Презентация на тему «анализ художественного текста тема 8» 11 класс

Леонид андреев «предстояла кража. предстояла кража

Содержание

Слайд 1

Тема 8
Сюжет художественного произведения

Слайд 2
Сюжет- порядок и способ сообщения событий автором
Сюжет- важнейшее средство воплощения содержания.
Задачи:
Выявление характера героя;
Скрепление изображенных событий;
Удержание внимания читателя…

Сюжеты складываются из действий:
проявление эмоций, мыслей, намерений человека в поступках, движениях, словах. Мимике, жестах.
2 типа действия:
внешнее (изменение судьбы героя, отношений между персонажами),
внутреннее ( динамика жизни души).

Слайд 3
Фабула- события в их хронологической последовательности
Фабула и сюжет могут совпадать
(А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Фабула и сюжет могут не совпадать по замыслу автора
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»,
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»)

При анализе произведения нужно сравнивать сюжет и фабулу, чтобы понять замысел автора.

Слайд 4

пролог
предыстория
экспозиция
завязка
кульминация
развязка
лирические отступления
эпилог
послесловие

Слайд 5

Знакомит с фоном действия, с обстоятельствами героев до начала основных действий.
По размеру невелика, но может занимать и значительную часть ( «Обломов» — занимает четверть текста).

Слайд 6

Обычно дается в начале произведения, но может быть и в другом месте («Мертвые души» — в 11 главе)

Слайд 7

Момент наивысшего напряжения действия, после которого сюжет стремиться к развязке.
Кульминаций может быть несколько («Евгений Онегин»: отповедь Онегина Татьяне, дуэль Онегина с Ленским, финальная встреча Татьяны с Онегиным).
Кульминацию не следует путать с перипетиями ( внезапными поворотами событий).

Слайд 8

Концентрический
( Б произошло вследствие А)
— А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

Слайд 9

Библия («Студент» А.П.Чехова)
Мифы, предания, легенды («Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова)
Известный сюжет («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С.Лескова)
Исторические факты («Тарас Бульба» Н.В.Гоголя, «Капитанская дочка» А.С.Пушкина)
Реальные факты («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)
Биографический материал ( «Детство» Л.Н.Толстого)…

Слайд 10
А.С.Пушкин о сюжете:
В мои осенние досуги,
В те дни, как любо мне писать,
Вы мне советуете, други,
Рассказ забытый продолжать.
Что странно, даже неучтиво
Роман не конча перервать,
Отдав его уже в печать,
Что должно своего героя
Как бы то ни было женить,
По крайней мере уморить,
И лица прочие пристроя,
Отдавим дружеский поклон,
Из лабиринта вывесть вон.

В.Г.Белинский:«Мы думаем, что есть романы, мысль которых в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…»

Слайд 11
Вопросы и задания
Проанализируйте особенности лирического сюжета стихотворения А.Фета:

Ещё одно забывчивое слово,
Ещё один случайный полувздох —
И тосковать я сердцем стану снова,
И буду я опять у этих ног.

Душа дрожит, готова вспыхнуть чище,
Хотя давно угас весенний день
И при луне на жизненном кладбище
Страшна и ночь, и собственная тень.

Слайд 12
Проанализируйте особенности сюжета рассказа Л.Андреева «Что видела галка»
С какой целью автор преломляет сюжет через восприятие галки?
Какую задачу ставит писатель очеловечивая галку?
Как в сюжете заостряется тема жестокости мира?
Какова функция подробной экспозиции?
Какой образ из 2 абзаца тесно связан с образами 2 разбойников?
Завязка происходит, когда галку разбудило «ощущение человеческой близости»

С какой целью дальше сюжет разворачивается с недомолвками?
Докажите, что в рассказе 2 кульминации.
Почему выбор заглавия и подзаголовка можно считать удачным?
Напишите эссе « Извечная борьба в людях человеческого начала со звериным».

