- Трагическая смерть Акакия Акакиевича, так как он не смог вынести позора и потери своей единственной радости — шинели.
Символика:
Шинель в повести «Шинель» имеет глубокую символическую значимость
Она является воплощением социального статуса и важности для главного героя. Старая и изношенная шинель символизирует его слабую позицию в обществе и безысходность его жизни
Новая шинель же придает ему уверенности и самоуважения. Утрата новой шинели после кражи наполняет Акакия Акакиевича отчаянием и позором.
Главная мысль:
Главная мысль повести «Шинель» заключается в том, что одежда может играть важную роль в формировании самооценки и социального статуса человека. Она также показывает как мелочи могут повлиять на человеческую судьбу и привести к трагической концовке. Также повесть рассматривает проблемы социальной несправедливости и недостаточного самоуважения людей низкого социального статуса.
История создания повести
Повесть Гоголя «Шинель» является одним из спорных произведений в творчестве писателя и в русской классической литературе. По воспоминаниям литературного критика П.В. Анненкова, Гоголь написал «Шинель» на основе истории, которую услышал случайно. Происшествие случилось с одним из чиновников, который долго копил деньги на ружье. Купив оружие, он отправился на утиную охоту. Когда чиновник плыл на лодке, ружье соскользнуло за борт и утонуло. Ошарашенный потерей, он слег в горячке. Сослуживцы поддержали его и скинулись на новое охотничье ружье.
Эпизод этот не вызвал у Гоголя смех, а через несколько лет этот сюжет лег в основу петербургской повести «Шинель», которая увидела свет в 1842 году.
Главная идея повести — обесценивание личности человека, о котором судят только по табелю о рангах. При этом сам человек не протестует против такого к себе отношения. Ценности его пошлы, а мечты меркантильны.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Вспомним сюжет произведения
Главный герой — Башмачкин Акакий Акакиевич, обычный рабочий человек, которых великое множество. Друзей у него особо не было, жены и детей тоже. Он жил только своей работой, и, хотя работа не солидна, она заключалась в простом переписывании текстов, для Акакия она была всем. Даже в конце трудового дня главный герой забирал бумаги домой и продолжал переписывать. Очень долго Акакий собирал деньги для приобретения новой шинели, с мыслями о том, что данная покупка изменит отношение к нему окружающих и коллег. И, наконец, накопив большую сумму, герой покупает желанную вещь, но, к сожалению, счастье его длилось не долго. Возвращаясь поздно вечером домой, герой был ограблен. Вместе с шинелью пропал и смысл жизни Акакия Акакиевича, ведь заработать ещё на одну он не мог. Возвращаясь домой уже без шинели, герой замёрз, что впоследствии привело к его гибели.
Жанр и направление
Н.В. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам, касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века.
Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России (бедность, преступность, неравенство), а фантастическое – призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления.
Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий, обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение.
Композиция произведения
В этом произведении Гоголь использует линейную композицию, в которой можно выделить вступление и эпилог. “Шинель” начинается с рассуждений автора о Петербурге (что характерно для всех повестей цикла). После — он рассказывает историю жизни своего героя — Акакия Акакиевича Башмачкина. Он живет скромно, все свои силы и время посвящая канцелярской монотонной работе. Тут начались сильные морозы и Башмачкину пришлось думать, как бы купить новую шинель. Он вынужден сильно экономить, но все же успевает накопить необходимую сумму в срок.
Рис. 2. Акакий Акакиевич у портного. Иллюстрация А. И. ЗыковаАкакий невероятно рад ей, даже решил отметить эту покупку с коллегами. Он возвращается домой в полном воодушевлении, как будто первый раз увидев прекрасный город, в котором он живет уже много лет. Но по дороге его грабят и забирают новую шинель. Башмачкин решил не сдаваться и проходит множество чиновников, чтобы вернуть свою вещь. Он доходит даже до некоего “значительного лица”. Но никого не волнует его беда. После визита к генералу Башмачкин заболевает горячкой и быстро умирает. После его кончины в Петербурге появился призрак, который забирает у людей их верхнюю одежду. Он долго не успокаивается, разыскивая генерала. Однажды ему это удается и он отправляется в мир иной. Акакий добивается своего — генерал становится менее высокомерным.
Выводы
- “Шинель” Гоголя пронизана социальной критикой. Повесть ярко демонстрирует нравственное убожество и безразличие высшего общества к маленькому человеку, его нуждам и страданиям. Она поднимает важные вопросы социальной несправедливости и бесчувственности, что делает ее актуальной и сегодня.
- Гоголь создает образ Акакия Акакиевича, который становится воплощением “маленького человека” в русской литературе. Жизнь Акакия Акакиевича олицетворяет беспомощность и уязвимость человека в бюрократической системе, где человеческое достоинство игнорируется.
- Внедрение фантастического элемента в повесть позволяет Гоголю выразить свои идеи более эффектно и символично. Призрак Акакия Акакиевича становится аллегорией на беспомощность и несправедливость, а его воздействие на окружающих подчеркивает безразличие и цинизм общества.
- Основная идея произведения заключается в поиске справедливости. Несмотря на безнадежность ситуации маленького человека, повесть показывает, что справедливость возможна только при обращении к сверхъестественному. Это выражается через мистический элемент и приведение.
- “Шинель” Гоголя оказала значительное влияние на литературное развитие и стала важным произведением в рамках “натуральной школы”. Оценки критиков, в частности В.Г. Белинского, подчеркивают ее мастерство и значимость в истории русской литературы.
Герои повести
Акакий Акакиевич Башмачкин
2
Портной Петрович
1
Значительное лицо
1
Привидение чиновника