Слайд 13
Домашнее задание
Проанализируйте особенности сюжета рассказа Л.Андреева «Предстояла кража»:
Где завершается экспозиция и начинается завязка действия?
Как объяснить противоречие: герою тягостно одиночество, но приход в его дом знакомых мучителен?
Почему предыстория лишь намечена в сюжете рассказа? Что известно о прошлом его?
Найдите кульминационные точки рассказа.
Почему нет имени, а есть только «человек»?
Почему для героя так важно припомнить кличку щенка?
Как объяснить грубость к щенку?
Почему встреча со щенком изменила ход событий?
В рассказе неоднократно говорится, что зов о помощи щенка будет услышан. Что за этим скрывается?
Какой эпизод является развязкой и как он связан с экспозицией?
В чем философский смысл финального абзаца?

Посмотреть все слайды

Анализ рассказа Андреева «Цветок под ногой»

В другом рассказе «цветок под ногой» автор пишет от лица 6-его Юры. Произведение об ошибках и невнимательности взрослых. Юрочка не может не любить маму, для которой гости важнее сына, которая спешит на свидание с возлюбленным втайне от отца. Мальчик становится свидетелем ее безрассудств, но молчит. Ребенок многого еще не понимает, но уже инстинктивно ощущает, как правильно и должно поступить. Дети всегда чувствуют напряжение между родителями. Юрочка, словно цветок, который никто на именинах не замечает. Он под ногою матери. А все, что под ногою, часто мешает

Он по детской внимательности обращает внимание на каждую пылинку этого огромного таинственного мира, в то время, как он сам едва заметен на фоне родительских проблем

В данном произведении Андреев использует такой троп, как олицетворение: «страшно становилось за судьбу праздника»; «день бежал так быстро, как кошка от собаки» (оно же и сравнение); «всюду легла ночь, заползала в кусты».

Присутствует и звукопись:

Анализ рассказа Андреева «Валя»

Рассказ «Валя» (изначально заглавие было «Мать. Из мира детей») повествует о сложной детской психологии, о взрослении, о взаимопонимании. «Мать не та, что родила, а та, что вырастила» — глубокая мысль, которую доносит автор через характер маленького мальчика. А также идея неотвратимости судьбы и необходимости смирения перед лицом безысходности. Особый интерес представляет образ ребенка. Любопытен тот факт, что когда Андреев создавал характер и описание Вали, использовал в качестве прообраза свои детские фотографии. Автор охотно примерил на себя образ мальчика, сумел проникнуть в мысли, которые, возможно, таились в его собственной душе, когда он был ребенком.

Валя имел «общий вид строгой серьезности», рассудительный ребенок, не играющий с другими детьми, его лучший друг – книга. Он чутко реагирует на изменения атмосферы внутри семьи.

История, которую изобразил Л. Н. Андреев, до боли знакома многим. Обыденный сюжет, пропущенный через необычайно чувствительную психику автора, приобретает необычные черты, характерные детали.

Произведения Андреева «цепкие». Он хватает читателя за душу своей неординарностью, умением превратить простой сюжет в нечто глубокое, даже философское

Особое внимание стоит обратить на его язык и фигуры речи. Сравнения преобладают в тексте: «женщина окинула его взглядом, который словно фотографирует человека»; «она тотчас ушла в себя и потемнела, как потайной фонарь, в котором внезапно задвинули крышку»; «острый, как нож, смех»; «лицо мальчика было такое же белое, как те подушки, на которых он спал»

Более того, мальчик на протяжении всего рассказа сравнивает маму с «бедной русалочкой» из сказок Х. К. Андерсена.

Невозможно не обратить внимание и на яркую цветопись в текстах Андреева: «багровая пляска при свете факелов»; «огненные языки в красных облаках дыма»; «человеческая кровь и мертвые белые головы с черными бородами», «розовая лысина»

Критерии оценивания

Для качественного написания работы мало знать направления, по которым будет предложено итоговое сочинение 2021-2022 учебного года. При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).

К работе предъявляются два основных требования:

  • Требование №1. «Объём итогового сочинения»
  • Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»

Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).

Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:

  1. «Соответствие теме»;
  2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
  3. «Композиция и логика рассуждения»;
  4. «Качество письменной речи»;
  5. «Грамотность».

Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев. Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:

  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение
  • Критерии сочинения ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный арсенал
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: